Физическое развитие ребенка ниже среднего

Физическое развитие ребенка ниже среднего thumbnail

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 – 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Источник

Физическое развитие детей крайне важно периодически контролировать. Это позволяет выявить на ранней стадии нарушения в здоровье ребенка и своевременно их исправить. Для оценки физического развития были определены соответствующие нормы и стандарты.

Темпы роста ребенка по возрасту

Скорость изменения длины тела наиболее велика в самом начале жизни ребенка и постепенно снижается по мере его взросления. Эта зависимость проявляется при последовательном рассмотрении начальных стадий развития:

  1. Внутриутробная. За 9 месяцев организм из одной клетки превращается в младенца ростом 49-54 см и весом в 2,7-4 кг.
  2. Первый месяц жизни. Прибавляет 3 см и 700-1000 г в весе.
  3. Первый год жизни. К концу этого периода младенец вырастает до 73-76 см и набирает вес 10 кг.

В дальнейшем скорость роста постепенно снижается, и к 16-18 годам этот процесс останавливается вовсе.

Темпы изменения длины тела меняются неравномерно. Поочередно наступают следующие этапы физического развития:

  • вытяжения;
  • округления.
Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка направлено на

Этапы вытяжения и округления

Продолжительность каждого этапа — 1,5-3 года. Из всех периодов округления наиболее выраженный приходится на возраст 3-5 лет, а вытягивается человек сильнее всего в подростковом возрасте.

Этапы развития

В начальном периоде жизни человека до 18 лет выделяют такие этапы:

  1. Грудной возраст. На втором месяце жизни ребенок начинает держать голову. В течение первого месяца его еженедельно осматривает патронажная медсестра. В 3 месяца младенец переворачивается на живот, начинает хватать предметы, в 4 — подтягивается. 5-месячный ребенок кратковременно задерживается в сидячем положении, а полугодовалый — садится, ползает, встает на ноги, держась за опору. От 1 месяца до года ребенка ежемесячно приносят на прием к педиатру.
  2. От 6 месяцев до 2 лет. Ребенок начинает ходить, а к концу этого периода подпрыгивает, переступает на носочках, поднимается по лестнице. В это время важно следить за развитием стоп и осанкой. Дети от 1 до 3 лет осматриваются врачом ежеквартально.
  3. Третий год жизни. Ребенок способен стоять на одной ноге, ловит брошенный с большой дистанции мяч и бросает его так же далеко. Осмотр у врача дети старше 3 лет проходят ежегодно.
  4. Старший дошкольный возраст. Физическое развитие детей дошкольного возраста отслеживается медработником детского сада, особенно во время выполнения упражнений. В случае обнаружения отклонений информация об этом доводится до родителей.
  5. Младший и средний школьный возраст. Процесс биологического созревания контролируется детским врачом при ежегодных осмотрах и учителем физкультуры. К 12-летнему возрасту завершается формирование скелета, потому правильная осанка приобретает особо важное значение. Если физическое развитие детей раннего возраста предсказуемо, то для периода 9-14 лет нормы длины тела и веса условны.
  6. Старший школьный возраст. В этот период происходит завершение онтогенеза организма.

В организме младших и средних дошкольников наблюдается гормональная перестройка, и невозможно предугадать, в какой момент уровень веществ спровоцирует интенсивный рост. В качестве ориентиров педиатры берут усредненные показатели, но, если ребенок им не соответствует, это еще не говорит о нарушениях. Кроме того, в этом возрасте уже проявляется наследственность: у низких родителей и ребенок, скорее всего, будет невысоким, и наоборот.

Осанка у ребенка

В России действует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Это обязательные к выполнению в школах и детсадах методические указания, касающиеся биологического созревания детей. Например, в отношении дошкольников норматив предписывает выполнять утреннюю гимнастику, периодически проводить в ходе учебных занятий физкультурные разминки, делать пробежки, играть на свежем воздухе и пр.

Задача ФГОСа как «технологии воспитания» — вырастить молодежь с высокими морально-волевыми качествами, развить в ней способность к активной деятельности и привычку заниматься спортом, закаливанием, прочими оздоравливающими процедурами.

Как изменяются пропорции тела

Части тела растут неравномерно, и, как следствие, соотношение между ними все время меняется. Их длина с момента рождения до завершения формирования увеличивается следующим образом:

  • голова (высота): вдвое;
  • туловище (длина): втрое;
  • руки: в 4 раза;
  • ноги: в 5 раз.

Пропорции тела в процессе развития меняются так:

  1. Новорожденный. Руки и ноги — короткие. Четверть длины тела приходится на голову, а середина тела — на пупок.
  2. Взрослый. На голову приходится 10% роста, середина тела — на уровне лобка.

Вычислив соотношение между частями тела, врачи по специальным методикам определяют индексы пропорциональности, дающие важную информацию о человеке. По таким индексам, например, определяют истинный возраст ребенка.

Изменение тела

Применяют и другие способы анализа пропорциональности. Например, ребенка просят дотянуться рукой через макушку головы до противоположного уха. Не дотягивается — значит, в школу идти пока рано.

Гармоничность телосложения

Критерием гармоничности телосложения служит наибольшая разность между номерами коридоров центильной шкалы, определяемая по результатам измерений роста, веса и окружности груди. В зависимости от этого параметра развитие признается следующим:

  • от 0 до 2: гармоничное;
  • 3: дисгармоничное;
  • от 4 до 7: резко дисгармоничное.

Определение соматотипа

Выявление соматотипа возможно исключительно при гармоничном развитии. С этой целью суммируют номера коридоров центильной шкалы, определенные по результатам измерений тела. Далее анализируют результаты:

  • от 3 до 10: микросоматический тип телосложения, «физическое развитие ниже среднего»;
  • от 11 до 16: мезосоматический тип, «средний уровень развития»;
  • от 17 до 24: мезомакросоматический тип, «физическое развитие выше среднего».

Типы телосложения

Мезосоматический тип содержит подтипы: мезомикросоматический (11-13) и мезомакросоматический (14-16).

Таблица роста органов и тканей

В ходе исследований были выявлены закономерности в изменении не только внешних признаков — роста и веса, — но и размеров внутренних органов. Взаимосвязь их и длины тела ребенка отражена в таблице:

Длина тела, смПравая доляЛевая доляПоджелудочная железаСелезенкапочка
головкателохвостдлинаширинадлинаширина
35-4936,0-51,426,7-42,56,2-9,84,3-7,15,6-8,034,9-47,518,1-26,536,1-45,717,8-23,0
49-5948,3-58,921,9-36,56,0-9,04,1-5,97,3-9,540-46,219,9-29,546,2-54,422,1-27,7
60-6953,0-66,026,4-40,86,4-9,04,5-6,78,1-10,747,8-61,422,6-29,850,5-58,324,5-29,7
70-7962,6-73,832,7-48,18,7-11,75,9-8,910,4-14,056,3-67,924,5-32,355,5-63,726,8-32,2
80-8967,5-78,940,2-55,68,7-12,96,4-9,210,5-15,362,1-72,127,7-34,761,8-72,229,1-33,7
90-9973,9-85,347,4-63,810,4-14,87,4-10,011,6-17,063,8-78,030,4-38,063,9-74,130,6-36,8
100-10979,6-92,645,5-65,912,6-15,88,2-11,013,0-17,865,9-80,332,6-40,068,5-76,731,3-37,9
110-11975,3-97,557,0-73,013,2-17,27,9-10,715,4-19,870,8-83,033,8-41,671,9-81,732,9-39,3
120-12988,4-102,261,1-79,115,1-18,78,7-11,916,4-21,076,6-91,436,7-44,576,8-86,534,3-40,7
130-13987,8-104,867,2-81,814,1-18,38,7-11,515,7-19,979,6-98,236,1-47,781,2-90,035,8-43,0
140-14997,2-112,661,0-83,814,6-19,08,7-12,115,8-20,883,0-101,439,5-50,585,3-94,737,3-45,5
150-159101,8-125,666,7-87,115,0-19,49,5-12,515,9-21,188,5-107,741,3-51,786,6-102,238,3-46,9
160-169105,3-127,764,9 -93,315,5-20,39,1-12,517,8-22,093,8-111,054,6-43,494,5-109,541,0-50,2
170 и выше107,3-128,770,1-92,316,8-21,29,8-12,818,8-23,699,2-117,844,8-58,498,3-110,143,0-53,2
Читайте также:  Центр для развития ребенка белгород

Измерение ребенка

Оценить уровень физического развития поможет метод антропометрических стандартов. Он состоит в определении размеров характерных частей тела (антропометрических величин) и сравнении их со среднестатистическим значением в данном регионе.

Измерение роста ребенка

Замеры проводят при плановом осмотре.

Показатели роста

Способ измерения длины тела зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа, на специальном столе. Макушка головы касается неподвижной перегородки, подвижную подводят к стопам с развернутыми вверх пальцами.
  2. Старше 2 лет: стоя, на специальном приспособлении — стадиометре. На платформу ребенок становится без обуви, спиной к стойке со шкалой. Стопы полностью стоят на платформе, колени разогнуты. Вдоль шкалы опускается подвижная рейка до тех пор, пока не коснется макушки головы.

Масса тела

Взвешивают утром, способ зависит от возраста:

  1. До 2 лет — лежа. Ребенок взвешивается голым либо в чистом подгузнике.
  2. Старше 2 лет — стоя.

Окружность груди

Измеряется на выдохе. Измерительной лентой охватывают грудь так, чтобы сзади сантиметр оказался под лопатками.

Как оценить антропометрические показатели

Существуют наборы статистических данных по антропометрическим величинам для разных возрастных групп детей. Их называют центильными таблицами. Для оценки результатов определяют, к какой колонке таблицы относятся полученные антропометрические величины.

Центильная таблица

Центильные таблицы

Центиль — это доля, выраженная в процентах. Правила формирования центильной шкалы удобно пояснить на примере. Измерен рост мальчиков определенной возрастной группы числом 100 человек, и данные отсортированы в порядке возрастания. Их разделяют на диапазоны:

  1. Аномально низкие: таковыми считаются 3 самых низких мальчика (3%).
  2. Низкие: от 3 по 10 (7%).
  3. Ниже среднего: дети с 10 по 25 (15%).
  4. Среднего роста: от 26 по 75 (50%).
  5. Выше среднего: от 75 по 90 (15%).
  6. Высокие: от 90 по 97 (7%).
  7. Аномально высокие: от 97 до 100, т. е. этот диапазон определен тремя самыми высокими мальчиками (3%).

В реальности производят не 100, а гораздо больше измерений. Центильные таблицы могут включать в себя такие шкалы:

  • вес мальчиков;
  • вес девочек;
  • рост мальчиков;
  • рост девочек;
  • окружность головы мальчиков;
  • то же для девочек;
  • окружность грудной клетки у мальчиков;
  • то же у девочек;
  • зависимость веса ребенка от длины тела (мальчики);
  • то же для девочек.

Своя шкала формируется для каждой возрастной группы.

Выполнив обмеры, смотрят по центильным таблицам, к какому диапазону относятся данные. Всего их 3:

  • средний (50%) и примыкающие к нему с обеих сторон по 15% считаются нормальными;
  • по 7% ближе к краю шкалы — зона внимания: необходимо поставить в известность врача, чтобы тот проверил, нет ли патологии;
  • по 3%: большая вероятность патологии.

Центильная таблица для ребенка

Со временем центильные таблицы устаревают. Это объясняется тем, что люди из поколения в поколение в силу ряда причин становятся все более высокими (акселерация). Наиболее современными считаются таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения в 2005 г. Основанием послужило 6-летнее многофокусное исследование по эталонам роста (МЭИР, 1997-2003 гг.). Его особенности:

  • охвачено большинство регионов мира;
  • условие отбора детей: уход соответствует принятым ВОЗ правилам охраны здоровья (грудное вскармливание, мать не курит и не употребляет алкоголь и т.д.).

Эти таблицы — общепризнанный мировой стандарт.

Как спрогнозировать окончательные результаты

Есть несколько способов рассчитать, насколько вырастет ребенок:

  1. Для мальчиков: Рр = (Ро + Рм)/2 + 5 см, где Рр, Ро и Рм — рост ребенка, отца и матери, см. Для девочки: Рр = (Ро + Рм)/2 — 5 см.
  2. Формула Таннера. Для мальчиков: Рр = (Рз * 1,27) + 54,9 см, где Рз — высота в 3 года. Для девочек: Рр = (Рз * 1,29) + 42,3 см.
  3. По таблицам ученых Гарна и Романа на основании полуроста родителей.
  4. По костному возрасту. Нужен рентген лучезапястного сустава.

Используя специальные таблицы и формулы, на основании данных о размерах костей определяют рост.

Источник

Раздел:
Усыновление

В блог
Подписаться на Дзен!

Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.

Переходим с мелкой в новый сад… Вчера забираю мед. карту Яноты а там на титульной странице написано – физ.развитие – НИЖЕ СРЕДНЕГО. Я в шоке. Прочитала уже дома… Если бы там посмотрела-конечно у медика спросила бы… Вот теперь в раздумье… Что у нас плохо? Рост 93см. Вес почти 16. Да она мелкая.но в группе она не кажется маленькой-там все девачки примерно одинаковые. Да и био-151см. Дома наша дитятя -2 года. Да и ещё вопрос. В старом саду заведующая и 1 воспитатель знали про приёмность. Очень хорошо к нам относились. И Яна очень няню любит. А в новом саду боюсь как сложится… Про приёмность не хотелось бы говорить но и посёлок маленький-всё равно все на виду. как и кому сказать-или молчать. Просто часто бывают анкетирования по здоровью и адаптации в детском коллективе. И на ряд вопросов можно ответить и с точки зрения своерожденного и приёмного. Как поступить?

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка

18.05.2013 12:33:16, АНЮТА72

10 комментариев

Успокоиться. Просто некорректно написано и всё. Я радуюсь весьма, что Сашка моя доросла до 92 см и веса в 12 кг в 3 года 8 месяцев. Посмотрите ВОЗовские таблицы роста и веса и порадуйтесь за детку. Наша вот такие крендели в бассейне фитнесс-клуба выделывала, что собрала группу восхищенных зрителей из родителей и тренеров. Одна из тренеров очень настойчиво отправила нас на смотрины к своей знакомой – тренеру по спортивной гимнастике. Та пришла в восторг от её данных, но, увидев меня, подрастроилась))) – крупновата мамашка. Я же её уверила, что ребенок останется в нужных габаритах именно благодаря генетике)). Тренер возликовала и ждет нас в сентябре.
20.05.2013 10:20:45, мама Ирина

Ну вы меня успокоили. СПАСИБО ВСЕМ ОГРОМНОЕ. А я боялась,что мы какие-то недозрелые как будто. А мартышка она ещё та… Кувыркается,бегает,прыгает. И беестрашная оченьь. Жаль у нас нет гимнастики. И вообще кроме восточных единоборств и лыж НИЧЕГО.
20.05.2013 12:17:44, АНЮТА72

Вот она, генетика!!!
20.05.2013 10:40:38, Diana05

А в чем проблема-то?Ну ниже среднего и что?Если бы НПР ниже среднего-есть повод волноваться,а физ.развитие,подумаешь.Все люди разные-кто-то высокий, кто-то маленький,что ж теперь об стену убиться?
18.05.2013 22:36:56, dekla

Я плохие листочки из медкарты выдирала.
18.05.2013 18:42:32, Corgik

Замазкой замажьте.
18.05.2013 14:02:18, Pobeda

Так там карандашом – но очень крупным почерком. Я для себя хочу понять-что это значит? Рост,вес или то,что не прыгает-бегает? Она очень шустрая-лезеть бесстрашно и на горки-качели и бегает. Болеет только часто простудными-как только в сад пошли. А дома 1,5года как забрали-не разу даже не чихнула
18.05.2013 14:07:23, АНЮТА72

Это означает, что рост у девочки ниже среднего. Вес, в принципе, в норме.
19.05.2013 17:42:57, Vulpes

это, скорее всего, рост и вес имеется в виду. У сына в карте для школы написали “физ. развитие выше среднего” (у него лишний вес есть). К умению бегать-прыгать в нашем случае это точно не относится: делает он это точно не лучше остальных
18.05.2013 14:19:02, Зим@

Если нет каких-от специфических проблем в поведении и здоровье – зачем рассказывать? Некоторые тогда начинают искать проблемы там, где их и нет вовсе…
А по поводу развития – ну, написано, ниже среднего, и че? И правда мелковата девочка. Это ей никаким боком, по-моему, мешать не будет – ни сами параметры, ни запись подобная…
18.05.2013 12:38:03, Однушка

  • Физическое развитие, где? Ребенку 1.5 года. Хотим ходить куда-нибудь для занятия физкультурой – детский бассейн, может быть бвает что-то еще?

  • Физическое развитие в удовольствие. Методики раннего развития. Раннее развитие. Методики раннего развития : Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы…

  • Развитие, обучение. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7…

  • …что с ростом комфорта городской жизни объём и напряженность физической деятельности детей упали значительно ниже оптимальной дозы, необходимой для нормального развития.

  • Физическое развитие недоношенного ребенка. Также очень важно отслеживать В дискуссии ниже вступать не буду, просто напишу свой опыт. Не асоциальная мать вот с таким подарочком.

  • Физическое развитие очень важно не только для поддержания хорошего состояния здоровья ребенка В частности для передвижения людей на… Физическое развитие – – ниже среднего…

  • Мы с ними встречаемся и каждый раз, то моя дочка ниже ростом, то опять дочка с подружкой одинаковые становятся. Физическое развитие и здоровье подростка.

  • Физическое развитие подростка. Моему 14, подтягивается 10 раз на турнике. Физическое развитие – – ниже среднего… Переходим с мелкой в новый сад…

  • На высоком турнике учатся подтягиваться, на низком — кувыркаться. Меня интересуют комплексы физических упражнений для мальчиков 6-7 лет.

© 2000-2021, 7я.ру

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA “ALP-Media” и авторов. Права авторов и издателя защищены.

7я.ру – информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!

Источник