Физическое развитие и работоспособность ребенка

Осокина Людмила Петровна
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка

Доклад к педсовету

на тему:

«Полноценное физическое развитие

и здоровье ребенка»

воспитателя МК ДОУ д/с № 15 «Ромашка»

Осокиной Л. П.

2013 г.

«Я не боюсь еще и еще раз повто-рить:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадост-ности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, ум-ственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это осно-ва формирования личности.

Что же такое здоровье? Обратимся к словарю русского языка С. И.Ожегова: “Правильная, нормальная деятельность организма”. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и пол-ное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспек-те.

Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых за-ложены в детстве. Если двадцать пять лет назад рождалось 20-25 % ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых” ново-рожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более четырех раз (данные Т. Я. Чертюк, З. С. Мака-ровой, М. Н. Беловой, Б. Н. Капустян и др.). Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих детей 85-90 % отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

По статистике, каждый четвертый больничный лист выдается по уходу за больным ребенком. Таким образом, детская заболеваемость ска-зывается не только на состоянии здоровья ребенка, но и наносит значи-тельный ущерб трудовым ресурсам страны. А из больных детей выраста-ют взрослые, подверженные простудам и другим, более серьезным забо-леваниям.

В чем же причины повышенной заболеваемости?

Сегодня модным стало слово «гиподинамия». Многие понимают его упрощенно — как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподи-намия — своеобразная болезнь,определение которой звучит довольно угрожающе: «Нарушение функций организма (опорно-двигательного ап-парата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении дви-гательной активности».

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большин-стве своем испытывают “двигательный дефицит”, то есть количество дви-жений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не сек-рет, что и в детском саду, и дома дети большую часть времени проводят в статичном положении (за столами, у телевизора и т. д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утом-ление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскосто-пие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблаго-приятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию де-тей ожирением. Так, по данным большинства исследований, 30- 40 % наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье за-висит от двигательной активности.

В последние десятилетия все большее внимание ученых привлекает проблема детских стрессов, которые влекут за собой различные нервные расстройства и повышенную заболеваемость. Детские стрессы — это след-ствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной психо-логической обстановки в семье, излишнего шума и нервозности в детском учреждении (из-за переполненности групп, “заорганизованности” воспита-тельно-образовательного процесса, отсутствия гибких режимов дня и ра-ционального чередования умственной нагрузки с физическими упражне-ниями, отдыхом и так далее. Известный физиолог Н. М.Щелованов писал: “Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содер-жание жизни ребенка, но и имеют важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма”. Таким образом, детские стрессы наруша-ют нормальное течение физиологических процессов, что неизбежно ведет к ухудшению здоровья ребенка (М. Ю. Кистовская, П. К. Анохин, Л. З. Неве-рович и др.).

Ребенок конца XX века, по мнению академика Н. М. Амосова,стал-кивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией. Два по-следних обстоятельства, по мнению ученых, ведут к акселерации — уско-ренному развитию организма ребенка, и в первую очередь, увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем развитии отстают от ро-ста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения.

Общепринятая система физического воспитания практически не мо-жет решить данные проблемы,так как:

не учитывает конкретных условий детских учреждений в разных ре-гионах России;

не предусматривает дифференцированного подхода к детям в соот-ветствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

не реализует потребности детей в движении и др.

Слабый медицинский контроль за состоянием здоровья и физическо-го развития детей (из-за нехватки врачей и среднего медицинского персо-нала) также не обеспечивает должного уровня системы физического воспи-тания дошкольников.

Основными задачами детского сада по физическомувоспитанию дошкольников являются:

охрана и укрепление здоровья детей;

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навы-ков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, разви-тие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

воспитание потребности в здоровом образе жизни;

обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания

Таким образом, триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение. Причем, чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка,работа в детском учреждении должна строиться в следующих направлениях:

создание условий для физического развития и снижения заболевае-мости детей;

воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Для полноценного физического развития детей, реализации потреб-ности в движении в дошкольном учреждении должны быть созданы опре-деленные условия.

Так, в группе должно быть выделено достаточно места для активно-го движения, физкультурных пособий, спортивных комплексов и тренаже-ров. Желательно оборудовать специальное помещение для физкультурных занятий, разместить в нем гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, разновысотные бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффек-тивность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основ-ных движений в помещении.

На участке детского сада желательно оборудовать физкультурную площадку с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорож-ками, “полосами препятствий” (бумы, рукоходы, дуги, балансиры, мише-ни для попадания в цель, ямы для прыжков в длину и др., гимнастиче-скими стенками, комплексами из канатов, шестов, веревочных лестниц и т. д.

В целях оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми полезно приобрести (по возможности) тубусный и “маячный” кварц, аппарат УВЧ, ингалятор, лампу “Соллюкс”, аппарат “Здоровье“.

Гармоническому физическому и полноценному психическому разви-тию ребенка способствует гибкий режим дня. Причем, понятие “гибкий режим дня”следует рассматривать в 3-х аспектах:

динамичный режим дня для детей;

гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслужи-вающего персонала;

разная длительность пребывания детей в группе.

Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятель-ность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Та-кой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную дея-тельность различных органов, создает условия для своевременного и пра-вильного физического и полноценного психического развития, дает воз-можность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и по-строенный на его основе распорядок дня — конструкция гибкая, динамич-ная. В каждом детском саду она может быть откорректирована в зависи-мости от условий и особенностей детей, однако время основных компонен-тов режима дня должно оставаться неизменным.

Ежедневно во всех возрастных группах должно быть предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и плаванием (при нали-чии бассейна, что позволяет обеспечить необходимую двигательную ак-тивность детей в течение всего дня, рационально распределить ин-теллектуальную нагрузку дошкольников.

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического контроля,в который входит:

медицинское обследование состояния здоровья и физического разви-тия детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

медико-педагогические наблюдения за методикой физвоспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, со-ответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям;

санитарно-педагогический надзор за местами, где проводятся физ-культурные занятия и закаливающие процедуры, за гигиеническим состо-янием оборудования, пособий, одежды и обуви занимающихся детей.

Вся работа по физическому воспитанию детей должна строиться с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закали-вающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями со-стояния здоровья детей. Это обеспечивает постепенное увеличение мер воздействия на организм ребенка не только в течение месяца, но и в тече-ние года, а также всего периода пребывания детей в детском саду.

Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивает-ся в течение всего времени пребывания ребенка в яслях или детском саду.Для этого необходимы:

четкая организация теплового и воздушного режима в помещении (“температурная” гигиена);

рациональная, неперегревающая одежда детей;

соблюдение режима прогулок во все времена года (4-5 часов в день при t° воздуха до 15-20°);

сон при открытых фрамугах;

гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя про-хладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав и др.);

хождение босиком в группе (при температуре пола + 18°) и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой;

Можно организовать и специальные меры закаливания:

воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями и ходь-бой по гальке.

Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседнев-ной жизни является прогулка. Для того, чтобы она действительно давала эффект, необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погод-ных условий. Так, в холодное время года и после занятия, на котором де-ти сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры; в теплое время или после физкультурных и музыкальных занятий — с наблюдения, спокойных игр и т. д. Необходимо учить воспитателей определять при-знаки утомления у детей по окраске кожи, выражению лица, частоте ды-хания, появлению потливости и своевременно регулировать характер их деятельности, переключая на более спокойный или, наоборот, интенсив-ный. Причем, для того, чтобы дети не перегревались и не простуживались, следует организовывать выход на прогулку подгруппами, а ее дли-тельность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, со-стоянием здоровья и погодными условиями.

Функциональному совершенствованию детского организма, повы-шению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физическиеупражнения на свежем воздухе в различных формах: утренняя гимна-стика, физкультурные занятия, спортивные игры и развлечения. Причем, на каждые две недели желательно иметь 3-4 комплекса физическихупраж-нений на воздухе:

для хорошей погоды (по сезону);

на случай сырой погоды;

на случай порывистого ветра.

Однако какой бы вариант физических упражнений ни был выбран, он обязательно должен включать оздоровительный бег, подвижные игры и свободную деятельность детей на спортивных снарядах и физкультур-ном оборудовании.

Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка прида-ется развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Причем,в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;

в среднем возрасте — развить физические качества (прежде всего, выносливость и силу);

в старших группах — сформировать потребность в движении, раз-вить двигательные способности и самостоятельность и т. д.

Чтобы физкультурные занятия были эффективны,необходимы сле-дующие условия:

построение занятия в соответствии с задачами на данный период, ос-новными физиологическими принципами и уровнем подготовленности детей;

использование воспитателями разнообразных методических приемов и способов организации детей для выполнения упражнений с целью уве-личения их двигательной активности;

последовательность при обучении детей движениям, подбор и соче-тание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, рас-пределение физической нагрузки на детский организм на протяжении все-го занятия;

развитие у детей физических и нравственно-волевых качеств лично-сти;

использование разнообразного спортивного инвентаря, музыкаль-ного сопровождения, повышающих эмоциональное состояние и актив-ность детей при выполнении упражнений.

Чтобы каждое физкультурное занятие проходило с высокой общей и моторной плотностью, необходимо один раз в месяц проводить совмест-ный медико-педагогический контроль.

В целях развитияиндивидуальных двигательных способностей детей хорошо использовать в вечернее время занятия различных секций по ин-тересам: волейбол и баскетбол, настольный теннис, флорбол, футбол, син-хронное плавание и др.

Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование в начале учебного года.

Такое анкетирование поможет воспитателям больше узнать о ребен-ке, его физическом развитии в семье, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды.

Анализ анкетных данных приводит к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка и продолжению работы дома, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий через разнообразные семи-нары-практикумы, занятия спортклубов типа “Папа, мама и я — спортив-ная семья”, смотры работы с детьми и т. д. Причем, в подготовке таких ме-роприятий должны участвовать заведующий и врач, старшая медсестра и воспитатель-методист, инструктор по физкультуре и плаванию, шеф- по-вар и т. д.

Одной из эффективных форм проведения занятий с родителями яв-ляются вечера вопросов и ответов, на которых в оживленной, интересной беседе родители имеют возможность высказать свое мнение, поделиться опытом, получить исчерпывающий ответ от специалистов. Причем, на та-ких мероприятиях имеет смысл обсуждать не только вопросы физического воспитания детей в семье, но и то, как повысить, по мнению родителей, эффективность данной работы и снизить детскую заболеваемость в до-школьном учреждении. Все это повышает авторитет дошкольного учре-ждения и обеспечивает тесный контакт и хорошие взаимоотношения с ро-дителями.

Эффективность работы по физическомувоспитанию детей может быть оценена по следующим направлениям:

перемена группы здоровья на более высокую;

уровень физического развития детей по местным стандартам;

выполнение основных движений: качественные и количественные ха-рактеристики по возрасту;

физические качества и способности (по тестам).

Источник

В статье Проблема работоспособности школьников неоднократно подчеркивалась важность всесторонней разработки проблемы работоспособности человека, и в частности школьников. Между тем нельзя сказать, что пути и средства воспитания и повышения работоспособности организма детей и подростков в процессе их роста, развития и обучения всесторонне изучены и достаточно ясны практике. Необходимо еще провести ряд глубоких научных исследований в этом направлении, для того чтобы учитель имел возможность наиболее эффективно вести обучение, чтобы он имел ясное представление о работоспособности вообще и работоспособности учащихся определенного возраста в частности.

Нередко учитель переоценивает возможности своих воспитанников и требует от них выполнения непосильных заданий. Не менее часто он считает возможности детей крайне ограниченными и дает им слишком легкую работу. Как тот, так и другой подход в равной мере могут отрицательно сказаться на развитии и состоянии здоровья учащихся, на их нервной системе.

Известно, что работоспособность детей и подростков тесно связана с состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, учащиеся, страдающие ревматизмом, в межприступном периоде имеют пониженную работоспособность и быстрее устают при умственной работе и труде. Дети, имеющие функциональные и особенно органические отклонения в состоянии центральной нервной системы, имеют крайне низкую работоспособность по сравнению со своими сверстниками – здоровыми школьниками. Учащиеся, страдающие хроническим тонзиллитом, имеют низкую работоспособность. Они быстро утомляются на уроках, у них плохая память и как следствие всего этого плохая успеваемость. У школьников, перенесших кратковременные заболевания (катары верхних дыхательных путей и ангины), еще в течение одной-полутора недель после клинического выздоровления наблюдалась пониженная работоспособность.

Это выражалось, в частности, в том, что в процессе учебных занятий у них наблюдалось более раннее и более значительное по сравнению с другими ослабление физиологических функций.

Найти более или менее правильный подход к учащимся, которые имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, учителю помогает врач.

В отношении же учащихся, отнесенных к числу практически здоровых, но имеющих разные уровни физического развития, врач, как правило, никаких указаний учителю не дает, за исключением отдельных указаний по организации уроков труда и физической культуры.

Однако правильная организация обучения должна предусматривать дифференцированный подход к учащимся не только сообразно состоянию их здоровья, но и уровню физического развития.

Это предположение является вполне обоснованным. Состояние физиологических функций, в совокупности обеспечивающих работоспособность организма человека, не может рассматриваться в отрыве от общего уровня физического развития, т. к. в норме рост и развитие, т. е. нарастание количественных признаков, характеризующих физическое развитие, и качественных – физиологические функции, обусловливается единой интенсивностью метаболических процессов, протекающих в организме. Нарушение этих процессов под влиянием экзогенных или эндогенных причин сказывается, очевидно, в равной мере как на формировании морфологических, так и на функциональных показателях растущего организма.

Если исключить отдельные случаи неуспеваемости учащихся, связанные с плохим прилежанием, или случаи низкой работоспособности, обусловленной или органическими, или стойкими функциональными изменениями в коре больших полушарий, то есть все основания утверждать, что физическое развитие, работоспособность и успеваемость школьников находятся в тесной взаимосвязи.

В своем докладе на первом съезде Московско-Петербургского медицинского общества Н. И. Быстров обратил внимание врачей на частые головные боли у детей школьного возраста. По данным его пятилетних наблюдений, головная боль у детей связана с чрезмерным умственным напряжением: у 8-летних детей жалобы на головную боль отмечены в 5% случаев, а у подростков 14-18 лет – в 28-40% случаев (под наблюдением было 74 780 детей), т. е. параллельно нарастанию учебной нагрузки увеличивается частота жалоб на головную боль.

А. В. Беляев, обобщая результаты обследования физического развития учеников гимназии, пришел к выводу, что успешные и напряженные умственные занятия, без регулярных и целесообразных физических упражнений, ведут к ослаблению физических качеств воспитанников.

Врач А. А. Яковлева, анализируя природу школьного переутомления, отмечала, что оно «по существу, является равнодействующей двух составных элементов учебно-воспитательных требований школы, с одной стороны, и психофизических сил учащихся – с другой». Большое количество учащихся уже поступает в учебные заведения «хилыми», с различными отклонениями, с низким уровнем психофизических сил. Именно такие дети менее всего в состоянии противостоять большой учебной нагрузке и именно они в большинстве случаев оказываются «безуспешными».

«Хилый» ребенок, отданный в гимназию, учится плохо, быстро утомляется, рассеян, вял, часто жалуется на тяжесть в голове, после ночного сна не отдыхает и утром принимается за работу с отвращением. Такие ученики в большинстве случаев выбывают уже из I и II классов. Те же, кто отсеивается затем из III и IV классов, обладают большим запасом психофизических сил, чем те, которые оставляют I-II классы, и их организм еще в состоянии некоторое время противостоять все возрастающей нагрузке.

Н. А. Грацианов, изучая физическое развитие детей и юношей учебных заведений г. Арзамаса, обратил внимание на определенную связь между успеваемостью и отдельными показателями физического развития учащихся. При прочих равных условиях (материальное благосостояние семьи, состояние здоровья родителей и детей) успевающие ученики имели более высокие основные показатели физического развития (длина тела, вес тела, окружность грудной клетки), чем ученики неуспевающие. По некоторым группам учащихся в возрасте до 13 лет различия в длине тела составляли минимум 3, 7 см, максимум – 18,08 см.

Сравнение окружности грудной клетки успевающих и неуспевающих учеников еще в большей мере, чем сравнение длины тела и веса, свидетельствовало о лучшем физическом развитии первых; успевающие ученики при большем абсолютном росте имели относительно более развитую грудную клетку, чем неуспевающие учащиеся.

Аналогичные результаты получил Н. В. Зак, исследовавший физическое развитие учащихся средних учебных заведений Москвы. Особенно разительным по сравнению с успевающими оказалось отставание у неуспевающих учеников так называемого «жизненного индекса» – отношения окружности грудной клетки к полуросту. Неуспевающие в возрасте от 10 до 21 года имели низкий «жизненный индекс», несмотря на свою абсолютно меньшую длину тела, т. е. менее гармонически развитую грудную клетку, чем ученики успевающие.

Таким образом, в ряде работ, проведенных еще в XIX веке, была установлена зависимость между физическим развитием и успеваемостью учащихся. Позже появились некоторые исследования, выявившие определенную связь между уровнем отдельных показателей физического развития и готовностью (зрелостью) ребенка к обучению в школе, между физическим развитием и отклонениями в фонетике речи, между успеваемостью и работоспособностью учащихся.

 

Так, Хельцер установил, что среди детей, которые к 6 годам – первому году занятий в школе – по своему физическому развитию и пропорциям тела достигли показателей, свойственных данному возрасту, отсутствие «зрелости» к началу обучения встречалось в 3,1% случаев. Среди детей же, показатели физического развития и пропорций тела которых не соответствовали средним величинам (были ниже), отсутствие зрелости к началу систематического обучения в школе отмечалось в 17,1 % случаев.

Шварц изучила результаты всестороннего врачебного обследования детей 6-летнего возраста, поступающих в школы. «Зрелость» ребенка к обучению в школе устанавливалась по совокупности показателей, характеризующих уровень физического развития, состояния здоровья и функционального состояния центральной нервной системы (уровень мышечной и умственной работоспособности). Оказалось, что среди детей, которые еще не обладали достаточной «зрелостью к обучению», большинство имело низкие и ниже средних показатели веса и длины тела.

Причины, тормозящие процессы роста детей, сказываются также отрицательно и на общем их развитии (в частности, на формировании и совершенствовании речи).

Медицинские обследования мальчиков и девочек 4-8 лет показали, что уровень физического развития и состояние фонетики речи находятся у детей в тесной взаимосвязи.

Дефекты произношения встречались чаще у мальчиков и девочек 7-8 лет со средним, ниже среднего и низким физическим развитием, а невнятная речь – только у детей с физическим развитием ниже среднего и низким. Эти же отклонения в фонетике речи у детей с физическим развитием выше среднего и высоким встречались в 3,8 раза реже, чем в других группах. Статистический анализ данных, полученных В. И. Теленчи, показывает, что расхождение в частоте распространенности различных отклонений фонетики речи в разных по уровню физического развития группах не является случайным.

Некоторые авторы, наблюдавшие подростков 14-17 лет, указывают, что такие функциональные свойства организма, как выносливость, координация движений, лабильность нервно-мышечного аппарата, также связаны с уровнем физического развития. Функциональные возможности организма подростков со средним и ниже среднего физическим развитием ниже, чем у подростков выше среднего физического развития. В случаях равной по объему мышечной нагрузки подростки, физически слабые, переносят ее хуже (быстрее и сильнее утомляются), чем подростки, более физически развитые.

Увеличение нагрузки у подростков выше среднего физического развития не приводит к ослаблению устойчивости тренированности их организма. У подростков же ниже среднего физического развития при этих же условиях возникают такие изменения различных физиологических функций, которые указывают на крайне слабую устойчивость тренированности организма.

Есть работы, в которых без анамнеза физического развития наблюдаемых детей даются указания на наличие у них тесной связи между успеваемостью и так называемой «общей» или умственной работоспособностью организма.

В. А. Правдолюбов, излагая результаты своих наблюдений за учащимися четвертого класса, разбил их по успеваемости на три группы: лучшую, среднюю и худшую. Распределение учащихся по этим группам было произведено на основании очень полных педагогических характеристик. Работоспособность школьников определялась методикой дозирования работы во времени: после словесной инструкции учащиеся в течение часа вычеркивали и подчеркивали определенные буквы в печатном, связном тексте. Оказалось, что лучшая группа учащихся имела более высокие показатели интенсивности работы (число подчеркнутых букв за 5 минут) и более высокое ее качество, чем группы средняя и особенно худшая.

 

Учащимся лучшей и средней по успеваемости групп был свойствен более благоприятный тип умственной работоспособности организма. Если для лучшей группы его принять за 100%, то в средней группе он встречается в 95% случаев, а в худшей – в 45% случаев.

Таким образом, данные, которыми мы располагаем, указывают на связь уровня физического развития и успеваемости, антропометрических показателей и степени развития отдельных физиологических функций организма, успеваемости и умственной работоспособности.

В большинстве рассмотренных нами работ не приводятся ошибки средних величин сопоставляемых показателей и абсолютное число наблюдений. Это обстоятельство лишает нас возможности судить, в какой мере результаты, полученные в каждой из работ, являются статистически достоверными, а сделанные выводы – статистически обоснованными. Кроме того, остается не совсем ясным, как связаны уровни физического развития, успеваемости, разные степени мышечной и так называемой «общей», умственной, работоспособности организма у одних и тех же учащихся в разных возрастных группах.

Между тем подобные сведения представляют не только теоретический интерес, но имеют и определенное практическое значение для учителя – в его повседневной работе, для организации физического воспитания и трудового обучения, для врачей, развертывающих профилактические и оздоровительные меры среди детей и подростков.

Источник