Физическое воспитание ребенка 4 года

Когда детям 4-5 лет, физическое воспитание «переходит» на новый уровень. Этот период обозначают как средний дошкольный возраст. Ребенок растет, его организм изменяется. Каждый малыш индивидуален, как и его физические возможности. Но существуют общие правила развития, подходящие для этой возрастной категории. Чтобы этап роста и формирования проходил правильно, нужно подобрать систему упражнений. Некоторые родители уделяют больше внимания интеллектуальному развитию. Но для полноценного и всестороннего роста личности нужно сочетать эти два направления. Физическое воспитание детей 4-5 лет позволяет ребенку гармонично развиваться.
Содержание:
- Физическое развитие. Что учесть при составлении программы;
- Физическая культура для детей 4 лет;
- Физическая культура для ребенка 5 лет;
- Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен;
- Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста;
Физическое развитие. Что учесть при составлении программы
В значительной степени на показатели влияет наследственный фактор. Если родители ребенка низкого роста и миниатюрной комплекции, то чадо будет иметь рост и вес ниже среднего. На телосложение влияет наследственность, питание, образ жизни. Недостаток физической активности негативно сказывается на самочувствии и поведении. Вот почему так важно следить за рационом питания, режима дня и не забывать про физическую культуру. И эта задача возлагается на родителей. Если показатели роста или веса выходят за пределы нормы, то необходимо обратиться к специалисту: педиатру, эндокринологу или диетологу. Он поможет выяснить причину проблемы.Картина физического развития ребенка определяется по нескольким критериям:
- Рост;
- Вес;
- Окружность грудной клетки (нужно измерить);
- Показатели внутренних органов;
- Показатели костной системы;
- Состояние мышц;
- Уровень развития мелкой моторики;
Важно
Начинать следует с простых упражнений. А только потом увеличивать сложность. Тогда ребенок не будет испытывать стресса. Развитие должно проходить в комфортном для него режиме. Давать сразу слишком сложные задания не стоит. Если у ребенка не будет получаться их выполнять, то он потеряет к ним интерес. Перенагрузка не сделает малыша здоровее, а привести к недугам ― запросто.
Физическая культура для детей 4 лет
Этот возраст характеризуется активным движением. Дети начинают изучать тело, пробуют свои силы. Физическое воспитание ребенка в 4 года, должно соответствовать его возможностям. Подумайте, сможет ли он выполнить то или иное упражнение.
В этом возрасте нужно сформировать интерес к спорту и активным играм. Сейчас родителю это будет проще сделать, чем когда ребенок подрастет. Если он полюбит подвижные игры, то школьная жизнь не станет испытанием. Чадо социализируется, умеет работать в команде, у него развита реакция. В физическое воспитание ребенка, которому 4 года уместно включать утреннюю зарядку. Прививайте малышу «здоровые» привычки. Поначалу, занятие ребенку может показаться скучным. Поищите в Интернете детские зарядки. На видеохостингах есть варианты с участием мультперсонажей, детей, учителей. Они красочные, музыкальные и показывают, как правильно делать упражнения. С ними ребенку будет веселее заниматься. Хорошо, если первый и второй «урок» пройдет с участием родителя. Это укрепит вашу связь и поддержит малыша. Обязательно хвалите ребенка, когда у него получается делать упражнения правильно.
Таблица развития 4-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 103,3 см | 102,7 см |
Вес | 16,3 кг | 16,1 кг |
Физическая культура для ребенка 5 лет
Дети в 5 лет особенно нуждаются в физическом воспитании. Они начинают чувствовать свое тело, движения становятся более уверенными. Им хочется двигаться, выплеснуть этот заряд. Если родитель не поможет направить эту энергию в нужное русло, то ребенок будет плохо спать. Он становится перевозбужденным, капризным, нервно реагирует на мелочи. Малышу нужно реализовать свои силы и он еще не совсем понимает как это сделать и когда.
Зачастую взрослые недооценивают интеллектуальные возможности детей, а вот физические, могут не оправдать завышенных ожиданий. Поэтому не удивляйтесь, если ребенок не справляется с насыщенным расписанием: каратэ, танцы, футбол. В таком возрасте лучше остановиться на чем-то одном. Если эти занятия чадо очень любит, то равномерно распределите уроки по неделе. Физическое воспитание детей 5 лет включает дисциплинированность и нацеленность на результат. На примере спорта понятен принцип: чем чаще делаешь какое-то движение, тем лучше получается. Это знание применяется и в отношении учебы. Как известно, «повторение ― мать учения».
Дошкольник должен уметь:
- Уверенно подниматься и спускаться по лестнице;
- Ходить задом-наперед;
- Прыгать;
- Стоять на одной ноге и сохранять равновесие;
Таблица развития 5-летнего ребенка.
Показатели | Мальчики | Девочки |
Средний рост по данным ВОЗ | 110 см | 109,4 см |
Вес | 18,3 кг | 18,2 кг |
Физическая педагогика. Как быть если ребенок пассивен
Что делать тем, у кого чадо предпочитает спокойное времяпровождение? Не стоит принуждать его к активности. Настойчивость только отбивает желание. Это делают постепенно и тактично. Разберитесь почему ребенку не интересен спорт и физическая культура. Это может быть по нескольким причинам:
- Он часто болеет и плохо кушает. Тогда у ребенка просто нет сил на физические упражнения. Нужно проконсультироваться с педиатром. Разнообразить режим питания. И только после этого постепенно вводить физкультуру.
- Не привита физическая активность ранее. Даже если ваш ребенок меланхоличен, или склонен к интеллектуальному или творческому развитию больше, ему также важна физкультура.
- Неуверенность в себе;
- Плохие воспоминания с какой-либо игрой;
- Боится потерпеть неудачу;
Последние 3 проблемы вы можете помочь разрешить. Предложите ребенку поиграть или поупражняться для начала вместе в домашнем кругу. Чаще хвалите его, придумайте награды: картонные медали, статуэтки, которые можно вручать как кубок. Можно завести «спортивный дневник» и вклеивать наклейки за достижения. Когда у дитя начнет получаться, он поверит в себя, то станет более открытым.
Программа физических занятий для детей среднего школьного возраста
Родителям не нужно читать целый реферат на тему физического воспитания детей. В списке ниже есть полезные упражнения, которые помогут ребенку развиваться правильно и своевременно для его возраста. Помимо этого, будет полезен велосипед, самокат. В северных регионах дети рано становятся на лыжи и коньки.
- Ежедневная утренняя зарядка. Улучшает настроение, помогает пробудиться, насыщает кровь, а соответственно мозг кислородом. После зарядки ребенок более продуктивен. Ускоряясь, кровоток разносит больше полезных микроэлементов. Иммунитет укрепляется. Улучшается осанка. Если упражнения войдут в привычку, детям будет легче вставать по утрам. Важный пункт ― делать их регулярно.
- Подвижные игры командные игры. С физической точки зрения заставляют ребенка быть проворным, активным, развивают реакцию. Улучшают физические способности. Чадо начинает осознавать, что порой для победы нужен коллектив и слаженность. Основной урок ― не всего можно добиться в одиночку. Также, они научат ребенка чувствовать других игроков. Развивает чутье, понимание что сделает другой участник игры без слов (пас, передача, рывок).
- Развиваем координацию: бег через перегородки «Змейка», прыгаем через скакалку, играем в «классики». Хороший повод выйти на улицу, подышать свежим воздухом и поиграть на детской площадке. Если ее нет, то в условиях частного дома, можно легко создать «Змейку» самостоятельно. Игра «замри». Правила простые: включаем музыку, а когда наступает пауза, ребенок должен замереть в одной позе и не двигаться. Еще будет полезно катание на качеле.
- Физминутка после полудня. Разминаем пальцы, кисти рук, плечи, голеностоп. Можно попрыгать на месте, приседать, встаем на носочки и тянемся к солнцу. Чтобы было веселее, придумайте стишки, песенки, сравнения, которые озвучивали бы действия. Так ребенку будет легче запомнить последовательность и делать разминку даже без вас: в садике, гостях, у бабушки.
- Дети любят соревнования. Они развивают лидерские качества, силу воли, учат старанию. Главное, научить уважать соперников и с достоинством принимать неудачи. Соревноваться можно во всем: кто дольше простоит на одной ноге, провесит на турнике, кто быстрее поднимется по лестнице (спускаться наперегонки опасно).
- Развиваем реакцию, меткость и ловкость: игры с мячом, стрельба из водных пистолетов, ловим бабочек, хлопаем мыльные пузыри, играем в снежки, вышибалы. Уклоняемся от «снарядов». Бегаем с наклонами в стороны, перенося вес с одной ноги на другую.
- Упражнения на развитие вестибулярного аппарата: ходим по бордюру, бревну, дорожке «Змейка» на детской площадке. Делаем наклоны головой, а затем туловища ― это тоже помогает «активировать» вестибулярный аппарат у ребенка. Кружимся сначала в одну сторону, затем в другую.
Источник
Физическое воспитание детей 3-4 лет.
Физическое воспитание детей в детском саду предусматривает укрепление и охрану здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребёнком, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствование всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой , мышечной, дыхательной, и др.).
Маленький ребёнок проявляет большую потребность в движении. С его ростом под воздействием окружающих взрослых быстро расширяется круг доступных движений.
Ловкость, быстрота, сила, выносливость – вот те двигательные качества, которые необходимо развивать у дошкольников.
Двигательные качества у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объём которых указывается в программе по каждой возрастной группе. Дети обладают различным уровнем прирождённых способностей, сложившихся на основе некоторых биологических предпосылок в сочетании с благоприятными условиями жизни. На этом фоне происходит их дальнейшие возрастные развития.
Применение простых и разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность правильно распоряжаться своими движениями в пространстве. С возрастом у ребёнка увеличивается объём двигательных умений. Важно при этом развивать способность овладевать новыми движениями. Порой малыши могут опережать старших, некоторые из них имеют более высокий уровень силы, лучшую прыгучесть.
Особенно это заметно на более простых движениях, которыми дети рано овладевают в беге, прыжках. Важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому ребенку развивать свои способности, и проявлять их в движениях, соответствующих возможностям ребёнка. Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои качества, развивать их, не останавливаясь на достигнутом. Направлять их энергию, физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся.
Физическая культура для детей – это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, подвижные игры, физкультминутки.
Систематические занятия утренней гимнастикой способствуют развитию у детей правильной осанки. А правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его систем. При неправильной осанки особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки лёгких, уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание. Всё это приводит к частым заболеваниям дыхательных путей. Занятия утренней гимнастикой подготавливают организм ребенка к тем нагрузкам, которые предстоит ему преодолевать в процессе деятельности в течении всего дня. Длительность утренней гимнастики для детей младшего возраста не более 5 минут. Утренняя гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки, упражнения для различных мышечных групп. Оно выполняется с предметами (мячами, гимнастическими палками, флажками, погремушками): «деревья качаются», «зайки прыгают».
Физкультурные занятия – это форма учебных занятий, обязательная в детских дошкольных учреждениях. В каждой возрастной группе решаются определённые программные задачи.
Овладение детьми навыками основных движений: ходьба, бег, прыжки в длину, в высоту, с мест,. метание в цель, вдаль, лазанье. Занятия проводиться, используя гимнастическое оборудование (гимнастические скамейки, лесенки, брёвна, ребристые и гимнастические доски ), а также индивидуальные физкультурные пособия ( обручи, мячи, мешочки с песком ).В физкультурные занятия обязательно включают игровые элементы. В гости приходят куклы, зайцы, мишки, и др. герои, которые хотят посмотреть или которых надо поучить делать то или иное движение. Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку). Значение в развитие таких (движений) двигательных качеств, как ловкость, сила быстрота, выносливость, играют подвижные игры.
С 3х – 4х лет детей обучают ходьбе на лыжах, соблюдая последовательность и постепенность в овладении основными элементами движений. Вначале дети овладевают движением без палок, а затем дают им палки. Этот вид движений укрепляет и развивает все основные группы мышц, способствует совершенствованию сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку, это правильное рациональное питание, и использование физических упражнений на воздухе,. достаточная трудовая активность, образцовое поведение взрослых.
Хорошо, если родители отдыхают вместе с детьми, ходят на речку, в лес, на каток, на лыжах. Система охраны здоровья и воспитания детей может успешно реализована только при полном понимании и доверии между родителями, и педагогами.
Источник
Наталья Баланева
Физическое развитие детей 4–5 лет
Когда ребёнку исполняется 4 года, период раннего детства заканчивается. Наступает дошкольный период, который характеризуется определёнными особенностями физического развития. В этом возрасте дети ведут активный образ жизни, много двигаются, познают окружающий мир.
Ребёнок, достигший 5 лет,способен:
Бегать на достаточно длинные дистанции (200-300 м). Не каждый родственник сможет его догнать. Бегать он может и на ровной, и на пересечённой местности, огибая неровности, деревья, строения, перепрыгивая через ямки.
Двигаться практически как взрослый: чётко и скоординировано. Он может закрыть глаза и легко дотронуться до своего носа или уха.Повышается ловкость игры в мяч: малыш его быстро ловит и бросает обратно.
Следить за равновесием. Теперь для него не проблема пройти по чему-нибудь узкому.
Хорошо прыгать: перепрыгивать через ступеньку или через несколько лежащих на полу предметов. У него получается прыгать через скакалку, в том числе и на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики», «резиночки».
Легко и долго лазить по «шведской стенке».
Мускулатура рук у детей 5 лет уже неплохо развита, поэтому они могут немного подтягиваться на скамейке.
Необходимо ежедневно заниматься физическим развитием своего чада – придумывать и играть в подвижные игры, приучать его к зарядке.
Зарядка может состоять из комплекса простейших упражнений на разгибание и сгибание конечностей, повороты и приседания. Она не только оказывает положительное влияние на физическое состояние ребенка, его иммунную систему, но и приучает к дисциплине и порядку.
Малыша 4-5 лет необходимо водить на специальные занятия. Для развития физической активности мальчика можно записать в спортивную секцию, а девочку водить на танцевальные занятия.
Родители должны способствовать развитию социальной активности своего чада. Ребёнок должен регулярно видеть других детей, общаться с ними, играться в парках, на детских площадках. Дома необходимо читать с малышом сказки, обсуждать их, а также заниматься рисованием и лепкой из пластилина, глины или теста. Эти занятия укрепят мышцы ладони и понемногу подготовят руку к письму. Стоит заниматься и играми, направленными на развитие мелкой моторики – сбор различных конструкторов, пазлов.
Ребёнок должен помогать маме и папе в домашних делах.К 4 годам у него уже должны быть свои обязанности: убирать игрушки, вытирать пыль, собирать посуду со стола.
Чтобы следить за физическим здоровьем ребёнка, необходимо регулярно проходить осмотры у окулиста, хирурга, отоларинголога, кардиолога, участкового педиатра, проводить ЭКГ.
К 4-5 годам у детей четко формируются преимущественные виды деятельности. Родители могут понаблюдать за своим чадом, выявить его таланты, чтобы как можно раньше начать развивать их. В соответствии с его талантами и интересами, ребёнка можно записать в кружки (рисования, лепки, гимнастики, плавания, лёгкой атлетики и т. п.).
В воспитании детей важным является психологический климат в семье. Отсутствие громких криков и ссор между родителями, резкого тона по отношению к малышу, создают благоприятную атмосферу как для физического, так и для психоэмоционального развития малыша.
Ребёнку 5-го года жизни важно чувствовать свой успех, поэтому мама и папа должны поощрять его достижения. Если у него что-то не получается, малыша необходимо подбадривать, верить в него. Если часто делать замечания и постоянно одёргивать ребёнка, у него может пропасть всё желание стараться и достигать успеха.
Стоит отметить: чем сознательнее родители относятся к воспитанию ребенка, тем успешнее он развивается.
Источник
Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?
Особенности возраста
- Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
- После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
- Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
- Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.
- Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.
Что должен уметь ребенок?
Большинство детей в 4-4,5 года умеют:
- Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.
- Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.
- Прыгать вперед на обеих ногах.
- Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).
- Ходить по скамейке, удерживая равновесие.
- Играть с мячом – бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.
- Кататься на велосипеде.
- Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.
- Играть с другими детками в группе или в паре.
- Правильно называть множественное число существительных.
- Верно употреблять предлоги.
- Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.
- Заботиться о животном.
- Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).
- Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.
- Помогать родителям в уборке.
- Сдержанно вести себя на людях.
- Знать некоторые буквы.
- Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.
- Отличать живое и неживое.
- Понимать сюжет мультфильма или спектакля.
- Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.
- Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.
- Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.
- Раскрашивать рисунки без выхода за границы.
- Соединять точки линией.
- Нанизывать пуговицы и бусинки.
- Знать времена года, явления погоды, а также части суток.
- Определять пропавший предмет.
- Пересказывать сказку.
- Находить различия между двумя изображениями.
- Складывать пазлы из 2-4 элементов.
- Обобщать предметы в группы.
- Находить одинаковые пары предметов.
- Определять лишние предметы.
- Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.
- Пользоваться ножницами.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 3 года, к четырехлетию вес малыша увеличивается примерно на 2000-2200 грамм, а рост – на 7-8 сантиметров. Чтобы ориентироваться, в каком темпе проходит физическое развитие ребенка, врачи и родители сравнивают показатели малыша с нормами, выведенными для детей этой возрастной категории определенного пола (у девочек, как правило, показатели более низкие). Средние значения и границы нормы мы представили в такой таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Виды развития ребенка
Физическое
Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.
Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.
Психическое
Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.
Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:
- Обобщать предметы по какому-либо признаку.
- Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
- Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
- Выбирать из группы предметов одинаковые.
- Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
- Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
- Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
- Находить антонимы к словам.
- Запоминать сюжет рисунка.
- Пересказывать сказку.
- Наизусть рассказывать потешки и стишки.
- Описывать яркое событие, которое произошло недавно.
Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.
Эмоциональное
Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.
Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.
Сенсорное и музыкальное
Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.
К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.
Речевое
Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.
Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:
- Учить с ними стишки и песенки.
- Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
- Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
- Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
- Слушать сказки в аудиозаписи.
- Разгадывать загадки.
- Обсуждать перед сном, как прошел день.
- Заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Изучать буквы и звуки.
- Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.
Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.
Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.
Мелкая моторика
Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.
Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».
Познавательное
Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.
Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.
Для развития внимания
Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.
Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:
- Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
- Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
- Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
- Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».
Математическое
Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.
Творческое
Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.
Диагностика развития
Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:
- Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
- Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
- Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
- Не способен выучить короткий стих.
- Не запоминает сюжет рассказа.
- Не может посчитать до 5.
- Не знает простые геометрические фигуры.
- Не знает основные цвета.
- Не может построить из кубиков мост по образцу.
- Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
- Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
- Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.
Игры для развития речи
- Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
- Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
- Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
- Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
- Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».