Фазы развития ребенка по штерну

Фазы развития ребенка по штерну thumbnail

Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются наиболее важными, существенными сторонами детского развития в каждый рассматриваемый период. Л.С. Выготский различал три группы периодизаций такого типа: по внешнему критерию, по одному внутреннему признаку и по нескольким внутренним признакам детского развития.

Периодизации детского развития по внешнему критерию.

Периодизации этого типа построены на основе внешнего, но связанного с самим процессом развития критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу (периодизация Штерна), или более поздние периодизации, основанные на ступенях воспитания и обучения детей (периодизации Р.Заззо, А.В.Петровского).

Периодизация В.Штерна.

В. Штерн – один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо.

Еще один пример – периодизация Рене Заззо. В ней этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей. После стадии раннего детства (до 3 лет) начинается стадия дошкольного возраста (3-6 лет), основное содержание которой составляет воспитание в семье или дошкольном учреждении. Далее следуют стадия начального школьного образования (6-12 лет), на которой ребенок приобретает основные интеллектуальные навыки; стадия обучения в средней школе (12-16 лет), когда он получает общее образование; и позже – стадия высшего или университетского образования.

Так как развитие и воспитание взаимосвязаны, и структура образования создана на базе большого практического опыта, границы периодов, установленных по педагогическому принципу, почти совпадают с переломными моментами в детском развитии.

Периодизация А.В. Петровского.

В периодизации Артура Владимировича Петровского в качестве внешнего критерия, определяющего процесс детского развития, выступают различные социальные группы, с которыми ребенок вступает во взаимодействие по мере своего взросления.

Формирование личности ребенка определяется, по Петровскому, особенностями взаимоотношений ребенка с членами референтной группы. Референтная группа наиболее значима для ребенка по сравнению с остальными, он принимает именно ее ценности, моральные нормы и формы поведения.

На каждом возрастном этапе ребенок включается в новую социальную группу, которая становится для него референтной. Сначала это семья, потом группа детского сада, школьный класс и неформальные подростковые объединения. Для любой такой группы характерна своя деятельность и особый стиль общения. Деятельностно-опосредованные взаимоотношения ребенка с группой, по Петровскому, являются тем фактором, который участвует в формировании личности ребенка.

5.Периодизации возрастного развития второй группы (П.П. Блонский, З. Фрейд, Л. Колберг)

Периодизации детского развития по внутреннему критерию.

В этой группе периодизаций используется не внешний, а внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например, развитие костных тканей у П.П.Блонского, развитие детской сексуальности у 3.Фрейда, развитие морального сознания у Л.Колберга.

Периодизация П.П. Блонского.

Павел Петрович Блонский выбрал объективный, легко доступный наблюдению, связанный с существенными особенностями конституции растущего организма признак – появление и смену зубов. Детство делится поэтому на три эпохи: беззубое детство (от рождения до 8 месяцев), детство молочных зубов (примерно до 6,5 лет) и детство постоянных зубов (до появления зубов мудрости).

Периодизация З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд считал главным двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, по Фрейду, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации.

Стадии развития детской сексуальности определяются, по Фрейду, смещением эрогенных зон – тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие.

Оральная стадия. На оральной стадии (до 1 года) эрогенная зона – слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи – собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, и кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного 3. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция – «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.

Анальная стадия. На анальной стадии (1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться третья инстанция – «Сверх-Я» как носитель морально- этических норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, накопительство и некоторые другие черты.

Фаллическая стадия. Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». Зарождаются новые черты личности – самонаблюдение, благоразумие и др.

Латентная стадия. Латентная стадия (5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т.д.

Генитальная стадия. Генитальная стадия (12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало – «Оно» – усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.

Периодизация Л. Колберга.

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

Второй уровень – конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним. Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми. Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет – для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту



Источник

¨º(Èt%>âb´ÌÜy°¥02bÊBfÆb$7´ÞÎH-p~ïÃÈ´™N¶ÎžP^Ùš’‹©OV×Tά%ö:èisø}¶ª®Žd¬ þÿ°‹¸(ƒÚ’qRœèhFW)Ö+n­U]kW¼?ø!DO†ò›z4CôèÜÕW¾ì¦’ªákT’ð̇á­+#˲eí 8″” ú»ëž±€6`¯×ð~fo$U& kà’¹ð…Ý•ð¼ßpbóËeÝ+Âõ’)#‹² övBÒô íÖ)Ø,¼%òž”·»¥•= é_¤_¿Ø |ò0~C½ƒŸ-ˆð£”nÊ”ÒÂŽµeÜœlîwðdRij†5ÀSVe2Ñ{ò”•ŠÇ;àéOƦ ÿÇ!~ãi=õ¬dŽ”;¬ ~LÖ97›¹ƒŸŠ¦8LãõÔsçÙÙ0sãôsœ»’¾¡ñ}¤ls’ç¾(W6k3;xí j,Wñ…y!Þо®µR¥Lª‡­ŸRk#ª qÔEˆšƒ}ÎiõÎ!ß(‰»÷,T^Ùj ;ŠÓ ÛKæŠÔÝÝLÒÖT¶qéÕ”ª¶©5»:T…JØÀt;K™-ù-ãþ8 œ¯ÑÃZœRI5·»=$]ÉroíHsØ”¦Ýã%Çöa[ÁÂþ²Â²sO&ýöÈôxÍ?’lßÒ”ÚÈ”ª…q¾vpeÝÀ¦Ï-ÖŠ95h+è˜pjwŽ0ðL­Ûøùù`¡xø.v?¶eº vˇøV©£o˜Á†2عuz+IC’ìšg->‰tîƒFxY þ¥ÄªgíIƒ¤!ax߉ýؤ†±a-YÛèž…§¥V¦‰ÚVdMUvþéØ”&P’å6v”Á©:l”2Ùecôî¸R”°Ê°Ó…m%Ë$l£ƒdÇ:ÿŸÚeƒÿOµlþŠ>°ö€å endstream endobj 25 0 obj > stream xœì}`TUÚösî½Óg23i”>3™$@*$¤@€LHB1DªšP:*RuýVìqíuAÅŠ.”!4Ew­”®]QTl+ «XV!÷Ï !ùðÛÍÿ;ì~?癜çô÷œ{î{Ïyo ”ùÕc‡=sk¤š¤÷†V×Y~ßeÁV¿°?5rlá¤söÝ{%°êå¡cÏ|õyÆžú,ýGŒ;ìªÇnï ${ Ó¡’c ¿Kõ.Õý’ZiU5bÜ#”uHÞ=/9»º®~ôÄó6™Àyë´¹MókÓ7™À2vÒ«Ó.Zì1¬Ï Vº0Ü?sþ¬¹læÝ7€õ¸ÐížÕ´h>@åW¯$yŽYç/yÕ/«È J¿™=}î’‹¶¼v>5õ p¸çìMÓ÷ßs÷GÔŸKxû³)!êlÝßHñŒÙs/9t&£þJõ@ÂçÍXxAaFÉw`͹ùüyÓšJý5ãÁ~” ļ6·iÉü¨ƒæ©þ[TßsAÓÜ[_hÚö»%€ýÛùó-VcÖ_Iý;ŸçÏ_8cþ?ô¾,o>`¶ƒ½®¨è¾Y¯Obð1ÑŽµîípÏ…M?¯9¶ÒRl™o’B ßàm«Á9æG~^óÓK1”@º˜-1}ÑT; à,ÚÍ·kí2Èòi;t0êîÒ!-ejþù^Ì”¢™N’²^§3ÉÊ~˜U`IU¨]`]•^x4FWèFð-…¢ïÇR´ž”œŠÊ6’ôfI¨‰ÇãPŸûŸœ¬üÿ-tg«»þÕ²†TuÛ/å)cmwÛV€žÜ-¯G …{‘Ÿ÷?•×÷C¬²IT¶Pª×ê¦Âwޔ魮•¯WýÝí”À?‡êÁwþsÑÛâdø%›Â$©;þ[[Å0¯×nWÜ’¾ÒõKùGä·Û²[}”Û š‹B¢’¬®Ö]¬®V”í ;PõÜ&áö·!t[ÑÛZ”LëÔîõhסA¿IòÜêåÿ/Û, ðŸÓÆX›vzòïµ”¡ë:C^§Rzôí K °©”ãø”7ºî‰”ŽTÆÿ”ˆRIÃR˜«€±¥qyŒq¥`wV@@@@@àô…™qèd™g†ÝAËNühTa”Q=LjÌ[`¡+¬Ä6⣈’ØŽ(bìÄN⟠qñOˆ…”81″XbñOH@

¶©Å+ïÅvâW±ƒø¯xR}¯iü:ž”~O¿‰gˆßŸԽx&~Ï¿«ñ{xN}ûð÷ãEu>Ä_ˆ?Â.â5>€ÝÄŸ`ñ§Ä/ã3¼Bü9öW‰ÿF¼_â5âƒxøÞ >¬ñWxSÝ…¯ññß5þo‹w‰`Ÿú|§ñ÷x_} ?àⱟøÿ”‰ÆGÄG5>†ÕцOˆU|JÜ>§·‰9]ÌéÿKæôO~aN? ÍéÄœNsú]¿êœþ˜ÓÅœþ8§çˆ9]Ìé§ÍœþëÚébNÿß4§ƒf˜Z¬&Ȳº§(Ú•š”¿9á¾›ù¿¥ð;q:}ûÍ:”^¯çÐ’H½’€%”Rº®7mCqk8HZ¡ètPH!ôFN:”Žû”kÔÁ¨?Å8-aÒl½Ð”ý˶ž±#¶´~ÙÖ3″l=CÄl=kD¤ tÆ.ñRD…³¸­G* 3F z·õLäA³õLÂÖ8°ÙÍdëéþ™­gê†-­N˼¡%œÃl0øù$Ò™åܩ݇©Köp´BGv?Ùzƒ‰”Þ¬ç>¯¨§s’SÜYÓv§•LŒ””3wÃ-V§eÞƒ±}é¶ F~-D#³œÛ#”U û0w‰‡”ÂÎ2òwlÉà3̤FƒÕ`¡0Ï5ÀÒõ¢ €€€€€€@àˆÖl½Ð”ýË¶Þ È…m½NË|'[ÏdÔl=SÄl=GD¤ t]Ÿœ)Et8Èm=R½‰4Âb2šB¶ž‰ÛxœâÎ œ-pÆØ:l=þØü?µõÂWÕ:Ùz&”-p­êü® ‘ºM猈Tîãä¶^L8‹´BOv¿ÁD 3 2ùl+…Á/þÒ9Á)€€€€Ài‰˜8;t:chÑ涞'{¡â”GäÂ-V§$Ì0šÛm=‡Åd涉4GæÒMLD¤ t]Ÿœ)E8HZa S ƒÅb6Û,&‹Ùè0F™-Ü ´™Õõ°€€€€€€@-àà¶^h’æÍŸÜÖ‹ê†-­N˼&Kûe‡Õláë’HKd.ÝDæ*tQ]â!¥Hg’VÍ&­V‹%Êj¶ZL”Ýbåçv3ìâÓ9§ É1Ðë¡EÚ¨}(ãd/Ï::’aK«ÓV”-pŽh›ÕÊoà’Hkd-ó”ˆHè>]â!¥Hg’V˜HL6Ò‡Íj³Z¢-N«ëšÓ’hñéS€ä´8¦Ð”Í¥:ù5î†-­NÍEÁÕ¾tÇÙ£¢ø ™åºè.ñR¤…³H+Ì62øì¤1ö({“5ÎCåÆXÛõ¢ €€€€€€@êuq[Ï¡EÌæ_²õNxD.)äuZæí°ÙÛoêºv;·õH¤=2_ÂKˆTî£ë””!¥ð†³H+,Q6X¤±»ÃnsÙâÈ£ÜXœâÎ œ-ðd$Âh´”i‹…(ãd/TœðˆJÈ‹=1Û(Gûeš§ÃÁÖ#’ŽÈºñDDª@÷ÑõÉÉRd”³H+¬¤Öèh‡#>ÚátD%D¹Ñüâ_¼Î Nm_NOx3″ÈÖ³þ3[/¾#¾ªÖÉÖsÂîl¿L”ítò‡õH¤32-n¼’*Ð}Äw‰‡”””Sœ¦V‡¶hÒW´3ÚiO¶’85[Ïe§s’SÜYÓ™Ù©0™¬¡4V+ÿ(ÚÉ^žM솖׉Ù1pÄ8ÂáÔ¸˜þ&‰ºÄ.ñRdsJàZጊv *Ž4″1.&.Æ’êH”r”œHŸÎ8È.ðÂbq”é(íC'{y6¥#¶´’NÌŽCh çðºââøÃz$2.2ËyvD¤ t)]â!¥(à”¬i…ƒTÀárÅŧºâq1Þ˜´8¿˜w׋’@~ßX­ÎДm·óeœìåYwG°WÈë´Ì»ëj¿©ëKt¹ø éêt£÷WC~D¤ tî.ñRôå”Ƶ”ÎI*”äJð$¹]±¾X¯+‰¿Èí‰CºøtŽ€€€€€À)@aYØlÑ¡EÚéäŸÅ;Ù˳’ò:-ó‰ˆOl¿LÓ3%1’¿…I”#sé¦0″Rº®ON†”¢,œEZM*›”˜”ž’˜’ß3>#1…ŸWøÈL’€€€€€€@ÄQ20QQ±Ú’Ñ­}íd/Ïft{‡¼NË|2’Û/Ód§%’ó‡õHdrd.Ý”DDª@÷’Ñ%RŠœ|šVÄ’ Ä¥¥%§d¦%§%’d’ôHNã癉èÑõ°€€€€€€@п2v{œG‹ÄhE;Ù˳=:’}CžïÄìT$¥¶_¦É÷¤¦ò‡õHdjd.ÝôˆTî£G-xH)*9eiZG*àòxRÓzzR=©IùIÙ©~^Ñ3™Î NqgNKTÕö…Ó™zá”>ž(ãdßÂÈëy½NÌNGZzûÒ]’™žÎÖ#’é’YΫ””U ûÈë)E-§M+½iHÊ$ÈÏLÏLO+IëžÉ Â|7úø qԎ똘”Ы­‰‰üC'{yö”GäÂ-V§$²àÍj¿©; ;+‹”DfEæKxµ’*Ð}t}r2¤ã8õáZ’ž’éEj6iDQvVv-w€·$+›_웎Ү”€±”*ç-Ò))üC]ÿGiGðŒWtbv62³Û¿z78?;›ßÀ%’Ù’ùÞ؈Hè>J»ÄCJ1‰S‰¦î^™ðäçgçôËÏÎÏÎœYžÏ_î韅9§¸³§%&Î-ËZ¤Ýnþ¡×IŠ ìŽ ye’fç£W~ûMÝáEùùü¡}™ßéF﯆‰’*Ð}ì)ÅlN4­H’È(**(¨(Ê/Êï5¼×àü¢Þ”ëÏFUÁ©í«€€€€€Àé‰éÎDbbДíÕ>”ÑõŸ!pœðˆCÈë´Ì”·0ü-Œ,+,äí”Èãi¿.¦GDª@÷ÑõÉÉR,àTɵ”/”T GYYQQMYaYaîÈÜa…eüåžš|ï{Š;+ pºB»0-~”bb?AÁ[àK¶‡BÑHG/䔃Q‡qhÂÌÇBˆ¥¸W‰VÒ•žJžÒ[)V†*#”‘žXU·g§:Ó0W«³¤SB¥T©UÎäuÔñ7­-»ëoÿêpŸ» ¦ÇñŠL’ ©kE§-VþròÉ^X9áuï×éžf5†=f,Îê ¿úeI9ä»YíÿÛ½ë¯ç¯4p@yÿ~e¥Å}‹ ûô.ÈÏËÍÉîÕ³GVf†/Ýëq§¥¦$’%&¸âãbc¢{“Íj1›Œ½N’%†ÜßFO «1 dù† Ëãq_%4ÐðPÒÎežF­˜§sI?•œÙ¥¤?TÒ¼$sx`@^®§Æç ì®öyZÙøÑõ¾¾Ú×à ÒÂuZøF-l£°×KÖè© ¹hvsMc5‰k±˜«|U3Ìy¹h1[(h¡PÀå›ßƒ˜5ý[$mÔ©@’¯º&è«æ=È™5MÓ£F××T'{½ y¹V5Í75 ßà€=G+’*­™€¾*`КñÌá[ƒëî]b®-sCÉ ºRæÆæ!ÔôJ>ˆ ÔÞ}¾)¡šá«á)çz&ß`ßìæsi$50f©7˜”äߢîGR§y½Ï¨Hö54U§´Ä¢yÌÒÇýžÄÎ9y¹-gh4[¢ìá€Õvb`Æñç¡Ú1LJ”ñù†”mH§ehžVFÅ Œj¦Ón˜0U56;úSºƒ×è2>Oów Ýî;t°sJS8EŸéøÈÎæza¨¢I}¤Å‹ór/j•>ðÍwxÈ£áèzªÖп€ÆÜëå{õºV?¦R$°|t}(îÁÔä ü9 ©’çìlω;‹ç,oÏ9^½ÑGê»Q;ÎãƬãvG|LÍìþÿ?dÏå׎õÕŽ_ï©inmí¸N±P~Ùñ¼p(SU/’Ká”,k¹¤‰æ’zk@ɤ?½¦ÉÓ[ FRE-…y†ÃBÜ`özÿÅJ­ê×¼-æuTw3Ð?§s¼¼S¼S÷¬Í2uXÉ’jÇon6wÊBÓNsóŸgHscsS«º|ªÏãð5o’·ËÛ›ç×4¶ïÑVuëuÉ!+h#f³þ¤­·øØŠÑ-~¶bìøú-šéWŒ«JLªjÜÐ’Ayõ[óðjizP2jYÉ[üÀr-WÑ´ø´V-ÍØžÆ0­U ¥9´4ûo+ÆÉ/É/‹Ý¨Œ”ŸAor~r÷’Óa¹¼kÈm ·‡œ¢î”w>^SSèo%?’_óƒ={náÁ¤¬ÂòNéô€›žÆ’k9;’ƒ‡%e¡ÀãÙy…TšåøŠœ$EO«õxÏü¯[å’Ÿ`7êo4H[ÔåÒÁ>EþVé…ÇSŠ •ÉÔB#¹ùäd؉7″ Þ¯…¦ß«… ˆ+È”^𯔹ùáß]V^è¯#zÀ½Ñ½ÓýŠû€[7Ê=ݽØ}¥[Qܱîw_wµ[wÀ}Ä-­wosÿÅ-ïÙýînéºÝwïÞ°û©ÝÊîÝ»ëÞ­”®«»»î±ºuJ]]é¥Ê¥:éRéRY²Ëlüü•¬ÊÊ òyƒü”¬Œ”§ÈóäKee´AzJÚ#)¡Œ=²Ê¸AVÜr!”•K+Óä™´×æi

Wh ±[c»ÆªÆ_q-g½¥öÊi¯K¼†Üäd‹}4û0O‹­’^¤ôiŒìÄnrä¦S¤}ô{‘~/ШÅ20£Å.~o:ÚiôW:¥«ÙjTÀÆjÏYš‡+ˆ]œÙâÍWؾ½ÂvѶJ›TŒÊHÐXæÌš4Žñ»2leØnË°]ža›-a›a’aKÏà•†#ŠGqfOk¼Vã%þÔ4Û÷i¶¿§Ù>J³íK³½œf»0Í6?Í6#Í6&ͶMŠ%‹ÑÆîõ[Jm?-ÚòJm©¥¶V)n£½ÚÓ6)ŽlH›4 X-ên•úëÜä•ë²ÝÛ¥BÔ’™â-òƒî[Ü•&)n-IñòÏ&?[K·I=™ŸL8·äfsµô4)¼^j°è IKU’ôæ¹[ÙŸ’uiä=¬»…¼’ƒu»ÝÛÙ¶PKlsÐ=‹$²M$ñZŠQÂ%±”°»ÈK¶Q­ Á’õÔ!ö›‹Y”ü(ã6¡›=ôæRöƒAo1y½åäÝôN¦&îC±ÖÄżáíl)ê4ÉñTƱCÛÆQËç”??Üâ Ö¥óžWQ˜-+G’´žüþ(Òâý’E}©3%Ao>µ^¯&­0X¾ž¢njô2Š&††Èô%Ï,ÞMž1X·”æ72Œû«¢÷a~È;½Ÿ¶éƒºVÆ’î÷¨pæîwÝ»ÝïhE7¹ß.¹Öý†·•t¿^®y»ë4oWÝ6ÞW¼ÄüÁÕî·ðÝt?_ÔJ XÜÏ•»Ÿ.*s?IU3ƒîmåÛŒ¼ðãl.~¸•ù7Ÿï^ëÝí¾¿¸•Ýå·»ï£M[EC¿²ø M&­ µ|™·Ì})¯¾É}qÑ÷R^r”{A]÷ÔF•fÖážæ½ÖÝX4Æ=¾|ߨ§ºÏ¡îÙî³hG†ZQ²Ú][L’ƒîáå­ïä°òÝîo¶»Šäeúã݃ëƸ+i4üE׺û•œïÎ÷övçRíàRw ïTORÒ¼’A÷Y¥Û¥s“o»ÆŸox߰ΰÚp¶a¡¯¡·¡-!ËiðbÑF‡1Êh5šF£Þ¨%#Œ±­ê~.?«‹Õ;¸§W8+ZØ!qæ’€4ëJÌ(á¬Ù!]M”õÕxŠœˆ’k¥Ú±ƒ¥9µ­uL ,§6`5¡¾…±ß5°ÚÀÎi¨ê |?Ö×ÊÌ´Dë|ƒY ºµã’Pဴ’´b}+Sy«’¹±»…f«~W]ŸÌýW]ßÐÀHü”Ä_T’P=ÈÙoHõI¨1Ì9HÈé””œÔÀíµcë¤6 y@Mm¨ ôë™X¿EZ!]]S½Eº†{ õ[X†´¢fOgÕ T¬·VŒÍ¥äj^zE¨ØT6-#›ª«ÒŠÑ,r £éá­˜4n^ŒÒ’ób´-CåJ4qèg¼%Z¹ãZ9……šõ£MuKÿþZ©´ý̯5êOÛ¯5jå…ZÊË©HQ9/Ò]NZÊ£µì>ÙÞPö¨Pö(-»_Gvq({R({eçü[0cð¿´fÎØÁ¬vT}‹ƒÈ¸ÔüxÇüAš&9xUòV-,¿ Ù×f:A³ø£¢”!Ç1€Ôl㸺©2>ŒÇÃzk@OE 且roÂo”·*`ë4)VJ¶…³ò*ó*y5†³~[ׅ³”줶jæTÓ÷çÔT/^|aà´˜â‹åÐ9å”X+'”ÔT×ðj‹/DNΔJYt| .¤ t¿t#à&-“ßÊÿC§ú!¹ä>o;C=ª;¾¶sÕý2óôhØ…‰o™Spþ†B,Æ Õb«€ ß1#²°.6Ž¦ƒx´â¯…¯áSŸÄ>ü€bõ8¥MŽ?°á¬ù(ÇÕTÇG&E?ôÇ™ø˜ädf’µ€ÛTŒÀå¸Ïã-ÄQþy´î-2{b®•$O§ÔwØv‰úŒú-z«T©ÈÃÛ,…-V†¼… -MO Œú8¿g ´­0s°ëðKW¿ Wãc)G7½17áˆÂ”Õ êÓêëÈ¥-cÕ>«ð ZÙNÉ+W©+QIiSp”ÌÌÞ”ÓäÕY4:}0 `vâü•rF±íÒbébéMÚ¦£-šˆy¸·à6ª»”€ÍØŽLa%¬”Õ°[åMÇ.k«€‰´Íå˜@ãø,>Ä,žõ`¹¬/J£7‰m-)‹u…ºA*Ô;Èd³”乘O#v-®ÃÃxßS^l™ºP]ÞwƒÐ@eиF¿í´WÞg±,Žzy{Cú­¢()êÅðÐÞB=­ÃxÌ&ƒa!íÓ+°/c/>Â!f 5=‹U°sÙ~y²¼V~XÞ¥{K÷uÛ[êõê‡êgÔó¡³POm]Nã»7ÒvnÃ3ø3Ë!Ò…©Õ'”Ë&³KØì~¶‹½Ê~’r¤¹d4ï’>‹ä›ä•õÊQ¥M·B÷™þ©¶½êÚ”#Óqä¢PϦ­ž…ßÐHhœþ”çð¾À-øŽZ03+X1ýúQo‡³:vµôr’œ-7É·Ë÷)EŠ_Yª¼£|®ü¬»X·R·ÞÐÔÖضŠÆ8F-P‡ª‡@û¸’Fç

Источник

Периодизация В.Штерна.

В. Штерн – один из сторонников теории рекапитуляции, перенесшей в возрастную психологию биогенетический закон Геккеля. Согласно этой позиции, онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. Поэтому процесс индивидуального развития ребенка Штерн представляет как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества.

Согласно В. Штерну, ребенок в первые месяцы младенческого периода с еще неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением находится на стадии млекопитающего. Во втором полугодии благодаря развитию схватывания предметов и подражанию, он достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны. В дальнейшем, овладев вертикальной походкой и речью, ребенок достигает начальных ступеней человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Начиная с поступления в школу, ребенок усваивает человеческую культуру. В первые школьные годы детское развитие, по мнению Штерна, соответствует развитию человека античного и ветхозаветного мира. Средний школьный возраст носит черты фанатизма христианской культуры, пубертатный возраст Штерн называет возрастом просвещения и только в периоде зрелости человек поднимается до уровня культуры Нового времени.

Периодизация Р. Заззо.

периодизация Р. Заззо, французского психолога, рассматривающего детское развитие в связи с организационными особенностями французской и американской систем обучения и воспитания и выделяющего шесть периодов по три года, каждый из которых заканчивается соответственно вЗ,6,9, 12, 15 и 18 лет. Достоинство этой схемы в том, что она учитывает фундаментальное значение ступеней социализации ребенка, соответствующих основным социальным и педагогическим институтам (скажем, ясли, детский сад, начальная школа и т. д.), а главный недостаток состоит в том, что здесь детское развитие ставится в прямую зависимость от социально-педагогической доктрины, любое изменение которой (в условиях одной страны или разных стран, не говоря уже о различных культурах) делает необходимым и изменение периодизации. По сути, речь идет не о психологических, а о педагогических возрастах.

36Периодизации, построенные по внутреннему признаку (з.Фрейд, л.Кольберг, ж.Пиаже).

в основание периодизации кладется один признак-симптом, который выступает с разной степенью условности в виде критерия периодизации. Для 3. Фрейда таким признаком было представление о преобразовании и перемещении по разным эрогенным зонам сексуальной энергии, в соответствии с которым он выделяет следующие стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная, соответствующие бесполому, нейтрально полому, двуполому и половому детству и заканчивающиеся с наступлением половой зрелости. Последующие изменения личности в системе общественных отношений, по Фрейду, не приводят к изменению типа личности и поэтому могут не учитываться.

Структурно-генетическая теория Ж. Пиаже.

Пиаже: развитие = последовательный процесс адаптации когнитивных структур ребенка к среде. Развитие = эволюция, управляемая потребностью в равновесии (адаптации, приспособлении, при котором каждое воздействие равно противодействию). Развитие интеллекта = достижение равновесия с окружающей средой, создание адекватного представления о реальности, обеспечивающего связь и взаимодействие субъекта и объектов среды.

Выделял периоды развития по развитию интеллектуальных структур:

1) Предоперациональная стадия мышления (сенсомоторный интеллект) с рефлексами и приспособительными реакциями – чисто внешние действия;

2) Стадия предпонятийного и интуитивного мышления – внутренние действия с образами, символами; последовательные предметные действия;

3) Стадия конкретных операций – умственные действия опираются на внешние, наглядные данные;

4) Стадия формальных операций – мыслительные операции, основанные на формальной логике, гипотезах, дедуктивных рассуждениях.

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка.

Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.

Первый – доморальный уровень. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Первоначально он ориентируется на наказание и ведет себя «хорошо», чтобы его избежать (1 стадия). Затем он начинает ориентироваться и на поощрение, ожидая получить за свои правильные действия похвалу или какую-нибудь другую награду (2 стадия).

Второй уровень – конвенциональная мораль (конвенция – договоренность, соглашение). Источник моральных предписаний для ребенка остается внешним.

Но он уже стремится вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми.

Ориентация в своем поведении на оправдание ожиданий и одобрение других характерна для 3 стадии, на авторитет – для 4. Этим определяется неустойчивость поведения ребенка, зависимость от внешних влияний.

Третий уровень – автономная мораль. Моральные нормы и принципы становятся собственным достоянием личности, т.е. внутренними. Поступки определяются не внешним давлением или авторитетом, а своей совестью: «на том стою и не могу иначе». Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, демократические законы, принятые на себя обязательства перед обществом (5 стадия), потом – на общечеловеческие этические принципы (6 стадия).

Все дошкольники и большинство семилетних детей (примерно 70%) находятся на доморальном уровне развития. Этот низший уровень развития морального сознания сохраняется у части детей и позже – у 30% в 10 лет и 10% в 13-16 лет.

Многие дети к 13 годам решают моральные проблемы на втором уровне, им присуща конвенциональная мораль. Развитие высшего уровня морального сознания связано с развитием интеллекта: осознанные моральные принципы не могут появиться раньше подросткового возраста, когда формируется логическое мышление.

Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии ребенка на протяжении детства, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

Теория морального развития Л. Колберга.

Колберг основывался на когнитивной психологии и идеях Пиаже и Выготского о том, что развитие морального сознания идет параллельно умственному развитию. Развитие личности = развитие морального сознания. Критиковал Пиаже за преувеличенное внимание к интеллекту, в результате которого все остальные стороны развития (эмоционально-волевая сфера, личность) остаются в стороне. Поставил вопрос: какие познавательные схемы описывают детскую ложь, страх, воровство?

Развитие делил на этапы по 3 видам ориентации: 1) на авторитеты, 2) на обычаи и 3) на принципы.

Уровни развития морального сознания:

1) Доморальный (предконвенциональный) уровень развития:

1а – ориентация на избегание наказания;

1б – ориентация на получение поощрения (эгоистические соображения взаимной выгоды – послушание в обмен на конкретные блага и поощрения).

2) Уровень конвенциональной морали – ориентация на образец или авторитет:

2а – модель «хорошего ребенка», ориентация на одобрение стороны окружающих и стыд перед их осуждением;

2б – установка на поддержание социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что справедливо и правильно).

3) Уровень автономной морали – ориентация на общественный договор и общепринятые моральные нормы.

3а – осознание относительности и условности нравственных правил; признание правильным того, что полезно и логично;

3б – признание наличия высшего закона, соответствующего интересам большинства;

3в – формирование устойчивых моральных принципов, их контроль собственной совестью без ссылки на внешние обстоятельства и рассудочные соображения;

3г – высшая стадия: моральные ценности выводятся из философских постулатов; этой стадии достигают лишь немногие.

Возрасты и взрослые уровни Л. Колберг не выделяет. Считает, что развитие морали носит спонтанный характер, а потому конкретная периодизация их невозможна.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник