Физическое развитие ребенка спортсмена

Физическое развитие ребенка спортсмена thumbnail

Как развивается работоспособность наших юных спортсменов, как над чем и с какой интенсивностью им предстоит работать на всём периоде обучения в спортивных школах, об этом и самим ребятам, и конечно же их родителям, знать не только полезно, но и настоятельно рекомендуется. Данная статья отвечает на все эти вопросы наиболее полно и развёрнуто. Читаем, запоминаем, делаем выводы.

1. Особенности динамики физических качеств у детей.

В современной практике большое значение имеет осведомленность тренера о наиболее благоприятных, так называемых сенситивных возрастных периодах  развития основных физических качеств, когда эти качества наиболее чувствительны к влиянию тренировки (Тихвинский и др., 1991) 

Следует учитывать, что возрастные изменения носят неравномерный характер, а периоды ускоренного развития чередуются с периодами замедления и относительной стабилизации. Принято различать хронологический (паспортный) и биологический возрасты. Биологический возраст характеризуется уровнем скелетного, физического и функционального развития детей и подростков. В пубертатном периоде у подростков одного хронологического возраста различия по биологическому возрасту могут достигать от 1 до 3- 4 лет.

Наиболее распространёнными критериями биологической зрелости организма являются костный возраст и степень выраженности вторичных половых признаков. Установлено, что в каждом возрасте более зрелые юные спортсмены обычно (но не обязательно) имеют некоторое преимущество перед сверстниками с нормальными или замедленными темпами полового созревания по уровням развития силовых способностей, функциональной производительности и весоростовым данным.

Примерно 60 – 65% девочек 12 — 14 лет и мальчиков 13 — 15 лет демонстрируют нормальные (среднестатистические) уровни полового развития, а 35 — 40 % составляют подростки, относящиеся к акселерировнному или ретардированному типам биологического развития.

Учет индивидуальных, уровней и темпов полового созревания при планировании многолетней тренировки позволит наиболее полно реализовать генетические программы роста и развития юных спортсменов.

Согласно теории «сенситивных периодов» направленная физическая тренировка оказывает наибольшее влияние на развитие отдельных компонентов работоспособности именно в периоды их интенсивного естественного роста. Интенсивное увеличение аэробных возможностей приходится на предпубертатную и начало пубертатной фазы индивидуального развития (при степени выраженности вторичных половых признаков, соответствующей оценке 1 — 4 балла), а максимальной силы, скоростно-силовых способностей и анаэробной производительности — на вторую половину соответственно пубертатной фазы (при достижении степени выраженности вторичных половых признаков в 5 -7 баллов) (Булгакова,  Тимакова, Глужаковский, 1985; Манцевич, 1986).

Контроль уровня биологической зрелости юных спортсменов особенно важен для определения сроков начала интенсивной функциональной и силовой тренировки.
Известно, что при работе с девочками пловчихами,  восточногерманские тренеры резко (иногда в 2 – 3 раза) повышали общий объем плавания и объем силовых нагрузок при вступлении спортсменок в собственно пубертатную фазу развития, что позволяло направить процессы роста и развития в оптимальное русло и добиться в результате тренировки максимального прироста силовых и функциональных возможностей. Такой подход требует регулярного контроля за темпами полового созревания юных пловцов. (Волков, Филин.,1983).  

Кроме того, определение биологического возраста повышает надёжность прогноза физических потенций юных спортсменов  (Живилов, 2000).  Если до начала периода полового созревания два юных спортсмена имели примерно одинаковые тотальные размеры тела, уровни силовых и функциональных возможностей, то к зрелому (дефинитивному) возрасту окажется выше, сильнее и выносливее тот из них, которых позже вступит в пубертат.

1.1.Развитие физических способностей в зависимости от возраста, пола
и индивидуальных различий.

Одним  из компонентов структуры  физических  способностей  человека является мышечная сила.

• Сила определяется, как способность   преодолевать  внешнее сопротивление посредством мышечных усилий.

Сила  мышц   тесно   связана   с ростом   костной   и  мышечной   ткани, развитием   суставно-связочного аппарата. Она зависит   от способности управлять работой (координировать её) отдельных мышц.  Силу мышц удаётся измерить уже в возрасте 4х- 5 лет.

Наибольший прирост силы отдельных мышц происходит в период от 14 до 17 лет. Так сила разгибателей туловища увеличивается с 11 до 14 лет с 72,0 кг до 90,8 кг, а с 14 до 17 лет — до 144 кг.

Наибольшее увеличение силы отмечается при разгибании бедра, туловища, наименьшее – при сгибании кисти, предплечья. В результате неравномерного прироста силы отдельных мышц в каждом возрастном периоде изменяется соотношение силы различных мышц.

С 14 лет для развития силы мышц рекомендуют применять разнообразные упражнения с отягощением, умеренные статические усилия. Напротив, значительные силовые нагрузки могут отрицательно сказаться на растущем организме (Кузнецова, 1997).

1.1.1. Особенности развития скоростно-силовых способностей
девочек и девушек.

При изучении дифференцированного развития скоростно-силовых способностей по показателям выпрыгивания было определено, что представители всех уровней физического развития с  8  до 17 лет почти одинаково увеличивают свои скоростно-силовые способности.  

В отличие от среднего и ускоренного уровней физического развития, девочки ретарданты  наибольшее увеличение в темпах развития данной способности   показывают   в   подростковом   возрасте, наименьшее   в старшем. Можно сделать следующий вывод:  что у представительниц замедленного физического развития эта способность формируется несколько позже по сравнению с девочками среднего и выше среднего уровней развития.

Если сравнить результаты в скоростно-силовых показателях девочек и девушек разного уровня физического развития, то можно отметить, что представительницы замедленного уровня — ретарданты  почти во всех, возрастах, уступают своим сверстницам среднего и ускоренного физического развития.    

1.1.2.  Особенности развития скоростно-силовых способностей
мальчиков и подростков.

Определённые особенности в дифференцированном развитии скоростно-силовых способностей имеют мальчики и подростки.

Как у акселератов, так и у ретардантов, наблюдается несколько возрастных периодов значительного прироста. Наиболее благоприятны для педагогического воздействия такие возрастные периоды: 10 — 11,12 — 13 и 15—16 лет. При этом следует заметить, что в возрасте от 8 до 9лет с 11 до 12 и с 13 до 14 лет наблюдаются спады в развитии данной способности. В остальных возрастных периодах, за исключением с 16 до 17 лет, происходит увеличение.

И хотя активное развитие происходит почти во всех возрастных этапах, наиболее благоприятными периодами для специального воспитания необходимо признать младший и старший школьный возрасты.

Возрастному развитию силы разных групп мышц человека посвящено большое количество исследований. Выводом из наших исследований является то, что развитие различных мышечных групп происходит неравномерно и индивидуально: каждая из них в процессе онтогенеза проходит свой специфический путь развития.

1.2. Развитие быстроты

Быстрота – это способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Характеризуется латентным временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надёжная взаимосвязь. Так высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.

Время реакции зависит от возраста. Впервые латентный период реакции удаётся определить в возрасте 2 — 3 лет. Он составляет 0,50 — 0,90 сек. Но уже в возрасте 5-7 лет время реакции снижается до 0,30 – 0,40 сек. В  последующие  годы  происходит дальнейшее  снижение  показателя быстроты.  Для разных групп мышц уменьшение времени реакции неодинаково.

1.2.1.    Развитие скоростных способностей у девочек и девушек.

Скоростные способности девочек и девушек со средним уровнем физического развития с 8 до 15 лет увеличиваются в 1,3 раза, а с 15 до 17 лет наблюдается их уменьшение.

Читайте также:  Аномальное развитие ребра у ребенка

Скоростные способности у девочек с уровнем развития выше среднего, активно развиваются до 16 летнего возраста и имеют несколько достоверных периодов увеличения: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет  и с 13 до 14 лет. При этом наибольшее развитие наблюдается с 8 до 9 лет. 

У девочек с уровнем физического развития ниже среднего, скоростные способности, с 8 до 17 лет также имеют периоды активизации и стабилизации. Наиболее активный период развития — до 15 лет, когда эта способность увеличивается в 1,3 раза.

Общей закономерностью является тот факт, что если в предпубертатном и пубертатном периодах школьницы с уровнем физического развития ниже среднего отставали в суммарном темпе прироста, то в постпубертатном они опережают своих ровесниц со средним уровнем за счёт ” скачка” (0,5сек), а затем сравниваются с ними.

Лица с уровнями физического развития ниже и выше среднего , несмотря на одинаковое увеличение скоростных способностей с 8 до 17 лет (1,3 раза), имеют отличия по показателям абсолютных и относительных величин.

В пяти возрастных периодах (9, 11, 13, 14 и 16 лет) по абсолютным показателям преимущество на стороне школьниц с уровнем физического развития выше среднего и только в двух возрастах (15 и 17 лет) они выше у девушек с уровнем ниже среднего.

Вывод:    таким образом,    на формирование    скоростных способностей значительное влияние оказывает уровень физического развития. Это отчётливо проявляется в следующие возрастные периоды:

У ретардантов с 8 до 10 и с 13 до 15 лет;

у лиц со средним уровнем развития с 8 до 11 и с 12 до 14 лет; у акселератов с 8 до 9, с 10 до 11 и с 13 до 14 лет.

1.2.2.  Развитие скоростных способностей у мальчиков и подростков.

У мальчиков увеличение темпов развития скоростных способностей наблюдается с 9 – 12 лет, и с 13 до 16 лет, уменьшение — с 8 до 9 лет и с 16 до 17 лет, а стабилизация с 12 до 13 лет, то есть на протяжении 10 лет скоростные способности интенсивно развиваются, при этом наибольший темп прироста приходится на подростковый возраст. Это позволяет считать весь школьный период, за исключением 12 – 13 лет и 16-17 лет, наиболее эффективным для воспитания скоростных способностей.

Мальчики и подростки со средним уровнем физического развития в развитии скоростных способностей не отличаются от своих сверстников-акаселератов и ретардантов. Исключение составляют 14-летние подростки.

В этот период они показывают более низкие результаты, чем ретарданты в 12, 16 лет.
У акселератов в развитии скоростных способностей наблюдается два увеличения – с 9 до 11 лет, где оно равно  и с 12 до 15лет.

Значительная активизация в развитии приходится на подростковый и старший школьный возраст, хотя и в младшем возрасте есть все предпосылки для воспитания быстроты.

Увеличение возрастных темпов прироста идёт более равномерно и заметных скачков не наблюдается. Однако в 10,14,15 и 16 лет акселераты показывают результаты ниже, чем ретарданты, а в 12 и 16 лет ниже, чем лица со средним уровнем физического развития. Ретарданты в развитии скоростных способностей несколько опережают своих сверстников. У них наблюдается два основных этапа в развитии быстроты — это следующий возраст с 9 до 11 лет и с 13 до 15 лет.
Как видно,   препубертатный и пубертатный  возрастные периоды наиболее благоприятны для воспитания скоростной способности.

Общим выводом из всего выше сказанного является то, что ретарданты по сравнению с лицами со средним уровнем физического развития только в 14 лет показывают лучшие результаты.
Таким образом, дети и подростки разного уровня физического развития в младшем школьном возрасте показывают в быстроте движений одинаковые результаты.

1.3. Развитие выносливости.

Это двигательное качество развивается позднее остальных и развитие выносливости в разные возрастные периоды неравномерно.

В упражнениях анаэробной мощности значительное увеличение продолжительности работы характерно для возраста от 10 до 14 лет.

Данные позволяют считать, что в возрасте 13 — 14, 14 —15 ,и 16—17лет есть все предпосылки для целенаправленного воспитания выносливости. Однако с 13 до 16 лет прослеживается некоторая стабилизация в развитии выносливости, которая завершается ” скачком ” в сторону увеличения с 16 до 17 лет.

Можно сделать вывод, что по ежегодному темпу прироста выносливости дети и подростки с уровнем физического развития ниже среднего не имеют явных преимуществ перед своими сверстниками. Ретарданты в развитии выносливости в 13 лет опережают школьников со средним уровнем физического развития. Однако уже в 14 и 15 лет ретарданты в результатах на выносливость уступают школьникам со средним уровнем. В 17 лет их результаты одинаковы. Что касается отличий в развитии выносливости между ретардантами и акселератами, то первые опережают своих сверстников на протяжении целого ряда лет, 12 , 13 и 17 лет, как в подростковом, так и в старшем школьном возрасте.

Нельзя не отметить, что у детей и подростков акселератов существует несколько чувствительных зон и для воспитания выносливости. Эти зоны у мальчиков и девочек наблюдаются в подростковом возрасте, а в старшем школьном возрасте у юношей планируется такой же объем нагрузки, как в предыдущие возрастные периоды (подростковом), для девушек, в силу снижения темпов развития данной способности, объем средств уменьшается до средних и малых величин.

Подводя итог можно сказать, что биологическая надёжность организма определяется в большей степени силой взаимосвязи всех  его систем, а не отдельно взятой системы. В определённый возрастной период, когда эта взаимосвязь значительно ослабевает, происходят изменения в растущем организме: формируются системы, которые требуют большого энергетического обеспечения. В период же, когда взаимные связи между системами сильнее, процесс формирования уже завершен и ” затухают ” внутренние противоречия в организме, на которые расходовалась значительная часть энергии. Отсюда напрашивается вывод, что такой период может быть благоприятным для применения большого объёма нагрузок.

То есть, эти нагрузки не будут действовать избирательно, на какую – либо отдельную систему, а будут распределяться равномерно на весь организм в целом.

Источник

Возрастные этапы физического развития[править | править код]

Сложнейшие перестройки организма в школьном возрасте совпадают со временем начала тренировок, выбора вида спорта по индивидуальному желанию и профессиональный отбор в виды спорта. Все это требует углубленного знания особенностей роста организма детей школьного возраста, динамики происходящих в нем физиологических процессов, развивающихся вслед за морфологическими перестройками всех систем организма.

Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению влияния физических нагрузок на организм человека, необходимо уяснить общие закономерности развития организма ребенка.

В возрастном развитии человека принято выделять несколько этапов (табл. 1).

На основании исследования разных сторон развития ребенка отечественные специалисты показали, что каждому возрастному периоду присущи свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к трудовой и спортивной деятельности[1][2][3] (А.А. Гужаловский, 1978; В.Г. Алабин, 1981; В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; Н.Ж. Булгакова, 1986; В.П. Филин, 1987).

Читайте также:  Развитие ребенка как социализация м мид

Таблица 1. Возрастные этапы развития человека (по Н. Grimm, 1960)

Этапы развития

Период времени

Возраст

Возраст новорожденного

До заживания пуповины

Грудной возраст

До появления первого молочного зуба

6 мес.

Ползунковый возраст

До умения ходить

1-1,5 года

Возраст ребенка

До появления первого постоянного зуба

6 лет

Младший школьный возраст

До появления первого признака созревания

9 лет (?)

11 лет (с?)

Предпубертатный период

Начало ускоренного роста тела, быстрое развитие половых органов, начало развития грудных желез

11-12 лет (?) 13-14 лет (с?)

Пубертатный период

Время между появлением волосяного покрова на лобке и первой менструацией (?) или развитие зрелых сперматозоидов (с$)

14    лет (?)

15    лет (б)

Возраст завершения биологического созревания

Период между половой зрелостью и завершением роста тела

17-18 лет (?) 22 года (61)

Возрастные особенности строения детского организма и развития функций, которые свойственны отдельным этапам жизни, позволили определить возрастные периоды развития ребенка. Так, В.М. Волков, В.П. Филин[4] школьный возраст разделяют на следующие периоды (табл. 2).

Таблица 2. Периодизация школьного возраста[4]

Младший школьный возраст (лет)

Средний школьный возраст (лет)

Юношеский возраст (лет)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

8-12

8-11

13-16

12-15

17-21

16-20

В настоящее время в практике физического воспитания и врачебного контроля используют несколько иную периодизацию (С.Б. Тихвинский, С.В. Хрущев, 1991):

  • 7-11 лет – младшая группа;
  • 12-15 лет – средняя группа;
  • 16-18 лет – старшая группа.

В спорте границы возрастных групп разнятся по приведенным выше. Например, в личных соревнованиях Российского теннисного тура (РТТ) соревнования проводятся в следующих возрастных группах («Матчбол-Теннис», 2000, № 7):

  • 12 лет и моложе;
  • 14 лет и моложе;
  • 16 лет и моложе;
  • 18 лет и моложе.

В большинстве случаев границы возрастных групп определяются на основе антропометрических показателей: длины и массы тела. В связи с этим принято выделять тотальные (длина и масса тела) и парциальные размеры, то есть частичные, и конституциональные особенности (рис. 1).

Физическое развитие ребенка спортсмена

Рис. 1. Конституциональные особенности человека

Соотношения размеров тела, расположенных в одной плоскости, принято называть пропорциональными характеристиками, а в разных плоскостях – индексами телосложения. Следует помнить, что пропорциональные характеристики и индексы телосложения не могут быть универсальными, они тесно корреляционно связаны с целым рядом характеристик: с национальностью, местом проживания и рождения, полом обследуемых и их возрастом, и т.д. При измерении даже такого, на первый взгляд, простого показателя, как длина тела, следует соблюдать ряд обязательных требований.

Изменение длины тела[править | править код]

Длину тела следует измерять только при максимально вытянутом теле, чтобы устранить влияние особенностей осанки на его длину. При измерении длины тела у детей следует измерение проводить двоим. Один исследователь плотно прижимает пятки ребенка к полу или штанге прибора, другой берет ребенка обеими руками под сосцевидные отростки и слегка надавливает вверх, указывая ребенку, что он должен максимально вытянуться. Этот прием устраняет дневные колебания длины тела и слабость мышц-разгибателей спины.

Длина тела – одна из определяющих характеристик индивидуальной техники движения, является основным показателем не только активности ростового процесса, но и определенного уровня зрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста. Длина тела – сложный показатель, состоящий из варьирующих простых показателей – длин отдельных сегментов тела. Если величина коэффициента вариации длины тела при достижении дефинитивных размеров варьирует в пределах от 3 до 4%, то длина сегментов имеет коэффициент вариации (КВ) значительно выше – от б до 8%. Причем, чем меньше длина звена, тем выше значение КВ (рис. 2).

Физическое развитие ребенка спортсмена

Рис. 2. Динамика коэффициентов корреляции возраста с соматическим типом (СТ) и вариантом развития (ВР) человека

Детальные измерения приростов звеньев тела на отрезке онтогенеза от 3 до 18 лет выявили ряд интересных и ранее не описанных закономерностей, позволили установить следующие факты:

  • Сложные размеры тела, расположенные в разных плоскостях, увеличиваются синхронно. Особенно четко это прослеживается при анализе интенсивности ростовых процессов или

по показателю прибавки длины его за год, отнесенной к тотальной прибавке за ростовой период с 3 до 18 лет. Однако сложный размер – это тот же «черный ящик»: мы знаем, что на входе и что на выходе, но как меняются его внутренние размеры, то есть длины отдельных звеньев тела, – вопрос открытый, и изменение тотального размера об этом ничего не говорит.

  • В пределах одной конечности наблюдается чередование в интенсивности прироста проксимальных и дистальных звеньев. Выделены периоды, когда активнее прирастает длина плеча и когда предплечья.
  • По мере приближения к матурантному (зрелому) возрасту разность в интенсивностях прироста проксимальных и дистальных звеньев неуклонно снижается. Эта же закономерность была выявлена в ростовых процессах кисти человека и ее составляющих.

Схема показывает, что, точно измеряя длину и массу тела, можно получить ряд интереснейших показателей, которые имеют несомненные связи с функциональными показателями, характеризующими физические качества лиц различных морфобиомеханических типов.

Компонентное варьирование является одним из основных показателей, который должен быть использован при прогнозировании «должных величин» в тестовых упражнениях.

Развитие физических качеств может быть только через совершенствование морфологических структур и совершенной биомеханики двигательного действия. Нет изменений в функциональных показателях, которым бы не предшествовали изменения морфологических структур. Изменение структур может быть на самых различных уровнях организации.

  • Выявлены два ростовых скачка, свойственных проксимальным и дистальным звеньям. Эти ростовые скачки совпадают по величине прироста, но не совпадают по времени.
  • Сравнение роста проксимальных звеньев верхней и нижней конечности показало, что с 3 до 7 лет более интенсивно растет верхняя конечность, а с 11 до 15 лет – нижняя. Выявлена межконечностная ростовая гетерохронность, то есть подтверждается в постнатальном онтогенезе наличие краниокаудального эффекта роста, который четко выявлялся в эмбриональном периоде. Особый интерес представляет рост костной и мышечной массы в пределах одной конечности.
  • Первоначально отмечается прирост обхватных размеров конечностей (учитывался отдельно рост мышечной и жировой масс) – прирастает мышечная масса, а затем увеличивается жировая и костная масса. Этот феномен не был описан в доступной нам литературе. Имеются указания, что рост мышечной массы приводит к увеличению сосудистой сети. Не в этом ли причина увеличения интенсивности роста костной массы вслед за увеличением мышечной?

Описанные закономерности ростовых процессов чрезвычайно важны для тренеров и врачей подростковых кабинетов, так как дают возможность, руководствуясь биологическими закоомер-ностями, планировать тренировочные нагрузки, увеличивая их на отдельные звенья в периоды их интенсивного роста. Следование за биологическими процессами, а не попытки ими управлять, приводит к более стойким и более эффективным результатам.

Использование полученных данных в тренировочных процессах юных футболистов, гимнасток дает обнадеживающие результаты. Молодым специалистам следует на это обратить внимание, строя тренировочные занятия и изучая их влияние на организм, -направление для исследований перспективно и мало изучено. На этом пути могут быть «откровения», которые внесут изменения в структуру тренировочного процесса на этапах спортивного онтогенеза.

Читайте также:  Роль общения в познавательном развитии ребенка курсовая

Считается, что рост звеньев подчиняется трй же закономерности, что и длина тела. Прирост длины нижних конечностей отличается от темпов прироста длины тела тем, что его снижение с возрастом происходит более равномерно.

Скорость роста сегментов нижней конечности значительно выше, чем сегментов верхней конечности (за исключением плеча). Сравнение пропорциональных размеров тела детей с тотальными показало наличие индивидуальных тенденций в соотношении сегментов тела как по возрастам, так и в зависимости от пола ребенка. Например, отношение длины верхней конечности к длине тела у мальчиков больше, чем у девочек, на 1,3%, отношение ширины таза к ширине плеч также больше и т.д.

К 7 годам корреляционные связи между длиной тела и конечности наиболее высоки. Гораздо меньше взаимозависимость между длиной тела и другими звеньями скелета, поэтому детям свойственна большая индивидуальная изменчивость пропорций тела. Так, наиболее энергичный рост стоп выражен у девочек после 7 лет, а у мальчиков после 9 лет, хотя у последних уже к 7 годам средние параметры стопы больше, чем у девочек.

Для характеристики физического развития школьника нельзя брать тот или иной антропометрический показатель изолированно от других признаков. Полноценную картину можно составить только при комплексном подходе, то есть рассматривая их в связи друг с другом.

Анализ абсолютных величин годового прироста тотальных размеров тела школьников (рост, масса, окружность грудной клетки) показывает, что в возрасте от 7 до 11-12 лет нет значительного различия в ходе физического развития мальчиков и девочек (табл. 3).

Таблица 3. Интенсивность роста тотальных размеров тела учащихся младших классов

Возраст, лет

Годичный прирост

Длины тела, см

Массы тела, кг

Окружности грудной клетки, см

Мальчики

6-7

4,2-6,2

1,5-3,8

0,9-3,9

8-9

4,1-6,3

1,6-4,0

1,0-4,0

9-10

3,9-6,5

1,7-4,3

1,1-4,1

10-11

3,9-6,9

2,0-4,6

1,1-4,3

11-12

3,7-7,1

2,0-5,4

1,1-4,3

Девочки

6-7

3,8-6,1

1,2-3,3

0,8-3,7

8-9

3,9-6,3

1,4-3,8

0,9-3,9

9-10

4,0-7,0

1,8-4,7

1,1-4,1

10-11

4,5-8,3

2,0-5,6

1,5-5,1

11-12

4,2-8,2

3,4-7,7

1,8-5,6

В то же время абсолютные цифры годового прироста не могут достаточно точно характеризовать темпы роста организма ребенка, так как они зависят от исходных размеров тела, имеющих значительные индивидуальные колебания. Поэтому целесообразнее пользоваться относительным показателем годового прироста, выраженным в процентах, по отдельным годам жизни ребенка.

У мальчиков от 7 до 11-12 лет средний относительный годовой прирост длины тела колеблется в пределах 10-11%, массы тела – от 8 до 11% и окружности грудной клетки – от 10 до 10,5%. У девочек этого же возраста прирост длины тела колеблется от 12 до 15%, массы тела – от 7,6 до 17,3%, а окружности грудной клетки – от 9 до 14%. Таким образом, анализ относительной скорости роста трех размеров тела у детей от 7 до 11-12 лет выявляет, что у девочек темп прироста несколько выше, чем у мальчиков.

Изменение мышечной массы[править | править код]

Мышечная масса у взрослого субъекта составляет 32-54% веса тела, у новорожденных -20-22%, а у стариков – 25-30%. На соматическую мышечную ткань приходится 93-95% – это поперечнополосатая мышечная ткань; 2-3% приходится на висцеральную -гладкую мышечную ткань; 0,42% составляет сердечная мышца и 0,02% – миоэпителиальная ткань.

Распределение мышечной массы по частям тела у новорожденного и взрослого субъекта представлено на рисунке 3.

Процентное отношение мышечной массы к общей массе тела у спортсменов различных специализаций имеет существенные отличия – от 5 до 20%. Выраженность мышечной массы как у новорожденного, так и у взрослого субъекта на 60-70% генетически детерминирована[5].

Физическое развитие ребенка спортсмена

Рис. 3. Распределение мышечной массы у взрослого и новорожденного (Р.Н. Дорохов, В.П. Губа, 2002)

Установлены определенные закономерности увеличения абсолютной мышечной массы и интенсивности ее прироста в связи с возрастом. Единственным реально существующим механизмом увеличения количества мышечной массы (а она к 25 годам увеличивается, по сравнению с новорожденным, у женщин в 34, а у мужчин в 52 раза) является гиперплазия (увеличение количества) внутриволоконных структур (сократительного, энергетического, распределительного и синтетического аппаратов) с последующим увеличением диаметра и длины мышечного волокна. Дополнительных мышечных волокон после рождения у человека не образуется. Имеющиеся в литературе данные о продольном расщеплении мышечных волокон относятся к казуистике, а не к норме. Погибшие мышечные волокна (например, при травме) не восстанавливаются, а замещаются рубцовой тканью. В каждом мышечном волокне, как и в других клетках, очень интенсивно идут процессы внутриклеточного возобновления и увеличения количества ультраструктур. Так, у новорожденного ребенка в мышечных волокнах количество протофибрилл (обеспечивающих сокращение и силу мышц) составляет всего 50-120, у полуторагодовалого ребенка – около 100-250, к трем годам их количество увеличивается до 300-500, а к 15 годам -до 1700 единиц.

Все мышечные волокна по своему структурному обеспечению делятся на три типа:

  • тип I – красные, медленные, окислительные, мало утомляемые;
  • тип II – промежуточные, быстрые, окислительно-гликолитические;
  • тип III – белые, очень быстрые, с большой силой сокращения, гликолитические, быстро утомляемые.

У человека все мышцы смешанные. Волокна двигательных единиц медленных, промежуточных, быстрых рассеяны по всей мышце равномерно. Структура таких волокон, функциональных свойств, а также их процентное соотношение формируется в эмбриональном периоде развития и не может меняться в онтогенезе. В старческом возрасте уменьшается (погибает) больше быстрых мышечных волокон. Поэтому движения в старческом возрасте замедленны. Описанная генетически обусловленная зависимая мышечной композиции не предполагает успешность тренировки, так как переход одного типа мышечных волокон в другой не отмечается. Может быть только незначительное «покраснение» белых и промежуточных волокон (например, при очень упорных тренировках на выносливость) и «побеление» промежуточных волокон – при тренировках на скоростную выносливость. Однако такие перестройки не могут полностью перестроить мышцу. От состава волокон зависят свойства организма, такие, как выносливость к физическим нагрузкам, сила, ловкость, скорость.

При построении многолетнего учебно-тренировочного процесса необходимо ориентироваться на оптимальные возрастные границы, в пределах которых спортсмены добиваются своих высших достижений.

Читайте также[править | править код]

  • Этапы многолетней спортивной подготовки
  • Оценка физического развития у детей
  • Варианты развития
  • Развитие физических качеств у детей
  • Развитие гибкости у детей

Источники[править | править код]

  1. ↑ Гужаловский А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский. – М., 1984. – 224 с.
  2. ↑ Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания/ Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. -174 с.
  3. ↑ Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 130 с.
  4. ↑ 4,04,1 Волков В.М. Спортивный отбор/В.М. Волков, В.П. Филин. -М.: Физкультура и спорт, 1983. – 75 с.
  5. ↑ Никитюк Б.А. Факторы роста и морфофункционального созревания организма / Б.А. Никитюк. – М., Наука, 1978. – 210 с.

Источник