Физическое развитие ребенка гигиена

Физическое развитие ребенка гигиена thumbnail

ЛЕКЦИЯ № 14. Физическое развитие детей и подростков, методы их оценки

Показатели физического развития

Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.

Термин «физическое развитие», с одной стороны, обозначает процесс формирования и созревания детского организма, с другой – степень этого созревания на каждом данном отрезке времени, т. е. имеет, как минимум, два значения. Исходя из этого под физическим развитием понимают совокупность морфологических, функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития (биологический возраст) организма, характеризующий процесс созревания ребенка на определенном этапе жизни.

Физическое развитие растущего организма является одним из основных показателей здоровья ребенка. Чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения заболеваний.

Вместе с тем, подчиняясь закономерностям, физическое развитие зависит от ряда факторов социально-экономического, медико-биологического и экологического характера. Это позволяет рассматривать физическое развитие со времени изучения Ф. Ф. Эрисманом физического развития детей и рабочих подростков-текстильщиков Глуховской мануфактуры Московской губернии в 1878—1886 гг. как объективный показатель санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров, проводимых в детских и подростковых учреждениях. Изучение физического развития ребенка начинается с установления его календарного (хронологического) возраста. У каждого обследуемого ребенка должен определяться точный возраст на момент обследования, выраженный в годах, месяцах и днях. Это необходимо в связи с тем, что скорость изменения показателей физического развития неодинакова в разные периоды жизни ребенка, поэтому с учетом меняющихся темпов развития возрастная группировка проводится с различными интервалами («временным шагом»).

Для детей первого года жизни – каждый 1 месяц.

Для детей от 1 до 3 лет – каждые 3 месяца.

Для детей от 3 до 7 лет – каждые 6 месяцев.

Для детей старше 7 лет – каждый год.

Именно поэтому при возрастной группировке было бы неправильным считать число полных прожитых лет, так как при этом к 8-летним детям, например, пришлось бы относить и тех, кому только исполнилось 8 лет, и тех, кому 8 лет и 6 месяцев от рождения, и даже тех, кому 8 лет 11 месяцев 20 дней. Поэтому применяют другой прием, по которому к 8-летним детям относят детей в возрасте от 7 лет и 6 месяцев до 8 лет и 5 месяцев 29 дней, к детям 9 лет – от 8 лет 6 месяцев до 9 лет 5 месяцев 29 дней и т. д.

Далее в программу унифицированных антропометрических исследований входит определение из всего многообразия морфологических и функциональных признаков ряда основных. К ним относятся соматометрические, соматоскопические и физиометрические признаки.

Соматометрия включает определение длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Длина тела является суммарным показателем, характеризующим состояние пластических (ростовых) процессов в организме; этот наиболее стабильный показатель из всех показателей физического развития. Масса тела свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов; в отличие от длины масса тела относительно лабильна и может изменяться под влиянием даже кратковременного заболевания, изменения режима дня, нарушения питания. Окружность грудной клетки характеризует ее вместимость и развитие грудных и спинных мышц, а также функциональное состояние органов грудной полости.

Соматоскопия проводится для получения общего впечатления о физическом развитии обследуемого: типе строения тела в целом и отдельных его частей, их взаимоотношении, пропорциональности, наличии функциональных или патологических отклонений. Соматоскопическое обследование носит весьма субъективный характер, однако использование единых методических подходов (а в некоторых случаях, и дополнительных инструментальных измерений) позволяет получить максимально объективные данные.

Соматоскопия включает:

1) оценку состояния опорно-двигательного аппарата: определение формы черепа, грудной клетки, ног, стоп, позвоночника, вида осанки, развития мускулатуры;

2) определение степени жироотложения;

3) оценку степени полового созревания;

4) оценку состояния кожных покровов;

5) оценки состояния слизистых оболочек глаз и полости рта;

6) осмотр зубов и составление зубной формулы.

Физиометрия включает определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют жизненную емкость легких (является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц) – спирометрия, мышечную силу рук (характеризует степень развития мускулатуры) и становую силу – динамометрия.

В зависимости от возраста детей программа антропометрических исследований может и должна меняться. Характеристика физического развития детей раннего и дошкольного возрастов должна дополняться данными о развитии моторики речи, но исключать некоторые функциональные исследования (определение жизненной емкости легких, мышечной и становой сил). При изучении физического развития подростков целесообразно включать в программу обследования ряд функциональных проб для определения состояния основных систем организма.

Читайте также:  Развитие ребенка с опережением

В дальнейшем полученные данные антропометрических измерений обрабатываются методом вариационной статистики, в результате чего получают средние величины роста, веса, окружности грудной клетки – стандарты физического развития, используемые при индивидуальной и групповой оценке физического развития детей.

Для изучения, анализа и оценки физического развития больших групп детей или отдельных индивидуумов применяют 2 основных метода наблюдения (сбора антропометрического материала).

1. Генерализующий метод (метод поперечного сечения популяции) – основан на одномоментном обследовании физического развития больших групп детей различных возрастов. Каждая возрастная группа должна состоять не менее чем из 100 человек. Метод используется на большом числе наблюдений с целью получения возрастно-половых стандартов и оценочных таблиц, используемых как для индивидуальной оценки физического развития, так и для эколого-гигиенической оценки территории проживания детей. Метод позволяет вести наблюдения за динамическими сдвигами в физическом развитии детей данного региона в связи с состоянием здоровья, занятиями физической культурой, условиями жизни, питанием и т. д.

Антропометрические данные, собранные генерализующим методом, используются в целях гигиенического нормирования при разработке стандартов мебели для дошкольных и общеобразовательных учреждений, оборудования мастерских, гимнастических залов, для гигиенического обоснования размеров детского инструментария, одежды, обуви и других предметов детского обихода.

2. Индивидуализирующий метод (продольный срез) основан на обследовании конкретного ребенка, однократном или в динамике лет, с последующей оценкой его биологического уровня развития и гармоничности морфофункционального статуса с использованием соответствующих оценочных таблиц, давая возможность получить достаточную насыщенность каждой возрастно-половой группы по месяцам или годам жизни при сравнительно небольшом числе наблюдений. Данная методика позволяет определить особенности физического формирования организма из месяца в месяц (или из года в год) наблюдаемой группы детей в однородной совокупности.

Индивидуализирующий метод не противоречит генерализующему методу и является существенным дополнением к нему как в изучении процесса общего развития ребенка, так и в уточнении влияния средовых факторов в ходе этого развития.

Для получения средних показателей физического развития проводится обследование больших групп практически здоровых детей различных возрастно-половых групп. Полученные средние величины являются стандартами физического развития соответствующих групп детского населения. Чтобы полученные данные были приняты за стандарт, они должны отвечать определенным требованиям.

1. Стандарты физического развития должны быть региональными.

2. Статистическая совокупность должна быть репрезентативна, поэтому каждая возрастно-половая группа должна быть представлена не менее чем 100 детьми (единицами наблюдения).

3. Статистическая совокупность должна быть однородна по полу, возрасту (с учетом гетероморфности, гетерохронности и полового диморфизма физического развития), этнической принадлежности (так как в физическом развитии народностей и наций имеются значимые различия), месту проживания (из-за возможного влияния биогеохимических провинций на физическое развитие) и состоянию здоровья.

4. Из группы наблюдения должны быть исключены все случаи «неоднородности» по состоянию здоровья: дети, имеющие хронические заболевания, протекающие с интоксикацией (туберкулез, ревматизм и т. д.), серьезные нарушения в деятельности органов и систем организма (врожденные пороки сердца, последствия полиомиелита, костного туберкулеза, травм нервной системы и опорно-двигательного аппарата и т. д.), эндокринные заболевания. При разработке материалов обследования детей раннего возраста исключают детей с выраженным рахитом, гипотрофией, недоношенных, двойни.

5. После формирования однородной и репрезентативной статистической совокупности должна применяться единая методика обследования, измерения, обработки и анализа данных.

Общепринятых стандартов физического развития не существует. Различные условия жизни в разных климато-географических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обуславливают разный уровень физического развития детского населения. Кроме того, учитывая изменения показателей физического развития в динамике лет (акселерация и децелерация физического развития), региональные стандарты должны уточняться каждые 5—10 лет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

ЛЕКЦИЯ № 16
Ревматизм у детей и подростков. Клиника, диагностика, лечение
Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с характерным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания –

5. Понятие «Акселерация». Физическое и психическое развитие детей I полугодия
«Физическое развитие» динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. У детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом.От десятилетия к

6. Физическое и психическое развитие детей II полугодия
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

Читайте также:  Задержка внутриутробного развития ребенка

7. Физическое развитие детей от 2 лет до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

50. Методы оценки физического развития детей и подростков
Метод сигмальных отклоненийПоказатели развития индивидуума сравниваются со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница между ними выражается в долях

51. Методы оценки физического развития детей и подростков (продолжение)
На втором этапе определяют морфофункциональ-ное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких (ЖЕЛ). В качестве

ЛЕКЦИЯ № 13. Состояние здоровья детей и подростков

Оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз

Методы оценки физического развития детей и подростков
При разработке и выборе методов оценки физического развития необходимо прежде всего учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:1) гетероморфность и гетерохронность развития;2)

ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и

1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде

2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро

3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II

4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.Ориентировочно долженствующую массу тела можно

ЛЕКЦИЯ № 18. Ревматизм у детей и подростков
Ревматизм – это системное воспалительное заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением сердца.Этиология, патогенез. Основной этиологический фактор при острых формах заболевания – ?-гемолитический

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития.Здоровье – это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и

Точка, стимулирующая развитие интеллекта, сознания и внутренней дисциплины, а также рост и физическое развитие у детей
Воздействие на точку Тай-бай (рис. 2) тонизирующим или гармонизирующим методом в период с полудня до полуночи способствует развитию интеллекта,

Источник

Физическое
развитие
,
как один из основных критериев здоровья,
характеризуется интенсификацией
ростовых процессов и их замедлением,
наступлением половой зрелости и
формирования дефинитивных размеров
тела, тесно связано с адаптационным
резервом детского организма, расходуемым
на достаточно длительном отрезке
онтогенеза.

В
антропологическом плане, физическое
развитие понимается как комплекс
морфофункциональных свойств, определяющих
запас физических сил организма. В
гигиенической трактовке, физическое
развитие выступает как интегральный
итог воздействия на организм факторов
окружающей среды, отражающий комфортность
его существования в этой среде. Причем,
в понятие окружающей среды, бесспорно,
вкладываются и социальные факторы,
объединяемые понятием “образ жизни”
индивидуума. Учитывая биологический
характер понятия “физическое развитие”,
последнее отражает и биологические
факторы риска его отклонений (этнические
различия). На сегодняшний день общепринятым
определением физического развития
следует считать следующее: “Физическое
развитие – это совокупность морфологических
и функциональных признаков в их
взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс
созревания и функционирования организма
в каждый данный момент времени”.

Читайте также:  Возрастная таблица развития ребенка до года

Данным определением
охватываются оба значения понятия
“Физическое развитие”. С одной стороны
оно характеризует процесс развития,
его соответствие биологическому
возрасту, с другой – морфофункциональное
состояние.

Физическое
развитие детей и подростков подчиняется
биологическим законам и определяет
общие
закономерности роста и развития
организма
:

  • чем моложе детский
    организм, тем интенсивнее протекают в
    нем процессы роста и развития;

  • процессы роста и
    развития протекают неравномерно и
    каждому возрастному периоду свойственны
    определенные анатомо-физиологические
    особенности;

  • в протекании
    процессов роста и развития наблюдаются
    половые отличия.

Основными
закономерностями роста и развития
является:

  • эндогенность
    – рост и развитие организма не обусловлены
    внешними воздействиями, а совершаются
    по внутренним, присущим самому организму
    и запечатленным в наследственной
    программе законам. Рост – реализация
    естественной потребности организма в
    достижении взрослого состояния, когда
    делается возможным продолжение рода;

  • необратимость
    – человек не может вернуться к тем
    особенностям строения, которые были у
    него в детстве;

  • цикличность
    – существуют периоды активизации и
    торможения роста. Первое отмечается в
    период до рождения и в первые месяцы
    жизни, затем интенсификация роста
    происходит в 6-7 лет и 11-14 лет;

  • постепенность
    – человек в своем развитии проходит ряд
    этапов, совершающихся последовательно
    один за другим;

  • синхронность
    – процессы роста и старения совершаются
    относительно одновременно в разных
    органах и системах организма. В процессе
    возрастного развития происходит
    видоизменения пропорций тела за счет
    разной скорости роста отдельных его
    частей. Основной характеристикой
    процесса роста является его скорость.
    Поскольку рост различных размеров тела
    протекает не равномерно, то на отдельных
    этапах возрастного развития говорят
    о продинамии (сходстве ростовых
    процессов) и гетеродинамии (их
    несоответствии). Тотальные размеры
    тела (длина, масса, окружность грудной
    клетки), характеризующие процессы роста
    и физического развития человека,
    позволяют получить суммарную
    характеристику ростовых закономерностей.

Существуют
два вида морфологических исследований
процесса роста у человека: продольный
и поперечный. Продольный
(индивидуализирующий) и генерализирующий
метод

(поперечный), когда за короткий промежуток
времени обследуются дети разных
возрастов. В отличии от продольного
генерализирующий метод не вскрывает
индивидуальных различий в динамике
роста, но позволяет выявить взаимосвязь
морфологических и функциональных
показателей, понять роль эндо- и экзогенных
факторов в регуляции роста.

Преимущество
генерализирующего метода состоит в
том, что он отражает признаки,
характеризующие детей определенного
поколения. Физическое развитие при этом
рассматривается как очень сложное
явление, связанное с многообразием
социальных, экономических и географических
факторов. Динамическое наблюдение над
одними и теми же людьми носит название
“лонгитудинального”. При изучении
закономерностей роста таким методом
можно ограничиться значительно меньшей
группой детей, но при этом требуется
затратить гораздо больше времени. Метод
“продольного наблюдения” перспективен
для усовершенствования организации
медицинской помощи детям и конкретизации
мероприятий по оздоровлению детей,
находящихся под наблюдением детской
поликлиники.

Периодические
медицинские осмотры детей в детских
учреждениях проводятся врачом-педиатром
в единые сроки, зависящие от возраста
детей:

Периодичность
осмотров осуществляется следующим
образом:

до 1 года – ежемесячно
в последнюю пятидневку месяца;

от года до 3-х лет
– ежеквартально, с 20 по 30 марта, июня,
сентября и декабря;

от 3-х до 7-ми лет –
2 раза в год, с 20 по 30 мая и ноября;

свыше 7 лет – 1 раз
в год по постоянному графику с 1 сентября
по 31 декабря.

В подготовительных
группах детских садов и у школьников
медицинские осмотры всегда носят
комплексный характер и проводятся
бригадой врачей в составе педиатра,
окулиста, отоларинголога, невропатолога,
хирурга, стоматолога.

Осмотр узкими
специалистами детей в детских дошкольных
учреждениях должен осуществляться не
реже 1 раза в году по самостоятельному
графику, а стоматологические осмотры
с последующей санацией полости рта
проводят 2 раза в год. Медицинскому
осмотру детей в детских образовательных
учреждениях должно предшествовать их
антропометрическое обследование с
оценкой степени физического развития,
которое проводится медицинской сестрой.

Оценку физического
развития проводят на основе сопоставления
индивидуальных данных с средними
нормативными значениями (стандартами
физического развития) для каждой
отдельной половозрастной группы, которые
отражают уровень физического развития
детей и подростков, которые проживают
в подобных условиях.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник