Фельдштейн периодизация развития ребенка

Фельдштейн периодизация развития ребенка thumbnail

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

К интересным выводам пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. По его мнению, активизация одной стороны деятельности не вытесняет, не заменяет другую ее сторону, обеспечивая лишь новые возможности для развития личности. В этом процессе четко прослеживаются закономерности обратного действия. Она имеет место на всех этапах онтогенеза. Например, у младшего школьника в процессе учебной деятельности активизируется предметно-практическая, познавательная сфера. В процессе познавательной активности ребенка появляются такие новообразования, как произвольность, рефлексия, а они вызывают потребность осознать собственное поведение и овладеть нормами взаимоотношений, что характерно для подростка. У него активно формируется самосознание, развивается социальная активность. Поскольку активность развивается в общественно полезной деятельности, где подросток реализует себя для других, то он начинает стремиться к практической деятельности, которой занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.

В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:

1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.

2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.

Именно уровни социального развития наиболее благоприятны для формирования личности, ее стержневых качеств, а значит, для системы воспитательных воздействий, которые должны обеспечить школа и общество в целом.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Опубликовано в Возрастная психология и психология развития. Шпоры.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

Концепция Д.Б.Эльконина. (отличие от Ш концепции – периодизация психического развития) Основана на идее смены ведущего типа деятельности. Он утверждал, что человеческое действие двулико. Оно содержит мотивационную сторону (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «ради чего деятельность выполняется») и операционально-техническую (компоненты деятельности, которые отвечают на вопрос «как деятельность выполняется»).(по Гиппенрейтер) В развитии сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, иначе предметные действия не имели бы смысла. А затем происходит освоение операционально-технической стороны деятельности. И в развитии чередуются два вида деятельности. За деятельностью ориентации в системе  человеческих отношений следует деятельность ориентации в способах употребления предметов. Мотивационная сторона деятельности формируется в системе «ребенок-взрослый» и доминирует в деятельности ориентации в системе человеческих отношений. Операционально-техническая сторона деятельности формируется в системе «ребенок-предмет» и доминирует в деятельности ориентации способах употребления предметов. Эльконин пересмотрел проблему «ребенок и общество» и сформулировал ее как «ребенок в обществе». Это существенно изменило взгляды на систему «ребенок – вещь» и «ребенок – отдельный взрослый». Система «ребенок – вещь» превратилась в систему «ребенок – общественный предмет» – это означает, что на первый план для ребенка в предмете выступают общественно выработанные способы действия с ним; а система «ребенок – отдельный взрослый» превратилась в систему  «ребенок – общественный взрослый» – ребенок моделирует социальные роли.

Концепция периодизации психического развития Д.М. Фельдштейна.

Концепция Д.И.Фельдштейна. Периодизация развития личности, основана на идее смены ведущей роли деятельности. Он рассматривал 2 позиции ребенка в отношении с обществом. 1. Я и Общество. Акцент делается на себя. Ребенок стремится выделить себя, противопоставить себя другим, понять свое место в обществе. Эта позиция особенно активно развертывается в те периоды, когда ведущей деятельностью является ориентация в системе отношений (сюжетно-ролевая игра, деятельность общения) – это дошкольный и подростковый возраст. 2. Я в Обществе. Она касается стремления ребенка найти свое место наряду с другими в системе общественных отношений. Поэтому предметно-практическая сторона деятельности, в которой происходит освоение норм социальных отношений, способствует формированию позиции «Я  среди других» или «Я в Обществе». Позиция «Я в Обществе» формируется, когда ведущей деятельностью является предметная деятельность – это раннее детство, младший и старший школьный возраст (или ранняя юность).

Фельдштейн периодизация развития ребенка

Фельдштейн периодизация развития ребенка

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Источник

Д.И.Фельдштейн исследует закономерности и строит перио­дизацию развития личности в онтогенезе на основе выявления ха­рактера, особенностей и этаповсоциального развития индивида.Личностью ребенок становится только в результате осуществле­ния деятельности, совершаемой вначале с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Одной из важнейших закономерностей социального развития является изменение социальной позиции личности.

Различаются два типа рубежей межуровневого социального развития индивида — промежуточные и узловые. Промежуточные рубежи развития связаны с переходом ребенка из одного периода онтогенеза в другой. Узловые рубежи представляют собой качест­венные сдвиги в социальном развитии, переход ребенка на новый этап онтогенеза.

В социальном развитии автор выделяет три этапа: 1) до трех лет — социализация в форме освоения предметных действий дру­гих; 2) с трех лет — осознание своего Я, первые моменты самоут­верждения, освоение норм человеческих отношений, ориентация на оценку общества; 3) с 10 лет — стремление подростка утвердить свое Я в системе общественных отношений. Эти этапы составляют две фазы становления личностив период от рождения до зрелос­ти. На первой фазе — детства (от 0 до 10 лет) — происходит станов­ление личности на уровне еще не развитого самосознания. На второй фазе – подростничества (от 10 до 17 лет) – происходит активное формирование самосознания, становление социальной позиции общественно ответственного субъекта.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА (ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ)

НОВОРОЖДЕННОСТЬ

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попада­ет в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воз­душная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям, р-ку помогают наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы. Какие же безусловные ре­флексы имеет новорожденный?

Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосно­вении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полнос­тью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пище­вым сосредоточением».

Среди безусловных рефлексов выделяются защитные и ориен­тировочные. Некоторые рефлексы являются атавистическими — они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называе­мый иногда «обезьяньим», пропадает уже на втором месяце жизни.

БЕЗУСЛОВНЬЕ РЕФЛЕКСЫ НОВОРОЖДЕННОГО

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы ребен­ка Глаза закрываются
Поворот головы ребенка направо Подбородок поднимается, правая ру­ка вытягивается, левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь ребенка Пальцы ребенка сжимаются и раз­жимаются
Нажатие пальцем на подошву ребен­ка Пальцы ног сжимаются
Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке Большой палец ноги поднимается, остальные — вытягиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего ребенка живо­том вниз Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается в определенном положении на коленях матери, у него возникают сосательные движения. Но в целом образование усл. рефл-в характерно для более позднего времени.

Как можно описать психическую жизнь новорожденного? Мозг маленького ребенка продолжает развиваться, он не вполне сфор­мирован, п.э. психическая жизнь связана, главным образом, с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Ощущения новорожденного недифференцированны и неразрывно слиты с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому гово­рить о «чувственных эмоциональных состояниях или эмоциональ­но подчеркнутых состояниях ощущений».

Важные события в психической жизни ребенка — возникнове­ние слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, скажем, хлоп­нувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Позже, на 3—4 неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Зри­тельное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоя­нии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выде­ляться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слу­ховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию ак­тивный характер.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощ­ным. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику (социальной ситуации развития младенца.

Новорожденный, приобретя способность реагировать на голос ухаживающей за ним матери, видеть ее лицо, устанавливает с ней новые тонкие эмоциональные связи. Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбать­ся. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления». Комплекс оживления, включающий истинно челове­ческую особенность — улыбку, — знаменует собой появление первой социальной потребности — потребности в общении. А становление у ребенка потребности в общении означает, что он в своем психическом развитии переходит в новый период. Заканчи­вается переходный этап новорожденности. Начинается собственно младенчество.

Date: 2015-07-01; view: 381; Нарушение авторских прав

Источник

Феьдштейн полагает, что социальное развитие личности происходит по двум взаимосвязанным линиям: СОЦИАЛИЗАЦИЯ (овладение общественным опытом, его присвоения) и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ (приобретение самостоятельности, относительной автономии). Но личностью ребенок становится в результате осуществления САМОУПРАВЛЕНИЯ (в начале с помощью взрослых, а затем самостоятельно).

Главные узлы онтогенеза развития социальной зрелости личности:

До 3 лет, когда ребенок осознает наличие других людей.

С 3 лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается – «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений. Начинает ориентироваться на оценку взрослых. Появляется потребность в значимой и общественной оценке детей.

С 10 лет, когда появляется потребность утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. Происходит осознание общения. Развивается самоуправление. Развивается личность.

Периодизация А. Петровского

Развитие личности – высшая цель и высший уровень психического развития растущего человека, аккумулирующего результаты развития и познавательной, и социальной активности. Поэтому Фельдштейн полагает, что при изучении психического развития ребенка (имея в виду воспитание его как личность), не следует отчленять психическое развитие от развития личности, а следует рассматривать психическое развитие в единстве с развитием личности.

Социально – психологическую периодизацию формирования личности предлагает и А.В. Петровский. Он указывает, что для каждого возрастного периода ведущим является не монополия конкретной деятельности, а деятельностно – опосредованный тип взаимоотношений, которые складываются у ребенка с наиболее референтной для него в этот период группой. Эти взаимоотношения опосредуются содержанием и характером деятельности, которые задает эта референтная группа, и общением, которое в ней складывается.

Соответственно внутри каждого периода Петровский предлагает выделить 3 следующие друг за другом МИКРОФАЗЫ.

Я МФ – АДАПТАЦИЯ – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.

Я МФ – ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ – поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности.

Я МФ – ИНТЕГРАЦИЯ – общность одобряет и культивирует лишь те индивидуальные особенности личности, которые соответствуют ее ценностям и т.д. Эти фазы могут протекать как последовательно, так и параллельно, а также с частичным наложением друг на друга.

В схемах периодизации Выготского – Эльконина и Петровского признается центральное положение социальной ситуации развития в характеристики возрастного периода. Однако если Выготский делает акцент на самодвижение развития, то Петровский – на социальном процессе социализации и соответствующих изменениях личности, что приводит к анализу отношений «индивид – группа». Признавая доминанту возрастного развития, Петровский считает, что детерминантой перехода на новый этап развития личности являются социальные факторы внешние по отношению к индивиду, в то время как для Выготского определяющими могут быть лишь факторы ставшие уже достоянием личности двух вариантов развития, возможные в каждом возрастном этапе.

На каждом возрастном этапе, в определенной социальной среде ребенок проходит три фазы в своем личностном развитии.

Каждая фаза развития личности в группе имеет свои трудности. Ребенку необходимо быть таким, как все.

Я фаза адаптации. При неудачной адаптации у ребенка может появиться конформность, безынициативность, неуверенность в себе. Это эпоха детства.(АД – ИНД)

Во 2-ой фазе ребенок должен максимально проявить индивидуальные особенности – фазе индивидуализации. При неудачной индивидуализации может появиться негативизм, агрессивность, неадекватно завышенная самооценка. Это эпоха отрочества (ИНД – АД)

В 3-й фазе ребенок сохраняет те свои индивидуальные черты, которые отвечают потребностям группового развития- происходит интеграция. А дезинтеграция в группе приводит либо к изоляции ребенка, либо к его вытеснению. Это эпоха юности (ИНТ- ИНД).



Источник

К интересным
выводам пришел в своих работах Д.И.
Фельдштейн. По его мнению, активизация
одной стороны деятельности не вытесняет,
не заменяет другую ее сторону, обеспечивая
лишь новые возможности для развития
личности. В этом процессе четко
прослеживаются закономерности обратного
действия. Она имеет место на всех этапах
онтогенеза. Например, у младшего школьника
в процессе учебной деятельности
активизируется предметно-практическая,
познавательная сфера. В процессе
познавательной активности ребенка
появляются такие новообразования, как
произвольность, рефлексия, а они вызывают
потребность осознать собственное
поведение и овладеть нормами
взаимоотношений, что характерно для
подростка. У него активно формируется
самосознание, развивается социальная
активность. Поскольку активность
развивается в общественно полезной
деятельности, где подросток реализует
себя для других, то он начинает стремиться
к практической деятельности, которой
занимается старший школьник.

Д.И. Фельдштейн
вводит представление о чередующемся
развитии двух личностных позиций
ребенка: Я в обществе и Я и общество.
Первая позиция характеризуется
преобладанием процесса социализации.
Новые отношения с людьми делают
неопределенными контуры личности
ребенка, он податливо отзывается на
влияние общества. Вторая позиция
выступает как процесс индивидуализации.
Ее содержанием является осознание себя
в качестве субъекта общественных
отношений. Позиция субъекта, согласно
Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего
ребенка, в шесть лет она сменяется его
установкой на новые социализирующие
воздействия. Однако у подростка в период
от 10 до 15 лет, на основе развития сознания
и самосознания, вновь преобладает
позиция Я и общество.

В целом в
исследованиях подчеркивается, что на
протяжении всего развития личности в
онтогенезе имеют место различные уровни
социальной зрелости личности, но главные
узлы этого развития отражаются в трех
этапах:

1. До трех
лет, когда малыш осознает наличие других
людей.

2. С трех
лет, когда ребенок осознает свое Я.
Самоутверждается Я сам, осваивает нормы
человеческих отношений, пытаясь уже
ориентироваться на оценку взрослых,
что в первую очередь определяется
потребностью в общественно значимой и
общественно оцениваемой деятельности.

3. С десяти
лет, когда подросток стремится утвердить
свое Я в системе общественных отношений.
Этот этап уже предполагает и осознание
общения, и самоуправление в процессе
общения, т.е. развитую личность.

Именно
уровни социального развития наиболее
благоприятны для формирования личности,
ее стержневых качеств, а значит, для
системы воспитательных воздействий,
которые должны обеспечить школа и
общество в целом.

42.

43. Современные
тенденции в решении проблемы периодизации
психического развития

Вопросы
возрастной периодизации развития
психики подробно рассматривались в
работах А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, В.В.
Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Петровского,
Д.И. Фельдштейна и других.

В.И.
Слободчиков и Г.А. Цукерман проанализировали
две наиболее авторитетные модели
возрастной периодизации — концепцию
Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина.
По их мнению, обе эти концепции страдают
«несбалансированностью» и «неполнотой».
Э. Эриксон выдвигает на первый план
внутренние источники развития, а Эльконин
— внешние, средовые. Авторы предложили
положить в основу теории общего
психического развития и периодизации
понятие «событийная общность»,
одновременно схватывающее две стороны
развития — его объект и источник.

В построении
любой человеческой (со-бытийной) общности
участвуют по крайней мере двое, и смена
формы и содержания общности сопровождается
сменой партнера. В самом общем виде
интегральная периодизация психического
развития представляет собой ступени
развития человека как субъекта
собственного развития в разных типах
базисных общностей. Каждая ступень
имеет сложное строение: выделяются
стадия становления событийности и
стадия становления самобытности, кризисы
рождения (переходы в новую общность) и
кризисы развития (освоения новой
общности). Не претендуя на полноту
раскрытия подхода, кратко перечислим
выделенные стадии:

1. Оживление
(от рождения до 12 месяцев) — общность с
родным взрослым. Ребенок осваивает
собственную телесную, психосоматическую
индивидуальность.

2. Одушевление
(11 месяцев — 6,5 лет) — общность с близким
взрослым. Ребенок впервые открывает
для себя свою собственную самость
(знаменитое «Я сам!»), осознает себя
субъектом собственных хотений и умений.

3. Персонализация
(5,5 — 18 лет). Партнером растущего человека
становится общественный взрослый в
таких культурных позициях, как учитель,
мастер, наставник и др. Человек впервые
осознает себя потенциальным автором
собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое
будущее, уточняет границы самотождественности
внутри совместного бытия с другими
людьми.

4.
Индивидуализация (17—42 года). Партнером
человека становится (в пределе)
человечество, с которым он вступает в
деятельностные отношения, опосредствованные
системой общественных ценностей и
идеалов. Суть данной ступени развития
субъекта — индивидуализация общественных
ценностей по мерке личностной позиции
человека. Человек становится ответственным
за собственную самость.

5.
Универсализация (39 лет и старше) — выход
за пределы сколь угодно развитой
индивидуальности и одновременно вход
в пространство обще- и сверхчеловеческих,
экзистенциальных ценностей как в «свое
другое». Бого-человечество как сo-участник
в построении и собеседник в осмыслении
универсального со-бытия.

Слободчиков
и Цукерман уверены в большой практической
ценности схем периодизации, сравнивая
их значение с эволюционным древом в
биологии или таблицей Менделеева в
химии: «Если общая карта развития будет
построена, психологи и педагоги смогут
увидеть белые пятна, пустоты в том
культурно-образовательном пространстве,
которое они строят для обеспечения
оптимальных (с точки зрения определенных
культурных ценностей) путей развития
для людей разных возрастов».

В последние
годы получила дальнейшее теоретическое
и экспериментальное изучение идея
кризисов в психическом развитии.
Новообразования критических периодов
были проанализированы Л.И. Бершедовой
как формы психологической готовности
к переходу на новый этап возрастного
развития. В работах К.Н. Поливановой
показано, что в онтогенетическом развитии
в критические возрастные периоды
происходит взаимопереход реальной и
идеальной форм, вскрыт сложный внутренний
механизм этого взаимодействия. В этой
логике критический возраст с необходимостью
включает целый ряд последовательных
этапов.

Обращается
внимание на то, что в поле зрения
психологов должны попасть не только
новообразования возраста, но и
«исчезновения» (признаки нормальной
возрастной инволюции); возрастная
динамика должна рассматриваться не
только с точки зрения взрослого (с
позиции достигнутого ребенком соответствия
культурной норме возраста и
психофизиологической норме созревания),
но и с учетом детских критериев
«самочувствования».

Все чаще
современные психологи обращают внимание
на новые тенденции общественной жизни
в постиндустриальную информационную
эпоху. Конец XX — начало XXI в. характеризуется
размыванием устойчивых возрастных
ориентиров и границ традиционных
периодов жизни. События – вехи все более
индивидуализируются во времени и
пространстве, варьируют в весьма широком
диапазоне и время поступления в школу,
и студенческая пора, и начало работы по
специальности, а также вступление в
брак, рождение ранних и поздних детей
и пр. Категории «идея возраста»,
«культурный возраст», по мнению К.Н.
Поливановой, пока сохраняют свое значение
как инструмент отношения к человеку,
определения его места в обществе,
предъявления ему неких ожиданий и
требований, однако современная ситуация
представляется переходной от единой
«лестницы возрастов» к неопределенности
индивидуального развития.

Некоторые
исследователи в качестве альтернативы
периодизационному подходу предлагают
развивать психологию жизненных событий.

Многое в
этой проблеме остается еще не изученным,
но путь ее исследования теоретически
освещен достаточно отчетливо.

44. Проблема
периодизации взрослости

Пестрота
терминологии и разнообразие временных
рамок отдельных этапов взрослости
указывают на сложность проблемы
периодизации взрослости и становящийся
характер этого раздела психологии
развития. Одна из первых периодизаций
принадлежит III. Бюлер, которая выделила
пять фаз развития взрослого человека
на основании осуществления самоопределения.

— Первая фаза (16 — 20 лет) — предшествует
собственному самоопределению.

— Вторая
фаза (с 16 — 20 лет до 25 — 30 лет) — фаза
проб и поиска (профессии, спутника жизни
и т.п.). Жизненные цели часто нереалистичны
и подвержены изменениям.

— Третья
фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости:
человек находит свое дело в жизни,
обзаводится семьей. Субъективно этот
возраст переживается как апогей жизни,
желания становятся реалистичными,
оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается
самооценка личности, в которой отражаются
результаты жизненного пути как целого.

— Четвертая
фаза (с 45 — 50 до 65 — 70 лет) — стареющий
человек: завершение профессиональной
деятельности, исчезновение активного
самоопределения и постановки целей.

— Пятая
фаза (старше 70 лет) — старый человек:
обращение к прошлому и желание покоя.

Известный
голландский психолог и психотерапевт
Б. Ливехуд приводит в качестве примера
периодизацию Уотеринга, который выделяет
семилетние фазы в жизни взрослого
человека:

— 21—28 лет
— завоевание жизненного базиса,

— 28—35 лет
— подтверждение и сличение найденных
основ жизни,

— 35—42 года
— вторая половая зрелость, переориентация
в профессиональных целях,

— 42—49 лет
— маниакально-депрессивный период,

— 49—56 лет
— борьба с собственным закатом,

— 56 — 63
года — мудрость,

— 63 года
— 70 лет — возможность еще раз осознанно
достичь кульминации своей жизни,
возможность «второй молодости».

Однако эти
периодизации жизненного пути человека
носят скорее описательный характер и
не опираются на сколько – нибудь серьезные
эмпирические основания. Хронологические
рамки периода зрелости достаточно
условны и зависят от времени завершения
юности и начала периода старения.

Нижняя
граница взрослости связывается
антропологами и физиологами с возрастом
17 лет (Д. Биррен), 21 год (Д. Б. Бромлей), 20
лет для женщин и 21 год — для мужчин (по
международной классификации), 25 лет (В.
В. Бунак) и т.д.

Некоторые
ученые начало зрелости называют юностью,
другие — ранней взрослостью или
молодостью; одни выделяют юность как
отдельную фазу, а другие рассматривают
ее как часть молодости.

Еще большей
неопределенностью отличаются
характеристики и временные границы
среднею возраста, или средней взрослости:
от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д. Б. Бромлей),
25-50 (Д. Биррен), 36 — 60 лет (согласно
международной классификации возрастов).
Чрезвычайно труден и вопрос дробления
самой зрелости на качественно своеобразные
фазы, или периоды, установления переходов
и границ, например, между молодостью и
средним возрастом, средним возрастом
и пожилым. Актуальна задача выделения
моментов перехода — качественных
преобразований как прогрессивного, так
и инволюционного характера, переломных
(«критических») моментов развития, что
необходимо для построения теории
индивидуального развития человека.
Верхняя граница зрелости и начало
старости еще более варьируют в различных
периодизациях в огромном диапазоне:
это 55 лет (В. В. Бунак, В. В. Гинзбург, Д.
Б. Бромлей, Д. Векслер), 60 лет (Г. Гримм и
большинство демографов), 15 лет (Д. Биррен).
В данной работе, говоря о зрелости, мы
имеем в виду раннюю и среднюю взрослость
как стадии «вхождения» в зрелость и
«кульминацию» зрелости. (Напомним, что
исходной по-прежнему остается
принципиальная позиция, согласно которой
достижение того или иного биологического,
хронологического возраста само по себе
не гарантирует ни физической, ни
интеллектуальной, ни нравственной
зрелости, ни высокой профессиональной
квалификации.) Стадия ранней взрослости
(молодости) характеризуется получением
избирательного права, полной юридической
и экономической ответственности,
возможностью включения во все виды
социальной активности. На этой стадии
принимаются смысложизненные решения,
выстраивается стратегия (стиль жизни),
продолжается или завершается получение
профессионального образования,
осваиваются профессиональные роли и
складывается соответствующий круг
общения. Большинство людей образует
собственную семью, появляются первые
дети. Осваиваются и реализуются
супружеские и родительские роли.
Представители поколения средней
взрослости занимают срединное положение
между родителями, вступающими в старость,
и взрослеющими детьми, начинающими
самостоятельную жизнь, покидающими
родительскую семью. Как правило, в
социальном плане достигается относительная
материальная независимость, высокий
уровень профессиональной и общественной
карьеры, выполняются функции кормильца
и главы семьи, управления в обществе

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник