Физическое развитие ребенка половое созревание

В подростковом возрасте (обычно от 10 лет и примерно до 20 лет) мальчики и девочки достигают роста и веса, характерного для взрослых, и проходят период полового созревания. Для мальчиков, см. Половая дифференциация, адренархе и половое созревание; для девочек, см. Половое созревание. Время и скорость, с которыми происходят эти изменения, различаются и зависят от наследственности и окружающей среды.

Скачок роста у мальчиков происходит в возрасте 12–17 лет, с пиком обычно в 13–15 лет; увеличение роста >10 см можно ожидать в год пиковой скорости роста. Скачок роста у девочек происходит где-то в возрасте 9,5–13,5 года с пиком обычно в 11–12,5 года; пиковая скорость удлинения может достигать до 9 см в год (1).

Если половое созревание задерживается, рост в высоту может быть значительно замедлен. Если задержка не патологическая, скачок роста у подростка происходит позже и темп роста является догоняющим, пересекая линии перцентиля, пока ребенок не достигнет генетически детерминированного роста. В 18 лет скорость роста составляет почти 2,5 см у мальчиков и чуть меньше у девочек, рост которых завершен на 99%. У девочек с истинным преждевременным половым созреванием (развитие груди до 8 лет), ранний скачок роста происходит наряду с менархе в раннем возрасте и в конечном счете приводит к низкому росту из-за раннего окостенения зон роста. Хотя преждевременное половое созревание определяется, как начало развития в возрасте до 8 лет, некоторые девушки с признаками созревания до 8 лет, могут развиваться нормально.

В пубертатном периоде происходит основной рост всех систем органов и тела в целом; груди у девочек, половые органы и волосяной покров на теле у детей обоих полов подвергаются наиболее очевидным изменениям. Даже если этот процесс протекает нормально, требуется существенная психологическая адаптация. Если сроки развития нарушаются, особенно у мальчиков с задержкой физического развития или у девочек с преждевременным созреванием, возможно развитие дополнительного эмоционального стресса. У большинства медленно растущих детей это связано с конституциональными особенностями, и в конечном счете они благополучно догоняют сверстников. Необходимо проводить обследование для исключения патологических причин такого отставания или их подтверждения.

Детям в подростковом периоде нужно дать рекомендации по питанию, физической нагрузке и образу жизни, уделяя особое внимание роли различного рода активности, такой как спорт, искусство, социальная активность и общественные работы. Относительные потребности в белках и энергии (г или ккал/кг массы тела) постепенно снижаются с окончания грудного периода до подросткового возраста ( Рекомендованные нормы потребления* некоторых макронутриентов, данные Совета по продовольствию и питанию Института медицины Национальной Академии (Food and Nutrition Board, Institute of Medicine of the National Academies)), хотя при этом абсолютные потребности возрастают. Потребность в белках для мальчиков в возрасте от 15 до 18 лет составляет 0,9 г/кг/день и для девочек того же возраста – 0,8 г/кг/день; относительные потребности в энергии для мальчиков в возрасте от 15 до 18 лет в среднем составляет 45,5 ккал/кг и для девочек того же возраста – 40 ккал/кг.

  • 1. Tanner JM, Davies PS: Clinical longitudinal standards for height and height velocity for North American children. J Pediatr 107(3):317–329, 1985.

Половое созревание обычно протекает в установленной последовательности у обоих полов. Возраст начала и скорость полового развития варьируются и находятся под влиянием генетических и экологических факторов. Сейчас половая зрелость наступает раньше, чем 100 лет назад, вероятно, из-за лучшего питания, общего состояния здоровья и условий жизни – например, средний возраст менархе снизился примерно на 3 года за последние 100 лет. Физиологические изменения, которые лежат в основе полового созревания являются Репродуктивная эндокринология у мужчин и Женская репродуктивная эндокринология.

У мальчиков половые изменения начинаются с увеличения мошонки и яичек, а затем продолжаются удлинением полового члена (Схематическое изображение стадий I-V созревания полового члена у мальчиков по Таннеру) и увеличением семенных пузырьков и предстательной железы. Затем появляются лобковые волосы (Схематическое изображение стадий I-V созревания волос на лобке по Таннеру у мальчиков). В подмышечных впадинах и на лице волосы появляются приблизительно через 2 года после лобковых. Скачок роста обычно начинается через год после начала увеличения размеров яичек ( Пубертат – когда развиваются мужские вторичные половые признаки). Средний возраст 1-ой эякуляции (между 12,5 и 14 годами в США) зависит от психологических, культурных и биологических факторов. Первое семяизвержение происходит приблизительно через 1 год после ускорения роста пениса. Гинекомастия, как правило в форме зачатка молочной железы, распространена среди мальчиков-подростков и обычно проходит в течение нескольких лет.

Схематическое изображение стадий I-V созревания полового члена у мальчиков по Таннеру

По материалам Marshall WA, Tanner JM: Variations in the pattern of pubertal changes in boys. Archives of Disease in Childhood 45(239): 13–23, 1970.

Схематическое изображение стадий I-V созревания полового члена у мальчиков по Таннеру

Схематическое изображение стадий I-V созревания волос на лобке по Таннеру у мальчиков

По материалам Marshall WA, Tanner JM: Variations in the pattern of pubertal changes in boys. Archives of Disease in Childhood 45(239): 13–23, 1970.

Схематическое изображение стадий I-V созревания волос на лобке по Таннеру у мальчиков

Пубертат – когда развиваются мужские вторичные половые признаки

Если порядок половых изменений нарушается, рост может быть ненормальным и врач должен рассмотреть возможные патологические причины.

Схематическое изображение стадий I-V созревания молочных желез по Таннеру у девочек

Из Marshall WA, Tanner JM: Variations in patterns of pubertal changes in girls. Arch Dis Child 44:291–303, 1969; used with permission.

Схематическое изображение стадий I-V созревания молочных желез по Таннеру

Из Marshall WA, Tanner JM: Variations in patterns of pubertal changes in girls. Arch Dis Child 44:291–303, 1969; used with permission.

Пубертат – когда происходит процесс изменений в организмепо-женскому типу

Показатели отражают нормальный диапазон значений.

Источник

Пубертатный скачок роста

В начале периода полового созревания происходит пубертатный скачок роста: под действием половых гормонов детский организм бурно растет и развивается, девочки на глазах превращаются в девушек, мальчики становятся юношами. Физическое развитие девочек и мальчиков происходит несколько разными темпами. У девочек оно происходит более стремительно и скачкообразно. Они раньше мальчиков проходят все стадии развития. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно и заканчивается позже, чем у девочек.

В это время длина тела за год может увеличиться на 7–12 см. Девочки обычно обгоняют ровесников-мальчиков в росте и развитии. У девочек скачок происходит в среднем в 10–11 лет, у мальчиков – в 13 лет. После достижения пика скорости роста наблюдается его быстрое замедление и прекращение (у девушек – после 16 лет, у юношей – после 18 лет). Максимальная скорость роста подростков наблюдается весной, а максимальная скорость прибавки массы тела — осенью. Интенсивность и продолжительность этого скачка у каждого подростка своя. Мальчики «догоняют», а иногда опережают и девочек в развитии, как правило, только к последним классам школы, при этом юноша 17–18 лет все еще растет, а девушка того же возраста уже остановилась в росте.

До начала ростового скачка форма тела у мальчиков и девочек одинаково. Но с началом пубертатного периода под действием половых гормонов начинается формироваться мужской и женский типы телосложения. У мальчиков ширина плеч будет превышать ширину таза, а у девочек все будет наоборот. Мальчики вырастают крупнее девочек.

 Иногда подростков волнует, что их рост очень высокий или, наоборот, низкий. Приблизительно окончательный рост мальчика можно рассчитать по формуле: (рост отца + рост матери + 12,5) / 2 (см), а девочки: (рост отца + рост матери – 12,5) / 2 (см). Прогноз развития длины тела дочери более надежен по росту матери, а сына – по росту отца. Прогноз длины тела дочери более достоверен, чем сына. В норме целевой рост ребёнка может колебаться в пределах: средний рост родителей ± 8 см.

Перспективы дальнейшего увеличения длины тела можно определить по рентгенограмме кистей рук. Оценивают так называемые зоны роста в костях пальцев и запястья. Если они открыты, то ребенок еще будет расти.

Возрастные изменения тела

Форма тела и темпы созревания репродуктивной системы определяются половыми гормонами. У мальчиков это тестостерон, вырабатываемый яичками. Он вызывает развитие гениталий и физические изменения в организме подростка, в том числе увеличение мышечной массы и созревание костей. Телосложение приобретает типичные мужские черты – широкий плечевой пояс и узкие бедра, рельефные мышцы груди и спины, мужская форма ягодиц. Может даже наблюдаться временное набухание грудных желез и сосков с последующей пигментацией ареолы.

Все упоминаемые ниже сроки служат в качестве ориентиров и вполне допускают индивидуальные колебания. Развитие вторичных половых признаков у мальчиков в среднем охватывает период от 10,5 до 18 лет. В первую очередь в возрасте 10,5–12 лет увеличиваются яички, в 12–13 лет начинается рост полового члена, одновременно появляются волосы на лобке, после чего последовательно возникают другие признаки полового созревания: мутация голоса (13–14 лет), рост щитовидного хряща (14–15 лет), угри, оволосение подмышечных впадин и появление характерного запаха пота (14 лет), начало оволосения лица (14–16 лет). Некоторые юноши начинают бриться для того, чтобы быстрее появилась такая «растительность». Рост наружных гениталий завершается обычно к 17–18 годам, хотя возможно продолжение их роста до 20–25 лет.

Основные половые гормоны девочек – это эстрогены, вырабатываемые яичниками. Они обеспечивают созревание половых органов и развитие молочных желез. Частично в половом созревании девочек принимают участие гормоны андрогены. Под воздействием половых гормонов формы тела округляются, увеличивается грудь, таз становится шире плечевого пояса. Внешние проявления полового развития девушек охватывают период от 9 до 17 лет. С началом полового созревания у девочек расширяется таз, заметно округляются бёдра и ягодицы, увеличиваются молочные железы (9–10 лет), для полного развития которых требуется около 4 лет. С 10–11 лет начинается оволосение лобка, достигающее максимума через 2,5–3 года. Оволосение подмышечных областей начинается спустя 1,5–2 года после лобкового и завершается к 18 годам.

Первая менструация наступает между 9 и 15 годами, чаще всего в 12–14 лет. Возраст появления менструаций в основном определяется состоянием здоровья, наследственностью и условиями жизни. Сначала месячные могут быть нерегулярными и иметь различную продолжительность. Постепенно менструации становятся регулярными, наступают в среднем через каждые 28 дней и длятся по 3-5 дней.

Первые поллюции (непроизвольное семяизвержение ночью и утром, нередко сопровождающееся эротическими сновидениями) возникают в 14 лет и у большинства юношей становятся регулярными к 16 годам.

В среднем за период полового созревания с 10 до 17 лет масса тела подростков увеличивается на 34 кг у юношей и 25 кг у девушек, рост – на 35 см и 25 см соответственно. За всеми этими внешними изменениями стоит напряженная деятельность всех органов и систем организма.

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Отсюда характерная неуклюжесть и угловатость подростков, резкие перепады настроения, частые жалобы подростков на общую слабость или даже на сердце. Но это совершенно нормально, поскольку не все системы организма развиваются равномерно и, например, увеличение массы сердечной мышцы (миокарда) может немного отставать от увеличения общей массы тела подростка.

Функциональные показатели и физическое развитие. Качество физического развития должно оцениваться во время ежегодных профилактических медицинских осмотров школьников. Для этого существуют специальные таблицы с параметрами длины и массы тела в каждом возрасте. Чтобы достоверно говорить о характере и правильности физического развития необходимо длину и массу тела измерять каждый год. При этом во внимание необходимо принимать не только параметры тела, но и функциональные показатели – скоростные и силовые, по данным тестирования на уроках физической культуры. Размеры тела и функциональные возможности (скорость, выносливость) далеко не всегда совпадают.

Для современных подростков характерно несоответствие между уже практически «взрослыми» размерами тела и достаточно низкими силовыми и скоростными показателями. Сегодня высокий рост и масса тела ребенка или подростка еще не означает их хорошей адаптированности и работоспособности в будущем. В 17-летнем возрасте современные юноши имеют показатели мышечной силы на 10 кг, а девушек на 7 кг ниже, чем школьники 80-х годов.

Для более удобной навигации можете использовать меню справа.

Источник

Думаю, что все мы, взрослые знаем, что самое сложное – это тренировка детей. Главный фактор в таких тренировках – это игровой элемент, чтобы удержать внимание детей на самом предмете тренировок. И это абсолютно верно.

Тем не менее есть и другие факторы, которые необходимо знать, чтобы правильно тренировать детей. Важнейшим из таких факторов является знание о развитие нервно-мышечной системы детей и понимание того, что такое композиция мышечных волокон (быстрые и медленные, окислительные и гликолитические) и как эти мышечные волокна развиваются по мере взросления детей, а также понимание, как тренировать (развивать) эти мышечные волокна, а также знание ограничений в развитии мышечных волокон ребёнка в зависимости от его возраста.

Прочитать о композиции мышечных волокон можно здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d8f2057e6e8ef00b15b9dcb/kak-klassificiruiutsia-myshechnye-volokna-i-chto-s-etim-delat-5d95d2eb92414d00ae29382b?from=editor

В данном случае рассматривается научный подход к развитию и тренировке ребёнка до полового созревания и даются общие принципы таких тренировок. Конкретика – это уже вещь индивидуальная для каждого малыша или подростка.

В некоторых своих интервью и лекциях, профессор Виктор Николаевич Селуянов рассказал о теории развития мышц детей, которая уже подтверждена рядом опытов и исследований, проведённых учёными. Заключается эта теория в том, что для каждого определённого возраста ребёнка есть определённое развитие мышц тела, а точнее мышечных волокон в теле. Повторюсь в каждой мышце тела сосуществуют множество разных мышечных волокон, что называется их композицией.

Подчёркну, что речь идёт о развитии мышечных волокон, так как при рождении они уже сформированы, но не развиты.

Выглядит это так.

От 0 и до 4 месяцев – неопределённая мышечная композиция

с 4 месяцев начинает развитие окислительных мышечных волокон. Это важно понимать. Развитие идёт до пубертатного периода(полового созревания), т.е. примерно до 13 -14 лет, после чего идёт взрывной рост и развитие гликолитических мышечных волокон.

Таким образом, развитие гликолитических мышечных волокон до пубертатного (полового созревания) периода практически не происходит, хотя они уже начинают формироваться, начиная с одного года развития ребёнка.

Почему рост гликолитических мышечных волокон начинается только после полового созревания?

По теории, которая подтверждается уже многими исследованиями, до полового созревания человека информация в гликолитических (быстрых) мышечных волокна заблокирована, и соответственно, никакого развития этих мышечных волокон не происходит. Повторюсь, гликолитические мышечные волокна уже сформированы, но информация к их физическому развитию закрыта до наступления пубертата.

Отсюда можно сделать выводы.

В физическом развитии ребёнка до пубертатного периода(полового созревания) можно тренировать только окислительные(медленные) мышечные волокна, так как только эти мышечные волокна могут расти (развиваться). А это означает, что не имеет смысла, например, делать упражнения на быстроту у детей и нельзя устраивать соревнования, кто быстрее. Причина проста. Например, в беге, те дети, у которых больше быстрых МВ в ногах от рождения, будут всегда перегонять тех детей, у кого преобладают медленные МВ.

Получается, что основные упражнения для развития детей – это развитие гибкости, ловкости, координации. Такими упражнениями можно представить себе гимнастические упражнения разного вида. Это и кувырки и лазание по канатам, турникам, деревьям, те же классики и прыжки со скакалкой и т.д. и т.п. Упражнений множество. По сути, это напоминает советы для развития детей в дореволюционной России.

Главное – не требовать от детей делать эти упражнения на скорость исполнения, а делать их правильно, обдуманно и безопасно.

Если устраиваются соревнования, то они должны быть не на скорость, т.е. кто быстрее или дальше или выше прыгнет, например, а на точность, обдуманность, гибкость и т.д. И конечно, это должна быть игра, чтобы задействовать мозг и мышление ребёнка.

Так как окислительные мышечные волокна (ОМВ) у детей могут расти и развиваться, а значит тренироваться, то можно также придумать упражнения для развития этих МВ. Например, для развития ног можно использовать гусиный шаг в игровой форме. Главное – соблюдать условия тренировки ОМВ и самое важное из них – время под нагрузкой. Прочитать о тренировке окислительных мышечных волокон можно тут https://zen.yandex.ru/media/id/5d8f2057e6e8ef00b15b9dcb/parametry-i-metody-trenirovki-okislitelnyh-myshechnyh-volokon-omv-s-kommentariiami-i-primerami-5ecf9dcb3566a560f84d7f2e?from=editor

И когда ребёнок достигнет полового созревания и начнётся взрывной рост гликолитических МВ, то у него уже будет подготовлена база из окислительных МВ, а также хорошая нервно-мышечная координация. А это, в свою очередь, поможет избежать либо существенно уменьшить травматизм и разочарование от продолжение занятий физической культурой.

Прочитать о том, как тренировать гликолитические мышечные волокна можно здесь https://zen.yandex.ru/media/id/5d8f2057e6e8ef00b15b9dcb/parametry-i-metody-trenirovki-glikoliticheskih-myshechnyh-volokon-gmv-s-kommentariiami-i-nekotorymi-primerami-uprajnenii-5ecba69191e212659e301cc6?from=editor

Здесь я написал об общих научных принципах тренировки детей. Зная эти принципы и используя конкретные методы тренировки, можно физически развивать детей до пубератата с отличными результатами и безопасно для здоровья.

Если кто-то пожелает поддержать мои усилия и труд, то можете сделать пожертвование по этой ссылке https://money.yandex.ru/to/41001612854243

Источник