Физическое развитие и физическое воспитание ребенка в семье

Двигательные навыки, формирование основных физических качеств закладываются у детей в раннем детстве. В физических упражнениях есть весомая эмоциональная составляющая, лежащая в основе духовного воспитания. Она влияет на взаимоотношения детей и родителей, на гармоничное вливание ребенка в детский коллектив.
Продуманным физическим воспитанием в семье достигается несколько целей:
- Укрепление здоровья малышей.
- Физическое развитие, становление положительных черт характера.
- Установление крепких эмоциональных связей во время совместной деятельности.
Без здоровой семьи нет здорового общества
О роли семьи в физическом воспитании ребенка сказано много. Несмотря на известность вечных постулатов, что здоровье закладывается еще в утробе матери, ребенка нужно начинать воспитывать в то время, когда он еще лежит «поперек лавки», наблюдается печальная картина.
Уже у младших школьников заметны искривления осанки, плохое зрение. Много детей болезненных, неуравновешенных, с избытком массы тела. Большинство подвижным играм со сверстниками предпочитают компьютер. Занятым родителям проще обойтись на ужин пиццей, чем задумываться о правильном питании, а выйти на воздух с собакой, мячом – подвиг, отложенный до воскресенья.
Самый передовой педагогический коллектив не исправит проблемы родом из раннего детства. Основа успешного воспитания – семейный уклад. Здесь зарождается интерес ребенка к спорту, активность будущего гражданина во всех сферах деятельности. На этом пути составляющими побед станут здоровый образ жизни, коллективные прогулки и занятия, игры. Глубокому восприятию воспитательных установок способствует только личный пример. Курящий и болтающийся на турнике папа воспитает примерно такого же сына. Если мама кормит по утрам бутербродами, а не кашей, детям дана установка не пачкаться и не шуметь – ждите болезней, проблем во взаимоотношениях.
Спортивные занятия как эффективное средство физического развития
Основная задача родителей – физическое совершенствование своих чад, чтобы к зрелому возрасту они оказались подготовленными к жизни, с крепким здоровьем, на всех этапах развития их физический уровень соответствовал возрасту. Личность формируется в тандеме физического воспитания с иными видами деятельности. Отсутствие двигательной активности проявляется в задержке роста, снижает уровень адаптации, рабочие способности организма.
В сфере родительских забот условия, соответствующие требованиям режима, гигиены. Во время занятий рисованием, моделированием, игрой на музыкальном инструменте нужно следить за правильным выполнением движений, постановкой корпуса малыша. Маме и папе необходимо иметь представление, каким должен быть комплекс утренней гимнастики, как должны выглядеть подвижные игры для того или иного возраста, пола.
У детей физическое развитие идет параллельно с формированием личности. Если взрослые не упрекают, а подбадривают, это благоприятствует правильному эмоциональному настрою, помогает справиться со страхом, неуверенностью. Малыши радуются моментам такого общения, между членами семьи налаживаются прочные связи.
Как дома организовать спортивные занятия
Занятия физкультурой проводят минимум дважды в неделю, работают коллективно, с обязательным участием взрослых. Мама и папа должны быть организаторами. Во время спортивных упражнений учитывают возраст, показатели здоровья, предварительную физическую подготовленность. Для поддержания интереса игры чередуют с прогулками, физкультминутками. Инвентарь готовят заранее, беспокоятся о безопасности мероприятий.
Чем раньше, тем лучше
Первые упражнения проводят с грудничком, когда он только появляется дома. Потягивания, массаж, хватание и удержание пальцев, подтягивание – все это уже элементы спорта. Сначала ребенок пытается доползти до яркой игрушки, через год-другой ловит мяч, перепрыгивает через препятствие, позднее побеждает в школьной эстафете с разнообразными упражнениями.
В каждой семье, и не только там, где воспитываются мальчики, желательно иметь спортивный уголок. В игре, соревнованиях друг с другом дети постепенно достигают гармоничного телосложения, учатся дружбе, усваивают азы взаимовыручки, ответственности.
Закаливание
Закаливание укрепляет устойчивость организма к окружающим вредным факторам. Оздоровительное действие оказывает одно только ежедневное пребывание ребенка на свежем воздухе. Дети и подростки должны гулять 2-4 часа в день.
В зимнее время ребят одевают тепло, но чтобы одежда не стесняла их, позволяла двигаться, не давала потеть. Летом пользуются возможностью походить босиком по траве, песку, камушкам у берега. Поначалу время прогулок кратковременно, позже их продлевают.
Комнату, где играют, спят дети нужно чаще проветривать. Желательно приучить молодежь спать с открытой форточкой, в помещении для подвижных игр температура не выше 17°C.
Закаливание будет иметь эффект лишь при условии систематичности, последовательности процедур. Начинают летом, используя солнце, воздух во время подвижных игр. Купают детей в открытых прогретых водоемах, дома применяют контрастное обливание. С подростками можно посещать парную.
Режим дня
Определенный распорядок пойдет на пользу здоровью и учебе. Нервная система детей до конца не сформирована, истощается от чрезмерных нагрузок. Внимание, работоспособность школьника падает. Родители должны помочь своему отпрыску усвоить, что правильные привычки, режим – его помощники.
Что значит организовать режим:
- сон в строго отведенные часы с жестким контролем отбоя, подъема;
- прием пищи в определенные часы;
- установленное время на приготовление домашнего задания;
- наличие в плане часов для прогулки на улице, занятий по интересам, общения со сверстниками.
Питание
Больше овощей, фруктов, уменьшить потребление рафинированных продуктов. Дети должны питаться разнообразно, свежей, доброкачественной пищей. Избыток сладостей, консервы не приносят пользы. Есть желательно 4-5 раз в сутки, в рационе должны присутствовать белки, жиры, углеводы, достаточное количество витаминов, минералов.
Блюда для детей лучше тушить, варить, готовить в пароварке. Жареное и сдобренное большим количеством специй жирное мясо – не лучшее меню даже для взрослого. Для ребенка полезны легкие мясные и рыбные блюда, кисломолочные продукты, побольше зелени, фрукты вместо сладостей, контроль за соблюдением питьевого режима.
Формы физического воспитания в семье
Методы и подходы к физическому воспитанию разнообразны, главный принцип – игровая форма занятий. Шутки, доброжелательная обстановка, участие взрослых всегда предпочтительны. Во время игр детям необходимо проявление эмоций, фантазии, тогда занятия пойдут на пользу, будут желанны.
С самыми маленькими игры носят больше имитационный характер. Малыши машут «крыльями» как воробышки, прыгают как зайчики, изображают цаплю и кошечку. На первых занятиях не обязательно безупречное выполнение упражнений. Малышам лучше не переутомляться, иначе они потеряют интерес к активным играм.
С ребятами постарше совершенствуют ходьбу, бег, прыжки, дают задания на улучшение координации, выносливости организма, развитие основных мышц. Подвижные игры также подбирают в соответствии с возрастом.
Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте
В физическом становлении детей дошкольный период наиболее важен. Для формирования сложных навыков движений полезно заниматься плаванием, учить ребят стоять на лыжах и коньках, держать равновесие на велосипеде. В детском саду сложно обеспечить каждому ребенку страховку и индивидуальную помощь, поэтому такие виды в основном практикуются в семье.
Плаванием можно заниматься буквально с рождения. Оно равномерно развивает все группы мышц, хорошо влияет на дыхательную систему, формирует выносливость, дает закалку. Особенно полезно для тех, кто часто простужается.
Лыжи способствуют силе и координации движений. Свежий морозный воздух обогащает кислородом, закаливает.
Художественная гимнастика, коньки формируют осанку, грацию, помогают сбросить вес, развивают чувство ритма.
Легкая атлетика также положительно влияет на гармоничное развитие, формирует красивую фигуру, гиперактивным детям помогает реализовать лишнюю энергию.
Боевыми искусствами можно заниматься с раннего возраста. Они дают азы философии, учат спокойствию, сдержанности, ловкости. Полезны детям, плохо справляющимся со стрессами, агрессивным.
Рекомендуем: Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни
В период, когда детям прививаются основные навыки физической культуры, нужно не отвратить их неумелыми действиями от занятий спортом. Родителям необходимо соблюдать принципиальные условия:
- Дать малышу почувствовать свой успех. Испытав успех в малом, он будет стремиться к большему.
- Проводить занятия в игровой форме, в процессе игры у детей не ослабеет интерес к упражнениям.
- Соблюдать систематичность занятий. Когда занятия регулярны, они выработают постепенно привычку и потребность в активных действиях.
Переходят от простого к сложному только после закрепления материала. Испытав разочарование на непосильном задании, ребенок не захочет совершенствоваться.
Источник

Физическое развитие в семье и ДОУ – это основополагающий фактор поддержания здоровья в любом возрасте. Начиная с рождения малыша, взрослые уделяют много времени гимнастике и массажу. К раннему возрасту, когда он идет в ясли, их участие в физическом развитии снижается. Считается, что спортивные занятия должны проводить педагоги, однако роль семьи в физическом воспитании ребенка все еще крайне важна. Она не потеряет своей значимости, когда дети пойдут в школу, ведь для поддержания здоровья им нужно каждый день заниматься физкультурой.
Физическое воспитание в семье важно не только для телесного развития, но и для становления личностных качеств. Именно от родителей берет начало установка на здоровье и привычка заниматься спортом. Педагоги с беспокойством отмечают тенденцию к сидячему образу жизни у детей. Этому способствует чрезмерное увлечение гаджетами и долгий просмотр телевизора. Последствием отстранения от спортивной нагрузки становится ожирение и нарушение осанки.
Значение физического воспитания детей
Физическое развитие ребенка в семье чрезвычайно важно, несмотря на то, что многие дети весь день находятся в движении. Речь идет не о двигательной активности как таковой, а о планомерных, организованных занятиях.
Важно! Системный подход к физкультуре позволяет развиваться всем группам мышц, чего не происходит при однообразных движениях – беге или ходьбе. Неравномерная нагрузка на мышцы и скелет приводят к отставанию в развитии.
Разработанные специалистами комплексы упражнений положительно влияют на все системы и органы:
- Головной мозг активнее снабжается кислородом, повышается работоспособность центральной нервной системы. Это в свою очередь приводит к улучшению интеллектуальных, умственных способностей и психических процессов.
- Повышается объем легких.
- Улучшается работа сердечно-сосудистой системы.
- Ускоряется метаболизм.
- Организм быстрее восстанавливает потраченную энергию.
В период дошкольного детства формируется характер, отношение к окружающему миру и фундамент здоровья. Роль семьи в физическом воспитании дошкольника является основополагающей. Если нет совместного спортивного отдыха с родителями, то и детям будут неинтересны соревнования и гимнастика.
Цели физического воспитания в семье
Физическое воспитание детей в семье нацелено на становление здорового, гармонично развитого человека. Оно решает задачи оздоровления ребенка, обучения правильному отношению к собственному здоровью и создание привычки заниматься спортом. Физическое воспитание дома ставит целью:
- Улучшение самочувствия, повышение защитных сил.
- Формирование и поддержание осанки.
- Предупреждение плоскостопия.
- Получение основных знаний о правильном образе жизни.
- Приучение к дисциплине, распорядку дня, здоровому рациону, закаливанию.
- Изучение разных спортивных дисциплин и обучение пользованию физкультурными принадлежностями.
- Формирование физических навыков и умений.
В результате систематических занятий ребенок научится самостоятельности, гигиеническим навыкам. У него появится внутренняя необходимость в ежедневной физической активности. Физическое развитие дошкольников в семье формирует личностные качества – способность прийти на помощь, чувство справедливости, товарищество, умение заниматься совместным делом, упорство в преодолении сложностей.
Организация физического воспитания в семье полностью ложится на плечи взрослых. Если есть непонимание, как правильно составить программу развития и реализовать ее, лучше обратиться к педагогу в школе или в детском саду. Совместное физическое воспитание в семье и ДОУ – залог формирования верного отношения к физкультуре и спорту. Ребенок должен получать дома подтверждение того, что он узнал в стенах образовательного учреждения.
Формы физического воспитания в семье
Физическое развитие ребенка дома основывается на следующих принципах:
- Систематичность и непрерывность, ежедневное выполнение упражнений.
- Постепенное увеличение нагрузки. Начинать нужно с малого, со временем давая более сложные упражнения.
- Соответствие возрасту.
- Ребенок должен понимать, для чего он делает гимнастику.
- Повторение пройденного для закрепления навыков.
- Доступность и наглядность. Лучший способ научить детей – делать упражнения вместе с ними.
Формы физического воспитания в семье:
- Совместная гимнастика утром перед садиком или школой. Легкие упражнения помогут проснуться и настроят на позитивный лад.Примерный состав зарядки:
Упражнение | Ход выполнения |
Ходьба на месте | Продолжается около 1 минуты. |
Потягивания рук | Совершаются медленно без рывков. До 8 повторений. |
Упражнения для туловища | Наклоны, повороты влево – вправо, до 10 повторений. Темп размеренный. |
Упражнения для ног | Приседы, выпады вперед, влево – вправо, поднимание, сгибание. До 8-10 повторений. Темп средний, его можно постепенно убыстрять. |
Упражнения для рук и верхней части туловища | Руки вверх – вниз, «мельница», сгибание в локтях и разгибание. До 6-10 повторений. Выполнение в среднем темпе с ускорением. |
Прыжки | До 30 раз в быстром темпе. |
Бег | 30 секунд, постепенно убыстряясь. |
- Закаливание доступными способами.
- Активные занятия на свежем воздухе – любые увлекательные спортивные игры. Это могут быть езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, роликах – все то, что доставляет удовольствие.
- Длительные прогулки – доступный и простой способ укрепить здоровье. Во время ходьбы следует добавлять преодоление естественных препятствий.
- Туристические походы. Есть программы турпоходов даже для дошкольников с облегченными маршрутами. Коллективное преодоление трудностей воспитывает чувство общности, настойчивость и выносливость.
- Физкультурные упражнения на несколько минут. Когда школьник учит уроки, ему необходимо каждые полчаса делать несложную разминку.
- Разговоры о важности спортивных занятий, поддержании своего организма здоровым и совершенствования навыков движения.
Важно! Любые формы физического воспитания ребенка в семье должны быть разнообразными и интересными. Только позитивный настрой поможет сформировать любовь к спорту и здоровому образу жизни.
Спортивный инвентарь дома
Оборудование дома собственным спортивным комплексом и наличие инвентаря делает спорт доступным для ребенка. Можно заниматься и без него, но привлекательные физкультурные снаряды значительно повышают мотивацию у дошкольника. Задача родителей – следить за правильностью использования инвентаря и корректно поправлять при ошибке.
Спортивные принадлежности для использования дома:
Спортивный инвентарь | Его значение в физическом воспитании |
Мяч |
|
Скакалка |
|
Кегли |
|
Фитбол |
|
Детские тренажеры |
|
Стенка для гимнастики с турником, брусьями, кольцами и пр. |
|
Для занятий на улице подойдут спортивные принадлежности для активных игр. Это могут быть мяч, лыжи, ролики, самокат и др. Необязательно покупать сложные тренажеры и стенки. Скамьи и другие приспособления для упражнений родители изготавливают своими руками, на дачном участке или во дворе дома. От этого значение физического воспитания в семье не становится меньше.
Мотивация для ребенка заниматься спортом
Роль семьи в физическом воспитании дошкольников, мотивации к спорту чрезвычайно высока. Родителям нужно обратить внимание на то, чего хочет их ребенок. В зависимости от ответа на этот вопрос формируется стимулирующий фактор. Для школьника может быть важно повышение оценки в глазах окружающих, следование модным тенденциям, желание стать похожим на любимого персонажа или спортивного кумира.
Мотивацию дошкольника родители формируют сами – похвалой и собственным примером. Не стоит использовать материальную награду в качестве поощрения. Основной целью физического воспитания должно стать осознание необходимости поддерживать здоровье. Дошкольника можно подбадривать наградами даже за небольшие достижения (спортивные сувениры, фишки с любимыми героями, запись на домашней «доске побед»).
Внимание! Наказание, как меру воздействия на ребенка использовать нельзя.
Только единое физическое развитие семьи может принести плоды в формировании правильного отношения к здоровью у ребенка. Совместные занятия спортом не только полезны, но и способствуют сплочению, создают общие интересы. Главное в становлении гармоничного и здорового человека – семья, физическое воспитание дошкольника без участия родителей невозможно.
Видео
048
Источник
Перед родителями дошколят всегда возникают важные вопросы: как вырастить здорового ребенка? Какие средства можно использовать для его полноценного развития? Между тем, давно доказано, что удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в активных движениях и упражнениях лучшим образом влияет на их правильное физическое развитие, способствует укреплению здоровья, формированию важных качеств личности: самостоятельности, смелости, выносливости.
При этом наиболее действенный результат получится, если физическая культура в семье станет образом всей жизни.
Средства правильного физического развития
Сегодня, в век компьютерных технологий, проблем с экологией, вопросы здоровья волнуют многих людей. Для их решения предлагаются различные средства: рациональный режим дня, здоровое питание, закаливающие процедуры, спортивные занятия, физические упражнения. Все они считаются главными факторами, обеспечивающими полноценное физическое развитие человека любого возраста и, в первую очередь, ребенка.
Чтобы правильно организовать физическое воспитание малыша, необходимо создать благоприятную среду, к которой специалисты, главным образом, относят образ жизни всей семьи. Психологи любят повторять, что устоявшийся семейный уклад определяет отношение дошколенка ко многим сферам жизни, в том числе физическим упражнениям, спорту, способствует развитию жизненной активности.
Действительно, такие факторы, как здоровый образ жизни, пример взрослых, спортивные занятия помогают организовать физическое воспитание в семье. Однако взрослым, ведущим активную деятельность и приучающих к этому детей, нужно помнить: гораздо важнее с рождения воспитать привычку жить в активном режиме, чем вынуждать малыша в дошкольном возрасте насильно заниматься физкультурой, закаливанием, спортом.
Каким образом воспитывать привычку к здоровому образу жизни?
Существуют правила, которые помогут при формировании определенных навыков, затем становящихся нормой жизни:
- Полезно выработать и постоянно выполнять установленный режим дня.
- Побуждать ребятишек к активным играм в любое время года.
- Каждый день быть готовым вместе выполнять физические упражнения.
- Совместно интересоваться спортивными состязаниями, обсуждать спортивные достижения спортсменов.
- Взрослым самим выражать позитив при выполнении упражнений и подчеркивать положительные эмоции дошкольника.
- Собственным примером показывать пользу образа жизни без вредных привычек.
Основные принципы физического воспитания в семье
Чтобы не навредить малышу при обучении физической культуре, прежде всего, надо знать, какие основные двигательные умения развиваются в тот или иной возрастной период. Правильнее всего, нужно придерживаться нормативных показателей и помнить, что:
- 3 месяца ‒ грудничок должен уметь держать голову;
- 6 месяцев ‒ уметь переворачиваться на животик, приподниматься, опираясь на ручки, начинать ползать;
- к 1 году – самостоятельно сидеть, стоять, начинать ходить;
- 3 года ‒ должны быть хорошо развиты умения в ходьбе, беге, лазании через небольшое препятствие;
- к 4 годам дошкольник должен прыгать с небольшой высоты, ловко бросать мяч, уметь кататься на велосипеде;
- 6 лет ‒ овладеть основными движениями, к которым относятся разные виды ходьбы, бег, лазание, прыжки, преодоление преград, метание.
Обучение активным движениям раньше назначенного срока может вызвать травму, боязнь движений, нежелание выполнять упражнения.
Учитывая, что дошкольный возраст ‒ значимый этап приучения детей к физической культуре, следует также соблюдать следующие принципы:
- Успешность выполнения заданий. Добившись успеха при несложных упражнениях, малыш с удовольствием будет стремиться к лучшим достижениям.
- Поддержание интереса к активным действиям. Игра – ведущая деятельность дошкольников, поэтому физические упражнения, проводимые в игровой форме, будут более интересны ребятишкам и дадут высокий результат.
- Систематичность проведения занятий. Гимнастику, занятия необходимо проводить регулярно, выделяя место и время в режиме дня, не допуская эпизодичности.
- Последовательность в овладении физкультурными навыками. Вначале приступают к простым упражнениям, которые посильны малышу. Затем, по мере закрепления навыка, переходят к более сложным заданиям. В противоположном случае, дошкольник, не справившись со сложным упражнением, будет негативно относиться к физическим занятиям.
Основные средства физического воспитания
Правильно организованное физическое воспитание детей помогает укреплять здоровье, формировать в дошкольном возрасте двигательные умения и навыки; способствует развитию качества движений: меткости, быстроты, силы, ловкости. Что можно использовать для организации физкультурных занятий дома? Сейчас несложно подобрать доступные средства. Современная литература, детские сайты дают подробное описание оснащения и проведения:
- утренней гимнастики;
- подвижных игр;
- физкультурных упражнений;
- спортивных занятий;
- прогулок на свежем воздухе;
- экскурсий и турпоходов.
Изучив разные рекомендации, в домашней обстановке все же важно соблюдать классические условия для полноценного физического воспитания детишек:
- Четкий режим дня с чередованием физической, умственной деятельности и отдыха.
- Грамотно составленный рацион питания с учетом возрастных требований.
- Сон продолжительностью 11 часов с точным временем подъема и укладывания. Обязательное проведение полуторачасового дневного сна.
- Организация жизненного пространства (игрушки, спортивные снаряды, место для игр и упражнений).
- Регулярные продолжительные прогулки.
- Активный отдых на воздухе.
- Комплекс гигиенических и закаливающих процедур.
Совет. Классический подход к физическому развитию малыша предусматривает его начало с самого рождения. При взрослении ребенка необходимо менять формы занятий, средства, методы проведения.
Спортивные занятия как эффективное средство физического развития
Хорошей возможностью приобщения к физической культуре детей дошкольного возраста становятся занятия спортом. Хотя некоторые считают, что крохе спортом заниматься рано, тем не менее, в дошкольном возрасте двигательная потребность слишком высока. Современные родители загружают ребятишек интеллектуальными занятиями, не оставляя времени на занятия активными движениями. Спортивные секции и группы здоровья могут помочь в этом вопросе, обеспечив двигательную активность дошколятам, решая задачи укрепления здоровья, закаливания, дисциплины, научат ребят быть смелыми, сильными.
Какие виды спорта доступны детям в дошкольном возрасте?
- Самым распространенным видом является плавание, когда развиваются все группы мышц, формируется физическая выносливость. Плаванием кроха может заниматься с самого рождения. Сейчас приобретают популярность акваклубы для мам и малышей, группы развивающего плавания для грудничков. В дошкольном возрасте дети самостоятельно могут посещать бассейн. Специалисты советуют организовать этот спорт для гиперактивных ребятишек, малышей, подверженных простудным заболеваниям.
- Спортивные секции, где дошколята занимаются командными играми (волейбол, баскетбол, футбол, хоккей, водное поле), рекомендованы и гиперактивным, и робким малышам. Такие командные игры полезны, особенно мальчикам, для укрепления психического здоровья, закалки, силы воли. Однако выбирать какую-либо секцию необходимо с учетом физического здоровья дошкольников.
- Хорошо помогает физическому воспитанию секции легкой атлетики, где дети могут в полной мере выполнять возрастные потребности в беге, прыжках, метании.
- Очень популярны, особенно у девочек, занятия спортивной и художественной гимнастикой, которые оказывают влияние на осанку, координацию движений, общее гармоничное физическое развитие. Дошколята, занимающиеся гимнастикой, сильны физически, меньше подвержены заболеваниям. Такие секции могут быть показаны детям, страдающим лишним весом.
- Увлеченность лыжным спортом помогает развивать выносливость, силу, координацию движений. Этот вид спорта закаливает детей, так как постоянно проходит на свежем воздухе. Занятия в такой секции подойдут всем дошколятам без исключения, важно только не требовать от ребенка высоких результатов.
- Малышам, которые страдают гиперактивностью, агрессивностью, подойдут занятия боевыми искусствами. Они помогают детишкам справляться со стрессами, агрессией, приучают к спокойствию, сдержанности.
Совет. Выбирать спортивную секцию нужно с учетом способностей малыша. Перед посещением секции проконсультироваться с педиатром. На первых порах посетить несколько занятий, чтобы познакомиться с правилами, требованиями тренера, психологическим настроем группы. Не требовать от ребенка высоких спортивных результатов.
Как дома организовать спортивные занятия?
Спортивные секции не всегда могут быть доступны семье, например, из-за занятости взрослых, дальности расстояния от ближайшей группы, каких-либо других причин. При желании родителей это не может быть помехой для организации дома спортивных занятий с дошколятами. С этой целью можно устраивать:
- Командные семейные игры, особенно в семьях с несколькими детьми. Играть в волейбол, футбол, хоккей всей семьей нравится малышам, помогает развивать у них координированные движения, стремление к успеху.
- Отлично подойдут для этой же цели утренние или вечерние пробежки всей семьей по аллеям парка.
- Великолепным видом спорта могут стать семейные лыжные прогулки, которые доступны малышам уже с раннего возраста. Специалисты рекомендуют подбирать длину лыж с превышением роста ребенка на 7 см, а палки ‒ чуть ниже плеча. Также нужно подготовить одежду, которая не будет мешать движениям. Соблюдение простых правил приобщит малыша к лыжному спорту, доставляя ему удовольствие.
- Купание в открытых водоемах летом. В это время с детками можно организовать водные игры, предложить хождение босиком по песку или гладким камешкам, что служит закаливающим средством.
- Для спортивных занятий предлагается катание на коньках зимой и велосипеде летом. Они помогают укрепить деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, улучшают физическое состояние крохи.
- Хорошим средством физического развития могут стать турпоходы в близлежащий парк или лес, причем на любом возрастном этапе дошкольника. С малышами раннего возраста это прогулки на недалекое расстояние с привалом после каждых 10 минут ходьбы. Для средних дошколят турпоход планируется с таким расчетом, чтобы ходьба не превышала 40 минут, а для старшего дошкольного возраста ‒ 45 минут. Такие спортивные мероприятия важны не только в физическом, но и в эмоциональном плане, так как вызывают положительный настрой у детей. Во время турпоходов можно устраивать подвижные игры с мячом, физкультурные упражнения на лазание, метание, преодоление препятствий с обязательным награждением победителя. В дальнейшем приобретенные навыки помогут дошкольнику при школьном обучении.
Чтобы придать игровую форму всем домашним занятиям, что немаловажно в дошкольном возрасте, необходимо приобрести различное оборудование. На этом настаивают все специалисты. Не надо покупать дорогостоящий, сложный инвентарь, замысловатую шведскую стенку. Это могут быть простейшие предметы, которые соответствуют возрасту и комплекции дошколенка:
- разного вида мячи (пластмассовые, резиновые, матерчатые);
- обручи различного размера и материала (пластмассовые, металлические);
- разноцветные флажки;
- небольшие гантели;
- лесенки;
- разного размера скамейки.
Использование занимательных по своему назначению предметов поможет заинтересовать и приободрить ребенка, особенно при однообразных упражнениях. Результативность спортивных занятий в домашних