Если у ребенка в 3 года нарушена слоговая структура

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС – одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
В данном пособии представлена система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» – молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» – пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» – комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» – дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» – бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» – стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» – лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» – абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» – ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» – конура + будка.
Этапы работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
- подгтовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;
- собственно коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.
Подготовительный этап
Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
- развитие временно-пространственной ориентировки;
- развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
- «Вот какие мы» («Покажите свой живот, свою спинку»: Живот – впереди, спинка – сзади. Где животик? Где спинка?).
- «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. – «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
- «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном пространстве
- «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
- «Собери сказку» (Перед ребенком – набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»).
- «Найди клад» (ориентировка по схемам).
- «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
- «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)
- «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу – ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
- «Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений
Направления работы:
- Совершенствование движений общей моторики
- Совершенствование мелкой моторики
- Развитие артикуляционной моторики
- Развитие чувства темпа
- Формирование чувства ритма
Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений; развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную последовательность движений.
- «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте сами»: 1) Сели – встали, сели – встали, … 2) Руки в стороны – на пояс, в стороны – на пояс, …3) Нога вперед – назад – в сторону, вперед – назад – в сторону.
- «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки – ладошки, … 2) Колечки – ушки – рожки, … 3) Пальчики здороваются.
- Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка» – «Хоботок» – «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» – «Иголочка».
Развитие чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары – быстро, как мышки, на редкие – медленно, спокойно, как кошка.
- «Кулачки – ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук – стук, стук – стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук – стук – стук, стук – стук – стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп.
Формирование чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения (акцентированные неакцентированные доли – предпосылка для усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
- «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок – большая туча – громкий хлопок, маленькая тучка – тихий).
- Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета – например, красный – желтый – красный – желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
- Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» – большая капля – длинный хлопок, маленькая капелька – короткий).
- Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук – тук – тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
- уровень гласных звуков;
- уровень слогов;
- уровень слов;
- уровень коротких предложений;
- уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над гласными
- Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
- в сопровождении символов («Человечки – звуки»)
- без зрительной опоры.
- Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением (так же – с опорой на наглядность и без нее – на слух).
- Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого.
- «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
- Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
- Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
- Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного количества) звуков.
Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
- с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» – имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
- с общим гласным (ка – та – ма – ва);
- обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек нарисовано);
- закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
- прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости – мягкости, звонкости – глухости («Забиваем гвоздики молотком: та – да – та – да, то – до – то – до»);
- слоги со стечением.
Приемы и упражнения:
- «Музыкальный мяч» (см. «Работа над гласными»)
- Сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку.
- Работа с ритмическими схемами (Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// / /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
- Двухсложные из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные (дом, мак).
- Двухсложные с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные со стечением согласных и закрытым слогом (половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка).
- Односложные со стечением согласных в начале слова (стол).
- Односложные со стечением в конце слова (зонт).
- Двухсложные с двумя стечениями согласных (кнопка).
- Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно – переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа.
Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
- Слоговые дорожки (на дорожках следы – в зависимости от количества слогов в слове – ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
- Слоговые линейки.
- Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме – 3 дома с разным количеством этажей – ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак – 1 слог, петух – 2, лягушка – 3 слога).
- «Дом – замок – избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом – слова из одного слога, в замок – двусложные слова, в избушку – слова, состоящие из 3 слогов).
- «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
- «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
- «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова – в вагон с одним окном – односложные слова, с двумя – двусложные и т.д.).
- «Телевизор» (Наглядное пособие «Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами
- «Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий … (еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
- «Снежный ком» (Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
- Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.
Об авторах: Мелюхина Елена Рудольфовна, учитель-логопед, Бруковская Мария Александровна учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №452 города Екатеринбурга.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Источник
Екатерина Филимонова
Преодоление нарушений слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста
В соответствии с принципами психолого- педагогической классификации речевых нарушений выделена категория детей с такими нарушениями, как общее недоразвитие речи (ОНР) при котором отмечается недостаточная сформированность всех языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, нарушены все ее компоненты: фонетико- фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушена слоговая структура слова. Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно, через ряд сменяющихся фраз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания. При нарушенном речевом развитии искажение слогового состава слова существует достаточно длительное время, что свидетельствует о стойкости дефекта, о невозможности самостоятельного его устранения, о необходимости своевременного выявления оказания логопедической помощи.
Наиболее характерными являются следующие нарушения слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов.
– сокращение (пропуск слога) «маток – молоток»
– опускание слогообразующей гласной «пинино – пианино»
– увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «команата – комната»
2. Нарушение последовательности слогов в слове.
– перестановка слогов «деворе – дерево»
-перестановка звуков соседних слогов «гебемот – бегемот»
3. Искажение структуры отдельного слога.
– сокращение стечений согласных «тул – стул»
– вставки согласных в слог «лимонт – лимон»
4. Уподобление слогов «кококосы – абрикосы»
5. Персеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение «били били били текарь – библиотекарь»
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими)
7. Контаминации (смешение элементов слов) «в долодильнице – в холодильнике и хлебнице».
Нарушение слоговой структуры слова удерживается в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова степень знакомства с ним.
Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова хорошо известные ребенку.
Проанализировав данные научно- методической литературы, посвященные нарушению и коррекции слоговой структуры у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что проблема является малоизученной и недостаточно описанной. О важности данной проблемы говорит тот факт, своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности мотивационной сферы ребенка, а по данным последних исследование -от особенностей неречевых процессов: оптико- пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно- последовательной обработке информации (Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина).
Работа над слоговым составом слова осуществляется параллельно с работой по уточнению, расширению, активизацией пассивного и активного словаря, по развитию грамматического строя речи, формированию связной речи, а также психических функций. В основу работы над слоговой структурой слова положен принцип системного подода в коррекции речевых нарушений и классификации.
Важнейшее значение в работе имеет индивидуальный подход к детям, который предполагает учет психических особенностей, работоспособность, речевые возможности и характер нарушения слоговой структуры слова. Необходимо тщательно и последовательно отработать каждый тип слоговой структуры. Необходимо привлечение внимания ребенка к слоговому, артикуляционному, фонетическому и морфологическому составу слова, что происходит через систему игр и упражнений.
Можно предложить следующие направления в работе над слоговым составом слова:
1. формирование предпосылок развития слоговой структуры слова.
1.1 Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.
Например: Взрослый называет действие предмета или только предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко (высоко-низко).
1.2 Упражнения на развитие ориентации в пространстве (на листе бумаги).
Например: от ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перекинутых в пространстве. Ребенок должен продолжить ряд.
1.3 Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.
Например: удержание динамических программ. Это артикуляционные упражнения, упражнения для рук, для тела. Ребенок повторяет ритмические рисунки за взрослым (отстукивание, отхлопывание, притопывание).
2. работа над гласными и слогами.
2.1 Работа над гласными.
Точное восприятие и четкая артикуляция гласных предупреждает замещение гласных и переустановку слогов.
Упражнение 1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков. А-И А-И-О У-А-И-О
Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения.
Ребенок произносит ряд гласных:
-на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);
– громко, тише, совсем тихо;
– со сменой высоты голоса;
– быстро (либо медленно).
2.2 Работа над слогами.
Упражнение 1. Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух-трех слогов. Берутся слоги:
– с общим согласным Ма-Мо-Му-Мы
– с общим гласным Бу-Ву-Ку
– закрытые слоги МАК-МОК-МУК-МЫК
– прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными
БА-БЯ АП-АПЬ ВА-ВИ УФ-УФЬ
Упражнение 2. Работа над слогами со стечением согласных.
– открытые и закрытые КНА- АКН
– слоги со сменой позиции согласного МНА – НМА
– цепочки слогов МНА-МНО-МНУ-МНЫ
3. Работа над словами.
Упражнение 1. На различение длинных и коротких слов.
Упражнение 2. На отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа. После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряжено. БЫ…СЫ, НЕ…БО, ЛЮ…ДИ
Упражнение 3. Звуковой анализ и синтез.
– подсчет слогов, называние одного, двух и т. д. слогов подряд, либо вразнобой.
– выбор подходящей схемы слова.
– анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечением согласных.
Упражнение 4. На повторение рядов слов,близких по звуковому составу:
– отличающихся гласными звуками: СУК – СОК МЯЧ – МЕЧ МЕХ – МОХ
– отличающихся согласными звуками: СУК-СУП НОС-НОЖ
– отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА-СОДА ЛУНА-ЛУПА КОЖА-КОЗА
Упражнение 5. С прерстановкой слогов:
ЖИ-ЛЫ ЛЫ-ЖИ КИ-ПЯТ ПЯТ-КИ
4. Отработка грамматических форм слов и включение их во фразу.
4.1. Упражнение на образование словосочетаний;
– образование Р. п. и мн. ч. С использованием слова -много-:
Дыня…. много дынь
Сова…. много сов
4.2. Упражнение на составление коротких предложений с изученными словами.
– предлагается подобрать к названиям редмета подходящее действие (стоит, спит)и составить предложение: Чайник…чайник стоит, Медведь…медведь спит.
-предлагается поставить слова в правильном порядке и назвать предложение: В, помидоры, теплице… В теплице помидоры.
Одним из видов заданий при работе над слоговым составом слова может быть работа со скороговорками. Скороговорки могут состоять из одного предложения. А могут иметь форму короткого стихотворения. Скороговорки сначала читают и обязательно объясняют их значение по мере их усвоения темп произнесения становится средним и ускоренным, но не очень быстрым. При этом ритм обязательно отхлопывается.
В процессе логопедической работы над слоговой структуры слова могут использоваться различные виды игр и упражнений. Однако, работа с детьми, имеющими различные варианты отклоняющегося речевого развития, должна начинаться с младшей группы, что позволит избежать появления тяжелых проявлений искажения слогового состава слова.
Источник