Физическое развитие ребенка и его оценка введение

Физическое развитие ребенка и его оценка введение thumbnail

Якутский государственный университет

им.М.К.Аммосова

Медицинский институт

Педиатрический факультет

Кафедра общественного здоровья

Курс общей гигиены

РЕФЕРАТ на тему:

Физическое развитие ребенка.

Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1

Анисимова.А.А.

Проверила: Маркова.Н.Н.

Якутск-2004г.

Оглавление:

1) Введение.

2) Физическое развитие.

3) Индексы.

4)
Индивидуальная оценка физического развития

5) Половое развитие.

6) Литература.

Введение.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Физическое развитие.

Под физическим развитием человека понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

Возраст, месПрибавка длины тела за 1 мес, смПрибавка длины тела за истекший период, смПрибавка массы тела за 1 мес, гПрибавка массы тела за истекший период, г
133600600
2368001400
32,58,58002200
42,5117502950
52137003650
62156504300
72176004900
82195505450
91,520,55005950
101,5224506400
111,523,54006800
121,5253507150

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет 11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П — число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г. Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г, или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная прибавка массы тела, П — число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р = масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х
(П — 1), где Р — ожидаемая масса, П — число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 + последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48 см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е. уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно использовать некоторые антропометрические индексы.

Индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20 см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в 8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальная оценка физического развития

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами, разработанными специально для данного региона с учетом этнической принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны (1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом, что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± а)

Окружность грудной клетки,

см (М ± а))

мальчикидевочки
759,2-11,546,9-51,145,8-50,0
8010,0-12,247,9-52,046,7-51,0
8510,7-13,148,8-53,047,7-51,9
9012,1-14,449,7-54,248,6-52,9

Продолжение табл. 2

Длина тела, смМасса тела, кг (М ± о)

Окружность грудной клетки,

см (М ±
ст)

девочки
9513,3-15,850,6-55,249,5-53,9
10014,3-17,151,8-56,350,6-55,1
10515,8-18,653,0-57,851,8-56,7
ПО17,2-20,154,5-59,052,8-58,1
11518,8-21,755,7-60,654,1-59,6
12020,5-24,257,3-62,455,4-61,1
12522,4-26,858,9-64,356,8-62,9
13024,6-29,860,4-66,458,5-65,1
13526,9-32,862,4-68,760,4-67,4
14029,4-36,364,2-71,062,4-70,1
14532,4-40,266,8-73,564,1-72,4

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела, который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты (эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального развития, включая последовательность переключения и депрессии генов, контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма заключается в наличии “критических периодов развития”, когда диапазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается .

Термин “критические периоды развития” введен П. Г. Светловым для характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более высокому риску развития пограничных и патологических состояний при воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая радиация и др.).

Половое развитие.

Половые различия в показателях физического развития значительно выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется пубертатным и характеризуется появлением
вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет, у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

Возраст, годыДевочкиМальчики
8-9Округление бедер, широкий таз
9-10MaiСкладчатость мошонки
10-11Pi AiУвеличение размеров яичек (3×1,5 см)
11-12Появление первой менструацииПигментация мошонки Ai Pi
12-13Увеличение размеров клитора Ма2Увеличение размеров яичек (3×1,5 см) и полового члена (7×2,5)
13-14Установление регулярных менструацийОволосение над верхней губой. Увеличение силы мышц. Строение тела по мужскому типу
14-15Маз, А2-з, Р2-зА2 Р2 — по мужскому типу
15-16Оволосение щек, подбородка, бедер, мутация голоса
16-18Остановка ростаУвеличение размеров яичек (3×2,5 см) и полового члена (10×3 см)
18-20Оволосение голеней, рук, груди. Остановка роста

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai (стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI — отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Литература:

Источник

Физическое развитие дошкольников занимает очень важное место в развитии всего общества и страны в целом. Физическая культура играет огромную роль в разностороннем развитии личности. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребёнок быстрее утомляется, у него неустойчиво внимание, слабеет память. Физическая слабость снижает общую активность и интерес к окружающему, тормозит развитие способностей.

Термин «физическое развитие» употребляется в узком и широком значении. «В узком значении термин «физическое развитие» используется для обозначения антропометрических и биометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких и т.д.). В широком понимании этот термин включает и физические качества (выносливость, ловкость, быстрота, сила, гибкость)» [12, с.165].

В наше время очень важна актуализация роли физического воспитания как наиболее реального комплексного оздоровительного средства, оказывающего значительное влияние на качество жизни людей в современных условиях. Крайне важно организовать физическое воспитание, начиная с самого раннего детства, так как именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и долголетия человека, его физической и умственной работоспособности, потребности в физических нагрузках, необходимых для нормального функционирования всех систем организма.

Немалую роль в физическом развитии детей играет дошкольное образование, так как именно в детском саду закладываются первые основы здорового образа жизни, проводится физкультурно-оздоровительная работа. «Главная задача дошкольного учреждения – охрана и укрепление здоровья ребёнка, формирование основ здорового образа жизни» [5, с.12]. Ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребёнку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности.

И поэтому особое место занимают повышенные требования к профессиональным качествам воспитателя дошкольного учреждения – он должен быть квалифицированным специалистом, прежде всего в области здоровья, которое является не самоцелью, а условием и средством формированием личности. В программе «Пралеска» написано: «Каждое дошкольное учреждение имеет право на свои подходы к физическому воспитанию. Педагогический коллектив детского сада сам определяет, каким формам физической культуры отдавать предпочтение, оценивая его эффективность по конечным результатам. Важно обеспечить систему физического воспитания»[5,с.16 ].

На протяжения исследования данной проблемы мы сделаем сравнительный анализ основных форм физического развития дошкольников и обоснуем эффективность использования этих форм для успешного физического развития дошкольников разных возрастных категорий.

Целью данной работы является освещение всей факторов успешного, результативного физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

На протяжении всей работы будут решаться следующие задачи:

  • 1) изучение возрастных особенностей физического развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • 2) исследование основных форм физического развития детей раннего и дошкольного возраста.

физическое развитие физкультурные дошкольники

Источник

Третьякова Н.Ю.

Физическое развитие ребенка

Физические развитие является одним из объективных показателей состояния здоровья населения, который в настоящее время изменяется столь же резко, как и другие показатели (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни и др.). Методы статистического учета и анализа данных о физическом развитии населения получили глубокое научное обоснование и широко используются в практической научно-исследовательской деятельности учреждений здравоохранения.

Под физическим развитием понимается комплекс морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих размеры, форму, структурно-механические качества и гармоничность развития человеческого тела, а также запас его физических сил.

Наблюдение за физическим развитием населения в России является обязательной составной частью государственной системы медицинского контроля за здоровьем. Оно носит систематический характер и распространяется на различные возрастно-половые группы населения.

Основы физического развития закладываются в детском возрасте, поэтому показатели, его характеризующие, являются обязательными при оценке здоровья подрастающего поколения. Физическое развитие изучается обычно у новорожденных, детей различных возрастных групп и подростков, а также у взрослого населения для характеристики поколений разных лет рождения.

Отмечаются различия в физическом развитии населения, проживающего в различных экономико-географических зонах, лиц разных национальностей. Под влиянием длительно действующих неблагоприятных факторов уровень физического развития снижается, и наоборот, улучшение условий, нормализация образа жизни способствуют повышению уровня физического развития.

Различают три группы основных факторов, определяющих направленность и степень физического развития:

1) эндогенные факторы (наследственность, внутриутробные воздействия, недоношенность, врожденные пороки и пр.);

2) природно-климатические факторы (климат, рельеф местности, наличие рек, морей, гор, лесов и т. д.);

3) социально-экономические факторы (общественный строй, степень экономического развития, условия труда, быта, питания, отдыха, культурно-образовательный уровень, гигиенические навыки, воспитание и т. д.).

Все эти факторы действуют в единстве и взаимообусловленности, однако, поскольку физическое развитие является показателем роста и формирования организма, оно подчиняется не только биологическим законам, но в большей степени зависит от сложного комплекса социальных условий, имеющих решающее значение. Социальная среда, в которой находится человек, формирует и изменяет его здоровье, в том числе определяет уровень и динамику физического развития.

Таким образом, физическое развитие является интегральным показателем состояния здоровья, на который влияет многообразие внешних и внутренних факторов. [3]

  1. Физическое развитие как важная характеристика здоровья

Физическое развитие ребенка – это динамический процесс роста, обусловленный увеличением массы и длины тела, развитием отдельных его частей и биологическим созревание ребенка соответственно его возрастному развитию. [1;16]

Здоровье — это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, социолизаторской, планирования семьи, медико-социальной и др.). Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Имеются другие определения, среди которых здоровье индивидуума рассматривается как динамическое состояние сохранения и развития его биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимально продолжительной и активной жизни.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

 — медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность жизни);

 — заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, по данным медицинских осмотров, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная);

 — первичная инвалидность;

 — показатели физического развития;

 — показатели психического здоровья.

Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

Анализ состояния здоровья населения или отдельных его групп должен стать обязательным в деятельности врача. Основными элементами комплексного анализа являются: 1) сбор информации о состоянии здоровья; 2) обработка и анализ информации о состоянии здоровья; 3) выдвижение гипотезы о связи факторов среды с состоянием здоровья; 4) направленное изучение факторов среды и углубленное изучение характеристик здоровья; 5) выявление количественных зависимостей между факторами среды и характеристиками здоровья; 6) принятие решения по оздоровлению окружающей среды для первичной профилактики заболеваний; 7) реализация принятых решений; 8) проверка эффективности принятых решений. Далее рассмотрим факторы, определяющие физическое развитие и его показатели.[8]

  1. Факторы, определяющие физическое развитие, его показатели.

Рассмотрим, какие существуют факторы физического развития детей.

На физическое развитие детей влияют как генетические, так и экзогенные факторы.

Влияние наследственности сказывается в основном после 2 лет жизни. Выделяют два возрастных периода, когда корреляция между ростом родителей и детей наиболее значима: от 2 до 9 и от 14 до 18 лет. В этом возрасте соотношение массы и длины тела может существенно отличаться от идеального из-за выраженных конституциональных особенностей телосложения.

Факторы окружающей среды (экзогенные факторы) оказывают большое воздействие на потенциал физического развития. Их подразделяют на внутриутробные и постнатальные.

К внутриутробным факторам относят состояние здоровья родителей, их возраст, экологическую обстановку, в которой они живут, вредные привычки, профессиональные вредности, течение беременности матери и др.

Антропометрические показатели новорождённого достаточно устойчивы. Даже сравнительно небольшие отклонения от среднестатистических показателей, как правило, свидетельствуют о неблагополучии в состоянии новорождённого.

Окружность груди у новорождённого, как правило, измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отёчность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаще всего возникает в результате изменения её конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.

К постнатальным факторам, влияющим на физическое развитие, относят питание, режим дня, эмоциональное состояние ребёнка, хронические заболевания, климатогеографические условия.

Умеренный дефицит питания задерживает нарастание массы, но на длину тела не влияет. Более длительное голодание, несбалансированное питание с дефицитом микроэлементов и витаминов приводит уже не только к дефициту массы, но и к отставанию в росте с изменением пропорций тела.

Для детей раннего возраста характерна высокая двигательная активность, стимулирующая остеогенез и рост хряща. Однако необходимо следить за адекватностью физической подвижности возрасту ребёнка. Так, избыточная вертикальная нагрузка при поднятии тяжестей приводит к обратному эффекту – торможению роста. Большое значение имеет не только правильно проведённое бодрствование, но и достаточный сон.

У детей раннего возраста, особенно на первом году жизни, тесно взаимосвязаны физическое и нервнопсихическое развитие. Отсутствие или недостаточность положительных, избыток отрицательных эмоций влияют на физическое состояние и могут быть одной из причин нарушений роста.

Различные хронические заболевания ребёнка могут вызвать задержку роста, так как при них нарушаются метаболические процессы.

Климатогеографические условия относят к средовым факторам, влияющим на рост и развитие. Отмечено ускорение роста весной, торможение в осенне-зимний период. Жаркий климат и высокогорье тормозят рост, но могут ускорить биологическое созревание детей.

Особенно быстро неблагоприятные факторы окружающей среды сказываются на физическом развитии детей раннего возраста, поэтому антропометрические показатели на первом году жизни фиксируют ежемесячно, а в возрасте от 1 года до 3 лет не реже чем 1 раз в полгода.[7]

Основными показателями физического развития человека являются: рост, вес, окружность груди, жизненная емкость лёгких, мышечный тонус, сила кисти рук.

Особенности физического развития определяются с помощью антропометрии.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ – это комплекс морфологических и функциональных данных, характеризующих возрастные и половые особенности физического развития.

Выделяют следующие антропометрические показатели: соматометрические; физиометрические; соматоскопические.[4]

Соматометрические показатели  включают определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопические показатели необходимы для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрические показатели  включают определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.[6]

  1. Негативные последствия гиподинамии

Гиподинамия – ограничение двигательной активности, обусловленное особенностями образа жизни, профессиональной деятельности, длительным постельным режимом, пребыванием человека в условиях невесомости (длительные космические полёты). Развитие техники и связанное с ним облегчение условий труда, благоустройство быта, возрастающее год от года число операторских профессий значительно сократили долю мышечного труда в деятельности человека. Гиподинамия в школьном возрасте нередко связана с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой его учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом.

        Гиподинамия отрицательно воздействует не только на мышцы, но и на многие другие органы и физиологические системы. Составляющая основную массу тела поперечнополосатая мускулатура с её огромной сетью периферических нервов, и кровеносных сосудов оказывает влияние на костно – суставной аппарат, кровообращение, дыхание, обмен веществ, эндокринное равновесие, на деятельность нервной и других систем организма. Поэтому адекватный уровень двигательной активности гармонично формирует организм в анатомическом и функциональном отношении, во многом определяет устойчивость человека к неблагоприятным условиям окружающей среды, болезнетворным агентам.

        Продолжительное ограничение нагрузки на мышечный аппарат может стать причиной обратимых функциональных нарушений; в далеко зашедших случаях  оно может повлечь за собой глубокие патологические изменения и способствовать возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, инфаркта миокарда.

        Гиподинамия приводит к снижению функциональных возможностей мышечной системы. Так, после двухмесячного постельного режима на 14-24% уменьшаются силовые показатели, падает тонус мышц, сокращаются их объем и масса. Мышечные группы тела человека утрачивают характерную для них рельефность и рисунок из-за обильного отложения подкожного жира.

        Скелет человека, тесно связанный с мышцами, активно реагирует на ограничение подвижности, в частности снижается минеральная насыщенность костной ткани (остеопороз). Нарушение минерального обмена наблюдается на уже на 12-15 – е сутки постельного режима. С помощью различных исследований установлено, что в течение 6 – 8 месяцев постельного режима наблюдается постоянный отрицательный кальциевый баланс, когда внедрение кальция превышает его поступление. При гиподинамии возрастает содержание липидов в сыворотке крови.

        В условиях ограничения мышечной активности, когда уменьшается запрос тканей на доставку кислорода и субстратов биологического окисления, можно было бы ожидать снижения напряженности функции сердечно – сосудистой системы. Но этого не происходит; напротив, развивается детренированность сердечно – сосудистой системы, возрастает частота сердечных сокращений в покое. Даже при небольших, кратковременных физических нагрузках пульс достигает 100 и более ударов в 1 мин. Сердце работает неэкономично, выброс необходимого объёма крови достигается за счет возрастания ритма, а не силы сердечного сокращения.

При гиподинамии изменяется состояние центральной нервной системы, появляется синдром астенизации, который проявляется быстрой утомляемостью и эмоциональной неустойчивостью.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение.

Физическая активность играет важную роль в развитии двигательных навыков ребенка, формировании нервных связей между опорно – двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами. Двигательная ак