Физиологическое развитие ребенка от 1 го
Наверное, как и все мамы, вы обеспокоены тем, как развивается ваш малыш, вы переживаете о том, все ли идет по «плану» в его развитии, нет ли отклонений.
Не секрет, что мы то и дело сравниваем успехи своего ребенка с успехами других детей и продолжаем волноваться, особенно, если ровесники нашего малыша оказываются более успешными и ранними, чем он.
Чтобы успокоиться и разобраться в ситуации, мы решили узнать, как должен развиваться ребенок от года до трех, какие есть особенности физического развития детей в этот период, когда стоит действительно начинать волноваться о развитии малыша и обращаться к специалистам.
Читай также: Как научить ребенка есть ложкой: 9 полезных советов
Вашему малышу 1 год
Физиология годовалого ребенка
В течение первого года жизни ваш малыш очень интенсивно рос и набирал вес. К году рост ребенка обычно составляет 76-78 см, вес – около 10 кг. После года малыш станет расти и набирать вес медленнее. Теперь главными задачами его организма будет оттачивание приобретенных навыков, развитие умений, формирование иммунитета.
К 12 месяцам многие малыши уже имеют около 12 зубов. Восемь резцов – по четыре сверху и снизу, и четыре коренных зуба. Если у вашего ребенка к году еще нет 12 зубов – это абсолютно не страшно, ведь все детки разные, скорее всего, что зубы у вашего малыша прорежутся в ближайшие месяцы.
К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа
Вы можете обнаружить, что у вашего годовасика абсолютно плоская стопа, не переживайте, это нормально. Все дело в том, что у детей под кожей стоп есть так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ваш ребенок начнет больше ходить. Тогда на стопе обозначится свод, и ножка малыша станет похожа на взрослую ногу.
К годовалому возрасту ребенок уже умеет спать всю ночь, обычно его ночной сон длится 10-12 часов. Днем малыш спит 1 или 2 раза по 1,5-2 часа.
Также большинство годовасиков уже умеет вставать и ходить без помощи родителей, а еще они способны произносить некоторые слова и называть по именам родственников. Нормальным считается, если ребенок сам пошел до 1,5 лет.
Мама-форумчанка Лариса поделилась своей историей: «Когда моему ребенку исполнилось 8 месяцев, и мы с ним в очередной раз пошли к педиатру, я спросила у доктора, нормально ли, что малыш еще не ходит, доктор сказал, что да. Но я все равно беспокоилось, мне казалось, что он уже должен ходить, ведь я в его возрасте уже сама ходила по кроватке. Проходили месяцы, а малыш все не начинал ходить, я просто изнервничалась, а еще все спрашивают, не пошел ли он еще. Когда до года оставался один месяц, ребенок начал ходить. Это случилось внезапно, однажды я возвращаюсь из кухни, смотрю, а сын в кроватке, держась за поручень, медленно идет. Я чуть не расплакалась. Во время нашего следующего визита к педиатру я узнала, что мой ребенок еще рано пошел, надо же, бывают, что начинают ходить и позже, но это считают нормой… ох уж эти нервы…»
На 12 месяце жизни вам с малышом будет необходимо посетить педиатра и пройти полное медицинское обследование в поликлинике, ребенка должен осмотреть хирург, невролог, ортопед, офтальмолог, стоматолог, лор-врач.
Советы родителям
Главное для родителей годовалого малыша – научиться быстро адаптироваться к изменениям в поведении ребенка. Настройтесь на то, что с 12 месяцев ваш малыш будет становиться все более самостоятельным изо дня в день. Кстати, психологи рекомендуют всячески поощрять детскую самостоятельность. Ведь это развивает мышление и характер ребенка.
Помните, что именно сейчас вашему малышу очень нравится копировать ваши действия и манеру поведения. Именно поэтому дальнейшее поведение ребенка во многом будет зависеть от того, как вы вели себя в то время, когда ему был годик.
Также важно обозначить для годовасика четкий список запретов, спокойно объяснить ребенку, почему нельзя залазить на подоконник, топтать цветы, бить животных и так далее, это очень важно для мироощущения малыша и его дальнейшего развития. Когда существуют запреты, ребенок чувствует себя более защищенным.
Как развивается ребенок в 2 года
Физиология ребенка
К 2 годам рост и вес ребенка составляет примерно 86-88 см и 12-13 кг. В этом возрасте показатели роста и веса для девочек и мальчиков могут уже сильно отличаться. Как правило, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче мальчиков. В этом возрасте у ребенка должно быть примерно 18-20 зубов.
Двухлетний малыш уже физически достаточно крепкий, теперь он может быстрее всему учиться. Кроме того, он стал более усидчивым, чем год назад. Теперь он может в течение 30-40 минут заниматься одним делом, именно поэтому в этом возрасте многие дети с удовольствием учатся рисовать.
Большинство двухлетних детей уже умеют прыгать, бегать, неплохо говорить (обычно словарный запас двухлетнего ребенка составляет примерно двести слов, которыми он активно пользуется).
Майя Бодрова, врач-педиатр клиники «Добробут», мама двух чудесных ребятишек: «По общепринятым нормам в 2 годика ребенок должен знать и понимать около 200 слов. Но бывает так, что ребенок почти не говорит, но все понимает. Это значит, что у него есть большой пассивный запас слов, но активно он пользуется всего несколькими десятками слов. В этом возрасте волноваться не стоит. Но если после 3 лет ситуация не улучшается, тогда стоит обратиться к специалисту».
В два года вам с малышом нужно будет посетить педиатра, а также логопеда, стоматолога и сдать все анализы (моча, кровь, кал).
Читай также: Раннее развитие: методика Гленна Домана
Советы родителям двухлетнего малыша
Двухлетние дети очень подвижны, поэтому родители должны обеспечить ребенку возможность для безопасного беспрерывного передвижения по квартире и улице.
Также рекомендуется больше гулять с ребенком на улице, ведь именно улица – это идеальное место для познания мира, там же столько всего интересного для двухлетнего ребенка!
В этом возрасте ребенок уже готов впитывать все, что видит и слышит вокруг, поэтому очень важно разговаривать с малышом, отвечать на его вопросы, прививать ему чувство прекрасного, а также понятие об обязанностях и ответственности.
Читай также: Как выбрать детский сад?
Развитие ребенка в возрасте 3 года
Физиология трехлетнего ребенка
Организм трехлетнего малыша сосредоточен на усовершенствовании ранее приобретенных навыков и обретении новых, именно поэтому теперь ребенок растет не так интенсивно, как раньше. К трем годам малыш прибавит в росте около 10-11 сам в сравнении с двухлетним возрастом, а в весе он прибавит 2-3 кг.
Рост и вес девочек и мальчиков в трехлетнем возрасте отличается, девочки будут на несколько сантиметров ниже и на несколько килограммов легче, чем мальчики. К трем годам у ребенка должны вылезти 20 зубов.
В 3 года ребенок уже достаточно развит физически, он может выполнять два действия одновременно, он легко перешагивает через препятствие, прыгает, бегает, учится кататься на трехколесном велосипеде, спрыгивает с небольшой высоты, может ловить мяч, лезть по лесенке, скатывается с горки. У малыша уже усложняются движения рук, он уже крепче все держит, его координация стала лучше.
Советы родителям трехлетнего ребенка
К трехлетнему возрасту ребенок уже готов воспринимать буквы и учиться читать, поэтому вы вполне можете начать занятия. Трехлетний ребенок уже знает большинство букв, поэтому у него легко получится сложить их в слова.
Также вы можете познакомить ребенка с геометрическими фигурами и цифрами, в этом возрасте память малыша работает очень продуктивно, он сможет многое запомнить в достаточно короткий срок.
Именно в трехлетнем возрасте рекомендуют отдавать ребенка в садик, он уже готов к жизни в коллективе физически и морально.
Читай также: Если ребенок плохо говорит…
Мама-форумчанка LERA рассказывает: «Я отдала своего сына в садик в два года, он отлично адаптировался, ему очень нравится ходить в садик. А вот моя подруга не отдавала малыша до пяти лет в сад, так он ей потом такие скандалы устраивал, когда она его первый месяц водила. Еще бы, он же привык всегда быть с мамой. Я считаю, что все хорошо вовремя, ну и родительский настрой важен, если вы сами «за» садик, то и ребенок будет «за». А если вы бесконечно переживаете, то ребенок это чувствует, и посещение садика будет у него связано с переживаниями».
Каждый ребенок – это индивидуальность, поэтому ваш малыш может развиваться не так, как ребенок вашей знакомой, но его темпы развития также будут считаться нормальными.
Чтобы не переживать попусту, посещайте с ребенком педиатра в срок, если что-то будет не так, доктор обязательно обратит на это внимание, а также внимательно наблюдайте за развитием малыша и поменьше сравнивайте своего ребенка с другими.
Растите здоровыми!
Читай также: 3 года ребенку
Источник
Глава 19. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
Скорость роста. Начиная со 2-го года жизни скорость роста ребенка быстро снижается. На смену интенсивным ростовым процессам приходят процессы клеточных дифференцировок, что обеспечивает существенно качественное изменение свойств детского организма, постепенно приближая его к зрелому состоянию. Пропорции тела продолжают изменяться, уменьшается относительный размер головы.
Зубы. Продолжается рост челюстей и прорезывание молочных зубов. На 2-м году жизни в норме зубы появляются в такой последовательности: предкоренные (14–15 мес), клыки (18–19 мес) и коренные (20–24 мес). К концу этого периода развития у ребенка должны прорезаться все 20 молочных зубов, что решающим образом влияет на пищевое поведение, поскольку позволяет ребенку к концу этого возрастного этапа перейти практически на взрослый рацион питания.
Скелетно-мышечная система. Рост костей продолжается, хотя далеко не так интенсивно, как в 1-й год жизни. Кости черепа к 3-летнему возрасту практически полностью срастаются, и после этого голова очень мало увеличивается в размере, причем главным образом за счет утолщения костной ткани. Скорость роста позвоночника также снижается, однако в нем происходят важные качественные изменения, связанные с формированием изгибов.
Очень важно в этом возрасте обращать внимание на развитие свода стопы и профилактику плоскостопия. Для этого необходимо следить за качеством и удобством обуви, а также поощрять ребенка к ходьбе босиком по грунту и траве в летнее время. Эта процедура будет одновременно служить и мягким средством закаливания.
Если тоническая мускулатура, которая обеспечивает удержание позы, уже достаточно сформирована и дальнейшее ее развитие идет в сторону количественного нарастания и повышения функциональной устойчивости, то фазические мышцы, от которых зависят сила и быстрота, проходят в этом возрасте лишь очередной, далеко не последний этап своего развития. С этим связаны многие особенности движений детей этого возраста, в частности их большая медлительность, плавность движений, отсутствие в двигательных реакциях резких рывков. Недостаточная сила мышц ног препятствует реализации фазы полета во время бега. В то же время именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие мышц рук, особенно управляющих тонкими движениями пальцев. Если годовалый ребенок использует кисти рук еще главным образом для хватания и удержания предметов и простейшей манипуляции с ними, то к возрасту 3 лет появляется способность к некоторым тонким движениям (начало рисования). Также примечательно обращение ребенка со спортивными снарядами, например с мячом. Для годовалого ребенка мяч не представляет специального интереса. Ребенок в возрасте 3 лет с удовольствием будет отталкивать мяч руками или ногами — такое движение соответствует уровню зрелости нервно-мышечного аппарата, но вот ловить мяч ребенок в этом возрасте еще практически не способен: слабая координация движений рук еще не позволяет осуществлять даже такие несложные с точки зрения взрослого действия. Степень развития скелетных мышц и уровень скоординированности движений во многом определяют облик ребенка в этом возрасте.
Мышечная активность. Мышцы годовалого ребенка обеспечивают ему возможность прямохождения в невысоком темпе, а к 3-летнему возрасту ребенок может уже передвигаться достаточно быстро (хотя настоящий бег появится только на следующем этапе — в этом возрасте ребенок не отрывает ног от земли, а истинный бег обязательно включает безопорную фазу). Ни настоящей силы, ни быстроты, ни выносливости ребенок еще проявить не может: для этого не готовы ни сами мышцы, ни управляющие ими нервные центры. Содержание окислительных ферментов в мышечных клетках еще очень невелико, и общие затраты энергии на мышечную активность остаются низкими. При этом мышцы-сгибатели развиты гораздо лучше, чем мышцы-разгибатели. Особенно хорошо развиты в этом возрасте мышцы, обеспечивающие сгибание в локтевом суставе и сгибатели кисти: ребенок 3 лет может удерживаться некоторое время на весу, ухватившись руками за перекладину. Однако подтянуться такой ребенок еще не может, необходимых для этого анаэробно-гликолитических волокон в структуре его мышц еще нет.
Источник
Только за первый месяц малыш прибавляет в весе 600-1000 грамм, а в росте – 2-3 сантиметра. Далее каждый месяц ребенок в среднем будет прибавлять 500-900 грамм, а вырастать на 2-3 сантиметра.
Во втором полугодии ребенок растет уже не так быстро, в среднем он прибавляет 400-500 грамм, а рост увеличивается на 1-2 сантиметра в месяц. Считается, что к полугоду вес ребенка должен удвоиться, а к году — утроиться .
Конечно, эти показатели усредненные. Многое зависит от исходного веса, наследственности, способа вскармливания и т.д. Если ребенок весел и здоров, но немного отстает в весе, то поводов для беспокойства нет – у каждого свои темпы роста.
1 месяц
Младенец уже не кажется таким беспомощным и несмышленым, как выглядел в первые дни после рождения. К этому времени он уже пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами. Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться. Если ребенка положить на живот, он попытается удержать голову.
2 месяца
В этом возрасте малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается. Издает достаточно много звуков – гулит. Хорошо держит голову лежа на животе.
3 месяца
В три месяца ребенок может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете. Если подвесить над ним игрушки, то он будет пытаться достать их рукой. А если вложить ему в ладонь погремушку, то он сможет какое-то время удерживать ее. При ласковом обращении к малышу, он начинает оживленно двигать руками и ногами, улыбаться, гулить – это называется комплекс оживления. В положении лежа на животе он долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья. Пытается переворачиваться со спины на живот.
4 месяца
Младенец уже может узнавать мать, отца, смеяться при общении с ними. Легко находит глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону. Может самостоятельно взять погремушку в руки и долго ее удерживать, разглядывать. Все его движения становятся более осознанными. Малыш часто изучает свои руки – долго рассматривает их, то приближая, то отдаляя их от глаз.
5 месяцев
В этом возрасте ребенок начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя. Может подолгу разговаривать сам с собой. Способен брать игрушку из рук взрослого и долго с ней играть. Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать. Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев
Поскольку этот возраст совпадает с возрастом введения прикорма, ребенок учится есть из ложки, пить из чашки и сидеть в детском стуле. Большинство полугодовалых детей уже четко знают свое имя и реагируют на него. Они начинает лепетать, при этом слышны отдельные слоги «ба», «ма». В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать. Днем периоды бодрствования достигают 5-8 часов в сутки.
7 месяцев
В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.
8 месяцев
Восьмимесячный ребенок способен самостоятельно садиться, ложиться, ползать, вставать и переступать у опоры. Сам может держать в руке сухарик, кусочек яблока, морковку и грызть их. Вообще в этом возрасте ребенок все тянет в рот – так он познает мир. В игре начинает подражать простым действиям – вынимает, стучит, катает машинку, мячик. Может выполнять по просьбе «ладушки», «сороку-ворону» и т.д. Громко, четко произносит отдельные слоги. Разброс навыков в этом возрасте достаточно большой – одни дети уже быстро ползают, а другие только-только начали сидеть. Вообще, чем сложнее навык, тем больший разброс по времени требуется для овладения им.
9 месяцев
В этом возрасте ребенок тянется к общению с себе подобными. Он будет с удовольствием играть с другим ребенком, подражать ему, «разговаривать» с ним. Некоторые малыши ходят, держась за ручку или за любую другую опору. Однако основным способом передвижения остается ползание. И иногда ребенок ползает быстрее, чем мама бегает. Поэтому самое время позаботиться о безопасности дома, в котором живет малыш. Убрать повыше все бьющиеся предметы, горшки с цветами, компьютерный системный блок, обезопасить электрические розетки и т.д.
10 месяцев
Совершенствование полученных навыков идет полным ходом – ребенок по просьбе выполняет ранее заученные действия, на вопрос «где», «дай» отыскивает искомый предмет. Если, родители учили ребенка есть ложкой и пить из чашки, то в этом возрасте он способен делать это самостоятельно. Подражает взрослым – повторяет новые слоги, действия с игрушками.
11 месяцев
Время первых шагов, первых сложенных пирамидок, первых слов – «ма-ма», «дай», «бай-бай». Лепет ребенка становится более разнообразным и сложным. В этом возрасте малыш начинает различать «своих» и «чужих». Совершенствуются моторные навыки — движения становятся более координированными и уверенными. Некоторые дети начинают ходить именно в этот период времени.
12 месяцев
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия – кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке. Знает много названий предметов, игрушек, имена близких людей. Понимает слово «нельзя», исполняет поручения «принеси», «дай». Способен различать геометрические предметы – кубик, шарик. Словарный запас расширяется практически с каждым днем, и у особо продвинутых личностей может составлять 10-15 слов. Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.
К этому возрасту у ребенка должно быть восемь зубов. Обычно к году закрывается родничок, но четких сроков закрытия родничка нет – это событие может произойти в промежутке между 8 месяцами и полутора годами.
Не стоит расстраиваться, если ребенок не укладывается в вышеприведенный график, ведь это усредненные данные. Многое зависит от его индивидуальных особенностей. Обычно если в чем-то ребенок отстает, то в другом опережает. А даже если ни в чем не опережает, то все равно сядет (встанет, пойдет, заговорит) рано или поздно. Главное, любить ребенка таким, какой он есть.
Источник