Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве ефименко
Елена Прядко
Педагогическая концепция «Физкультурно-оздоровительная работа с использованием технологии Н. Н. Ефименко»
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Ж. Ж. Руссо.
Великая ценность каждого человека-здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым- это желание родителей и одна из важных задач, стоящих перед дошкольным учреждением.
В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс ДОУ.
Одной из важнейших проблем физкультурно-оздоровительной работы ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий. Острота проблемы состоит в том, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтён весь комплекс систематических и интеллектуальных проблем.
И вот поиск новых, перспективных направлений в оздоровлении детей, привёл меня к авторской программе совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей – «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
Н. Н. Ефименко рассказывал: «Вопросами физического воспитания детей я занимаюсь ровно 30 лет и уже давно настаиваю на том, что традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 80-х годов прошлого века, а прежние методики физкультурно-оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют своего кардинального пересмотра».
Подвергнув критике традиционный подход,он сказал: «Я предлагаю вам совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет».
Как утверждает автор: «В природе уже давным-давно есть все — необходимо лишь понять ее секреты и использовать в своей педагогической деятельности».
Поэтому биологическую основу новой авторской системы составляют восемь «золотых» формул двигательного развития детей.Содержание их сводится к следующему:
любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
начинать упражнение в любом из исходных положений рациональнее с более низких поз;
начинать двигательную деятельность разумнее со сгибательных поз тела и конечностей («поза эмбриона»);
в любом положении упражнения должны выполняться «от темечка — к пяткам»;
все движения в конечностях сначала должны выполняться в крупных суставах, а затем в средних и мелких;
чем ниже положение ребенка, тем естественнее для него медленные и плавные движения, чем выше положение (ходьба, бег, подскоки, прыжки, тем более характерными должны стать относительно быстрые, «взрывные», ударно-баллистические движения;
чем ниже и горизонтальней положение тела ребёнка – тем более естественным для него является расслабленный режим упражнений, чем выше и вертикальней положение тела по отношению к опоре – тем более напряжённым должен быть режим мышечной деятельности.
для крупных мышечных массивов (спины, живота, плеч, бедер) естественны медленные движения, а для мелких мышц подходят быстрые и взрывные.
Отличительной чертой программы является новый подход к физическому воспитанию с новой идеологией, философией, методикой.
Театр — это игровая по форме новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Коренные отличия авторской системы выражаются в десяти заповедях двигательного развития дошкольников:
1. Следуй логике природы (педагогика должна быть естественной — постепенное увеличение нагрузки от упражнений лежа к ходьбе, бегу, прыжкам).
2. Физическое воспитание дошкольников должно происходить по развивающейся спирали.
3. Педагогический спидометр, или о так называемых общеразвивающих упражнениях (подбирай подготовительную часть в соответствии с «эволюционной гимнастикой»).
4. Деление занятия на три части должно быть не формальным, а по физиологической
сути.
5. Театр физического воспитания дошкольников (играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать).
6. Положительная светлая энергия радости и удовольствия (физическое воспитание должно заряжать детей положительными эмоциями).
7. Двигательный портрет дошкольника «рисует» методика игрового тестирования.
8. Создай тренажеры сам.
9. Здоровье здоровых требует профилактики и коррекции.
10. Через движение и игру —к воспитанию Человека будущего: комплексная педагогика жизни.
Автор видоизменил общепринятую структуру основных движений, учитывая то, что ни одного этапа двигательного развития новорожденного игнорировать нельзя, поскольку в Природе нет ничего «лишнего», а предыдущий вид движений предопределяет последующий.В соответствии с этим выделено десять основных двигательных режимов: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходячий, лазательный, беговой, прыжковый.
Изучив технологию Н. Н. Ефименко я решила применить её в своей физкультурно-оздоровительной работе целью которой стало: разностороннее и гармоничное развитие ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, разнообразное развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни на основе полученных знаний, подготовка к жизни в современном обществе.
Систему планирования я разделила на 2 составляющих:
1. БОЛЬШОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (БП) – это стратегическое планирование на 3 года
2. МАЛОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (МП) – составление одного или нескольких занятий по физической культуре.
Наряду с общепедагогическими принципами (сознательности, активности, наглядности, доступности и др.) включаю в «большое планирование» специальные принципы,которые выражают специфические закономерности физического воспитания:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ.Предполагает следующее: чем меньше возраст ребёнка, тем меньше количество упражнений из каждого ОДР (основного двигательного режима) должно быть задействовано в течение года.
КАЧЕСТВЕННЫЙ.Он предполагает: чем меньше возраст ребёнка, тем более лёгкими и доступными должны быть осваиваемые упражнения.
ПРИНЦИП ПОВТОРНОСТИ. Сама форма спирали планирования предполагает в каждом возрастном витке повторение пройденного материала на наиболее высоком методическом уровне.
СТУПЕНЧАТЫЙ. Предполагает, что каждый новый цикл будет начинаться с лежания и далее ползания, а завершаться бегом и прыжками. Но всякий раз будет происходить ступенчатое повышение нагрузки в каждом ОДР.
ВОЗРАСТНОЙ. Чем меньше возраст детей (1-3 года, тем более значимыми на физической культуре должны стать для них лежаче-горизонтированные основные двигательные действия – первые 3 ОДР.
КАЛЕНДАРНЫЙ. Предполагает, что осенью во всех возрастных группах на занятиях по физической культуре должны преобладать лежаче-горизонтированные ОДР. Весной же, особенно ближе к лету,на физической культуре должны преобладать вертикализованные ОДР: лазательный, беговой, прыжковый.
Документом «малого планирования» является план-конспект занятия по физической культуре.
Учитывая опыт Н. Н. Ефименко. я использую следующие формы работы:
• Утренняя гимнастика пробуждения начинающаяся с положения лёжа.
• Гимнастика пробуждения после дневного сна, проходящая на кровати.
• Физкультурные занятия в зале и на улице в виде «физкультурной сказки» с двигательно-игровыми упражнениями.
(«Физкультурная сказка», напоминает педагогический спектакль, сюжетно-ролевое действие, где педагог – режиссёр, а дети являются актёрами, с обязательным наличием сценария).
Прежде всего, мной был составлен перечень Больших Тематических Игр (БТИ) – перспективных игровых направлений,которые реализовываются в течение года:
«В мире животных»,
«Мир путешествий»,
«В мире сказок»,
«Мир вокруг нас»,
«Времена года»,
«Если хочешь быть здоров»,
«Взрослые и дети»,
«Это чудо красота».
• Физкультминутки. Включаю в занятия и между двумя занятиями как момент активного отдыха и восстановления работоспособности детей.
• Забавные физкультуринки – Отдельные игровые упражнения, не связанные сюжетом, с юмористическими названиями, которые реализуются в соответствии с восьмью «золотыми формулами» двигательного развития ребёнка. Их применяю в виде утренней гимнастики после ночного сна, в качестве физминутки, физкультпаузы.
• Физкультпаузы.
• Физкультурные развлечения. В проводимых в игровой форме физкультурных развлечениях я ненавязчиво, незаметно для детей создаю такие условия, в которых малыши смогли бы реализовать, закрепить все освоенные за год двигательные качества, умения и навыки. Игры провожу на улице, или в помещении в вертикализованных позах – стоя, в ходьбе, равновесии, лазании, беге подскоках, прыжках.
Увидев уникальный авторский тренажер «рукоход-поручень» я буквально
влюбилась в него, и моим острым желанием стало его изготовление.
Основное предназначение: разноплановый тренажер.
Он может использоваться в основных двигательных режимах от лежаче-горизонтированных, до стоячих, а так же бега и прыжков.
Способствует формированию развития движений в различных исходных положениях.
Развивает следующие двигательные качества:
• Силу мышц плечевого пояса и рук;
• Тазового пояса и ног;
• Глобальную координацию;
• Статическое и статодинамическое равновесие.
Коррекционно-профилактическая направленность: нарушение верхних и нижних конечностей. Данный тренажер может использоваться как индивидуально, так и для групповых занятий. Конструкции могут раскладываться в форме «рельс», «шпал», «оси», различных геометрических фигур и разных конфигураций.
(Фото в приложении №3)
«Рукоходы» очень понравились детям, они буквально повысили двигательную активность на 100%. Имея малые габариты и небольшой вес, они часто используютсядетьми в свободной деятельности: в самостоятельных подвижных играх, в сюжетно-ролевых играх, играх путешествиях.
Делая выводы о проделанной работе, я могу сказать, что у моих воспитанников повысилась потребность в двигательной активности, в здоровом образе жизни. Дети стали более пластичными, гибкими, научились творчески самовыражать себя. А по результатам диагностики увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности.
В дальнейших планах я хотела бы применить в физкультурно-оздоровительной работе методику горизонтального пластического балета, как одну из нетрадицонных форм работы по авторской программе «Горизонтальный
пластический балет. Театр физического воспитания и оздоровления детей Н. Н. Ефименко»
Источники информации:
1. Н. Н. Ефименко «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения, познания, постижения»
2. Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников и младшего школьного возраста»
3. Н. Н. Ефименко «Двигательно-игровая деятельность».ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Сценарии игр-занятий.
4. Интернет ресурсы.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Алексеевский детский сад № 1 «Ромашка» Алексеевского
муниципального района Республики Татарстан
Практический семинар для педагогов ДОУ
«Нетрадиционная физкультура по Н.Н.Ефименко.
Добро пожаловать в сказочную физкультуру»
Макарова Лилия Николаевна
инструктор по физическому воспитанию
первой квалификационной категории
п.г.т. Алексеевское
2017-2018 уч.г.
Нетрадиционная физкультура Н. Н. Ефименко.
Добро пожаловать в сказочную Физкультуру.
Л.Н. Макарова, инструктор по физической культуре
МБДОУ «Детский сад №1 «Ромашка»
Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
I часть выступления – презентационная
Нетрадиционная физкультура Н. Н. Ефименко.
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Н.Н.Ефименко – талантливый представитель педагогической науки, руководитель авторского методического центра, кандидат педагогических наук в области физического развития дошкольников, автор программы «Театр физического воспитания и оздоровления дошкольников», автор ряда книг и методических разработок по физической культуре детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 3
Так вот, театр физического воспитания Ефименко – это совершенно иной стиль проведения физкультуры, отстоящий от военно-спортивной структуры ее организации, но более демократичный и комфортный для ребенка театрализованный стиль. Физкультурные занятия – это поистине физкультурный театр. Поэтому им разработанная методика физической культуры отличается сказочностью, некой волшебной притягательностью, принципом необыденности. За основу либретто занятия (сюжета, сопроводительного текста) рекомендуется брать знакомые детям сказки, и вполне допустимы авторские или по методу ТРИЗа изменение сюжета известных популярных сказок, которые необходимо подогнать под методическую основу.
СЛАЙД 4
А вот собственно сама методическая основа лежит на им же, Ефименко, разработанных золотых формулах здоровья двигательного развития ребенка. Это есть определенная последовательность выполняемых движений:
СЛАЙДЫ 5-12
– от положения лежа – к положению стоя;
– от низких поз – к высоким;
– от сгибательных поз и движений – к разгибательным;
– темечка – к пяточкам, от туловища – к пальцам;
– чем ниже положение тела над опорой – тем медленнее движения, чем выше – тем быстрее;
– в горизонтальных положениях следует расслабляться, в вертикальных – сильнее напрягать мышцы;
– в крупных мышцах надо делать медленные движения, а в мелких и отдаленных – более быстрее!
Итак, эта авторская методическая основа физ.воспитания и оздоровления детей была апробирована на протяжении более 30-ти лет в работе как со здоровыми детьми, так и с детьми ДЦП, имея подтвержденные факты положительного результата.
Спросите: «Почему именно физкультуру начинать надо от положения лежа к положению стоя?»
«Золотые формулы здоровья» базируются на выведенной автором педагогической заповеди «Следуй логике природы», ведь именно матушка-природа стоит в основе всех процессов жизнедеятельности.
В основе любой технологии, программы д/н лежать принцип природосообразности, т.е. следование логике природы развития детского организма. Если взять за основу эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении человека ( а она является сегодня доминирующей в мире), то мы увидим путь формирования физического (телесного) статуса всего живого на земле: от рыб – к земноводным (амфибиям), рептилиям (пресмыкающимся), затем – к млекопитающим, птицам, приматам и, наконец, к Homo erektus (человек прямостоящий), нашему с вами предшественнику.
СЛАЙД 13
В этом плане особое значение приобретает общеизвестный биогенетический закон Э.Геккеля (немецкого естествоиспытателя, философа). – ОНТОГЕНЕЗ(индивидуальное развитие человека) ПОВТОРЯЕТ ФИЛОГЕНЕЗ (общий ход развития жизни, живых организмов и человека, т.е. историческое становление животного мира и человека)!!! Ефименко дополняет эту формулу: «онтогенез повторяет филогенез, а система физического развития детей должна в своей методической основе повторить логику онтогенеза». Это разумная структура физического развития ребенка!!!
СЛАЙД 14-16
Ему принадлежит следующая цитата, с которой гармонирует и мое отношение к целостному восприятию такой категории составляющей человеческой личности, как здоровье: «Физическое воспитание есть огромный, прекрасный, но таинственный Космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью»
Авторы серьезных и проверенных временем систем оздоровления начинали свои книги с гимна законам природы. Знаменитый Борис Павлович Никитин сказал: «Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной».
Само занятие по физической культуре Н.Н.Ефименко предлагает проводить в стиле «эволюционного ролика»,всякий раз повторяя в своей основе логику развития животного мира и человека, тогда как при традиционной системе все происходит с точностью наоборот.
СЛАЙД 17,18.
ИТОГ: в своей педагогической деятельности воспитатели, учителя, инструктора по физическому воспитанию должны следовать логике природы, т.е. основывать свои частные педагогические методики на более глобальных законах биологического развития человека!!! И это относится не только к направлению физическое развитие.
II часть выступления – практическая
Добро пожаловать в сказочную Физкультуру!!!
Таким образом, я сегодня предлагаю участникам конференции не быть сторонниками повтора реальной жизни на предлагаемом мной фрагменте физкультурного занятии, но пусть сюжет сказки уведет нас за горизонт обычного и привычного.
План-сценарий
БТИ «Дом» (квартира)
СМИ «Приключения домашних тапочек»
В одной уютной городской квартире жило-поживало вместе со своими хозяевами семейство домашних тапочек. На полу под обувной полкой в своем любимом темном уголке лежали и важно посапывали дедушкины тапки-чувяки с мягкой кожаной подошвой и теплыми войлочными боками. Любили эти мягкие растоптанные тапки поспать не только ночью, но и днем — сказывался возраст…
Упр. 1. «Любители поспать»
Из исходного положения (и. п.) лежа на спине, руки в стороны —поочередные повороты головы влево-вправо, слегка касаясь ухом поверхности опоры.
Папины же тапки-шлепанцы были самыми большими. Они любили лежать на животе и вечно всех расталкивали.
Упр. 2. «Папины шлепанцы»
Из и. п. лежа на животе, голова повернута виском на ковер, руки согнуты и упираются ладонями — поднимая голову и плечевой пояс на умеренную высоту, одновременно выполнять разгибательные движения рук, приговаривая при этом: «Посторонись — подвинься!»
Конечно же, все остальные тапочки почтительно расступались — они ведь знали, кто был глава семьи! Справа от папиных шлепанцев, всегда рядышком, стояли мамины — зеленого цвета, мягкие и легкие — тапочки с изящными бабочками сверху. Они всегда были чистыми, аккуратными и очень любили наводить ежедневный порядок на обувной полке, что стояла в прихожей у входной двери
Упр. 3. «Ежедневная уборка»
Из и. п. лежа на животе — медленно и плавно переворачиваться на спину и обратно на живот — сначала в одну, затем в другую сторону.
Самыми же непоседливыми были, конечно же, стертые на носках, стоптанные тапочки сына Коли. Он никогда не сидел на месте, а носился из комнаты в комнату по всей квартире.
Упр. 4. «Непоседы»
Из и. п. лежа на животе — ползание по-пластунски по периметру зала, сначала против хода часовой стрелки, а затем по ее ходу (вернуться в исходное положение).
К маминым тапочкам, словно два пушистых котенка, всегда ласково прижимались розовые тапочки-пушинки, которые носила дома дочка Ира. Они о чем-то тихо шептались — наверное, о нарядах, прическах, красивых туфельках… Да-да, они немного завидовали черным туфелькам на шпильке, которые часто выезжали в театр, в гости — на дни рождения или просто на чашечку кофе.
Упр. 5. «Пушистые котята»
Ползание на четвереньках (низкое положение) в центр зала (круга) с последующим возвращением в исходное положение ягодицами вперед.
Праздничные, блестящие лаком черные мамины туфли гордо красовались, всем видом показывая, какие они нарядные и изящные.
Упр. 6. «Изящные туфельки»
Из и. п. стоя на четвереньках (среднее положение) — поочередное поднимание левой и правой ноги, голова при этом тянется вверх, спина мягко прогнута в пояснице.
Домашние тапки всей семьи вместе с другой обувью жили в отдельном домике, которым для них была обувная полка с тремя «этажами».
Упр. 7. «Полка-домик»
Из и. п. стоя на четвереньках (высокое положение) — выпрямлять руки и ноги, максимально поднимая копчик: «В-о-о-т в каком большом доме жили тапочки!»
В этом домике, если долго не было уборки, тоже иногда заводились паучки, которые плели в темных углах свою паутину.
Упр. 8. «Паучок»
Из и. п. упираясь руками за спиной и приподняв туловище — двигаться приставными шагами (согнув колени) вокруг вертикальной оси сначала в одну, затем в другую сторону.
А чтобы не было паутины, нужно почаще протирать свою обувную полку влажной тряпкой! Тапки, наткнувшись на паутину, недовольно ворчали: «Давненько не было уборки…»
Упр. 9. «Ворчливые тапки»
Из и. п. (такого же, как в упр. 8) — вытягивать поочередно правую и левую ногу вверх, имитируя брезгливое прикосновение к пыльной паутине.
По утрам, когда все в квартире пробуждалось и начинало двигаться, просыпались и тапочки. Они сновали по комнатам, как автомобили по улицам.
Упр. 10. «Утреннее движение»
Ползание на четвереньках (высокое положение) в любых направлениях, но не толкая друг друга.
Иногда случалось, что одни тапочки случайно сталкивались с другими или слегка наступали друг на друга. При этом они расходились, давая «задний ход» и учтиво повторяя: «Извините, пожалуйста, это произошло совершенно случайно!»
Упр. 11. «Вежливые тапки»
Хаотическое движение на четвереньках (высокое положение) ягодицами вперед, слегка соприкасаясь друг с другом. При этом нужно произнести слова извинения и с улыбкой разойтись в разные стороны.
Раньше всех, как всегда, поднимался дедушка и, кряхтя и охая, обувал свои теплые растоптанные тапки-чувяки.
Упр. 12. «Ах и ох!»
Из и. п. сидя на полу (коврике), гимнастической скамье или стуле — имитировать обувание тапок: поочередно поднимать ноги, сгибая их в коленях, топтаться на месте и поворачиваться, делая приставные шаги в обе стороны.
Чуть позже дедушки быстро поднималась мама — ведь нужно было успеть приготовить завтрак всей семье. Ее тапочки порхали в ванной, прихожей и на кухне, словно бабочки!
Упр. 13. «Порхающие бабочки»
Из и. п. стоя на коленях — выполнять различные наклоны в сочетании с маховыми движениями рук, имитирующими движения крылышек. Затем, поднявшись с колен, выполнять те же самые движения стоя.
В это время из спальни твердой поступью выходил папа — его тапки вышагивали, как солдаты на военном параде.
Упр. 14. «Парадный шаг»
Ходьба короткими шагами с высоким подниманием бедер, затем ходьба с небольшими выпадами и, наконец,— гигантскими шагами!
Услышав папины шаги и его громкий голос, тут же поднимались Коля с Ирой и, еще сонные, выходили из детской комнаты в зал, чтобы вместе с папой сделать утреннюю гимнастику. Поскольку глазки у детей еще не совсем открылись, они шли будто на ощупь, расставив руки в стороны, при этом они то и дело теряли тапки.
Упр. 15. «Сони-просони»
Осторожная ходьба в разных направлениях, руки вперед — в стороны, с периодическими наклонами к стопе, имитирующими обувание спавшего тапка.
В конце зарядки папа любил немного побегать вместе с детьми — и тогда маленькие детские тапочки, громко топая, устремлялись вслед за папиными большими тапками-кораблями. Тапочкам-малышам казалось, что они похожи на гордые парусные яхты, бегущие по волнам!
Упр. 16. «Крейсерские яхты»
Выполнить сначала ускоренную ходьбу, а затем постепенно перейти на легкий бег. Во время бега руки могут занимать различные положения: вперед, назад, в стороны, вверх.
И вот уже Коля становился отважным капитаном Греем, плывущим на своем корабле под алыми парусами, а Ира — прекрасной Ассоль, ждущей своего прекрасного возлюбленного на берегу.
Так начинался новый день их жизни, обещающий так много интересного!
– А что интересного, мальчики и девочки, будет сегодня у вас? Что вы ожидаете от сегодняшнего дня? Чем будете заниматься?
Дети под руководством педагога переходят на ходьбу, успокаиваются и отвечают на поставленные вопросы.
Литература:
1.Ефименко Н.Н. ФГОС: от задачи – к результату. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве 3-7 лет. Методические рекомендации/ Н.Н.Ефименко.-М,:Дрофа, 2014.-288 с.
2. Ефименко Н.Н. ФГОС: физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Двигательно-игровая деятельность. Сценарии игр-занятий 6-7 лет./ Н.Н.Ефименко.-М,:Дрофа, 2014.-144 с.
3.Интернет-ресурс: https://yandex.ru/images/search?text=золотые%20формулы%20здоровья%20ефименко
Источник