Физическое развитие ребенка инвалида
Содержание
- Физическая культура – что это?
- Причины недостаточного развития культуры физического здоровья среди детей-инвалидов
- Помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида
- С чего надо начинать физическое воспитание детей-инвалидов
Физическая культура – что это?
Физическая культура является независимой областью культуры. Но в совокупности с понятием «инвалидность» она получает самостоятельное и специфическое ответвление, задачей которого является реабилитация детей с особенностями развития. При правильном и своевременном введении физического воспитания в жизнь ребенка-инвалида, у него появляется шанс на развитие и корректировку двигательного аппарата, укрепление и без того подорванного здоровья. Также воспитание физической культуры повышает работоспособность, выносливость и укрепляет силу воли. Благодаря физическому воспитанию детей можно избежать или поправить многие отклонения в здоровье. Очень не маловажную роль физическое воспитание играет и в формировании психологического мира ребенка, так как умение передвигаться позволяет территориально расширить границы познания мира. А бодрость духа и психический комфорт, которые дарит физическая культура, это хорошая основа для полноценного развития.
Существует много комплексов и отдельно взятых физических упражнений, которые в сочетании друг с другом, в соответствии с индивидуальными потребностями ребенка, могут дать весьма и весьма хорошие результаты. Комплексы упражнений для физического воспитания также являются хорошей основой для дальнейшей восстановительной трудотерапией.
Инвалиды в силу своих физических особенностей, как правило, лишены возможности работать и даже просто двигаться. Так они оказываются в силках своей вынужденной адинамии.
Причины недостаточного развития культуры физического здоровья среди детей-инвалидов
Существует ряд причин, по которым физическая культура и спорт среди инвалидов находятся не совсем в той форме, в коей они должны быть.
Вот список основных причин:
- Мнение и незрелая социальная позиция о «равноправности личности»;
- Отсутствие специальных сооружений для занятия спортом для людей с ограниченными возможностями;
- Нехватка инвентаря и оборудования, облегчающего повседневную жизнь особенным людям;
- Частое отсутствие архитектурно-строительных сооружений, помогающих лучше передвигаться в пространстве;
- Отсутствие специалистов в области физического воспитания детей – инвалидов;
- Отсутствие финансирования на проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- Низкий уровень мотиваций самих инвалидов. Они не видят цели перед собой, не стараются повысить свой уровень как физический, так и интеллектуальный.
Именно для этой категории людей спорт является хорошим адаптационным и реабилитационным средством. Физическое воспитание для детей-инвалидов – это средство улучшения самочувствия, повышения уровня физической подготовки, способ компенсации недостающего общения и приобретения новых знакомств, и главное, самореализация.
Благодаря организации спортивно-развлекательных и спортивно-профессиональных мероприятий, дети-инвалиды получают хорошую возможность повысить свои физические возможности и включиться в общеполезный труд. Так улучшается и социально-психологическое состояние детей с особенностями развития.
Изоляция от социума приводит инвалидов к учащению случаев депрессии и суицида. А введение в их жизнь спорта является своеобразным лекарством. Из-за плохой коррекционно-спортивной реабилитации продолжительность жизни людей с ограниченными возможностями у нас в стране значительно снижается. И спорт снова приходит на помощь и помогает улучшить эти показатели.
Помощь родителям в организации физического воспитания ребенка-инвалида
Понятно, что не многие родители смогут правильно и самостоятельно организовать педагогический процесс. Для того, чтобы они поняли как, что за чем и как необходимо делать было решено создать ряд обучающих и поддерживающих мероприятий:
- Психологические тренинги;
- Телефон доверия;
- Семейная психотерапия;
- Консультации для всей семьи сразу или для отдельных ее членов;
- Практические занятия;
- Встречи семей, для обмена опытом;
- Лекции на темы;
- Проверка семьи;
- Проверка методов воспитания, характерных для семьи;
- Демонстрация наилучших и возможных условий воспитания и развития для малыша;
- Повышение педагогической культуры родителей.
Все вышеперечисленные мероприятия проводятся с целью улучшения как педагогического, так и психологического состояния ребенка и его семьи. Так же данные меры помогут приобщить как можно больше семей к активному и комфортному участию в спортивных мероприятиях. Это должно побудить семьи, в которых воспитываются особые детки, действовать и никогда не сдаваться. Почувствовав себя активным и нужным, ребенку буде легче и интереснее себя реализовывать, стремиться к чему-то, приобретать все новый и полезный для него опыт.
С чего надо начинать физическое воспитание детей-инвалидов
Все физическое воспитание детей начинается с групповых или индивидуальных игр, именно с того, чем все дети любят заниматься. В данном случае игра является реабилитационным средством. Игры можно разделить на:
- Те, которые развивают навыки движения;
- Развивающие мелкую моторику. Это работа с пластилином, конструирование и т.д.;
- Развивающие крупную моторику (спортивные игры);
- Интеллектуально развивающие игры;
- Логические игры;
- Развивающие речь (подражание и воспроизведение звуков);
- Развивающие музыкальный слух;
- Развивающие зрение (аппликации, изобразительное искусство);
- Развитие конструктивных навыков (собирание конструктора, моделирование).
Для привлечения внимания ребенка необходимо использовать яркие цвета. В процессе игры следует постепенно усложнять ее правила. Также необходимо понимать цель игры и стараться не только развить, но и максимально закрепить полученный результат. Все поведенческие и интеллектуальные навыки у детей необходимо развивать целенаправленно. Очень важно, чтобы человек, который проводит воспитательную работу с ребенком, был позитивным, добрым и мудрым. Прежде чем начинать игру следует проанализировать возрастные предпочтения ребенка. А так как у особенных детей часто биологический возраст опережает интеллектуальный, то следует ориентироваться интеллект.
Благодаря правильно поставленному процессу ребенок-инвалид познает себя, приобретет самые необходимые жизненные навыки, по возможности повысит свой умственный коэффициент, от чего почувствует себя полноценнее. Но стоит понимать, что каждый человек индивидуален и не похож на другого, а если говорить об особенных детках, то их индивидуальность еще в несколько раз больше выражена, что следует учитывать в работе с ними.
Важно помнить, что никакая общественная организация, никогда не станет в один ряд с семьей. Именно семья дает ту базу и любовь, которую не под силу дать ни одно заведение на Земле.
Источник
| ||||
| ||||
Источник
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
По данным Всемирной организации здравоохранения инвалиды составляют около 10 % населения земного шара. Эта статистика характерна и для России (15 млн. инвалидов). Несмотря на успехи медицины, их число медленно, но неуклонно растет, особенно среди детей и подростков. Причинами такой ужасающей статистики являются кризисные социально-экономические условия, снижение материального уровня жизни населения, военные конфликты, криминогенная обстановка, наркомания, алкоголизм, экологические катастрофы, наследственные заболевания, травмы и увечья разного происхождения (производственные, бытовые, транспортные) и др. До недавнего времени проблемы этой довольно значительной категории населения игнорировались, и все же в последнее время в результате постепенной гуманизации общества были приняты Всеобщая декларация прав человека, Всемирная программа действий в отношении инвалидов и Стандартные Правила ООН по реализации равных возможностей инвалидов. Во многих странах приняты законодательные акты, в которых нашли отражение и проблемы инвалидов [2].
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.
В России же в настоящее время функционирует большое количество общественных объединений физкультурно-спортивной направленности, которые играют важную роль в развитии большого спорта и вносят существенных вклад в организацию массового физкультурно-спортивного движения.
Однако спортивных организаций, которые осуществляют непосредственную работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему не достаточно. Несмотря на то, что в настоящее время прикладываются значительные усилия для развития адаптивной физической культуры как универсального средства физической, психической и социальной адаптации инвалидов, лишь незначительная часть лиц с ограниченными возможностями здоровья вовлечена в систему физкультурно-оздоровительной и спортивной работы [1] .
Спорт для детей с ограниченными возможностями особенно важен. Во-первых, это дополнительное общение, что очень важно для эмоционального и социального развития ребенка. Командные виды спорта особенно хорошо поднимают настроение и дух малышей, заставляют их забывать о своих проблемах и чувствовать себя обычными детьми, каковыми они, собственно, и являются.
Дети-инвалиды, которые занимаются спортом, чувствуют себя более счастливыми, менее подвержены депрессиям. Физическая активность способствует выработке гормонов счастья, ускоряет циркуляцию крови, способствует улучшению самочувствия. Участие в командных и индивидуальных видах спорта дает возможность детям поверить в себя, в свои силы и возможности, проявлять лидерские качества, а кое-кто даже найдет свое призвание именно в спорте и захочет выйти на профессиональный уровень.
Главной проблемой посещения спортивных секций для детей-инвалидов является непригодность стандартных тренировок для их потребностей. К сожалению, в большинстве случаев дети с ограниченными возможностями никак не могут заниматься по программам для здоровых детей. К тому же, им зачастую просто не подходят предлагаемые нагрузки и даже спортивные снаряды.
В то время как в развитых странах государство создает специальные планы и программы для привлечения детей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, то в нашей области родители детей-инвалидов сталкиваются сразу с целым комплексом проблем:
– отсутствие специалистов и спортивной инфраструктуры;
– отсутствие интереса к развитию спорта для инвалидов у государства, коммерческих и общественных организаций;
– отсутствие законодательной базы и финансирования со стороны государства данного направления;
– отсутствие инструкторов, организаторов и тренеров, имеющих профильную подготовку и готовых работать с детьми со специальными потребностями;
– катастрофическая нехватка спортивных сооружений, снарядов, инвентаря, оборудования, адаптированных для людей, а особенно – детей с ограниченными возможностями;
– низкая мотивация у самих инвалидов и недостаточная информированность родителей детей-инвалидов о возможностях в спорте для их детей;
– увлеченность большинства тренеров организаций работы «на результат», что совершенно не подходит для занятий с детьми-инвалидами, для которых важна оздоровительная функция спортивных занятий.
Все эти проблемы послужили причиной для создания в г. Шуя на базе университета спортивно-оздоровительного клуба для инвалидов «Пингвин» [3]. Клуб, его руководители и тренеры в 2012 году стали членами сразу двух ведущих общественных организаций страны – Паралимпийского комитета России и Союза инвалидов России. Руководитель клуба, доцент ШГПУ, помимо членства в этих организациях, был ещё избран председателем Регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийская федерация спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата» в Ивановской области. Эти шаги представители клуба сделали, находясь не в столице, и даже не в областном центре, а в городе районного масштаба. Более того, о работе клуба в уходящем году узнала вся страна. Данные факты свидетельствуют о большой, плодотворной работе, которая, по сути, сделала Шую и Шуйский государственный педагогический университет центром адаптивного спорта в регионе. В дальнейшем планируется улучшить систему адаптивного спорта в Ивановской и других областях, создать все необходимые условия для его развития и процветания.
Используемые источники
1. Балашова В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. – М.: Физическая культура, 2008. – 245 с.
2. https://www.mk18.ru/ Энциклопедия спорта
3. Махов А.С., Степанова О.Н. Проблемы управления развитием адаптивного спорта в России. Научно-теоретический журнал «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (58) – 2009 год.
Источник
1. – – 1.1. 1.2. – 2. – 2.1. – 2.2. – , . . – , , . . , , , . , , , , , , , – . , – , , . -, . . – – – . (.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .). – , . – , , . , , , -, . , , , -. , , , , , , . . () () . , , , , . : -. : -. – : 1. : -, , 2. ; 3. . 1. – – . 1.1. , , , , (, , . .) , . , , , . . , , . . , . . . – , , , , , , , , , . 2007 . () – ( 30%), 17.573 , 19,2 1000 18,7 2005 . – 10-14 (46%), 5-9 27% 0-4 13 %. , 10-14 0-4 1/3. , (25%), , (22%), (18%), (10%), (8%), (5%), (6%) (6%). , , , , . : . 1.1.1. 2007 . (%) . , , . , , – , , , – . , , , , , . (), 2-3% [1] . , , – . , – : ― ; ― ; ― ; ― ; ― ; ― . . – , , , ; ; , ; 3- , 4- , . : 9 , . 1 , , . 2- . 3 60% , , ( , ..). 5- . 1/3 − , , , , , , . , – , . – , . , , . – . , , , , , , , . – – , . , -. 1.2. –, , . , , , . , . . . . , . . : , , , – , ; ; – ; , . . , , , , . – , , . – . , ; . – . . – [2] . 2.1. – , . , , , , . , (, , , ). : , , . , – . .. , .. , – , ( ) () . – : ― , ; ― ; ― , , ; ― , ; ― , . , (.. , .. , .. ), . , , , , . , , . .. , .. , , . . , . : ― ; ― ; ― ; ― ; ― ( ); ― , . , -, , , -, , . , , . – , . , , – . . . , . , . , . , . , . . , , , . , . . ( ), . , , , . , . , . – , , – , . ― , . , , . , , , . , , . , , , . , , , . , , , . , : , , , . . , , , , . , . , , . , . , . – , . . , , . − . . , . – , , , , – , .. . , . . , . , , , . , , . , . , , . , , – , , , . , – , . .. , : 1) , . , , ; 2) , . , . ; 3) ; 4) , , . , , . , , , . . , . , – . , , . .., . , .. . – – . , , , . , , , , , . – , . , . , , . , , . . , . , , , , – . , . – , , , , -, – – . 2.2. – – : ; ; ; ; ; ; . – : ; ; . – ; ; ; ( ); , . – . . . , , . , : 1. , : – (, , .); – ( , ). 2. , : (, , .); ( , ); ( , , ); (, ..); ( , .). , , . . , , . , , . , (, ), . , . , : – , : , , .; – , , ; .; – , : , , , . . , . , , , , , , , . , , , , , , , , . . -, , . , , . , . , , , , , , , , , , . , . – , , , , -, – – . , . , , . , , . , , , . , . . . . : 1. .. . // . – . 2007- 18-21 2. . // . 2007. 1. . 4-5 3. .. .// 3 .2007 13-15. 4. . , // . 2004. . 1. . 39 41 5. .., .. // . 2006. – 2 (14). .12-17 6. .., .., .. – // . 2006. – 3 (15). .22-26 7. . // . 2006. . – 19. .13-14 8. . – // . 2006. – 1. .26 30 9. : . – , 2007. -80. 10. – // . 2006. – 3. .63-67 11. .. – // . 2007. – 1 (19). .16-24 [1] : . – , 2007. -80. [2] . // . 2006. . – 19. .13-14 |
Источник