Физическое развитие ребенка подготовительной группы здоровья
В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости. Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
Специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок. При этом педагог лишь помогает ему обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков
Реализация принципа интеграции в освоении содержания двух тематических модулей («Здоровье» и «Физическая культура»), основанная на совместной деятельности всех участников образовательного процесса в ДОУ, позволяет создавать предпосылки для обеспечения полноценного физического и психического развития личности и формирования навыков здоровьесбережения, являющихся составной частью разностороннего развития детей.
Содержание тематического модуля «Физическая культура» предусматривает решение следующих задач:
– овладевать основными движениями и развивать разные формы двигательной активности ребенка;
– развивать крупную и мелкую моторику;
– поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие физическому развитию;
– формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и соревнованиях;
– формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.).
Содержание тематического модуля «Здоровье» направлено на достижение цели – формирование культуры здоровья детей через решение следующих задач:
– обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого ребенка независимо от психофизических и других особенностей (в том числе ОВЗ);
– охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
– создавать условия, обеспечивающие правильное формирование опорно-двигательной системы и других систем организма;
– формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.);
– оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и укреплении физического и психического здоровья детей.
Вышеперечисленные задачи в конечном итоге призваны обеспечить формирование у ребёнка потребности бережно относиться к своему здоровью, т. е. вести здоровый образ жизни. В каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья. В ходе проведения исследовательской деятельности, сравнительного наблюдения, в процессе проектирования, при чтении художественной литературы воспитатель имеет возможность рассматривать вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры. Целевых ориентиров воспитанник может достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития. Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образования, в том числе и «Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о ЗОЖ. Воспринимает ЗОЖ как ценность.
Мониторинг физического развития детей в процессе педагогического наблюдения только для внутреннего пользования. Поэтому педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и конец года, с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития. Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта. Принцип интеграции между областями заложен в Стандарте. Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков
Особенности физического развития детей 6-7- лет
Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма.
Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка. Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.
Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков).
Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим – играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше получаются. Взрослым необходимо поддерживать индивидуальные интересы детей.
Так же этот возраст называют «Возрастом вытягивания» и «Возрастом неудержимой двигательной активности», поскольку в нем активно формируется костная система, а так же наблюдается бурная двигательная активность, которая проявляется в различных манерах ребенка.
К концу шестого года жизни
Пробежать ребенок уже может и двести, и триста метров, причем довольно быстро. Появляется большая ловкость, сноровка, причем бегать он может уже не только по ровной поверхности, но и ловко обегая холмики и перескакивая через ямки и канавки
Движения становятся более уверенными и скоординированными. В этом смысле ребенок уже почти не отличается от взрослого. Он с закрытыми глазами легко может прикоснуться к своему уху, носу. Ловко ловит мяч и так же ловко может бросить его в цель
Заметно лучше становится чувство равновесия: ребенок спокойно проходит по узкой скамейке, бревну, доске
Дети этого возраста становятся увереннее в прыжках. На лестнице могут перепрыгивать через ступеньку, а на ровной площадке даже через несколько предметов. Начинают постигать «науку» использования скакалки, что очень важно, так как это развивает систему согласованных действий всего тела. Дети могут прыгать на одной ноге. Девочки в этом возрасте начинают играть в «классики»
По шведской стенке ребенок может лазать часами и не устанет при этом от этого занятия. Ребенок способен немного подняться по канату, что указывает на то, что руки его становятся сильнее. Но отжаться от пола малыш еще не сможет
К концу седьмого года жизни
Ребенок уже хорошо может выполнять различные виды ходьбы и бега, может пользоваться ими в различных ситуациях, он довольно вынослив, может долгое время бежать, что называется, «сломя голову», немного передохнуть и вновь продолжить неугомонный бег
Ребенок становится еще более ловким и метким, может играть в различные игры с мячом, ловко с ним управляясь, может попасть мячом в цель с 4-5 метров, метать в движущуюся цель, действовать левой и правой рукой
Дети могут сохранять правильную осанку
К семи годам ребенок может играть в такие спортивные игры, как бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис
Ребенок может плавать и ходить на лыжах на длительные расстояния
Холодов отмечает, что ребенок в возрасте шести лет должен успешно освоить прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазание по шесту, канату, гимнастической стенке, метание на дальность и в цель и др. Кататься на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах, плавать. В движениях появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы.
Физическое развитие ребенка неуклонно совершенствуется. Дети становятся все более выносливыми, ловкими, сильными. Они могут играть в различные командные игры, осваивать различные виды спорта. Все это говорит о том, что ребенок готовится к школьному обучению и физически в том числе, он становится способным сидеть за партой и управлять собственным телом в соответствии с ситуацией, в которой находится на данный момент.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на седьмом году жизни происходит не только количественный рост, но и существенная перестройка функций организма. И познание особенностей психофизического развития, дает нам возможность правильно формировать двигательные функции, позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, т.е. заложить у него основы физической культуры.
Источник
светлана москвитина
Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников (подготовительная группа)
Обеспечение физического развития и формирование культуры здоровья дошкольников ДОУ»
(подготовительная группа)
Цель физического воспитания в детском саду – формирование у детей основ здорового образа жизни.
Основные задачи инструктора по физическому воспитанию направлены на укрепление здоровья, как физического, так и психического развития каждого ребенка с учетом его здоровья.
Наш детский сад работает по программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «От рождения до школы». В предлагаемой программе физкультурные занятия включают в себя не только организованное, систематическое обучение физическим упражнениям, но и работу с детьми по формированию правильной осанки и по предупреждению плоскостопия.
Полноценное физическое развитие дошкольника – это прежде всего своевременное:
• формирование двигательных навыков и умений;
• воспитание положительных нравственно-волевых черт характера личности (выдержка, решительность, смелость, целеустремленность, упорство);
• содействие в стимулировании деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем, в формировании опорно-двигательного аппарата, как основу правильной осанки.
• большое значение для развития дошкольника имеют занятия физической культуры не только в зале, но и на улице, они являются одним из средств закаливания и профилактики заболеваний.
Влияние физкультуры на здоровье ребенка:
• улучшает обмен веществ;
• регулирует состав крови;
• благоприятно влияет на физическое и психическое развитие;
• тренирует сердечно-сосудистую систему;
• является профилактикой ряда заболеваний, в том числе и опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, сколиоз и так далее);
• повышает иммунитет;
• способствует своевременному возникновению двигательных и речевых навыков, их правильному развитию и совершенствованию;
• улучшает внимание и познавательные способности детей.
Физическое воспитание подразделяется на:
Утреннюю гимнастику, которая проходит каждодневно утром по 10-12 минут.
Физкультурные занятия, которые проводятся 3 раза в неделю по 30-35 минут.
Утренняя гимнастика – это оздоровительная работа по физическому воспитанию в детском саду. Она вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, дает положительный настрой на весь день.
Гимнастика состоит из трех частей: вводной (ходьба, бег, основной (ОРУ) и заключительной (ходьба с упражнениями на восстановление дыхания) или игры малой подвижности. Она проходит в классической и игровой форме.
Физкультурное занятие – основная форма работы по оздоровлению дошкольника и формированию двигательных навыков и умений.
Занятие состоит из трех частей, как и гимнастика, но с добавлением ОВД (основных видов движений: прыжки, лазание, метание и. т. д.). В него входят: ритмика, подвижные игры, спортивные игры (эстафеты, оздоровительные упражнения для предупреждения плоскостопия.
Для повышениподвижным играм я двигательной активности детей старшего дошкольного возраста особое значение приобретает использование игр с элементами спорта (эстафеты). Эти игры способствую воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.
К дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.
Увлекаясь игрой, ребятишки повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Такая активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ.
Ритмика – это ритмические движения с музыкальным сопровождением. Дети с большим удовольствием двигаются под музыку, так как ритмика доставляет радость. Ребенок начинает понимать понятия: темп, ритм, стиль музыки.
Все это ведет физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
И в заключении – здоровьюсбережение у детей возможно при условии использования всех средств физического воспитания в ДОУ, а так же в семье.
Здоровые дети – будущее нашей страны!
Литература:
1. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения / М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – М. : Изд. Учитель, 2012. – 186 с.
2. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. :Учеб пособие для студентов высших учебных заведений / Э. Я. Степенкова. – 2-ое изд., испр. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
Источник
Направление «Физическое развитие». Подготовительная к школе группа
(от 6 до 7 лет)
Образовательная область «Здоровье»
Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
Систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей.
Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут.
Во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультминутки продолжительностью 1-3 минуты.
При наличии соответствующих условий проводить обучение плаванию и гидроаэробике.
Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Учить активному отдыху.
Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
Образовательная область «Физическая культура»
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта
Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности. Формировать сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Закреплять умение быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять умение участвовать в разнообразных подвижных играх (в том числе играх с элементами соревнования), способствующих развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Упражнять в перелезании с пролета на пролег гимнастической стенки по диагонали.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Закреплять умение придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).
Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 мииут, два раза в год — физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью до 1 часа.
Источник