Физическое развитие ребенка наполнение предметной среды
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОО с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.
«Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)»
Нормативные требования по организации развивающей
предметно-пространственной среды
При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:
- Конституция Российской̆ Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271;
- Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений “О психолого-педагогической ценности игр и игрушек”»);
- Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;
- Федеральный закон № 329-ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Основные принципы организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)
Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
- содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
- трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
- полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
- вариативной- наличие различных пространств(для игры, уединения, конструирования), периодичная сменяемость игрового материала, появление новых предметов , стимулирующих разные виды детской деятельности.
- доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса.
Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие.
Принимая во внимание интегративные качества образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественной литературы и фольклора, изобразительной, музыкальной, изобразительной, конструирование из различного материала, самообслуживание и элементарный бытовой труд)
Также при организации РППС взрослым участникам образовательного процесса следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.
В то же время, следует помнить о том, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям, не должны быть архаичными, их назначение должно нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность.
При наполнении развивающей среды крайне важно определить педагогическую ценность игрушек и игрового оборудования. В этом педагогу поможет письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Общие принципы отбора игровой продукции для детей-дошкольников.
- Принцип безопасности (отсутствия рисков) игровой продукции для ребенка:
- физические риски,
- психологические риски,
- нравственные риски.
- Принцип развития, с учетом зоны ближайшего развития (ЗБР) ребенка.
- Принцип соответствия
- возрастным (половозрастным) особенностям ребенка,
- индивидуальным особенностям,
- специальным особенностям ребенка…
Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах РППС должна обеспечивать:
- соответствие образовательной программе ДОО;
- соответствие материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
- соответствие возрастным возможностям детей;
- трансформируемость в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей;
- возможность использования различных игрушек, оборудования и прочих материалов в разных видах детской активности;
- вариативное использование различных пространств (помещений) и материалов (игрушек, оборудования и пр.) для стимулирования развития детей;
- наличие свободного доступа детей (в том числе с ограниченными возможностями физического здоровья и детей-инвалидов) непосредственно в организованном пространстве к игрушкам, материалам, пособиям и техническим средствам среды.
- соответствие всех компонентов РППС требованиям безопасности и надежности при использовании согласно действующим СанПиН.
Требования к образовательной программе, условиям ее реализации и результатам обозначены во ФГОС ДО. Одним из условий реализации образовательной программы в организации выступает формирование развивающей предметно-пространственной среды и выполнение ее следующих функций:
- реализация различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий;
- организация образовательного потенциала пространства ДОО и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
- реализация двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения.
Опираясь на вышеуказанные функциональные аспекты, РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДО с учетом индивидуальных особенностей детей.
Наполнение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО , обеспечивающей возможность решения педагогических задач в рамках образовательной области «Физическое развитие» детей в соответствии с
ФГОС ДО.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами( в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Примерное наполнение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Физическое развитие»
Задачи | Игрушки | Игровое оборудование | Дидактические материалы | Виды деятельности |
Развитие физических качеств – координации гибкости др. | Каталки, каталки на палочке, пирамиды с кольцами, развивающие наборы с пирамидами, кольцеброс | Машины-двигатели, игра-городки, гольф детский, дартс, мячи резиновые разных размеров, мячи -фитбольные, набор мягких модулей, сухой бассейн, комплект детских тренажеров, «ТИСА», батуты, туннели, парашют, скакалки, обручи, гимнастические палки, дуги для подлезания и проползания, гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница, кубы, доска наклонная, доска с ребристой поверхностью. | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная |
Формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | Кегли, неваляшки, качалки, кольцеброс, машины-двигатели | Сухой бассейн, «ТИСА», комплект детских тренажеров, батуты, туннели, скакалки, обручи, гимнастические палки, дуги для подлезания и проползания, гимнастическая скамейка, гимнастическая лестница, кубы, доска наклонная, доска с ребристой поверхностью, веревка с палочками на концах, султанчики для выполнения упражнений, оборудование для спрыгивания | Мозаика, конструкторы, в т.ч. объемные, шнуровки, развивающие наборы с пирамидами и т.п. | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная |
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта | Куклы-спортсмены | Набор боксерский, набор для игры в мини-футбол и т.п., набор теннисный детский, набор для гольфа, мячи футбольный, волейбольный, ворота, сетка,клюшки, форма команды, портативное табло и т.д. | Настольно-печатные игры, демонстрационный материал типа «Спорт и спортсмены», макеты типа «Стадион» и т.п. | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная |
Овладение подвижными играми с правилами | Игры типа «Дартс» | Мячи резиновые, набор для гольфа, маски, атрибуты к подвижным играм и т.д. | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная |
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | Игра-городки, кольцеброс, движущиеся игрушки | «ТИСА», набор боксерский, набор для игры в мини-футбол | Для решения данной задачи не предусмотрено использование дидактического материала | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная |
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами | Куклы-спортсмены, доктор | Сухой бассейн, мячи фитбольные, мячи массажные, следы рук и ног, массажные дорожки, подвески для вытягивания в воздушном пространстве, корригирующая стенка и др. | Настольно-печатные, дидактические игры типа «Вредно-полезно», «Запрещено-разрешено», демонстрационный материал, схемы движений ит.д. | Ранний возраст: предметная, игровая, двигательная.Дошкольный возраст: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская. |
Сетевое взаимодействие ДОО с социальными партнерами.
Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения воспитанниками образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В наполнении развивающей среды нашему ДОО помогают следующие организации:
- СПб ГБОУ ДОД «Санкт-Петербургская музыкальная школа № 7»;
- СПб ГБУК «Центральная библиотечная система Калининского района» – филиал № 13;
ГОУ ДОД СДЮСШОР№ 1 Калининского района.
Муниципальное образование Муниципальный округ «Гражданка»
Литература:
- О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич.
«Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.
- «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах» Под общ. ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой .- СПб.: КАРО, 2014.
- Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования.- СПб.: ООО «Детство-пресс», 2014.
- «Повышение двигательной активности часто болеющих детей в детском саду» Под общ. ред. М.Е. Верховкиной.- СПб.: НОУ «Санкт-Петербургский Центр поддержки инновационных технологий, форм и методов воспитания гражданственности и патриотизма», 2012.
- Журналы:
- «Справочник старшего воспитателя» № 8 2014;
Источник
Предметно-развивающая среда по физическому воспитанию согласно требованиям ФГОС: основные цели и принципы
Растить детей быть сильными, здоровыми – задача каждого дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении основная форма развития двигательной активности детей – это физкультурные занятия. Но в целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям необходимо позаботиться о создании предметно-развивающей среды, стимулирующей их физическое развитие.
Стратегия создания полноценной предметно-развивающей среды, для стимуляции физического развития детей, прежде всего, должна быть направлена на ее развивающий характер. Предметный мир должен обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности, обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Ведь среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.
Предметно-развивающая среда для решения задач физического развития детей должна преследовать следующие цели:
1.Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни.
2. Активизация двигательной деятельности.
3. Развитие движений и совершенствование двигательных функций.
4. Укрепление здоровья и закаливание детского организма.
5. Достижение необходимой для возраста физической подготовленности.
6. Предупреждение нарушений опорно-двигательного аппарата.
7. Создание условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
8.Приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.
Согласно требованиям ФГОС для реализации вышеназванных целей воспитатель при создании предметно-развивающей среды физического развития детей должен руководствоваться следующими принципами:
1.Полифункциональность среды – предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, а значит многофункциональна, имела характер открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.
2. Трансформируемость среды, то есть возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
3. Вариативность – предметно – развивающаяся среда должна иметь многообразие материалов, с художественно образным или конструктивным решением, мобильностью его компонентов.
4. Универсальность – что позволяет самим детям и детям вместе со взрослым строить и менять предметно-развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видом занятия, игры, ее содержанием и перспективами развития.
5. Принцип активности – возможность формирования у детей проявления активности.
6. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, то есть возможность ее изменения в соответствии с учетом разнообразных педагогических задач.
7. Принцип гибкого зонирования – жизненное пространство должно быть построено таким образом, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности.
8. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка.
9. Принцип открытости – это открытость природе, обществу и т. д.
10. Гендерный принцип – предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
11. Принцип надежности и безопасности – предметы мебели и оборудования, конструкции должны быть надежными и безопасными для их использования детьми (исключать случаи падения с высоты, травмирование в результате неустойчивости оборудования, удары и ушибы об острые углы и т.п.)
12. Принцип гигиенического соответствия – предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не деформироваться.
Таким образом, первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей составляет правильная организация предметно-развивающей среды. И во многом определяется удобством, соответствием возрасту предметов мебели, оборудования для двигательной активности, обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук.
А перед воспитателем стоит важнейшая задача – научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному применению физкультурного оборудования.
Источник