Физическое развитие ребенка индексы
Индексами называются различные численные соотношения между отдельными парами или даже несколькими антропометрическими признаками. Индексы являются не основными, а только дополнительными критериями характеристики физического развития детей.
Наибольшее распространение получили следующие индексы:
1. Индекс Л.И.Чулицкой (индекс упитанности), который равен: (3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени) – длина тела.
Абсолютные значения составляют: у новорожденного + 30 см, до 1 года + 25 см, 2-3 года + 20 см, 6-7 лет +10 +15 см.
После 8 лет индекс имеет обычно отрицательное значение и у школьников данный индекс не имеет значения и не определяется.
Индекс состоит из двух частей – первая характеризует упитанность ребенка (окружность плеча, бедра, голени), а вторая часть – скелетный рост. Следовательно, отклонение индекса в меньшую сторону может быть обусловлено либо истощением ребенка, либо чрезмерным ростом.
Для анализа упитанности у детей раннего возраста можно использовать вспомогательные индексы Чулицкой – индексы пропорциональности:
3 окружности плеча = окружности груди = окружности бедра + окружность голени.
Если эта закономерность сохраняется, то жир распределен равномерно, исхудания нет. Эти индексы чувствительны, так как по мере увеличения возраста ребенка жир исчезает сначала с туловища, затем с бедер и голеней.
2. Индекс Эрисмана – индекс пропорциональности.Это разность между окружностью груди в см. и половиной длины тела (роста) в см.
Величина индекса ориентировочно характеризует гармоничность телосложения, так как возрастное изменение пропорций существенно сказывается и на соотношениях между длиной тела и различными поперечными размерами. Значения индекса зависит от возраста ребенка.
Так, у детей первого года жизни в норме он колеблется от + 13,5 до + 10; 2-3 года от + 9 до + 6; 6-7 лет от + 4 до + 2; 8-15 лет от + 1 до – 3.
У здорового правильно развивающегося ребенка первых 3-х лет жизни при пропорциональном развитии индекс Эрисмана составляет половину индекса Чулицкой. Чаще индекс используется в контроле физического развития школьников.
3.Судить о состоянии питания ребенка ориентировочно помогает определение соотношения массы и длины тела с помощью центильных таблиц (приложение, таблицы 4.1-4.2). Существуют таблицы графического изображения соотношения массы тела и роста, которые используют в антропометрическом скрининге при массовых профилактических осмотрах детей (приложение, рисунок 5 – 11).
4. До недавнего времени в качестве критерия зрелости новорожденного использовался массо – ростовой показатель – отношение веса к росту, который показывает, какой вес приходится на 1 см длины тела. В норме у новорожденных мальчиков этот показатель составляет от 55,5 до 68 граммов на 1 см роста, а у девочек, соответственно, от 65,5 до 67,0 граммов (гр.).
В связи с большими изменениями первоначального телосложения, происходящими после рождения, ориентировочно соответствие показателей длины и массы тела детей различного возраста можно определить по следующим формулам:
1. Для детей первого года жизни: ребенок при длине тела 65 см имеет массу тела 8000 гр.. На каждый недостающий сантиметр длины тела из 8000 гр. вычитается 300 гр., на каждый дополнительный сантиметр длины тела к 8000 гр. прибавляется 250 гр.
2. Для детей старше 3-х лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 килограммов (кг). На каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания cоответственно прибавляется 3,5 кг.
Представляется совсем непростой задачей определить оптимальный рост у конкретного ребенка. Доказанно существенное влияние генетического фактора на рост детей.
Глава 6.ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РОСТА
Представляется естественной попытка внесения каких-то уточняющих подходов, ориентированных на сопоставления между ростом ребенка и ростом его взрослых родителей. В истории педиатрической антропологии таких схем и предложений было достаточно много. Особое значение имеет понятие прогноза таких величин как рост, площади ладоней, стоп и так далее, что особенно важно в отборе детей в спортивные секции. Например: в секции по плаванию, боксу, баскетболу и другие. Ниже приводятся только некоторые, реально имеющие значение для широкой врачебной практики.
1. Исходя из среднего роста родителей, рост ребенка к периоду его завершения (18—19 лет) будет составлять:
а) Для мальчиков = (рост матери + рост отца)/ 2 + 5см
б) Для девочек = (рост матери +рост отца)/2 – 5см
Этот подход может быть использован так же в любом возрасте для оценки антропометрических данных у детей с существенно отличающимися показателями длины тела для исключения или подтверждения семейной природы нанизма. Для этого решения необходимо найти центильную зону для вычисленного ожидаемого конечного роста по росту родителей на шкале центильного распределения длины тела в возрасте 16—18 лет или взрослых. Эта центильная зона является наиболее вероятной и для нормального роста ребенка после 2 лет.
2. Существуют методы приблизительной оценки конечного роста ребенка.
Для определения границ конечного роста, исходя из среднего роста родителей, используется следующая формула:
Рост отца + (Рост матери + 13 см)
Прогнозируемый конечный рост мальчика = ——————————————– ±10 см
Рост матери + (Рост отца – 13 см)
Прогнозируемый конечный рост девочки = ———————————————- ±10 см
ПРИМЕР: Рост матери 162 см, рост отца 178 см.
178 + 162 – 13
Прогнозируемый конечный рост девочки = ——————— ±10 см= 163,5 ±10 см
178 + 162 + 13
Прогнозируемый конечный рост мальчика = ——————– ±10 см = 176,5 ±10 см
Если экстраполируемый конечный рост ребенка по данным роста на момент осмотра, с учетом костного возраста, находится вне пределов рассчитанного интервала конечного роста, то следует говорить о патологически низком (или высоком) росте.
3. По формулам Таннера, исходя из роста ребенка в 3 года:
Для мальчиков рост окончательный = 7,27 х рост в 3 года + 54,9 см.
Для девочек рост окончательный = 1,29 х рост в 3 года + 42,3 см.
4. По таблицам S.M. Gam и C.G. Rohmann (таблицы. 10, 11) можно найти средний, наиболее вероятный рост для ребенка любого возраста, исходя из полуроста родителей.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Индексами называются
различные численные соотношения между
отдельными парами или даже несколькими
антропометрическими признаками. Индексы
являются не основными, а только
дополнительными критериями характеристики
физического развития детей.
Наибольшее
распространение получили следующие
индексы:
1. Индекс
Л.И.Чулицкой
(индекс упитанности), который равен: (3
окружности плеча + окружность бедра +
окружность голени) – длина тела.
Абсолютные значения
составляют: у новорожденного + 30 см, до
1 года + 25 см, 2-3 года + 20 см, 6-7 лет +10 +15 см.
После 8 лет индекс
имеет обычно отрицательное значение и
у школьников данный индекс не имеет
значения и не определяется.
Индекс состоит из
двух частей – первая характеризует
упитанность ребенка (окружность плеча,
бедра, голени), а вторая часть – скелетный
рост. Следовательно, отклонение индекса
в меньшую сторону может быть обусловлено
либо истощением ребенка, либо чрезмерным
ростом.
Для анализа
упитанности у детей раннего возраста
можно использовать вспомогательные
индексы Чулицкой –
индексы пропорциональности:
3 окружности плеча
= окружность груди = окружность бедра +
окружность голени.
Если эта закономерность
сохраняется, то жир распределен
равномерно, исхудания нет. Эти индексы
чувствительны, так как по мере увеличения
возраста ребенка жир исчезает сначала
с туловища, затем с бедер и голеней.
2.
Индекс Эрисмана – индекс пропорциональности.
Это разность
между окружностью груди в см. и половиной
длины тела (роста) в см.
Величина
индекса ориентировочно характеризует
гармоничность телосложения, так как
возрастное изменение пропорций
существенно сказывается и на соотношениях
между длиной тела и различными поперечными
размерами. Значения индекса зависит от
возраста ребенка.
Так, у детей первого
года жизни в норме он колеблется от +
13,5 до + 10; 2-3 года от + 9 до + 6; 6-7 лет от + 4
до + 2; 8-15 лет от + 1 до – 3.
У
здорового правильно развивающегося
ребенка первых 3-х лет жизни при
пропорциональном развитии индекс
Эрисмана составляет половину индекса
Чулицкой. Чаще индекс используется в
контроле физического развития школьников.
3.
Судить о
состоянии питания ребенка ориентировочно
помогает определение соотношения
массы и длины тела
с помощью центильных таблиц (Приложение,
таблицы 4.1-4.2).
4.
До недавнего времени в качестве критерия
зрелости новорожденного использовался
массо –
ростовой показатель
–
отношение веса к росту, который показывает,
какой вес приходится на 1 см длины тела.
В норме у новорожденных мальчиков этот
показатель составляет от 55,5 до 68 граммов
на 1 см роста, а у девочек, соответственно,
от 65,5 до 67,0 граммов (гр.).
5.Избыточный
вес – фактор риска возникновения
сахарного диабета. Каждый человек должен
знать для себя нормальную массу тела,
связанную с его ростом, и стремиться к
этому нормативу. По международным
стандартам ВОЗ этот показатель принято
называть индекс
массы тела
(ИМТ), который высчитывается следующим
образом:
Масса тела |
Нормальным индексом
массы тела считается, если цифровой
показатель будет от 18,5 до 24,9. Показатели
ИМТ выше 25 означают наличие избыточного
веса или ожирения:
От 25 до 30 – 1
степень ожирения
От 30 до 35 – 2
степень ожирения
От 35 до 39 – 3
степень ожирения
> 40 – резкое
ожирение
Имеются различия
ИМТ по полу. Так нормальный ИМТу мужчин
> 28, а у
женщин > 27.
Нормы для детей:
8 лет – 16,2 11 лет
– 17,9 14 лет – 20,2
9 лет – 16,6 12 лет
– 18,8 15 лет – 20,6
10 лет–17,2 13 лет
– 19,6 16 лет – 21,3
В таблицах
10 и
11 представлены
центильные распределения ИМТ у детей
в зависимости от возраста и пола.
Таблица
10.
Соседние файлы в папке ФР, ПР
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга
физического воспитания и отслеживания влияния
его технологий на здоровье детей необходимо
иметь представление о динамике физического
развития, развития физических качеств и
физической подготовленности, качества развития
двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей — важный
показатель состояния здоровья, который
характеризуется совокупностью морфологических
и функциональных параметров, обусловленных
наследственными факторами и условиями
окружающей среды.
При оценке физического развития детей
учитываются:
— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до 3 лет и окружность
головы;
— функциональные показатели: жизненная емкость
легких, коэффициент выносливости, мышечная сила
кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового слоя,
тургор тканей, развитие мускулатуры, мышечный
тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней среды:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия,
недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи с этим уровень
физического развития принято считать ярким
показателем их здоровья, условий жизни и
воспитания. На темпы физического развития
оказывают влияние наследственные факторы, тип
конституции, индивидуальные особенности
центральной нервной системы, интенсивность
обмена веществ и др.
Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели массы и
длины тела нарастают неравномерно не только в
разные возрастные периоды, но и в разные сезоны.
Более интенсивное нарастание массы тела у детей
наблюдается в конце лета и осенью, в меньшей
степени — весной и в начале лета. Это объясняется
улучшением обмена веществ из-за увеличения
времени пребывания детей на свежем воздухе,
большей двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного количества
свежих овощей и фруктов. Темпы увеличения длины
тела более выражены весной и в начале лета, когда
усиленная ультрафиолетовая радиация повышает
фосфорно-кальциевый обмен и способствует
интенсивному росту костей.
Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка с
региональными стандартами. Это позволяет
выявлять отклонения в физическом развитии и
принимать необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического развития
коллектива детей в дошкольном учреждении и
проследить динамику показателей, а также
провести сравнительные исследования детей,
посещающих и не посещающих дошкольные
учреждения. Кроме того, метод групповой оценки
позволяет определить степень эффективности
различных физкультурно-оздоровительных
технологий.
Вследствие наблюдаемой у детей
акселерации стандарты физического развития
периодически пересматриваются.
Оценка физического развития может
производиться различными методами:
— методом сигмальных отклонений,
когда индивидуальные показатели ребенка
сопоставляют со средней арифметической каждого
признака, представленной в специальных таблицах;
— регрессионным методом с
помощью шкал регрессии, составленным по
возрастно-половым группам;
— центильным методом, сущность
которого заключается в том, что упорядоченный
вариационный ряд, охватывающий весь диапазон
колебаний признака, делят на 100 интервалов,
попадания в которые имеют равные вероятности.
Этот метод современной медицинской практикой
считается наиболее точным;
— методом номограмм, когда
физическое развитие оценивается по двум ведущим
морфологическим показателям — длине и массе
тела. Оптимальные абсолютные показатели длины и
массы тела, а также их соотношения обеспечивают
совершенное функционирование
опорно-двигательного аппарата,
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем
организма. С равными соотношениями длины и массы
тела связана разная скорость возрастного
созревания ребенка. Номограммы чаще всего
применяются в массовых скрининг-обследованиях
детей.
Практикуется и метод определения
биологического возраста детей.
Обследование детей должны проводить
медицинские работники не менее двух раз в год.
Результаты обследования обсуждаются на
медико-педагогическом совете.
Практики, всерьез обеспокоенные
здоровьем детей, чаще всего пользуются таблицами
физического развития, в которых показатели
соотносятся с ростом детей. Люди не все
одинаковы: есть большие, средние, маленькие.
Существуют формулы, с помощью которых
определяется будущий рост человека, даже если он
еще находится в утробе матери. Зная будущий рост
ребенка (погрешности не более 3 см в ту или другую
сторону), можно с большой степенью точности
отнести его к определенной группе детей: большим,
средним, маленьким.
При обследовании ребенка, например,
может оказаться, что показатели физического
развития соответствуют среднему, а по данным
своего будущего роста ребенок должен иметь
показатели, соответствующие графе «большой».
Возможно, имеется задержка физического развития.
Но в любом случае подобное заключение может
сделать только педиатр.
Приведем пример. Ребенку 4 года. Длина
его тела — 98,5 см, масса — 12,8 кг. Его рост во
взрослом состоянии должен быть 185 см, т.е. высокий.
Значит, мы должны отнести его к типу «большой».
Заглянем в таблицу показателей
физического развития (приводится фрагмент).
Примечание: Таблицы и
расчетные формулы в качестве приложения к курсу
будут даны в лекции № 8.
Каковы выводы? А выводы таковы, что
физическое развитие ребенка задерживается. Ведь,
по данным своего будущего роста, он относится к
типу «большой», а показатели длины тела и массы
соответствуют типу «маленький». Следовательно,
необходимо выяснить причины такого отставания
физического развития.
Стандартные усредненные показатели
роста можно вычислить по следующим формулам:
Рост мальчика = 6 х возраст + 77;
Рост девочки = 6 х возраст + 76.
Данные физического развития позволяют
определить количество гармонично развивающихся
детей, а также детей, у которых есть проблемы:
например, избыточная масса тела, низкие ростовые
показатели, непропорциональность развития,
значительно превышающая допустимые пределы, и
т.д.
Эти данные позволяют разработать для
подобных детей специальные оздоровительные
программы. Например, для детей с низкими
ростовыми показателями в комплекс физических
упражнений должны быть включены плавание,
прыжки, висы, а в их меню следует включать много
молочных продуктов, моркови. Если ребенок имеет
избыточную массу тела и при этом хронической
патологии у него не обнаружено, то есть смысл
организовать ему специальное диетическое
питание с введением постепенно наращивающихся
физических нагрузок. Когда он несколько сбросит
вес, то можно включать в комплекс и силовые
упражнения, укрепляющие мышечную массу.
Разумеется, все это должно проводиться в
соответствии с рекомендациями и под контролем
врача.
Пропорциональность физического
развития измеряется с помощью индекса Пинье (ИП).
ИП = Рост(см) — [Масса(кг) + Окр. гр.
кл.(см)]
Полученные данные сверяются с
показателями, приведенными в табл. 1.
Таблица 1
Стандартные показатели индекса Пинье
у детей дошкольного возраста
Примечание: Чем меньше
показатели индекса Пинье у детей по сравнению со
стандартными, тем крепче их телосложение.
Используя показатели индекса Пинье, мы
сможем сделать определенные педагогические
выводы о качестве физкультурно-оздоровительной
работы и смело утверждать, что наши дети окрепли
или, напротив, качество физического воспитания
оставляет желать лучшего.
О состоянии сердечно-сосудистой
системы можно судить по функциональным пробам и
показателям физической работоспособности.
При проведении функциональных проб у
детей 4—7 лет нормальными показателями являются:
1. Учащение пульса после 20 приседаний в
течение 20 секунд на 25—40% от исходных данных.
2. Учащение дыхания на 5—6 единиц.
По этим показателям мы также можем
судить о степени эффективности физического
воспитания в отношении здоровья детей.
Например, в начале года пульс детей
учащался при подобной нагрузке на 45%, что в
принципе соответствует норме. Но прошло три
месяца, а показатели функциональных проб все те
же. Вывод: целенаправленной деятельности по
физическому воспитанию в данном дошкольном
учреждении или данной возрастной группе детей не
ведется.
Положительное влияние физкультуры на
развитие физической работоспособности может
быть проверено с помощью степ-теста. Детям
предлагаются две нагрузки возрастающей
мощности:
1) подъем на ступеньку с частотой
восхождений 22 раза в минуту;
2) подъем на ступеньку с частотой восхождений 30
раз в минуту.
Длительность каждой нагрузки — 2
минуты, отдых между ними — 3 минуты.
Объем работы, выполняемой ребенком,
рассчитывают по формуле:
W = P х n х h,
— где Р — масса ребенка, n —
число подъемов на ступеньку в минуту, h —
высота ступеньки в метрах. Нормой считается
увеличение пульса на 15—20% при первой нагрузке и
на 45—60% при второй по отношению к исходному
уровню. Снижение этих показателей говорит нам об
оздоровительном эффекте
физкультурно-оздоровительной работы и ее
правильной организации.
Важным показателем состояния
сердечно-сосудистой системы является вычисление
коэффициента выносливости (КВ) и сравнение его со
стандартными показателями.
Коэффициент выносливости вычисляется
по формуле:
КВ = П х 10/ПД,
— где П — пульс, ПД — пульсовое
давление (пульсовое давление определяется
разностью между максимальным и минимальным
артериальным давлением).
По мере развития выносливости
числовые значения КВ снижаются. В табл. 2
приведены его стандартные показатели.
Таблица 2
Показатели коэффициента
выносливости у детей
Развитие дыхательной мускулатуры
можно проследить с помощью пневмотонометра. Он
представляет собой U-образную стеклянную трубку,
до половины наполненную ртутью и снабженную
шкалой, к которой прикреплена резиновая трубка с
мундштуком. Для проведения измерений сначала
делают вдох, затем глубокий выдох. Потом берут
мундштук в рот и производят максимальное
вдыхание, стараясь как можно выше поднять ртуть в
трубке прибора и продержать ее на этом уровне 2
секунды. Сила вдоха по мере тренированности
детей будет увеличиваться. Необходимо отметить,
что детям очень нравится работать с различными
приборами и они радуются, когда убеждаются, как
повышаются возможности их организма.
Важным показателем, отражающим
функциональные возможности системы дыхания,
является жизненная емкость легких. Она
измеряется с помощью прибора спирометра.
Измеряется жизненная емкость легких (ЖЕЛ) в
кубических сантиметрах. Полученные показатели
сравниваются с должной (по возрасту и полу)
ЖЕЛ (ДЖЕЛ), которую можно рассчитать по
уравнениям А.Ф. Синякова, приведенным в табл. 3.
Таблица 3
Уравнения для расчета ДЖЕЛ (по А.Ф.
Синякову)
Зная жизненную емкость легких и массу
тела, можно определить жизненный индекс (ЖИ)
ребенка. Он определяется по формуле:
ЖИ = ЖЕЛ/Р,
— где ЖЕЛ — жизненная емкость легких,
в мл; Р — масса тела, в кг.
На эффективность
физкультурно-оздоровительной работы будет
указывать возрастание показателей жизненного
индекса от 5 до 15 мл/кг.
Наличие исходных данных физического
развития в каждом возрасте еще не является
мониторингом физического развития. Снятие
показателей дважды в год, как это принято в
дошкольных учреждениях, не что иное, как контроль
результатов. Мониторинг предполагает
прослеживание динамики физического развития и
соотнесения его показателей с другими
параметрами, например, физической
подготовленностью или функциональным
состоянием организма. Поэтому показатели
физического развития следует снимать
ежеквартально. Это позволяет видеть результаты
педагогических воздействий на каждого ребенка и
группу детей в целом и соответственно
корректировать процесс физического развития
детей.
Оценка физических качеств детей
Развитие физических качеств
оценивается по динамике показателей силы,
выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.
Следует заметить, что степень развития
физических качеств говорит и об уровне
психического развития, а также о наличии у
ребенка определенных задатков. Например,
ловкость указывает на развивающиеся способности
быстро обучаться.
Быстрота оценивается по
скоростному бегу на дистанцию 100 м.
Сила кистей рук оценивается с
помощью ручного динамометра, сила плечевого пояса
— по показателям метания вдаль набивного мяча
весом 1 кг способом из-за головы двумя руками, сила
нижних конечностей — по прыжкам в длину с
места.
Ловкость оценивается по разнице
времени пробегания дистанции в 10 м прямым и
челночным способом (пробежать 5 м, повернуться и
бежать назад).
Можно измерять ловкость по времени
работы на полосе препятствий. Ребенку следует
пробежать по гимнастической скамейке длиной 5 м,
прокатить мяч между шестью предметами (кегли,
кубы, другие предметы), расположенными друг от
друга на расстоянии 50 см, подлезть под дугу
высотой 40 см.
Читать продолжение
Источник