Физическое развитие ребенка в семье и доу консультация для

Физическое развитие ребенка в семье и доу консультация для thumbnail

Консультация на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»

А. де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по- настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение! »

Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и в ДОУ. Обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на исправление плоскостопия.

Задачи:

1. Пополнить знание родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.

2. Познакомить родителей с банком игр, направленных на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия детей дошкольного возраста.

3. Разучить с родителями игры, использовать их для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия их детей.

Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.

Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.

Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно-двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.

Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! » – это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.

А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.

Сегодня я хочу вам предложить банк игр, для того, чтобы вы сами научились и запомнили правила и применяли эти знания.

«Восточный официант»

Цель игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

Материалы:

поднос или книга, кубик.

Ход игры:

Предлагается поиграть в «восточного официанта» и показывать, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.

«Летим на Марс»

Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.

Материалы: стулья, мячи.

Ход игры:

Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «ракета полетела» бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.

«Донеси, не урони»

Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.

Материалы: стулья, простынки.

Ход игры:

Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

“Самый стойкий”

Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.

Ход игры:

Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом и заставить его потерять равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».

Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствие ребенка. Спасибо за сотрудничество!

Используемая литература:

1. “Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренингы. Занятия. “

2. Н. И. Крылова, издательство “Учитель”, 2008г.

3. “555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада”

4. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина ООО”ТЦ Сфера”, 2011г.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Консультация для родителей на тему «Физическое воспитание детей в семье»

Подготовила воспитатель

Высшей квалификационной

                                                      категории  

Карпушева Л.Я.

г.Сатка

Физическое воспитание ребенка в семье

В своей консультации я хочу рассказать о важности физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры – предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХI века – гиподинамия, т.е. малоподвижность. Именно по этим и многим другим причинам, физическая культура – это образ жизни человека, в нее должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Но лучше начинать с раннего детства. По нынешним временам это – необходимость.

        Приучать ребенка к спорту нужно с детства, родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности – в частности, психики. А поскольку движения развиваются и совершенствуются в соответствии с условиями окружающей среды, то степень двигательного развития ребенка в значительной мере зависит от родителей. Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким, однако часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены в первую очередь двигательной активностью ребенка, что помимо движения определенного роста и веса он должен быть ловким, подвижным и выносливым.         Результаты последних исследований подтверждают, что в высоко цивилизованном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Люди живут в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает их часто пользоваться городским транспортом, получать информацию с помощью развитых средств (радио, телевидение) – все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации – с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим наше подрастающее поколение обязано научиться своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений – как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».

         Нам не остановить стремительный темп жизни; всевозрастающие требования к глубине и качеству знаний и опыта каждого человека, уменьшение движений и связанное с этим нарушение естественного образа жизни будет закономерно сказываться на наших детях. Чем более крепким здоровьем и хорошими физическими данными мы вооружим наших детей в младенчестве, тем лучше они потом приспособятся к новым социальным условиям. Забота о формировании двигательных навыков ребенка, о достижении необходимого уровня ловкости, быстроты, силы и других качеств являются первоочередной задачей матери и отца еще до поступления ребенка в школу.

Огромное значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твёрдо установленный режим, чистоту самого ребёнка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Конечно, быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определёнными рамками. Однако родители должны стремиться к тому, чтобы ребёнку были созданы все условия для его правильного физического развития. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребёнка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастёт.

Необходимо своевременно начинать и проводить физическое воспитание. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. Лишь у единичных семей есть детский спортивный уголок. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится, у него нет определённого режима – днём он спит, а вечером долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребёнок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышлёный, всё знает». Не забывайте, прежде всего от вас зависит, какими вырастут ваши дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребёнка установить ему строгий режим и стараться твёрдо выполнять его. Приучите его спать, гулять и играть в определённое время. Роль семьи не ограничивается только организацией правильного режима дня. Не менее важно привить ребёнку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. для того, чтобы дети следовали вашим советам, необходимо быть личным примером для них. Если кто – либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Также важно для гармоничного роста и развития ребенка составление правильного меню. Обращайте ваше внимание на то, что ел ваш ребенок в саду и не повторяйте этих блюд дома. Ведь еда должна быть разнообразной и полноценной.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды – нелёгкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде чем приступить к закаливанию, необходимо преодолеть страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струёй прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. То, как вы общаетесь в семье, с родителями, друзьями безусловно откладывает свой отпечаток на взрослую жизнь ребенка. Если вам это можно, значит и ребенку это тоже можно. Поэтому не говорите и делайте тех поступков, которые не хотели бы видеть у своих детей.

Подавайте пример своим положительным отношением к здоровому образу жизни. Это прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, активный отдых.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего, выпишите на отдельный лист режим, и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребёнка. Если у вашего сына или дочери имеются какие–либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др., то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской поликлиники.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья – это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребёнок вырастет здоровым и крепким человеком.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида

детский сад №62 «Жемчужинка»

Консультация для педагогов и родителей

«Физическое развитие в семье и ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

Рахимова Т.С.

г. Мытищи

Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в общем развитии, в науках, в умении работать и быть полезным для общества человеком.
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. 
Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как в них дети проводят большую часть дня. С этой целью предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также предусматривать физиологически и педагогически необходимую и оправданную нагрузку, удовлетворяющую потребность ребенка в движении.
Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма.
Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Кроме того, заинтересованность положительно действует на двигательную активность детей, особенно малоподвижных и инертных. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечит в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, физически развитым. Наряду с естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворении потребностей в пище крайне необходимо обеспечить потребность и в движениях, ведь оптимальный двигательный режим является основой для нормального роста и гармоничного развития ребенка.
Главной целью организации двигательного режима является удовлетворение естественной биологической потребности в движении, укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, а также овладение элементарными знаниями по физической культуре.
Требования современности к постоянному повышению уровня образованности приводят к тому, что, занимаясь интеллектуально-познавательной деятельностью, большую часть дня ребенок находится в малоподвижном состоянии. Недостаток движения — гиподинамия — приводит к различным негативным проявлениям в функционировании систем организма, и это сказывается на физическом, умственном и эмоциональном развитии детей. Необходимость противостоять такой тенденции приводит к тому, что использовать физические упражнения необходимо не только в пределах дошкольного учреждения, но и в семейном кругу. 
Родители далеко не всегда обладают достаточными знаниями и умениями для проведения занятий с детьми и обеспечения их нормального физического развития. Они могут испытывать трудности в организации физкультурных занятий из-за незнания возрастных особенностей детей, неумения учитывать их индивидуальные особенности, авторитарного стиля общения с ребенком, недостаточного владения двигательными умениями, неумения давать задания в условиях игровой деятельности и т.д.
Главный этап работы педагогов дошкольного учреждения с родителями по их обучению совместному выполнению физических упражнений дома должен быть направлен на формирование у взрослых членов семьи интереса, положительного отношения к этой форме взаимодействия с детским садом.
Задания по физическому воспитанию для выполнения родителями с детьми дома являются естественным способом установления преемственности между дошкольным учреждением и семьей, подчеркивают особую роль семьи в индивидуально-дифференцированной работе по физическому воспитанию дошкольников. Организуя эту работу, педагог должен стремиться к установлению взаимопонимания и доверия с семьями воспитанников, сотрудничества и сотворчества с ними в интересах ребенка. Необходимо оказывать взрослым членам семей помощь в реализации физкультурного педагогического потенциала семьи. Домашние задания по физической культуре, рекомендованные для совместного выполнения взрослыми и детьми, помогают успешно реализовать эту идею на практике. Они способствуют пробуждению у детей желания физического совершенствования.
Поддерживаемый взрослыми интерес, их внимание к достижению детей стимулируют дальнейшее стремление дошкольников к активной деятельности, к возможности попробовать свои силы в новых достижениях. Расширяющийся двигательный опыт, неоднократное повторение упражнений прибавляют дошкольникам уверенности, смелости, решительности. Эмоциональный заряд бодрости (как у родителей, так и у детей), веселье, хорошее настроение, которые сопутствуют выполнению совместных заданий, способствуют этим переменам. 
Домашние задания могут даваться на каждый день и на определенный срок (неделю, месяц). В качестве ежедневных домашних заданий детям всей группы предлагаются (даются в устной форме) дыхательные упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и т.д.
Задания на определенный срок носят дифференцированный характер и подбираются с учетом уровня физической подготовленности, а также степени владения детьми теми или иными двигательными умениями и навыками. 
Чтобы совместные упражнения родителей и детей при выполнении заданий были максимально эффективными, при разработке и корректировке их содержания необходимо учитывать следующие условия:
• содержание домашних заданий должно быть привлекательным для родителей и детей;
• групповые консультации должны носить интерактивный характер, а не превращаться в мини-лекцию;
• проводить дни открытых дверей для родителей с целью обогащения их педагогического опыта.
Таким образом, в ходе работы с домашними заданиями осуществляется взаимообратная преемственная связь в системе «руководитель по физвоспитанию — воспитатель — родители — дети — руководитель по физвоспитанию».
Так как ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано с общим развитием личности ребенка так тесно, как в первые шесть лет, то организуемая система работы по выполнению совместных домашних заданий способствует созданию благоприятных условий для физического и личностного развития ребенка, стимулирует партнерское взаимодействие семьи и детского сада в физическом развитии ребенка.
Спасибо за внимание и будьте здоровы!

Источник