Если у ребенка нет терпения 2 года
Как научить ребенка терпению? Такой вопрос часто задают родители, отчаявшись донести до сознания чада, что быть терпеливым – это уметь отложить сиюминутное удовольствие, желание ради определенных целей. Психологи разъясняют: формирование терпеливости у дошколят требует от самих родителей огромной выдержки и терпения, знания психологических и возрастных особенностей деток, умения применить специальные приемы в домашнем воспитании.
Когда и как учить ребенка терпению
Что нужно знать о психологических особенностях малышей в таком важном деле:
- Дети раннего возраста обучаются терпению с трудом, что становится проблемой для родителей. Чтобы отношения с ребенком были теплыми и дружескими, взрослыми предстоит серьезная работа – выработать чувство терпеливости даже у самых маленьких.
- С двухлетнего возраста и далее развивается отдел мозга, отвечающий за интеллект, эмоции человека. Именно в этот период взрослым предстоит правильно развивать навык, опираясь на такое умственное развитие.
- Детки постарше со временем начинают контролировать желания, что облегчает воспитание, так как процесс обучения становится управляемым.
Важно! Стоит взять во внимание: данный факт не дает оснований перестать заниматься развитием терпения в раннем возрасте. Формировать у малыша терпеливость требуется в любом периоде, поэтому нужно постоянно заниматься, играть, трудиться.
Время приступать к обучению!
Начинать вырабатывать навык терпеливости необходимо как можно раньше, практикуя обучение в форме игры. Например:
- приучая малыша ждать родителей, пока те заняты домашними делами, предложить покормить куколку;
- когда разговаривают по телефону, посоветовать карапузу поговорить по игрушечному аппарату с бабушкой;
- во время похода с мамой в магазин, пока та расплачивается за покупки в магазине, доверить ребенку подержать мамину сумочку.
Цель такова: не откликаться на просьбу чада сиюминутно что-то сделать, а дать понять, что есть дела поважнее, в которых тоже может поучаствовать ребенок. Психологи предлагают следующие приемы, которые позволят выработать навык терпеливости.
1. Отвлекайте ребенка
Важный момент: не отвечать грубо на просьбы, вопросы малыша. Не рекомендуется наказывать за неуважение и нетерпеливость по отношению к вам – карапуз не способен этого понять. Лучше погладить по голове и спокойно попросить, чтобы немного подождал. Попытайтесь предложить самостоятельно сделать то, чего желает, но в случае, когда речь идет об игрушке или мелочи. Когда ребенок категорически отказывается, добиться результата другим способом – в форме игры: проверить не положил ли зайчик игрушку под диван, столик. Малышу станет интересно, родитель добьется первых результатов в обучении.
2. Поощряйте и хвалите
Если сообщили, что собираетесь идти с малышом на улицу – не рекомендуется самим отвлекаться на посторонние дела. Когда ситуация не может ждать, спокойно объясните о необходимости подождать и пообещайте, что вы скоро пойдете в обещанное место. Можно дать подержать в ручках часы и показать, когда закончится время ожидания. За терпеливость поощрить тем, что любит ребенок, сказать похвальные слова.
3. Составьте список желаний
Дети с двух лет начинают просить покупать игрушки. Иногда исполнение таких желаний может стоить дорого, например, чадо стремительно требует дорогой вертолет, машинку или конструктор. В таких ситуациях не стоит отказывать, а сообщить, что данный подарок получить можно на Новый Год или день рождения. Для этого потребуется составить список желаний и “отправить его” Деду Морозу или волшебной фее. Таким образом снимается напряжение, малыш терпеливо ждет праздника.
4. Станьте примером
Дети перенимают привычки родителей. Прежде чем научить навыку терпения, внимательно следите за собой и подавайте показательный пример. Первое – на что обратить внимание – свое поведение. Если вы будете нетерпеливы и показывать такую манеру поведения – не следует ожидать хороших результатов в развитии навыка. А когда вы достаточно терпеливы, добиться того же от ребенка можно через творчество. В процессе работы он ощущает себя самостоятельным, взрослым – именно эти ощущения станут отличным помощником научиться ожиданию ради получения определенных целей.
Важно! Стоит отметить: когда учим ребенка терпению, необходимо быть самим терпеливыми по отношению к ребенку, всегда выполнять обещания – сказали, что закончите с домашними делами и пойдете в зоопарк, вот так и сделайте.
5. Объясните понятно и доходчиво
В общении с детьми старайтесь не оперировать словом “час” или “минута”, дети пока не понимают этого, так как не ориентируются во времени. Подождать 10 – 20 минут – предельно ясно взрослому, но не ребенку. Можно ожидание по времени превратить в игру. Скажите: “Пойдем в парк, когда будут собраны игрушки”. Или: “Когда придет время, часы пробьют на башенке”. В общении будьте спокойны и уравновешены. Не повышайте тон, иначе вызовите агрессивное поведение, чем добьетесь только отрицательного результата.
Тренировки, обучающие терпению
С точки зрения психологии учить терпеливости и сосредоточенности можно с малого возраста. Приступать к серьезным занятиям можно с двух лет. В этот период специалисты рекомендуют заниматься и играть с малышами при помощи тренировочных упражнений:
- Играть в конструктор или складывание пазлов. Сначала делать картинки с помощью взрослого, через время предложить карапузу выполнить задание самостоятельно. Со временем перейти на сборку деталей конструктора.
- Полезным будет поиграть в молчание или соревноваться, кто сможет долго неподвижно просидеть, далее перейти к игре в “прятки”. Подобные игры станут отличной практикой в выработке терпения.
- Играть в фигуры, которые неподвижны, по типу игры “Море волнуется…”. Существуют упражнения на удержание частей тела в одной позе определенное время. Рекомендуется выполнять в игровой форме: попросить показать птичку, медведя или обезьяну, постоять так несколько секунд. Со временем можно увеличить время до 1,5 – 2 минуты. Упражнения станут полезны, если выполнять их ежедневно по несколько раз.
Важно! Надо понимать, в возрасте двух лет дети непоседливы, непослушны. Не стоит расстраиваться, это вполне нормально. Согласитесь, выглядело бы странно если ребенок беспрекословно выполнял все требования. Рекомендуем наслаждаться моментами проведенными вместе, помогать своему чаду учиться самоконтролю.
Учим терпению без скандалов
В этом плане можно поучиться у французов. Они воспитывают детей таким образом, что малыши готовы к тому, что им не всегда приносят все по первому требованию. Обучают терпеливости с малого возраста. А чтобы научить очень маленького ребенка без истерик и скандалов, важно сделать момент ожидания максимально комфортным. Например, отвлекать от ожидания и переключать внимание на что-то доступное для малыша: разобрать и собрать пирамидку, “почитать газету”, “покопаться” в пластиковом ящике с мелкими предметами или игрушками.
Важно! Родителям необязательно намеренно учить своих детей “отвлекающим маневрам”: каждый ребенок обладает навыком ждать и реализует его, если родители дают ему такую возможность. В воспитании часто недооцениваются когнитивные способности маленьких детей, а они же просто удивительны, если дать им шанс развиться. Родители во Франции именно это и делают. Не учат малышей отвлекаться каким-то определенным способом, а просто предоставляют им возможность научиться терпению на каждом шагу.
Учитываем психологические особенности малышей
К сожалению, в воспитании детей взрослые не знают о когнитивной (способность к познанию) особенности ребенка. Необходимо не только учить малышей отвлекаться определенным способом, но и предоставить возможность самостоятельно поэтапно научиться терпеливости. В этом плане очень помогут интересные и увлекательные по возрасту упражнения, занятия, в которых малыш выработает навык ожидания. Но! Слишком трудные, непонятные упражнения могут отбить все желание заниматься. Ближе к пятилетнему возрасту дети осознают, что за терпение могут получить определенную выгоду, например, с легкостью отказываются от конфет, чтобы получить шоколадку позже. Умение ожидать, которое развивается с малых лет, открывает ребенку множество возможностей, позволяет добиваться успехов в будущем.
Развиваем внимание
Не стоит забывать о необходимости правильного развития целенаправленного внимания. Данное качество – главная основа для формирования навыка ожидания. Подобные игры психологи рекомендуют практиковать на прогулке.
Кто больше отыщет предметов, одинаковых (по цвету, форме, назначению)
Предложите поискать вещи или предметы одинаковых по цвету, которые встречаются на пути. Или договориться заранее хлопать в ладошки – когда увидит голубей, топать ногами – когда кошку или собаку.
Что изменилось?
В возрасте 4-5 лет хорошей игрой станет поиграть в игру “Что изменилось?” Положите на стол предметы, вначале не более 5, а потом закройте глаза ребенку на 15 – 30 секунд, добавьте или спрячьте одну из вещей. Попросите сообщить, что изменилось. Со временем количество предметов можно увеличивать до 15.
Поищем “клад”
Предложив поискать “клад”, можно отлично потренировать терпение. Особенно хороших результатов можно достичь, если “кладом” является ценная вещь для ребенка (игрушка или угощение). Поиграть в игру можно где угодно – дома или на улице. Последнее место станет более интересным, и развитие навыка превратиться не только в обучающее занятие, но и в захватывающее мероприятие.
Выбрав правильные занятия можно прекрасно развить терпеливость. Игры, рисование, вышивание, сборка моделей, лепка и подобные виды творчества помогут стать не только терпеливым, но и дисциплинированным. Привлекая к занятиям, которые заставляют ждать и добиваться результата, можно выработать навык терпения.
Рекомендации детских психологов
- Существует множество интересных упражнений, занятий для малышей, которые с легкостью помогут выработать навыки терпеливости: лепка из пластилина, конструктор лего, рисование. Вначале заниматься с ребенком ежедневно по 10 минут. Начать рекомендуем с раскрасок и рассматривания книжек. Во время занятий рассказывайте в какие цвета необходимо раскрасить дерево, облака и сказочных героев. Важно советоваться, спрашивать ребенка в какие бы цвета он сам покрасил рисунок. Хвалите за любую помощь и терпение в подборе нужных карандашей для раскрашивания. Дальнейшие занятия проводите в другой форме, постепенно увеличивая их время. Малышу должно быть весело, интересно. Таким образом можно не только выработать навык ожидания, но и развить интеллектуальные способности ребенка.
- После выбора правильных занятий, вторая задача родителя – стать надежной поддержкой для ребенка. Разделять трудоемкие дела на этапы. Если ребенок не может собрать конструктор, игрушки – позвольте ему завершить этот процесс на следующий день. Когда речь идет об обучении правильному произношению звуков – вначале научите малыша воспринимать его на словах, потом понимать в какой части заданного слова он находится, тогда требовать правильное произношение. На каждом этапе обучения, поддерживайте и хвалите ребенка. Даже когда он не имеет успехов – хвалите, иначе у него отпадет желание заниматься.
- Правильно поддерживать ребенка можно на примерах любимых сказок про героев, которые стремились сделать дело, добились результата. Как пример родителям: мультик Винни Пух, где медвежонок думал как забраться на дерево к меду, нашел решение – использовать шарик Пятачка.
- Объясняйте почему необходимо прикладывать усилия. Если вначале не получилось выполнить задание, расскажите о необходимости попробовать еще и со временем ребенок добьется результата.
- Хвалить за достижение результатов, избегать похвалы за определенную черту характера. Вместо фразы: “ты очень умный” следует сказать “у тебя все получается, ты молодец.” Или похвалить за нарисованный рисунок, словами “очень хорошо, я знаю, ты старался”. Исходя из практики, дети, которых регулярно хвалят родители, прикладывают больше усилий, нежели те, которые не получают похвалы.
Важно! Родителям надо помнить, что дети, которых любят и поддерживают дома, не унывают в ситуациях, когда у них не получается, а упорно стараются достигнуть желаемой цели.
Научить ребенка терпению – задание не из лёгких. Правильно подобрав упражнения можно добиться хороших результатов в развитии навыка ожидания. Стоит помнить важное правило, которое относится ко всем видам обучения: хвалить и поддерживать малыша за малейшие успехи. Поощрение и похвала дает хорошую мотивацию для достижения результата.
Источник
У детей, начиная с двухлетнего возраста, обычно происходит так называемый кризис двух лет. Поведение малышей с этого момента резко меняется, они становятся более капризными, устраивают истерики по каждому, даже незначительному поводу, стремятся делать все самостоятельно, и любая просьба или пожелание встречается ими отрицательно. Продлиться этот период может вплоть до трех лет. В это время к ребенку приходит осознания себя как отдельной личности, и он пытается выражать собственную волю, именно с этим и связаны проявления у него негативизма и упрямства.
В каждом возрасте малыши переживают тот или иной вид кризиса. Что же ждет родителей двухлетнего ребенка?
Перед родителями стоит не простая задача: оказать поддержку крохе и не подавить в нем желание быть самостоятельным, но одновременно с этим не потерять свой авторитет в его глазах. Важно в таком возрасте донести до малыша, в каких случаях он уже может принимать решения сам, а когда еще нет.
Причины постоянных отказов ребенка
Уже в 2-3 года многие дети начинают осознавать себя как самостоятельную индивидуальность и говорят о себе уже в первом лице. Негативизм и своеволие – это самый простой и доступный метод для малыша, чтобы продемонстрировать окружающим свою самостоятельность. Используя отказ в виде «нет», «не буду», «не хочу», ребенок сообщает родителям, что у него появилось собственное мнение, которое необходимо учитывать.
Научившись отказывать, кроха определенный период времени не может прекратить это делать и продолжает постоянно говорить нет. Для него это подобно новой игрушке, с которой он не в состоянии расстаться, пока не наиграется. Единственный выход из ситуации для родственников – набраться как можно больше терпения. Нужно суметь передать ребенку то, что считаются с его мнением, и тогда со временем весь его негативизм сойдет на нет. Обычно, когда проходит кризис 2 лет, у детей наступает период спокойного развития (рекомендуем прочитать: полезные книги по воспитанию детей и об их психологии).
Правильная реакция на истерику
Часто неверная реакция родителя на истерические припадки ребенка провоцирует еще больший протест с его стороны. Основной метод, с помощью которого кроха пытается повлиять на взрослого и добиться желаемого – истерика. Она может сопровождаться не только криками и плачем, но и выбрасыванием игрушек и предметов, укусами, плеванием, а в некоторых случаях даже приступами удушья. Не проявив твердость однажды, родители тем самым дадут понять ребенку, что такой подход эффективен, и он начнет устраивать их все чаще. В будущем это опасно тем, что кроха станет манипулировать и использовать любовь родителей и их жалость в своих целях.
Истерика – часто сопровождает ребенка в период кризиса. Но, несмотря на это, если вы приняли решение отказать малышке, то стойте до конца, хотя так трудно устоять перед слезками
Важно понимать, что в период кризиса бурные припадки и чрезмерное упрямство вполне естественны для ребенка, и бывают они в той или иной степени у всех деток. Бить тревогу по этому поводу раньше времени не стоит. Обеспокоиться данным вопросом следует только тогда, когда кроха закатывает истерики по несколько раз в день, то есть истерическое поведение начинает носить уже постоянный характер.
Как бороться с истериками?
Истерики лучше научиться предотвращать, тем более сделать это намного проще, чем прекратить их. Ниже приведено несколько дельных советов:
- Можно прибегнуть к уговорам, и постараться доступно объяснить причины, по которым нельзя выполнить его требования.
- Переключение внимания. Отвлечь малыша или занять чем-то другим очень часто помогает выйти из трудной ситуации.
- Согласие. Если то, что требует ребенок безопасно для него и его здоровья, и не способно нанести вред окружающим, то родители могут согласиться исполнить желание крохи.
Однако стремиться к абсолютному послушанию, только для того, чтобы ребенок был послушным, вряд ли стоит. В тех случаях, когда предупредить истерику не удалось, и она все же началась, необходимо дать ребенку успокоится, при этом самим оставаться спокойными. Лучше всего не трогать кроху и на время оставить его в одиночестве. Таким образом, можно показать своему чаду, что такой метод не будет иметь успеха и ни к чему не приведет. Оставшись один, малыш быстрее прекратит крики и займется чем-то более увлекательным, а может сам выйдет на контакт с родителями.
Попробуйте отвлечь малыша, предложив ему что-нибудь интересное или задав неожиданный вопрос, ответ на который прост
Если ребенок продолжает истерить достаточно долго, стоит снова попробовать успокоить и пожалеть его или отвлечь внимание. Важно из-за припадка не уступить малышу и не сделать так, как он хочет. Надо оставаться последовательными, мудрыми и справедливыми при принятии решений – это верный способ справиться с истерическим крохой.
Должна ли быть у ребенка свобода выбора?
Как и любой взрослый человек, ребенок должен иметь право выбора. В период кризиса 2-3 лет формируются волевые качества малыша, и для нормального их становления, ему нужно осознавать свою самостоятельность в моменты принятия решений. Отказ в возможности выбирать может подорвать развитие уверенной и целеустремленной личности.
Однако полная свобода тоже не является наилучшим решением для деток в два – три года. Идеальный вариант – предоставлять крохе выбор с помощью вопросов с уловкой. Например, пусть он решит на какую площадку пойти гулять, или какую лопатку взять с собой: большую или маленькую и тому подобные повседневные мелочи.
Все дети сталкиваются с кризисом 2 лет или нет?
С подобным кризисом сталкиваются практически все дети, просто протекать он может совершенно по-разному, а его выраженность и интенсивность зависят от индивидуальных особенностей. Иногда кризисные проявления у ребенка могут быть настолько несущественными и кратковременными, что просто останутся незамеченными родителями.
Взрослые часто думают, что их дети проказничают. Но на самом деле ребенок подобным образом может выражать самостоятельность
Поведение в период кризиса полностью зависит от психологических изменений, становления личности как самостоятельной, проявлений своеволия и гордости за собственные достижения. Единственный случай, когда требуется помощь специалистов, это если у крохи, которому больше трех, отсутствуют перечисленные качества.
Рекомендации для родителей и родственников
Мамам и папам в период кризиса у ребенка могут быть очень полезны следующие советы, сделанные из каждодневных наблюдений:
- Не стоит относиться к кризису, как к чему-то негативному. Он является важным и невероятно полезным этапом в развитии и становлении крохи с психической точки зрения, а все его проявления в соответствующем возрасте нормальное явление. Результатом подавления их насильственным путем приведет к множеству проблем в будущем.
- Нужно всегда делать оценку поступка малыша, а не его самого. Важно, чтобы у ребенка было понимание того, что родители могут не одобрять и быть недовольны тем, как он поступил, но потерять любовь и доверие с их стороны невозможно. Именно из такой уверенности и должно исходить наказание.
- В ситуациях, когда кроха проявляет агрессию, например, дерется, кричит, кусается или щипается, разбрасывает игрушки, не надо отвечать агрессией со своей стороны (рекомендуем прочитать: что делать, если ребенок в 2 года дерется с родителями?). Гнев и злость – не самые лучшие союзники в решении проблем. Ребенку предстоит совершить важное открытие, заключающееся в том, что в мире существуют незыблемые постоянные вещи, которые не зависят от его чувств, например, материнская любовь. С этим знанием он станет намного меньше прибегать к крикам и истерическим приступам в будущем, чтобы отстоять свою точку зрения.
- Важную роль в установлении границ психического пространства малыша играют те запреты, с которыми он сталкивается. Любой запрет должен иметь под собой обоснование и в большинстве случаев быть связанными с безопасностью и здоровьем ребенка. Желательно, чтобы все взрослые, с которыми близко общается кроха, соблюдали выполнение этих запретов, несмотря на его капризы.
- То, какими будут последствия пережитого кризиса, зависит и от ребенка и от отношения родителей к происходящему.
Любовь родителей должна быть выше всех истерик. И даже если малыш ведет себя не правильно, любите его, а проступки объясняйте и помогайте ребенку справиться с этим нелегким периодом взросления
Достаточно полезным будет, если:
- периодически позволять ребенку говорить «нет». Это является частью полноценного развития;
- не кричать и не ругаться в присутствии малыша. Именно со своих родных кроха перенимает модель поведения;
- стараться обходиться без частицы «не» при общении или сократить ее употребление к минимуму;
- придерживаться умеренности в запретах и слове «нет».
Итоговые общие методы преодоления детского упрямства
Ниже перечислены варианты того, что может помочь справиться с упрямым малышом:
- Первое, что стоит предпринять – это попробовать отвлечь ребенка, переключив его внимание на то, что способно его заинтересовать. Это должно нести в себе более сильную эмоциональную или информационную нагрузку.
- Отлично выручает совместное дело. Стоит предложить сделать вдвоем то, что отказывается делать кроха. Важно разделить все поровну, например, подметая вместе крошки от печенья, малыш сметает их в кучу, а мама потом ее собирает в совок и выбрасывает, или наоборот.
- Игровая форма выполнения заданий. Если ребенок не хочет одеваться, можно представить, что одежда волшебная и сделает из него любимого героя, или если малыш отказывается куда-нибудь идти, можно превратить дорогу в поиски клада, который спрятан в пункте назначения или участвовать в гонках, кто первый доберется в нужное место (рекомендуем прочитать: как научить ребенка самостоятельно одеваться в 2-3 года?).
- Использование для напоминания наглядных средств, а именно рисунков, схем, записок и звуковых эффектов. К примеру, нарисовать какую одежду за какой надо одевать и поместить схему в коридоре, чтобы малыш всегда имел возможность смотреть на последовательность действий в процессе одевания.
Как говорит доктор Комаровский, кризисное время просто нужно пережить, набравшись сил и терпения. Важно понимать и уважать потребности и желания своего карапуза и быть для него достойным примером.
Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »
Источник