Физическое развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей

Физическое развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей thumbnail

Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста

Консультация для родителей

Подготовил:

инструктор по физической культуре

Собина А.Н.

Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения.

Известный физиолог А.Г.Сухарев рассматривает здоровье ребенка как динамический процесс приспособления организма к меняющимся условиям окружающей среды и устойчивости его к воздействиям неблагоприятных факторов.

Одним из факторов, формирующих здоровье ребенка, является двигательная активность. Содержанием двигательной активности являются разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание.

При недостаточной двигательной активности, как показали исследования (И.А.Аршавский, А.Г. Сухарев), происходит значительная перестройка функциональных структур организма, что приводит к ухудшению адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартным возрастным физиологическим нагрузкам, снижению показателей жизненной емкости легких, повышению массы тела к дисгармоничности физического развития.

Избыток движений также вреден для растущего организма. В этом случае ребенок расходует много нервной энергии.

Сколько же должен двигаться ребенок в течение дня?

Интенсивность движений зависит от ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени суток, года, индивидуальных особенностей детей, условий, в которых растет малыш.

Специалистами отмечено, что мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Мальчики предпочитают движения, требующие затраты энергии (бег, лазанье, прыжки), девочки – более плавные движения.

Летом потребность в движениях у детей больше, чем зимой. Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую – с 17 до 19 часов.

По уровню подвижности можно выделить три группы: дети средней, большой и малой подвижности.

Чтобы правильно организовать двигательную активность, обогатить двигательный опыт детей, научить их правильно двигаться, важно знать, как развиваются движения на разных возрастных этапах, каковы их особенности и какие условия для этого необходимы.

Развитие движений у детей первого года жизни.

Первый год – это самый ответственный год в жизни человека. В этот период закладываются основы здоровья, формируются первые двигательные умения, которые не только являются важным показателем физического и психического развития ребенка, но и составляют тот фундамент, на котором будут формироваться более сложные движения в последующие возрастные периоды.

В первые 3 месяца необходимо содействовать своевременному умению ребенка удерживать голову в вертикальном положении, лежа на животе и находясь на руках у взрослого. Это умение способствует формированию шейного изгиба позвоночника, укрепляет шейные и спинные мышцы, улучшает кровообращение головного мозга.

К концу 3 месяца ребенок должен хорошо приподнимать голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья, а затем на кисти рук.

Как только ребенок научится удерживать голову в вертикальном положении, необходимо развивать упор ног, предварительно посоветовавшись с врачом. От упора ног зависит впоследствии умение стоять при поддержке взрослого, вставать самостоятельно и т.д.

В период с 3 до 6 месяцев важно развивать движения рук. Это возможно только при хорошо развитой зрительно-двигательной координации, т.е. умении фиксировать взглядом предмет, сосредоточиваться на нем, выпрямлять руки и направлять их в сторону предмета.

Необходимо отметить, что своевременное развитие хватательных движений способствует возникновению умения изменять положения тела в пространстве, а именно умения переворачиваться на бок, на живот, с живота на спину.

Примерно в начале 4 месяца жизни у ребенка появляются первые движения присаживания. Если ребенка взять за обе руки и медленно подтягивать, то он легко присаживаться. К 6 месяцам он может выполнять это движение, держась за два пальца взрослого. Взрослым надо помнить, что умение сидеть, не только содействует дальнейшему развитию движений ребенка, но и нередко является прямой помехой этому.

Одним из важнейших движений в раннем возрасте является ползание. Ползание активно развивается в период с 6 до 9 месяцев. Ползание – это активное динамическое движение, которое способствует развитию всех систем организма: костно – мышечной, сердечно-сосудистой, нервной и др.

Ползание помогает крохе лучше ориентироваться в окружающей обстановке, знакомиться с окружающими предметами, их свойствами, а это, в свою очередь, способствует психическому развитию малыша. Научившись ползать, малыш сам начинает садиться, вставать, держась за барьер, переступать вдоль барьера.

Период с 9 до 12 месяцев характеризуется двигательной активностью крохи.

С 10-11 месяцев малыши могут переходить от одной опоры к другой, вползают на горку, к 12 месяцам начинают ходить, не пользуясь, порой. Дети этого возраста в основном осваиваю движения во время самостоятельной деятельности, поэтому им надо дать необходимые игрушки и предоставить достаточную площадь для передвижения.

Чтобы ребенок овладел всеми перечисленными выше движениями в той последовательности, которая будет способствовать его благополучному развитию, рос здоровым, необходимо активное взаимодействие ребенка с окружающей средой при целенаправленном воздействии взрослого.

Читайте также:  Траектория развития ребенка это

Упражнения для развития различных мышечных групп детей первого года жизни.

  1. Пассивные упражнения.

  1. Для мышц ног: сгибание и разгибание ног вместе и попеременно; «топанье» лежа на спине; одновременное вращение обеих ног в тазобедренных суставах; сгибание и разгибание, отведение и приведение ступ.

  2. Для мышц рук: скрещивание рук на груди и разведение их в стороны; попеременное сгибание и разгибание рук (в плечевом и локтевом суставах); круговые движения руками.

  3. Для мышц спины: отведение плеч назад до сведения лопаток; поднятие выпрямленных ног кверху лежа на животе; поднятие ребенка из положения лежа на животе до положения стоя с поддержкой под локти за кисти выпрямленных рук.

  4. Для мышц живота: поднятие прямых ног лежа на спине; присаживание при поддержке за руки.

  1. Активные упражнения.

  1. Для мышц рук: присаживание при потягивании за руки (при сокращении сгибателей); ползание; лазанье.

  2. Для мышц ног: ползание; перешагивание и ходьба; лазанье.

  3. Для мышц спины: напряженное выгибание; «мостик»; наклон и выпрямление туловища; ползание; поднятие ребенка из положения лежа на животе до положения стоя с поддержкой за кисти выпрямленных рук.

  4. Для мышц живота: напряженное сгибание туловища; присаживание за одну отведенную в сторону руку с фиксацией коленей; присаживание при потягивании за руки; наклон туловища.

  1. Упражнения для развития координации.

Напряженное разгибание и сгибание туловища; наклон и выпрямление туловища; «мостик»; ползание; вставание, цепляясь за неподвижную опору; ходьба; лазанье.

Развитие движений у детей второго и третьего года жизни.

На данном возрастном этапе движения ребенка постепенно совершенствуются. Дети овладевают разными видами ходьбы, учатся бегать, прыгать, бросать и ловить предметы.

Одним из значимых в этом возрасте движения является ходьба. Это основной, естественный способ передвижения в пространстве. Ходьба усиливает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма, улучшает обмен веществ.

На втором-третьем году жизни ходьба совершенствуется, однако автоматизм и координация развиты еще слабо. Пропорции тела в этом возрасте не создают благоприятных условий для устойчивости. Ребенок ходит, широко расставляя ноги, балансируя руками, пытаясь сохранить равновесие. У детей нет переката с пятки на носок. Малыш ступает всей стопой, поднимая ее не высоко, иногда шаркая. Темп ходьбы неравномерный. Малыши не всегда выдерживают направление при ходьбе, плохо ориентируются в пространстве.

Чтобы это важное движение постепенно развивалось у ребенка и совершенствовалось, необходимо создавать условия для своевременного появления умения:

Ходить без помощи взрослого сначала не большие расстояния (2-3 м), постепенно доводя его до 10 м.

Выдерживать и менять направление при ходьбе.

Менять высоту и ширину шага в зависимости от условий.

Ставить стопы параллельно.

Менять темп при ходьбе.

Держать корпус прямо, сохраняя осанку.

Бег, как и ходьба, являются способом перемещения в пространстве. Он отличается от ходьбы наличием фазы полета, т.е. полным отрывом обеих ног от почвы. При беге возрастает расход энергии, увеличивается объем дыхания, скорость кровообращения. Правильно дозированный бег способствует общему физическому развитию, совершенствованию функций центральной нервной системы, тренировке сердечнососудистой и дыхательной систем.

Прыжок – это сложное движение. Оно состоит из ряда последовательных двигательных элементов: исходное положение, приседание, толчок или разбег, приземление.

Прыжки способствуют развитию суставно-связочного аппарата и основных групп мышц, развитию силы и быстроты движений. Прыжки поднимают эмоциональный тонус, так как дети прыгают с удовольствием.

При обучении прыжкам важно создать условия, при которых ребенок овладевает умением:

Принимать правильное исходное положение (ноги параллельно, слегка согнутые в коленях).

Отталкиваться от почвы двумя ногами.

Приземляться легко на носочках обеих ног, слегка согнутых в коленях.

Метание – сложное скоростно-силовое движение. Оно требует развития мышц плечевого пояса и хорошо развитых связок и суставов. В связи с этим в раннем возрасте применяются только подготовительные упражнения к метанию: катание, прокатывание, бросание вдаль в горизонтальную цель, вверх, вниз, ловля.

Все перечисленные движения способствуют развитию всех групп мышц, особенно плечевого пояса, мелкой моторики рук, ловкости, быстроты реакции, глазомера.

Для того чтобы научить детей выдерживать направление при прокатывании, бросании, замахиваться при броске, необходимо широко использовать зрительные ориентиры. Например, предложить малышу прокатить мяч по дорожке, в ворота, к кукле; перебросить мяч через сетку, ленту, натянутую на стойки на уровне вытянутой руки ребенка.

В раннем возрасте используют простейшие способы бросков: снизу, от плеча, из-за головы.

Для катания, бросания необходимо использовать разнообразные по качеству мячи: резиновые, тряпичные, пластмассовые, теннисные, надувные.

Дети хорошо овладевают действиями с мячами, если и в семье, и в дошкольном учреждении мяч является доступной игрушкой.

Родители, воспитатели должны научить детей:

Отталкивать мяч и придавать ему правильное направление при прокатывании.

Читайте также:  Новорожденный период развития ребенка

Осуществлять бросок вперед-вверх (при метании вдаль).

Бросать разными способами.

Бросать мяч в разных направлениях.

Ловить мяч от взрослого.

К лазанью относится большая группа разнообразных движений: ползание, подползание, переползание, пролезание. Все эти движения очень полезны для детей, так как они способствуют укреплению крупных мышц, плечевого пояса , рук, ног, развитию гибкости позвоночника.

Важно своевременно научить детей:

Ползать на четвереньках, подползать под предметы, прогибая спину.

Перелезать через невысокие предметы.

Влезать на предметы и слезать с них.

Подниматься в лестницу и спускаться с нее приставным или переменным шагом.

Подниматься на вертикальную гимнастическую стенку.

Литература:

  1. Физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод.пособие для воспитателей и родителей / Н.В. Кочетова. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

  2. Чимаров В.М. Как воспитать ребенка здоровым. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 256 с.

Источник

Консультация для родителей

Для малышей в возрасте от 2 до 3 лет физическое воспитание особенно значимо. В ежедневном режиме дневной сон остается главным условием сохранения здоровья и работоспособности ребёнка. В 2-2,5 года он должен спать днем до 2,5-3 часов, а став чуть старше (в 3 года) – не менее 2 часов.

Известно, что малыши быстро утомляются, нередко переключаются с одной деятельности на другую, не могут долго выполнять одно и то же упражнение. Частая смена деятельности характерна для ребёнка (он быстро теряет интерес к тому, чем занимался) даже в том случае, если в играх и упражнениях участвуют взрослые.

Режим детей 2-3 лет требует создания дифференцированных условий для их активности и жизнедеятельности. Ребятишкам 2-2,5 с половиной лет нужно больше времени, отводимого на режимные моменты. Они нуждаются в большей поддержке своей активности со стороны взрослого, чем дети постарше.

Дети в раннем возрасте тратят много силы, энергии на различные движения, в которых они ощущают большую потребность. В 2-3 года малыш может целый день, без остановки, ходить, бегать, играть с мячом, заниматься игрушками, подпрыгивать и т. п. Не устаёт, потому что всё время меняет характер, темп движения.

Организация условий для проявлений двигательной активности маленьких непосед остаётся одним из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время движение служит условием познания, приобретения нового опыта и новых впечатлений, набирает силу самостоятельность и уверенность в умении управлять своим телом.

Отсутствие или дефицит двигательной активности грозит нарушениями в развитии всех систем маленького созревающего организма. Дети, которые лишены возможности свободных движений, вялы, эмоционально подавлены.

Недостаток в движении приводит к быстрому утомлению. Следствием нередко бывает проявление компенсаторной двигательной функции: у ребятишек появляются такие двигательные акты, как раскачивание тела в разные стороны, бесцельное размахивание и навязчивые движения руками, сосание пальцев.

Если отказать ребёнку в движении, то результатом может стать не только отставание в физическом развитии, но и нарушение целого комплекса психофизических процессов: дефекты в развитии речи, задержка психического развития, нарушение обмена веществ, опорно-двигательного аппарата: вялая осанка, плоскостопие и т.д. Отказ от предлагаемых движений или недостаточная двигательная активность малыша должны служить для взрослого сигналом: имеются проблемы в здоровье и развитии ребёнка.

Для малыша движения ценны ещё и тем, что составляют чувственную основу его познания. Направления движения ориентированы на то, что необычно, ново, вызывает интерес маленького исследователя.

Дети третьего года жизни – непоседы, они, как правило, уже освоили ходьбу, пытаются быстро перемещаться. Данный возраст характеризуется неуёмным желанием бегать, прыгать, вертеться, куда-то влезать и откуда-то слезать, что-то тянуть, толкать и вообще быть в движении. Именно так ребятишки могут научиться контролировать своё тело, чувствовать его и управлять им.

Разнообразный двигательный опыт стимулирует формирование таких функций, как равновесие и координация, которые у детей раннего и младшего возраста ещё очень слабы.

Источник

Физическое развитие в раннем возрасте. Консультация

Физическое развитие ребёнка до года

Многие десятилетия считалось обязательным пеленать детей. В результате менее активные малыши смирно лежали крепко завёрнутые в пелёнки, а более подвижные изворачивались, пытаясь из раза в раз освободить ручки. Современная медицина считает, что с первых дней жизни малыш должен иметь возможность свободно двигаться – махать ручками, ножками, барахтаться, а потом и ползать. Но просто предоставить ребенку свободу, разрешить ему удовлетворять потребность в движении – это полдела. Физическое воспитание, как, впрочем, и любое другое, должно быть продуманным и четко спланированным.

Даже грудным детям полезна гимнастика. Если ребенок здоров и хорошо развивается, можно начать ее с двух месяцев. Врач или медицинская сестра покажут, как делать простейшие упражнения и массаж, и вы быстро овладеете этой техникой. Делать гимнастику нужно бережно, ласково, обязательно разговаривая при этом с ребенком, чтобы он радовался, улыбался и получал от этого удовольствие. Обычно начинают с 5-6 минут, постепенно доводя до 10-15. Занимаются через час-полтора после еды или за полчаса до нее, лучше в первой половине дня. И ни в коем случае не на ночь, так как гимнастика возбуждает ребенка и не дает заснуть. По завершении массажа необходимо завернуть ребенка и уложить в кроватку, чтобы он полчаса спокойно отдохнул. Конечно, заниматься придется систематически, изо дня в день, постепенно усложняя упражнения. Главное заинтересовать кроху. Не превращайте занятия в рутину.

Читайте также:  Теория развития ребенка сирса

Гимнастика и массаж не единственные составляющие полноценного физического развития ребёнка до года. Для взрослых, как правило, дотянуться до нужной вещи, поднять что-то с пола не кажется трудной задачей. А вот для малыша – это довольно тяжкий труд. Пробудите у малыша желание с рождения двигаться. Подвесьте над кроваткой яркую игрушку, так чтобы малыш мог до неё дотянуться. Игрушка должна нравиться крохе, иначе она не вызовет у него интерес. Вначале ребенок потянется к ней, затем попытается её погладить, толкнуть. Главное, чтобы малыш не уставал. Занятия должны быть ему в радость. Постепенно мышцы и суставы ребёнка станут крепче, а движения – согласованнее, лучше развиваются легкие и сердце, лучше работает желудок. Как правило, маленькие «спортсмены» более спокойны, крепче спят, у них хорошее настроение и аппетит.

Физическое развитие ребёнка после года

Малышу исполнился год, полтора – он научился ходить, твердо держится на ногах, даже бегает. Дети в этом возрасте еще не в состоянии выполнять упражнения по вашей команде, без предварительного показа, они для них – всего лишь часть интересной игры.

Положите на край стола игрушку – пусть ребенок изо всех сил тянется, чтобы достать ее. Разбросайте игрушки по полу – «Ах, какие непослушные, убежали. Ну-ка догони их и принеси мне!». Ребенок с удовольствием будет приседать, поднимать игрушки и бегать с ними к вам. Не забывайте про игры вроде «догоняю-догоняю-догоню». Играйте в них почаще, особенно во время прогулок. Ничего нет грустнее, чем картина, когда малыш, как маленький старичок, чинно идет с мамой за ручку по улице. Ему необходимо бегать, резвиться, а не прогуливаться! Да и вы, занимаясь с ребенком гимнастикой, будьте активным участником, а не пассивным наблюдателем.

Станет ребенок подрастать – раз и навсегда откажитесь от запретов и окриков, формирующих, по мнению многих матерей, «послушных детей»: «Не бегай! Не прыгай! Посидел бы спокойно!». Взрослые сдерживают естественную потребность здорового ребенка в движении, конечно же, из самых лучших побуждений – чтобы он не упал, не ушибся. Но эта потребность обусловлена самой жизнью. Все малыши любят, едва лишь научившись ходить, преодолевать препятствия: влезать на ступеньки и даже прыгать с них, карабкаться на стулья, на диваны… И все это без устали, десятки раз подряд. Многих родителей это раздражает, заставляет волноваться. Однако не стоит сердиться и пугаться, тормозя физическое развитие ребёнка. Лучше подстрахуйте своего малыша: поддержите, помогите взобраться на диван, подхватите вовремя. Маленькому организму мышечная активность просто необходима – как еда, сон, свежий воздух.

Физическое развитие ребёнка в 3 года

С 3-х лет для физического развития ребёнка полезны упражнения в висячем положении: они укрепляют мышцы спины и рук. Попробуйте, нагнувшись, дать ребенку обнять себя за шею, а выпрямившись – повиснуть на вашей шее. Покружите его и увидите, в какой неописуемый восторг придет ваш малыш. С 2-х лет можно поднимать ребенка за руки, а с 4-х – кружить над землей на вытянутых или полусогнутых руках. Отлично получается у малыша кружение с разбега, где взрослый подхватывает его под мышки.

Необходимо стараться развивать у ребенка чувство ритма – это очень пригодится ему в жизни. Лучшее средство для этого – конечно, танцы под музыку. Вообще, дети охотно танцуют, особенно со взрослыми. Причем, в них еще отсутствуют стеснительность и какие-либо ограничения, присущие взрослым. Так что танцуйте на здоровье!

В 3-4 года, помимо гимнастики-игры, с ребенком нужно заниматься утренней гимнастикой, ведь она хорошо восстанавливает после сна, заряжает организм энергией на целый день и дисциплинирует.

Конечно, каждый родитель сам выбирает методику физического развития, приемлемую для своего ребенка. Общее правило одно: не стоит ждать мгновенного «чуда» – нужно просто запастись терпением.

Источник