Физические навыки ребенка в 1 год

Первые 12 месяцев жизни являются особенными не только для ребенка, но и для матери. Кроха стремительно развивается и каждый день познает что-то новое, удивляет родителей своими умениями и пытается копировать поведение окружающих. Чтобы понять, что развитие малыша не отклоняется от нормы, важно знать, что должен уметь ребёнок в 1 год. При этом необходимо с ним заниматься и уделять малышу достаточно времени.

Содержание статьи

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Базовые навыки

В первый год жизни ребенок осваивает множество навыков. Он должен обладать следующими базовыми умениями:

Наблюдение за перемещением людей или объектов. Малыш реагирует на музыку, яркий свет, домашних животных и внимательно наблюдает за происходящим вокруг него.

  • При виде мамы, папы, бабушки и других близких людей ребенок улыбается и тянет к ним ручки.
  • Хорошо умеет держать голову в вертикальном положении.
  • Легко переворачиваться с животика на спину или со спины на живот. При многократных манипуляциях малыш не испытывает дискомфорта.
  • Выбирает игрушки и просит ту, которая нравится больше всего.
  • Умеет самостоятельно садиться.
  • Пытается произносить слова (гулит).

«Дальнейшие достижения крохи зависят от этих базовых навыков, поэтому так важно понимать, что должен уметь ребенок в годик, и не требовать от него большего, ведь всему свое время.»

Физиологические изменения

Годовалый малыш становится в три раза тяжелее, чем он был при рождении. Темпы роста и прибавки в весе после первого года жизни замедляются. У детей этого возраста плоскостопие является нормой. Когда он освоит ходьбу, эта особенность исчезнет и появится изгиб у ступней. Маме нужно чаще позволять малышу ходить босиком по песку, траве, мелким камушкам или другой неровной поверхности.

У малыша уже должно быть несколько зубов, среднее количество — 8, но у некоторых может быть и 12. Если вылезло 2 зуба, это тоже считается нормой. При полном отсутствии зубов в годовалом возрасте родителям нужно проконсультироваться с педиатром.

Чтобы проверить, не отклоняется ли ребенок от нормы в развитии, нужно провести небольшой тест:

Попросить о чем-либо простом. Таким образом мама может проверить, понимает ли малыш, о чем его просят.

  • Сказать фразу или задать вопрос, который требует однозначного ответа. Малыш должен совершить хотя бы один жест (пожать плечами, помахать рукой или отрицательно помотать головой).
  • Взять за руку и попытаться сделать вместе с ним несколько шагов. Кроха должен уверенно пройтись на ножках с помощью мамы.

Если родительницу что-либо насторожило во время этой проверки, нужно рассказать о своих опасениях педиатру. Специалист даст развернутый ответ, почему так происходит, и при необходимости назначит дальнейшее обследование.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Физическое развитие

К первому году жизни малыш уже уверенно стоит на ножках, пытается передвигаться, ему нравится сидеть и ползать. Ребенок встает на ноги из любого положения.

Годовалые дети обожают ходить, держась за мамину руку или какую-либо опору. Некоторые уже пытаются бегать. Вот что должен уметь годовалый ребенок в плане физического развития:

Ходить по ступенькам с помощью взрослых.

  • Спускаться с дивана, кресла или кровати.
  • Ползать по детской лесенке или обычной, но под строгим контролем матери или отца.
  • Взбираться на табуретку, стул или другие предметы мебели.
  • Сидеть на корточках и находиться в таком положении длительное время.

В этом возрасте ребенок активно интересуется «запрещенными» предметами (розетками, конфорками, горячим утюгом, спичками), поэтому родственникам нельзя ни на секунду оставлять его без присмотра.

Чтобы поддтолкнуть малыша к самостоятельности и активному развитию, не стоит по первому зову бежать к нему и брать на руки. Нужно позвать ребенка к себе. Он попытается дойти до цели (своей мамы) и приложит для этого максимум усилий. Нужно подстраховывать кроху, но не делать все за него.

Моторика и психика

Ребенок развивается в годовалом возрасте не только физически, но и умственно. Он ломает игрушки, потому что ему интересно, из чего они состоят. Вот какие навыки должны быть развиты у ребенка в 1 год:

Строительство башенок из нескольких мягких кубиков. Малыш самостоятельно занимается этим процессом, и ему очень нравится, когда построенная конструкция начинает рушиться.

  • Нанизывание колец на пирамидку. Она не должна быть большой, достаточно нескольких элементов, чтобы ребёнок понял, в каком порядке ему нужно складывать кольца.
  • Опускание предмета в коробку, закрывание крышек и их снятие, накрывание игрушек.
  • Игры с детской посудкой, имитация процесса приема еды.
  • Ролевые игры с куклами, пупсами. Малыш качает игрушку, пытается накормить, сажает на горшок и повторяет манипуляции матери.
  • Игры с сортерами. Годовалый ребенок легко подбирает деталь и самостоятельно вставляет её в нужное отверстие.
  • Интересуется своей одеждой и играется с носками, слюнявчиками и прочими мелкими элементами.
  • Перекладывание предметов из одной руки в другую.
  • Толкание детской коляски, катание на толокаре (машинке, в которой нужно отталкиваться ножками).
  • Берет игрушки указательным и большим пальцами.
  • Умеет бросать мяч или подбрасывать в воздух воздушный шарик.
  • Ловит предметы, которые ему кидают в руки родители.
  • Открытие двери, закрытие ящиков, складывание и вытаскивание вещей.
  • Если рядом есть другие дети, годовалый малыш будет подражать им.
  • Повторяет за мамой и за папой: ремонтирует машинку или делает макияж подручными предметами.
  • Крохе нравится прятать предметы, а потом заниматься их поиском.

Развитие крохи в психическом плане полностью зависит от его окружения. Если в семье часто ссорятся, родители громко кричат друг на друга, мама нервничает, срываясь на ребенке, малыш будет капризничать по любому поводу, беспокойно спать и устраивать громкие истерики.

Читайте также:  Глазные капли от ячменя ребенок 1 год

В семьях, где царят гармония и любовь, а дома тихо и спокойно, никто ни на кого не повышает голоса, ребенок выражает свои эмоции не с помощью плача, а посредством звуков и мимики. Кроха любит обниматься и часто целует родителей. Он проявляет теплые чувства не только к людям, но и к своим игрушкам.

Ребенок в 1 год должен выполнять простые поручения (подать игрушку, принести предмет). В этом возрасте он с легкостью узнает людей, может показать на фотографии, где мама и папа, рассматривает картинки с животными и показывает, где собачка или котик. Малыш пытается танцевать под детские песенки и подпевает, если его родители делают то же самое.

Когда малышу покупают или дарят новую игрушку, он проявляет радостные эмоции, а если к нему подходит незнакомая женщина или мужчина и пытается заговорить с ним, малыш может внезапно расплакаться и прижаться к маме. Он не любит слово «нет» и начинает негативно реагировать на отказ.

Речевые особенности

При возвращении папы домой с работы, ребенок искренне радуется и пытается произнести слово «папа». Ребенок произносит гласные звуки, когда смотрится в зеркало.

Кроха понимает, что ему говорят родные, он легко улавливает интонацию и мимику. Чтобы малыш имел большой словарный запас, с ним нужно постоянно разговаривать, но сюсюкать нельзя, нужно общаться на равных. Некоторые дети в возрасте 1 года умеют произносить элементарные слова (мама, папа, дай, нет, да, мяу, гав, ляля, кака и пр.). Вот что должен говорить ребенок в 1 год:

  • Дает ответы на элементарные вопросы взрослых (кто это или что это?, что делает собака, кошка?)
  • Реагирует на свое имя звуками или мимикой.
  • Понимает слова «нельзя», «да», «можно».

Если кроха молчит и не произносит ни слова к этому сроку, не стоит сразу же паниковать. Если у него вообще нет никакой реакции на слова, то нужно показать малыша специалисту — возможны проблемы с органами слуха или психологические расстройства. Своевременное лечение поможет избавиться от легких отклонений, поэтому нужно быть внимательным к своему ребенку.

Проявление самостоятельности

В годовалом возрасте практически все дети хотят быть самостоятельными и пытаются есть, держа ложку или вилку в руке. Ребенок может взять чашку без помощи взрослых и выпить жидкость из нее. Он с удовольствием грызет морковку, печенье или другую твердую пищу.

Кроха пытается натянуть одежду во время сборов на прогулку, и если мама располагает временем, нужно дать ребенку закончить начатое и ни в коем случае не торопить его. У малыша к этому возрасту уже имеются определенные предпочтения в одежде, еде, игрушках.

Во время мытья рук годовалый малыш захочет самостоятельно вытереть их полотенцем. Горшок в таком возрасте дети воспринимают как очередную игрушку и с радостью садятся на него, но еще не понимают, что нужно делать. Маленькому ребенку уже можно объяснять, что это такое и для чего нужен этот предмет, но требовать от сына или дочери, чтобы они туда справляли нужду, не нужно.

Некоторые дети во время хождения по-маленькому или по-большому издают специфический звук, поэтому маме нужно внимательно следить за своим ребенком и учить садиться на горшок именно в тот момент, когда он подаст сигнал, но если малыш активно сопротивляется, не нужно его заставлять.

Детский режим

После 12 месяцев малыш тяжело засыпает днем и может устраивать истерики во время укладывания в дневное время. Это происходит из-за смены режима. Ребенок начинает позже просыпаться и позже отходит ко сну.

Маме нужно изменить режим питания ребенка. Если он долго спит днем, покормить 5−6 раз его уже не получится. Тогда нужно организовать 4-разовый прием пищи, например, в 9.00 — завтрак, в 12.30 — обед, в 16.30-полдник и в 20.00 — ужин. Если малыш по-прежнему спит несколько раз в день, то режим может оставаться таким, как раньше.

Мама должна всячески развивать своего ребенка, читая ему стишки, сказки, а перед сном петь колыбельную. Мозг детей в таком возрасте, подобно губке, может впитать уйму информации. Полезно играть в сюжетные игры, показывать пальчиковый театр. Для развития мелкой моторики можно предложить крохе игры с песком, соленым тестом, пластилином, фасолью или водой.

Уже с годовалого возраста можно заниматься рисованием, используя для этого пальчиковые краски. Можно предложить порисовать на асфальте мелками. Малыш будет в восторге от мыльных пузырей, которые попытается лопнуть. Прогулки на свежем воздухе и игры в песочнице положительно влияют на развитие.

Яндекс.ДиректСодействие в подборе финансовых услуг/организацийТоргуйте онлайн сFxPro™Содействие в подборе финансовых услуг/организацийЗаработок на цифровых валютах. Дома18+Учи португальский онлайн с нами

Упражнения для первого шага

Мальчики обычно позже начинают ходить и учатся ползать в возрасте 7−8 месяцев, в отличие от девочек, которые в годовалом возрасте уже могут совершить скоростную пробежку. Маме нужно мотивировать своего ребенка, например, с помощью игрушки, поставив любимого медвежонка на высоту. Кроха встанет на ножки и будет тянуться к своему плюшевому другу, а родительнице нужно отодвинуть игрушку в сторону, чтобы ребенок сделал еще пару шагов к заветной цели.

Когда первое упражнение будет освоено, нужно расставить несколько предметов на стулья или диван и попросить малыша собрать все игрушки и принести маме. Во время прогулки дети, которые еще не ходят, повторяют движения за старшими ребятами и пытаются сделать первый шаг. Иногда этого не происходит из-за страха падения, особенно если уже был неудачный опыт. Маме нужно сначала придержать кроху и постепенно отпускать руку.

«Не рекомендуется часто сажать карапуза в ходунки, поскольку велик риск искривления позвоночника. Эта игрушка формирует неправильную осанку, поэтому нужно отдавать предпочтение машинкам-каталкам или детским вожжам.»

Не нужно сразу же подбегать к упавшему крохе, жалеть и хватать на руки. Ему надо дать возможность подняться самостоятельно.

Читайте также:  Полисорб для ребенка 1 год

Навыки ребенка в 1 год зависят в первую очередь от его родителей, поэтому нужно постоянно с ним разговаривать, читать вслух сказки, вместе играть и всячески проявлять заботу и любовь. Не нужно ограничивать кроху и подавлять его самостоятельность, ведь так малыш получает бесценный опыт и развивается интенсивными темпами.

  • Маска ежедневная, экологичная HD печать;
  • Состав: 50% полиэстер, 50% хлопок;
  • Легко дышать, удобно носить, можно стирать неограниченное количество раз;
  • Более 100 интересных дизайнов ;
  • Произведено в России (наша компания получила статус “стратегически важного предприятия”);
  • Промокод – SUPERMASKI на скидку 5%, с 10 по 30.04. Скидка действует на маски от 599 руб!
  • ???? Повышенный спрос. Ограниченное предложение.

Источник наш сайт: https://vseposlerodov.ru/rebenok/zdorove-i-razvitie/razvitie-godovalogo-malysha

Статьи по теме, которые вас заинтересуют:

Как убрать растяжки после родов в домашних условиях

Сокращения матки в послеродовой период

Пупочная грыжа: признаки, стадии, лечение

Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца: обзор навыков и умений

Источник

Воспитание ребенка – важное и ответственное дело, особенно для молодых родителей, которые не обладают необходимым опытом. Чаще всего им сложно понять, соответствует ли их кроха нормам развития. Например, что должен уметь делать ребенок в 1 год? По каким критериям оценивать его навыки? Отметим, что каждый малыш индивидуален, поэтому четко выделенных стандартов нет и быть не может, но есть определенные нормы, которые для данного возраста являются обязательными. И если ребенок большинству из них не соответствует, то это повод посетить специалиста и разобраться в проблеме.

Развитие речи

В первый год жизни малыш прошел путь от крика к лепету, в его речи появилось даже несколько звукосочетаний, обладающих определенным смыслом и понятных родителям. А в возрасте одного года большинство детей произнесут свое первое осознанное слово.

Специалисты отмечают, что дети этого возраста должны обладать следующими речевыми навыками:

  • реагировать на речь взрослого и по интонации угадывать его настроение;
  • уметь произносить от 5 до 10 несложных слов, нередко сокращая их (например, «кися» вместо «кошка»), но понимая смысл;
  • в речи постепенно появляется все большее число звуков, ребенок с легкостью повторяет за взрослым различные слоги;
  • ребенок в состоянии выполнить простую просьбу родителей, особенно если она сопровождена понятным жестом (например, мама говорит «дай мяч» и указывает на него пальцем);
  • малыш реагирует на собственное имя, то есть соотносит себя и определенный набор звуков;
  • он знает слово «нет» и понимает, что оно означает запрет, отказ.

Родителям в этот период следует активно читать ребенку простые стишки и сказки, беседовать с ним. Речь мам и пап должна звучать правильно, быть примером для ребенка.

Особенности физического развития

Развитие ребенка в 1 год проходит стремительными темпами, малыш буквально каждый день учится чему-то новому, поражая родителей своими способностями. При этом каждый ребенок уникален и развивается с присущей только ему скоростью.

На основе работы с большим количеством детей специалисты выявили некоторые особенности физического развития в этом возрасте.

  • Средний вес – от 8,9 до 9,5 кг, но мальчики иногда достигают и 12 кг.
  • Рост девочек – 69-79 см, мальчиков – 70-80 см.
  • Средняя окружность головы – 45 см.
  • Окружность грудной клетки – 48,6 см.

Таковы средние параметры, незначительное отклонение от них не должно вызывать беспокойство. Однако если однолетка серьезно отстает от показателей физического развития, то необходимо посетить педиатра.

Основные умения

Родителей интересует, что должен уметь ребенок, которому уже исполнилось 12 месяцев. Список довольно обширен.

  • Большая часть малышей этого возраста в состоянии ходить самостоятельно, но допустимо также умение перемещаться исключительно на четвереньках.
  • Дети способны уместить в одной руке одновременно два различных небольших по размеру предмета. Могут перемещать предметы с одного места на другое.
  • Уверенно сидят без помощи мам и пап.
  • Могут сесть на корточки и подняться без участия родителей.
  • Способны лазать по лестнице вниз и вверх.
  • Смогут построить башню из кубиков в процессе игры, собрать пирамидку из 3-4 крупных колец.
  • Пританцовывать, выполнять несложные движения в такт заводной музыке.
  • Многие крохи могут без проблем кушать с ложки, пить из чашки, некоторые даже пытаются заполучить столовый прибор у родителей и есть полностью самостоятельно.

Малышам свойственно стремление к повышенной активности, они радуются каждому движению, не сидят на месте. Поэтому вялость и пассивность крохи должна стать сигналом для родителей – возможно, он заболел.

Восприятие

Ребенок, которому исполнился годик, начинает активно познавать окружающий мир, в этот период происходит совершенствование его мышления и восприятия. Вот почему родителям следует подготовить различные игрушки, играя с которыми, малыш будет делать для себя маленькие открытия. Очень интересны ему сейчас и практические навыки: некоторые дети пытаются сами пользоваться ложкой, отталкивая руку родителей. Именно сейчас малыши начинают группировать предметы по признаку – например, понимают, чем отличаются посуда и мебель.

Для детей 1 года свойственна повышенная эмоциональность, поэтому малыши часто плачут, вызывая у родителей недовольство. Следует помнить, что это специфика возраста и нервной системы, и не ругать малыша.

Внимание и память

Первый год жизни является очень важным для ребенка: его внимание, мышление и память подвержены серьезным изменениям. В 12 месяцев малыш становится все более самостоятельным, он умеет ориентироваться в квартире, знает, где лежат его игрушки, где расположена входная дверь. Также он узнает людей – уже не только маму и папу, но и дедушек с бабушками, даже маминых подруг и других мам, с которыми приходилось встречаться во время прогулок. Мозг ребенка постепенно накапливает информацию об окружающем мире, вот почему специалисты советуют беседовать с ним, рассказывать об окружающих предметах, даже если это кажется бесполезным, ведь ребенок все равно большую часть информации не поймет. На самом деле это очень помогает развитию его мышления и когнитивной сферы.

Читайте также:  Детские клиники для ребенка в 1 год

Внимание однолетки носит непроизвольный характер. Он не может длительное время играть с одной игрушкой – через 10 минут даже самое яркое и необычное развлечение потеряет для него всякую ценность. Однако постепенно способность ребенка концентрироваться будет совершенствоваться.

Если ребенок не обращает внимания на какую-либо игрушку, не стоит принуждать его, с возрастом интерес появится. Если же ребенка заставлять насильно, то возникнет лишь негативная реакция.

Эмоциональное развитие

Дети, которым уже исполнился годик, начинают выражать эмоции не только при помощи плача, но и используя мимику и различные звуки. Именно сейчас кроха начинает целовать маму, папу, любимые игрушки. Поэтому само его поведение становится более понятным для родителей, которым теперь гораздо проще определить, чего же он хочет. Нередко годовалый малыш начинает подражать взрослым, копируя их мимику и жесты.

Ребенок испытывает радость, когда получает в подарок новое развлечение, когда папа возвращается вечером домой. В этом случае он смеется. Но он понимает отказ и может расплакаться, услышав слово «нет».

Малыш уже умеет реагировать на несложные просьбы мамы: «покажи кису», «дай маме лялю».

Игры

Для развития речи малыша в 1 год следует разговаривать с ним, регулярно читать потешки, стишки, предлагать повторить несколько слов из прочитанного. Когда какой-либо текст хорошо запомнится, можно попросить кроху закончить предложение. Например: родитель читает «тень-тень», ребенок пытается произнести «на плетень». Это и поможет развитию речи, и будет формировать мышление ребенка.

Очень полезны пальчиковые и жестовые игры, которые одновременно тренируют мелкую моторику и способствуют развитию навыков речи. Поэтому необходимо делать пальчиковый массаж, надевать на пальцы малыша специальных кукол и помогать ему показывать простейшие сценки.

Жестовые игры отличаются многообразием.

  • Взрослый задает вопрос – «Сколько тебе лет»? и помогает малышу показать пальчик – «Один годик»!
  • Спрашивает «А где твоя мама?» — и помогает ребенку вытянуть палец вперед и указать на мать.
  • Интересуется «А как твои дела?» — малыш выпрямляет большой палец и направляет его вверх.

Не менее важно в этот период работать над расширением пассивного словарного запаса ребенка, поэтому мамам во время прогулок следует называть ребенку как можно больше предметов окружающего мира – постепенно они отложатся у него в памяти. Так же действовать нужно и дома, например, совершив покупки, рассказать ребенку все, что приобрели: это капуста, это свекла.

Важное значение имеют развивающие игры, которые помогут ребенку улучшить свои умения и навыки. Можно предложить ему порисовать красками и кистью на бумаге или же раскрасить готовую картинку. Не стоит ругать малыша, если он перепутает цвета, гораздо важнее то, что он совершенствует мелкую моторику и получает удовольствие.

Вместе с мамой ребенок, которому только исполнился годик, может бросать или ловить мяч, кормить куклу, катать машинку, укладывать игрушки спать. Задача родителя – следить за тем, чтобы в ходе игровой деятельности кроха случайно не пострадал.

Чтобы годовалый малыш чувствовал себя счастливым, важно подобрать для него игрушки, соответствующие возрасту. Дети очень любят копировать взрослых, поэтому такие развлечения, как посуда, телефон с крупными кнопками, куклы, мебель, будут интересны девочкам, а паровозики, машинки порадуют мальчиков. Также в арсенале должны быть и развивающие игрушки: кубики, пирамидки, матрешки.

Рекомендации родителям

Ребенок, которому уже исполнилось 12 месяцев, должен говорить до 10 слов, но необходимо уже сейчас работать над развитием его словарного запаса. Будут полезны упражнения по называнию различных знакомых малышу предметов: родитель указывает на предмет (например, на стул) и спрашивает: «Что это?»; ребенок пытается ответить, он может сказать правильно или же предложить комбинацию звуков, приближенную к слову стул. А может растеряться и не ответить вовсе. Далее мама или папа подводят итог «Это стул». Слово повторяется несколько раз.

Не стоит ожидать того, что если ребенку годик, то он быстро все запомнит и будет употребляться в речи новые слова. Это случится гораздо позднее, но важность работы над пассивным словарным запасом этот факт не отменяет. Кроме того, слушая правильную речь родителей, малыши постепенно начинают понимать, как им самим следует произносить звуки.

В 12 месяцев и позднее дети начинают активно проявлять интерес к бытовым навыкам, поэтому в игровой форме можно начать приучать малыша к горшку, учить мыть руки, умываться. Все это должно проходить под полным контролем взрослых. Специфика возраста такова, что ребенку следует предоставить больше свободы, поэтому мамам нужно как можно реже носить сына или дочку на руках, давая возможность ползать по полу, изучать комнату. Это поможет как физическому, так и интеллектуальному развитию крохи.

Если ребенок не ходит, а ползает, родителям важно научить его столь важному для дальнейшей жизни навыку. Сначала ребенок учится вставать. Для этого мама помещает его любимую игрушку на такую высоту, дотянуться до которой можно лишь стоя. Затем, когда малыш научится стоять уверенно, следует расставить на такой же высоте несколько игрушек, чтобы он начал перемещаться от одной точки к другой, делая первые шаги.

От мамы сейчас требуется твердость – если ребенок упал и заплакал, не стоит сразу бежать к нему, жалеть и помогать. Надо дать некоторое время, чтобы он мог подняться самостоятельно. Но если ребенок не справляется, помочь надо непременно и отложить тренировку на день.

Первый год жизни – важнейший этап в развитии малыша. Сейчас для него особое значение имеет эмоциональное общение с родителями, познание мира при помощи рассказов мамы и специальных игр, получение простейших навыков самообслуживания. Однако дети могут оказаться излишне эмоциональными, постоянно плакать, поэтому родителям предстоит пережить непростой период. Главное сейчас – проявить терпение, быть заботливыми и внимательными, тогда вознаграждением станет гармоничное развитие сына или дочери.

Источник