Дефект смягчения согласных звуков у детей. Что делать?

 

      Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные звуки? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они “сюсюкают”, как полуторагодовалые малыши. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – ч, щ.

      Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

      Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу и заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

      Спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е. М. Мастюкова подчеркивает, что “напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация (смягчение 

согласных), что может способствовать фонематическому недоразвитию”. 
       Поскольку нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры, то работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направлениях:     1) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия;
     2) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных.     При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия опытный логопед будет стараться достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков.
     Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться подручным материалом (мячики – пластмассовый и резиновый или кубики – деревянный и тряпичный), графическим материалом (зеленый круг – обозначает мягкость звука, синий – твёрдость), тематическими картинками (забавные нарисованные персонажи – сердитый – твердый звук и улыбающийся – мягкий), сопровождать упражнения определенными движениями (твердые звуки – губы “сердятся”, мягкие – “улыбаются”). Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля. 

Если ребенок в 4 года смягчает все звуки

      Основная задача при дефекте смягчения – научить  ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц  артикуляционного аппарата.  Здесь очень эффективно  использовать изотонические упражнения с сопротивлением  и противодействием,  т.к. они и укрепляют и расслабляют  мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком.
       В более упорных случаях (без динамики) логопед предложит логопедический массаж. Его можно проводить только после консультации невролога. 

Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина

.—— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.

М. Е. Хватцев. “Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста”

Изд-во “Учпедгиз”, М., 1961 г.