Физическое развитие ребенка шестого года жизни

Физическое развитие ребенка шестого года жизни thumbnail

Физическое развитие детей от рождения и до школы в условиях общественного воспитания имеет ряд специфических особенностей, к числу которых исследователи относят: научность, систематичность и последовательность, активность и регламентированность, закрытость и формализм, тяготение к изолированности физического воспитания от остальных сторон развития личности ребёнка.

Ориентация системы образования на разностороннее развитие дошкольников, необходимость подготовки его к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях ставят перед педагогами и родителями ряд задач, в том числе и задачу целенаправленного физического развития детей дошкольного возраста.

Самоценность и специфичность периода дошкольного детства, с характерным для него типом ведущей деятельности, а также интенсивностью и неравномерностью темпов физического развития не позволяет осуществить прямой перенос достижений школьной дидактики и определяет необходимость разработки собственных подходов к оптимизации физического развития детей старшего дошкольного возраста.

В старшем дошкольном возрасте складываются предпосылки к формированию осознанности движений. Условием для развития осознанность движений являются:

  • – морфофункциональное созревание систем управления движениями;
  • – формируются мотивы освоения движения детьми;
  • – сочетание двигательных действий со словом;
  • – понимание ребёнком связи между характером движения и его результатом.

Физическое развитие характеризуется наличием возрастных возможностей. Среди основных задач приоритет отдаётся:

  • — упражнениям общеразвивающего воздействия (движение головы, положение и движение рук, ног, туловища);
  • — упражнения в основных движениях (ходьба, бег, лазание, прыжки, катание, бросание и ловля);
  • — подвижные игры и игровые упражнения;
  • — спортивные игры (городки, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон, настольный теннис);
  • — ритмичные движения (танцевальные);
  • — упражнения в организационных действиях (построения, перестроения, нахождение места, повороты);
  • — упражнения в передвижении с техническими средствами (катание на санках, лыжах, велосипеде, на роликовых коньках, самокатах);
  • — упражнения для освоения движений в водной среде.

При этом необходим индивидуальный двигательный режим для детей, имеющих различные особенности физического развития каждого ребёнка.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.

Физическое развитие, в свою очередь, связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

Становление личности ребенка начинается задолго до поступления его в школу, более того, к 6-7 годам оказываются сформированными многие особенности личности ( способность к произвольным действиям, регулированию собственного поведения, самооценка и пр.). Поэтому вполне закономерно внимание ученных к проблеме физического воспитания с дошкольного возраста (Т. Антонова [1], Фарбер Д.А., Безруких М.М. [9], Е.Н. Вавилова [4] и др.). Учёные подчёркивают, что при нынешних подходах к осуществлению задач физического воспитания фактически выпадают такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и действенных мотивов занятий физической культурой, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений и приобретение опыта общения.

При организации физического воспитания не предусматривается выработка способов творческого применения полученных знаний, умений, навыков для поддержания высокого уровня физической работоспособности и состояния здоровья, самостоятельных занятий в будущем. (52)

Нельзя считать оптимальным для решения проблем физической культуры подход, состоящий в том, чтобы исправить неудовлетворительное состояние дел простым увеличением объема двигательной активности или повышение моторной плотности на занятиях и вне занятий, включением в учебные программы дополнительного материала, а также посредством повышения уровня требований к качеству выполняемых физических упражнений или за счет других вариантов, основанных на экстенсивном подходе.

Необходим другой подход, ориентированный на запросы конкретного педагога и ребенка, особенности работы каждого образовательного учреждения, национальные традиции и региональные условия. Не менее актуальной остается проблема определения сущности, содержания, структуры и критериев физического воспитания дошкольника.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста – наука об общих закономерностях физического воспитания ребенка. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей ребенка, теория физического воспитания детей предусматривает требования научно обоснованной программы всего воспитательно-образовательного комплекса физического воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической подготовленности.

В методике физического воспитания определены показатели развития дошкольников, позволяющие судить об особенностях психофизического развития детей, в частности эмоциональном состоянии и поведении, показатели физического, функционального развития и физической подготовленности.

Н а основе знания особенностей формирования осознанности движений у детей старшего дошкольного возраста необходимо:

  • 1) комплексно использовать методы и приёмы, способствующие формированию представлений о физических упражнениях;
  • 2) пониманию структуры и последовательности их выполнения, возможности варьирования упражнений.

В ряде педагогических исследований раскрыта методика формирования умения сознательно ориентироваться в пространстве. самостоятельно выбирать наиболее рациональный способ выполнения движения в подвижной игре в зависимости от её условий; обучения анализу и характера и качества выполнения прыжков (Г.П. Лескова, Н.В.Полтавцева, Э.Я. Степаненкова и др. ). Однако методические аспекты формирования осознанного выполнения общеразвивающих упражнений разработаны недостаточно.

Источник

Родителям на замету

Особенности физического развития детей 5-6 лет

Дошкольный период физического развития еще называют «периодом первого вытяжения». Ребенок за год вырастает на 7-10 см. В 5 лет средний рост ребенка равен 106,0-107,0 см при весе 17,0-18,0 кг. В 6 лет ребенок прибавляет примерно по 200 г в месяц и вытягивается на полсантиметра.

В дошкольном возрасте части тела развиваются неравномерно. В 6 лет у детей обоих полов расширяются плечи и таз, вытягиваются конечности. Однако, например, у девочек грудная клетка развивается интенсивнее, чем у мальчиков. Зато мальчики увереннее прибавляют в весе.

В 5-б лет опорно-двигательный аппарат еще до конца не окреп. Носовая перегородка еще также не окрепла, поэтому при проведении игр и во время занятий на физкультуре детям следует быть особенно острожными. Ведь даже незначительные повреждения носа или уха могут обратиться в травму.

Детям 5-7 лет нельзя носить тяжести, так как существует угроза искривления позвоночника.

Нельзя тянуть детей за руки, поскольку существует вероятность вывихнуть локтевой сустав. Дело в том, что локтевой сустав растет быстро, а его «фиксатор» кольцеобразная связка свободна. Поэтому при стягивании кофты с узкими рукавами надо также соблюдать осторожность.

К 5-7 годам у детей еще не завершено формирование стопы. Родителям следует быть внимательнее при выборе детской обуви во избежание плоскостопия. Никогда не надо покупать обувь на вырост, размер должен быть подходящим; подошва не должна быть жесткой. Плоскостопие может развиться у детей с избыточной массой тела.

У детей к 6 годам уже хорошо сформированы крупные мышцы туловища и конечностей, а мелкие мышцы, например, кистей рук, еще надо разрабатывать.

Читайте также:  Развитие ребенка в утробе матери рисунок

В период дошкольного возраста идет интенсивный процесс развития центральной нервной системы. В головном мозге увеличиваются лобные доли, окончательное разделение нервных элементов в так называемых ассоциативных зонах позволяет проводить сложные интеллектуальные операции: обобщение, установление причинно-следственных связей. Так, например, дети дошкольного возраста понимают не только, что стол, стул, шкаф мебель, но и, что мебель, посуда продукты ручного труда.

В дошкольном возрасте у детей активизируются основные процессы нервной системы торможение и возбуждение. При активизации процесса торможения ребенок с большей охотой следуют установленным правилам, контролируют свои поступки.

Дошкольники могут регулировать работу мышц: могут ускорять и замедлять бег.

У 5-летних детей размер сердца в пять раз больше, чем у новорожденных. Активно развивается сердечная деятельность, но это длительный процесс, который не заканчивается и в подростковом возрасте.

Поскольку дыхательные пути еще продолжают развиваться у детей 5-7 лет, и по размерам значительно уже, чем у взрослых, в помещениях, где находятся дети, должен соблюдаться температурный режим. Иначе его нарушения могут привести к заболеваниям органов дыхания еще в детском возрасте. Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания.

  В медицине и физиологии период от 5 до 7 лет называется «возрастом двигательной расточительности». Родители и педагоги должны регулировать и контролировать физическую деятельность детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Источник

Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет.

В течение года ко мне обращались родители с вопросами о проблемах воспитания, которые особенно их тревожат. Чаще всего обсуждалась тема самостоятельности детей.

Самостоятельность ребенка для многих родителей – очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к независимости? 

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо разобраться, что значит «самостоятельный».

Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

– «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;

– «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;

– «свободный от посторонних влияний, помощи, опыт добытый личными усилиями».

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Также из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка, – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать за ребёнка мы, взрослые, причиняем ему большой вред, лишаем его самостоятельности, подрываем у него веру в свои силы, приучаем надеяться на других.

Уже к четырём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы детей ни в коем случае нельзя – это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т.е. не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление всё делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших.

Затем – упрямство. Не следует путать его с настойчивостью. Упрямый ребёнок настаивает на своём просто потому, что он этого потребовал.

Кроме того, наблюдается строптивость. Ребёнок начинает отрицать всё, что он делал раньше. Его протест безличен и, в отличие от негативизма, направлен не против конкретного взрослого, а против всего образа жизни.

И наконец, своеволие. Ребёнок всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности даже в том, что ещё мало умеет.

        Также в поведении ребёнка могут наблюдаться и такие явления, как бунт против окружающих и обесценивание личности взрослого. Бунтующий ребёнок будто находится в состоянии жестокого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя очень агрессивно. При обесценивании личности взрослых ребёнок может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг может изменить отношение к своим игрушкам – замахиваться на них, будто они живые, отказаться играть с ними.

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Дети стремятся к самостоятельности. Но возникает вопрос: что же они могут выполнять самостоятельно, несмотря на то что они ещё малы? Такой ребёнок уже способен включаться в различную полезную деятельность. Дети очень активны и с огромным удовольствием выполняют различные поручения взрослых. Стремление к самостоятельности особенно велико, когда ребёнок принимает участие в настоящей работе, выполняемой взрослыми.

Конечно, ребёнок не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. Прежде всего, нужно создать необходимые условия для проявления самостоятельности: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальное место для хранения игрушек и т.д. Но создание условий ещё недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем ожидать от ребёнка самостоятельности в самообслуживании, его нужно научить действовать, необходимым в процессе одевания, умывания, приёма пищи.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику – раскладывание по местам игрушек. , Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений.

В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после – обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.

Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.

Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).

Читайте также:  Развивающие игры для ребенка в год и 1 месяц развитие

Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Семь простых правил установления сотрудничества с детьми, 

описанные в книге Джона Грэя «Дети с небес»:

1. Просите, а не приказывайте и не требуйте. Используйте следующие фразы, которые приглашают вашего ребенка к сотрудничеству: «Сделай, пожалуйста,…», «Не сделаешь ли ты…».

2. Откажитесь от риторических вопросов, которые провоцируют плохое поведение ребенка: «Почему ты бьешь братика?», «Почему все игрушки разбросаны?».

3. Говорите прямо. Вместо «пустых» фраз используйте позитивные просьбы: «Ведите себя, пожалуйста, тише» (вместо «Дети, вы слишком шумите»), «Не перебивай меня, пожалуйста» (вместо «Ты снова меня перебиваешь»).

4. Откажитесь от объяснений, уже известных ребенку. Не надо объяснять четырехлетнему ребенку, зачем чистить зубы, иначе он будет только сопротивляться вашим доводам. Просто скажите: «Не почистишь ли ты зубы?»

5. Откажитесь от лекций. Если лекции нацелены на то, чтобы мотивировать определенное поведение, ребенок утрачивает желание сотрудничать. Другое дело, если он сам просит совета.

6. Не пытайтесь манипулировать ребенком с помощью чувств. Когда родители делятся с детьми своими негативными переживаниями: «Мне не нравится…», дети начинают чувствовать слишком большую ответственность за настроение родителей и стараются подстроиться под их желания.

7. Волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества – это слово «давай». С его помощью укрепляется естественная связь между родителями и детьми.

Источник

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

(шестой-седьмой годы жизни)

К концу пребывания в детском саду ребенок превращается в довольно пропорционально сложенного человека. Это естественно — идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Но функциональные системы детского организма еще не сложились окончательно. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это — еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется также сердечно-сосудистая система дошкольника.

Здоровье детей этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменами климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, вода и т. д.).

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармоничности физического развития и здоровьем, трудоспособностью и функциональным состоянием организма. У детей, имеющих отклонения в физическом развитии, более высокая заболеваемость. Они, как правило, неорганизованны, их внимание неустойчиво и непродолжительно. Для таких детей характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность.

Функциональные возможности организма детей в этот период создают фундамент для более крепкого здоровья по сравнению с возрастом двух-четырех лет. У детей возникает желание быть красивыми, здоровыми; появляются расстройства, огорчения от частых заболеваний. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Дети начинают осознавать факторы, воздействующие на их здоровье. Функциональные возможности организма старших дошкольников создают базис для формирования физической и умственной трудоспособности.

Двигательная активность детей этого возраста гораздо выше по сравнению с младшим. Малая подвижность — чрезвычайно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Несформированность двигательной активности может отрицательно отразиться на школьном обучении.

Возрастают физическая и умственная работоспособность детского организма. Происходят изменения и в органах внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

В этот период происходят и глубокие психические изменения. Связаны они не только с функциональной перестройкой организма, его взрослением. Ведь изменяется и социальный статус ребенка. Детей по-прежнему привлекает мир взрослых, вместе с тем они начинают понимать, что настоящий путь в этот мир лежит через школу. Шестилетний возраст — это тот период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Кризис семи лет еще впереди. Сейчас же ребенок — еще дошкольник и до конца пребывания в вашей группе будет дошкольником, хотя и старшим. Поэтому воспримем как нормальное явление полимотивированность «фантазеров», связанную с поступлением в школу. Их тянет в школу не только желание учиться, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.)- Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее; чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. Мы заметим, как с возникновением стремления к школе и учебе будет меняться поведение наших воспитанников. Их будут привлекать не только специфические дошкольные виды деятельности (игра, рисование и др.). Все чаще, особенно у самых старших детей, будет возникать желание заняться «серьезным» делом, выполнять «ответственные» поручения, задания учебного характера. Даже играя в школу, дети все чаще начинают воспроизводить эти «серьезные» занятия — уроки письма, чтения начинают вытеснять не только свободное время, но и «уроки» рисования, физкультуры.

И все же ведущей для наших воспитанников остается игровая деятельность. Ребята любят играть, но их игры отличаются от игр младших детей. В этом возрасте можно наблюдать игры не только на бытовые сюжеты (дочки-матери и т. п.),  но и расцветают игры на производственные темы, получают развитие игры на общественные темы. Главное содержание игр детей — уже не столько воспроизведение действий с предметами, сколько отношений с людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Именно из-за них чаще всего возникают детские конфликты. Увеличивается состав участников ролевых игр, значительно возрастает продолжительность существования игровых объединений. Еще до начала игры дети предварительно ее планируют, распределяют роли, отбирают необходимые игрушки, другие предметы, а в ходе игры постоянно контролируют действия друг друга, критикуют, подсказывают, как должен вести себя тот или иной персонаж (чего не наблюдалось ранее). Если присмотреться и прислушаться к играющим детям, то можно заметить несколько типов взаимоотношений — стабильные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу игры.

Большое место в жизни ваших воспитанников занимают и режиссерские игры, а также игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.

Развивается и художественная деятельность детей — изобразительная, музыкальная, конструктивная, художественно-речевая. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и вместе с тем идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре.

Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, ваши воспитанники все чаще включаются в экспериментирование.

Развивается и трудовая деятельность детей. Наши питомцы уже не только занимаются самообслуживанием, но и все чаще становятся реальными помощниками (вместе сажают растения, собирают урожай и т. д.).

Важной особенностью детей является появление зачатков новой для них деятельности — учебной. Они готовы обучаться по программе взрослого, умеют слушать и слышать педагога, вычленить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, осуществить самоконтроль. Степень их проявления может быть различной: многое зависит от готовности конкретного ребенка к новой социальной позиции — позиции школьника.

Читайте также:  Песочница для развития ребенка

Важную роль в психическом развитии детей играет общение, и прежде всего со взрослыми. Проявление ласки, деловое сотрудничество по-прежнему важны для них. Однако все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Детям все интереснее становятся разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самих себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются представле­ния детей, но, что очень важно, активно формируется их коммуника­тивная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Не исчезает потребность детей и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей.

В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в игре, полезном труде, учебе. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми и в то же время отстаивать собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.

Если вы присмотритесь к вашим питомцам, то заметите, что они по-разному ведут себя с окружающими, чувствуют возможную реакцию на свое поведение или конкретный поступок — они способны к рефлексии. В процессе совместной деятельности ребенок обучается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать — эмпатия. Вообще взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) — наиболее мощный и важный источник его переживаний.

На основе чувства доверия к людям, стремления соответствовать требованиям взрослых, быть ими признанными возникает такое моральное чувство, как совесть. В процессе взаимодействия с окружающими получают свое дальнейшее развитие такие чувства, как гордость, стыдливость. Дети могут гордиться не только конкретными поступками, одобренными взрослым, но и своими положительными качествами, умениями, которые они сами осознают. Чувства все чаще становятся мотивом поведения детей.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера детей. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные, соревновательные мотивы стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них.

Для ребят характерны не только новые мотивы поведения. Они уже способны соподчинять их. Это новообразование — «одно из важнейших в развитии личности в дошкольном возрасте» (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного нашего воспитанника, определяет направленность всего его поведения. Безусловно, в шесть лет этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную…). Будем же в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития личности мотивы, опираться на них. Воображение, лежащее в основе творчества, особенно ярко проявляется в старшем дошкольном возрасте — в играх, рисунках, детских постройках, в созданных детьми мелодиях, танцах, стихотворениях.

Творческая активность наших воспитанников — в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными…

Развивается у наших воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в реакциях поведения и психической деятельности в целом. Заметим: более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

К шести годам у воспитанников формируется довольно высокий уровень познавательной деятельности. Вот основные достижения шестилеток в этой области:

• усвоена система общественно выработанных сенсорных эталонов, пользуясь которыми ребенок овладевает некоторыми рациональными способами обследования свойств предметов (рассматриванием, ощупыванием, прослушиванием и т. п.);

• доступно понимание общих связей, принципов, закономерностей, лежащих в основе научных знаний (знаний о взаимодействии организма и окружающей среды);

• дети обладают относительно большим объемом как стабильных знаний об окружающем мире и о себе, так и знаниями гипотетическими, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах;

• важным результатом интеллектуального развития ребят является достижение высокого уровня образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения, создавать новое и оригинальное (в игре, рисунке, речевом и музыкальном творчестве, конструировании и т. п.). Ряд проблем решается уже с помощью словесно-логического понятийного мышления;

• одним из основных достижений шестилеток и показателем их готовности к обучению в школе является формирование предпосылок к усвоению знаковых систем (овладение счетными операциями, переход к оперированию числом и знаком, звуковой анализ слова, чтение, овладение нотными знаками и т. п.);

• старшие дошкольники овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память. К концу дошкольного возраста дети овладевают отдельными приемами логического запоминания. Вместе с тем преобладает непроизвольная память, легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая интерес. Продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание, предлагаемое детям, предусматривает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание, установление конкретных связей и т. д.).

Общаясь со своими воспитанниками, наблюдая их взаимодействие с окружающими, мы, безусловно, заметим, как изменилась их речь. Дети ко времени поступления в школу практически овладевают всеми сторонами родного языка — словарем, звуковым составом, грамматическим строем. Более того, наши питомцы начинают осознанно относиться к языку: у них развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, раз­личать и обобщать их в словах как отдельные элементы).

Дети используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.

Шестилетний ребенок. Он на пути от беззаботного дошкольного детства к школьной жизни с ее непростыми требованиями, обязанностями. Готовность к школе, к обучению в ней — один из важных результатов психического развития в дошкольный период.

Литература: Пралеска. Воспитание и обучение детей  в дошкольном учреждении //Базисная программа и методические рекомендации.– Мн. – 2000.

Источник