Физическое развитие ребенка в семье и доу
Консультация на тему: «Физическое развитие ребенка в семье и в ДОУ»
А. де Сент – Экзюпери писал: «Я пришел из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока еще полностью в наших руках, и за нее мы по- настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение! »
Цель: ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье и в ДОУ. Обучение родителей играм, направленным на формирование правильной осанки и на исправление плоскостопия.
Задачи:
1. Пополнить знание родителей о литературе по организации физического воспитания детей в условиях семейного быта и ДОУ, которая дает рекомендации о том, как растить детей здоровыми, закаленными, физически крепкими.
2. Познакомить родителей с банком игр, направленных на формирование правильной осанки и исправления плоскостопия детей дошкольного возраста.
3. Разучить с родителями игры, использовать их для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия их детей.
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно-двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись! » – это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок») и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.
А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.
Сегодня я хочу вам предложить банк игр, для того, чтобы вы сами научились и запомнили правила и применяли эти знания.
«Восточный официант»
Цель игры: развитие координации движений; равновесия; укрепление мышечного «корсета» позвоночника.
Материалы:
поднос или книга, кубик.
Ход игры:
Предлагается поиграть в «восточного официанта» и показывать, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«Летим на Марс»
Цель игры: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Материалы: стулья, мячи.
Ход игры:
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «ракета полетела» бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.
«Донеси, не урони»
Цель игры: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Материалы: стулья, простынки.
Ход игры:
Игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. Тоже повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
“Самый стойкий”
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.
Ход игры:
Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом и заставить его потерять равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствие ребенка. Спасибо за сотрудничество!
Используемая литература:
1. “Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Проектирование. Тренингы. Занятия. “
2. Н. И. Крылова, издательство “Учитель”, 2008г.
3. “555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада”
4. А. А. Майер, О. И. Давыдова, Н. В. Воронина ООО”ТЦ Сфера”, 2011г.
Источник
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ И В ДОУ
Цель физического воспитания детей – последовательное физическое совершенствование, чтобы они выросли подготовленными к жизни. Необходимо добиваться того, чтобы дети обладали крепким здоровьем, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту уровня физического развития.
Правильное разностороннее физическое формирование обеспечивает своевременное овладение двигательными умениями и навыками, необходимыми для повседневной практической деятельности, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости.
Велика роль примера родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Но надо следить и знать, как правильно распределять нагрузку на опорно – двигательный аппарат, так как нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек.
Приобретение правильной осанки – длительный процесс, поэтому ребёнку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка. Некоторые родители ограничиваются замечанием: «Не горбись!» – это ошибка, так как детьми в этом возрасте частица «не» обычно не воспринимается. Нужно давать позитивные формулировки «иди прямо», «выше подбородок» и непосредственно на теле ребёнка показывать правильное положение. А лучше всего чаще играть с детьми в игры направленные на формирование правильной осанки.
Я хочу предложить вам банк игр для применения их дома, играя со своими детьми.
«ВОСТОЧНЫЙ ОФИЦИАНТ»
Цель игры: развитие координации движений, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника.
Пособия: поднос или книга, кубик.
Ход игры: ведущий предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребёнок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперёд. Выигрывает тот, кто дальше пройдёт. Ведущий должен следить за тем, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться – и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«ЛЕТИМ НА МАРС»
Цель игры: обучение приёмам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.
Пособия: стулья, мячи.
Ход игры: ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берёт мяч и кидает его вверх. Ребёнок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5 – 6 раз. Затем движения можно повторять стоя. Когда мяч падает, ребёнок подходит к нему, берёт его и по команде «ракета полетела» кидает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребёнка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
Кроме игр направленных на формирование правильной осанки, есть игры не менее важные. Вы можете использовать очень полезные игры для профилактики и лечения плоскостопия.
«ДОНЕСИ, НЕ УРОНИ»
Цель игры: укрепление мышечно – связочного аппарата стоп; развитие ловкости.
Пособия: стулья, простынки.
Ход игры: игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив её, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой. Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.
«САМЫЙ СТОЙКИЙ»
Цель игры: тренировка равновесия, координации движений, воспитание выносливости, решительности.
Ход игры: двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить плечом соперника и заставить потерять его равновесие – сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».
А. де Сент – Экзюпери писал: «Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну детства для пришедших туда малышей. Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по – настоящему в ответе. За оригинал – не за отражение!»
Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.
Источник
Единый подход ДОУ и семьи
в физическом развитии детей.
Яковлева О.Н. – старший
воспитатель,
Данилова Н.А. – инструктор
по физической культуре
Единый подход ДОУ и семьи
в физическом развитии детей.
Проблема физического развития личности – одна из актуальных проблем современности. Дошкольный возраст является максимально сензитивным периодом развития всех сфер и структур личности. Согласно «Правам ребенка» ст. 3,6,7,31 ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие. Поэтому формирование физического развития – одна из основных задач педагогов нашего МДОУ.
В этом плане особая роль отводиться родителям, а согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании родители являются первыми педагогами. Поскольку семья – самая первая школа малыша, именно здесь он приобретает свой первоначальный жизненный опыт. Тот потенциал, который закладывается в каждом ребенке, в условиях семьи. Оказывает огромное влияние на результативность всей педагогической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая, тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной работы мы решаем следующие задачи:
– способствовать оптимизации внутрисемейных отношений;
– развивать позитивные детско-родительские взаимоотношения;
– формирование собственных методов и приемов, позволяющих сохранять, укреплять собственное здоровье и здоровье детей.
При решении поставленных задач основываемся на принципах:
– личностно-орентированного характера взаимодействия с семьей (учет социального статуса, опыта родителей, адресная направленность, рекомендации семье);
– совместной деятельности (привлечение родителей к участию в оснащении развивающей среды, организация совместных мероприятий детей и родителей).
Взаимодействия с родителями строится по трем направлениям:
– установление контакта с родителями;
-выработка единого подхода и оздоровления ребенка с учетом уровня педагогической и индивидуальной культуры родителей, обогащение диапазона средств оздоровительной направленности.
Традиционными формами взаимодействия с семьей, такими как консультативный пункт, семейные праздники «Семейный балаганчик», «Физкультура всем нужна, мамам нравится она», «Неразлучные друзья», конкурсы «Есть у солнышка друзья – это наша семья», Раз -два -спортивная семья», выставки «Мы туристы», «Со спортом мы друзья», акции «Пусть играет физкультура», «Предложи свою игру», семейный клуб «Школа здорового человека» (приложение 1).
Элементы физического развития детей закладывается в каждое мероприятие, организуемые для родителей. Эффективные и интересные формы работы с родителями по физическому воспитанию у детей дошкольного возраста является встречи, где решаются вопросы повышения педагогической культуры родителей, через обсуждение конкретных проблем, возникающих у взрослых в процессе оздоровления и физического развития. Причем, прежде чем составить план встреч с родителями на учебный год, мы проводим анкетирование среди родителей. Исходя, из полученных результатов определяются тематика, формы организации встреч «Чем раньше, тем лучше», «Физкультура дома», консультации «Спорт или физкультура», «Быть здоровым с детства», игры – практикумы « Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе» (приложение 2).
Данные формы взаимодействия помогают родителям формировать ответственность за здоровье своих детей. Развивать и совершенствовать двигательное творчество, но и принять на себя роль ребенка?
На таких встречах родителям предлагаются практические задания, упражнения, игры для всей семьи, направленные на совместную двигательную деятельность, выполнение движений в детско-родительской паре.
Именно через совместную деятельность прослеживается взаимосвязь родителей и детей. Мамы, папы, бабушки, дедушки проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым, находясь на территории его интересов.
Сотрудничество ребенка и взрослого положительно влияет на их взаимоотношения. Дают ребенку свою значимость. А их родителям уйти с позиции всегда старшего взрослого.
Таким образом, благодаря взаимодействию с семьей, в вопросах физического развития дошкольников, нам удалось снизить процент заболеваемость у детей, а также сформировать добросовестное, позитивно-действенное отношение к семье и здоровью.
Выписка из плана работы «Школа здорового человека» (приложение 1)
№ | Тематика занятий | Форма занятий | Сроки |
1. | Здоровьесберегающие игры и упражнения | консультация | Сентябрь |
2. | Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе | игры- практикум | Ноябрь |
3. | Игры, в которые играют взрослые и дети | семинар – практикум | Январь |
4. | Неразлучные друзья – взрослые и дети | развлечение | Февраль |
5. | Родители – дети | игры – тренинги | Апрель |
6 | День здоровья в весенний день | детский туризм | май |
Занятия в школе проводятся 6 раз в год.
Цель работы этих встреч – привлечь родителей к активному участию. Приобщение детей к здоровому образу жизни.
Примерный сценарий игры – практикума (приложение 2).
по теме «Ребенок и взрослый: играем и развиваемся вместе»
Цель встречи:
– развивать взаимоотношения воспитанников и их родителей посредством включения в
совместную игровую и творческую деятельность;
– обогащение отношений детей и родителей через эмоциональное общение.
Задачи:
– развивать сотрудничество родителей с ребенком;
– развивать мышление, воображение, выразительность движений;
– способствовать эмоциональному и мышечному расслаблению.
Предварительная работа: накануне встречи родителям раздаются пригласительные билеты, подбор устного творчества. В день проведения праздника в фойе развешаны растяжки, шары, звучат мелодии на спортивную тематику, а также детские песенки.
Оборудование – магнитофон с записью, атрибуты к играм, карточки к заданиям, бумага формата А-4, фломастеры, столы.
Оформление: плакаты с высказыванием великих людей о спорте. ( «Спорт – становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие каждого» – В Сухомлинский), («Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения» – А. Моссо) и др.
* * *
Встреча проводится в спортивно – музыкальном зале. Звучит музыка.
В зал проходят взрослые и дети.
Инструктор Физо Добрый вечер! Мы рады, что Вы сегодня собрались на семинаре
«Моя дружная семья». Ведь только в семье человек может почувствовать себя
личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Что
такое семья? Это дружный коллектив, родственников, связанных кровными
узами, единомышленники, друзья, готовые всегда прийти на помощь. Чтобы
начать праздник, нам надо познакомиться.
Вопросы родителям:
– Представьтесь, пожалуйста. Расскажите о своей семье.
– Сколько детей в вашей семье?
– Какое любимое занятие вашей семьи и ваших детей?
– Как вы проводите всей семьей выходные дни?
– Какие физические качества присущи Вам и Вашему ребенку?
Вопросы детям:
– Чем любит заниматься твоя мама, папа, бабушка, дедушка?
– В какие игры ты играешь дома?
– Есть ли у тебя дома домашний стадион?
– Твой любимый вид спорта?
Инструктор Физо. Семья начинается с любви, доброты, заботы друг о друге и, конечно, с дома. Родительский дом – всему начало. Предлагаю построить вместе общий большой, дружный и теплый дом и заселить его (взрослые вместе с детьми строят дом из крупного строительного материала и заселяют его куклами и животными). А теперь возьмемся за руки, сделаем круг и каждый из Вас, выскажет пожелание нашему дому.
Инструктор Физо. – Садитесь на стульчики, как на лошадку, верхом, поскачем в
сказку…(Держась за спинку стула и ритмично топая обеими ногами, дети «скачут» под
стихотворение Г. Ладонщикова «Лошадка». Взрослые, сидя лицом к детям на большом
стуле, «скачут» на большой «лошадке»).
Инструктор Физо: (Читая в удобном ритме и темпе):
Ты скачи, скачи, лошадка,
Cкок, скок, скок, скок!
По дорожке ровной, гладкой,
Cкок, скок, скок, скок!
Ты скачи все прямо, прямо,
Cкок, скок, скок, скок!
Мимо папы, мимо мамы,
Цок, цок, цок! Тпру!…
– Прискакали мы во двор и видим, как гуляют (карточки с заданиями) котята, гуси, утки, коровы, жуки, гусеницы, мышки, червячки, порхают бабочки (дети вместе со взрослыми под музыку имитируют движения).
Инструктор Физо. Не было в доме мышей,
А было много карандашей.
Лежали они на столе у папы,
Да попали котенку в лапы…
Ну, как видите, у нас вместо карандашей – фломастеры и я вам предлагаю «Нарисуем любимое спортивное упражнение и изобразим его в движении».
Инструктор Физо. Давайте проведем семейный конкурс «Экомобиль». Представьте себе, что вы отправились в поход. Путь был долгим, наши детки устали. И задача взрослых – на
сцепленных руках пронести детей до противоположной стены нашего зала и обратно.
Кто придет первым к финишу, тот победитель.
Все участники праздника встают в круг и исполняют «Танец веселых утят».
Инструктор Физо. Вот и подошел к концу наша встреча. Благодарим Вас за участие в
празднике и хотим закончить нашу встречу такими словами:
Берегите друг друга!
Добротой согревайте,
Берегите друг друга!
Обижать не давайте!
Берегите друг друга!
Суету позабудьте
И в минуту досуга
Рядом вместе побудьте!
О. Высотская
Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в Ваших семьях! И разрешите подарить Вам подарки, такие же теплые, нежные, ласковые как Вы сами (открывается дверь и влетают воздушные шарики). Ловите! Радуйтесь и веселитесь каждый день!
Звучит веселая музыка.
Источник