Физическое здоровье ребенка 1 года жизни

Физическое здоровье ребенка 1 года жизни thumbnail

Оказывается, в детской поликлинике нам о здоровье ребенка говорят не все. Ставят диагноз «гипертонус» – но не объясняют, как он может в дальнейшем отразиться на учебе и даже личной жизни. Фиксируют рост и вес, умеет ли переворачиваться и ползать – но ни слова не говорят о телесной чувствительности ребенка и о том, как ее развивать. Итак, чего не знают о развитии ребенка до года родители и многие врачи?

Когда речь заходит о физическом развитии младенцев, родители с удовольствием рассказывают о том, когда малыш начал переворачиваться, сидеть и ползать, какой у него рост и вес… Для многих физическое развитие детей до года этим и ограничивается.

Но как устроен процесс физического развития «изнутри»? Что «запускает» и поддерживает двигательную активность ребенка? Что является основой его будущей энергичности, целеустремленности, ловкости?

Это пять ключевых составляющих физического развития, которые бурно развиваются именно в первый год: тонус, телесная чувствительность, схема тела, ритм, точность и целенаправленность движений. Сегодня поговорим о первых двух.

Тонус

«Если вашему ребенку не поставили диагноз гипер- или гипотонус, значит, вы забыли показать его специалисту», – так шутят современные родители. Тонус чаще всего ассоциируется у нас с повышенным тонусом, то есть излишним напряжением мышц, которое надо устранять при помощи массажа. Реже мы слышим про гипотонус – недостаточное напряжение, вялость мышц.

Нормальный тонус – это оптимальный баланс между напряжением и расслаблением. Тонус целостен и охватывает весь организм: выдающийся психофизиолог Н.А. Бернштейн называл его «фоном всех фонов», потому что именно тонус обеспечивает готовность всех мышц к работе, равновесие тела, управляет движениями и положением шеи и туловища, влияет на осанку, придает голосу наполненность и выразительность, обеспечивает нашу способность и напрягаться, и расслабляться.

Кроме того, физический тонус тесно связан с эмоциональным – физическая и эмоциональная устойчивость как две стороны одной медали: нарушения тонуса сопровождаются нарушениями эмоциональной устойчивости, а наши переживания и стрессы ведут к нарушениям устойчивости физической. Недаром мы говорим: «ноги подкашиваются», «почва уходит из-под ног», «голова идет кругом».

К моменту рождения ребенка тонус еще не успевает «созреть», и огромная роль в его формировании принадлежит маме. Когда мама нянчится с малышом, обнимает его, укачивает, кормит грудью, она тем самым своим тонусом буквально выстраивает его тонус. Недаром рекомендуется кормить младенца – пусть даже из бутылочки – не в кроватке или на стуле, а держа его на руках, прижимая к себе и поддерживая его голову. В любящих руках, где тепло и безопасно, можно расслабиться, любое напряжение снимается мягким покачиванием или нежным поглаживанием. Если мама расслаблена и спокойна, это передается и младенцу.

Формированию тонуса способствуют и всевозможные вращения, кружения, легкие подбрасывания, во время которых малыш испытывает очень важные ощущения взлета и падения, воздействия на его тело силы тяжести. Экспериментально подтверждено: если младенцев кружить, поднимать, опускать, то они раньше начинают ходить. Но делать это надо в моменты «соподстраивания», «тонического объединения».

Что такое соподстраивание? Его можно хорошо почувствовать, когда мы, например, несем засыпающего или спящего ребенка. Когда малыш только засыпает, его тельце «подстраивается» под наши руки, прижимается к нам, как бы сливается с нашим телом. Но вот он уснул, и тельце выскальзывает, обвисает, малыша уже нести не очень удобно.

Если на первых этапах развития малыш все же «недобрал маминых рук», может произойти серьезный сбой в оптимизации тонуса – и тогда говорят либо о гипер-, либо о гипотонусе.

Ребенок с гипертонусом чересчур напряжен, зажат, скован, он легко возбуждается – его невозможно ни спать уложить, ни одеть для прогулки, ни покормить нормально. Главная проблема таких детей – неспособность к расслаблению, невозможность «отпустить» лишнее напряжение, успокоиться.

Малыш с гипотонусом, наоборот, слишком вялый. По мере взросления у него появляется сутулость, неуклюжая походка, ему трудно поддерживать неподвижную позу, ухудшается восприятие себя в пространстве: ребенок то и дело «спотыкается о воздух» – легко теряет равновесие при ходьбе или изменении положения тела. «Ясно, что пытаться проявлять ловкость с таким двигательным аппаратом – все равно что писать сломанным карандашом», – говорит Бернштейн.

Родители чаще обеспокоены гипертонусом ребенка – его легче заметить, и он доставляет много хлопот. А на сниженный тонус поначалу, как правило, не обращают внимания: дети с гипотонусом – послушные, не проявляют чрезмерной активности и не досаждают взрослым. Они «удобные», особенно для ухаживающих за ними нянь. В их скромности и стеснительности мы не усматриваем проблемы – они начинаются уже позже, когда становится понятно, что такие дети быстро устают, их сложно чем‑то заинтересовать, они ничего не хотят, растут вялыми и физически, и эмоционально.

Тонус – необходимое условие, чтобы ребенок рос ловким, сильным, активным и, что очень важно, способным не только напрягаться, но и расслабляться и благодаря этому на физическом уровне чувствовать доверие к миру, единение с ним.

Телесная чувствительность

«Себастьян – ему восемь лет – постоянно суетится. В школе теребит страницы книги, играет фломастерами, стучит линейкой и ломает карандаши. Он скрипит зубами и жует воротник. Колени Себастьяна ходят ходуном, нога постукивает, глаза мечутся, пальцы теребят уши. Он двигает свой стул назад, а затем рывком обратно. Он ерзает на месте, садится на корточки, прижимая колени к груди. Он срывается с места при любой возможности поточить карандаш или бросить мятую бумагу в корзину с мусором. Его неудержимая активность мешает учителю и одноклассникам. Себастьян ищет ощущений: больше, больше, больше…»

Так Кэрол Сток Крановиц в своей книге «Разбалансированный ребенок» описывает мальчика с нарушенной телесной чувствительностью.

Сегодня жалоб на таких детей, как Себастьян, очень много – и от родителей, и от учителей. А причины такого поведения чаще кроются в том, что ребенок в первый год своей жизни не получил столь необходимых ему разнообразных телесных ощущений и впечатлений.

Все богатство жизни младенца состоит в телесных ощущениях: ему нужно все увидеть, услышать, потрогать, попробовать на вкус. Его мир буквально соткан из чувств. Его впечатления, эмоции, желания, потребности находят свое выражение через тело.

Поэтому ребенку так необходим физический, телесный контакт с мамой: именно она – главный посредник в непрерывном взаимодействии между младенцем и окружающим миром. Для малыша жизнь на руках у мамы полна сенсорных впечатлений: запах и вкус ее молока, звуки ее голоса, узоры на ее кофточке, ее нежные прикосновения… Малышу можно давать прикасаться к одежде мамы и папы, к различным предметам и поверхностям – столу, стульям, дивану. А еще ему понравится изучать разную еду не только на вкус, но и на ощупь, и на запах.

Если ребенок по каким-то причинам лишен достаточного количества впечатлений – зрительных, слуховых, осязательных и т.д., то у него возникает состояние, которое называют сенсорной депривацией, или сенсорным голодом. «Обедненная среда», вызывающая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте, а для ребенка в первый год жизни она особенно губительна: у малыша может развиться повышенная или пониженная чувствительность, а также состояние, связанное с постоянным поиском ощущений.

Ребенок с повышенной чувствительностью избегает прикосновений, болезненно реагирует на яркий свет или громкие звуки, ему не нравится определенная пища – ее запах, температура и даже текстура, его раздражает что-то из одежды, его укачивает в машине.

Ребенок с пониженной чувствительностью, наоборот, может не отвернуться от яркого света, не заметить неприятного запаха, не почувствовать вкуса еды. Он не замечает, что у него грязное лицо, руки, одежда, он часто роняет вещи.

Ребенок, ищущий ощущений, как в случае Себастьяна, любит громкие звуки, его привлекают светящиеся, движущиеся предметы, он обнюхивает еду и игрушки, может облизывать, пробовать и даже жевать несъедобные вещи. Он валяется в лужах, бесцельно роется в вываленных им же на пол игрушках, на улице постоянно сталкивается с людьми и т.д.

Нянчась с малышом в первый год жизни, мама обеспечивает ему благоприятную среду для получения разнообразных впечатлений, ощущений и переживаний. Они и формируют телесную чувствительность ребенка. Особенности его отношений с миром и с собственным телом, его восприимчивость к внешним и внутренним сигналам, а значит и его эмоциональная устойчивость, во многом будут зависеть от того, насколько эти впечатления были приятными и разнообразными.

Продолжение следует.

Источник

Как растет и меняется малыш от 1 до 2 лет, как укрепить его здоровье и способствовать развитию, на что важно обратить внимание.

Изменения в организме малыша

В течение года вы были свидетелями того, как «беспомощный комочек» стремительно превращается в разумного человека. Сегодня ваш малыш почти прочно стоит на ногах и в состоянии с помощью жестов и простых слов поддержать практически любую беседу.

На втором году жизни малыш растет уже не столь быстрыми темпами, как на первом. За целый год длина его тела увеличивается в среднем на 10 см, а вес – на 2 – 2,5 кг (всего лишь на 200 г за каждый месяц). Однако, несмотря на относительно небольшие изменения в размерах, кроха продолжает удивлять вас стремительными темпами развития.

На ваших глазах происходят существенные изменения в теле малыша.

  • Растет его грудная клетка, развиваются легкие, постепенно снижается частота дыхания.
  • Растет сердце, совершенствуется работа органов пищеварения, продолжается формирование иммунной системы.
  • Совершенствуется и опорно-двигательный аппарат: кроха становится более устойчивым в вертикальном положении, у него улучшается координация движений.
  • К 24 месяцам обычно закрывается большой родничок. Но не стоит волноваться, если это произойдет немного позже: нормой считается закрытие родничка до 36 месяцев.

Когда малыш только пытается делать первые шаги, его тело выглядит непропорциональным: голова кажется непомерно большой, а ножки коротенькими. Но за 12 месяцев фигура ребенка приобретает совершенно другие очертания, и к своему второму дню рождения он уже не будет напоминать младенца.

Для оценки физического развития малыша педиатры обращают внимание прежде всего на соотношение роста и веса. Очень важен и тот факт, что развитие каждого крохи индивидуально и зависит от многих факторов, таких как наследственность, доношенность/недоношенность, антропометрические показатели при рождении, перенесенные заболевания и т. д. Есть и еще один нюанс: у детей данного возраста масса тела и длина не всегда увеличиваются параллельно – время от времени малыш может слегка полнеть, а затем вытягиваться.

У вашего крохи развиваются зрение и слух: он уже хорошо различает мелкие вещи и стал лучше видеть объекты вдали. Постепенно малыш приобретает способность воспринимать предметы «объемно» и оценивать расстояние до них.

Физические способности ребенка

Как правило, малыш начинает ходить самостоятельно в возрасте около года. Хотя и здесь все индивидуально: кто-то в буквальном смысле убегает от родителей в 10 месяцев, а кто-то к 15 месяцам только осваивает ходьбу без поддержки. Не переживайте: оба варианта укладываются в понятие нормы. Также имейте в виду, что от первых попыток сделать шаг без поддержки до освоения навыка устойчивой ходьбы, как правило, проходит 1 – 2 месяца. Мы рассказываем подробно о развитии этого умения здесь.

Первые шаги малыша очень короткие, он делает их широко расставив полусогнутые ножки, но уже к 2 годам ребенок ходит, почти не сгибая ног: его походка становится уверенной, и руки уже не помогают удерживать равновесие.

Этапы формирования двигательных навыков у детей во второй год жизни:

  • В 12 месяцев среднестатистический малыш может самостоятельно ходить, приседать и вставать без опоры, а также приносить предметы по просьбе взрослых, открывать или закрывать дверь
  • В 13 – 14 месяцев ребенок может ползать по ступенькам, взбираясь на высоту до 1 метра, пройти без остановки 10 метров, перелезть на четвереньках через бревно.
  • В 15 – 16 месяцев кроха уже уверенно ходит, перешагивает и перелезает через невысокие препятствия. Он уже может бросить маленький мячик на расстояние до 0,5 метра.
  • В 18 месяцев малыш легко влезает на предмет высотой 10 см, перешагивает через препятствия такой же высоты, бросает в цель достаточно большой мяч.
  • В 21 месяц ребенок может перешагнуть через перекладину или веревку, приподнятую на расстояние 10 см, перешагивает через несколько предметов, лежащих в 20 см друг от друга, приставным шагом.
  • В 2 года самые ловкие малыши уже могут подбрасывать мяч вверх, прыгают в длину примерно на 40 см, ходят по наклоненной под углом 10 – 15 градусов доске, перешагивают препятствие высотой 20 – 30 см.

Чтобы помочь малышу на втором году жизни расширить свои физические возможности и в совершенстве освоить сложные движения, важно не ограничивать его стремление к свободе перемещения. Конечно, в рамках разумного: задуманное крохой действие не должно грозить ему опасностью.

У ребенка в возрасте от 1 до 2 лет психическое развитие напрямую зависит от физического: чем больше малыш двигается и чем свободнее перемещается, тем шире его представления о пространстве и времени, тем точнее его выводы о причине и следствии.

Развитие речи

Второй год жизни ребенка – это период интенсивного умственного развития. У малыша складываются первые представления о собственной личности, развивается целенаправленная деятельность, речь становится неотъемлемой частью мышления.

Как правило, до 18 месяцев у малыша формируется навык понимания речи, который появляется значительно раньше, чем умение говорить. Мы рассказываем о развитии речи здесь.

  • От 1,5 до 2 лет идет увеличение активного словарного запаса, то есть слов, которые кроха так или иначе произносит. По данным Американской академии педиатрии, активный словарь большинства двухлеток включает 50 слов, но вполне может составлять и 200 – 300 лексем.
  • Не стоит расстраиваться, если словарный запас вашего малыша на втором году жизни по большей части остается пассивным. Все дети не могут иметь одинаковые темпы развития, и овладение речевыми навыками именно та область, в которой наиболее ярко проявляются индивидуальные особенности малышей. Скорость освоения языка у ровесников может быть совершенно разной хотя бы потому, что кто-то из них более «коммуникабелен» от природы, а кто-то – менее. И это ровным счетом ничего не говорит о разнице в уровне развития интеллекта «молчунов» и «болтунов», по крайней мере в подавляющем большинстве случаев.
  • В ваших силах помочь малышу стать более разговорчивым, сделав чтение обязательным пунктом занятий с ребенком. На данном этапе желательно выбирать короткие книги, написанные простым, доступным языком, лучше в стихах, с повторяющимися рифмованными фразами. Подобранные по возрасту книжки должны удерживать внимание крохи яркими картинками, возможно с сенсорными вставками. Кроме того, не забывайте, что с ребенком необходимо как можно больше разговаривать, используя достаточно простые и четко произносимые фразы. Живое общение с мамой – лучший стимул для развития речи, ведь с ней так хочется поделиться своими радостями и переживаниями, похвалиться победами!

В возрасте от 1 до 2 лет начинают проявляться индивидуальные особенности каждого ребенка. Поведение детей этого возраста тоже различно, и оно уже сильно зависит от эмоциональной атмосферы, в которой растет малыш, и от воспитания, которое он уже успел получить.

Плановые посещения врачей и прививки

Как вы знаете, в 1 год следует пройти с малышом обширное комплексное обследование, включающее осмотр ребенка:

  • Педиатром,
  • Неврологом,
  • Хирургом,
  • Офтальмологом,
  • Отоларингологом,
  • Стоматологом,
  • Психиатром.

Рекомендуется также посетить ортопеда. В обязательном порядке делается общий клинический анализ мочи и крови плюс анализ крови на глюкозу и ЭКГ.

После прохождения диспансеризации визиты к своему педиатру рекомендуется наносить раз в квартал, то есть каждые 3 месяца. Один раз в течение года (как правило, в возрасте 18 месяцев) проводится лабораторное обследование крови, мочи и кала.

Согласно национальному календарю прививок, в 12 месяцев проводится реакция Манту, затем вакцинация против кори, краснухи и паротита, а также четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (делается не всем детям, по рекомендации врача).

В 18 месяцев календарь прививок предписывает ревакцинацию против дифтерии, коклюша, столбняка и полиомиелита, а также вакцинацию против пневмококка.

В 20 месяцев снова проводится ревакцинация против полиомиелита.

Диспансеризация здорового ребенка после года осуществля¬ется только в возрасте 3 и 5 лет. Однако при наличии показаний или хронических заболеваний врач назначает ребенку обследование по индивидуальному графику.

Как сохранить крепкое здоровье ребенка

Здоровье ребенка в этом возрасте напрямую зависит от степени его физической активности. Поэтому важно предоставить ему возможность много двигаться и, конечно же, гулять на свежем воздухе.

Разумеется, следить за шустрым малышом, да и еще и таким любопытным, нужно очень внимательно. В этом возрасте ребенок хочет до всего дотянуться, все потрогать, все попробовать на вкус.

  • Очень важно оградить его от контакта с предметами, таящими в себе опасность для детского здоровья: это мелкие игрушки и различные детали, острые углы мебели, не закрепленные на стене стеллажи и комоды, огнеопасные предметы, лекарства, бытовая химия и ядовитые растения.
  • Не забудьте поставить специальные дверки-решетки, преграждающие путь к опасным местам – лестницам, дверям, ведущим на балкон, и т. д.
  • Проверьте, чтобы ни одно окно в вашем доме ребенок не мог открыть самостоятельно. Помните, что дети на втором году жизни достаточно смышленые для того, чтобы сооружать лесенки из подручных материалов, и нет высот, которые бы им не покорялись.

Пока ваш малыш учится ходить, будьте готовы к синякам и ссадинам. Не переживайте: не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, а ваш кроха изо всех сил старается стать самостоятельным! Носите с собой дезинфицирующие средства и пластыри с веселыми картинками и не паникуйте при каждом падении крохи, лучше подбодрите его максимально доброжелательным тоном.

Важнейшим условием нормальной работы иммунной системы малыша является рациональное питание, обеспечивающее растущий организм всем необходимым: белками (растительными и животными), жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Мы подробно пишем об укреплении иммунитета здесь. Отнеситесь внимательнее к рациону малыша – пусть в его меню будут овощные и фруктовые пюре, специальные детские соки.

  • Помните, что ребенок все еще нуждается в достаточном количестве воды: суточная потребность в жидкости в этом возрасте составляет в среднем 50 мл на кг веса.
  • Для поддержания здоровья зубов, которые на втором году жизни продолжают активно расти, малышу нужны кальций, витамины К2 и D. Заботьтесь о том, чтобы рацион крохи был богат кальцием и К2, то есть включал достаточное количество молочных продуктов – например, творожок «Агуша К2».
  • Немало хлопот продолжает приносить родителям прорезывание зубов. К 8 зубкам годовалого ребенка в первые 6 месяцев присоединяются 4 резца и 4 коренных, а к 2 годам – еще 4 передних. Полностью прорезывание «молочных» зубов обычно заканчивается к 2 годам.

Когда у ребенка режутся зубки? У каждого это происходит в свое время. Тут важно и здоровье, и пищевые привычки малыша, и его наследственность. Зубки могут резаться и парами, и по одному.

Малыш еще ничего не знает о гигиене, но второй год жизни – самое подходящее время для того, чтобы познакомиться с ее элементарными правилами.

  • Немногочисленные зубки нужно чистить два раза в день – для этого, когда малышу исполнится год, ему нужно купить специальную зубную щетку и детскую пасту без фтора.
  • Руки следует поддерживать в чистоте. Это один из самых надежных способов предотвратить простуду и другие заболевания.
  • С 12 – 18 месяцев можно ненавязчиво приучать ребенка к горшку. Но важно понимать, что главную роль в этом деле играет не возраст, а психологическая готовность ребенка.

Если малыш просыпается в сухом подгузнике, брезгует испачканным, сам проявляет желание сесть на горшок, то он, скорее всего, вполне готов к постепенному расставанию с памперсами.

Поддерживать здоровье ребенка помогут и элементарные приемы закаливания. Прежде всего, не стоит кутать свое чадо – всегда одевайте его по погоде, а если на улице ненастно, не нужно бояться – это не так страшно, как длительное отсутствие прогулок у малыша на втором году жизни.

Значение режима для здоровья малыша

Залогом гармоничного развития ребенка является правильный распорядок дня. Не стоит недооценивать значение режима, так как он способствует благополучному развитию нервной системы малыша. Он не только формирует у ребенка нужные привычки, но и предохраняет его от переутомления и связанных с ним капризов, проблем с аппетитом и засыпанием.

Многие мамы уверены, что уставшие за день и не выспавшиеся за время дневного сна дети быстрее засыпают по вечерам, но это не так. Переутомившийся ребенок к концу дня, скорее всего, будет возбужденным, капризным и раздражительным, а если и заснет, то беспокойным сном. Помимо прочего, не стоит забывать, что состояние перевозбуждения для незрелой нервной системы малыша совершенно неполезно.

Дети, которым недавно исполнился годик, в течение первого полугодия, как правило, по-прежнему предпочитают двойной дневной сон, продолжительность которого в общей сложности составляет около 3 часов. Длительность ночного сна – 10 – 11 часов.

Время перехода на один дневной сон очень индивидуально. Но в большинстве случаев делать шаги в сторону перехода на одноразовый отдых продолжительностью 2,5 – 3 часа можно после 1,5 лет, обращая внимание на то, чтобы всего в сутки ребенок спал не менее 12 – 13 часов.

«Перестраиваться» на один дневной сон можно, если вы видите, что ребенок к этому готов:

  • Его дневной сон становится более коротким;
  • Он стал долго засыпать днем;
  • В перерывах между сном он совершенно точно не успевает переутомиться.

Спать ребенку по-прежнему лучше в прохладной проветренной комнате с нормальной влажностью. Достаточное количество кислорода в воздухе – важное условие для крепкого сна. Не забывайте следить за тем, чтобы малыш не перегревался и не переохлаждался, пока он спит.

Возраст от года до 2 лет – один из самых благодатных, насыщенных радостными открытиями и положительными эмоциями. Наслаждайтесь им и будьте здоровы!

Источник