Фаллическая фаза развития ребенка
От автора: Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем проследить, не случилось ли какого “затыка” в нашей собственной жизни. Возможно, что произошла фиксация на одной из стадий развития. И возможно это мешает развитию личностных свойств и качеств человека, его творческому росту.
Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности:
- Оральная (0 – 18 мес.)
- Анальная (18 мес. – 3 года)
- Фаллическая (3 года – 6 лет)
- Латентная (6 – 12 лет)
- Генитальная (период полового созревания и до 22лет)
В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально – зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама.
Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:
- Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
- Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями. В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности.
Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде «остаточного» поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия.
Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Основными его чертами является:
- ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе,
- постоянно требует одобрения,
- чрезмерно зависим и доверчив,
- испытывает потребность в поддержке и принятии,
- жизненная пассивность.
В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.
Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до трех лет. В течение этого периода ребенок учится самостоятельно ходить в туалет. Он получает большое удовлетворение от этого контроля, т.к. это одна из первых функций, которая требует от него осознанности своих действий.
Фрейд был убежден, что способ, каким родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.
Существуют 2 основные родительские тактики, связанные с приучением ребенка контролировать свои внутренние процессы. Мы более подробно поговорим о первой – принуждающей, т.к. именно эта форма приносит наиболее выраженные негативные последствия.
Некоторые родители ведут себя не гибко и требовательно, настаивая, чтобы ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания родителей и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, то у ребенка может сформироваться анально – удерживающий тип личности. Такие взрослые необычайно упрямы, скупы, методичны и пунктуальны. Им очень сложно переносить беспорядок, неразбериху, неопределенность.
Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленный родительской строгостью в отношении туалета – это анально – выталкивающий тип личности. Черты данного типа включают в себя склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие люди чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.
Другая категория родителей, наоборот, поощряет своих детей к регулярному использованию туалета и хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.
Между тремя и шестью годами интересы ребенка сдвигаются в новую зону, область гениталий. На протяжении фаллической стадии дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с половыми отношениями. Хотя их представления о взрослой сексуальности обычно смутны, ошибочны, и весьма неточно сформулированы, Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Основываясь на увиденном по телевизору, на каких – то фразах родителей или на объяснениях других детей, они рисуют «первичную» сцену.
Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал Эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Фрейд рассматривал трагедию как символическое описание величайшего из человеческих конфликтов. С его точки зрения, этот миф символизирует неосознанное желание ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Более того, Фрейд находил подтверждение комплекса в родственных связях и клановых взаимоотношениях, имеющих место в различных примитивных обществах.
В норме эдипов комплекс развивается несколько по – разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим, как он проявляется у мальчиков.
Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет выражать свои чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Это говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца и в то же время он воспринимает отца как конкурента. Но мальчик догадывается о своем более низком положении, он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца Фрейд назвал страхом кастрации и, по его мнению, это заставляет мальчика отказываться от своего стремления.
В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс развивается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Этот процесс выполняет несколько функций: во – первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во – вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви путем замещения, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать видит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что ребенок перенимает родительские запреты и основные моральные нормы. Это подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. Т.е. суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.
Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над представителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Это так же может быть поведение по типу Дон Жуана.
Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерь отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, что может символизировать недостаток силы. Она обвиняет мать в том, что она родилась «дефектной». В то же время девочка стремится обладать своим отцом, завидуя, что он имеет власть и любовь матери.
Со временем девочка избавляется от комплекса Электры путем подавления тяги к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к отцу, увеличивая, таким образом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.
У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут иногда казаться наивными и невинными в сексуальном отношении.
Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.
В промежутке от 6-7 лет до начала подросткового периода либидо ребенка посредством сублимации (переориентации на социальную активность) направляется во вне. В этот период ребенка интересуют различные интеллектуальные занятия, спорт, общение со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии.
В личности ребенка появляются такие структуры, как эго и суперэго. Что это такое? Если вспомнить основные положения теории Фрейда о структуре личности, то можно представить себе некую схему:
- Суперэго – это система норм, ценностей, иначе говоря – совесть человека. Оно формируется при взаимодействии ребенка со значимыми фигурами, в первую очередь, с родителями.
- Эго – отвечает за непосредственный контакт с внешним миром. Это восприятие, мышление, научение.
- Ид – это наши влечения, инстинктивные, врожденные, не осознаваемые стремления.
Таким образом, к возрасту 6-7 лет у ребенка уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. И на протяжении латентного периода происходит «оттачивание» и упрочение его взглядов, убеждений, мировоззрения. В этот период сексуальный инстинкт предположительно дремлет.
Последняя стадия психосексуального развития – генитальная, которая формирует в человеке его отношение к партнеру, выбор стратегии поведения в сексуальных отношениях.
После завершения латентной стадии, которая продолжается до наступления половой зрелости, начинают восстанавливаться сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза Генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти), характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности.
Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии подростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, одноклассника, соседа). Это явление может носить и не ярко выраженный характер, чаще ограничивается тем, что подростки предпочитают общаться со сверстниками одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание.
Генитальный характер – это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Фрейд был убежден: для того, чтобы сформировался идеальный генитальный характер, человек должен брать на себя активную роль в решении жизненных проблем, отказаться от пассивности, свойственной раннему детству, когда любовь, безопасность, физический комфорт – в сущности, все формы удовлетворения, легко давались, и ничего не требовалось взамен.
Обобщая информацию по всем уже рассмотренным стадия психосексуального развития, можно сделать следующие выводы: недостаток внимания или гиперопека на первой, Оральной стадии психосексуального развития, ведет к пассивности или циничности как свойству характера. Фиксация на анальной стадии – к упрямости, скупости, жестокости. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса провоцируют склонность к беспорядочным любовным связям, невротическим моделям поведения, фригидности или импотенции. Отсутствие понимания в Генитальный период – неумению брать на себя ответственность и пассивность в собственной жизни.
Зная об особенностях стадий формирования психики, мы можем помочь ребенку с минимальным для него ущербом научиться управлять своими внутренними стремлениями, не ограничивая его творческий потенциал.
Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.
Источник
Фаллическая фаза
Согласно Фрейду, когда ребёнок достигает трехлетнего возраста, его либидо сосредотачивается в зоне половых органов. В этот период малыш обнаруживает, что мальчики и девочки устроены по-разному, и начинает проявлять интерес к теме межполовых отношений. Его тянет потрогать и изучить собственные гениталии и узнать о том, как на свет появляются дети.
В таком поведении нет ничего противоестественного, и будет лучше, если родители отнесутся к нему с пониманием. Строгие запреты и уход от разговоров на эту тему не заставят детей прекратить проявлять интерес к половым органам и отношениям между мужчиной и женщиной. Однако к этому интересу добавится постоянный страх быть наказанным – в будущем это может превратить ребёнка в невротика и негативно сказаться на интимной сфере его жизни.
Многие психологические теории определяют трёхлетний возраст как критический и переломный. Идея Зигмунда Фрейда заключается в том, что на этой стадии, которая продолжается до 6-7 лет, ребёнок на бессознательном уровне переживает эротическое влечение к родителю противоположного пола. Для мальчиков этот феномен получил название Эдипов комплекс, для девочек – комплекс Электры.
Если говорить о мальчиках, то для них свойственно идеализировать мать как главную женщину в своей жизни и завидовать положению отца рядом с ней. Однако желание занять место отца наталкивается на страх перед его превосходством и возможностью быть наказанным. Этот так называемый “страх кастрации” заставляет мальчика отказаться от идеи соперничества с отцом за право обладание матерью.
Но в 6-7-летнем возрасте мальчик начинает смотреть на ситуация под другим углом – он уже не испытывает зависть к отцу, а отождествляет себя с ним. Теперь он не хочет соперничать – он стремится стать максимально похожим на отца. «Я должен стать смелым и сильным, как папа, ведь мама полюбила его за это», – рассуждает кроха. Система моральных норм отца формирует предпосылки для развития супер-эго сына. На этом моменте этап прохождения Эдипова комплекса подходит к концу.
Вариант этого комплекса у девочек именуется комплексом Электры, и процесс его преодоления выглядит немного по-другому. И у девочек, и у мальчиков первым объектом любви становится мама. По мнению Фрейда, с самого детства женщины завидуют мужчинам. Связано это с тем, что у мужчин есть пенис, символизирующий превосходство и силу.
В своей ущербности девочка винит мать. На уровне подсознания ей хочется обладать отцом, ведь у того есть пенис, и мать его любит. Комплекс Электры разрешается так же, как и Эдипов комплекс. Влечение к отцу проходит, после чего ребёнок начинает ассоциировать себя с мамой. Чтобы в будущем встретить партнёра, похожего на отца, девочка стремится стать такой же, как её мать.
Следствием травм, полученных в этот период, могут стать неврозы, импотенция и фригидность в зрелом возрасте. Фиксации на фаллической стадии развития ведут к тому, что люди начинают уделять своему телу очень много внимания. Они выбирают яркую вызывающую одежду и постоянно стремятся продемонстрировать своё тело на публику.
Мужчины становятся наглыми и излишне самоуверенными. Любовные победы являются для них синонимом жизненного успеха. Это способ доказать самому себе и всему окружению собственную мужскую состоятельность. Но в глубине души они всё ещё испытывают страх кастрации, скрытый за наигранной самоуверенностью.
Женщины с фиксацией на этой стадии склонны к легкомысленным и беспорядочным половым связям. Им хочется постоянно заигрывать с мужчинами и соблазнять их
Продолжение статьи:
Оральная стадия
Анальная стадия
Латентная и генитальная стадия
Источник
Àíäðååâà Òàòüÿíà
Ìû ïðîäîëæàåì ðàññìàòðèâàòü ïñèõîñåêñóàëüíûå ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ç. Ôðåéäó. Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì î òîì, êàêèå èçìåíåíèÿ íåñåò ñ ñîáîé ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ.
Ìåæäó òðåìÿ è øåñòüþ ãîäàìè èíòåðåñû ðåáåíêà ñäâèãàþòñÿ â íîâóþ çîíó, îáëàñòü ãåíèòàëèé. Íà ïðîòÿæåíèè ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè äåòè ìîãóò ðàññìàòðèâàòü è èññëåäîâàòü ñâîè ïîëîâûå îðãàíû, ïðîÿâëÿòü çàèíòåðåñîâàííîñòü â âîïðîñàõ, ñâÿçàííûõ ñ ïîëîâûìè îòíîøåíèÿìè. Õîòÿ èõ ïðåäñòàâëåíèÿ î âçðîñëîé ñåêñóàëüíîñòè îáû÷íî ñìóòíû, îøèáî÷íû, è âåñüìà íåòî÷íî ñôîðìóëèðîâàíû, Ôðåéä ïîëàãàë, ÷òî áîëüøèíñòâî äåòåé ïîíèìàþò ñóòü ñåêñóàëüíûõ îòíîøåíèé áîëåå ÿñíî, ÷åì ïðåäïîëàãàþò ðîäèòåëè. Îñíîâûâàÿñü íà óâèäåííîì ïî òåëåâèçîðó, íà êàêèõ – òî ôðàçàõ ðîäèòåëåé èëè íà îáúÿñíåíèÿõ äðóãèõ äåòåé, îíè ðèñóþò ’ïåðâè÷íóþ’ ñöåíó.
Äîìèíèðóþùèé êîíôëèêò íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè ñîñòîèò â òîì, ÷òî Ôðåéä íàçâàë Ýäèïîâûì êîìïëåêñîì (àíàëîãè÷íûé êîíôëèêò ó äåâî÷åê ïîëó÷èë íàçâàíèå êîìïëåêñà Ýëåêòðû). Îïèñàíèå ýòîãî êîìïëåêñà Ôðåéä çàèìñòâîâàë èç òðàãåäèè Ñîôîêëà ’Öàðü Ýäèï’, â êîòîðîé Ýäèï, öàðü Ôèâ, íåïðåäíàìåðåííî óáèë ñâîåãî îòöà è âñòóïèë â êðîâîñìåñèòåëüíóþ ñâÿçü ñ ìàòåðüþ. Êîãäà Ýäèï ïîíÿë, êàêîé ÷óäîâèùíûé ãðåõ îí ñîâåðøèë, îí îñëåïèë ñåáÿ. Ôðåéä ðàññìàòðèâàë òðàãåäèþ êàê ñèìâîëè÷åñêîå îïèñàíèå âåëè÷àéøåãî èç ÷åëîâå÷åñêèõ êîíôëèêòîâ. Ñ åãî òî÷êè çðåíèÿ, ýòîò ìèô ñèìâîëèçèðóåò íåîñîçíàííîå æåëàíèå ðåáåíêà îáëàäàòü ðîäèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà è îäíîâðåìåííî óñòðàíèòü ðîäèòåëÿ îäíîãî ñ íèì ïîëà. Áîëåå òîãî, Ôðåéä íàõîäèë ïîäòâåðæäåíèå êîìïëåêñà â ðîäñòâåííûõ ñâÿçÿõ è êëàíîâûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ, èìåþùèõ ìåñòî â ðàçëè÷íûõ ïðèìèòèâíûõ îáùåñòâàõ.
 íîðìå ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ íåñêîëüêî ïî – ðàçíîìó ó ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê. Ðàññìîòðèì, êàê îí ïðîÿâëÿåòñÿ ó ìàëü÷èêîâ. Ïåðâîíà÷àëüíî îáúåêòîì ëþáâè ó ìàëü÷èêà âûñòóïàåò ìàòü èëè çàìåùàþùàÿ åå ôèãóðà. Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ îíà ÿâëÿåòñÿ äëÿ íåãî ãëàâíûì èñòî÷íèêîì óäîâëåòâîðåíèÿ. Îí õî÷åò âûðàæàòü ñâîè ÷óâñòâà ïî îòíîøåíèþ ê íåé òî÷íî òàê æå, êàê ýòî äåëàþò, ïî åãî íàáëþäåíèÿì, ëþäè áîëåå ñòàðøåãî âîçðàñòà. Ýòî ãîâîðèò î òîì, ÷òî ìàëü÷èê ñòðåìèòñÿ èãðàòü ðîëü ñâîåãî îòöà è â òî æå âðåìÿ îí âîñïðèíèìàåò îòöà êàê êîíêóðåíòà. Íî ìàëü÷èê äîãàäûâàåòñÿ î ñâîåì áîëåå íèçêîì ïîëîæåíèè, îí ïîíèìàåò, ÷òî îòåö íå íàìåðåí òåðïåòü åãî ðîìàíòè÷åñêèå ÷óâñòâà ê ìàòåðè. Áîÿçíü âîîáðàæàåìîãî âîçìåçäèÿ ñî ñòîðîíû îòöà Ôðåéä íàçâàë ñòðàõîì êàñòðàöèè è, ïî åãî ìíåíèþ, ýòî çàñòàâëÿåò ìàëü÷èêà îòêàçûâàòüñÿ îò ñâîåãî ñòðåìëåíèÿ.
 âîçðàñòå ïðèìåðíî ìåæäó ïÿòüþ è ñåìüþ ãîäàìè ýäèïîâ êîìïëåêñ ðàçâèâàåòñÿ: ìàëü÷èê ïîäàâëÿåò (âûòåñíÿåò èç ñîçíàíèÿ) ñâîè æåëàíèÿ â îòíîøåíèè ìàòåðè è íà÷èíàåò èäåíòèôèöèðîâàòü ñåáÿ ñ îòöîì (ïåðåíèìàåò åãî ÷åðòû). Ýòîò ïðîöåññ âûïîëíÿåò íåñêîëüêî ôóíêöèé: âî – ïåðâûõ, ìàëü÷èê ïðèîáðåòàåò êîíãëîìåðàò öåííîñòåé, ìîðàëüíûõ íîðì, óñòàíîâîê, ìîäåëåé ïîëîðîëåâîãî ïîâåäåíèÿ, îáðèñîâûâàþùèõ äëÿ íåãî, ÷òî ýòî çíà÷èò – áûòü ìóæ÷èíîé. Âî – âòîðûõ, èäåíòèôèöèðóÿñü ñ îòöîì, ìàëü÷èê ìîæåò óäåðæàòü ìàòü êàê îáúåêò ëþáâè ïóòåì çàìåùåíèÿ, ïîñêîëüêó òåïåðü îí îáëàäàåò òåìè æå àòðèáóòàìè, êîòîðûå ìàòü âèäèò â îòöå. Åùå áîëåå âàæíûì àñïåêòîì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî ðåáåíîê ïåðåíèìàåò ðîäèòåëüñêèå çàïðåòû è îñíîâíûå ìîðàëüíûå íîðìû. Ýòî ïîäãîòàâëèâàåò ïî÷âó äëÿ ðàçâèòèÿ ñóïåðýãî èëè ñîâåñòè ðåáåíêà. Ò.å. ñóïåðýãî ÿâëÿåòñÿ ñëåäñòâèåì ðàçðåøåíèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà. Âçðîñëûå ìóæ÷èíû ñ ôèêñàöèåé íà ôàëëè÷åñêîé ñòàäèè âåäóò ñåáÿ äåðçêî, îíè õâàñòëèâû è îïðîìåò÷èâû. Ôàëëè÷åñêèå òèïû ñòðåìÿòñÿ äîáèâàòüñÿ óñïåõà (óñïåõ äëÿ íèõ ñèìâîëèçèðóåò ïîáåäó íàä ïðåäñòàâèòåëåì ïðîòèâîïîëîæíîãî ïîëà) è ïîñòîÿííî ïûòàþòñÿ äîêàçàòü ñâîþ ìóæåñòâåííîñòü è ïîëîâóþ çðåëîñòü. Îíè óáåæäàþò äðóãèõ â òîì, ÷òî îíè ’íàñòîÿùèå ìóæ÷èíû’. Ýòî òàê æå ìîæåò áûòü ïîâåäåíèå ïî òèïó Äîí Æóàíà.
Âåðñèÿ ýäèïîâà êîìïëåêñà ó äåâî÷åê ïîëó÷èëà íàçâàíèå êîìïëåêñà Ýëåêòðû. Ïðîîáðàçîì â äàííîì ñëó÷àå âûñòóïàåò ïåðñîíàæ ãðå÷åñêîé ìèôîëîãèè Ýëåêòðà, êîòîðàÿ óãîâàðèâàåò ñâîåãî áðàòà Îðåñòà óáèòü èõ ìàòü è åå ëþáîâíèêà è òàêèì îáðàçîì îòîìñòèòü çà ñìåðü îòöà. Êàê è ó ìàëü÷èêîâ, ïåðâûì îáúåêòîì ëþáâè ó äåâî÷åê ÿâëÿåòñÿ ìàòü. Îäíàêî, êîãäà äåâî÷êà âñòóïàåò â ôàëëè÷åñêóþ ñòàäèþ, îíà îñîçíàåò, ÷òî ó íåå íåò ïåíèñà, ÷òî ìîæåò ñèìâîëèçèðîâàòü íåäîñòàòîê ñèëû. Îíà îáâèíÿåò ìàòü â òîì, ÷òî îíà ðîäèëàñü ’äåôåêòíîé’.  òî æå âðåìÿ äåâî÷êà ñòðåìèòñÿ îáëàäàòü ñâîèì îòöîì, çàâèäóÿ, ÷òî îí èìååò âëàñòü è ëþáîâü ìàòåðè.
Ñî âðåìåíåì äåâî÷êà èçáàâëÿåòñÿ îò êîìïëåêñà Ýëåêòðû ïóòåì ïîäàâëåíèÿ òÿãè ê îòöó è èäåíòèôèêàöèè ñ ìàòåðüþ. Äðóãèìè ñëîâàìè, äåâî÷êà, ñòàíîâÿñü áîëåå ïîõîæåé íà ìàòü, ïîëó÷àåò ñèìâîëè÷åñêèé äîñòóï ê îòöó, óâåëè÷èâàÿ, òàêèì îáðàçîì, øàíñû êîãäà-íèáóäü âûéòè çàìóæ çà ìóæ÷èíó, ïîõîæåãî íà îòöà.
Ó æåíùèí ôàëëè÷åñêàÿ ôèêñàöèÿ, êàê îòìå÷àë Ôðåéä, ïðèâîäèò ê ñêëîííîñòè ôëèðòîâàòü, îáîëüùàòü, à òàêæå ê áåñïîðÿäî÷íûì ïîëîâûì ñâÿçÿì, õîòÿ îíè ìîãóò èíîãäà êàçàòüñÿ íàèâíûìè è íåâèííûìè â ñåêñóàëüíîì îòíîøåíèè. Íåðàçðåøåííûå ïðîáëåìû ýäèïîâà êîìïëåêñà ðàñöåíèâàëèñü Ôðåéäîì êàê îñíîâíîé èñòî÷íèê ïîñëåäóþùèõ íåâðîòè÷åñêèõ ìîäåëåé ïîâåäåíèÿ, îñîáåííî èìåþùèõ îòíîøåíèå ê èìïîòåíöèè è ôðèãèäíîñòè.  ñëåäóþùåé ñòàòüå ìû ïîãîâîðèì î ëàòåíòíîé ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè.
Àâòîð ýòîé ñòàòüè ïðàêòèêóþùèé ïñèõîëîã Àíäðååâà Òàòüÿíà.
https://deti.e1.ru
ïðîñìîòðîâ:
38008
11.11.2002 13:31
Íåíîðìàòèâíàÿ ëåêñèêà ó äåòåé
– Íó, ãàä, ñåé÷àñ òû ó ìåíÿ ïîëó÷èøü! – Ñàì êîçëèíà, íå áóäó áîëüøå ñ òîáîé èãðàòü! Èç äèàëîãà äâóõ ìàëûøåé
11.11.2002 16:47
Íàðóøåíèÿ ïèñüìà. Ïðîïóñêè, âñòàâêè áóêâ è ñëèòíîå íàïèñàíèå ñëîâ
Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì î òàêèõ ñëó÷àÿõ íàðóøåíèé ïèñüìà, ïðè êîòîðûõ ðåáåíîê íå ìîæåò â ïîòîêå óñòíîé ðå÷è âûäåëèòü îòäåëüíûå ñëîâà, ðàçäåëèòü ýòè ñëîâà íà ñëîãè è çâóêè (äèñãðàôèÿ íà ïî÷âå íåñôîðìèðîâàííîñòè àíàëèçà è ñèíòåçà ðå÷åâîãî ïîòîêà). Îøèáêè ïðè ýòîé ôîðìå äèñãðàôèè áóäóò âûãëÿäåòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
12.11.2002 13:31
Ãîòîâèìñÿ ê ýêçàìåíàì
Íàñòóïèëà ïîðà âûïóñêíûõ ýêçàìåíîâ.  ýòîò ïåðèîä ïîäðîñòêó íåîáõîäèìî çà êîðîòêèé ñðîê îâëàäåòü áîëüøèì îáúåìîì èíôîðìàöèè. Óñïåõ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè âî ìíîãîì çàâèñèò îò èõ âíèìàòåëüíîñòè. Îñîáåííî âàæíî ýòî â ïåðèîä ïîäãîòîâêè ê ýêçàìåíàì.
12.11.2002 13:31
Çàñòåí÷èâûé ðåáåíîê
Çàñòåí÷èâîñòü – ÿâëåíèå, ãîðàçäî áîëåå ðàñïðîñòðàíåííîå, ÷åì äóìàþò ìíîãèå, â îñîáåííîñòè çàñòåí÷èâûå ëþäè. Èññëåäîâàíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò, ÷òî îêîëî 40% ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ ñ÷èòàþò ñåáÿ çàñòåí÷èâûìè.
12.11.2002 13:31
Ñòðàõ òåìíîòû
Ñòðàõ òåìíîòû – îäèí èç íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ñòðàõîâ ó äåòåé. ×àñòî îí íà÷èíàåòñÿ ëåò ñ òðåõ è äëèòñÿ äî ïîäðîñòêîâîãî âîçðàñòà.
13.11.2002 13:31
Êàê ïîìî÷ü äåòÿì ó÷èòü óðîêè
Êàêèìè áû ñïîñîáíîñòÿìè íè îáëàäàë ðåáåíîê, ó÷åáà, âûïîëíåíèå äîìàøíèõ çàäàíèé äëÿ íåãî âñåãäà òÿæåëûé òðóä. Ñóùåñòâóåò ðÿä óñëîâèé, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ìîæíî ïîìî÷ü ðåáåíêó çíà÷èòåëüíî ëåã÷å ñïðàâëÿòüñÿ ñ äîìàøíèìè çàäàíèÿìè.
13.11.2002 13:31
Ìåäëèòåëüíûé ðåáåíîê è øêîëà
Ïîæàëóé, íàèáîëüøèå ñëîæíîñòè èñïûòûâàåò ìåäëèòåëüíûé ðåáåíîê, êîãäà îí íà÷èíàåò ó÷èòüñÿ. Áåçóñëîâíî, è äî øêîëû áûâàþò ïðè÷èíû äëÿ ñïåøêè, óïðåêîâ âçðîñëûõ, íî âñå ýòî ìåëî÷è ïî ñðàâíåíèþ ñ òåìè èñïûòàíèÿìè, êîòîðûå æäóò ðåáåíêà â øêîëå.
14.11.2002 13:31
Ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Îðàëüíàÿ ñòàäèÿ
 ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ïîäõîäîâ ê ðàññìîòðåíèþ ýòàïîâ ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè. Öåëü âñåõ ýòèõ òåîðèé: îïðåäåëèòü, êàêèå æå ìîìåíòû â ðàçâèòèè ðåáåíêà ñòàíóò ïðåäîïðåäåëÿòü åãî ïîâåäåíèå, èíòåðåñû, æèçíåííûå ìîòèâû âî âçðîñëîé æèçíè. Ïîäõîä, êîòîðûé ðàññìàòðèâàþ ñåãîäíÿ ÿ, íàçûâàåòñÿ ïñèõîàíàëèòè÷åñêèì.
14.11.2002 14:31
Ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Àíàëüíàÿ ñòàäèÿ
Ìû ïðîäîëæàåì òåìó î ïñèõîñåêñóàëüíûõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ôðåéäó è î âëèÿíèè ôèêñàöèè íà ýòèõ ñòàäèÿõ íà õàðàêòåð ÷åëîâåêà â áóäóùåì. Ñåãîäíÿ ìû ðàññìîòðèì ñëåäóþùóþ ôàçó ðàçâèòèÿ – àíàëüíóþ.
14.11.2002 15:31
Ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ. Ýäèïîâ êîìïëåêñ. Êîìïëåêñ Ýëåêòðû
Ìû ïðîäîëæàåì ðàññìàòðèâàòü ïñèõîñåêñóàëüíûå ñòàäèè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ç. Ôðåéäó. Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì î òîì, êàêèå èçìåíåíèÿ íåñåò ñ ñîáîé ôàëëè÷åñêàÿ ñòàäèÿ ðàçâèòèÿ.
14.11.2002 16:31
Ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ
Ìû ïðîäîëæàåì ðàññìàòðèâàòü ñòàäèè ïñèõîñåêñóàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé, è ñåãîäíÿ íà î÷åðåäè îäíà èç ñàìûõ ñïîêîéíûõ ñòàäèé – ëàòåíòíàÿ.
15.11.2002 13:31
Ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà – ïàìÿòü
Äîøêîëüíîå äåòñòâî – îñîáûé ïåðèîä â ðàçâèòèè ëè÷íîñòè. Äåòè çàäàþò ìíîæåñòâî âîïðîñîâ, íîâàÿ èíôîðìàöèÿ èì êðàéíå íåîáõîäèìà: ìîçã òðåáóåò ïèùè.  ýòîò ïåðèîä ïàìÿòü ïî ñêîðîñòè ðàçâèòèÿ îïåðåæàåò äðóãèå ñïîñîáíîñòè, ðåáåíîê ðàññìàòðèâàåò êàðòèíêó, âèäèò íåîáû÷íûé ïðåäìåò è íà÷èíàåò ðàññóæäàòü, ïðèïîìèíàÿ ÷òî-òî èç ñâîåãî æèçíåííîãî áàãàæà. Ëåãêîñòü, ñ êîòîðîé äåòè äîøêîëüíîãî âîçðàñòà çàïîìèíàþò ñòèõè, ñ÷èòàëêè, çàãàäêè, ñêàçêè, îáúÿñíÿåòñÿ áóðíûì ðàçâèòèåì èõ ïðèðîäíîé ïàìÿòè.
15.11.2002 13:31
Ìîé ðåáåíîê íå õî÷åò ÷èòàòü…
 ïîñëåäíåå âðåìÿ î÷åíü àêòóàëüíîé ïðîáëåìîé ó ðîäèòåëåé ñòàíîâèòñÿ íåæåëàíèå äåòåé (ïîäðîñòêîâ è ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ) ÷èòàòü. Ïðè÷èíîé ýòîãî, ñêîðåå âñåãî, ÿâëÿåòñÿ íàøà ïàññèâíîñòü â ïðèâèòèè íàâûêîâ ÷òåíèÿ êíèã äåòÿì. Íà ôîíå çàñèëèÿ èíôîðìàöèîííîãî ïðîñòðàíñòâà òåëåâèäåíèåì, êîìïüþòåðíûìè èãðàìè, ìû âñå ìåíüøå óäåëÿåì âíèìàíèå ÷òåíèþ ëèòåðàòóðû. Îòñþäà âîçíèêàþò ïðîáëåìû â øêîëå: íèçêàÿ òåõíèêà ÷òåíèÿ òåêñòîâ, ñëîæíîñòü ïîíèìàíèÿ óñëîâèé çàäà÷ íà ìàòåìàòèêå, îøèáêè ïðè âûïîëíåíèè ïèñüìåííûõ çàäàíèé.
15.11.2002 13:31
Ïñèõîëîãè÷åñêèå òðàâìû â ðàííåì âîçðàñòå
Ìû óæå ïèñàëè î òîì, êàê âëèÿåò ðîäèòåëüñêîå ïðîãðàììèðîâàíèå íà ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè ðåáåíêà, åãî æèçíåííîãî ñöåíàðèÿ. Ñåãîäíÿ ìû ïîãîâîðèì î òîì, êàê âíóòðèóòðîáíîå ðàçâèòèå ðåáåíêà, ðàçëè÷íûå åãî îñîáåííîñòè, ìîãóò ïîâëèÿòü íà õàðàêòåð è ñóäüáó ÷åëîâåêà.  ÷àñòíîñòè, ðå÷ü ïîéäåò î òðàâìàõ, êîòîðûå ðîäèòåëè óìûøëåííî èëè íåóìûøëåííî íàíîñÿò ðåáåíêó, è î òîì, êàê ýòî â äàëüíåéøåì îòðàæàåòñÿ íà ðàçâèòèè âçðîñëîãî ÷åëîâåêà.
16.11.2002 13:31
Ïîäðîñòîê è êîìïüþòåðíûå èãðû Ñêàæè ìíå, âî ÷òî è êàê òû èãðàåøü, è ÿ ñêàæó, êòî òû…
Âíåäðåíèå êîìïüþòåðà â íàøó æèçíü îçíàìåíîâàëîñü ïîÿâëåíèåì è ñòðåìèòåëüíûì ðàñïðîñòðàíåíèåì êîìïüþòåðíûõ èãð. Ïî ìàñøòàáàì ýòî óâëå÷åíèå ñðàâíèâàþò ñ ýïèäåìèåé, îõâàòèâøåé ïðàêòè÷åñêè âñåõ, êòî èìååò äîñòóï ê ýëåêòðîííî-âû÷èñëèòåëüíîé òåõíèêå. Ïðè ñâîáîäíîì âûáîðå èç àðñåíàëà ðàçíîîáðàçíûõ èãð ïîäðîñòîê âûáèðàåò â ïåðâóþ î÷åðåäü òàêèå, êîòîðûå òàê èëè èíà÷å îòðàæàþò åãî ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè.
16.11.2002 13:31
Ìîé ðåáåíîê îòêàçûâàåòñÿ åñòü â äåòñêîì ñàäó…
Ìíîãèå ðîäèòåëè íåäîâîëüíû òåì, êàê èõ äåòè êóøàþò â ñàäèêå. Îñîáåííî ýòî êàñàåòñÿ òàêèõ áëþä, êàê ñóïû è êàøè. Ýòè áëþäà, êàê ïðàâèëî, îòïóãèâàþò äåòåé ñâîèì âíåøíèì âèäîì (ðàçìàçíÿ ñåðîâàòîãî èëè áåëåñîãî öâåòà âûãëÿäèò íå ñëèøêîì ïðèâëåêàòåëüíî). Âòîðîé ìèíóñ: êàøà, ïðèãîòîâëåííàÿ â áîëüøîì êîëè÷åñòâå, ÷àñòî ïðèãîðàåò. Ó äåòåé î÷åíü áûñòðî ôîðìèðóþòñÿ ïèùåâûå ðåôëåêñû: èì äîñòàòî÷íî îäèí ðàç ïîïðîáîâàòü ïðîäóêò ñ çàïàõîì èëè âêóñîì ïðèãîðåëîãî ìîëîêà, è îäèí òîëüêî âèä êàøè íà÷íåò âûçûâàòü ó íèõ îòâðàùåíèå. Ýòî íå ïðîñòî êàïðèç:
17.11.2002 13:31
Ó÷èì èíîñòðàííûé ÿçûê. Ìåòîäû çàïîìèíàíèÿ ñëîâ
Ðàñøèðåíèå ñëîâàðíîãî çàïàñà – íåîáõîäèìîå óñëîâèå óñïåøíîãî èçó÷åíèÿ èíîñòðàííîãî ÿçûêà. Ýòî äîñòàòî÷íî íåïðîñòàÿ çàäà÷à, íî ñóùåñòâóþò ðàçëè÷íûå ïðèåìû, ïîçâîëÿþùèå äîñòè÷ü ðåàëüíûõ ðåçóëüòàòîâ è èçáåæàòü ìîíîòîííîé çóáðåæêè. Âû ìîæåòå èñïîëüçîâàòü ýòè ìåòîäû ñàìè èëè íàó÷èòü Âàøåãî ðåáåíêà ïðèìåíÿòü èõ ïðè çàïîìèíàíèè èíîñòðàííûõ ñëîâ.
18.11.2002 13:31
Ó÷èì çàïîìèíàòü
 íà÷àëå øêîëüíîé æèçíè ïàìÿòü â çíà÷èòåëüíîé ìåðå îïðåäåëÿåò óñïåøíîñòü îáó÷åíèÿ. Äëÿ ðåáåíêà 7 – 8 ëåò ãîðàçäî ëåã÷å çàó÷èòü, âûçóáðèòü ìàòåðèàë, ÷åì îñìûñëèòü åãî. Êàê ïðàâèëî, ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà (ê 10 – 11 ãîäàì) äåòè íà÷èíàþò ïðèäóìûâàòü è èñïîëüçîâàòü ðàçëè÷íûå ïðèåìû äëÿ çàïîìèíàíèÿ ìàòåðèàëà.
18.11.2002 13:31
Ó÷èì èíîñòðàííûé ÿçûê. Êîãäà íà÷èíàòü îáó÷åíèå?
Ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî ÷åì ðàíüøå ðåáåíîê íà÷íåò èçó÷àòü èíîñòðàííûé ÿçûê, òåì ëó÷øå. Äëÿ òîãî, ÷òîáû ðåáåíîê ìîã ñâîáîäíî îáùàòüñÿ íà èíîñòðàííîì ÿçûêå, íóæíî íà÷èíàòü îáó÷åíèå ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Ðàííåå îáó÷åíèå èíîñòðàííîìó ÿçûêó ïîçâîëÿåò âûðàáîòàòü ó ðåáåíêà ïðîèçíîøåíèå áåç àêöåíòà (ðàçóìååòñÿ, â òîì ñëó÷àå, êîãäà ïðåïîäàâàòåëü ñàì ãîâîðèò áåç àêöåíòà).  ðàííåì âîçðàñòå îáó÷àòü ðåáåíêà èíîñòðàííîìó ÿçûêó ìîæíî ñ ïîìîùüþ ðàçãîâîðà, ïðîñëóøèâàíèÿ àóäèîêàññåò, â áîëåå ñòàðøåì âîçðàñòå – ñ ïîìîùüþ èãð è ïðîñìîòðà ìóëüòôèëüìîâ íà èíîñòðàííîì ÿçûêå.
19.11.2002 13:31
Ïðèåìû ñêîðî÷òåíèÿ
Îò ñêîðîñòè ÷òåíèÿ â íàøåé æèçíè çàâèñèò î÷åíü ìíîãîå. Äëÿ øêîëüíèêà áûñòðîå ÷òåíèå ýòî âîçìîæíîñòü áûñòðî îñâîèòü ó÷åáíûé ìàòåðèàë, ñêîðîñòü è îáúåì óñâîåíèÿ èíôîðìàöèè.  äàííîé ñòàòüå ïðèâîäèòñÿ ñåðèÿ óïðàæíåíèé, ñ ïîìîùüþ êîòîðûõ ìîæíî óâåëè÷èòü ñêîðîñòü ÷òåíèÿ. Ýòè ïðèåìû ðàññ÷èòàíû íà ïîäðîñòêîâ, ñòàðøèõ øêîëüíèêîâ è âçðîñëûõ.
Источник