Фазы моторного развития ребенка

Фазы моторного развития ребенка thumbnail

Куратор Джада Бевилаква, исследователь и танцор

Фазы моторного развития ребенка – это этапы, на которых новорожденный перемещается из горизонтального в вертикальное положение, через появление новых поз и новых движений. Давайте узнаем лучше.

Движения плода

Еще до рождения и на самых ранних стадиях беременности сократительная способность является первой формой выражения эмбриона, а затем и плода. Приблизительно на одиннадцатой неделе соединения нервной системы активны и позволяют плоду выполнять некоторые рефлекторные движения в соответствии с генетически определенной программой.

Конечно, речь идет не о сознательных движениях, а о двигательных реакциях, которые активируются в соответствии с внешним раздражителем (например, плод, который пинается, когда ступни касаются стенки матки).

То, что жестоко изменяется при рождении, это природа элемента, в котором он будет расти и развиваться, то есть гравитационная среда .

Первые девять месяцев его развития происходили в околоплодных водах, а не в воздухе, что полностью изменило условия с физической точки зрения. Кроме того, окутывающее пространство матки, которое было легко почувствовать и прикоснуться к границам, открывается до бесконечности, а незрелые сенсорные функции не позволяют новорожденному чувствовать его пространственные пределы. И, наконец, после рождения новорожденный, воспитанный в условиях невесомости (вес плода почти полностью несет мать), заставляет его осознавать собственный вес тела.

Вот фундаментальные изменения, которые необходимо принять во внимание, чтобы понять, с чем измеряется новорожденный ребенок, который постепенно приобретает навыки движения .

И чтобы полностью понять пути появления первых движений, необходимо учитывать путь неврологического созревания . Фактически, это выполняется в головно-каудальном направлении, то есть идет от головы к копчику, и, следовательно, то, что топологически ближе к голове, созревает во времени раньше остальных. Вот почему, когда новорожденный делает первые попытки поворота на бок, он делает это в следующем порядке: сначала он поворачивает голову, затем контралатеральное плечо и только в конце таз и ноги, которые согласно этой логике являются наименее иннервируемыми областями. и чье созревание занимает больше времени.

Внезапные движения в первые месяцы являются результатом все еще неполной миелизации (миелин – это оболочка, которая покрывает нервы). Именно благодаря процессу миелизации ребенок сможет модулировать сокращение мышц благодаря хорошо организованному жесту. Термины Фазы, Стадии в исследовании Пиклера используются, чтобы подчеркнуть природу процесса.

Фазы моторного развития

  1. Повернуть из стороны в сторону
  2. Колесо на животе
  3. Поворот от живота к спине
  4. Прожилки на животе
  5. Прогулка на четвереньках
  6. Он садится
  7. Он встает на колени
  8. Он встает с поддержкой
  9. Начните ходить, не держась за
  10. Ходить с уверенностью

Хронологический порядок фаз 1, 2, 3, 9, 10 всегда следует одному и тому же порядку появления. Это означает, что мы никогда не увидим ребенка, который перейдет к фазе 3, пропустив шаги 1 и 2. В то время как порядок появления фаз 4, 5, 6, 7, 8 субъективен для ребенка .

Фазы 4, 5, 6, 7, 8 всегда происходят после фазы 3 и до фазы 9. Фаза 7 всегда предшествует фазе 8; фазы 5 и 6 происходят почти одновременно. Фазы 6 и 8: часто стояние предшествует вставанию, в 10% случаев они происходят наоборот.

Этапы

Лежа на спине : новорожденный стремится к равновесию на собственной оси тела (позвоночный столб), которая разделяет гем – правое и левое тело, в то время как верхние и нижние конечности совершают быстрые и все более энергичные движения. Можно прочитать усилие ребенка, который постепенно находит правильную калибровку мышц по отношению к силе тяжести, элемент неизвестен до рождения. Постепенно движения головы, верхних и нижних конечностей становятся более плавными и могут модулироваться благодаря процессу миелизации.

Колесо на боку : ребенок сначала поднимает плечо, а затем гомологично поворачивает бедро на бок. Голова, рука, бедро, колено, лодыжка, ступня способствуют равновесию в этом положении.

Колесо на брюхе: угол создаваемого задний с опорной поверхностью больше и больше до земель увеличиваются склонным на животе.

Вентральный пролежень : эта позиция становится знакомой ребенку только после длительного ее переживания. Открывается новый горизонт возможности перемещения и завоевания территории.

Из этого положения теперь можно поднимать голову, опираясь на верхние конечности (ладони рук и / или локти). Позже ребенок может испытать в таком же положении, баланс тела только на руках и ногах через таз грузоподъемный с постепенным уменьшением несущей поверхности (помещение для сканирования).

Для наблюдаемых детей, смещение в основном используется в этой фазе является ползать, ползучесть или обход (при продвижении по поддержанию контакта живота на опорной поверхности, используя тягу верхних и нижних конечностей).

Бросок : используя уже полученные движения, ребенок комбинирует их последовательно, переходя от спины к животу и наоборот. Было отмечено, что некоторые дети предпочитают вращение всегда с одной и той же стороны, в то время как другие чередуют две стороны. Третьим удается зацепить один рулон за другим.

Эти движения теперь позволяют ему достичь желаемой цели, позволяя организовать движение относительно цели.

Углубить моторное развитие вашего ребенка: движения, позы и смещения

Положение сидячего положения : от продолжения туловища с опорой на предплечьях голова теперь поднимается и больше не поддерживается, как на первом этапе. Таким образом, он может вращаться на боку благодаря удлинению руки, поддерживающей туловище. На этом этапе может показаться, что ползет как способ движения.

Положение сидя : ребенок сидит, когда туловище находится на тазу вертикально и образует угол 90 ° с последним. Это происходит, когда структурирована физиологическая кривая поясничной области, и когда отношение в ретроверсии таза изменилось, в тот момент, когда ребенок находит свою собственную опору на седалищной кости. Это огромное завоевание территории, которое полностью освобождает оружие и позволяет ребенку дольше оставаться в ручном исследовании, а также гораздо более широкой перспективе взглядов.

На коленях с выпрямленным туловищем : большая мышечная масса ягодиц, четырехглавой мышцы и брюшного пресса усиливает его силу благодаря нервному созреванию. Сочленение колен служит в качестве опорного основания для verticalize бюста.

В этот период наиболее широко распространены сидячее положение, четвероногие и стоящие на коленях положения, полусидячее положение лежа на боку и движение во время перекатывания значительно меньше. Увеличивается подвижность, ползание всегда присутствует, а четвероногое движение становится доминирующим.

Положение с поддержкой : первые попытки выпрямления в вертикальном положении являются обязанностью верхних конечностей. Действие осуществляется главным образом верхними конечностями, которые, как мы видели, созревают до нижних конечностей, все еще не очень иннервируемыми. Первые шаги появляются с поддержкой в ​​переднем, заднем и боковом направлениях.

В большинстве случаев движение с 4 ногами остается преобладающим.

Стоя : колебаясь между балансом и дисбалансом, он испытывает равновесие в одиночестве без внешних опор. Ребенок стоит, когда его туловище полностью вертикально на тазу, с опорой тела на ступни ног. Вскоре он сделает первые шаги без поддержки, перенеся вес с одной конечности на другую, осуществив передачу передне-заднего веса.

Хронологический возраст приобретения движений

  • На стороне в возрасте 18 недель.
  • На животе 25 недель.
  • От живота до спины в 30 недель.
  • Схемы повторного взаимодействия в 40 недель.
  • 4 ноги и сидячее положение в 46 недель.
  • На коленях в 47 недель.
  • Стоя на 51 (около 1 года).
  • Первые шаги в 16 месяцев.
  • Они ходят с уверенностью в полвторого.

Выводы по развитию моторики

Когда качество отношений между взрослым и ребенком удовлетворительное, и когда условия для осуществления физической активности гарантированы по инициативе ребенка (хорошее качество ухода, точная и дотошная организация пространства и выбор подходящих предметов) на своем уровне развития) развитие движений появляется регулярно, без значительных задержек и без непосредственного вмешательства взрослого, который подстрекает, учит или запрещает.

Как видно из результатов исследования Пиклера, появление крупномасштабных движений прямо пропорционально отношению взрослого, который уважает скорость моторного развития ребенка . Уважение взрослым свободной инициативы ребенка в достижении новых достижений, помимо поощрения знания окружающей среды, формирует у ребенка чувство компетентности и уверенность в своих силах.

Когда развитие мотора пользуется этими условиями, наблюдаемые и ощутимые преимущества касаются:

  • Отсутствие осанки и жесткости.
  • Хорошее распределение напряжения мышечного тонуса.
  • Участие в движении тела в целом без перерывов и перерывов.
  • Благоразумие в проведении новых движений.
  • Это не требует помощи взрослого во время его автономных попыток, он не обескуражен, но упорствует до выполнения его предприятия.
  • Высокая способность к вниманию и концентрации, которая позволяет ему пройти весь путь до исследования объекта и реализации цели.

Источник

05 апреля 2017 г.Моторное развитие у ребенка: определение и диагностика

Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.

Что такое моторное развитие?

Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.

Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.

Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.

Моторные навыки у детей

Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.

  • Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
  • В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
  • В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
  • В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
  • В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
  • В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
  • В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
  • В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.

Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.

грудничок рассматривает игрушки

Диагностика моторного развития у ребенка

Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.

Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.

Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.

Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.

Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro

Полезное видео

Источник

3 февраля 2011

Что нужно знать о моторном развитии малыша на первом году жизни и как помочь крохе успешно пройти все основные стадии

Этапы большого пути

Условно моторное развитие малыша первого года жизни можно разделить на несколько этапов.

Первые три месяца

У крохи наиболее активно развивается крупная моторика. Малыш получает разнообразные сигналы из окружающей среды, контактируя с разными людьми и предметами. Постепенно он начинает осознавать, что его конечности могут подчиняться его командам и желаниям. На этом этапе маленький человечек преимущественно учится управлять движениями рук и ног.

От трех до шести месяцев

Более активно развивается мелкая моторика. Ребенок постепенно учится владеть пальцами и делать простейшие движения типа намеренного захвата игрушки.

С шести до девяти месяцев

Очередной скачок в развитии крупной моторики. Кроха начинает координировать движения рук, ног и корпуса, учится переворачиваться, вставать на четвереньки, ползать. Затем начинает готовиться к ходьбе основательно: учится вставать, передвигать ножками.

Многие родители считают серьезным этапом в моторном развитии крохи его самые первые шаги, и это, конечно же, совершенно справедливо: ведь прямохождение объединяет в себе массу сложных и важных навыков, которыми ребенок овладевает на первом году жизни. Но при этом нужно помнить: готовясь к этому безусловно важному событию, крошечный человечек осваивает массу моторных навыков, которые не столь очевидны родительскому глазу, хотя все они очень важны и являются своего рода ступеньками в развитии. Более того, появление тех или иных двигательных умений может многое сказать о развитии ребенка и его здоровье, а разумно стимулируя их появление, мы не только помогаем малышу развиваться физически, но и приближаем его к освоению многих других важных навыков, которые ему пригодятся в дальнейшей жизни.

Конечно, развитие каждого ребенка сугубо индивидуально, и все нормативы – это всего лишь примерный ориентир для внимательных родителей. Однако все же желательно обращать на них внимание и при необходимости помогать крохе осваивать важные этапы. Таким образом мы закладываем крепкую базу для дальнейшего становления как физического, так и интеллектуального развития маленького человечка.

Секреты успеха

На протяжении первого года жизни этапы развития легко выделить. Вы легко заметите, что кроха, который совсем недавно увлеченно манипулировал предметами, начинает уделять этому занятию меньше сил и времени, но зато активно осваивает переворот. В дальнейшем мелкая и крупная моторика будут развиваться параллельно, лишь акцентируя ту или иную сферу.

Моторное развитие ребенка связано с массой сложных процессов в области становления нервных связей. Так что если какой-то навык малыш осваивает с опозданием, это и диагностический сигнал наблюдающему кроху педиатру, и повод для родителей помочь малышу справиться с проблемой.

У маленького ребенка пока что нет двигательных стереотипов, то есть, образно говоря, он совершает мыслительную операцию для каждого движения, а не ходит, как взрослый, “на автомате”. Поэтому иногда ребенку можно и даже нужно что-то показать, подсказать, чтобы он добился успеха.

Для эффективного моторного развития помимо заложенной в каждого человека “программы” малышу необходимы правильная среда, в которой он может развиваться, и соответствующие стимулы, вызывающие у него желание двигаться, привлекающие его. Ведь совершенно здоровый ребенок, которого постоянно держат в кроватке, не играют с ним, не показывают новое и интересное, не будет развиваться нормально. Также нужно помнить, что любому человеку для достижения успеха необходима эмоциональная поддержка близких людей. И ваш малыш – не исключение. Положительные эмоции, интерес, увлеченность – все это стимулирует ребенка.

Итак, давайте посмотрим на примерные нормы моторного развития для малыша первого года жизни.

От 0 до 3 месяцев

На этом этапе малыш кажется несмышленышем, который только ест, спит и делает большие и маленькие дела. Однако на самом деле он получает и осмысливает огромное количество информации из внешнего мира. В течение первых недель жизни младенец не делает резкого скачка в развитии, у него проходит период адаптации к условиям внеутробной жизни. А вот потом ему становится интересен окружающий мир.

Чему учится кроха? Вначале он просто привыкает к новому для него миру “органами чувств”, учится воспринимать прикосновения, звуки, запахи, свет и цвет. Затем потихоньку начинает на них реагировать. Постепенно он учится смотреть на предметы, прослеживать их взглядом, поворачивать и держать голову.

На что обратить внимание? Постарайтесь не переусердствовать с новыми впечатлениями. Когда их слишком много, нервная система малыша может дать сбой. Побольше разговаривайте с крохой, показывайте ему интересные игрушки, почаще носите на руках. Если он чем-то заинтересовался и демонстрирует это взглядом, поднесите его ближе к предмету, помогите потрогать, расскажите, что это такое. Однако не стоит развлекать усталого или плачущего ребенка. Все, что ему нужно, когда он устал, – это уют и покой.

Моторика и здоровье. На этом этапе особенно важно избегать травм шеи и позвоночника. Всегда поддерживайте головку малыша. Если ваш ребенок много плачет, если его мучают колики, старайтесь избегать обилия стимулов, посоветуйтесь с хорошим педиатром и детским массажистом или остеопатом – возможно, адаптация к внеутробной жизни проходит не так гладко, как хотелось бы, и неприятные ощущения мешают крохе развиваться.

От 3 до 6 месяцев

На этом этапе малыш активно развивает мелкую моторику и начинает делать массу осмысленных движений. К концу этого периода многие детишки начинают хорошо владеть ручками и пытаются делать сложные повороты корпуса, реагируя на звук, некоторые даже начинают переворачиваться.

Чему учится кроха? Малыш начинает играть ручками и ножками: обхватывает одну руку пальцами другой, хватает себя за ножки, тянет в рот и руки, и ноги. Постепенно он учится захватывать также и посторонние предметы. Сначала он с трудом удерживает погремушку, которую вы вложили ему в ручку, потом все более уверенно начинает брать ее самостоятельно, затем пытается ею манипулировать, иногда ударяя себя при неудачной попытке. А чуть позже, особенно когда начинают прорезываться зубы, кроха будет все тянуть в рот. Помимо беспокойства это должно вызывать радость: ребенок делает скоординированное осмысленное сложное движение.

На что обратить внимание? Малышу нужен простор для тренировки координации зрительного аппарата и моторики. У ребенка должна быть возможность достигать предмет и получать удовольствие. Для начала удобен мобиль, по игрушкам которого кроха может бить ручками, когда лежит на спине. Стимулом для такой деятельности может быть приятный звук, поощряющий точное движение, например колокольчик. Пока ваш малыш не освоит уверенного захвата предметов, они должны быть легкодоступны. Старайтесь размещать предметы на мобиле в разных положениях: не только прямо перед глазами малыша, но и левее, правее, чтобы стимулировать разнообразие движений. Это также будет постепенно готовить кроху к освоению поворота.

Моторика и здоровье. Если малыш в 4 месяца не интересуется игрушками, не пытается дотянуться до предметов ручками (не шлепает маму по лицу, не играет со своими ножками и т.п.), стоит посоветоваться с врачом.

В норме к шести месяцам малыш должен уметь переворачиваться с живота на спину и со спины на живот. Для того чтобы его стимулировать, пробуйте приманивать кроху яркими и необычными игрушками, делайте различные упражнения, которые подскажут ему, как нужно правильно двигаться. Например, лежащему на спинке ребенку можно заводить колено через другую ногу набок – после этого он довершит начатое при помощи корпуса и поймет, “как правильно делать это”.

От 6 до 9 месяцев

На этом этапе малыш учится вертеться во все стороны, сидеть и ползать. Его развитие приобретает стремительные темпы, и вы буквально не можете за ним уследить: каждый день появляется что-то новенькое!

Чему учится кроха? Освоив переворот, малыш учится садиться. Имейте в виду, что все детки это делают по-разному. Крайне редко ребенок может за счет мышц живота и спины сесть из положения лежа на спине. Чаще кроха копошится, помогая себе руками и ногами. Обычно после этого он старается встать на четвереньки, хотя некоторые дети предпочитают ползать по-пластунски довольно долгое время. Встав на четвереньки, малыш не может сразу поползти – это еще слишком сложно. Вначале он будет долго раскачиваться, совершать много неудачных движений. К концу девятого месяца большинство детей уверенно ползают, а некоторые пытаются встать с опорой.

На что обратить внимание? Несмотря на то что развитие – вещь сугубо индивидуальная, желательно все-таки стимулировать кроху, чтобы он прошел этап ползания. Специалисты уверены: это очень важно для его развития и тренировки мышц. Малыша нужно побуждать к ползанию, предоставляя ему свободу передвижения на ковре и привлекая интересными игрушками. Способов ползания довольно много, встречаются и весьма экзотические, которые могут насторожить педиатра. В норме малыш должен хорошо двигать всеми конечностями, движения должны быть симметричными.

Далеко не всем детям нравится сидеть. Некоторые начинают ползать до того, как сядут. Об этом тоже нужно сказать врачу во время осмотра. Заставлять кроху сидеть, если он этого не хочет, не нужно. Если бы у него не было объективного дискомфорта в сидячей позе, он бы с наслаждением ее использовал для игры. Грамотный врач подскажет вам упражнения, укрепляющие мышцы крохи, назначит сеанс массажа и т.п.

Моторика и здоровье. Помните, что полным детям тяжелее двигаться, чем “живчикам”. Очень часто полнота ребенка обусловлена неправильным питанием, хотя бывают, конечно же, и другие причины. Если ваш ребенок довольно крупный, поговорите на эту тему с наблюдающим его врачом.

На этом этапе развития принципиально важно, чтобы кроха имел простор для самостоятельных движений. Приложите все усилия, чтобы сделать ваш дом или хотя бы детскую комнату безопасными для маленького ползунка. Способность ребенка управлять своим телом, радость от собственных успехов помогают ему воспитывать положительные качества характера.

От 9 до 12 месяцев

Малыш на финишной прямой к первым шагам. Не торопите его, не ставьте на ножки, если он сам этого не требует. Прямохождение – очень сложный процесс, и к нему нужно правильно подготовиться. Если ребенок активно и замечательно ползает, но даже не пытается ходить, – это не беда, это прекрасно. Ползание полезно для мышц и развития нервной системы.

Чему учится кроха? Постепенно малыш понимает, что он может двигаться еще и вертикально – вверх. Он пытается заползать на невысокую кровать, учится вставать. В этих ситуациях необходимо обеспечить его безопасность (например, устелить матами пространство у подножия дивана), а не ограничивать движения. Хорошо, если у малыша есть разнообразные стимулы: игрушки, лежащие на стульях и диване и т.п. Для тренировки ходьбы с опорой можно класть игрушку на один конец дивана, когда кроха держится за другой. В какой-то момент ему надоест опускаться на четвереньки и ползти к цели, и он начнет двигаться приставными шагами. Ближе к году многие дети желают ходить за ручку, а потом делают и первые самостоятельные шаги.

На что обратить внимание? Не проявляйте нетерпения и не требуйте от ребенка “вертикализации” раньше времени, пусть тренирует головной мозг и мышцы ползанием. Уделите особое внимание безопасности. Большинство детей в этом возрасте довольно инициативны и рискуют набить много шишек.

Моторика и здоровье. Некоторые дети начинают ходить намного позже сверстников. Чаще всего у них есть особенности развития, которые не позволяют им сделать этого раньше. Не отчаивайтесь, но и не забывайте о том, что двигательная активность позволяет судить о развитии нервной системы в целом – будьте в контакте с грамотным неврологом или педиатром.

Авторы: Анна Никитина, консультант – Татьяна Барзенок, врач-педиатр

Источник: Журнал «Лиза. Мой ребенок», октябрь 2010

Источник