Если ребенок жадничает 2 года комаровский

Авторы: Богданова Н.В.
Малыша невозможно заставить поделиться ни одной игрушкой? На прогулке он ревностно охраняет свое “добро”, игнорируя Ваши увещевания? В возрасте 2-3 лет большинство детей настоящие маленькие Скруджи. Но стоит ли пытаться учить их делиться с другими детьми?
Всем мамам знакома такая ситуация: малыш начинает вопить всякий раз, когда кто-то пытается позаимствовать его лопатку, ведерко или грабли. Вы наверняка не раз пытались объяснить своему маленькому собственнику, что с ним никто не захочет играть, если он будет поступать подобным образом. Но его это не убеждает. Не пытайтесь рассказывать ему о братском чувстве, об альтруизме, о возможности отказаться от чего-то ради удовольствия другого человека. Для двухлетки это слишком высокие материи. И это нормально!
Около двух лет или немного позже ребенок впервые осознает, что существуют вещи, которые принадлежат только ему. Кроватка, одежда, игрушки – про все это малыш теперь уверенно говорит “мое”. Но ребенок, в отличие от взрослых, воспринимает свои вещи как часть самого себя. Поэтому попытки других детей завладеть ими он расценивает как посягательство на него самого. В этот период ребенок проходит фазу построения собственного “Я2, психологически отделяясь от мамы. Обретая чувство автономии, он выстраивает и обозначает границы своей личности. Для малыша он сам и то, что ему принадлежит, еще не отделимо, и то, что находится вне его, также является его частью, составляя с ним одно целое. Когда ребенок подрастет, он будет просто знать, что есть предметы, которыми он владеет, и что они не перестанут быть таковыми, если кто-то возьмет их в руки. Но пока малыш должен чувствовать свою собственность в буквальном смысле – прижимая к себе игрушки во время прогулки и ни на минуту не выпуская их из поля зрения. Поэтому, когда мы просим его одолжить своему маленькому другу всего-навсего лопатку или машинку, это то же самое, как если бы мы попросили его одолжить свою рубашку, кроватку или зубную щетку. И негативная реакция ребенка – это не каприз и даже не проявление эгоизма, а категоричное заявление о том, что ему необходимо иметь все свое при себе, чтобы чувствовать свою целостность. Поэтому не стоит стыдить ребенка за проявление жадности, таким образом игнорируя его чувства и лишая его поддержки. Не отрицайте право ребенка принимать собственные решения, скажите ему, что понимаете, как ему сложно отдавать что-то свое. Проявив поддержку и уважение к чувствам ребенка, вы облегчите ему прохождение этой фазы развития.
Но, несмотря на понимание того, что эта фаза необходима для развития ребенка, нас не перестает волновать вопрос о том, как он адаптируется к действительности, где в цене совсем иные принципы. Ведь нам хотелось бы, чтобы наш ребенок научился вести себя социально приемлемым образом, был щедрым, вежливым и готовым поделиться с другими. Значит, все-таки необходимо преподать ему основы правил жизни в обществе? Да, вы действительно можете простым языком объяснить ребенку, как строятся отношения в человеческом обществе, что является приемлемым и что вызывает негативный отклик. Будьте готовы к тому, что даже если ваши объяснение будут доступны пониманию ребенка, он не примет их. “Урок” пригодится ему немного позже.
Вы наверняка обратили внимание на тот факт, что дети, прекрасно знающие, что такое “мое”, еще не понимают, что означает “чужое”. Это зачастую и является причиной конфликтов, разгорающихся на детской площадке: ни на минуту не забывая о своей собственности, малыш без страха и сомнений пытается завладеть приглянувшейся игрушкой товарища. Это происходит оттого, что ребенок еще не в состоянии учитывать интересы и желания других людей. Он пока не умеет контролировать и сдерживать свои сиюминутные порывы – желанный предмет должен немедленно оказаться у него в руках. И его нисколько не огорчит обиженный рев малыша, у которого он взял игрушку. Постепенно с вашей помощью юный экспроприатор поймет, что у других детей также есть вещи, которые принадлежат только им и они испытывают по отношению к ним те же собственнические чувства, что и он.
Но что любопытно: не у всех детей прохождение через стадию эгоцентризма характеризуется трепетным отношением к своей собственности. Действительно многие дети, окружая себя предметами, которые им принадлежат, чувствуют себя увереннее и спокойнее.
Но есть дети, которые ведут себя совершенно иначе. В этом же возрасте они проявляют себя как настоящие альтруисты, с легкостью делясь своими игрушками с другими детьми. Значит ли это, что формирование их личности происходит как-то неправильно? Должно ли это настораживать и как родителям относиться к такой “щедрости”? Некоторых родителей действительно беспокоит то, насколько легко ребенок отдает свои игрушки, не проявляя при этом особых эмоций. Их интересует, не является ли это проявлением слабохарактерности, неспособностью постоять за себя?
Здесь нет особого повода для беспокойства, просто эти дети нашли иной способ построения и утверждения собственного “Я”. Они черпают уверенность и ощущение своей целостности в чем-то другом. Возможно, им достаточно подпитки одобрением, исходящим от родителей, – их уверенностью, похвалой. Для них именно это – их собственность, то, чем они владеют и в чем нуждаются. “Мой сын – самый красивый, добрый, щедрый”. Так родители наполняют “Я” своего ребенка, при этом, со своей стороны, ему не приходиться прилагать особых усилий. Здесь есть свои преимущества и недостатки. Ребенок умеет проявить великодушие и не слишком привязан к материальным ценностям, но чаще всего таким образом он поступает, поддерживая желания родителей, подпитывая их гордость. Во многих случаях такому ребенку труднее позаботиться о себе, когда он один, отстоять себя, свои интересы. Несомненно, оптимальным будет стремление к достижению баланса. И если поддерживать в ребенке его желание делиться с другими и относиться с уважением и пониманием к собственническим проявлениям, то постепенно равновесие будет достигнуто.
Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно в обществе других людей
– Не заставляйте его одалживать свои вещи, сначала спросите, что он об этом думает. Возможно, малыш категорически не желает расстаться с любимой игрушкой. Но может оказаться и так, что он не против, но просто не знает, как это сделать, или опасается, что игрушку ему не вернут. В этом случае можно сказать: “Твой друг немного поиграет с твоей игрушкой и потом отдаст ее тебе”. Если вы видите, что малыш беспокоится, просто будьте рядом с ним и комментируйте все происходящее. Когда любимый предмет вернется к нему в целости и сохранности, похвалите его и скажите, что теперь он вновь может играть со своей игрушкой.
– Чтобы временное расставание с собственностью было менее болезненным, предложите детям произвести обмен: “Ты можешь положить свою куклу в его машинку? Она немного покатается и вернется к тебе. Твой Бэтмен может погостить в его замке, думаю ему там понравится”. При этом содержание игр взаимно обогащается, и каждый участник обмена сохраняет свой “капитал”.
– Если вы идете в гости, не забудьте взять свои игрушки. В гостях наверняка найдутся игрушки, которые заинтересует Вашего ребенка, а маленькому хозяину будет легче поделиться с гостем, который пришел не с пустыми руками. Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно. Для детей 2-3 лет это далеко не очевидно и может вызывать сильное беспокойство, препятствующее обмену и взаимным уступкам.
– Если Вы испытываете неловкость оттого, что на людях малыш ведет себя как неумолимый собственник, не стыдите его публично и не сравнивайте с другими детьми. Признайте, что на данный момент это так и ему действительно сложно расставаться со своими вещами. Через некоторое, довольно короткое время, это пройдет.
Автор: Богданова Наталия Владимировна – детский психолог, психоаналитик, член Российского психологического общества. Сотрудник центра реабилитации и коррекции детей и подростков и журналов “Счастливые родители” и “Мой ребенок”.
Источник: Институт гармоничного развития и адаптации “Игра”
опубликовано 11/05/2017 08:25
обновлено 19/07/2020
– Педагогика и психология
Источник
Когда ребенок не желает расставаться со своими игрушками или личными вещами – кричит, плачет, капризничает, не идет на контакт с родителями и детьми – взрослые понимают, что в нем есть такая черта характера, как жадность.
Чаще всего, родителям неприятно наблюдать, как малыш становится агрессивным, сгребая в охапку свои вещи, а возможно даже и чужие, и капризно кричит «Мое! Не отдам!». В том, чтобы ярлык жадины прочно «приклеился» к ребенку, большую роль играют сильные и интенсивные чувства матери и отца. Чаще всего это стыд за детское поведение. Иногда родителям невыносимо видеть и понимать, что их ребенок растет жадным, особенно, когда привычка жадничать не свойственна никому из членов семьи. Как чаще всего поступают взрослые в таком случае?
- Ругают ребенка, лишают его привилегий – сладостей, прогулки, мультфильмов, подарков.
- Наказывают, забирают с прогулки или из гостей.
- Читают нравоучения о том, что жадничать нехорошо и так поступают только плохие дети.
- Советуются с друзьями или родственниками по поводу такого поведения, изучают литературу на тему детской психологии и жадности.
- Силой заставляют детей делиться.
- Давят, уговаривают или манипулируют ребенком, чтобы тот отдал свои игрушки или вещи другим детям.
Что делать, если ребенок жадничает? Каковы психологические причины такого поведения? Ответы на эти и другие вопросы в этой статье.
Психологические причины жадности у ребенка
Жадность – это не просто плохая привычка в поведении, с которой рождается ребенок или она формируется ниоткуда, а достаточно серьезный процесс, имеющий под собой причины и следствия. Почему дети жадничают?
- Испытывают недостаток любви и внимания в семье. Если родители не имеют возможности проводить много времени с ребенком – они все время заняты, много работают, выясняют отношения, решают проблемы – то он начинает испытывать дефицит общения. Потребность в близком эмоциональном контакте с родными людьми в раннем и дошкольном возрасте является самой главной потребностью, которую следует удовлетворять.
Если родители делают это, то ребенок развивается хорошо и спокойно, его жизнь наполнена радостью, и он уверен в себе. В обратном случае дети страдают, начинают чувствовать себя ненужными. Эмоциональный голод по общению может привести к таким последствиям как жадность. Дети, чтобы бессознательно заполнить пустоту в душе от нехватки родительского тепла, «наполняют» ее игрушками и личными вещами. Силой заставлять их делиться – значит принуждать отдать последнее, что у них осталось – именно так воспринимает ребенок давление со стороны.
- Переизбыток любви и внимания в семье. Иногда родители воспитывают ребенка по принципу «Все самое лучшее – детям» и «Ребенок не должен ни в чем нуждаться» а также «У моих детей должно быть все». Такие благие намерения могут привести к формированию у ребенка эгоистичного комплекса, когда он понимает, что все в мире вращается вокруг него и не воспринимает способность делиться как навык общения – не видит в нем пользы, смысла и необходимости.
- Детская ревность. Так бывает если детей в семье несколько или они встретились на детской площадке. Когда кто-то просит у ребенка игрушку и родители «подключаются» к этому, уговаривая малыша поделиться, то он может начать ревновать близкого человека к другим детям. Ребенок на бессознательном уровне может воспринимать такие действия родителей как предательство к своей личности и думать о том, что мама или папа его больше не любят. Тогда он, желая удержать внимание родителей только на себе, отказывается расставаться с игрушкой.
- Иногда дети жадничают, потому что боятся, что их вещи могут испортить – сломать, помять, порвать, поэтому чрезмерно берегут их.
- Ребенок может выглядеть жадиной, когда «бросается» на защиту своего «имущества», если к нему подходят без разрешения.
- Нерешительность. Замкнутые дети очень привязаны к своим личным вещам. И тогда, если им трудно устанавливать контакт со сверстниками, игрушки становятся их любимыми друзьями, поэтому им так трудно расстаться с ними.
Связь жадности с самооценкой ребенка
Иногда психологи связывают жадность с самооценкой. В таком случае дети, которые не знают, за что они могут ценить свою личность и способности, радуются хотя бы тому, что у них есть игрушки и поэтому не хотят их никому отдавать.
Что нельзя делать родителям?
- Называть ребенка жадиной.
- Уговаривать его поделиться или пожертвовать чем-то только потому, что у других детей нет таких игрушек или им тоже интересно посмотреть, поиграть, почитать.
- Называть ребенка плохим, если он не хочет делиться.
Какими вырастают не жадные дети?
Если рассматривать жадность с психологической точки зрения, то ее обратная сторона будет называться умением детей отстаивать то, что принадлежит им. Родителям стоит помнить о том, что это очень важное качество не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни. В обратном случае дети превращаются во взрослых, которые жертвуют собой ради других, отдают последнее, что имеют, ради спокойствия и радости окружающих людей, не задумываясь при этом о себе.
Если ребенка часто ругать и обвинять в том, что он не хочет делиться то, вполне возможно, что когда он вырастет, станет чувствовать себя виноватым за то, что у него что-то есть, не будет считать себя достойным хорошей жизни, приобретет привычку радовать других, но не себя.
Рекомендации родителям
- Ребенок, которому хватает любви и внимания со стороны взрослых, легко расстается с игрушками на время, не чувствуя себя при этом обделенным или несчастным.
- Хорошо, если родители будут помнить о том, что делиться нужно хотеть. Когда ребенок искренне готов обменяться чем-то с другими детьми, а не под давлением взрослых, то он учится общаться свободно, открыто и дружелюбно.
- Обучить детей навыкам взаимодействия можно с помощью полезных книжек или мультфильмов, личных историй о том, как приятно делиться с другим от всей души и что-то получать взамен.
- Для того чтобы ребенок перестал жадничать, родители должны подавать ему пример того, как и в каких случаях можно поделиться с другими.
- Излишнее баловство и гиперопека приводят к тому, что ребенок «замыкается» на своих «богатствах». Если за ним закрепится репутация жадины, то ему будет сложно налаживать контакт со сверстниками.
Пройдите тестГотов ли ваш ребенок к школе?Пора ли вашему ребенку в первый класс? Результаты теста могут вас разочаровать. Но помните, что все мы – ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе – это комплекс способностей, поддающихся упражнению.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник
1. Отдаем старые игрушки
Договоритесь, что с каждой покупки новой игрушки одна старая «отправляется» в специальную коробку (вещь малыш выберет сам). Эта коробка должна предназначаться для благотворительных целей, для неимущих семей. Такой способ может научить ребенка делиться с теми, кому в жизни достались другие возможности.
Или используйте другой вариант. Побуждайте ребенка отдавать свои старые книги и игрушки. Включите воображение и превратите это в забавную игру. «Поговорите» за игрушки, пусть они «захотят» найти новый дом и новых друзей, помочь кому-то стать счастливее.
2. Устанавливаем ограничения
Установите для детей ограничения на подарки. Обсудите с ними, сколько в неделю/месяц/год они могут получить игрушек и подарков. И предупредите, что они могут либо исчерпать этот лимит во время одного посещения магазина, либо растянуть его на долгий срок.
Приучите ребенка пользоваться копилкой. К примеру, фантики от конфет могут исполнять роль денежных купюр. Пусть малыш начнет их складывать в определенное место. А когда захочет у вас что-то попросить – спросите, сколько у него «денег»? Установите, сколько стоит та или иная вещь. Детям будет прививаться понимание того, что игрушки не достаются просто так.
3. Ведем бюджет вместе
Например, перед праздниками неплохо было бы начать подключать ребенка (в любом возрасте!) к составлению бюджета. Сядьте вместе и рассчитайте, сколько вашей семье придется потратить на еду, украшения, подарки и другие необходимые вещи. Малыш учится вести расход денег. Это поможет ему понять, что он – не отдельная единица, которой «все должны», а часть семьи, в которой ресурсы распределяются в соответствии с бюджетом.
Кстати, если вы из тех, кто заранее составляет список подарков, – подключайте детей и к этому увлекательному занятию!
4. Пробуем зарабатывать
Приучайте малыша «зарабатывать» игрушки. В ход пойдет любая деятельность, доступная возрасту ребенка. Пусть помогает мыть посуду, чистить картошку, подметать. Всегда благодарите его за помощь.
5. Приобщаемся к духовному
Заведите в семье традицию, приуроченную к какому-либо памятному дню или событию, связанную только с вашими родственниками. В этот день хорошо созывать всех на чаепитие и вручать друг другу что-то приятное – но (!) нематериальное. Пусть кроха учится дарить и принимать в дар что-то, что нельзя купить за деньги. Он может выучить к этому дню стишок, песенку или сделать поделку из пластилина.
6. Делимся, играя
Если в вашем доме часто собираются дети, научите их занятиям, которые направлены на умение делиться. Например, мальчики и девочки садятся в круг и каждый по очереди «дарит» соседу слева все, что угодно, любую вещь – описывая ее и передавая по воздуху руками.
Конечно, подарок будет невидимым, но радость от него – вполне ощутимой!
7. Поддерживаем
Показывайте ребенку, что понимаете его чувства. Например, он в очередной раз жадничает и не хочет делиться. Или желает заполучить не одну машинку, а три. Прежде чем высказать запрет или упрекнуть, скажите, что понимаете его желание.
И что при других обстоятельствах он получил бы желаемое. Сочувствие родителя помогает и настраивает на «возвращение» к рациональному мышлению. Но при этом твердо стойте на своем решении.
8. Показываем пример
Станьте детям примером. Это самый действенный способ прививать хорошие привычки.
- Когда одариваете кого-то, сфокусируйте внимание ребенка на том, что вы хотите отдать, а не получить.
- К любому предстоящему празднику попробуйте сделать украшения своими руками, подключив к этому процессу ребенка.
- Чаще делайте хорошие дела в присутствии ребенка и подчеркивайте важность этих дел.
- Рассказывайте детям, что есть нуждающиеся люди, что им важно помогать и предлагать свою помощь. И что каждый из нас может оказаться в их положении.
- Ребенок познает жизнь и окружающий мир. У него складывается своя картина и иерархия ценностей, в число которых попадают не только близкие люди, но и любимые вещи, игрушки. Поэтому любое вторжение в личное пространство ребенок воспринимает практически как грабеж. Я считаю, что нужно постоянно разговаривать с малышом, читать ему много книжек и сказок, в которых встречаются герои с таким отрицательным качеством, как жадность. Ругань и наказания не приведут к пониманию.
Смотрите также:
- Как выбрать безопасные игрушки для самого маленького →
- Веселая уборка. Четыре способа разложить игрушки →
- Гаджеты для ребенка. За и против →
Источник