Физиологический объем желудка у ребенка в возрасте 1 года

Физиологический объем желудка у ребенка в возрасте 1 года thumbnail

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1-3 ЛЕТ

Возрастной период от 1 года до 3 лет жизни – ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

При составлении рациона важно придерживаться основных принципов:

• питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;

• необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;

• необходимо ежедневно включать в рацион ребенка все группы продуктов – овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;

•следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности.

Суточное количество пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно составлять 1000-1200 г, от 1,5 до 3 лет – 1200-1500 г. Средний объем одного кормления не должен превышать физиологический объем желудка ребенка: в 1 год – 250 мл, в 3 года – 350 мл.

Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5-6 приемами пищи, из которых 3 основных и 2-3 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи – полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед прогулкой. Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными. Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут. Возможны индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания. Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела. При построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед – 30-35%, полдник – 15-20%, ужин – 20%.

Принципы составления индивидуального рациона

При составлении индивидуального рациона питания ребенка необходимо ориентироваться на следующие принципы:

• рекомендуется сохранить 3 основных кормления (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак/полдник и кисломолочный продукт или 3-я формула перед сном), объем одного кормления -не более 250-300 мл;

• объем пищи (без учета воды) в сутки – 1000-1200 мл для второго года жизни и 1200-1500 мл – для третьего;

• до 25% суточной калорийности должен составлять завтрак, 30-35% – обед, 20% – ужин; полдник и молочные продукты перед сном – по 10%;

• овощи и/или фрукты должны присутствовать 4 раза в день;

• молочные продукты – 3 раза в день (включая молоко для приготовления каши, йогурты, кисломолочные напитки, творог, детские молочные смеси);

• злаковые продукты – каши, гарниры – 1 раз в день;

• хлеб – 2-3 раза в день;

• мясные блюда и/или птица – 1-2 раза в день;

• рыбные блюда – 2-3 раза в неделю;

• яйцо – 2-3 штуки в неделю;

•целесообразно использовать в питании детей данной возрастной группы специализированные продукты, обогащенные витаминами и минеральными

веществами. Часть молочного рациона рекомендуется заменить на специализированую молочную смесь (3-4-я формулы);

• важно соблюдать питьевой режим и для утоления жажды использовать воду, а не сладкие напитки;

• консистенция блюд должна соответствовать физиологическим особенностям ребенка;

• при приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара. В продукты промышленного выпуска не добавлять соль и сахар;

• если масса тела ребенка, индекс массы тела к возрасту находятся в диапазоне 25-75-го перцентиля, т. е. соответствуют возрастным параметрам, то рацион малыша должен соответствовать физиологическим потребностям.

В питании детей первых лет жизни не используются:

• грибы;

• закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;

• консервированные продукты домашнего приготовления;

• консервированные продукты в томатном соусе;

• сухие концентраты для приготовления гарниров;

• острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез;

• натуральный кофе;

• соки и напитки в виде сухих концентратов;

Читайте также:  Как правильно мыть голову ребенка 1 год

• сладкие газированные напитки;

• продукты, содержащие пищевые добавки (аромати-

заторы, красители искусственного происхождения,

в том числе жевательная резинка);

• комбинированные жиры;

• торты и пирожные.

Важно помнить, что детям этого возраста не следует давать слишком острую и пряную пищу.

Источники

www.pediatr-russia.ru

Шейкина Нина

Сотрудник Академии Специалистов Индустрии Здоровья, научный сотрудник НМИЦ СХХ А.Н. Бакулева

Источник

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот.

Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны. Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет.

Ферментативная активность слюны в раннем возрасте

Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая – это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, это обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод, желудок у ребенка, детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. В возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.

По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл.

Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них меньше желез, чем у взрослых, и функциональные способности их низкие. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и иное рН желудочного сока (4-5; у взрослых 1,5-2,2). В связи с этим белки недостаточно расщепляются в желудке пепсином (расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка). Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку.

Кишечник у детей, ребенка

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, поэтому аппендикс может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста (осмотр детский хирург поликлиника «Маркушка»). Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если молоко матери содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно ее выпадение через анальное отверстие. Брыжейка более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинациям и другим патологическим процессам. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Особенностью органов пищеварения у детей является также слабое развитие малого и большого сальника, поэтому инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто приводит к разлитому перитониту.

Читайте также:  Как кормить ребенка 1 год при аллергии

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых, но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН – щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50 % расщепляются под влиянием липазы материнского молока.

Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи.

Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи).

В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах – антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных – от 4 до 18 ч, у более старших – около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется.

Акт дефекации у детей, ребенка

Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет первородный кал, или меконий, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем испражнения здорового грудного ребенка имеют желтую окраску, кислую реакцию и кисловатый запах, причем консистенция их кашицеобразная. В более старшем возрасте стул становится оформленным. Частота стула у грудных детей – от 1 до 4-5 раз в сутки, у детей старшего возраста – 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее. Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве – кишечная палочка. Кал светло-желтый с кисловатым запахом, мазевидный. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей, ребенка

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых – 2 % массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также содержит больше таурохолевой, чем гликохолевой кислоты (таурохолевая кислота является антисептиком). Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Система органов пищеварения у детей, ребенка. Обобщение

Система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Читайте также:  Что можно и что нельзя давать ребенку в 1 год

Источник

: / .: .. , .. , .. , .. , .. . .: – (), 2008. 259 .

10. – . .

: 7- 3- . 78 , 12- 2 : ( ) ( ). . 3- , 3- . , . , . ( ) , , . 1 . 3 : , ; . 1- : , , ; , , .

. ( , ) ( ), .

:

1) 90, , ;

2) 270º, ;

3) , .

, . : . : , . , , , .

, . . .

10- , , .

10- 22- , , , 3840 .

1620- : , , .

, ( ).

. , , , ( ). . . . , . , ( ) . .

, . , . . , . , .

, . 34 . , . 34 , ( ). (, ) . . . , .

; . . .

. , . 34 , . . .

, . III IV , 2 IVV , 12 VIVII . 1012 , 5 16 ; 78 , 1 1 12 1,5 ( ).

, . . – . . . . X XI .

. , X , XII , . . , , , . , , .

, , . (), , , , .

3035 , 1 250300 , 8 1000 .

, , , . . , .

(, ), , , ( ), , ( ). ( ), .

. , – -, .

, : , , , , , , . . . ( ) .

2,53 , , 2040. 11,5 , 2,53 . , – .

, . , , . , . .

, , -, ; -, ; -, . 2- .

. . , . , (, , , ) .

I- . 12 IIIIV . 4 713 ( 2430 ). , 7 , .

, , , ( ).

2/5, 3/5 . .

. , , , . .

, , , . , . .

, 7 ( ).

:

  • ;
  • ;
  • ;
  • .

, – .

57 .

, , . , -, .

, , , .

, . . , , . 34- , .

, , , . . , . .

, 45 , 1 7 ( 9-12 ). – , .

. (29 ), .

, , 4 27 ; 2- . , .

, ; 1 , 5 15 . .

(1229 ). 5 , . . 7 .

. , , . 2- . .

, , 20 .

, , , , . . , , , (, , , , , , ), .

, .

, .

( ), ( ). , , , . , ( ), ( ) ( ). – .

; . , . , .

, , , , – , . , .

, , , , . ; . .

() , , , , . , .

, . ; 2 36 , ; . 23 ( ) – . , , , , . 45 . , , , – – , . – , . , 12 .

1020 . , 79- , , B.bifidus, B. Coli, B. Acidophilus, B. Bifidus .

. , X- , 56 . I- . 3 . , . . , 1012 , .

. : 4% , 2%. , , .

1 3- – 12 – . 7 , .

, . , , . 8 , .

. , , . 3- , .

. -, .

, , . . ( , , ) , .

, , , , .

, , , , , , (, D, , , ) , .

, , – , .

. . ( ). , .

.

. – .

, , .

, , 20% 5 . – , . .

:

  • ( , , , – , ..);
  • (, , , , .);
  • ( , , , ..);
  • (, , , – , -, .).

:

– , , . 30 . , 30-60 , , , , ;

– . . , , . . . , , , , , , . .

– . . , , . (, ). , . . , , .

– . , , , , ( ) . , . , , , .

– , .

.

  • : , , , , . – – .
  • . , , , , , . 1- – (), .
  • . (, , ). .
  • , , .
  • , , , . ( , , , ), – ( , , , , ). . , , .. . 1 , . . , , . , . , , , .

1-2 , – , , , . . . – – . – 7 , 2-3 – .

, , – , , 3-4 6 1-2 . ( ), – , (, ). 1-2 . , :

  • , , , , , ( );
  • , , , , ( );
  • , – ;
  • , – ( ) ;
  • , ( ), , ;
  • ( 15 ), , , , ;
  • ( 10 ) , , , ;
  • ( 100 ), , , ;
  • , , , – ( );
  • , ;
  • 34 , – , ;
  • , – , ;
  • ( 2% ). ( ), ( , ), , ;
  • ( ), – (, , , );
  • ( , , , 23- , ( );
  • ( 48 ) . 13 , (, , , .). , .

, , , , .

:

  • , , ;
  • ;
  • , .

. :

  • ( , ), ; ( 4 );
  • (, , , );
  • (, , .);
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • – ;
  • ;
  • , , .

. , , . , . -, . , ( ), ( ). ( , , ), . , ( -). ( ) ( – ). . : , , : . : , ; , ; , ; – . , , , . (, , , , ).

. . ( , ) , , . . .

, .

, , , , , , , (). . . , , , .

. ( , v.portae), v.portae . , , .

. . . : , . – , . , , 9 : ; (), (), , , . : , . , . , . , .

, . . , , .

, , . , . , 2345 . , , .

. . , . , . .

. , .

:

  • (, , , ).
  • ( , ).
  • , .
  • , .
  • .
  • .
  • .

, . , .

: , , , , , – . , .

. , . , , . , , , . .

, , , . (), . , , , . , , S- ; , . , .

, , . . .

. () . (, , , .). ( ), – .

. – . . .

, . (.. ). ( ) . , , , . , , . , . ( ).

– . 23 , . .

: , , , , , , .

. .

(), . , , – . . – .

, . . , .

, , . . , , . . . 24 .

. . . ( ). ( ) . 1 . , , . , , , , .

, .

, .

, 46 .

.

. – 23 , 57 12 . . 7 . : () . , . . . . .

. () . . , , . . , , . , .

, . , .

, , , , , ( ), .

( ), , . , . .

, , , , , , . , , , , – , , , . ( ).

. () (. ).

, :

  • ( ) ;
  • c ( );
  • a- ( ) ;
  • c 8- ;
  • c 10-11-12 , .

:

  • – ;
  • ( ) ;
  • ( ) .

, : , . , linea axillaris anterior d (), IVVII . linea medioclavicularis d VVI . , . . – , , . 3- .

, . , . , , 1-2 , , .

, 5-7- .

:

  • , V-VI , ( ) ;
  • – , ;
  • – , .

: 9x8x7 1. 5-6 – .

. , , , – .

:

  • – ;
  • . . , ;
  • – ( , , ).

. . , . , . , , , , , .

. . (). . – , , , . .

, ( , .), . , , , .

, . .

() . . . .

, . , , , . , , . .

– . – . .

, ( 0,008 /, 6 /) , -. . ( ), ( 1 ), . . . λ . : 4 15 . . 0,1% 0,25% ( ). 5 1 4 15 . , , 9 , 0,1%- . . . 24.

24. 5

(/)

15-60

27-64

55-165

(. .)

10-30

30-60

30-85

(. .)

20-40

40-80

45-135

(- HCl)

0,75-2,56

1,47-2,8

4,5-11,5

pH / (.)

1,6-2,0/ 20-25

1,2-2,0/10-15

pH

2,0-4,9

2,0-3,9

– ( ) . , ( -24). .

– -. . ( ). 30- 0,5 , 30 ( ). 7,0-8,0, 15-20 . 10 0,1% (0,1 /10 ) 0,025% (6 / ). 30- . :

  • 0-1,5 ,
  • 1,6-2,5 ,
  • 2,6-6,0 .

, – 4 : , , , .

– , – , .

– 10% , ( – 20 2 ).

– .

– , .

() . – , , .

(), – .

– , , .

:

) – , :

  • – , (), ();
  • , , , (II, VII, IX, X), (V );
  • – γ- , Ig M IgG, ( ), ;
  • , (), 5-, -, , ;
  • ;
  • : α – ;
  • HBsAg, HBeAg, HBcAg, HCAg (Ab) ;
  • (, , , ) ;
  • ;
  • ( );

) ( , , , .), ;

) ;

) , ;

) – , , ;

) , , .

. . 55 75 . , . . 15-20 -, . (), .

  • ( 25% , ), . 1,2 /.
  • , . 4 .
  • ( ) – ( ) . 2,5 .
  • ( 25 ). ( 33 ) ( 1,3 /). . 25. .
25.

, /

1,2 0,3 (1,0-1,5)

,

4 2 (2-6)

,

2,5 0,3 (2-3)

,

25 5 (20-30)

/

1,5 0,5 (1-2)

,

33 11 (22-44)

, /

1,3 0,2 (1,1-1,5)

, – (- ) (- ).

. , , , , , . (. 26).

26.

,

20-35

20-50

30

– ()

1007-1015

1016-1032

1007-1010

, /

115

7-14

, /

35

1,0-5,8

, /

4,3

0,8-2,1

, /

4,5

1,4-2,7

1,67-4,45

616 /.

50500 /.

2-4

5-10

2-4

:

  • – – .
  • , .
  • , .

. 27.

27 .

,

100-300

,

( ), ( )

, –

,

,

,

,

,

:

, ,

(. 28).

28.

, ,

, ,

, – , , ,

. ,

, ,

, , ,

, , ,

D- , 5 D- (: 1- 11%, 15%).

– (-, -, -) ( 50 /2).

0,1 /.

;

130150 ./, .

, -31, 5% , .

( ) 80 100 3 ; .

.

, .

, : – , , .

. , , , ..

, .

. – .

“”

. : ” “, ” -“,

” “, ” ” .

Источник