Физическое воспитание в семье и его роль в развитии ребенка
Физическое воспитание ребенка в семье ничуть не менее важно, чем развитие его интеллектуальных способностей. Эти две составляющие должны сочетаться гармонично – только так родители могут быть уверены, что сделали все возможное для реализации потенциала личности своего ребенка. Пользоваться услугами спортивных кружков и секций можно и нужно, но роль семьи в физическом воспитании должна быть первостепенной.
Значение семейного уклада для физического развития и здоровья детей
Здоровый ребенок с удовольствием играет, учится, познает мир, общается. У него много энергии, он активен и весел.
Сохранить и укрепить здоровье – задача семейного физического воспитания, включающего:
- грамотно выстроенный режим дня, предусматривающий достаточно времени для полноценного сна и чередование различных видов активности;
- закаливание, под которым не обязательно понимаются его радикальные формы вроде моржевания, главное – следить за температурным режимом в помещении и одевать ребенка по погоде (подробнее об этом можно прочитать в нашей статье (ссылка);
- соблюдение правил гигиены, причем регулярные водные процедуры желательно совмещать с элементами закаливания;
- сбалансированное питание, обеспечивающее растущий организм всеми необходимыми веществами;
- регулярные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе – их недостаток в детском возрасте способен негативно сказаться на здоровье человека даже во взрослом состоянии;
- физический труд (посильная помощь ребенка родителям);
- занятия спортом – например, утренняя гимнастика, турпоходы, лыжные прогулки, плаванье, катание на роликах и коньках, игры с мячом.
Все это должно прочно войти в образ жизни всей семьи, потому что без личного примера родителей никакое воспитание невозможно.
Если кто-то из старших членов семьи имеет вредные привычки, с появлением ребенка стоит от них отказаться. А лучше сделать это еще на этапе планирования беременности.
Принципы физического воспитания для детей разного возраста
Детский организм, в отличие от взрослого, находится в состоянии постоянного роста и развития. Причем разные органы и их системы формируются с неодинаковой скоростью. Это нужно учитывать при составлении комплекса физических упражнений для детей разного возраста.
С рождения
Новорожденным малыш считается в первые 10 дней жизни. Как минимум три из них он проводит в роддоме под опекой педиатров. При выписке родители получают памятку, в которой подробно описаны режимы питания, сна, ежедневные гигиенические процедуры и продолжительность прогулок. Это и есть базовые элементы, из которых впоследствии будет формироваться система физического воспитания.
В первые несколько месяцев жизни ребенка важно соблюдать принципы закаливания:
- регулярно проветривать помещение, в котором малыш спит;
- обеспечить ежедневный сон на свежем воздухе;
- следить за температурным режимом детской комнаты (18-20° C);
- проводить воздушные ванны;
- купать в воде не теплее 37° C.
Началом знакомства малыша со спортом станут следующие виды физической активности:
- материнский массаж легкими поглаживающими движениями (подробнее читайте здесь (ссылка);
- переворачивание на живот, в том числе с подкладыванием опоры под ножки;
- гимнастика – взрослый дает лежащему на спине малышу ухватиться за указательные пальцы и приподнимает его за ручки, провоцирует шагательные движения ножками, держа в вертикальном положении под мышками (больше информации, в том числе о занятиях на фитболе, вы найдете в нашей статье (ссылка);
- выполнение упражнений на удержание головы;
- игры с подкидыванием, качанием на руках, в люльке, на качелях – все это способствует развитию вестибулярного аппарата;
- плавание и ныряние.
Для выполнения любой из этих процедур необходимо, чтобы ребенок был здоров и в хорошем настроении. В случае появления сомнений в полезности того или иного упражнения для деток с отклонениями от нормальных показателей развития, обязательно нужно посоветоваться с врачом-педиатром.
Ориентируйтесь на реакцию малыша: если он весел и доволен, лежа голышом при температуре воздуха 18 °C – значит, все в порядке, даже если вам холодно. А если плачет и капризничает во время гимнастики – ее нужно сразу прекратить до выяснения причин.
В 2-3 года
В жизни большинства детей этот возраст – переломный: у мам кончается декретный отпуск, и малыши из «домашних» становятся воспитанниками ДОУ. Многие родители жалуются, что с поступлением в садик ребенок начинает часто болеть. Укрепить детский иммунитет, чтобы он мог успешно противостоять многочисленным вирусным инфекциям, поможет только правильно поставленное физическое воспитание в семье.
Быстрому распространению вирусов в коллективе способствует сухой и теплый воздух в помещении, недостаток проветривания. К сожалению, именно такие условия чаще всего ожидают ребенка в группе детского сада. Поэтому родителям важно следить за домашним климатом:
- как можно чаще проветривать квартиру, особенно перед сном и после него (в идеале ребенок должен спать при открытой форточке);
- увлажнять воздух зимой;
- регулярно делать влажную уборку;
- избавиться от накопителей пыли в виде ковров и мягких игрушек.
Непрерывное закаливание, длительные прогулки дают иммунитету ребенка необходимую нагрузку, чтобы защитные механизмы не ослабли. Такой подход полезен не только малышам: он остается эффективным средством для поддержания здоровья на протяжении всей жизни человека. В возрасте 2-3 лет важным помощником в укреплении детского организма должны стать и спортивные упражнения, подходящие малышу по возрасту.
Дети обожают ходить по бордюрам, с поддержкой или без. Не запрещайте им это там, где безопасно: такое упражнение отлично тренирует чувство равновесия.
Наступление детсадовского периода – идеальное время, чтобы приучить ребенка делать зарядку по утрам или закрепить эту полезную привычку, заведенную ранее. Несколько энергичных движений под веселую музыку помогут малышу проснуться и улучшат его настроение.
Утренняя гимнастика не займет много времени (достаточно уделить ей 5-7 минут) зато принесет огромную пользу:
- ускоряются обменные процессы в организме, подготавливая его к активному началу нового дня;
- улучшается функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем;
- стимулируется иммунная система, повышается сопротивляемость организма болезням;
- укрепляется психологическая связь с родителями (малыш должен делать зарядку не в одиночестве, а как минимум с мамой);
- развиваются память, внимание, воображение – ведь ребенок старается повторять движения за взрослым, изображает каких-то животных, разучивает потешки, сопровождающие движения.
Комплекс упражнений нужно подбирать таким образом, чтобы малышу было легко и интересно их выполнять. Желательно не повторять одну и ту же последовательность изо дня в день, а вносить в зарядку разнообразие, менять музыку. По желанию родителей можно даже составить график на всю неделю, для каждого дня подобрав свои упражнения и музыкальное сопровождение. Так каждое утро приобретет свою окраску, а ребенок начнет запоминать дни недели. Вот несколько популярных движений:
- ходьба, бег на месте и по кругу – этими упражнениями рекомендуется начинать и заканчивать зарядку;
- «колосок под ветром гнется» – ноги на ширине плеч, наклоны в стороны с вытянутой рукой (вторая на поясе);
- «зайка» – прыжки на месте или по кругу, руки при этом сложены как у зайчика или изображают его ушки;
- «кошечка потягивается» – стоя на четвереньках, выгнуть спинку, как котенок;
- «солнышко на небе, травка на земле» – на вдохе максимально потянуться руками наверх, на выдохе – наклониться вниз, стараясь достать до носков, не сгибая колени;
- «цапля на болоте» – руки в стороны, на 3 счета простоять на одной ноге, на 4-й поставить на место, повторить с другой ногой;
- «велосипед» – лежа на спине (для этого понадобится специальный коврик), нужно крутить ногами воображаемые педали.
Перед проведением утренней гимнастики обязательно нужно проветрить помещение. При этом на ребенке должен быть минимум одежды: так зарядка будет совмещаться с закаливанием и принесет двойную пользу. Если есть возможность – в теплое время года упражнения желательно выполнять на улице.
Попробуйте поставить своего малыша на детские ролики: специалисты по раннему развитию считают, что ребенок, недавно научившийся ходить, гораздо легче осваивает другие виды передвижения.
В 4-6 лет
Дошкольники старшего возраста готовы к более сложным физическим упражнениям. У них уже есть опыт коллективных занятий физкультурой в ДОУ, намечаются склонности к определенным видам активности. Это удачное время, чтобы определить ребенка в спортивную или танцевальную секцию.
При выборе кружка необходимо учитывать следующие аспекты:
- желание ребенка – полезный эффект от физических нагрузок возможен только при условии получения положительных эмоций и морального удовлетворения;
- склонность к частым ОРВИ – в этом случае нужно подобрать вид спорта, требующий нахождения на свежем воздухе (лыжи, коньки, велосипедная езда, легкая атлетика), а не в душном пыльном помещении или бассейне, где неокрепший организм легко переохлаждается;
- удаленность от дома – желательно, чтобы место проведения занятий было достаточно близко, чтобы не было необходимости пользоваться транспортом, но достаточно далеко, чтобы обеспечить пешую прогулку длительностью в 20-30 минут.
Посещение секций не снижает значения полноценного физического воспитания в семье. Для здоровья и нормального развития ребенку по-прежнему необходимы:
- закаливание (проветривание помещений, одежда по погоде);
- утренняя зарядка, которая должна включать уже более сложные упражнения, чем для малышей 2-3 лет;
- регулярные прогулки с родителями, включающие подвижные игры, занятия спортом.
Укрепление здоровья и физического состояния организма особенно важно для подготовки ребенка к школе. Чтобы успешно адаптироваться к непривычному, более жесткому режиму, легко влиться в коллектив и быстро усваивать новые знания, первокласснику понадобится много сил. Различные виды спорта способствуют не только улучшению физической формы, но и развивают внимание, реакцию, мышление, и прекрасно вписываются в семейные мероприятия:
- Плаванье. Педиатры единогласно сходятся в том, что этот вид спорта наиболее полезен для детей. Игры в воде благотворно действуют на все системы организма, являются отличной профилактикой ОРВИ и многих других заболеваний. Летние купания в природных водоемах с родителями – мечта каждого ребенка.
Отдыхая на берегу, не ленитесь идти с ребенком купаться каждый раз, когда он об этом попросит. У малыша не возникнет желания плескаться «до синих губ», если он будет уверен, что после перерыва скоро вернется в воду.
- Лыжи. Основной минус этого вида спорта – его сезонность. Но пренебрегать им не стоит. Умение ходить на лыжах, как и способность плавать, очень пригодятся ребенку по жизни, учитывая, что зима в большинстве регионов нашей страны длинная. Кроме того, этот спорт укрепляет мышцы, дыхательную и другие системы, способствует закаливанию, тренирует выносливость. Задача начинающих лыжников – научиться стоять на лыжах, правильно падать и передвигаться без палок.
- Коньки. Один из видов спорта, которым можно заниматься на открытом воздухе круглый год: летом – на роликах, а зимой – на льду. Катание развивает чувство равновесия, координацию движений, делает мышцы сильнее. Этот спорт довольно травмоопасен, поэтому не следует забывать о средствах защиты (наколенники, налокотники, шлем) и технике безопасности. Так же, как и в случае с лыжами, прежде всего ребенка нужно научить правильно падать.
- Велоспорт. Начиная с 2-3 лет малыш может крутить педали 3-колесного велосипеда. Это очень полезное занятие, дающее хорошую нагрузку на мышцы ног, благотворно влияющее на осанку, работу сердца и легких, тренирующее выносливость. Если ребенок много и с удовольствием ездит на трехколесном велосипеде, то примерно с 4-летнего возраста можно начинать приучать его к двухколесному, и тогда с 6-7 лет можно будет совершать семейные велопрогулки.
- Игры с мячом. Чтобы подготовить дошкольника к командным играм, таким как футбол, баскетбол, волейбол, нужно заранее учить его владению этим спортивным снарядом. Самый простой элемент – перекидывание мяча друг другу. Это движение можно даже включить в утреннюю гимнастику. Полезно также учиться забрасывать мяч в баскетбольное кольцо или в ворота, пусть даже обозначенные двумя кирпичами. Такие упражнения развивают ловкость, глазомер, реакцию.
Посещайте с ребенком хорошо оборудованные детские площадки, на которых есть много лестниц, расположенных под разными углами: лазанье развивает силу, ловкость и координацию движений.
В 7-10 лет
Дети младшего школьного возраста остро нуждаются в регулярной физической активности. В их режиме произошли сильные изменения по сравнению с дошкольным периодом. Теперь они одну половину дня должны сидеть за партами на уроках, а вторую посвящать занятиям в кружках и выполнению домашнего задания. Родители первоклассников часто больше озабочены улучшением техники чтения и навыков счета, но чтобы избежать дефицита двигательной активности, школьник должен посещать хотя бы одну спортивную секцию.
Школьные физкультминутки и уроки физической культуры помогают детям размяться и отдохнуть от умственного напряжения, но этого недостаточно. Именно в этот период ребенку больше всего пригодится привычка делать зарядку по утрам: она помогает просыпаться по утрам, стимулирует аппетит и обеспечивает прилив бодрости. Старайтесь укладывать ребенка спать в одно и то же время, рассчитывая, чтобы он проспал 8,5-9 часов. Сигналом к началу подготовки ко сну может стать вечерний будильник.
Незаменимым инструментом физического воспитания школьника станет тщательно составленное расписание, где будет зафиксирован режим дня. Такой график на каждый день недели поможет организоваться и родителям, и детям. Он должен включать следующие пункты:
- подъем – примерно за 30-45 минут до выхода из дома;
- утренняя гимнастика занимает 5-7 минут (можно найти запись советского радио с зарядкой и заниматься под нее – это весело и эффективно);
- завтрак, включающий сложные углеводы – злаковые каши, хлебцы, печенье, молочные продукты, темный шоколад, овощи, фрукты;
- утренние гигиенические процедуры;
- занятия в школе;
- обед;
- прогулка на свежем воздухе, подвижные игры;
- дополнительные занятия в кружках;
- полдник;
- выполнение домашнего задания; через каждые 15-20 минут необходимо сделать перерыв, встать с места, поделать разминающие упражнения с прогибаниями и наклонами, расслабляющими уставший позвоночник;
- ужин;
- свободное время, которое можно посвятить чтению или играм, если сделаны все уроки;
- вечерние гигиенические процедуры;
- сон.
Лучше сделать не все домашнее задание, но лечь спать по расписанию: сон важнее уроков. «Двойка» в начальной школе не повлияет на аттестат, но возымеет воспитательное действие. В следующий раз ребенок будет лучше рассчитывать свое время.
В младшем школьном возрасте у детей идет интенсивное развитие мышечной системы, двигательных навыков, координационных способностей, гибкости, выносливости. Физические упражнения в школе и дома должны носить максимально подвижный характер, без замирания в статичных позах и задержек дыхания. Не следует забывать и об игровой форме занятий: дети с удовольствием будут выполнять движения, иллюстрирующие тематические рассказы, особенно стихотворные.
Ученые заметили, что в 7-10 лет дети способны интуитивно быстрее обучаться новым движениям (катанию на коньках, лыжах, езде на велосипеде, плаванию), чем подростки или взрослые. Поэтому, если у малыша что-то не получалось в 6 лет, то нужно обязательно попробовать снова, когда он немного подрастет. Часто в этот период ребенок определяется с любимым видом спорта, и родителям важно не пропустить этот момент, поддержать свое чадо.
Отличным способом тренировки выносливости послужит семейный туристический поход. Он не обязательно должен занимать несколько дней: для начала следует выбрать простой короткий маршрут, включить в программу рыбалку, сбор грибов или ягод. Вот несколько рекомендаций, соблюдение которых сделает поход более интересным и полезным, а также безопасным для детей:
- на стадии организации обязательно нужно провести подробный инструктаж: объяснить маленьким участникам правила поведения в походе, рассказать о маршруте и готовящихся мероприятиях;
- составить график движения с учетом того, что дети могут устать от длительных переходов – лучше идти по 25-30 минут, а потом делать привал на 10-15 минут (остановки желательно совмещать с осмотром интересных мест или перекусом);
- ведущим и замыкающим должны быть взрослые, чтобы дети не пропадали из поля зрения;
- во время остановок непременно нужно организовывать для ребят подвижные игры – футбол, перетягивание каната, постройка шалаша, городки, поиск клада (требует домашней подготовки);
- главное, о чем нужно помнить взрослым в походе – постоянная бдительность и полный контроль над ситуацией в любой момент.
Чтобы поощрить всех участников игр и соревнований, запаситесь маленькими призами-сувенирами, значками.
Проблема недостатка физического воспитания не в том, что детям сложно оторваться от компьютера. Пока они еще не превратились в колючих подростков, ребята с радостью поддержат любую инициативу взрослых по внедрению спорта и закаливания в повседневную жизнь. Если родители преодолеют себя, и, несмотря на вечную занятость и усталость, найдут время для физических занятий с детьми, выиграют и те и другие.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник