Физиологическое развитие ребенка к школе

Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную подготовку ребенка к школе:
знание букв и цифр, умение считать и писать. С их точки зрения хорошее интеллектуальное развитие
ребенка свидетельствует о его полной готовности к учебе. Физиологическую зрелость ребенка
зачастую не принимают во внимание. /Г.А. Свиридова/
Учитель начальных классов Свиридова Галина Анатольевна подготовила ряд рекомендаций по физиологической готовности ребёнка к школе.
Ребенок идет в школу. Часть 1.
Физиологическая готовность к школе
Каждый период развития позволяет человеку существовать в достаточно ограниченном диапазоне условий сформированности определенных психофизиологических свойств. Важным этапом развития человека можно назвать дошкольный период, заканчивающийся поступлением в школьное образовательное учреждение. К началу обучения в школе и организм ребенка, и его психические возможности испытывают значимые изменения. Ряд ведущих систем организма ребенка к 6-7 годам изменяются. При этом поступление ребенка в школу – одно из важнейших испытаний степени сформированности всего организма ребенка, его психической сферы, который сопровождается изменением динамических стереотипов дошкольной жизни. Чем больше готов организм ребенка преодолеть возникшие трудности в связи с поступлением в школу, тем более легко протекает у него процесс адаптации. Именно поэтому проблема «школьной зрелости», установление подходящего возраста для начала систематического обучения так волнует физиологов, психологов и педагогов. Одни ученые и специалисты полагают достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), другие связывают готовность непременно с умственным развитием, третьи считают необходимым условием определенный уровень психического, и прежде всего личностного развития.
В педагогической науке принято рассматривать три составляющих готовности ребенка к школе – это физиологическая, психологическая и мотивационная готовность.
Что такое физиологическая готовность ребёнка к школе? Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка. Суть проблемы состоит в том, что к началу систематического обучения детей может временно отставать развитие каких-либо школьно-необходимых функций, которые должны интенсивно использоваться для овладения ребенком основами грамоты. Обучение таких детей в школе сопровождают большие трудности, что резко повышает его физиологическую стоимость. Выделяют физиологическую зрелость; состояние здоровья; и уровень физического развития.
- Физиологическая зрелость.
Физиологическая зрелость – это своеобразный индикатор дошкольника, индивидуальный показатель готовности ребенка к систематическому обучению, который обусловлен влиянием как биологических, так и социальных факторов. Как определить физиологическую готовность? Рассмотрим таблицу «Антропометрические данные ребенка 6-7 лет».
Антропометрические данные (рост и вес ребёнка)
масса тела, кг | рост, см | ||
девочки | 6 лет | 19-23,5 | 111-120 |
7 лет | 21,5-25,7 | 118-129 | |
мальчики | 6 лет | 19,7-24,1 | 111-121 |
7 лет | 21,6-27,9 | 118-129 |
Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.
Сменой молочных зубов. Это указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство педиатров считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы).
Зрелостью мозга.
Попросите ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. Результат данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Готовностью руки к письму.
Это можно определить, оценив тонкую моторику и координацию движений руки. Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко.
Советы учителя «Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка?»
– Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
– Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
– Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
– Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
– Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
– Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
– Резать ножницами.
– Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
– Делать пальчиковую гимнастику.
– Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
– Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
- Здоровье ребенка.
Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем.
Самое главное условие готовности ребёнка к школе – ребенок должен быть здоров.
Ребёнка перед школой всегда внимательно осматривает медицинская комиссия, состоящая из различных специалистов.
Невролог. Одной из основных причин неуспеваемости часто являются неврологические нарушения у ребенка. Для охраны нервной системы вашего малыша очень важно соблюдать режим дня, насытить его время прогулками, избегать эмоциональных перегрузок (они могут быть вызваны просмотром агрессивных телепередач по, игрой в компьютерные игры).
Окулист. По современным медицинским данным именно зрение падает очень сильно при школьном обучении, наибольшее падение происходит именно в начальной школе. Поэтому вы должны знать способы профилактики нарушения зрения и уметь сформировать эту привычку у детей. В комнате, где находится, ребенок должно быть светло, при выполнении уроков, рисования, чтения должно быть организовано дополнительное освещение. Свет должен падать слева от ребенка. Нельзя допускать, что бы школьник читал лежа, с небольшим количеством света. Правильная посадка за столом убережет не только спину от дополнительной нагрузки, но и глаза. Нельзя близко смотреть телевизор и играть в компьютер. Также избегайте длительного пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора.
Наряду с профилактикой зрения необходимо заниматься профилактикой нарушения слуха. Это касается постоянного шума, особенно вредно и для младших школьников недопустимо использование наушников, хотя сейчас это популярно. Часто причиной неуспеваемости школьника является нарушение органов слуха. Такой ребенок плохо слышит объяснения учителя, обращенную к нему речь. Врач отоларинголог так же проводит осмотр ребенка.
Дошкольников перед школой осматривает стоматолог. Если у ребенка есть зубы, которые нуждаются в лечении это лучше сделать до школы.
Обязательный член врачебной комиссии – это ортопед. Одной из актуальнейших проблем, с которой сталкиваются многие родители – это нарушение осанки. Малоподвижный образ жизни школьника выступает как дополнительный фактор ухудшения осанки. Поэтому так важно учитывать потребность ребенка в движении, запишите его в спортивную секцию. Хорошо заняться плаванием, ходьбой на лыжах, ребенку необходимо активное пребывание на свежем воздухе.
- Уровень физического развития.
Устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму зависит и от уровня физической подготовки детей. Чем более физически развит ребёнок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться,- всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья.
Средние возрастно-половые значения показателей
развития физических качеств детей 6-7 лет
Показатели | Пол | 6 лет | 7 лет |
Скорость бега на 10 м, с | Мальчики | 2,5-1,8 | 2,3-1,7 |
Девочки | 2,7-1,9 | 2,6-1,9 | |
Скорость бега на 30 м, с | Мальчики | 7,6-6,5 | 7,0-6,0 |
Девочки | 8,4-6,5 | 8,3-6,3 | |
Дальность броска мяча весом 1 кг, см | Мальчики | 215-240 | 270-400 |
Девочки | 175-300 | 220-350 | |
Длина прыжка с места, см | Мальчики | 95-132 | 112-140 |
Девочки | 92-121 | 97-129 | |
Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м | Мальчики | 4,5-8,0 | 6,0-10,0 |
Девочки | 3,5-5,5 | 4,0-7,0 |
В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки, принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течение дня и выполнением физических упражнений, укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена. Большое значение имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата).
От нас, взрослых, от желания сохранить и укрепить здоровье своего ребенка зависит очень много. Мы желаем вам здоровья и успехов в предстоящей школьной жизни.
Источник
Физиологическая готовность ребёнка к школе.
Родители чаще всего обращают внимание лишь на интеллектуальную подготовку ребенка к школе: знание букв и цифр, умение считать и писать. С их точки зрения хорошее интеллектуальное развитие ребенка свидетельствует о его полной готовности к учебе. Физиологическую зрелость ребенка зачастую не принимают во внимание.
Три кита, три составляющих готовности ребёнка к школе – это физиологическая, психологическая и мотивационная готовность.
Что такое физиологическая готовность ребёнка к школе? Это:
– физиологическая зрелость;
– состояние здоровья;
– уровень физического развития.
- Физиологическая зрелость. Как её определить?
Антропометрическими данными (рост и вес ребёнка.
масса тела, кг | рост, см | ||
девочки | 6 лет | 19 – 23,5 | 111 – 120 |
7 лет | 21,5 – 25,7 | 118 – 129 | |
мальчики | 6 лет | 19,7 – 24,1 | 111 – 121 |
7 лет | 21,6 – 27,9 | 118 – 129 |
Пропорции тела, т.е. отношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличение скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут.
Сменой молочных зубов. Это указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство врачей считает, что у будущего школьника должны быть от 4 до 10 постоянных зубов, если речь идет о мальчиках, и от 5 до 11 постоянных зубов – у девочек. В 6-7 лет прорезываются передние, центральные и боковые резцы).
Зрелостью мозга (филиппинский тест).
Попросите ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проводя руку над теменем. Дети старше 7-8 лет и взрослые легко справляются с заданием, а вот 5-6 лет не может этого сделать, поскольку руки еще коротки. Результат данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Готовностью руки к письму (снимок кисти).
Это можно определить, оценив тонкую моторику и координацию движений руки. Тонкая моторика – это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребёнка?
– Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять поролоновые шарики, губку.
– Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.
– Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
– Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.
– Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.
– Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.
– Резать ножницами.
– Конструировать из бумаги (оригами), шить, вышивать, вязать.
– Делать пальчиковую гимнастику.
– Рисовать узоры по клеточкам в тетради.
– Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).
Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки, поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу необходимо проконсультироваться у специалистов: нет ли у него проблем со здоровьем
- Самое главное условие готовности ребёнка к школе – ребенок должен быть здоров.
Ребёнка перед школой всегда внимательно осматривает медицинская комиссия, состоящая из различных специалистов.
Невролог. Одной из основных причин неуспеваемости часто являются неврологические нарушения у ребенка. Для охраны нервной системы вашего малыша очень важно соблюдать режим дня, насытить его время прогулками, избегать эмоциональных перегрузок (они могут быть вызваны просмотром агрессивных телепередач по, игрой в компьютерные игры).
Окулист. По современным медицинским данным именно зрение падает очень сильно при школьном обучении, наибольшее падение происходит именно в начальной школе. Поэтому вы должны знать способы профилактики нарушения зрения и уметь сформировать эту привычку у детей. В комнате, где находится, ребенок должно быть светло, при выполнении уроков, рисования, чтения должно быть организовано дополнительное освещение. Свет должен падать слева от ребенка. Нельзя допускать, что бы школьник читал лежа, с небольшим количеством света. Правильная посадка за столом убережет не только спину от дополнительной нагрузки, но и глаза. Нельзя близко смотреть телевизор и играть в компьютер. Также избегайте длительного пребывания ребёнка за компьютером и у телевизора.
Наряду с профилактикой зрения необходимо заниматься профилактикой нарушения слуха. Это касается постоянного шума, особенно вредно и для младших школьников недопустимо использование наушников, хотя сейчас это популярно. Часто причиной неуспеваемости школьника является нарушение органов слуха. Такой ребенок плохо слышит объяснения учителя, обращенную к нему речь. Врач отоларинголог так же проводит осмотр ребенка.
Дошкольников перед школой осматривает стоматолог. Если у ребенка есть зубы, которые нуждаются в лечении это лучше сделать до школы.
Обязательный член врачебной комиссии – это ортопед. Одной из актуальнейших проблем, с которой сталкиваются многие родители – это нарушение осанки. Малоподвижный образ жизни школьника выступает как дополнительный фактор ухудшения осанки. Поэтому так важно учитывать потребность ребенка в движении, запишите его в спортивную секцию. Хорошо заняться плаванием, ходьбой на лыжах, ребенку необходимо активное пребывание на свежем воздухе.
- Уровень физического развития.
Устойчивость к нагрузкам, гибкость в адаптации к новому режиму зависит и от уровня физической подготовки детей. Чем более физически развит ребёнок, тем выше у него работоспособность, выносливость. Ослабленные дети будут часто болеть, быстро утомляться,- всё это не может, не отразиться на качестве обучения и состоянии здоровья.
Средние возрастно-половые значения показателей развития физических качеств детей 6-7 лет
Показатели | Пол | 6 лет | 7 лет |
Скорость бега на 10 м, с | Мальчики | 2,5 – 1,8 | 2,3 – 1,7 |
Девочки | 2,7 – 1,9 | 2,6 – 1,9 | |
Скорость бега на 30 м, с | Мальчики | 7,6 – 6,5 | 7,0 – 6,0 |
Девочки | 8,4 – 6,5 | 8,3 – 6,3 | |
Дальность броска мяча весом 1 кг, см | Мальчики | 215 – 240 | 270-400 |
Девочки | 175 -300 | 220 – 350 | |
Длина прыжка с места, см | Мальчики | 95 – 132 | 112 – 140 |
Девочки | 92 – 121 | 97 -129 | |
Дальность броска мешочка с песком правой рукой, м | Мальчики | 4,5 – 8,0 | 6,0 – 10,0 |
Девочки | 3,5 – 5,5 | 4,0 – 7,0 |
В дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию у детей правильной осанки, принимать меры для предупреждения искривления позвоночника и развития плоскостопия. Это достигается подбором мебели, соответствующей росту ребёнка, правильной дозировкой физической нагрузки в течение дня и выполнением физических упражнений, укрепляющих кости, связки, мышцы и другие системы организма и улучшающих процессы обмена. Большое значение имеет правильная организация двигательной активности ребёнка в течение дня. Надо избегать длительного пребывания ребёнка в одной позе (сидение, однообразная ходьба, так как это утомляет его и ведет к перегрузке некоторых отделов костно-мышечного аппарата).
От нас, взрослых, от желания сохранить и укрепить здоровье своего ребенка зависит очень много. Я желаю вам здоровья и успехов в предстоящей школьной жизни.
Источник