Физическое воспитание и развития ребенка с зпр

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Чуракова А.В. 1, Шулепова Т.А. 1

1Мурманский арктический государственный университет

Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

В образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Одни усваивают знания легко, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и необходимой помощи взрослых они усваивают программный материал. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости детей занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития» (ЗПР) [3].

Понятие «задержка психического развития» определяется Е.С.Слепович, как «особый тип аномалии», проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка [3]. Данное понятие является психолого-педагогическим и может быть вызвано различными причинами: дефектами конституции (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция) [2].

Существует общепринятая классификация К.С. Лебединской, в основе которой лежит причина возникновения задержки психического развития:

  1. ЗПР конституционального происхождения или гармонический инфантилизм. У детей данного типа наблюдается эмоционально-волевая сфера на более ранней ступени развития, мотивы зависят от эмоций (хочу-делаю, хочу-нет), повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, легкая внушаемость, незрелость личности.

Задержка развития проявляется не только в психологическом плане, но и в физиологическом. Такие дети обычно маленькие и щупленькие. Данный тип редкий, из-за этого сложно диагностируемый, но в отличие от других типов, легкий, и может пройти к концу обучения в начальной школе.

  1. ЗПР соматогенного происхождения. Этот тип обусловлен длительной соматической недостаточностью (аллергия, врождённые пороки развития, неврозы и т.д.). Любые физиологические недостатки сопровождаются и психическими отклонениями. У детей данного типа наблюдается неуверенность в своих поступках, боязливость (такие дети боятся отвечать у доски, брать на себя любую ответственность), низкий уровень коммуникативной сферы.

  2. ЗПР психогенного происхождения. Данный тип связан с неблагоприятными условиями воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и могут привести к стойким сдвигам психологической сферы. Такие дети очень ранимы, неуверенные в себе, у них могут наблюдаться фобии и неврозы.

  3. ЗПР церебрально-органического происхождения. Более 90% дети с задержкой психического развития относятся к данному типу, который очень сложно корректировать. Дети такого типа отстают в программе по обучению [2]. У детей данного типа наблюдается инфантильное или демонстративное поведение, критичность суждений, низкий уровень развития познавательной и эмоциональной сферы.

Цели и задачи обучения и воспитания детей с ЗПР, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей, с другой – глубоко специфичные [5]. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с ЗПР эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с ЗПР – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить в семье и в трудовом коллективе [1].

Физическая подготовка детей с ЗПР означает формирование двигательных навыков и качеств, необходимых в различных видах труда, в занятиях спортом, в других формах общественно полезной деятельности. Для детей с различными степенями нарушений интеллекта физическая подготовка влияет на восстановление здоровья и повышение работоспособности. В результате занятий физической культурой ребенок становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности. Он быстрее овладевает двигательными навыками, лучше ориентируется в любой деятельности.

Коррекционную работу на занятиях физической культурой в классах коррекции с детьми с ЗПР принято строить с учетом выделения двух групп: возбудимых детей и заторможенных. Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют характеристику возбудимых. Заторможенные дети отличаются вялостью, адинамичностью, бедностью движений [4].

Читайте также:  Диагностики уровня развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками

Рассмотрим некоторые принципиальные вопросы коррекции психомоторики в аспекте уровневой теории построения движения Н.А.Бернштейна.

  1. Уровень А. Коррекция недостаточности самого низкого уровня организации движений заключается в выработке навыков удержания определенной позы в покое и в движении. У детей с ЗПР часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Это выражается в повышении или снижении мышечного тонуса, что препятствует удержанию конечностей в определенном положении. Совершенствование деятельности данного уровня организации движений осуществляется развитием статической выносливости, равновесия, способности удерживать позу после сбивающего воздействия (кружения).

Самый удобный снаряд для упражнений в равновесии – гимнастическая скамейка. Упражнения на ней можно выполнять при различном ее положении – стоящей на полу, приподнятой над полом, перевернутой. По параллельно поставленным скамейкам, держась за руки, дети ходят попарно, что хорошо тренирует мышечное ощущение партнера и синхронность движений. Упражнения на развитие равновесия больше, чем другие, связаны с эмоциональным состоянием, чувством страха, тревоги, боязни. Поэтому тренировка в этих упражнениях не только освобождает детей от излишней мышечной «закрепощенности», но и воспитывает уверенность, способность подавлять страх высоты, увеличивает порог раздражения вестибулярного аппарата. Ходьба по рейке скамейки с одновременными движениями рук, с песней или проговариванием текста будет характеризовать уже высокий уровень развития психофизических качеств у детей, высокую степень взаимодействия между движением и речью.

  1. Уровень В. Недостаточность уровня движений (нарушение представления о положении и движении частей тела) выражается в бедности защитных, вспомогательных, выразительных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции недостаточности являются музыкально-ритмические занятия. Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с темпом музыки. Улучшаются психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов. На занятиях ритмикой воспитанников обучают передавать хлопками ритм музыкального отрывка. Чередование внезапных изменений ритмов требуют от занимающихся правильного ощущения и оценки услышанного.

Если ловкость, т.е. точность координации и быстроты реакции, достигла достаточного уровня развития, то сравнительно легко можно переключиться на другой ритмический рисунок. Главное в оценке ритмических упражнений – способность занимающихся к быстрому выполнению неожиданных заданий, а не совершенствование и автоматизация движений, при этом скорость движений подчиняется характеру музыки.

  1. При недостаточности уровня пространственного поля организации движений (уровень C) сигналы от зрения, слуха, осязания, т.е. вся информация о внешнем пространстве не трансформируется на корковом уровне. Проявляется недостаточность в интеллектуальном, с опорой на память, решении двигательной задачи.

Коррекция недостаточности этого уровня организации движений осуществляется играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания. Используются игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности, находчивости. Предлагаются задания на запоминание траектории движений, пути перемещения в пространстве. Эти упражнения трудны для детей с ЗПР, у которых в первую очередь выступает недостаточность словесной организации движений. Если упражнения сопровождаются речью или пением, снимаются мышечные перенапряжения, скованность движений. Осмысленное произнесение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.

Отсутствие логической связи между деятельностью речевой и скелетной мускулатуры позволяет тренировать навык речедвигательной координации. Например, предлагается сделать три шага вперед, а вместо четвертого шага, сказать: «Первый». Далее снова три шага и на паузе в движении сказать: «Второй». Так выполнять до слова «десятый». Затем сделать два шага и, стоя на месте, произнести два слова: «Раз, два», снова сделать два шага и, стоя, сказать: «Три, четыре» и т.д. [4].

4. Коррекция, направленная на развитие уровня предметных действий (уровень D) включает ролевые игры, упражнения с определенной драматической ситуацией и реальными действиями, а также импровизации на заданную тему в сценических действиях. Упражнения с импровизацией активно развивают фантазию, эмоциональность, ловкость. Их лучше проводить с музыкальным сопровождением. Все инструкции необходимо давать словесно, без показа. Это способствует развитию двигательных представлений.

При обучении детей с ЗПР любому двигательному действию можно выделить следующие методические рекомендации.

  1. Учитывать мотивационный компонент. Обучая движению, нужно создать у ребенка положительное эмоциональное состояние, заинтересовать в выполнении движения, вызвать желание качественно выполнить его. Благотворное влияние на повышение качества движения оказывает музыка, обладающая огромным эмоциональным воздействием. Она способствует выразительности, пластичности, красоте, четкости и координации движений, обеспечивает эмоциональное переживание ребенком музыкальных образов. У ребенка развивается умение через движение передавать характер музыки, развивается слух, воспитывается временная ориентировка. Определенная метрическая пульсация, с которой связаны движения ребенка, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка (дыхательной, сердечной, мышечной деятельности), а также эмоционально положительное состояние психики, что содействует общему оздоровлению организма.
  2. При планировании работы по физическому воспитанию необходимо учитывать основные физиологические факторы, влияющие на состояние здоровья ребенка, а именно физическую нагрузку, показания и противопоказания при нарушении, охранительный режим, игры и упражнения для развития двигательной сферы.
  1. Направленность на повышение результативности. У детей с ЗПР должна преобладать направленность на повышение результативности уже имеющегося баланса движений. Например, ребенок освоил основные движения, но выполняет неуклюже, неточно, не достаточно координировано. В этом случае главным направлением в работе по физическому воспитанию будет развитие координации движений, их точности, статического и динамического равновесия, ритмичности, слитности в освоенных двигательных действиях. Выбор же целевого уровня двигательного развития младших школьников с ЗПР определит и длительность коррекционного процесса (квартал, полугодие, год).
  2. Корректировать частоту коррекционно-профилактических мероприятий, т.е. количество, например, в неделю. Частота может быть высокой (ежедневные), средней (3-4 занятия в неделю), низкой (менее 3 занятий в неделю) и переменной (частота занятий периодически меняется) [1].
  3. На занятиях физической культурой важна оценка преподавателя. Она не должна носить формальный характер – правильно, не правильно. При выполнении упражнений в основных движениях оценка дается каждому ребенку с указанием, что было хорошо, а что ещё недостаточно хорошо получается. При неправильном выполнении упражнения надо дать соответствующую оценку и предложить ребенку сразу повторить упражнения с учетом замечания.
  4. При усвоении основных движений индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуального психического состояния детей, степени задержки психического развития. Задача состоит в том, чтобы целенаправленно развивать двигательные способности и качества ребенка с ЗПР, предлагая ему посильные, но требующие физических и психических усилий задания [3].
Читайте также:  Статьи по раннему развитию ребенка

Результативность коррекционной работы по преодолению недостатков моторики у детей с ЗПР зависит от работы и подготовки к работе учителя по физической культуре. Поэтому в процессе работы педагог должен руководствоваться как общими принципами организации занятий по физической культуре в определенной возрастной группе, так и психологическими и физиологическими особенностями ребенка с задержкой психического развития.

Литература:

  1. Вайнбаум, Я.С. Дозировка физических нагрузок школьников [Текст] : Уч.-метод. пособие / Я.С. Вайнбаум. – М.: Просвещение, 1991. – 64 с.
  2. Власова, Т.А. Дети с ЗПР [Текст] : Уч.-метод. пособие / Т. А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст] : Учебник. В 2 т. Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М.: Советский спорт, 2003. – 448 с.: ил.
  4. Коломинский, Я.Л. Генетические проблемы социальной психологии [Текст] : Сб. статей / Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина. – Минск: Университетское, 1985. – 208 с.
  5. Специальная педагогика [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / В.С. Кукушин [и др.]; под общ. ред. В.С. Кукушина. – Scientific magazine “Kontsep, 2014. – 552 с.

Просмотров работы: 3665

Код для цитирования:

Источник

Физические способности детей с ЗПР, как правило, значительно отличаются от способностей нормально развивающихся сверстников. В связи с особенностями психического и физического развития у таких детей отмечаются нарушения пространственных и временных представлений, координации, точности движений; снижена способность к запоминанию и концентрации внимания. Отличительной чертой является замедленность темпов развития мышления, нарушение коры голоного мозга, что приводит к трудности овладения двигательными действиями. Формирование двигательной памяти у них затруднено. Отмечается двигательная расторможенность или, наоборот, гиподинамия (они малоподвижны, не любят бегать, прыгать, предпочитают игру другим видам деятельности), недостаточность функции вестибулярного аппарата, характерно нарушение зрительно-слуховой ориентации в пространстве. Движения этих детей не соразмерны, они затрудняются в метании мяча, в выполнении тонких дифференцированных движений пальцами рук. Некоторые дети предпочитают предметы, издающие резкие звуки, шумы, и однообразно ими манипулируют (Л. Н. Ростомашвили, 2009).

Читайте также:  Развитие проблемного мышления ребенка

Как обнаружила Земцова М. И. (1973), чувственный опыт и вербальные представления детей не совпадают. При определении местоположения предметов словом дети в основном применяют приблизительные словесные обобщения или указательные в сопровождении жеста. Это обусловлено тем, что дети со сложными нарушениями развития на низком уровне отражения пространственных отношений и положений.

Л. С. Сековец (2001) отмечает, что снижение сенсорной информации, сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает у детей значительные затруднения во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировке.

У детей со сложными нарушениями развития наблюдаются разнообразные сочетания нарушений, обусловленные органическим поражением ЦНС. Как известно, детский церебральный паралич в чистом виде встречается крайне редко. По данным научно-методической литературы, комплексные рассторойства встречаются у 85% детей с ДЦП. На основе ряда исследований (Калижнюк Э. С. (1989), Шипицыной Л. М. и Мамайчук И. И. (2003), Приходько О. Г. (2008)) детей с ДЦП выявлены различные нарушения чувствительности – у 50-94%, у 14-65% детей – судороги, нарушение интеллекта – у 30-35%, у 70% детей со спастической формой ДЦП наблюдаются речевые расстройства. При этой форме ДЦП наиболее часто (у 40-50% детей) встречаются различные дисфункции зрительного анализатора.

Сниженная двигательная активность, обусловленная страхом освоения пространства (у детей с депривацией зрения), является одним из факторов, тормозящих развитие физических качеств. Картина двигательных нарушений у детей со сложной структурой дефекта, по мнению Н. П. Вайзмана (1997), мозаична и разнообразна. Автор отмечает, что за такими детьми закрепился термин «моторно неловкий», который характеризует в целом их облик – с нарушенной осанкой, отсутствием пластичности, эмоциональной выразительности, несоразмерностью и плохой координацией движений.

У детей со сложными нарушениями развития отмечается заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, выносливости, ловкости, скорости. Особые затруднения возникают при выполнении согласованных движений рук и ног. Некоторые учащиеся могут справиться с несложным по координации заданием только с 3 – 5- попытки, а другие и вовсе не могут справиться с заданием. Освоение новых видов двигательной деятельности многим детям, особенно старшего возраста, дается с трудом. Это происходит из-за недостаточной «пластичности» центральной нервной системы, сложившихся двигательных стереотипов, малого жизненного опыта (Ростомашвили Л. Н., 2009).

Слабые физические данные и низкий уровень развития силы, выносливости, гибкости, быстроты и ловкости у детей со сложными нарушениями развития приводят к тому, что они отстают от своих нормально развивающихся сверстников в показателях физической подготовленности и развитии основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание).

Задержка или отсутствие приростов соматических размеров тела (массы и длины), а также отрицательные сдвиги говорят о неблагоприятных изменениях физического развития и требуют принятия мер (Тарасова Т. А., 2005).

В ряде исследований (Земцова М. И. (1973), Каплан М. С. (1990) и др.) представлена физиологическая связь между зрительной системой и вегетативными функциями, связь зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Наряду с выше перичисленными отклонениями у детей со сложными нарушениями развития часто встречаются заболевания соматического генеза. У некоторых детей отмечается нарушение работы желудочно-кишечного тракта, пиелонефриты, значительно большее число простудных заболеваний. Сон у некоторых детей расстроен.У них встречаются нарушения в работе внутренних органов, которые проявляются в расстройствах аппетита, неутолимой жажде, энурезах.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие (Прахт Л. И., 2004).

При организации учебного процесса следует помнить, что дети с любыми сочетаниями нарушений развиваются в условиях своеобразной сенсорной, двигательной и познавательной депривации (Епифанцева Т. Б., 2005).

Источник