Фетальный период развития ребенка

Фетальный период развития ребенка thumbnail

Период с начала 3-го месяца до конца внутриутробного развития называется плодовым, или фетальным периодом. В этот период происходит созревание тканей и органов, быстрый рост тела. В течение этого периода возникает немного пороков развития, но могут случаться деформации и разрушения. С целью диагностики врожденных пороков используют пренатальный скрининг. Кроме того, в этот период могут осуществляться вредные воздействия на ЦНС, может иметь последствия в виде расстройств поведения, неспособности к обучению и снижение интеллекта.

  • Особенности изменений плода в фетальном периоде
  • Клинические корреляции

Особенности изменений плода в фетальном периоде

Увеличение роста плода особенно заметно на 3-5-м месяцах беременности, а массы тела — в последние два месяца. В начале третьего месяца рост головы замедляется, а рост тела ускоряется. На третьем месяце размер головы составляет половину длины тела в сидячем положении (теменно-копчикового размера), на пятом месяце — треть длины тела в стоячем положении (теменно-пяточного размера), а при рождении — 1 / 4 этой длины.

На третьем месяце развитие лица плода становится подобным человеческому. Глаза смещаются с боковой на вентральную поверхность, уши приближаются к своей окончательной позиции. Конечности достигают своей необходимой длины относительно остального тела, хотя нижние конечности остаются короткими и менее развитыми, чем верхние. До 12-й недели в длинных костях и черепе появляются первичные центры окостенения. Внешние половые органы до 12-й недели достигают такого развития, что пол плода можно определить при ультразвуковом исследовании. На 6-й неделе петли кишки вызывают выбухание пупочного канатика («пупочная грыжа»), но до 12-й недели они втягиваются в брюшную полость. Мышечные движения плода слабые и еще не ощущаются матерью.

Увеличение длины и массы тела плода в фетальном периоде

Возраст, нед.Теменно-копчиковый размер, смМасса тела, г
9-12 5-810-45
13-169-1460-200
17-2015-19250-450
21-2420-23500-820
25-2824-27900-1300
29-3228-30900-1300
33-3631-342200-2900
37-3835-363000-3400

В течение четвертого и пятого месяцев плод быстро растет в длину и в конце первой половины внутриутробной жизни его копчиковой-теменной размер составляет 15 см, а масса плода не достигает 500 г. Плод покрывается нежным волосами — лануго, появляются брови и волосы на голове. Начиная с 20 нед, а иногда и раньше, движения плода четко различаются матерью.

Во второй половине фетального периода масса плода значительно увеличивается, особенно в течение последних двух с половиной месяцев, когда плод набирает массу 50% от массы при рождении.

На 6-м месяце кожа плода имеет красноватый цвет и морщины в связи с нехваткой соединительной ткани. Дыхательная и нервная системы и их координация недостаточно развиты.

В течение последних двух месяцев плод приобретает выраженные округлые контуры вследствие отложения подкожного жира. Кожа покрывается беловатым жировым веществом, которое состоит из продуктов секреции сальных желез.

В конце девятого месяца головка плода имеет наибольшие размеры из всех частей тела, что является важным в связи с тем, что она обычно первой проходит через родильный канал. Масса плода превышает 3000-3400 г, длина от макушки до пят — более 50 см. Половые органы хорошо развиты, яички опущены в мошонку.

Беременная женщина

Клинические корреляции

Рождение плода происходит примерно через 266 суток, или 38 недель после оплодотворения. Ооцит является способным к оплодотворению в течение 12 ч после овуляции, тогда как сперматозоиды сохраняют эту способность в течение 6 суток. Так что большинство беременностей наступает в одну из шести суток, предшествующих овуляции.

Вычисление гестационного возраста плода проводится с первого дня последней нормальной менструации. Этот метод является достаточно точным при 28-дневном менструальном цикле, но при нерегулярных циклах возможны существенные ошибки. Так, время между овуляцией и следующей менструацией достаточно постоянное (14 ± 1 сутки), но время между овуляцией и предварительной менструацией может сильно варьировать. Кроме того, беременная может иметь маточное кровотечение примерно через 14 дней после оплодотворения в результате эрозивной активности имплантированной бластоцисты.

Большинство родов происходит в промежутке 10-14 дней от удержанного срока. Плоды, которые рождаются раньше срока родов, считаются незрелыми, а плоды, которые рождаются позже этого срока — перезрелыми.

Большую роль в определении гестационного возраста плода играет ультразвуковое исследование, которое обеспечивает точные измерения (ошибка 1-2 суток) теменно-копчикового размера в период от 7 до 14 нед развития. В промежутке между 16 и 30 нед развития для оценки гестационного возраста измеряют бипариетальный размер (диаметр) головки, окружность головки и живота и длину бедра. Точное измерение гестационного возраста имеет большое значение для акушерской тактики (недоношенность, переношенность, задержка роста плода, многоплодная беременность и др.).

Задержка внутриутробного развития (ЗВУР) плода характеризуется 10% и более дефицитом массы плода по отношению к ожидаемой в данном гестационном возрасте. Встречается с частотой 1:10 новорожденных; такие дети имеют высокий риск аномалий развития, неврологических расстройств, аспирации мекония, гипогликемии, гипокальциемии, синдрома дыхательных расстройств (РДС-синдрома). Причинами ЗВУР могут быть хромосомные аномалии (10%), тератогены, внутриутробные инфекции (ТОКСН-инфекции: краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, герпес и др.), материнские гипертензивные расстройства, плацентарная недостаточность, употребление матерью алкоголя, табака, наркотиков и т.п.

Основным стимулятором роста до и после рождения является инсулиноподобный фактор роста-1 (ИСР-1), который имеет митогенное и анаболическое действие. Уровень ИСР-1, продуцируемый эмбриональными тканями, коррелирует с ростом плода. Мутации гена ИСР-1 приводят к задержке внутриутробного роста, задержка роста продолжается и после рождения.

Постнатальный рост, в отличие от пренатального, зависит от действия гормона роста. Гормон роста связывается с соответствующим рецептором, который активирует путь сигнальной трансдукции, следствием чего является синтез и секреция ИСР-1. Мутации гена, кодирующего синтез гормона роста, приводят к карликовости Лярона, характеризующейся задержкой роста, гипоплазией средней части лица, ограниченным разгибанием локтей, голубыми склерами. Такие индивиды обычно не ЗВУР при рождении, так как продукция ИСР-1 во время эмбрионального развития не зависит от гормона роста.

Источник

Отдельныеткани и органы формируются в различные периоды роста эмбриона и плода.При этом ткани организма в момент максимальной интенсивности процессовдифференцировки становятся высоко чувствительными к повреждающимвоздействием внешней среды (ионизирующая радиация, инфекции, химическиеагенты). Такие периоды, для которых характерна повышеннаячувствительность к воздействию повреждающих факторов, называют«критическими периодами эмбриогенеза». Вероятность формированияотклонений в развитии в критические периоды наиболее высока.

Период бластогенеза

По данным ВОЗ первый критический период развития приходится на первые 2 недели развития – период бластогенеза. Ответная реакция в этот период реализуется по принципу «всё или ничего», то есть зародыш либо погибает, либо, в силу своей повышенной устойчивости и способности к восстановлению, продолжает нормально развиваться. Морфологические нарушения, возникающие на этом сроке, называют «бластопатиями». К ним относят анэмбрионию, формирующуюся вследствие ранней гибели и резорбции эмбриобласта, аплазию желточного мешка и др. Некоторые исследователи к бластопатиям относят эктопическую беременность и нарушения глубины имплантации развивающегося зародыша. Большая часть зародышей, поврежденных в период бластогенеза, а также те, которые образовались из дефектных половых клеток, несущих мутации, в этот период элиминируется путем спонтанных абортов. По данным научной литературы частота прерывания беременности на этом сроке составляет около 40% от всех состоявшихся беременностей. Чаще всего, женщина даже не успевает узнать о ее наступлении и расценивает эпизод как задержку менструального цикла.

Эмбриональный период

Второй критический период внутриутробного развития продолжается от 20-го до 70-го для после оплодотворения – это время максимальной ранимости зародыша. Весь эмбриональный период – с момента имплантации до 12 недели, – является очень ответственным периодом в развитии человека. Это время, когда происходит закладка и формирование всех жизненно важных органов, формируется плацентарный круг кровообращения, зародыш приобретает «человеческий облик».

Фетальный (плодный) период

Фетальный период длится с 12 недели до момента рождения. В это время происходит созревание организма – тонкая дифференцировка органов и тканей, сопровождающаяся быстрым ростом плода. При влиянии неблагоприятных факторов на развивающийся организм во время эмбрионального периода формируются так называемые «эмбриопатии», которые проявляются пороками развития. Те же вредности, влияющие на плод во время фетального периода, провоцируют развитие фетопатий, для которых морфологические пороки не характерны. Частота эмбриопатий достаточно высока – спонтанными абортами в эмбриональном периоде заканчивается не менее 10% зарегистрированных беременностей.

В первые 2-3 месяца внутриутробной жизнипроисходит интенсивное деление клеток и формирование тканей и органов.Благодаря делению, росту и переселению клеток каждая часть телаприобретают определенные очертания – осуществляется процессморфогенеза. В основном процессы морфогенеза завершаются на 8-ой неделеразвития. Основываясь на знаниях о сроках формирования органов, можноделать заключения о развитии врожденных пороков в связи с воздействиемна эмбрион конкретных вредностей. Например, в литературе накопленомного данных о тератогенном действии противосудорожных препаратов, вчастности, вальпроата. Этот препарат может индуцировать комплексврожденных аномалий, в том числе, сочетание спинномозговой грыжи сдефектом межжелудочковой перегородки сердца. Такие пороки могутнаблюдаться при вальпроатном синдроме, однако для этого необходимо,чтобы женщина принимала препарат до 8 недели беременности, так как кэтому сроку завершается смыкание межжелудочковой перегородки иформирование позвоночного канала.

Нарушения развития в плодном периоде называетфетопатиями (от лат «fetus» – плод). Пороки развития в этот периодмогут возникнуть лишь в органах, не окончивших своего формирования(ткань головного мозга, зубы, гениталии, лёгкие). Для этого периодахарактерно формирование так называемых «вторичных» пороков развития –то есть искажения развития нормально сформированных органов вследствиевоспалительных процессов (например, токсоплазмоз, вирусные инфекции)или нарушений созревания, приводящих к формированию дисплазий илигипоплазий органов и тканей.

Способность реагировать воспалительными процессамина инфекционное повреждение у плода формируется после 5-го месяцаразвития. Также свой вклад в патологию плодного периода вносятнарушения обмена веществ и хронические интоксикации у матери, вкачестве примера можно привести диабетическую и алкогольную фетопатию.Из нарушений внутриутробного развития наибольшее клиническое исоциальное значение имеют врожденные пороки развития (ВПР).

Современная наука считает, что не менее 50% всехВПР имеют комплексную многофакторную природу, то есть образуются подвлиянием наследственных и средовых факторов, тогда как 5% ВПРиндуцировано тератогенными воздействиями. К тератогенным воздействиямотносят любую вредность, под влиянием которой может сформироваться ВПР.

Известно несколько сотен тератогенных факторов, однако практическое значение у человека имеют всего лишь несколько:

  • Эндокринные заболевания матери (сахарный диабет);

  • Физические воздействия (температурные или ионизирующие);

  • Химические вещества, к которым относятся некоторые медикаменты (ретиноиды, вальпроевая кислота, талидомид и др.) и алкоголь;

  • Биологические факторы (инфекции – токсоплазмоз, краснуха и др.)

Часть этих факторов способны индуцироватьопределенные тератологические синдромы, хорошо известные врачам во всеммире. Эти синдромы могут реализовываться как эмбрио- или фетопатии, взависимости от конкретного фактора и срока беременности, на котором онвоздействует.

Реализациятератогенного эффекта зависит от многих составляющих, часть из которыхопределяется биологией зародыша. Вот наиболее весомые составляющие,определяющие степень повреждающего действия тератогена:

  • Природа тератогена;

  • Доза тератогена;

  • Продолжительность воздействия;

  • Возраст зародыша или плода;

  • Генетическая предрасположенность формирующегося организма;

  • Генетические особенности организма матери, а именно: функционирование системы детоксикации ксенобиотиков, нейтрализации свободных радикалов и др.

В развитии человеческого организма наиболееуязвимыми являются 1-ый и 2-ой критический период онтогенеза – этоконец 1-ой начало 2-ой недели после оплодотворения и 3-6 неделибеременности. Воздействие вредностей именно в течении 2-го периодаприводит к формированию наибольшего количества ВПР.

Кроме критических необходимо учитыватьтерминационные периоды действия тератогена – то есть предельный срокбеременности, в течение которого неблагоприятный фактор можетиндуцировать аномалии развития. Этот период определяется срокамизавершения формирования органа и отличается для различных органов итканей, например, грубый порок развития мозга – анэнцефалия, можетсформироваться под воздействием тератогенных влияний до 8 неделибеременности, тогда как дефекты межжелудочковой перегородки сердца – до10-ой недели.

Значение генетической составляющей формирующегосяорганизма можно продемонстрировать на примере талидомидного синдрома иалкогольной фетопатии. Талидомидный синдром сформировался лишь у 20%детей, матери которых во время беременности на одних и тех же ее срокахпринимали одинаковые дозы талидомида.

Влияние тератогенных факторов чаще всегореализуется в виде развития множественных пороков и аномалий развития,формирование которых зависит от дозы повреждающего агента,продолжительности его воздействия и срока беременности, на которомпроизошло неблагоприятное влияние.

источник    https://www.embriotox.ru/index.php?cf=page&page=56

Источник

“Дети – это завтрашние судьи наши,
это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые
идут в мир на великую работу строительства новых
форм жизни”.
М. Горький

Внутриутробный период продолжается
от момента зачатия до рождения и состоит из двух
фаз: эмбриональной (первые 2 месяца) и фетальной
(3-9 месяц). У человека внутриутробный период длится
в среднем 280 дней, или 10 лунных месяцев (~ 9 календарных).
В акушерской практике зародышем (эмбрионом) называют
развивающийся организм в течение первых двух месяцев
внутриутробной жизни, а с 3 до 9 месяца – плодом
(foetus), поэтому этот период развития называют
плодным, или фетальным.

Благодаря сокращению мышечной оболочки
и движению ресничек эпителия (внутренней оболочки)
яйцевода яйцеклетка (женская половая клетка) продвигается
по маточной трубе, а навстречу ей двигается огромное
количество сперматозоидов (мужских половых клеток).

Оплодотворение – это слияние
яйцеклетки и сперматозоида. Оно происходит в верхней
трети яйцевода. Наилучшие условия для этого обычно
в пределах 12 ч. после выхода яйца из яичника (овуляции).
Многочисленные сперматозоиды приближаются к яйцеклетке,
окружают ее, вступают в контакт с ее оболочкой.

Однако в яйцеклетку проникает только
один, после чего вокруг яйцеклетки образуется оболочка
оплодотворения, препятствующая проникновению других
сперматозоидов. В результате слияния двух ядер с
галоидными наборами хромосом (у человека 46 хромосом,
т.е. 23 пары – диплойдный набор; в зрелых половых
клетках число хромосом становится простым, непарным
или гаплойдным, т.е. от каждой пары хромосом индивида
в половой клетке остается только одна) образуется
диплоидная зигота (клетка, которая является одноклеточным
организмом нового дочернего поколения).

К концу первых суток после оплодотворения
начинается первый период развития зародыша – дробление
(у человека дробление полное и асинхронное, т.е.
в результате клетка напоминает по форме ягоду малина).
Процесс дробления происходит в яйцеводе и заканчивается
через 3-4 суток, по мере продвижения зародыша, так
же как и яйцеклетки, обеспечивается перистальтическими
сокращениями мышц стенки яйцевода и колебанием ресничек.

Питание зародыша осуществляется благодаря
запасам желтка в яйцеклетке. В результате процесса
дробления образуется многоклеточный зародыш с полостью
внутри (бластула – шаровидный однослойный зародыш,
полость – бластоцель), который через пять суток
попадает в матку. Около двух суток он остается в
ее полости, (яйцеклетка движется к месту прикрепления
имплантации). Матка имеет толстые мышечные
стенки и выстлана слизистой оболочкой.

На 7-е сутки после оплодотворения
зародыш начинает внедряться в слизистую благодаря
выделению ферментов, разрушающих ее, и постепенно
погружается в нее (процесс продолжается 48 часов).
Наружный слой зародыша начинает вырабатывать гормон
под названием хориальный гонадотропин. Именно он
сигнализирует организму матери: наступила беременность,
нужно перестраиваться! Одновременно на 7-е сутки
начинается процесс гаструляции (образование зародышевых
листков), а также образование зародышевых оболочек,
обеспечивающих необходимые условия для развития.

На 14-15-е сутки устанавливается
непосредственный контакт между ворсинками формирующихся
оболочек зародыша и сосудами матери, в результате
чего питание и снабжение зародыша кислородом начинает
осуществляться непосредственно из крови матери (к
этому моменту запас питательных веществ в яйцеклетке
истощен). Начинается образование пуповины и плаценты
– детского места (3-я неделя), которое все
девять месяцев будет обеспечивать ребенка кислородом,
питанием и выводить ненужные для его организма вещества.
За гаструляцией следует дифференцировка зародышевых
листков и процессы органогенеза (закладывается хорда
– предтеча позвоночника; возникают первые кровеносные
сосуды). 21-й день – уже сформировалось и
стало биться сердце! Формируется головной и спинной
мозг.

На 4-ой неделе формируются
глазные впадины, появляются зачатки ручек и ножек.
Эмбрион напоминает крошечную ушную раковину и окружен
небольшим количеством околоплодных вод. Начинаются
закладка и развитие внутренних органов: кишечника,
печени, почек, мочевыводящих путей. Совершенствуются,
развиваются сердце и мозг. Его рост к концу первого
месяца – 4 мм. К 35-му дню начинают формироваться
нос и верхняя губа. Если в это время нормальное
развитие плода нарушено, зачатки могут не срастись
как положено, и ребенок родится с “заячьей губой”.

На 6-ой неделе продолжают расти
ручки и ножки, только пальчиков на них пока нет.
Образовался важнейший орган иммунной системы – вилочковая
железа (тимус). Она имеет размеры большие, чем все
эндокринные железы, вместе взятые. Ее роль на этот
момент не выяснена досконально, однако, можно с
уверенностью утверждать чрезвычайную важность тимуса
для развития плода: по-видимому, вилочковая железа
сама осуществляет иммунологический надзор за развивающимися
клетками ребенка или же принимает в этом процессе
активное участие.

На 7-ой неделе совершенствуется
строение сердечка: формируются перегородки, крупные
сосуды, сердце становится четырехкамерным. В печени
уже появились желчные протоки, бурными темпами идет
развитие эндокринных желез. Растет, развивается
мозг. Оформились ушные раковины, на конечностях
появились пальчики. Эмбрион уже двигается, но пока
слишком мал, чтобы мать эти движения почувствовала.

На 8-ой неделе интенсивнейший
процесс развития внешних и внутренних органов, особенно
половых. До 8 недель пол по внешнему виду определить
было невозможно. Теперь под влиянием генов Y-хромосомы
у мальчиков формируются мужские гонады (яички) и
начинают вырабатывать тестостерон – мужской половой
гормон. А у девочек наружные половые органы пока
не изменены. К концу 8-й недели завершается
зародышевый период развития: все основные структуры
и системы органов дифференцированы (рост к концу
второго месяца – 3 см).

С 9-й недели начинается плодный
период. Одна из оболочек – водная – выделяет околоплодные
воды, в которых и развивается плод. Формируются
твердое небо, рот. Продолжают развиваться внутренние
органы, особенно интенсивно печень, что очень важно,
ибо до 20-й недели именно печень – основной
кроветворный орган ребенка. Идет активный рост мышц
на ручках и ножках, связочного аппарата. Теперь
плод в состоянии двигаться. Движения пока можно
назвать хаотичными: основной их координатор – мозжечок
еще не созрел.

На 10-ой неделе завершилось
развитие глаз, но они еще закрыты крохотными веками.
Нос, уши, губы доведены природой до человеческого
“стандарта”. Самое главное – завершилось формирование
рта и всего кишечного тракта: удлиняется, закручивается
в петли кишечник, “оформляется” прямая кишка. Уже
возможен акт глотания у плода. Сформированы оба
полушария головного мозга, начинает развиваться
мозжечок. Скоро ребенок будет двигаться не хаотично,
а плавно, реагируя на движения матери и внешние
шумы.

На 11-ой неделе продолжается
окостенение скелета. Начинает формироваться голосообразующий
аппарат. Но голосовые связки пока не в состоянии
вибрировать: слишком нежны! Дальнейшее развитие
получают эндокринные железы, почки, печень. Формируются
лимфоузлы.

К концу 12-й недели заканчивается
образование плаценты и сердце плода бьется с частотой
130-150 ударов в минуту (рост – 9 см). К концу третьего
месяца внутриутробной жизни ребенок двигает ручками
и ножками, сжимает кулачки, поворачивает головку,
открывает рот, глотает, даже пробует сосать свой
собственный пальчик. Внутриутробное развитие у человека
продолжается 38-40 недель. Продолжается дальнейшее
развитие систем органов. После его завершение наступают
роды. Процесс родов регулируется гормонами, которые
вызывают сокращение матки и изгнание плода. С момента
рождения у ребенка начинаются самостоятельное дыхание
и функционирование пищеварительной и выделительной
систем.

После рождения процесс развития продолжается.
Организм человека проходит следующие основные периоды:
грудной, ясельный, дошкольный, школьный (включает
период полового созревания), зрелости и старости.
Индивидуальное развитие каждого организма (онтогенез)
заканчивается смертью.

Кандидат медицинских наук, Анастасия Топоркова

Смотрите также:

У нас также читают:

Источник