Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять thumbnail

Люди — интересные существа.

В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку.

Терри Пратчетт

Мама мне скучно  Почему современные дети не могут сами себя занять

Все чаще родители сетуют на то, что их дети не умеют занимать себя, что с ними надо либо играть, либо обеспечивать их досуг с помощью телевизора, смартфона и других гаджетов. Побыть наедине с самим собой, поиграть во что-то без дополнительных приспособлений – это уже из разряда фантастики.

Почему современные дети с трудом переносят скуку, не могут придумать себе занятие и предпочитают «легкоусвояемые» гаджеты, более затратным для мозговой деятельности чтению, рисованию и прочим занятиям, которыми мы, родители, с удовольствием предавались в своем детстве?

 Конечно, не совсем этично сравнивать наше детство с детством наших детей. В «советское» время не то что смартфонов не было – даже мультфильмы шли в определенное время. Сейчас же огромный поток доступной информации обрушивается со всех сторон на еще не окрепшие умы мальчишек и девчонок. И, что лукавить, сами взрослые способствуют тому, чтобы дети не умели справляться со скукой.  

Они не слышат слово «нет»

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

Современные дети получают все, что хотят, причем сразу. «Я хочу есть» – «Давай зайдем в Макдональдс, перекусим». «Я хочу игрушку!» – «Хорошо, зайдем в магазин и выберем». «Мне скучно!» – «Возьми мой телефон» или «Посмотри мультик». Родителям сложно выносить нытье и просьбы детей, и они дают им все, что те просят, лишь бы замолчали и не мешали. Или боясь нанести детям психологическую травму. Или движимые идеей «у меня ничего не было – так пусть у моего ребенка все будет». Причины могут быть разные, но итог один: мы оказываем дочерям и сыновьям медвежью услугу: они не научаются ждать, откладывать удовлетворение своих потребностей, не развивают способность справляться с жизненными трудностями. Детям становится все сложнее находиться в садах и школах (там есть правила и ограничения), взаимодействовать с другими людьми (чужая тетя не всегда удовлетворит сиюминутное «хочу»), справляться со своими переживаниями (у них не было опыта остаться наедине со своими чувствами).

Их жизнь – сплошной праздник

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

Многие родители стараются превратить жизнь своих детей в постоянный праздник: крутые дни рождения с аниматорами, поездки в выходные на детские фестивали, в развлекательные центры, на квесты и разные активности. У ребенка изначально нет права на скуку. Как только одно мероприятие заканчивается, мы придумываем другое – часто в ущерб своему времени и желаниям.

Детей уже «не модно» привлекать к домашней работе. А ведь это и есть тот монотонный труд, который «учит» мозг функционировать во время выполнения скучных обязанностей, рутины. В результате дети, приученные только к радости и легкости, не способны справиться с работой, требующей напряжения мозга и концентрации внимания (в частности, с учебой). Наверняка вы по себе знаете: когда долго не занимаешься умственной деятельностью, требуются некоторые усилия воли, чтобы снова заставить свой мозг работать. И в итоге мы получаем: «не хочу в школу, там скучно»

Чрезмерное развитие

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занятьС раннего детства ребенка стараются впихнуть во всевозможные развивающие кружки и на новомодные занятия. Маленьких – из-за тревоги, что все надо успеть, подростков – чтобы «не шатались, где попало». В результате дети, которых все время стараются чем-то занять, не только не научаются занимать сами себя – они боятся оставаться наедине с самими собой, поэтому не знают своего внутреннего мира. Из-за постоянных внешних требований и занятий, из-за бесчисленных часов, проведенных с гаджетами и девайсами, у наших чад остается все меньше времени на самонаблюдение, рефлексию, осмысление социальных событий и эмоциональных откликов. Если еще не знакомы, почитайте эксперимент Екатерины Мурашовой про детей и скуку  https://snob.ru/selected/entry/45522/

Жертвы гаджетов

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

Гаджеты и интернет сейчас во многом заменяют родителей: они становятся для детей и няньками, и учителями, и воспитателями, и «развлекателями». С одной стороны, удобно, но с другой – цена этой «помощи» очень высока. Виртуальная жизнь яркая, громкая, полная спецэффектов и приколов. Реальность по сравнению с ней серая и скучная. И чем больше ребенок сидит в виртуале, тем сложнее ему концентрироваться и выполнять рутинные задания дома и в школе.

Дофаминовая ловушка

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занятьПостоянные развлечения, подстегивание интереса и повышенная зрительная стимуляция от цифровых носителей вызывают у детей привыкание сродни алкогольной или никотиновой зависимости. Причина кроется в физиологии. За получение удовольствия от какой-либо деятельности в нашем организме отвечает гормон дофамин, который вырабатывается в гипоталамусе. Дофамин воздействует на ту часть головного мозга, которая отвечает за так называемую систему вознаграждения. Под его воздействием человек получает удовольствие от того, что делает, видит, слышит. Вспомните свои ощущения, когда у вас получилось сделать что-то хорошо, научиться чему-то новому, от хорошего фильма, от щедрой похвалы. Чем дольше испытываешь подобное удовольствие, тем чаще хочется его повторять и тем неинтереснее кажется любая работа, не приносящая этой эйфории. Постоянно обедая в ресторанах, уже не очень хочется есть обычную кашу дома. Если покупать игрушки каждый день, то очередная «цацка» не будет радовать. Так и со скукой: имея постоянный источник ярких впечатлений, уже не хочется делать рутинную работу. Оставшись наедине с собой, дети (да и современные взрослые тоже) испытывают чувство, которое возникает у курильщика, тоскующего по сигарете. Организм требует большей дозы дофамина, внешнюю стимуляцию в виде гаджетов, развлечений и т.д. Высокая выработка дофамина рассеивает внимание, мешает контролировать эмоции, выполнять простые или скучные задачи, радоваться мелочам, а также лишает мотивации на развитие. Настоящая ловушка…

Читайте также:  Как растет нога ребенка в 4 года

Что делать, если ребенку скучно?

Если ребенок в 4 года не знает чем себя занять

– Если есть время, силы и ресурсы, создавайте альтернативу виртуальному миру в реальности не через вау-впечатления, а научая ребенка получать удовольствие от созерцания того, что происходит вокруг, от прогулок на природе, совместного времяпровождения, активных и настольных игр. Кстати, иногда нытье ребенка «мама, мне скучно» может быть следствием недостатка маминого тепла, любви и ласки. И таким образом ребенок пытается заполучить маму для себя. Потому что нахождение в одной комнате не равно совместному времяпровождению.

– Если нет сил, времени и ресурсов, не подсовывайте чаду гаджеты на каждый «писк» по поводу скуки. Предложите самому придумать какое-нибудь занятие. Хорошо, если в его комнате в свободном доступе есть материалы для различной деятельности (альбомы и краски, пластилин и другие инструменты для творчества). Но в любом случае будьте эмоционально доступны для ребенка.

–  Не впадайте в «я плохой родитель», если ребенок говорит, что ему скучно, – поскучать иногда очень полезно для мозга. Так же, как мускулам нужно время, чтобы восстановиться после тренировки, мозгу требуется передышка, чтобы прийти в себя после контактов с внешним миром. Скучать – нормально, это первый шаг к творчеству.

– Не поощряйте использование гаджетов за едой, в машине, в кафе, магазине, поликлинике. Пусть ум ребенка учится самостоятельно разгонять «скуку».

– Устанавливайте разумные ограничения, не бойтесь говорить «нет» и помните, кто в семье взрослый и старший. Не бойтесь отказывать детям, если их желания расходятся с вашими возможностями.

– Учите детей ждать. Чем старше ребенок, тем больше увеличивайте время его ожидания между «я хочу» и «я получаю». Но будьте при этом терпеливы.

– Детскому мозгу важно каждый день отключаться от внешнего мира с его требованиями и ожиданиями, – а это так нелюбимое родителями ничегонеделание, дуракаваляние, бесцельные игры, праздные мечты и шатание из угла в угол. Позволяйте этому быть в режиме дня ребенка.

– Не превращайте жизнь дочерей и сыновей в сплошной праздник, привлекайте их к рутинным делам (складывать свои вещи, убирать игрушки, разбирать сумки с продуктами, накрывать на стол и т.д.). 

– Ограничьте число секций и кружков, особенно если инициатором их были вы, а не ребенок. Лучше лишниц раз поиграйте вместе с ребенком.

– Периодически устраивайте всей семьей «информационный детокс». Временно ограничивайте дела, которые вызывают эйфорию, перенапряжение мозга или отнимают слишком много времени (соцсети, гаджеты, покупки, поездки в развлекательные центры и т.п.). Начните с одного часа в день, увеличивая этот период постепенно до одной недели в году. Цель «диеты» – научиться получать удовольствие и радость от повседневных дел и занятий. 

И, пожалуй, самое главное: посмотрите на себя со стороны. Как вы сами справляетесь со скукой и проводите свободное время? Ибо «дети нас не слышат, дети на нас смотрят».

Статья  опубликована в журнале “Кудесница”, №1, 2020 г.

Источник

Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями. Поскольку на улице малыши не могут проводить все свое время (а порой для этого и возможности нет), возникает естественный вопрос: чем заняться с ребенком 4 лет дома?

Чему важно уделить внимание?

Первое, что приходит в голову многим родителям, – усадить малыша перед телевизором, компьютером, дать ему планшет или телефон: интересные мультики или игры способны надолго увлечь ребенка. Но при этом следует помнить, что время такого досуга должно быть очень и очень ограниченным, иначе вреда для ребенка будет намного больше, чем пользы.

Чтобы не навредить малышу, а сделать его досуг продуктивным, важно учитывать его возрастные и индивидуальные способности и потребности.

  • Больше всего четырехлетки любят игровой вид деятельности. Именно в игру должны трансформироваться любые занятия по развитию важных сфер жизни ребенка.
  • Малышу требуется физическая активность для правильного формирования и укрепления мышц, сухожилий, костей, сердечно-сосудистой системы.
  • Ему нужна возможность для активного познавания окружающего мира, его законов.
  • Большое значение имеют занятия по развитию речи, обогащению активного словаря ребенка.
  • Необходимо совершенствовать бытовые навыки.
  • Игра должна воспитывать у ребенка культуру поведения, общения.
  • Необходимо задействовать воображение юного естествоиспытателя.
  • Актуальна любая творческая деятельность. Она развивает логику, моторику, фантазию.
  • Ребенок стремится активно общаться с другими детьми своего возраста, поэтому такая возможность для его жизненного опыта должна быть обеспечена. Прежде всего – посредством сюжетно-ролевых игр.
  • В игровой форме малыш должен принимать посильное участие в повседневных делах родителей.
Читайте также:  Литература для развития ребенка 4 года

Исходя из этого, занятия ребенка должны быть весьма разнообразными. Далее приведены конкретные примеры того, чем можно заняться с ребенком 4 лет дома.

Активное движение

Понятно, что играть в футбол или прыгать в длину в квартире с ребенком вряд ли получится, но существует немало занятий, способствующих физической активности малыша:

  • «Детскотека». То есть игровая, детская дискотека со смешными, подражательными движениями, пантомимами. Если в гостях другие детки, можно устроить состязание. Еще больше заинтересовать юных танцоров может перспектива приза победителю.
  • Игры с воздушными шарами. Вариантов может быть много: кто больше удержит шаров, кто быстрее лопнет, кто дольше продержит шарик в воздухе…
  • Игры с мячами, фитболом. Их можно бросать, догонять, ловить, скакать на них или придумать еще что-то.
  • Прятки. Прятаться могут как дети или взрослые, так и выбранные ими предметы.
  • Детский кегельбан или баскетбол. Много места они обычно не требуют, а азарт ребенка пробуждают.
  • Эстафеты между столами, подушками, стульями, натянутыми между ними веревками и т. д.

Проводя такие игры, следите за безопасностью: чтобы дети не спотыкались, не скользили по коврам, не сбили мячом что-то ценное, не поранились случайно разбитыми стеклянными предметами, зона таких игр должна быть безопасной.

Творчество и мелкая моторика

Существует множество примеров того, как заниматься развитием мелкой моторики ребенка. Немалую часть таких занятий составляет творчество. Например, конструирование, работа с мозаикой или пазлами, лепка из разных материалов, разнообразные способы аппликаций с применением вырезания ножницами, всевозможные виды рукоделия.

Особое место занимают вариации на тему рисования. Можно предложить малышу:

  • рисовать разными принадлежностями (карандашами, фломастерами, красками, мелками);
  • обводить фигуры по трафарету и раскрашивать;
  • обводить контуры собственной ладошки или ступни;
  • класть монетку под лист бумаги и закрашивать поверх простым карандашом;
  • раскрашивать картинки в раскрасках;
  • проходить нарисованные лабиринты, отыскивая нужный путь карандашом или фломастером;
  • рисовать, соединяя точки.

Игры для юных исследователей

Естественный интерес ребенка необходимо всячески поддерживать. Существуют разные способы не просто развлечь юного исследователя, но и расширить его жизненный опыт, кругозор, попутно развивая и мелкую моторику, логику, любознательность:

  • Работа с кинетическим песком (по нему можно рисовать, лепить из него куличики или просто рассматривать, как он «течет» по пальцам).
  • Скотч для малыша – предмет поистине волшебный. Если ему показать, как это работает, велика вероятность, что на скотч будет прилеплено все, что попало в детские ручки.
  • Дырокол, особенно если он фигурный, также заворожит ребенка надолго. Можно дырявить старые журналы, цветную бумагу или листы, которые малыш закрасил сам разными цветами. Можно придумать и веселые забавы с полученным конфетти.
  • Лупа. Еще одна «волшебная палочка». Удивляться тому, как предметы, попавшие под лупу, превращаются в большие, карапуз перестанет очень нескоро.
  • Моток ненужной пряжи может стать лабиринтом, паутиной и кто знает, чем еще, в ручках маленького естествоиспытателя.
  • Вода, налитая в таз и «сдобренная» пенкой, а также дополненная мочалками, игрушками, губками, – также прекрасный плацдарм для детских исследований. То же самое можно сказать о баночке с мыльными пузырями.
  • Бизиборд, сделанный руками папы, может покорить сердце не только мальчика, но и маленькой леди.
  • Старый фотоаппарат или старый телефон с действующей фотокамерой в любом малыше пробудит желание стать фотографом.

Любые предметы обихода, которые заинтересовали ребенка, становятся объектом его исследований. Поэтому желательно, чтобы в поле зрения крохи попадали безопасные вещи.

Будьте для своего непоседы компаньоном в играх: помогайте, подсказывайте, соревнуйтесь, предлагайте, показывайте пример, интересуйтесь. Это создает теплые, доверительные отношения, делает вас в глазах ребенка лучшим другом.

Речь и социализация

Эти два понятия неразделимы: речь необходима для общения в социуме, а социум, в свою очередь – неотъемлемый фактор развития речи. Если учесть, что самый первый социум для малыша – его семья, то именно ей отводится здесь главная роль.

Что способствует развитию речевых навыков ребенка? Все, что создает ситуации говорения:

  • совместное с ребенком чтение книжек, обсуждение прочитанного;
  • составление рассказов по картинкам;
  • разучивание стихов;
  • пение детских песенок;
  • сочинение собственных сказок;
  • игры с домашним кукольным театром;
  • различные речевые игры (что на что похоже, правда или нет, у кого это есть, кто лишний и т. д.).

Кроме этого, развитию речи и социализации способствуют сюжетно-ролевые игры со сверстниками. Для этого в игровом арсенале ребенка должны быть тематические наборы («Больница», «Кухня», «Магазин» и др.). Для таких игр можно соорудить домик из одеял, покрывал, стульев (или купить готовую палатку).

Когда мама занята

Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:

  • приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
  • пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
  • когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
  • во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
  • можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
  • почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
  • можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).
Читайте также:  Праздник для ребенка 4 года день

Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.

Главный редактор проекта “Развивашка Онлайн” по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Источник

Самостоятельно не играет или если играет, то это просто складывание пазлов или вкладышей, а потом зовёт к себе взрослого. Или бегает от одной стенки до другой.

С чем это связано?

????Наш мозг не может перенести ситуацию, когда он абсолютно ничем не занят. Не структурирует информацию, не получает новую информацию из внешних источников ( телевизор, интернет, книги), или если человек не занят каким-либо делом

????У человека в такой ситуации или начинается беспокойный поток мыслей и он начинает о чем-то думать и мечтать,вспоминать прошлые события или человек засыпает

????Проведите над собой эксперимент. Встаньте посередине комнаты закройте глаза ( это важно, иначе вы будете рассматривать все вокруг и этим будете структурировать свою мозговую деятельность) и постарайтесь ни о чем не мечтать и ничего не вспоминать из прошлого и просто ни о чем не думать. Насколько вас хватит? Уже через 3-4 минуты вы побежите, чем- то заниматься( отличный способ убирать у себя лень).

????Но, если взрослый человек способен структурировать своё время осознанно и неосознанно, то некоторые детки не могут. (Ещё не разговаривают и нет опыта внутреннего высказывания, не развита фантазия, чтобы развивать свой собственный сюжет в игре)

️И получается, что на занятиях со специалистами они супер успешны и замотивированы. Готовы заниматься часами, а когда их отпускаешь в свободную деятельность, то ребенок или начинает самостоятельно делать тоже самое, что и на занятии или бегать от стенки к стенке ( таким образом структурирует собственное время)

????Или тревожные детки, тоже постоянно хотят, чтобы взрослый находился рядом и с ним играл, таким деткам просто важно, чтобы взрослый включился в их игру на какое- то время, а потом он просто может сидеть рядом и находится в поле видимости ребёнка

????Или детки с расторможенной нервной системой, так же не могут сами играть. Просто потому, что их внимание не может долго удерживаться на объекте их интереса и им нужна помощь, а дополнительную опору они получают от взрослого????

????Это я написала самые распространённые случаи и часто встречающиеся, но вариантов почему ребёнок не может долго заниматься с кем- то, но совершенно несамостоятелен на едине с собой, очень много.

Поэтому, важно смотреть индивидуально и из этого выстраивать занятия, чтобы ребёнку помочь.

⚒Чем помочь?

❗️Деткам с тревогой– снижать тревогу, как играми с эмоциональным напряжением, так и предсказуемостью последовательности событий, в некоторых случаях необходима медикаментозная поддержка.

❗️Деткам с расторможенной нервной системой ( СДВГ, эмоционально- волевыми проблемами), важно научить отслеживать свои эмоции и их понимать, правильно реагировать.

????Когда ребёнок развивает свой эмоциональный интеллект, то способен в себе находить опоры для самостоятельного изучения мира. И поддержка взрослых уходит на второй план.

❗️Деткам с трудностью самостоятельного распределения собственного времени, важно давать большое количество опыта в различных играх, развивать фантазию, а когда ребёнок выучил игру, то постепенно снижать собственное время включения в игровой процесс. В таких случаях здорово помогают игровые терапевты. Успехов вам в понимании своего малыша????

Рекомендую к прочтению Только очень тренированный мозг может допустить и принять с первого раза новую информацию

Логопед-дефектолог

Источник