Физические показатели развития ребенка старшей группы

Физические показатели развития ребенка старшей группы thumbnail
Физическое развитие ребенка в старшей группе

Старшая группа в ДОУ — это важный переходный этап в жизни ребенка. Организм претерпевает серьезные изменения, у малыша появляются новые интересы и нужды. В том числе возрастает потребность в двигательной активности. На этом этапе особое внимание со стороны взрослых требуется к физической стороне развития.

Особенности физического развития детей в старшем дошкольном возрасте

К пятому году жизни человек осваивает основные движения, умеет координировать свои действия, и открыт к дальнейшему развитию своих физических навыков. К этому времени значительно меняются и физические показатели тела:

  • рост удваивается,
  • вес тела увеличивается в три раза,
  • увеличивается окружность грудной клетки,
  • значительно вырастает мышечная масса,
  • меняются пропорции тела, начинают вытягиваться конечности.

Кроме физических изменений, значительные перемены происходят в сознании ребенка. К моменту перехода в старшую группу он способен правильно оценивать поставленную задачу, и координировать свои действия, исходя из нее. Детская психика в этот период очень пластична, усвоение новой информации и формирование практических навыков происходит легко и быстро. Поэтому психологи и педагоги считают занятия по физическому развитию в старшей группе очень значимыми для гармоничного развития личности. Однако эффективность их зависит от того, насколько они учитывают особенности организма ребенка в этом возрасте и его потребности.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста:

  • формирование осанки и свода стопы;
  • развитие конечностей (увеличивается не только их сила, но и выносливость);
  • меняется центр тяжести тела из-за роста ног;
  • активное развитие лобных долей мозга приводит к тому, что ребенок уже легко запоминает цепочку событий;
  • тело становится более устойчивым;
  • вырастает потребность в движении.

Планирование физического развития детей в старшей группе должно быть построено с учетом этих особенностей. Улучшение двигательных навыков в этом возрасте имеет огромное значение и не только формирует здоровье, но и служит стимулом для интеллектуального и психического развития гармоничной личности.

Цели и задачи физического развития в старшей группе

Процесс стандартизации образования затронул и сферу физического развития. На законодательном уровне утверждены единые федеральные государственные образовательные стандарты, которые определяют цели, задачи и методы организации процесса.

Физическое развитие старшей группы по ФГОС содержит в себе две области: физкультура и здоровье. Весь процесс при этом сфокусирован на дошкольнике и его потребностях. Образовательная область «физическое развитие» в старшей группе по ФГОС ориентирована на активное получение нового опыта в движении, усвоение норм здорового образа жизни. Помимо этого, занятия по физическому развитию в старшей группе обязаны быть выстроены по принципу интеграции различных сфер образования.

Важно! Занятия по воспитанию культуры ЗОЖ предполагают взаимосвязь социального поведения с психическим и физическим состоянием здоровья.

Перед воспитателем стоит сложная задача: не только привить здоровые навыки, но и сформировать правильное восприятие окружающего мира. Конечной целью является понимание дошкольниками, что здоровье — это ценность, гарант социального, духовного и материального благополучия. В соответствии с этими целями выстраивается календарный план физического развития в старшей группе, и формулируются задачи НОД.

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) в ДОУ должна решать следующие задачи по физическому развитию в старшей группе:

  • обучение ребят точному выполнению действия по продемонстрированному образцу;
  • изучение правил спортивных командных игр и закрепление их в играх;
  • поддержание и мотивация на участие в самостоятельных подвижных играх;
  • повышение выносливости и гибкости тела;
  • отработка скорости и точности в движениях;
  • формирование ответственного отношения к здоровью;
  • приучение к закаливанию;
  • развитие силы воли и воспитание здорового соревновательного духа.

Все эти задачи решаются через подвижные игры, командные соревнования, упражнения, обсуждение специально подобранной литературы, мультфильмов.

Дополнительная цель физического развития в старшей группе ДОУ заключается не только в развитии силы и выносливости, но и формировании необходимых для взрослой жизни морально-этических качеств и опыта дружеского взаимодействия.

Программа физического развития

Программы физического развития в старшей группе должны быть составлены с учетом ФГОС. Он определяет ее структуру и объем, допустимые условия реализации и результаты, которые с ее помощью будут достигнуты.

Читайте также:  Диагностика физического развития ребенка пример

Стандартная нагрузка в старшей группе предполагает:

  • три занятия физкультурой в неделю, продолжительностью в полчаса, одно из которых обязательно проводится на улице;
  • каждое утро — занятия гимнастикой, минимум по 10 минут;
  • физкультминутки;
  • игры для физического развития на прогулке в старшей группе;
  • процедуры по закаливанию после обеденного сна;
  • 2 праздника по спортивной направленности за год;
  • раз в три месяца проводится «день здоровья».

Книга Пензулаевой Л.И. «Физическая культура в детском саду» о физическом развитии в старшей группе, виде упражнений и их значении, будет полезна педагогам для составления плана занятий. Автор дает конкретные рекомендации, а также поквартальный и помесячный план занятий. Несмотря на то, что книга издана 20 лет назад, она до сих пор не потеряла своей актуальности и практической ценности.

Эффективные упражнения для физического развития

Упражнения в НОД в старшей группе обязаны отвечать следующим принципам:

Принцип

Расшифровка

Поэтапности

Некоторые упражнения должны разбиваться на этапы. Например, для освоения прыжка в длину дети поэтапно учатся делать его с разбега, с толчком одной ногой от отметки, а позже отрабатывают приземление на обе ноги

Наглядности

Зрительные ориентиры и демонстрация с разных сторон (сбоку, спереди, сзади) играет огромную роль в освоении нового двигательного навыка. Педагоги рекомендуют привлекать для демонстрации поочередно всех дошкольников в течение года

Ясности

Команды педагога должны быть четкими, понятными и не допускать неверного толкования

Обратной связи

Дети должны получать объективную и своевременную оценку своих действий. Это не только мотивирует их на дальнейшую работу, но и учит анализировать свои действия и давать им правильную оценку. При этом обратная связь должна быть выстроена с учетом индивидуальных особенностей детей и их способностей

Для большей эффективности проводимых занятий воспитатель использует различные формы организации процесса: общие, групповые, индивидуальные. Индивидуальная работа по физическому развитию в старшей группе имеет огромное значение. Она не только позволяет учитывать личность дошкольника, но и вовремя корректировать ошибки, не допуская их закрепления на уровне навыков.

Важно! В каждой НОД должны быть применяться упражнения на формирование осанки и предупреждение развития плоскостопия.

В содержание НОД по физическому развитию в старшей группе надо включать все виды упражнений, направленных на проработку разных групп мышц. Однообразие приводит к тому, что дети теряют интерес, качество выполнения падает.

Классификация упражнений, примеры и методика их проведения:

Тип упражнений

Особенность

Примеры

Гимнастические

Воздействует на конкретные зоны, есть возможность дозировать и контролировать нагрузку. Часто предполагают использование инвентаря, музыкального сопровождения

Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, отработка движений, упражнения на гибкость и выносливость

Дидактические игры

Игры по физическому развитию в старшей группе предполагают наличие правил, и цели, которой надо добиться. Имеет яркий эмоциональный окрас. Сложно контролировать уровень нагрузки

Наиболее эффективные дидактические игры по физическому развитию в старшей группе: салки, мышеловка: третий лишний и другие.Мышеловка. Две группы детей, одна берется за руки, образуя круг, — это мышеловка. Остальные — мышки, которые должны всеми силами вырваться из круга

Спортивные игры

Предполагает коллективное взаимодействие, наличие четких правил, требует проявить волевые усилия ради командной победы

Футбол, бадминтон, городки

Спортивные упражнения

Позволяет привить волевые качества, повышают выносливость и укрепляют здоровье, так как большинство из них проводится на открытом воздухе

Физическое развитие на воздухе в старшей группе не будет всесторонним без занятий спортивными упражнениями: катание на санках, велосипеде, коньках, роликах, игры на качелях, плавание

Из всех упражнений, группа гимнастических самая объемная, ее условно можно разделить еще на несколько подгрупп, по направленности действия.

Гимнастические упражнения:

Подгруппа

Характеристика

Пример и методика проведения

Общеразвивающие

Направлены на проработку и укрепление всего организма или крупных отделов (плечевой пояс, ноги)

Махи ногами, приседания, упражнения на растяжку и на гибкость суставов

Строевые

Формируют навык ориентации в пространстве, учит успешно взаимодействовать с командой

Построение в шеренгу: по росту, по одному или по двое, в круг. Синхронные повороты и полный разворот, движение на месте, движение по кругу приставным шагом

Основные движения

Влияет на формирование осанки, предупреждает развитие плоскостопия

Ходьба: дети должны овладеть всеми видами ходьбы, движения должны быть ритмичными, четкими.Бег: обычный бег, бег на скорость и челночный бег. Воспитатель должен отрабатывать не только правильность позиции, контролировать дыхание, но и требовать правильное положение стопы. Бег на носочках с высоким подъемом коленей укрепляет мышцы ног и стопы.Прыжки: в высоту, с разбега, в длину с места.Работа с мячом: бросание, ловля, отбивание об пол, метание в цель

Упражнения на равновесие

Из-за физиологических изменений роль упражнений на равновесие на этом этапе огромна. Они позволят ребенку почувствовать изменившийся центр тяжести, а также развивают волевые качества и способность сосредотачиваться на конкретной задаче

Могут быть статичными: удержать равновесие на одной ноге, на носках, в какой-то определенной позе.Динамичные упражнения, проход по узкой скамье, бревну, кочкам

Читайте также:  Влияние нарушения зрения на развитие ребенка

Список всевозможных упражнений и игр можно найти в методических рекомендациях Ноткиной Н, Пензулаевой Л, Филипповой. С и других.

Показатели физического развития детей в старшей группе

Диагностика физического развития в старшей группе должна проводиться регулярно, чтобы при необходимости можно было скорректировать обучающую программу.

На протяжении всего старшего дошкольного возраста происходит непрерывный рост физических показателей. К семи годам при гармоничном развитии и отсутствии патологий происходят следующие изменения:

  • становая сила увеличивается в два раза;
  • значительно вырастают показатели скорости бега и выносливости;
  • совершенствуется координация движений.

Происходят изменения психоневрологического характера:

  • дошкольник проявляет инициативу, с удовольствием участвует в коллективных играх;
  • умеет подчиняться правилам игры и применяет волевые усилия, чтобы добиться победы;
  • мелкая и крупная моторика совершенствуется.

Эти нормативы закреплены в государственных стандартах, как целевые ориентиры для программы физического развития старшей группы. Конкретные рекомендации, как определить показатели физического развития, можно найти у таких авторов как Верещагина Н.В., Ноткиной Н. А., Лесковой Г.А.

Показатели физического развития (средние данные) по Верещагиной:

ВозрастПолВиды физической активности
Скоростной бег, 10 мЧелночный бег, 3*10 м, секПрыжки в длину без разбега, смБросок утяжеленного мяча, см
5Мальчики311,377-92168
Девочки3,211,676-86150
6Мальчики2,911,286-100210
Девочки311,388-99170
7Мальчики2,89,7100-113240
Девочки2,91098-113209

Кроме того, полноценная характеристика физического развития детей старшего дошкольного возраста предполагает диагностику овладения базовыми движениями.

Педагог оценивает:

  • гибкость,
  • показатели ходьбы,
  • лазанье по трехметровой гимнастической стенке.

Стоит обращать внимание не только на координацию движений, но и на положение тела в целом, осанку, амплитуду движения конечностей.

Для полноценного физического развития усилий одного педагога недостаточно. Очень важно взаимодействие с семьей, проведение совместных мероприятий, активная жизненная позиция родных. Только объединив усилия, можно добиться гармоничного физического и личностного развития.

Видео

063

Источник

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НИЗКИЙ:  Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

СРЕДНИЙ: Владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушения правил в играх. Увлечен процессом, не всегда обращает внимание на результат. В играх – активен.

ВЫСОКИЙ: Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос освоенных упражнений в самостоятельную деятельность.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Низкий уровень:  

Средний уровень:

Высокий уровень:

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

НИЗКИЙ:                Ребенок напряжен, неуверенно выполняет большинство упражнений        , движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании), не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей, отстает от общего темпа выполнения упражнений, необходим отдельный показ упражнений, движений. Активно и заинтересованно участвует в подвижных играх.

Читайте также:  Развитие ребенка в 7 лет внимания памяти мышления

СРЕДНИЙ:        Ребенок уверенно, с небольшой помощью воспитателя выполняет основные движения, общеразвивающие упражнения, соблюдает направление, основную форму и последовательность действий, действует в соответствии с указаниями в общем ритме и темпе, с желанием включается и осваивает новые разнообразные движения, соблюдает правила в подвижных играх.

ВЫСОКИЙ:        Ребенок уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе, легко находит свое место при совместных построениях и в играх, быстро реагирует на сигнал, переключается с одного движения на другое, с большим удовольствием участвует в играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.

Условные обозначения:

*        – вновь поступившие дети

        – низкий уровень

        – средний уровень

        – высокий уровень

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СРЕДНЯЯ ГРУППА

НИЗКИЙ:                Ребенок допускает существенные ошибки в технике движения. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Нарушает правила в играх, с интересом в них участвует. Ошибок в действиях других не замечает.

СРЕДНИЙ:        Ребенок владеет главными элементами техники большинства движений. Способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа. Иногда замечает ошибки при выполнении упражнений и нарушение правил в играх. Увлечен процессом и не всегда обращает внимание на результат. В играх активен, положительно относится ко всем предлагаемым, особенно новым упражнениям.

ВЫСОКИЙ:        Ребенок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям. Осуществляет элементы контроля за действиями сверстников, замечает нарушение правил в играх. Наблюдается перенос основных упражнений в самостоятельную деятельность.

Условные обозначения:

*        – вновь поступившие дети

        – низкий уровень

        – средний уровень

        – высокий уровень

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

СТАРШАЯ ГРУППА

НИЗКИЙ:        Ребенок неуверенно выполняет сложные упражнения. Не замечает ошибок детей и собственные. Нарушает правила в игре, увлекаясь ее процессом. С трудом сдерживает свои желания, слабо контролирует способ выполнения упражнений. Не обращает внимание на качество движений. Интерес к физическим упражнениям низкий.                

СРЕДНИЙ:        Ребенок правильно выполняет большинство физических упражнений, но не всегда проявляет должные усилия. Верно оценивает движения сверстников, иногда замечает собственные ошибки. Понимает зависимость между качеством выполнения упражнений и результатом. Хорошо справляется с ролью водящего, правил не нарушает, но интереса к самостоятельной организации не проявляет.

ВЫСОКИЙ:        Ребенок уверенно, точно, с большим напряжением и хорошей амплитудой, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений. Проявляет самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. Интерес к физическим упражнениям высокий, стойкий.

Условные обозначения:

*        – вновь поступившие дети

        – низкий уровень

        – средний уровень

        – высокий уровень

УРОВНИ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

НИЗКИЙ:        Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнениях. Слабо контролирует выполнение движений, затрудняется в их оценке. Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности. Снижен интерес к физическим упражнениям.

СРЕДНИЙ:        Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляет при этом должные усилия, активность и интерес. Способен оценивать движения других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Самоконтроль и самооценка непостоянны (эпизодически проявляются).

ВЫСОКИЙ:        Ребенок результативно, уверено, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. Самоконтроль и самооценка постоянны. Проявляет элементы творчества и двигательной деятельности, самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает разнообразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях. Интерес к физическим упражнениям устойчивый.

Условные обозначения:

*        – вновь поступившие дети

        – низкий уровень

        – средний уровень

        – высокий уровень

Источник