Физическое развитие приемного ребенка

Физическое развитие приемного ребенка thumbnail

Для приёмных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения  людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. Это означает, что восьмилетний ребёнок физически, эмоционально, интеллектуально, академически и социально находится на уровне восьми лет развития.

Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано – “восемь лет”. Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, нереально ожидать, что их развитие будет соответствовать их возрасту. Их жизненный опыт привел к тому, что в некоторых зонах их развитие может быть нормальным, но может демонстрировать задержки в других зонах. 

Например, у ребёнка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребёнка.

Развитие приёмного ребёнка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приёмным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребёнка.

Посмотрите на мозаику развития Андрея.

Андрей, 8 лет, с задержками в развитии

Андрей, 8 лет, без задержек в развитии

хронологический возраст – 8 лет  

внешний облик – 7лет  

хронологический возраст – 8 лет

внешний облик – 8 лет

интеллектуальный  возраст – 8 лет

школа, 1-ый класс – 7 лет

интеллектуальный возраст – 8 лет 

школа – 8 лет

эмоциональный  возраст – 1 год

 социальный возраст – 2-3 года

эмоциональный  возраст – 8 лет

социальный возраст – 8 лет

культурный, этнический и религиозный опыт                  

жизненный опыт – 17-18 лет  

культурный, этнический и религиозный опыт                  

жизненный опыт – 8 лет

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (правый столбик)

Если бы Андрей воспитывался в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.

МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (левый столбик)

Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выглядит моложе, но при  этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребёнок не в состоянии “переварить”, т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ожидаем от него, как от 8-летнего ребёнка, что он: обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечать сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознаёт себя через то, что говорят о нём сверстники (эмоциональное и социальное развитие, соответствующее норме).

На самом деле он, как маленький ребёнок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: “НЕТ”, т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить, что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: “Моё”. Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.

Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.

Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных её проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст – 10 лет, внешний облик – 9 лет, интеллектуальные способности – 8 лет, школьные умения в чтении и письме – на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст – 3 года, эмоциональный возраст – от младенца до года, жизненный опыт – на уровне взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: “Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему пришлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!”. Моя подруга сказала: “Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутствие друзей, недоверие к взрослым?” “Я помню”, – сказала я. Моя подруга сказала: “Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребёнок,  неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймёшь, что он вовсе не отстает… этот ребёнок развивается огромными темпами!” Поэтому, когда наш сын пришёл домой, я сказала ему: “Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя”. И наш сын сказал: “Я знаю, мама, спасибо”.

Не существует мелочей, когда речь идёт о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относился к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребёнка.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что человек в своём развитии проходит через несколько определённых стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.

ВНИМАНИЕ!!!

Новая семья должна начать заботу о ребёнке на основе его эмоционального развития, а не хронологического возраста, и помочь ребёнку продвинуться к следующей стадии.

Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребёнок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребёнка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой.  Большинство приёмных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите уровни развития приемного ребенка

Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка

Случай 1. Наташа, 15 лет – Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинно-следственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Случай 2. Миша – 5 лет – Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова “НЕТ”, Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других.

Источник

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Содержание:

1.        Работа с домашним заданием. Самопроверка.

2. Новый материал “ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ”

3. Вопросы для самопроверки

4. Домашнее задание

1. Работа с домашним заданием

Правильные ответы на вопросы по домашнему заданию

Ситуация 1. Правильный ответ – развитие соответствует возрасту ребенка на 3-6 месяца

Ситуация 2. Правильный ответ – развитие соответствует возрасту ребенка в 9-14 месяцев

Ситуация 3. Правильный ответ – развитие соответствует возрасту ребенка 3-4 лет

Ситуация 4. Правильный ответ – физическое развитие соответствует возрасту ребенка, эмоциональное развитие – соответствует 6 годам

2.Новый материал ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ

Для приемных детей характерна неравномерность в развитии. Все мы делаем предположения относительно поведения  людей и уровня их развития на основе их возраста. Это действует, потому что у большинства людей развитие идет нормально. Большинство аспектов их развития соответствуют возрастным нормам. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВОСЬМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК ФИЗИЧЕСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, АКАДЕМИЧЕСКИ И СОЦИАЛЬНО НАХОДИТСЯ НА УРОВНЕ       ВОСЬМИ ЛЕТ РАЗВИТИЯ. Если бы мы посмотрели на мозаику, представляющую развитие этого ребенка, то на всех ее кусочках было бы указано – “восемь лет”. Но для детей, в чьей жизни имели место обстоятельства, приведшие к задержке развития, НЕРЕАЛЬНО ОЖИДАТЬ, ЧТО ИХ РАЗВИТИЕ БУДЕТ СООТВЕТСТ-ВОВАТЬ ИХ ВОЗРАСТУ. ИХ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ ПРИВЕЛ К ТОМУ, ЧТО В НЕКОТОРЫХ ЗОНАХ ИХ РАЗВИТИЕ МОЖЕТ БЫТЬ НОРМАЛЬНЫМ, НО МОЖЕТ ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЗАДЕРЖКИ В ДРУГИХ ЗОНАХ. Например, у ребенка может быть нормальное умственное и физическое развитие для его возраста, но его эмоции, социальные и академические навыки и умения могут функционировать на уровне, соответствующем возрасту, много меньшему, чем собственный возраст ребенка.

хронологический                   внешний облик                       хронологический                внешний облик

возраст – 8 лет                                7лет                                   возраст – 8 лет                            8 лет

интеллектуальный                    школа, 1-ый класс              интеллектуальный                             школа

возраст – 8 лет                                 7 лет                                  возраст – 8 лет                                   8 лет

эмоциональный                        социальный                эмоциональный                        социальный

возраст – 1 год                        возраст – 2-3 года        возраст – 8 лет                           возраст – 8 лет

культурный,                        жизненный опыт                 культурный                       жизненный опыт

этнический и религи-                   17-18 лет                  этнический и религиозный            8 лет

озный опыт                                                                              опыт

Андрей, 8 лет, с задержками в развитии                        Андрей, 8 лет, без задержек в развитии

Развитие приемного ребенка можно сравнить с мозаикой, где на каждом кусочке обозначены разные возрасты или уровни развития. Приемным родителям и усыновителям важно определить достоинство каждого кусочка мозаики и понять уровень функционирования каждого аспекта развития ребенка.

Посмотрите на мозаику развития Андрея.

НОРМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ПРАВЫЙ СТОЛБИК)

Если бы Андрей воспитывался бы в любящей его семье и (или) не пережил боль разлуки и потери, то его развитие соответствовало бы норме. Т.е., в 8 лет он выглядел бы на свой возраст, был интеллектуально развит на 8 лет, учился бы во 2-м классе, имел бы эмоциональное и социальное развитие на данный возраст. Его жизненный опыт был примерно таким же, как и у других 8-ми летних детей.

МОЗАИЧНОЕ РАЗВИТИЕ (ЛЕВЫЙ СТОЛБИК)

Но Андрей рос в условиях психической депривации. Поэтому в 8 лет он выгля-дит моложе, но при  этом его жизненный опыт (то, что он повидал в своей жизни) соответствует опыту, практически, взрослого человека. Но этот опыт ребенок не в состоянии “переварить”, т.к. его эмоциональное и социальное развитие значительно отстает от нормы. Мы ОЖИДАЕМ ОТ НЕГО, КАК ОТ 8-ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА, что он:

-обладает сильным чувством справедливости и честной игры, верит в важность правил, любит проявление ласки со стороны взрослых, нуждается в их помощи, пытается отвечает сам за себя и может заботиться о младших в семье, временами действует независимо и уверенно, любит работать и играть с другими и один, развивает чувство осознания самого себя частично через успехи в школе, обладает чувством коллективизма, осознает себя через то, что говорят о нем сверстники (ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ и СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ НОРМЕ).

НА САМОМ ДЕЛЕ он, как маленький ребенок, проявляет негативизм в поведении, на все пытается сказать: “НЕТ”, т.к. только начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, пытается определить границы дозволенного, как правило, с помощью нарушений в поведении, постоянных и чрезмерных требований (провоцирует наказания взрослых), пытается выяснить что принадлежит именно ему (на все пытается сказать: “Мое”. Стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи.

Случай 1. Из воспоминаний усыновительницы.

Мы с мужем усыновили 10-тилетнего мальчика, энергичного, не перестающего болтать ни на минуту, забавного и дружелюбного. Он обладал множеством замечательных качеств, несмотря на тот факт, что пережил трагедию физического и эмоционального насилия в разных ее проявлениях за его недолгую десятилетнюю жизнь. В результате его мозаика развития выглядела таким образом: возраст – 10 лет, внешний облик – 9 лет, интеллектуальные способности – 8 лет, школьные умения в чтении и письме – на уровне первого класса, 7 лет, социальный возраст – 3 года, эмоциональный возраст – от младенца до года, жизненный опыт – на уров-не взрослого. Однажды, когда нашему сыну исполнилось 19 лет, я разговаривала с подругой. Я была обескуражена отсутствием прогресса в развитии нашего сына. Я сказала подруге: “Ему 19, и он только справился с одним годом ПТУ, ему при-шлось 7 раз сдавать экзамен на получение водительских прав, он может работать только неполный рабочий день, у него только один друг, у него было единственное свидание, и он любит проводить время рядом с нами. Я не думаю, что мы сможем дожить до его независимости!”. Моя подруга сказала: “Помнишь ту мозаику развития, когда ему было 10 лет: чтение на уровне первого класса, отсутст-вие друзей, недоверие к взрослым?” “Я помню”, – сказала я. Моя подруга сказала: “Через девять лет он смог пойти в ПТУ. И через девять лет этот недоверчивый, необщительный ребенок,  неуверенный в себе, смог сдавать экзамен до тех пор, пока не сдал, задержался на одной работе дольше года и привязался к своим родителям. Если иметь в виду то, где он начал девять лет назад, то поймешь, что он вовсе не отстает… этот ребенок развивается огромными темпами!” Поэтому, когда наш сын пришел домой, я сказала ему: “Знаешь, я очень горжусь тобой. Я люблю тебя”. И наш сын сказал: “Я знаю, мама, спасибо”.

Не существует мелочей, когда речь идет о воспитании здоровых детей. Разлучение детей с теми, кто небрежно или жестоко относится к ним, всего лишь прекращает небрежное и жестокое обращение. Это не может автоматически гарантировать нормальное развитие ребенка.

Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что чело-век в своем развитии проходит через несколько определенных стадий, и что ни одна стадия не может быть пропущена.

ВНИМАНИЕ!!!

НОВАЯ СЕМЬЯ ДОЛЖНА НАЧАТЬ ЗАБОТУ О РЕБЕНКЕ НА ОСНОВЕ ЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, А НЕ ХРОНОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА, И ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРОДВИНУТЬСЯ К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ.

ВНИМАНИЕ!!!

Дети отличаются друг от друга в показателях их роста и развития. Что типично в рамках одного возраста или стадии, может быть необычным для другого. Например, вспышки злости, когда ребенок падает на пол с воплями и стучит ногами, не являются чем-то необычным для двух лет. То же самое поведение у десятилетнего ребенка вызывает тревогу. Интерес к сексуальному общению вполне ожидаем среди подростков, но подобный интерес в четыре года является проблемой.  Большинство приемных детей имеют в своем жизненном опыте одно или более условий, мешавших нормальному росту и развитию.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Определите уровни развития приемного ребенка

Определите уровни развития (физического, эмоционального/ социального, интеллектуального) ребенка

Случай 1. Наташа, 15 лет – Пропорции тела постепенно становятся похожими на пропорции взрослого человека, демонстрирует независимость, защищает себя и стоит за справедливость (4-6 лет), понимает причинноследственные отношения, выражает идеи, задает вопросы, участвует в обсуждении (4-6 лет)

Случай 2. Миша – 5 лет – Очень подвижен, Разбирает простые предметы и собирает их, Проявляет негативизм, стадия слова “НЕТ”, Начинает осознавать себя как независимую личность и отстаивать свою независимость, определяет границы дозволенного, стремится быть рядом с мамой и стремится постоянно общаться с ней, ищет одобрения, просит помощи, любит творческие занятия, например, строить, рисовать, лепит, любит изображать и имитировать действия других

Источник

О разных возрастах приемных детей, воспитании и развитии рассказывает психолог фонда «Измени одну жизнь», приемная мама Ирина Гарбузенко. 

От нуля до года

Ребенок в кровной семье появляется с нуля, поэтому отношения между приемным родителем и грудничком естественны.

В них сразу вырабатывается привязанность. Родители «донашивают» ребенка, у них есть время вырасти до мам и пап, научиться любить. Если будущая мама до принятия ребенка жила для себя, посвящала жизнь карьере, то ей надо быть готовой к кардинальным переменам.

Младенца необходимо год, а лучше два, нянчить самостоятельно, не полагаясь на нянь. Как правило, матери с грудными детьми быстро выгорают, ведь они должны целиком посвятить себя малышам.

Очень важно решить, кто будет помогать с малышом. Ребенок до года – это «кот в мешке». В этом возрасте нельзя диагностировать ряд заболеваний, предсказать, как будет развиваться и выглядеть ребенок в будущем. Беря младенца, мы как бы рожаем. Какого родила или приняла, такого и люблю.

От года до трех

У детей в этом возрасте уже «определяется» внешность. Родители могут поговорить с ребенком, узнать, что болит: зуб, глаз, живот. Видно, что ребенок может ходить и разговаривать.

Детям в этом возрасте снимают многие диагнозы, которые были поставлены при рождении. Ребенка уже можно отдать в детский сад, но надо быть готовыми к тому, что он будет отставать от сверстников. Этого не нужно бояться, дети в этом возрасте быстро нагоняют ровесников. Зато у малыша из детского дома к 3-м годам еще не будет кризиса трех лет: «Я сам», потому что он еще не привязан к родителям.

Перед усыновлением обязательно нужно узнать историю ребенка, и, исходя из нее, подойти к вопросам воспитания. Если малыш попрошайничал на улице – это одно, а если его воспитывала мама – другое. Ребенок, у которого в этом возрасте была привязанность к матери, легче поверит и пойдет на контакт с другим значимым взрослым.

От трех до шести

Это «волшебный» возраст, когда ребенка буквально распирает от любви. Он верит в сказки, но и впервые узнает, что есть смерть. В это время малыша нельзя начинать готовить к школе. Нужно его «напитать» максимальной любовью, потому что в будущем он будет много сил тратить на учебу. Это время игры, путешествий вдвоем, волшебных историй. Родители должны как можно больше времени посвящать ребенку, потому что это очень важный для него период.

У малыша впервые формируется представление о справедливости, добре и зле. Именно оно будет им двигать в будущем, когда он будет думать не головой, а сердцем. Первое время с ребенком нужно обращаться, как с грудным, то есть говорить – ты есть, и это счастье. Дальше он должен пройти возраст «от года до трех», когда усваиваются правила поведения и безопасности.

Но ему нельзя прививать академические знания, любая учеба должна быть в формате игры. В этом возрасте уже видно, что ребенок немного отстает в развитии. Он вряд ли сразу будет отличником, но отставание можно нагнать. Главное понимать, что малышу предстоит еще многое узнать, например, как выражать любовь.

От шести до 12

В этом возрасте главное – не сломать ребенка. Приемные родители берут на воспитание школьника, который не прошел предыдущие этапы взросления. С ним не нянчились, он не нагулялся, не получил достаточного количества любви, но ему уже предстоит отправиться на учебу.

Не нужно требовать от ребенка необыкновенных успехов. Главное, к чему необходимо быть готовым, — это к диалогу со школой.

Важно, чтобы родители всегда оставались на стороне ребенка и осознавали, что в первом классе нельзя многого требовать. Малыш из детского дома вряд ли когда-нибудь будет отличником в школе, зато он будет ходить в кружки, играть в футбол, обнимать и целовать маму, с радостью проводить время вместе и с удовольствием помогать по хозяйству.

Дети всегда хотят быть успешными, поэтому неудачи в учебе они компенсируют дома. В этом возрасте невозможно предугадать будущий характер ребенка. Нельзя ставить штампы, если, например, он украл деньги. Важно также не упустить здоровье: ребенок должен отдыхать, спать и хорошо кушать, а за ум можно взяться и в 10 классе. Очень важно слушать своего сына или дочь, так можно избежать многих ошибок.

От 13 до 15

В подростковом возрасте дети пересматривают ценности: им пора отделяться от взрослых, с которыми они срослись, поэтому они ищут в них недостатки. Если ребенок не найдет недостатка в маме или папе, то просто не сможет от них «отлипнуть», ведь как от таких хороших можно уйти?

Прежде чем брать подростка, нужно узнать, как ребенок попал в детский дом. Важно поговорить с работниками и волонтерами, потому что руководство может скрывать, что дети принимают наркотики и ездят домой, где видят, как родители употребляют алкоголь. Будущим родителям необходимо понимать, с чем они могут столкнуться.

Детям в этом возрасте в детских домах ставят хорошие оценки на занятиях, чтобы у них не пропала мотивация. Ребенок будет рассказывать потенциальным родителям те вещи, которые они хотят от него услышать. Если папа скажет, что любит читать, то подросток повторит. Но это не так, потому что чтение – это удовольствие, а в детских домах его получают иначе.

Первое время дети хорошо себя ведут в приемной семье, но потом они начинают проверять «границы». Если мамы и папы взяли подростка, то не должны сразу «закручивать гайки». Наказания будут только ухудшать ситуацию, так как это унижение, а в прошлой жизни у сирот этого было слишком много.

Принимающая семья становится профессиональной. Приходится сдерживаться, следить за своими поступками, словами, повышать квалификацию. Важно знать телефоны учителей и детских комнат милиции, контролировать, куда пошел ребенок и с кем он дружит. Простроить теплые, уважительные отношения. У подростка обязательно должна быть своя комната, чтобы он мог почувствовать себя «в домике».

Если отношения налажены и накладок нет, то нужно переходить к следующему этапу – посмотреть, в каких сферах лучше всего развивается ребенок и предложить ему записаться в секции. Со временем детдомовские привычки начнут исчезать, сгладятся, ребенок станет похож на приемных родителей.

Ребятам из детского дома необходимо привить понимание, что они не несчастные сиротки, которых нужно жалеть, и государство не вечно будет им помогать, а материальные блага появляются благодаря труду. Приемные родители также должны быть готовы к тому, что ребенок будет их сравнивать с кровными родственниками, тут хорошо бы с одной стороны не перехвалить кровных родственников, а с другой не обидеть подростка плохими словами о его семье.

От 15 до 17

Отношения с детьми старшего возраста — это своеобразное супружество. Ребенок думает, что уже сложился, на самом деле еще не осознал, кто он и что делать дальше.

Родители, решившие взять юношу или девушку, обязательно должны для начала попробовать гостевой режим. Желательно для этого выбрать период летних каникул. Все подростки в это время – дети, которые долго спят, хорошо едят, веселятся и гуляют.

Скорее всего, придется подыскать хороший колледж. Подростку необходима своя комната, в которую он всегда сможет вернуться, а мамы и папы должны дать ему уверенность, что он больше не один, и у него есть семья.

Нужно вырабатывать в юношах и девушках самостоятельность, учить просить помощи, потому что наши дети этого не умеют. Мы как сторонние наблюдатели можем подсказать, прекратить правонарушение, но заставить не в силах.

Любовь и терпение. И не забывать заботиться о себе и близких.

    Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает
    тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.

    Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет.
    Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.

    Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!

    Поддержать портал

    Источник