Физические показатели ребенка 1 год

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Содержание статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Базовые навыки

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.

  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.

  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

Ходить по ступенькам с помощью взрослых.

  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.

  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.

Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник

Родителям очень важно держать под контролем рост ребенка в 1 год, а также показатель веса. Это позволит своевременно обнаружить отклонение, выявить его причину и принять меры, которые помогут малышу. Отметим, что физическое и умственное развитие находятся в теснейшей взаимосвязи и нет никакой гарантии того, что нарушение первого не станет причиной отклонений во втором. Именно поэтому в год замеры должны проводиться на регулярной основе, а полученные результаты – сравниваться с нормой.

Вес и рост – нормативные значения

В следующей таблице представим средние значения показателей роста и веса малышей обоих полов в годик.

Показатель Мальчик Девочка
Рост, см71-8068,9-79,2
Вес, кг7,7-127-11,5

Эти данные носят усредненный характер и были получены Всемирной организацией здравоохранения в результате изучения большого количества детей в возрасте 1 года. Однако важно понимать, что все дети разные, поэтому представленная таблица должна использоваться только в ознакомительных целях. Четкий ответ на вопрос, есть ли какие-либо отклонения в физическом развитии малыша, может дать исключительно педиатр.

Родителям требуется проводить измерения регулярно. Каждый месяц ребенок прибавляет:

  • по 1-3 см в росте;
  • по 300-600 г в весе.

Эти данные свидетельствуют о нормальном развитии.

Особенности роста

Показатель роста у малышей формируется неравномерно: в первые 6 месяцев своей жизни кроха вырастает на 15 см, затем постепенно темпы снижаются. Если ребенок в год вытягивается до 71 см, то его принято называть низкорослым, если же достигнет 81 см – то будет считаться высоким. Все значения показателя от 71 до 81 см считаются нормальными и не должны вызывать беспокойства.

При этом важно учитывать, что у высоких родителей и малыши чаще всего быстро вытягиваются, а если папа и мама низкорослые, то и кроха также будет довольно маленьким. Наследственный фактор во многом определяет скорость развития.

Как растет ребенок?

Прибавка в росте в первый год жизни происходит постепенно:

  • с 1 по 3 месяцы – на 3 см ежемесячно;
  • с 4 по 6 месяцы – на 2,5 см;
  • с 7 до 9 месяцы – на 1,5 см;
  • с 10 по 12 месяцы – на 1 см.

Начиная со второго года темпы роста заметно снижаются:

  • за второй год ребенок вытягивается на 10-13 см;
  • за третий – на 6-7 см;
  • за четвертый, пятый – на 5-6 см.

К пяти годам ребенок достигает роста, значение которого можно вычислить по формуле: рост при рождении, умноженный на 2. Как правило, он близок к отметке в 1 метр.

Измерение при помощи специального устройства – ростомера – должно проводиться регулярно, также родителям необходимо вести специальный дневник, в который будут заноситься полученные данные. Это поможет проследить динамику развития каждого показателя и вовремя принять меры при выявлении отклонений.

Причины нарушения роста

Иногда поведение матери во время вынашивания плода становится причиной того, что кроха несколько отстает в развитии. Так, если в период беременности женщина позволяла себе употреблять спиртное, то это может вызвать существенное отставание не только в росте, но и в развитии. Напротив, стимулировать нормальную скорость роста может прием витаминов, согласованный с медицинским специалистом.

Малышу в годик, отстающему в росте, следует давать следующие продукты:

  • рыбу, мясо;
  • молочные продукты;
  • злаковые каши;
  • овощи и фрукты;
  • яйца;
  • зелень.

Питание должно быть сбалансированным и полезным – важно предлагать крохе разнообразные блюда, вводя каждый новый продукт с максимальной осторожностью.

Кроме того, если ребенок значительно отстает в росте или, напротив, гораздо выше сверстников, это может быть вызвано серьезными заболеваниями щитовидной или поджелудочной желез, надпочечников. Поэтому проблема не должна игнорироваться. Одной из причин замедленного роста может также быть недостаток в организме малыша соматотропина (гормона роста).

Нарушения веса

Вес ребенка в 1 год не должен существенно превышать представленное в таблице значение или отставать от него. Однако отставание в весе чаще всего наблюдается у таких категорий детей:

  • недоношенных;
  • перенесших за год ОРВИ, обезвоживание или кишечную инфекцию.

Дети-искусственники, напротив, набирают вес значительно быстрее, чем груднички. Конечно, если отклонение незначительно в любую сторону, то повода для беспокойства нет. Но если показатель отличается от нормативного значительно, то с визитом к педиатру не стоит медлить. Причины весьма многообразны, чаще всего они связаны с неправильным режимом питания, который становится причиной ожирения или анорексии. Но отклонение может свидетельствовать и о серьезных заболеваниях пищеварительной системы.

Вот почему, если малыш весит менее 5 кг или больше 18-20 кг, необходимо обратиться к профессионалу. Такие цифры могут свидетельствовать об очень серьезных отклонениях. Слишком высоким считается даже вес более 15 кг у детей обоего пола.

Особенности прибавки в весе

В год ребенок должен весить от 7 до 12 кг. Весовая прибавка при этом распределена так:

  • с 1 по 3 месяц – на 750 г ежемесячно;
  • с 4 по 6 месяц – на 700 г;
  • с 7 до 9 месяц – на 550 г;
  • с 10 по 12 месяц – на 350 г.

Низкая прибавка может говорить о проблемах с пищеварением, рахите, анемии, а также о нарушениях в ЦНС. Если ребенок находится на грудном вскармливании, маме следует убедиться, что он наедается молоком, в противном случае рекомендуется добавлять в рацион смеси.

Когда ребенок значительно отстает в весе при нормальном сбалансированном питании, необходимо посетить врача, поскольку подобное отклонение может стать причиной отставания в умственном и психическом развитии.

Окружность груди и головы

Несмотря на то, что рост и вес годовалого ребенка – это основные показатели, свидетельствующие об отсутствии или наличии отклонений в его развитии, окружность головы и груди также должны учитываться. Средние данные представлены в таблице:

Показатель Мальчики Девочки
Окружность головы, см45,3-48,644,2-47,3
Окружность груди, см46,1-52,646,3-51,5

Измерения этих показателей проводятся регулярно при посещении педиатра, поскольку они также помогают оценить развитие малыша и своевременно принять меры.

Нормальные показатели

При рождении окружность головы младенца, как правило, от 34 до 36 см, грудная клетка в обхвате около 32 см. В первые 30 дней жизни скорость роста головы значительно превышает скорость расширения грудной клетки. К 4-месячному возрасту темпы выравниваются. А у детей в 12 месяцев объем головы примерно на 2 см меньше, чем обхват груди.

У здорового крохи, который развивается без каких-либо проблем, голова всегда меньше груди, что можно наблюдать визуально. За год можно отметить следующую прибавку (по сравнению с показателями, измеренными при рождении крохи):

  • окружность головы – увеличение на 11-12 см;
  • окружность груди – увеличение на 15-16 см.

Незначительное отклонение не должно быть причиной волнения, поскольку может быть обусловлено генетической предрасположенностью. Так, некоторые дети появляются на свет с крупной головой, что для них является физиологической нормой. А те, у кого окружность, напротив, очень мала, чаще всего являются недоношенными.

Осмотр головы

Помимо цифрового показателя, значение имеет также и результат внешнего осмотра черепа ребенка, а именно – следующих его особенностей:

  • Форма. Нормой считается округлая, увеличение теменной или лобной доли – тревожные знаки, они могут свидетельствовать о гидроцефалии или рахите.
  • Симметричность. Наличие плотных асимметричных участков на голове нередко говорит о кефалогематоме.
  • Размер. В таблице выше можно увидеть «стандартный» размер, говорящий о том, что проблем нет. Очень большая голова может быть признаком макроцефалии, а маленькая – микроцефалии либо краниостеноза.

Однако еще раз повторим – насторожить должна только внушительная разница между реальным и нормальным показателем.

Осмотр грудной клетки

Важны не только цифровые данные, но и следующие характеристики:

  • симметричность;
  • форма (плоская, цилиндрическая, конусовидная);
  • пропорциональность.

По мере развития малыша форма грудины меняется, и это нормально. Однако отклонения от стандартных показателей могут быть связаны с рахитом, сколиозом или туберкулезом костей. Вот почему слишком узкий или, наоборот, широкий объем грудной клетки – знак того, что необходимо посетить педиатра.

Конечно, все дети разные, одни генетически предрасположены к низкорослости и малому весу, другие родились в семье, где мама и папа очень высокие. Поэтому и растут с очень быстрыми темпами. Однако среднее значение показателей все же важно, поскольку позволяет провести параллель, сопоставить параметры своего малыша с общим значением показателя, использующимся в педиатрии. А это помогает понять, нормально ли развивается кроха, нет ли каких-либо проблем с его здоровьем, не нарушается ли режим питания.

Источник