Физиологические показатели ребенка 1 год

Физиологические показатели ребенка 1 год thumbnail

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 – 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Источник

Анатомо-физиологические особенности детей от двух месяцев до года

Читайте также:  Развестись если ребенку 1 год

Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.

Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.

Костная система: Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году – большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) способствует гидроцефалии – водянке головного мозга.

Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 – верхних, после них – еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее – дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38ЬС) “сбивать” не следует – это естественная защитная реакция организма (см. также гл. Стоматология).

Мышечная система. Если поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги – в коленях и притянуты к животу, оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.

Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитию легких. Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыханий составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. – 35-40, в 7-12 мес. – 30-35 вдохов-выдохов. У детей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.

Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт. ст.

Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости. Следует помнить, что у грудных детей интенсивность всасывания в кишечнике питательных веществ очень высока. На 1 кг массы их тела требуется в 2-2,5 раза больше пищи, чем взрослому.

Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятся эластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.

Нервная система. Уже в самом начале грудного периода ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, при появлении чувства голода плачет, сосет пальцы, при близости материнской груди оживляется, поворачивает голову, производит сосательные и глотательные движения. В этом возрасте уже становятся более сильными мышцы шеи и спины, и ребенок, лежа на животе, ненадолго приподнимает голову, а в вертикальном положении несколько секунд удерживает ее прямо. При прикосновении к подошвам ребенка, лежащего на животе, он отталкивается ногами и пытается ползти, а если поддерживать его под мышки, опирается ногами.

Двухмесячный удерживает голову в течение более длительного времени. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. В ответ на обращение к нему улыбается, “гулит”. При прикосновении к стопам ребенок уже не пытается ползти – этот рефлекс исчезает. В 3 месяца не только свободно удерживает голову, но и легко переворачивается со спины на живот. Более точно улавливает направление звука и поворачивается в его сторону. При близости груди матери, бутылочки или ложки открывает рот, тянется. Проявляет чувства – любит, когда с ним играют, а если перестают заниматься, кричит.

В 4 месяца уже садится при опоре и поддержке. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Не только улыбается, но и смеется.

5-месячный ребенок уже хорошо знает мать, различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения его становятся более уверенными, он стоит на ногах, поддерживаемый под мышки.

6-месячный самостоятельно садится и сидит без поддержки. Пытается ползать на четвереньках, при поддержке встает и делает попытки переступать ногами, переворачивается с живота на спину. Может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба, па и др.

Читайте также:  Рост головы ребенка от 1 года до 3 лет

7-месячный ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Повторяет слоги: ма-ма, па-па и др.

8-месячный ребенок свободно ползает, встает и сам садится, цепляясь за кроватку. Повторяет заученные движения, хлопает в ладоши. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной.

9-месячный выполняет довольно сложные движения – перебирает игрушки, выполняет простые просьбы: “дай ручку” и др. Ищет спрятанный предмет. Пытается стоять, не опираясь. Ходит, держась за руку. Садится из вертикального положения.

10-месячный сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку. Подражает движениям взрослых. Начинает произносить простые слова.

11-месячный ребенок встает, садится, нагибается. Знает названия некоторых предметов и показывает их. Понимает запрещения и выполняет просьбы. В конце первого года делает первые шаги без поддержки. Произносит отдельные слова. Его запас около 10 слов.

Источник

Общий анализ крови у детей в норме. Причины отклонений

Общий анализ крови в педиатрической практике имеет не менее важное значение чем в диагностике заболеваний взрослого человека. От этого исследования начинают отталкиваться при любом обращении к врачу, а первый обязательный общий анализ крови проводят уже на пятый день жизни ребенка. Картина крови ребенка обладает рядом особенностей и отличий от таковой у взрослых, поэтому любому профессиональному педиатру необходимо знать множество нюансов, чтобы поставить правильный диагноз или вовремя распознать развитие какого-либо заболевания.

Первой важной особенностью общего анализа крови у детей является высокая изменчивость результатов, которая зависит от множества факторов – возраста ребенка, его диеты, физической активности, даже эмоционального состояния и атмосферы в семье. Особой лабильностью отличается кровь детей возрастом до двенадцати месяцев, поэтому нормы основных показателей общего анализа крови в этот период можно лишь приблизительно выразить в такой таблице:

общий анализ крови у детей в норме

Как видим, картина крови разительно меняется уже в первые несколько дней жизни ребенка, особенно это касается гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитарной формулы. Эритроцитоз ребенка связан с относительно низким содержанием кислорода в крови матери, поэтому для нормального обеспечения тканей и органов необходимо много гемоглобина и к тому же особого строения – так называемого гемоглобина F, который легче связывает молекулы газов. После рождения и начала работы дыхательной системы необходимость в таком количестве гемоглобина отпадает и начинается массированный распад эритроцитов и образование новых со “взрослым” гемоглобином А, что служит причиной, помимо изменения картины общего анализа крови, еще и транзиторной (физиологической) желтухи.

В крови новорожденного ребенка, в отличии от взрослого, наблюдается довольно сильный лейкоцитоз (повышение уровня лейкоцитов). Причины этого понятны – после рождения малыш начинает контактировать с огромным количеством новых антигенов окружающий среды, что и является сильным стимулятором образования новых иммунокомпетентных клеток. Лейкоцитоз в первые месяцы жизни ребенка является нормальным этапом формирования и развития иммунной системы.

Не менее разительные изменения происходят не только в количественном, но и качественном составе лейкоцитов, которые состоят из нескольких типов клеток. Рождается ребенок с преобладанием нейтрофилов, особенно их сегментоядерной фракции (такая же картина наблюдается и у взрослого человека), однако сразу после рождения их количество начинает падать при одновременном росте числа лимфоцитов. Все это приводит к тому, что примерно к концу первой недели жизни их количество уравнивается (так называемый, первый физиологический перекрест лейкоцитарной формулы), а затем лимфоцитов становиться значительно больше, чем нейтрофилов. Такое распределение лейкоцитов в общем анализе крови ребенка сохраняется на несколько лет, вплоть до дошкольного периода. Причиной такого явления также являются особенности развития иммунной системы ребенка.

В последующие годы жизни картина крови уже не меняется столь динамично, но, тем не менее, наблюдается постепенный рост многих параметров и их изменение под значения взрослого человека. Картина общего анализа здоровых детей до начала подросткового периода представлена в таблице:

общий анализ крови у детей в норме

За этот период наблюдается рост количества эритроцитов и гемоглобина до показателей взрослого человека, преобразование лейкоцитарной формулы и снижение общего числа лейкоцитов. После окончания грудного периода количество гемоглобина в крови ребенка находиться на уровне 100 г/л, что вполне покрывает потребности тканей. Однако при росте изменяется соотношение массы, площади поверхности и пропорций тела, что вынуждает кровеносную систему работать эффективней и количество эритроцитов с гемоглобином неуклонно повышается.

Читайте также:  Дневной рацион ребенка 1 год 1 месяц

В пред- и дошкольный период большинство детей успевают переболеть хотя бы некоторыми детскими инфекциями – вопреки возражениям родителей, это полезно для иммунной системы малыша, подобные болезни являются тренировкой защитных сил организма. Поэтому со временем количество иммунокомпетентных клеток в общем анализе крови снижается, достигая к 3-4 годам нормального уровня взрослого человека. Также этапом созревания иммунной системы является “второй физиологический перекрест лейкоцитарной формулы” – к шести-семи годам количество лимфоцитов и нейтрофилов снова уравнивается, а затем начинают преобладать сегментоядерные лимфоциты.

Несмотря на описанные особенности и высокую изменчивость показателей общего анализа крови у детей хороший педиатр должен уметь увидеть патологические изменения в картине крови для постановки верного диагноза. Здесь мы рассмотрим наиболее частые причины изменений крови у детей, которые у взрослых практически не встречаются или обнаруживаются очень редко.

Гемоглобин и эритроциты – это основная часть крови, которая ответственна за питание тканей и снабжение их кислородом, что особенно важно в условиях быстро растущего и развивающегося организма. У детей первых лет жизни “скачки” этих показателей не редкость. Повышение количества эритроцитов и гемоглобина у грудного ребенка чаще всего свидетельствует об обезвоживании, которое в этом возрасте развивается очень быстро, особенно при рвоте, диарее, высокой температуре. Постоянно высокие значения этих показателей могут натолкнуть на мысль о пороках развития сердца или почек – эритроцитоз сопровождает митральные и аортальные пороки, а также комплексные дефекты развития сердца. Высокий уровень гемоглобина и эритроцитов может возникать при стенозе почечных артерий и некоторых опухолевых заболеваний.

Снижение уровня гемоглобина или анемия встречается намного чаще. Причиной этого явления может быть использование неадаптированных смесей при питании ребенка или недостаточное поступление продуктов с железом в более старшем возрасте. Сильная анемия может быть основным симптомом некоторых наследственных заболеваний (талассемия) или последствием кровопотери.

Лейкоциты – особую проблему в расшифровке общего анализа крови ребенка составляет интерпретация полученной цифры количества лейкоцитов. Все дело в том, что этот показатель очень тонко реагирует на малейшие раздражители – от инфекционных агентов до перемены положения тела (ортостатический лейкоцитоз). Поэтому за среднюю норму берутся данные из таблицы, а к родителям предъявляют особые требования к подготовке ребенка к забору крови:

– Накануне процедуры не следует резко менять режим питания (давать новую смесь, ранее неизвестные ребенку продукты), стоит также воздержаться от жирной и высокобелковой пищи;

– Количество стрессовых для ребенка следует также резко снизить – при плаче и других сильных эмоциях у детей количество лейкоцитов увеличивается;

– При далеком расположении поликлиники или лаборатории от дома, ребенка лучше привезти туда для сдачи анализов, а не идти пешком – физическая нагрузка также может быть причиной лейкоцитоза. Как вариант – ребенка можно принести на руках.

Повышение лейкоцитов может быть симптомов гнойных и воспалительных заболеваний. Очень сильное повышение лейкоцитов (в разы выше нормы) может быть признаком онкологического заболевания – лейкоза или лимфомы. Снижение количества лейкоцитов наблюдается в случае некоторых специфических инфекций (краснухи, гепатита), при общем истощении и гиповитаминозе, некоторых аутоиммунных заболеваниях (ревматизме, красной волчанке).

Эозинофилы – особую роль в диагностике многих детских заболеваний является определение такого показателя, как эозинофилы. Эта фракция лейкоцитов участвует в “погашении” аллергического процесса и утилизации гистамина. Повышение количества эозинофилов (эозинофилия) может быть первым симптомом таких серьезных заболеваний, как бронхиальная астма, поллиноз, аллергический диатез. Эозинофилия в общем анализе крови также свидетельствует о наличии глистной и протозойной инвазии, что также более часто встречается у детей, чем у взрослых. Нередко повышенный уровень эозинофилов является поводом для полного обследования организма на предмет наличия паразитов или аллергического процесса.

Учебное видео – общий анализ крови в норме и при болезни

Скачать данное видео и просмотреть с другого видеохостинга можно на странице: Здесь.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Профилактика заболеваний”

Автор: Искандер Милевски

Источник