Физическое развитие ребенка раннего возраста статья
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Важным фактором развития движения являются утренняя гимнастика и
физкультурные занятия. Помимо формирования у детей различных
двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье и др.) на таких занятиях
реализуются основные оздоровительные задачи физического воспитания,
которые учитываются при составлении гимнастических комплексов.
Обучение движениям – воспитательный процесс, поэтому во время занятий полезно не только приучать выполнять задание, но и стараться
заинтересовать, увлечь их, развивать выдержку, посильную самостоятельность умение слышать и выполнять указания воспитателя, соблюдать правила игры.
Воспитатель побуждает ребёнка к активным действиям, обучает правильным
движениям, используя для этого имитационные упражнения – “попрыгать, как зайчики”, “полетать, как птички”. Движения ребёнка этого возраста считается правильными. Повторяя упражнение за воспитателем, он воспроизводит лишь самое основное, отсутствие высокой точности и чёткости в выполнении движений, а также неумение повторить отдельные элементы не считается для ребёнка ошибкой.
Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми раннего возраста воспитатель проводит подгруппами 2-3 раза в неделю в помещении группы или в физкультурном зале. Занятие по физическому воспитанию и подвижные игры нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
Программные задачи:
1. Создавать условия для двигательной активности в групповом помещении или на улице.
2. Содействовать накоплению двигательного опыта и развитию основных видов движения (ходьба, бег, прыжки, ползание, и т. д.). Создавать условия для формирования у детей интереса, положительных эмоций, потребности в движениях, активность и самостоятельность в их выполнении.
3. Укреплять здоровье ребёнка, закаливать его, повышать работоспособность нервной системы.
4. Развивать культурно-гигиенические навыки.
5. Побуждать к соблюдению опрятности и чистоты, поощрять за желание и умение с помощью взрослого приводить себя в порядок.
6. Вызывать положительное отношение детей к занятиям по физическому воспитанию.
Возможные упражнения:
1. Упражнения в ходьбе и равновесии.
Ходьба стайкой за воспитателем в одном направлении. Ходьба стайкой в разных направлениях за воспитателем к ориентирам, расположенным в разных местах группы или участка – “Идём к кукле Маше”. Ходьба на носочках в чередовании с обычной ходьбой – “Вот какие мы большие”. Ходьба в колонне по одному в сочетании с движением рук (самолёты, птицы). Ходьба с остановкой на сигнал, сигнал может быть звуковым и зрительным – “Будь внимательным”. Ходьба с перешагиванием предметов. Ходьба парами.
2. Упражнения в бросании, катании, ловле мяча.
Катание мяча взрослому и ловля. Прокатывание мяча по дорожке. Прокатывание мяча в ворота. Прокатывание мяча вперёд и бег за ним. Перебрасывание мяча через сетку, через верёвку. Подбрасывание мяча вверх и попытка поймать его. Бросание мяча об пол и ловля мяча. Бросание мяча в горизонтальную цель. Ловля мяча, брошенного воспитателем.
3. Упражнения в лазании, ползании.
Ползанье на четвереньках в одном направлении к зрительному ориентиру. Ползание в разных направлениях к зрительным ориентирам (3- 4крупные игрушки размещаются в разных местах групповой комнаты). Подлезание под верёвку приподнятую от пола на 30-35 см. Перелезание через бревно. Лазание по стремянке (высота 1,5 м)
4. Упражнения в прыжках.
Подпрыгивание на месте, держась за обе руки взрослого. Прыжки на месте без опоры. Прыжки вокруг обруча – “Зайчик прыгает вокруг обруча”. Впрыгивание в обруч и выпрыгивание из него –”Перепрыгнем через ручеёк.
Прыжки между предметами, огибая их – “Зайчик прыгает между пенёчками”.
5. Упражнения в беге.
Бег стайкой за воспитателем в одном и разных направлениях. Бег по дорожкам: извилистой, мягкой. Бег между предметами, предметы располагаются на расстоянии 50-60 см, Всего 5-6 крупных предметов. Бег со сменой направления по сигналу воспитателя. Бег в колонне друг за другом. Бег по кругу взявшись за руки. Бег на носочках (как мышки) и т. д.
Конспект-сценарий непрерывной образовательной деятельности по физическому развитию.
Цель: учить детей ходить по ограниченной поверхности, развивать умение ползать, бросать предмет на дальность, развивать умение бегать в определённом направлении.
Задачи: Развивать у детей внимание, двигательную активность.
Ход занятия:
1.Ходьба и бег врассыпную (чередуются).
2.Общее развивающие упражнения.
Детей встречает игрушечная собачка, рядом с ней стоит корзина с мячами. Воспитатель говорит детям, что к ним в гости пришла собачка и принесла с собой мячи и хочет чтобы дети поиграли с мячами, а она посмотрит, умеют ли дети играть. Воспитатель высыпает из корзины мячи и предлагает детям взять всем по одному мячу и выполнить знакомые движения:
– покатать мяч между ладонями (3-4 движения).
– постучать мячом об пол одной и другой рукой (3-4раза).
– поднять руки вверх и потянуться “вот какие мы большие”, затем присесть и положить руки с мячом на колени “вот какие мы маленькие”, вернуться в исходное положение(3-4 раза).
– кружение с мячом в медленном темпе.
– бросание мяча на дальность (4-5раз).
Воспитатель обращает внимание детей на то, что собачке очень понравилось, как дети играли с мячами. Дети убирают мячи обратно в корзину и говорят собачке “спасибо”.
Основные виды движений: ползание на четвереньках, доползи до собачки и обратно.
Подвижная игра: ” Лохматый пёс”.
Цель игры: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Реагировать на сигнал воспитателя.
Повторить 2-3 раза.
3. Спокойная ходьба за воспитателем.
Источник
Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО
Каждый день у нас, ребятки,
Начинается с зарядки!
Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как известно, закладываются с детства.
Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.
В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства. Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.
Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.
К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:
- физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
- 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
- 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
- только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
- 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в «третьем состоянии»;
- возросла общая заболеваемость детей на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.
Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание. По определению, оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.
Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.
Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
К задачам физического воспитания относятся:
- оздоровительные;
- образовательные;
- воспитательные.
Оздоровительные задачи:
- охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание.
Образовательные задачи:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные задачи:
- воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
- разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).
При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.
Физическое воспитание в группе Ранний Возраст
В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе Вячеслава Семеновича Коваленко «К здоровой семье через детский сад».
Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Программа « К здоровой семье через детский сад» нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» – системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.
Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.
В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий. Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.
Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:
- диета
- закаливание
- физическое воспитание
- стоматологическая профилактика
- обеспечение экологической безопасности
- повышение сопротивляемости организма
- вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
- нормализация психологического микроклимата
- консультирование ребенка, родителей, персонала.
Физическим воспитанием детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:
- всестороннему физическому развитию детей,
- формированию и совершенствованию навыков основных движений,
- формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
- воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.
Физическое развитие детей в группе Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности. Приложение 2.
Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными и бодрыми.
Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность – физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.
С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.
Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.
Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.
Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.
Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре создан спортивный уголок. Он включает:
- спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
- спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
- настенную мишень для бросания мячей;
- массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
- картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
- следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.
Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.
В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.
День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.
Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, – дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела! Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.
Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!
Приложения
Приложение 1
Средства физического воспитания
Средства | Цель | Условия применения |
Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания | Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания | Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка |
Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания | Повышают эффективность воздействия физических упражнений | Психофизиологический комфорт ребенка |
Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода | Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма | Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе |
Приложение 2
Режим двигательной активности
Организованные формы двигательной деятельности | длитель ность | понедельник | вторник | среда | четверг | пят ница |
1половина дня: Физическое развитие | 10 | 10 | 10 | 10 | ||
1половина дня: Художественно- эстетическое развитие «музыка» | 5 | 5 | 5 | |||
Физкультминутки | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Утренняя гимнастика | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Гимнастика после сна Комплекс Воробьева | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Тренажерный путь | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Прогулка (подвижные игры и физические упражнения 1 половина дня 2 половина дня | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 | 10 10 |
Продолжение приложения 2
Продолжение приложения 2
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность | Длительность | Особенности организации |
Физкультурный досуг | 10-15 | 1раз в месяц |
Спортивные праздники | 20 | 2-3 раза в год |
День здоровья | – | 1 раз в 2 месяца |
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика.
1.Мы капустку рубим-рубим,
(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)
Мы капустку солим-солим,
( складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)
Мы капустку трем-трем,
(потирать кулачок о кулачок)
Мы капустку жмем-жмем.
(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
( отправляем щепотку в рот и приговариваем : “Ням-ням!”)
2. Колыбельная
(поочерёдно загибать пальчики на ручке)
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик лишь уснул,
Этот крепко, крепко спит
Тихо носиком сопит…
3. Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в “щепотке” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.
Приложение 4
Список литературы
1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
2 Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009
3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2002
4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013
5 Интернет-ресурсы
6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000
Источник