Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

Люди — интересные существа.
В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку.
Терри Пратчетт
Все чаще родители сетуют на то, что их дети не умеют занимать себя, что с ними надо либо играть, либо обеспечивать их досуг с помощью телевизора, смартфона и других гаджетов. Побыть наедине с самим собой, поиграть во что-то без дополнительных приспособлений – это уже из разряда фантастики.
Почему современные дети с трудом переносят скуку, не могут придумать себе занятие и предпочитают «легкоусвояемые» гаджеты, более затратным для мозговой деятельности чтению, рисованию и прочим занятиям, которыми мы, родители, с удовольствием предавались в своем детстве?
Конечно, не совсем этично сравнивать наше детство с детством наших детей. В «советское» время не то что смартфонов не было – даже мультфильмы шли в определенное время. Сейчас же огромный поток доступной информации обрушивается со всех сторон на еще не окрепшие умы мальчишек и девчонок. И, что лукавить, сами взрослые способствуют тому, чтобы дети не умели справляться со скукой.
Они не слышат слово «нет»
Современные дети получают все, что хотят, причем сразу. «Я хочу есть» – «Давай зайдем в Макдональдс, перекусим». «Я хочу игрушку!» – «Хорошо, зайдем в магазин и выберем». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон» или «Посмотри мультик». Родителям сложно выносить нытье и просьбы детей, и они дают им все, что те просят, лишь бы замолчали и не мешали. Или боясь нанести детям психологическую травму. Или движимые идеей «у меня ничего не было – так пусть у моего ребенка все будет». Причины могут быть разные, но итог один: мы оказываем дочерям и сыновьям медвежью услугу: они не научаются ждать, откладывать удовлетворение своих потребностей, не развивают способность справляться с жизненными трудностями. Детям становится все сложнее находиться в садах и школах (там есть правила и ограничения), взаимодействовать с другими людьми (чужая тетя не всегда удовлетворит сиюминутное «хочу»), справляться со своими переживаниями (у них не было опыта остаться наедине со своими чувствами).
Их жизнь – сплошной праздник
Многие родители стараются превратить жизнь своих детей в постоянный праздник: крутые дни рождения с аниматорами, поездки в выходные на детские фестивали, в развлекательные центры, на квесты и разные активности. У ребенка изначально нет права на скуку. Как только одно мероприятие заканчивается, мы придумываем другое – часто в ущерб своему времени и желаниям.
Детей уже «не модно» привлекать к домашней работе. А ведь это и есть тот монотонный труд, который «учит» мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей, рутины. В результате дети, приученные только к радости и легкости, не способны справиться с работой, требующей напряжения мозга и концентрации внимания (в частности, с учебой). Наверняка вы по себе знаете: когда долго не занимаешься умственной деятельностью, требуются некоторые усилия воли, чтобы снова заставить свой мозг работать. И в итоге мы получаем: «не хочу в школу, там скучно»
Чрезмерное развитие
С раннего детства ребенка стараются впихнуть во всевозможные развивающие кружки и на новомодные занятия. Маленьких – из-за тревоги, что все надо успеть, подростков – чтобы «не шатались, где попало». В результате дети, которых все время стараются чем-то занять, не только не научаются занимать сами себя – они боятся оставаться наедине с самими собой, поэтому не знают своего внутреннего мира. Из-за постоянных внешних требований и занятий, из-за бесчисленных часов, проведенных с гаджетами и девайсами, у наших чад остается все меньше времени на самонаблюдение, рефлексию, осмысление социальных событий и эмоциональных откликов. Если еще не знакомы, почитайте эксперимент Екатерины Мурашовой про детей и скуку https://snob.ru/selected/entry/45522/
Жертвы гаджетов
Гаджеты и интернет сейчас во многом заменяют родителей: они становятся для детей и няньками, и учителями, и воспитателями, и «развлекателями». С одной стороны, удобно, но с другой – цена этой «помощи» очень высока. Виртуальная жизнь яркая, громкая, полная спецэффектов и приколов. Реальность по сравнению с ней серая и скучная. И чем больше ребенок сидит в виртуале, тем сложнее ему концентрироваться и выполнять рутинные задания дома и в школе.
Дофаминовая ловушка
Постоянные развлечения, подстегивание интереса и повышенная зрительная стимуляция от цифровых носителей вызывают у детей привыкание сродни алкогольной или никотиновой зависимости. Причина кроется в физиологии. За получение удовольствия от какой-либо деятельности в нашем организме отвечает гормон дофамин, который вырабатывается в гипоталамусе. Дофамин воздействует на ту часть головного мозга, которая отвечает за так называемую систему вознаграждения. Под его воздействием человек получает удовольствие от того, что делает, видит, слышит. Вспомните свои ощущения, когда у вас получилось сделать что-то хорошо, научиться чему-то новому, от хорошего фильма, от щедрой похвалы. Чем дольше испытываешь подобное удовольствие, тем чаще хочется его повторять и тем неинтереснее кажется любая работа, не приносящая этой эйфории. Постоянно обедая в ресторанах, уже не очень хочется есть обычную кашу дома. Если покупать игрушки каждый день, то очередная «цацка» не будет радовать. Так и со скукой: имея постоянный источник ярких впечатлений, уже не хочется делать рутинную работу. Оставшись наедине с собой, дети (да и современные взрослые тоже) испытывают чувство, которое возникает у курильщика, тоскующего по сигарете. Организм требует большей дозы дофамина, внешнюю стимуляцию в виде гаджетов, развлечений и т.д. Высокая выработка дофамина рассеивает внимание, мешает контролировать эмоции, выполнять простые или скучные задачи, радоваться мелочам, а также лишает мотивации на развитие. Настоящая ловушка…
Что делать, если ребенку скучно?
– Если есть время, силы и ресурсы, создавайте альтернативу виртуальному миру в реальности не через вау-впечатления, а научая ребенка получать удовольствие от созерцания того, что происходит вокруг, от прогулок на природе, совместного времяпровождения, активных и настольных игр. Кстати, иногда нытье ребенка «мама, мне скучно» может быть следствием недостатка маминого тепла, любви и ласки. И таким образом ребенок пытается заполучить маму для себя. Потому что нахождение в одной комнате не равно совместному времяпровождению.
– Если нет сил, времени и ресурсов, не подсовывайте чаду гаджеты на каждый «писк» по поводу скуки. Предложите самому придумать какое-нибудь занятие. Хорошо, если в его комнате в свободном доступе есть материалы для различной деятельности (альбомы и краски, пластилин и другие инструменты для творчества). Но в любом случае будьте эмоционально доступны для ребенка.
– Не впадайте в «я плохой родитель», если ребенок говорит, что ему скучно, – поскучать иногда очень полезно для мозга. Так же, как мускулам нужно время, чтобы восстановиться после тренировки, мозгу требуется передышка, чтобы прийти в себя после контактов с внешним миром. Скучать – нормально, это первый шаг к творчеству.
– Не поощряйте использование гаджетов за едой, в машине, в кафе, магазине, поликлинике. Пусть ум ребенка учится самостоятельно разгонять «скуку».
– Устанавливайте разумные ограничения, не бойтесь говорить «нет» и помните, кто в семье взрослый и старший. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с вашими возможностями.
– Учите детей ждать. Чем старше ребенок, тем больше увеличивайте время его ожидания между «я хочу» и «я получаю». Но будьте при этом терпеливы.
– Детскому мозгу важно каждый день отключаться от внешнего мира с его требованиями и ожиданиями, – а это так нелюбимое родителями ничегонеделание, дуракаваляние, бесцельные игры, праздные мечты и шатание из угла в угол. Позволяйте этому быть в режиме дня ребенка.
– Не превращайте жизнь дочерей и сыновей в сплошной праздник, привлекайте их к рутинным делам (складывать свои вещи, убирать игрушки, разбирать сумки с продуктами, накрывать на стол и т.д.).
– Ограничьте число секций и кружков, особенно если инициатором их были вы, а не ребенок. Лучше лишниц раз поиграйте вместе с ребенком.
– Периодически устраивайте всей семьей «информационный детокс». Временно ограничивайте дела, которые вызывают эйфорию, перенапряжение мозга или отнимают слишком много времени (соцсети, гаджеты, покупки, поездки в развлекательные центры и т.п.). Начните с одного часа в день, увеличивая этот период постепенно до одной недели в году. Цель «диеты» – научиться получать удовольствие и радость от повседневных дел и занятий.
И, пожалуй, самое главное: посмотрите на себя со стороны. Как вы сами справляетесь со скукой и проводите свободное время? Ибо «дети нас не слышат, дети на нас смотрят».
Статья опубликована в журнале “Кудесница”, №1, 2020 г.
Источник
Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 4 лет дома?
Чему важно уделить внимание?
Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.
Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.
- Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
- Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
- Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
- Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
- Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
- Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
- Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
- Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
- Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
- В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.
Активное движение
Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:
- «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
- Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
- Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
- Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
- Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
- Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.
Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.
Творчество и мелкая моторика
Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.
Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:
- рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
- обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
- обводить контуры собственной ладошки или ступни;
- класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
- раскрашивать картинки в раскрасках;
- проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
- рисовать, соединяя точки.
Игры для юных исследователей
Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:
- Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
- Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
- Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
- Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
- Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
- Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
- Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
- Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.
Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.
Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.
Речь и социализация
Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.
Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:
- совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
- составление рассказов по картинкам;
- разучивание стихов;
- пение детских песенок;
- сочинение собственных сказок;
- игры с домашним кукольным театром;
- различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).
Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).
Когда мама занята
Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:
- приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
- пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
- когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
- во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
- можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
- почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
- можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).
Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.
Ольга Шумская
Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей
Об эксперте
Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.
@razvivaem_zanimaem
Поделитесь записью в социальных сетях!
Источник
Самостоятельно не играет или если играет, то это просто складывание пазлов или вкладышей, а потом зовёт к себе взрослого. Или бегает от одной стенки до другой.
С чем это связано?
????Наш мозг не может перенести ситуацию, когда он абсолютно ничем не занят. Не структурирует информацию, не получает новую информацию из внешних источников ( телевизор, интернет, книги), или если человек не занят каким-либо делом
????У человека в такой ситуации или начинается беспокойный поток мыслей и он начинает о чем-то думать и мечтать,вспоминать прошлые события или человек засыпает
????Проведите над собой эксперимент. Встаньте посередине комнаты закройте глаза ( это важно, иначе вы будете рассматривать все вокруг и этим будете структурировать свою мозговую деятельность) и постарайтесь ни о чем не мечтать и ничего не вспоминать из прошлого и просто ни о чем не думать. Насколько вас хватит? Уже через 3-4 минуты вы побежите, чем- то заниматься( отличный способ убирать у себя лень).
????Но, если взрослый человек способен структурировать своё время осознанно и неосознанно, то некоторые детки не могут. (Ещё не разговаривают и нет опыта внутреннего высказывания, не развита фантазия, чтобы развивать свой собственный сюжет в игре)
️И получается, что на занятиях со специалистами они супер успешны и замотивированы. Готовы заниматься часами, а когда их отпускаешь в свободную деятельность, то ребенок или начинает самостоятельно делать тоже самое, что и на занятии или бегать от стенки к стенке ( таким образом структурирует собственное время)
????Или тревожные детки, тоже постоянно хотят, чтобы взрослый находился рядом и с ним играл, таким деткам просто важно, чтобы взрослый включился в их игру на какое- то время, а потом он просто может сидеть рядом и находится в поле видимости ребёнка
????Или детки с расторможенной нервной системой, так же не могут сами играть. Просто потому, что их внимание не может долго удерживаться на объекте их интереса и им нужна помощь, а дополнительную опору они получают от взрослого????
????Это я написала самые распространённые случаи и часто встречающиеся, но вариантов почему ребёнок не может долго заниматься с кем- то, но совершенно несамостоятелен на едине с собой, очень много.
Поэтому, важно смотреть индивидуально и из этого выстраивать занятия, чтобы ребёнку помочь.
⚒Чем помочь?
❗️Деткам с тревогой– снижать тревогу, как играми с эмоциональным напряжением, так и предсказуемостью последовательности событий, в некоторых случаях необходима медикаментозная поддержка.
❗️Деткам с расторможенной нервной системой ( СДВГ, эмоционально- волевыми проблемами), важно научить отслеживать свои эмоции и их понимать, правильно реагировать.
????Когда ребёнок развивает свой эмоциональный интеллект, то способен в себе находить опоры для самостоятельного изучения мира. И поддержка взрослых уходит на второй план.
❗️Деткам с трудностью самостоятельного распределения собственного времени, важно давать большое количество опыта в различных играх, развивать фантазию, а когда ребёнок выучил игру, то постепенно снижать собственное время включения в игровой процесс. В таких случаях здорово помогают игровые терапевты. Успехов вам в понимании своего малыша????
Рекомендую к прочтению Только очень тренированный мозг может допустить и принять с первого раза новую информацию
Логопед-дефектолог
Источник