Физическое развитие слепого ребенка

Специальные (коррекционные) школы для детей с нарушением зрения являются частью сети образовательных учреждений и обеспечивают возможность получения образования в пределах специальных государственных образовательных стандартов, а также одновременно решают специальные задачи коррекционного характера, обеспечивая воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей.

Анализ специальной литературы позволяет отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности младших школьников с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии у слабовидящих школьников.

Тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.

Многие слабовидящие школьники испытывают трудности в ориентировке в пространстве. У них значительно снижены двигательные функции и качества, а именно: координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств.

Ослабление двигательной активности слабовидящих приводит к снижению уровня развития познавательных процессов. У младших школьников со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность. Порой у них отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Позы детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой при остаточном зрении, монозрении, нарушении бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Поэтому дети с патологией зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит и сомнению тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.    

У слабовидящих детей отмечается отставание в длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. У большинства слабовидящих детей наблюдается нарушение осанки, плоскостопие.

Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. По мнению Е.П. Ермакова (1990), нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 40% и 45%. Как считает Л.В.Шапкова (2001), дети с нарушениями зрения поступают в школу уже со стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. По мнению Г.Г. Демирчогляна (2000), у 87% слабовидящих школьников наблюдается кифотическая деформация позвоночника. 

Дефекты осанки и нарушения зрения отмечаются у школьников тем чаще, чем меньше они отводят времени физическим упражнениям, занятиям на открытом воздухе.        

В процессе физического воспитания решаются не только общие задачи – развитие, обучение, воспитание, но и специальные задачи, имеющие коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а также лечебно-восстановительную направленность.    

Физическое воспитание школьников с нарушением зрения способствует выработке правильной осанки, преодолению таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропорциональность телосложения, искривление позвоночника, плоскостопие, некоординированность и скованность движений. Слабовидящие школьники могут заниматься утренней зарядкой, посещать уроки физкультуры в школе, иногда в специальных группах.

Г.Г. Демирчоглян, А.Г. Демирчоглян (2000) считают практически оправданными формами занятий в режиме школьного дня детей с нарушениями зрения названные формы физической культуры, а также физкультминутки на уроках, игры и спортивные развлечения на больших переменах, часы здоровья, индивидуальные формы занятий.

В.К. Велитченко (2000) считает чрезвычайно важным для сохранения зрения правильно организовать перемены, которые лучше всего проводить на воздухе и в движении.      

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования на физкультминутках следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренаж. 

Хорошо известно, что регулярные, правильно организованные физические упражнения благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Они повышают показатели физического развития, способствуют коррекции нарушенных функций, увеличивают работоспособность. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.

 Подвижные игры являются одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания слабовидящих детей. Для организации игровой деятельности необходимо учитывать наличие предыдущего опыта зрительно-слухового восприятия предлагаемого материала, состояние остроты зрения ребенка, уровень физической подготовленности, наличие навыков пространственной ориентировки, интересы детей.

Содержание подвижных игр учитывает задачи развития зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление, т.е. компенсаторные пути развития детей с нарушением зрения.

В.П. Ермаков (1990) указывает на необходимость применения дифференцированного подхода в процессе физического воспитания слабовидящих школьников. По их мнению, при выполнении физических упражнений детей необходимо разделить на две группы. К первой группе следует отнести детей с близорукостью, изменением глазного дна, с подвывихом хрусталика и косоглазием. Ко второй группе – детей с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, альбинизмом. Для каждой группы подбираются упражнения, соответствующие состоянию зрения и здоровья. Детям первой группы противопоказаны прыжки в высоту и длину, соскоки со снарядов, стойки на голове, длительная поза с наклоном головы, подъемы тяжести, упражнения с сотрясением головы и повышением кровоснабжения головы (кувырки, длительные наклоны вперед и т.п.). Дети второй группы могут выполнять все упражнения программы по физкультуре в школах для слепых и слабовидящих, но при условии осторожного подхода к занятиям с исключением упражнений, требующих статических напряжений больших мышечных групп и значительного нервно-мышечного напряжения.

Для эффективности процесса физического воспитания детей с нарушением зрения необходимо обеспечение комплексного медицинского контроля и соблюдение санитарно-гигиенических норм и мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой и во время перемен.

Для всех слепых и слабовидящих детей независимо от возраста, состояния здоровья и зрения рекомендованы следующие упражнения: построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения по исправлению и правильному формированию осанки, упражнения на координацию, точность, равновесие, ритмические занятия, упражнения на гибкость и другие. Физические упражнения для младших школьников с нарушением зрения направлены на нормализацию двигательных функций, совершенствование мышечно-суставного чувства, преодоление недостатков физического развития. Занятия по физической культуре должны оказывать положительное влияние на все ослабленные функции ребенка, обеспечивая наилучшие условия его жизнедеятельности и развития.

Уровень физического развития и физической подготовленности младших школьников с нарушением зрения значительно отстает от нормально видящих. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений в физическом развитии у слабовидящих школьников 

  Тяжелый зрительный дефект еще в ранний период жизни ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность, приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправильное положение стоп.

Многие слабовидящие школьники испытывают трудности в ориентировке в пространстве. У них значительно снижены двигательные функции и качества, а именно: координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8-12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств.

Ослабление двигательной активности слабовидящих приводит к снижению уровня развития познавательных процессов. У младших школьников со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность. Порой у них отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания. Позы детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой при остаточном зрении, монозрении, нарушении бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. Поэтому дети с патологией зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит и сомнению тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

Дефекты зрения оказывают отрицательное влияние на формирование двигательных навыков слепого ребенка.

У слабовидящих детей отмечается отставание в длине, массе тела, жизненной емкости легких, объеме грудной клетки и других антропометрических показателях. 

Вторичные отклонения:

– нарушения осанки;

– сколиоз;

– плоскостопие.

Нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих. Нарушение осанки наблюдается у 59,2% слабовидящих мальчиков и 58% девочек, тогда как у нормально видящих соответственно у 40% и 45%. Как считает Л.В.Шапкова (2003), дети с нарушениями зрения поступают в школу уже со стойкими нарушениями осанки, с круглой спиной, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. По мнению Г.Г. Демирчогляна (2000), у 87% слабовидящих школьников наблюдается кифотическая деформация позвоночника. 

Сопутствующие заболевания:

– общее недоразвитие речи разных уровней;

– недоразвитие письменной речи (дисграфии);

– соматические заболевания;

– задержка психического развития;

– ДЦП;

– минимальная мозговая дисфункция (негрубое поражение ЦНС, сопровождающееся мышечной дистонией – неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, точности моторики; суетливость, чрезмерная двигательная активность, шаловливость, плохая обучаемость, низкая дисциплина и организованность).

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные зрительные дисфункции у детей.

2. Каковы причины нарушения зрения (врожденные, приобретенные)?

3. Классификация детей с нарушением зрения.

4. В чем заключаются особенности психического развития детей с нарушением зрения?

5. В чем заключаются особенности физического развития детей с нарушением зрения?

6. Основные вторичные отклонения детей с нарушением зрения?

7. Назовите сопутствующие заболевания детей с нарушением зрения.

Литература

1.Демирчоглян, Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Г.Г.Демирчоглян, А.Г.Демирчоглян. – Москва: Советский спорт, 2000. – 160с., ил. – (Физическая культура и спорт инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

2.Велитченко, В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие /В.К.Велитченко. – Москва: Терра – Спорт, 2000. – 168с., ил.

3. Ермаков, Е.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Ермаков, Г.А.Якунин. – Москва: ВЛАДОС, 2000. – 240с.

4.Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / под ред. С.П. Евсеева. – Москва: Советский спорт, 2001. – 152с.: ил.

Источник

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

        Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

        Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

        Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

        Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений  и понятий.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

        У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

        Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.

        Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

        Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
  5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. – М., 2000г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
  9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
  11. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
  12.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
  13.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
  14.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  15.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  16.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  17.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  18.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  19.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
  20. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001г.
  21. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

        –  –

Источник