Физические возможности ребенка в 1 год

Физические возможности ребенка в 1 год thumbnail

Годовалый возраст – своеобразная веха в развитии ребенка. Раньше он накапливал сведения об окружающем мире, теперь – учится оперировать ими. В первый год жизни малыш был ограничен в своих физических возможностях, на втором же году он стремится расширить границы и ради этого эксперимента готов нарушать запреты. И, конечно, не стоит забывать о том, что малышу предстоит пережить серьезный возрастной кризис. Развитие ребенка в 1 год вообще вызывает много вопросов даже у опытных родителей. Что должен уметь ребенок в 1 год и к чему нужно готовиться его маме и папе?

Развитие ребенка в 1год

Физическое развитие

По данным ВОЗ, к первому году вес мальчика может составить от 7,7 до 12 кг, девочки – от 7 до 11,5 кг. А рост составит 71-80,5 см и 68,9-79,2 см соответственно.

Когда малышу исполняется год, его физическое развитие способствует первым проявлениям самостоятельности. Если ребенок получает достаточно витамина Д, кальция и фосфора, то у него, скорее всего, уже есть 12 зубов. Многие мамы в этом время продолжают кормить грудью, но малыш уже вполне способен питаться с взрослого стола.

В этот период режим играет большую роль, поскольку возросшая активность отнимает много сил и дети довольно быстро устают. Сон ребенка сокращается. Он реже просыпается ночью, днем укладывается лишь один раз. Чтобы играм и развитию ничто не мешало, чаще проветривайте помещение, в котором находится малыш, и ежедневно выводите его на прогулку продолжительностью около двух часов.

Психическое развитие

Психическое развитие ребенка в 1 год находит отражение в первом возрастном кризисе. Это связанно с тем, что малыш начинает осознавать, что он и мама – два совершенно разных существа, что лишь активизирует его стремление к познанию окружающего мира и самостоятельности.

В попытках освоить какой-либо навык, кроха естественно будет ошибаться, но помощь взрослых при этом может спровоцировать приступы раздражительности и даже истерики. Это происходит потому, что  малыш может категорически отвергать идеи, если они исходят не от него. И родителям порой нужно проявить все свое терпение для того, чтобы помочь ребенку успокоиться.

Деткам в этом возрасте крайне важно знать, что, не смотря на ошибки и капризы, их принимают такими, какие они есть. Они становятся ласковыми и часто подбегают к родителям, ожидая, что те их обнимут, успокоят, помогут дотянуться до интересующего предмета, утолят жажду или голод, поменяют подгузник или просто обозначат свое присутствие.

Что могут сделать родители для психологического развития ребенка в 1 год? Нужно стараться следовать правилам:

  • Не отстраняйтесь от малыша, даже если у вас есть важные дела. Участвуя в повседневных событиях семьи, ребенок узнает о том, как устроен этот мир. Вы – образец для него. Ваши действия дают ему знать, что окружающий мир надежен, безопасен, и его можно спокойно исследовать самостоятельно.
  • Откликайтесь на зов ребенка, ему важно знать, что его персона ценна для вас. Впрочем, не обязательно делать это сию же секунду. Иногда достаточно сказать: «Сейчас я решу свою задачу и обязательно тебе помогу».

Границы и запреты

Еще одна особенность развития ребенка в 1 год связана с расширением границ его самостоятельности. Малыш начинает ставить эксперименты, которые могут порой довести родителей до белого каления. Например, долго и настойчиво нажимать на кнопки игрушечного телефона, хватать маму или папу за нос, выплескивать содержимое кружки на пол или на диван, а затем с интересом наблюдать за тем, какие это вызовет последствия.

После года эксперимент выходит на новый виток, и ребенок уже не просто констатирует взаимосвязь между причинами и следствиями, он ищет границы дозволенного. Его интересует, что будет, если он попытается преодолеть установленные родителями запреты.

Как реагировать родителям на ребенка, который спешит открыть шкафы и выбросить из них всю одежду, дергает шторы или вываливает содержимое тарелки на пол, несмотря на запрет? Американские психологи Генри Клауд и Джон Таун-сенд говорят об этом следующее: родители должны помочь ребенку понять, что каждое действие имеет последствия. Что посеешь, то и пожнешь. Конечно, наказание не должно быть суровым, но родители не должны позволять подрывать свой авторитет, нужно твердо и уверенно реагировать на эпизоды непослушания.

Что умеет ребенок в 1 год

Достигая 12-месячного возраста малыши, как правило, уже самостоятельно встают и немного ходят без опоры или держась одной рукой. А если взрослые подержат за ручку, то могут и «бегать». Они пробуют забираться на диваны, приседают, встают, подражают простым движениям взрослых и сверстников.

Некоторые дети начинают произносить отдельные слова и называть знакомых людей по имени. Некоторые – едят ложкой и пьют из чашки, придерживая ее ручками. Если родители не упустили момент, то в год ребенок уже отчетливо просится на горшок.

При одевании малыш может послушно поднимать ручки и ножки, помогая взрослым. Если систематически акцентировать внимание крохи на названии вещей, он запоминает названия вещей и приносит их.

Что касается познавательных игр, то в год малыш должен выполнять следующие действия:

  • собирать пирамидку из 3-4 колец с взрослыми или самостоятельно;
  • свинчивать и закручивать крышки банок;
  • составлять кубики в башню;
  • подражать действиям взрослого или сверстника (причесать куклу, размешать кашу в чашке, похлопать в ладоши и т.д.);
  • катить мяч, толкать вперед машинку;
  • закрывать и открывать двери, выдвигать ящики, включать бытовые приборы, нажимая на кнопки.

Некоторые из описанных умений, навыков и особенностей развития ребенка в 1 год умиляют родителей, а некоторые способны вывести из себя. Постарайтесь набраться терпения, ведь все эти действия способствуют обретению осознанности.

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории
г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

— Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

— За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами — «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка — от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра — закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10—15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал — больно — бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

— Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

— Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

— Физическое развитие годовалых детей различается?

— К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост — от 74 до 77,3 см
  • вес — от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост — от 72,8 до 75,8 см
  • вес — от 9 до 10,2 кг

— Сколько зубов у ребенка в 1 год?

— У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

— Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

— В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста — важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит — один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то
    неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы — определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

— Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

— Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе — всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь — проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван — предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно — выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора — какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

— Какие игрушки нужны ребенку в год?

— Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

— Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

— Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

— Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

— Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки — все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

— Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

— Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро — гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день — сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер — развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

— Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

— Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты — творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо — кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов — минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

— Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

— Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте — йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы — она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь — из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник