Физиологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте

Физиологические особенности развития ребенка в подростковом возрасте thumbnail

Для родителей, для повзрослевших дочерей и сыновей мы сегодня расскажем про физиологические особенности подростков в период полового созревания. В подростковом возрасте происходят изменения, которые превращают организм ребенка, в организм взрослого человека.

Эти изменения происходят одновременно – во внешности и внутри организма.

В случае внутренних изменений в организме – они происходят под воздействием гормонов, которые вырабатывает гипофиз и репродуктивная система человека.

Под влиянием гормонов половых желез начинают производиться половые клетки (сперматозоиды и яйцеклетки), человек становится способен к сексуальной активности и размножению.

Физиологические особенности подростков

Само формирование биологически заключается в изменениях во внешнем виде ребенка.

Стремительный рост тела сопровождается также увеличением внутренних органов: сердца, легких, почек. Завершается созревание тогда, когда все органы и системы полностью развиты.

Физиологические особенности подростков

Период полового созревания, как правило, бывает разделен на 3 фазы.

  1. Подготовительная – предпубертатная, продолжающаяся 2-3 года, от 8-9 до 10-12 лет.
  2. Фаза формирования – пубертатная, продолжающаяся, как правило, 4 года от 11-12 до 15-16 лет.
  3. Фаза полной зрелости – постпубертатная, продолжающаяся у девочек в 16-18 лет, у мальчиков до 18-21 года жизни.

В стадии подготовительной, процесс развития ребенка является стабильным и гармоничным. Ребенок в школе начинает учиться сознательности.

Время между 7 и 10 годами – это период подготовки организма к будущим интенсивным преобразованиям, которые будут иметь место в период полового созревания.

Можно наблюдать интенсивное вытягивание конечностей. Семилетние ребенок достигает зрелости основных двигательных функций, которые будут через три года совершенствоваться.

Результатом этого будет достижение гармонии движений и координации.

С возрастом постепенно увеличивается, в этот период способность к концентрации внимания, развивается память механическая и логическая. В это время совершенствуется речь, формируется характер, формируется разум и сфера эмоций.

Физиологические особенности подростков

В период от 5 до 14 лет происходит смена зубов молочных. Девочки развиваются обычно быстрее мальчиков, это заметно, также и в случае зубов. У них смена зубов начинается в среднем на полгода раньше, чем у мальчиков.

Девочки «перегоняют» мальчиков в росте, подвижности и интеллектуальном развитии.

Половое созревание подростков

Дети вступают во взрослую жизнь. Происходит процесс превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину. В процессе этого развития происходят интенсивные физиологические изменения под воздействием гормонов, выражающие себя в изменениях внешности.

Конечным результатом этих преобразований является достижение половой зрелости, а, следовательно, и способность к репродукции.

Чтобы ребенок стал взрослым сознательным человеком, рука об руку с физическим развитием, должно идти развитие психическое. Процесс формирования определяет фактор генетической наследственности. Анализируя развитие периода полового созревания у родителей, можно определить – будет ли ребенок созревать быстрее или медленнее.

На развитие ребенка также влияет среда, в которой он развивается, образ жизни, способ питания и очень много других факторов. Большое влияние на развитие оказывает психическое состояние ребенка – депрессии могут замедлить процесс созревания.

Внешним признаком полового созревания девочек является появление первой менструации (менархе). Это большое событие в жизни каждой молодой женщины.

Однако, оно еще не означает что девушка готова выносить и родить ребенка. В результате действия женских половых гормонов (эстрогенов) на половые органы, происходят периодические кровотечения, называемые менструацией.

Сначала это циклы нерегулярные и безовуляционные, так как уровень гормонов, вырабатываемых гипофизом и яичниками слишком низкий. Тем не менее, это признак серьезных изменений, происходящих в организме девочки, и сигнал, что она в будущем сможет родить детей.

Физиологические особенности подростков

У мальчиков признаком полового созревания является эякуляции спермы – поллюции (ночные). Это естественный процесс, признак изменений, происходящих в организме, спонтанное очищение половых органов. Не стоит переживать по этому поводу

Период полового созревания подростков длится в среднем 5-7 лет. Дети акселераты проходят этот период быстрее тех, у которых развитие замедляется.

У подростков, созревающих медленнее, часто возникают проблемы в сфере эмоций и формирования личности. Иногда доходит до депрессии, вызванной невозможностью идти в ногу за сверстниками в физиологических изменениях.

Подростки начинают беспокоиться о своей внешности. Девочки стыдятся груди, а мальчики, например, акне и мутации голоса.

Если созревание происходит слишком быстро или слишком медленно – это требует специализированного лечения.

Особенности физиологии, характерные для созревающего подростка:

  • Контур и пропорции головы достигают значения очень близкого к конечным.
  • Стираются постепенно функциональные и морфологические различия систем и органов в отношении ребенка и взрослого.
  • Происходит окончательное формирование скелета.

Особенности в зависимости от пола:

  • У мальчиков происходит гиперплазия плечевого пояса и мускулатуры.
  • У девочек происходит гиперплазия подвздошной кости и жировой ткани.
  • у мальчиков наблюдается тенденция к головокружениям и обморокам
  • у девочек возникает капризность, могут возникнуть проблемы в школе.

У обеих полов наблюдается повышенная чувствительность организма к влиянию внешних факторов. Зачастую углубляют или образуются новые дефекты осанки и нарушения опорно-двигательного аппарата. Рост и у мальчиков, и у девочек не происходит гармонично.

Период полового созревания подростков является периодом многих проблем. Поэтому важно обеспечить оптимальные условия жизни ребенку.

Подростковый период заканчивается достижением биологической зрелости и, следовательно, способностью к дальнейшему размножению. Зрелость биологическая еще не означает, что ребенок уже полностью взрослый.

Ум остается по-прежнему, как у ребенка. Ребенок не готов психологически к репродукции. Не готов к самостоятельной жизни, не умеет в полной мере функционировать в обществе.

Значительную роль в психической подготовке ребенка к взрослой жизни играет семья и школа. Они также помогают формировать личность, обуздать эмоциональное состояние и объясняют сложные вопросы из сексуальной сферы.

Подросток получает указания, необходимые для определения своего “Я” – системы ценностей и жизненных целей.

Физиологические особенности подростков

Половое созревание мальчиков

Физиология мальчика отличается от физиологии девочки, поэтому созревание их выглядит совсем по-разному. Созревание у мальчиков характеризуется тем, что в этот период происходит более интенсивный рост, чем у девочек.

Наблюдая детей дошкольного возраста, можно отметить, что мальчики ниже ростом, чем девочки. Мальчики созревают иначе, чем девочки – они позже входят во все фазы созревания, позднее происходит также фаза интенсивного роста.

Но, когда она наступает, можно отметить у мальчиков более интенсивные изменения. Происходит быстрый рост костной ткани.

С началом подросткового периода в организме начинается настоящая гормональная буря. Изменяется состав крови. Выделяется тестостерон, повышены параметры содержания в крови гонадотропина.

Примерно в 11 лет начинают развиваться яички, меняется структура и пигментация мошонки.

Около года спустя, увеличивается пенис, в крови повышается уровень мужских гормонов, называемых андрогенами.

Тринадцатый год жизни приносит с собой дальнейшие изменения, появляются первые волосы на лобке и вокруг основания полового члена.

Другим знаком, заметным для окружающих и свидетельствующим о вступлении в этап полового созревания является появление волос на лице ребенка и под мышками.

У мальчиков пик созревания приходится на 14 год жизни. Наблюдается мутация голоса, связанная с удлинением гортани и голосовых связок. В этом же возрасте наблюдаются также первые поллюции.

Интенсивное развитие замедляет свой темп примерно в 16-18 лет. Половые органы, а также соматические особенности, как ширина таза, плеч и высота тела получают свои окончательные значения. Также завершается процесс оссификации скелета.

Половое созревание девочек

У девочек этот процесс начинается приблизительно на два года раньше. Девочки в определенном возрасте выше мальчиков, а это связано с быстрым ростом костей.

Физиологические особенности подростков

Процесс полового созревания у девочек начинается примерно в 10 лет. С увеличением длинных костей расширяется таз, растет жировая ткань, округляя плечи и бедра.

Примерно в 11 лет у девочек происходит увеличение молочных желез. В этом же возрасте у девочек появляются первые выделения из влагалища, под влияние эстрогенов.

Выделения из влагалища слизистые с кислой реакцией и запахом. Их появление свидетельствует о переходе в следующий этап – полового созревания.

Начинается этап полового созревания девочек непосредственно с появлением первой менструации. Появляется она примерно в 12-14 лет. Конечно, могут быть отклонения от этого срока.

Климат, образ жизни все это влияет на функционирование молодого организма.

Первые менструации возникают чаще всего без овуляции. Она начинается тогда, когда яичник способен вырабатывать и высвобождать яйцеклетки. Часто овуляция и менструация не совпадают во времени.

Выравнивание этих процессов происходит на протяжении около 2 лет. Менструальные циклы у девочек отличаются от менструаций у взрослой женщины. Менструации бывают нерегулярные, их сопровождают головные боли, боли в пояснице, усталость, спазмы в области живота.

Возраст 11-12 лет также характеризуется появлением волос вокруг половых губ. Появляется рост волос подмышками. Начинают формироваться груди.

Последняя фаза периода полового созревания девочек – это этап взросления. У девочек начинается примерно в 15-16 лет и продолжается до 18 лет. Менструальные циклы становятся регулярными, они совпадают с овуляцией. Происходит окончательное развитие и соматический рост скелета.

Подростковый возраст является особым в жизни каждой женщины, когда возникает и развивается все то, что составляет ее женственность. Это процесс многолетний и разнообразный.

Физиологические особенности подростков

Разнообразие это зависит от генетических факторов, окружающей среды и образа жизни девочки. Девочка превращается в женщину.

Весь период полового созревания – это процесс многоступенчатый, в котором формируются, соответственно, физические характеристики, способность к выработке половых клеток, а также психика.

Ребенок начинает расти, появляются вторичные половые признаки, меняется тембр голоса, цвет лица, способ перемещения и жесты.

Процесс формирования проходит в разном темпе у каждого подростка, но если отставание или опережение в развитии очень значительное, то следует проконсультироваться у врача.

Про физиологические особенности подростков в период полового созревания мы объяснили, желаем здоровья и счастья в будущей взрослой жизни!

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:

Источник

Александр ИЛЬИН,

кандидат медицинских наук

Подростковый возраст, согласно классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти до восемнадцати лет, когда завершается созревание организма.

Нервная система

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям.

У части подростков возбуждение нервных процессов преобладает над торможением: реакция на словесную, устную информацию бывает замедленной или неадекватной, что необходимо учитывать при построении учебных программ и контроле за их соответствием возрастным особенностям. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого – повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость…

Эндокринная система

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функции эндокринных желез.

Основной особенностью эндокринной перестройки в подростковом периоде является активация системы гипоталамус-гипофиз. Это ведет к изменению гормонального статуса.

Основными гормонами гипофиза, обеспечивающими рост и развитие организма в подростковом периоде, являются гормоны его передней доли. Гормон роста отвечает за развитие и рост тканей тела. Он стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Выработка гормона роста достигает пика к двенадцати-четырнадцати годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

С другим гормоном гипофиза – стимулятором выработки гормонов корой надпочечников – связаны важнейшие физиологические функции интенсивно растущего организма. Вырабатываемые под его воздействием вещества влияют на рост костной и мышечной ткани, на приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В подростковом возрасте это в определенной мере обеспечивает биологические основы усвоения знаний, трудовых и жизненных навыков, выработки и за-крепления других социально значимых условных рефлексов.

Половое созревание, формирование и становление репродуктивной функции в подростковом возрасте в основном зависят от уровня тех гормонов гипофиза, которые влияют на функцию половых желез. Эти гормоны совместно с гормонами половых желез, воздействуя на структуры центральной нервной системы, могут влиять на половое поведение.

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Нет ни одного органа, работа которого не зависела бы от них. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, “управляется” гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка…

Потребность организма в гормонах щитовидной железы у подростков повышена, и это может вызвать “рабочее” увеличение щитовидной железы, которое чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. К так называемому возрастному увеличению щитовидной железы следует относиться с большим вниманием, потому что оно может маскировать различные болезни этого органа. Многолетний перерыв в йодной профилактике, нарастание экологического неблагополучия, усиление стрессов привели в последние годы к значительному росту болезней щитовидной железы.

Половое созревание

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление полового созревания совпадает с подростковым возрастом и является его отличительной чертой. Созревание репродуктивной системы достигает уровня взрослого человека к семнадцати-восемнадцати годам.

Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием подростков. Так, ускорение роста у мальчиков и девочек начинается в разном возрасте.

У мальчиков наиболее интенсивный рост происходит в тринадцать-пятнадцать лет, у девочек – в одиннадцать-тринадцать. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с десяти лет. После тринадцати-четырнадцати лет, с наступлением первой менструации, темп роста девочек резко падает, и мальчики начинают вновь обгонять их.

Нарастание веса также имеет определенные закономерности: до одиннадцати лет вес девочек и мальчиков примерно одинаков: с одиннадцати до четырнадцати лет вес девочек превышает вес мальчиков, но к ше-стнадцати годам вес юношей значительно превосходит вес их сверстниц.

Уровень полового созревания отражает состояние нейро-эндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.

У некоторых подростков ростовой скачок и наступление полового созревания происходят раньше или позже, чем у большинства сверстников. В таких случаях принято говорить о несовпадении биологического и паспортного возраста, общей задержке или ускорении полового и физического развития. Эти особенности следует учитывать при построении учебных программ.

Иммунная система

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к

внешним воздействиям, является иммунная система. Формирование и становление иммунной системы – это процесс, который зависит от наследственной предрасположенности и влияния факторов внешней среды. Согласно современным представлениям, существует пять критических периодов развития иммунной системы, пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в двенадцать-тринадцать лет, у мальчиков – в четырнадцать-пятнадцать.

Гормональная перестройка, а также факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы у подростков, что является причиной возникновения многих хронических заболеваний. Это необходимо учитывать при организации медицинского наблюдения, при определении объема и спектра оздоровительных мероприятий, проводимых в образовательных учреждениях.

Сердечно-сосудистая система

Деятельность сердца и сосудов в подростковом периоде также имеет свои особенности, в значительной мере связанные с изменением гормонального статуса и нервной системы. В период полового созревания происходит интенсивный рост сердца в длину, ширину, увеличивается объем его полостей.

Меняются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений. Во всех возрастных группах у девушек отмечается более частый сердечный ритм, чем у юношей. Подростки часто испытывают неприятные ощущения в области

сердца (боли, чувство давления, сердцебиение), они страдают повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям.

Один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы – артериальное давление (АД). Уровень АД, как известно, находится в определенной зависимости от возраста, пола, показателей физического развития, наследственно-конституциональных особенностей организма, национальности, климато-географических факторов, социально-гигиенических условий и образа жизни. Начало полового созревания сопровождается повышением уровня АД. Такая физиологическая реакция направлена на поддержание кровоснабжения организма на оптимальном уровне при быстром увеличении длины и массы тела. У юношей с возрастом отмечается равномерное увеличение значений АД. У девушек наибольший уровень АД выявля-

ется в тринадцать-четырнадцать лет.

Повышение уровня АД в период полового созревания нельзя однозначно рассматривать как плохой прогноз на будущее. В то же время подростки с повышенным АД, в сочетании с наследственной отягощенностью, ожирением и другими признаками, имеют высокий риск заполучить в дальнейшем гипертониче-скую болезнь.

Костно-мышечная система

В период полового созревания в основном завершается формирование костной ткани. Для нормального роста костей скелета необходимо поддерживать достаточный уровень кальциевого обмена, то есть подросток должен получать более значительное, чем взрослый и ребенок, количество кальция – это важно для пропорционального увеличения массы и плотности кости.

Кроме того, обмен кальция в подростковом возрасте зависит от функционального состояния органов пищеварения, мочевыделения и других систем, с которыми связаны поступление и выделение этого минерала из организма.

Изменения гормональной регуляции, хронические заболевания органов пищеварения, почек, недостаточное употребление высококалорийных продуктов, а также продуктов, содержащих витамин D, кальций, фосфор, белки – могут привести в подростковом возрасте к нарушениям обмена кальция и ухудшению формирования костной и хрящевой ткани, замедлению или ранней остановке роста костей скелета, возникновению заболеваний костей, суставов и позвоночника (сколиозы), а в будущем – к раннему и быстрому снижению минеральной плотности кости. Исследование костной плотности у московских школьников (НЦЗД РАМН, 1977-1999 гг.) показало, что более чем у 40% подростков десяти-семнадцати лет она снижена, и это является серьезным симптомом глубоких нарушений обмена кальция.

Костная ткань очень чувствительна к воздействию биологических и средовых факторов риска. Этим определяется высокий риск формирования специфической для подросткового возраста патологии костной ткани – остеохондропатий, а также деформаций позвоночника и грудной клетки, число которых ежегодно возрастает.

Патология костной ткани, возникшая в юности, в дальнейшем может способствовать формированию специальной недостаточности, в том числе вести к ограничению в выборе профессии, трудоустройстве, годности к службе в Вооруженных Силах и т.д. Вот почему надо использовать все возможности для профилактики нарушений формирования костного скелета (в том числе элементы оздоровительной гимнастики во время уроков и контроль за адекватностью нагрузок на уроках физкультуры).

Мышечная ткань в период полового созревания подвергается значительным преобразованиям, при этом отмечается интенсивное увеличение мышечной массы. У девушек показатели мышечной силы достигают уровня взрослых женщин в возрасте четырнадцати-пятнадцати лет.

У юношей мышечная сила значительно увеличивается в возрасте четырнадцати лет, но уровень ее достигает уровня взрослого значительно позже, чем у девушек. В подростковом возрасте недостаточность кальция и витамина D может отражаться на силовых возможностях мышц. На фоне быстрого роста может отставать развитие координации движений, поэтому подростки выглядят угловатыми, неповоротливыми при движении и в играх.

Органы дыхания

Ряд особенностей характерен и для системы органов дыхания. Происходит интенсивное развитие грудной клетки, дыхательных мышц, рост легких. Дыхание становится глубже, реже. Устанавливаются половые различия в его типе (у юношей – брюшной, у девушек – грудной).

Интенсивная перестройка органов дыхания должна обеспечить бурно растущий организм кислородом, недостаток которого при интенсивной физической нагрузке особо чувствителен. Как правило, девушки хуже адаптируются к недостатку кислорода, чем юноши. У подростков, когда они находятся в душных помещениях или испытывают большие физические нагрузки, могут случиться обмороки. Это необходимо учитывать как при проведении обычных уроков в классе, так и при занятиях физкультурой.

Органы пищеварения

В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти-одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати-тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.

Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.

Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении. Это необходимо иметь в виду при организации учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах школы, в беседах с родителями по вопросам режима труда и отдыха детей.

Нервно-психическое развитие

Конкретное, образное мышление, характерное для детей, в подростковом возрасте все больше уступает место абстрактному, становится более самостоятельным, активным, творческим. Эти особенности важно учитывать, поскольку они влияют на качество получаемого общего и профессионального образования, на усвоение основных практических навыков, определенных стереотипов поведения, образа жизни.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать-тринадцать лет, у девочек – на тринадцать-пятнадцать. В старшем подро-стковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции – более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Подростки, по сравнению с детьми, более целеустремленны, настойчивы. Однако проявления этих качеств часто бывают односторонними. Для них характерно попеременное проявление полярных свойств психики: целеустремленность и настойчивость могут сочетаться с импульсивностью и неустойчивостью; повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях – сменяться легкой ранимостью и неуверенностью в себе; возвышенность чувств может уживаться с сухим рационализмом, циничностью, враждебностью и даже жестокостью. Становление характера, переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности – все это обнажает и

заостряет слабые стороны личности подростка, делает ее особенно уязвимой и чувствительной к неблаго-приятным влияниям среды.

От семи до двенадцати лет усложняются механизмы субъективных эмоциональных переживаний, возрастает роль таких явлений, как страх и повышенная возбудимость. Эти особенности созревания психики должны быть знакомы не только психиатру и педиатру, но и педагогу, психологу.

Развитие психических функций осуществляется в определенном порядке, последовательно усложняясь от уровня к уровню. Недоразвитие высших уровней находит свое отражение в растормаживании влечений, инстинктов, низших эмоций. Влияние этого механизма достаточно часто обнаруживается в клинической картине нарушений психического развития в детском и подростковом возрасте.

Формирование всех психических функций еще не завершено, и различные нарушения в этот период без должного компенсирующего воздействия могут привести к серьезным проблемам у взрослого человека.

Наиболее частой формой нарушений психического здоровья у подростков является умственная отсталость. Как правило, выраженные ее формы диагностируются в раннем возрасте, но у современных подростков достаточно часто встречаются стертые, клинически слабо выраженные варианты. Могут быть и нарушения синхронности психического развития, которые приводят к возникновению патологических типов личности (психопатии).

Физическое развитие

Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки.

За двадцатилетний период наблюдений (1970-90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В 90-е годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.

Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.

Источник