Фгос дошкольного образования о развитии ребенка с нарушением речи

Реализация ФГОС ДО: формирование целевых ориентиров у дошкольников с нарушениями речи в комплексной логопедической работе

Учитель-логопед МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 3 Кушнарёва Л.Н.

г.о.Химки

2016 – 2017 уч.г.

Реализация ФГОС ДО: формирование целевых ориентиров у дошкольников с нарушениями речи в комплексной логопедической работе.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Иными словами, достижение предметных результатов не является сегодня «суперзадачей». Сейчас уже все хорошо понимают, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с освоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок – её цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащийся становится активным участником деятельности или, как говорят психологи, её субъектом. В ФГОС НОО сформулированы «Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования»: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы, мы отчетливо понимаем, что формирование предпосылок учебной деятельности нужно начинать в старшем дошкольном возрасте. Доказано, что определенный уровень сформированности предпосылок учебной деятельности во многом определяет степень готовности детей к обучению в школе, особенности протекания периода адаптации. Вот почему в ФГОС ДО на решение задачи формирования предпосылок учебной деятельности обращает особое внимание (слайд 2): «Основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования выступают целевые ориентиры дошкольного образования, которые предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». Основными предпосылками учебной деятельности называются (слайд 3): определенный уровень произвольного поведения; способность действовать по речевой инструкции; возможность планировать собственную деятельность; осуществлять действие контроля и самоконтроля. Значение этих составляющих в общем контексте качеств, включаемых в понятие «готовность к школе» особенно ярко выступает в случаях их несформированности, что имеет место у детей с нарушениями речи. Навыки планирования, словесной регуляции деятельности в нужном объеме и качестве, как правило, у этих детей образуются плохо или не образуются совсем, и они приступают к обучению в школе, будучи недостаточно к этому подготовленными. Как только на уроках возникает необходимость проявить самостоятельность, решить более или менее сложную задачу, сделать выводы, дети пасуют, ждут помощи взрослого. В результате таких неудач у детей пропадает интерес к обучению.

Из всех необходимых предпосылок наиболее показательной в плане овладения речевой функцией является словесная регуляция деятельности. (слайд 4)Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование предпосылок учебной деятельности. Как формируются эти предпосылки в области речевого развития? И что необходимо для их успешного формирования? (слайд 5)

1. Для этого важен правильный выбор коррекционно-образовательной программы. Такой, чтобы в процессе обучения дошкольники с речевыми нарушениями, прежде всего, учились думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различия, т.е. учились учиться, и при этом овладевать всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка.

2. Базовой предпосылкой учебной деятельности является учебно-познавательная мотивация. От того насколько будет сформирована эта мотивация у старших дошкольников, в значительной мере зависит успешность их дальнейшего обучения в школе. Известно, что учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно эффективно формируется в игре. Поэтому, необходимо активно использовать дидактические игры, специально разработанные для закрепления нового материала. Для того, чтобы игра действительно стала методом обучения, а не развлечением, нужно проводить её на занятиях систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. При этом не забываем о том, что та игровая задача, которую мы ставим перед детьми, должна точно совпадать по содержанию с учебной задачей. Опыт использования игр на занятиях показывает, что знания детей растут, быстро формируется желание и умение учиться.

3. Остановимся на важнейших качествах – активности и самостоятельности. В формировании активности и самостоятельности ведущую роль играет стиль общения педагога с детьми. Для того, чтобы сформировать у детей умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, необходимо оценивать любой, даже неверный, но самостоятельно найденный способ решения; хвалить ребенка за саму попытку найти решение, а затем с помощью наводящих вопросов, которые задаются именно этому ребенку, вместе пытаться найти правильные ответы. Создание такой эмоционально комфортной обстановки для каждого, даже самого неумелого и незнающего, ребенка задача первостепенной важности, в значительной степени определяющая успешность всего последующего обучения, ибо она создаёт условия для формирования положительной мотивации учения в школе.

Читайте также:  Если ребенок отстает в развитие как это проявляется у ребенка

4. Одной из важных предпосылок учебной деятельности является умение решать учебные задачи (речевые, коммуникативные, творческие и др.). При решении учебной задачи ребенок впервые попадает в ситуацию, когда перед ним встает задача не что делать, а как делать. Главным результатом решения учебной задачи является усвоение способа ее решения. То, что предметом усвоения становится способ действия, представляет значительную трудность для определенной части детей. Они нуждаются в пошаговой помощи педагога и постоянном контроле.

5. Формируется умение работать по алгоритму и со временем оно становится универсальным. В ходе решения учебных задач первостепенное значение уделяется умению словесно описывать свои действия: объяснять, рассказывать, делать выводы.

6. Важной предпосылкой становления учебной деятельности является умение осуществлять контроль за способами выполнения своих действий и их оценка. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что она осуществляется на основе образца действия. Это определяет необходимость формирования у ребенка умения сопоставлять свои действия с образцом. Без данного умения осуществление учебной деятельности невозможно. Подготовку к учебной деятельности разумно начинать именно с формирования данного умения.

7. Все языковые отношения усваиваются дошкольниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей звукового состава слова. Именно построение моделей дает возможность формировать у дошкольников действия контроля и самоконтроля. Хорошим материалом для формирования этой предпосылки являются кроссворды. Внешне работа с кроссвордами выглядит не как учебная задача, а как своего рода развлечение. Но разгадать кроссворд ребенок может только опираясь на свои знания о написании гласных букв после твёрдых и мягких согласных звуков, умея «читать» модели.

8. В основу дифференциации обучения положен принцип учета сформированности предпосылок учебной деятельности дошкольника, знание педагогом того, какие ее компоненты у ребенка не развиты и на этой основе устранение возможных трудностей.

Программа речевого развития дошкольников с нарушениями речи базируется на изучении различных лексических тем, большинство из которых связано с формированием экологической культуры и экологических представлений.

(слайд 6)К старшему дошкольному возрасту у ребёнка формируются не только экологические знания, понятия, но и представления. Они составляют содержание речемыслительной деятельности и являются важной частью интеллектуальной готовности ребенка к школе.

(слайд 7)Экологические понятия составляют такие важные категории: живое – неживое; растения; животные. (слайд 8)Экологические представления отражают понимание ребенком взаимосвязи в природе, например:

– между средой обитания и окраской животного;

– изменением образа жизни животного в зависимости от сезонных изменений в неживой природе.

Оказывается, что у современного дошкольника при наличии экологических знаний зачастую нет четких, оформленных в речи понятий и представлений.

(слайд 9)В целом трудности детей сводятся к следующему:

– неумение выделить и обобщить существенные признаки;

– опора на частное, случайное или части воспринимаемого объекта;

– использование чувственного образа целиком, слитно с ситуацией;

– ребенок опирается на разные стороны объекта без продуктивного анализа и синтеза;

– выделение в объекте лишь знакомых сторон, не позволяющих познавать существенные связи и отношения;

– глобальность и слитность образов, слабая дифференциация, что препятствует развитию качеств ума: гибкости, критичности, самостоятельности.

Эти трудности преодолеваются, когда то, что воспринимает ребенок, связывается со словом. (слайд 10)Слово выполняет разные функции в процессе познания природы.

  1. Слово как название объекта.

Достигается быстрое и легкое различение сходных предметов и представлений о них. Например, услышав название новых фруктов, ребенок начинает отличать лимон, мандарин, хурму и пр. название предмета обеспечивает обобщенность сохраняющего образа, ведет к объединению предметов в категории: фрукты, овощи и т.д.

  1. Слово как средство анализа воспринимаемого объекта.

Процесс вычленения частей, сторон, признаков слова может принимать различные формы. Когда вычленение частей в целом предмета не сводится к их простому перечню, а ведется последовательно, систематично и дополняется анализом их взаимоотношений и связей, у ребенка складывается осмысленный образ: анализ непосредственно ведет к синтезу.

  1. Слово как средство фиксации самого существенного в объекте.
Читайте также:  Игры по развитию мелкой моторики у ребенка с дцп

Достигается благодаря специально подобранному слову, например, эпитету. При этом образ приобретает черты обобщенности и соединяется с понятием.

Особую роль в развитии экологических понятий и представлений играет развитие выразительности речи. Степень выразительности речи прямо связана со степенью понимания значения слова, побуждает ребенка переживать действительность, а не механически усваивать знания. (слайд 11)Необходимо вызывать эмоциональную отзывчивость на природные объекты и явления, стимулировать умение и желание любоваться и образно отражать впечатления в речи.

(слайд 12)В целом, развитие экологических понятий и представлений в дошкольном возрасте определяется:

– богатством словаря, владением обобщающими словами: если ребенок не знает обобщающего слова, то переходит в решении задачи к опоре на несуществующий признак;

– содержанием, которым оперирует ребенок, где должны выделяться существенные признаки предметов, явлений, процессов;

– обобщенностью и системность знаний об окружающем, что проявляется в подвижности знаний на основе включения в разные системы;

– умением использовать собственный опыт в решении задач.

(слайд 13)Направлениями работы по развитию экологических понятий и представлений выступают:

– обучение многостороннему анализу и синтезу;

– развитие подвижности ассоциаций;

– обучение раскрытию объективных признаков объектов и их видородовых групп;

– обогащение словаря обобщающими словами.

Задача взрослого состоит в том, чтобы побуждать ребенка обосновывать свои выводы.

(слайд 14)Работа по развитию экологических понятий и представлений выстраивается комплексно и охватывает всех участников педагогического процесса.

Рассмотрим некоторые примеры.

  1. Формирование номинативного словаря и семантического поля. (слайд 15)
  2. Закрепление нового материала в играх и упражнениях. (слайд 16)
  3. Построение моделей связного высказывания на материале изученной лексической темы. (слайд 17)
  4. Связь с другими видами деятельности. (слайд 18,19,20)
  5. Закрепление изученного с родителями. (слайд 21, 22, 23)
  6. Итоговые интегрированные занятия. (слайд 24, 25)
  7. Устранение мышечных зажимов и дыхательных спазмов. (слайд 26)

Источник

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно – тематическом планировании работы)

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения)

развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным , если мы создаем для этого условия)

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания, книга должна стать спутником детей)

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

Принципы развития речи: принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей

Читайте также:  Нормы развития восприятия ребенка 5 лет

1.Развите словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2.Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование

4. Развитие связной речи: Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Методы развития речи1.Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам) Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимых направлении системы дошкольного образования является:

Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.

Цель формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)

Задачи вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.

Формы чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей ,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания , но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровье сберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;(сегодня ИКТ начинают занимать свою нищу в воспитательном -образовательном пространстве ДО ,компьютерные программы ,интерактивный DVD, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры)
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

И закончить своё выступления бы хотела словами Чарльза Диккенса

Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Источник