Если ребенок в 4 года говорит только мама и папа

Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.
Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.
Расстройство экспрессивной речи
«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.
Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.
Чем характеризуется такое состояние:
- Ребенок совсем не говорит.
- В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
- После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.
При этом очень важно отметить другие важные признаки:
- Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
- Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
- Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
- В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
- Нет проблем со слухом.
Почему он не говорит?
Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?
Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:
- Социальные.
- Физиологические.
Причины внешние:
- Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
- Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
- Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
- Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.
На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.
Причины внутренние:
- Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
- Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
- Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.
Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса
Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?
В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.
Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.
К кому обратиться:
- Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
- Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
- Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.
Источник
Ирина Волкова
Профи
(697)
10 лет назад
Обратите внимание, как у него развита мелкая моторика? Он одевается сам? Пуговки застегивает? Рисует? Лепит? Ест аккуратно? Развитие мелкой моторики и речи почти всегда в связке. Найдите другого логопеда, начинайте заниматься. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. К психологу тоже желательно сходить, посоветоваться, как справляться с упрямым характером сына, заставить его заниматься.
Евгения
Мыслитель
(9561)
10 лет назад
Я, конечно, не врач… но 4 года уже возраст… А невропатологи что говорят? ? Нам было 1,9, когда именно невропатолог начала ставить вопрос о небольшой задержке в речевом развитии!! ! На тот момент нам хватило курса Пантогама….
Марина
Мыслитель
(9932)
10 лет назад
у подруги мальчик аутист. ситуация примерно та же. говорить начал к 6 годам. занимались с ним несколько спецов, остановились на логопеде-дефектологе. и препараты какие-то принимали.
Ленок
Оракул
(54277)
10 лет назад
У меня дочки. Заговорили рано. Но муж одной моей подруги активно заговорил после 4 лет. Начал болтать сам. Зато теперь этот фонтан красноречия заткнуть сложно)) ) Все будет ОК! просто подождите немного.
sterva mozgodelshitza
Мудрец
(14229)
10 лет назад
не заставляйте. у моей старшей сестры мальчик в 3 года еще не разговаривал, не смотря на то, что у нас все разговаривать начинали месяцев в 10! папа не разрешал его напрягать: типа когда надо-тогда и заговорит. но сестра в панике начала его водить по врачам и т. д. поверьте-ничего хорошего не добилась-ребенок стал плакать почти все время и бояться неизвестно чего. а в 4 года и 3 месяца, когда его все оставили в покое-заговорил. сам! и целыми предложениями. если врач один раз сказала, что все в порядке и не ставит ему ни задержку развития или еще что-то там-оставьте ребенка в покое. психику потом сложнее лечить, чем дефекты речи
Елена Ефремова (Сысоева)
Гуру
(3871)
10 лет назад
читаю и с каждым словом соглашаюсь-наша ситуация-только нам еще 3 года, но тоже-хочет-слушает, не хочет, не говорит! те же слоги-его папа заговорил в 4 года, такие дети сразу начинают говорить чисто и предложениями. Я тоже переживаю-дочь в 1год уже во всю стихи, песни, анекдоты рассказывала. Говорят мальчики почти все ленивые. Начнет сам-давайте ждать! У подруги сын к пяти (!) заговорил-я свидетель, думала, что у нас так не будет-на тебе!
бибигон
Мудрец
(18382)
10 лет назад
к невропатологу, он пропишет пантогам – такие таблетки или сироп, раздражает речевые центры, безопасно и эффективно, может, назначат электропроцедуры для стимуляции мышц речевого аппарата
Юлия Иванова
Ученик
(223)
10 лет назад
В каждом округе есть центры психолого-медико-педагогические (бесплатные) Попробуйте туда обратиться. Вам подберут программу по развитию или подскажут выход из вашей ситуации. Нам помогли, правда с другой проблемой.
Просто Ольга
Оракул
(64508)
10 лет назад
У нас было похоже. Правда, сыну было почти 3 года. Он уже имел запас слов и пару предложений, которыми активно пользовался. И разговаривать он явно не хотел, а справлялся тем, что есть. Летом мы поехали на дачу. Там он увидел бабушку и тут же начал говорить все подряд. Сначала коряво получалось, но через неделю практики он уже говорил часами длинными предложениями.
Может, вашему сыну устроить что-то подобное? Стимул какой-то? Думаю, что если он пойдет в садик или познакомится с кем-то во дворе, кто ему очень понравится, он неожиданно сам начнет говорить. А пока сами не говорите за него. Делайте вид, что не понимаете. Я так учила сына немецкому. Пока он не скажет по-немецки “Я хочу пить”, воды я ему не давала. И вы попробуйте.
ОльКа
Мудрец
(10222)
10 лет назад
Это просто очень плохой логопед.. . и что значит понимает когда хочет…. может действительно не понимает… .
Надо проконсультироваться с хорошим логопедом- дефектологом и начать заниматься.. .
У нас очень похожая проблема.. . сейчас сыну 4,3 года, 3анимаемся около 5 месяцев – разница очень заметная!!
Елена Удинцева
Мыслитель
(9506)
10 лет назад
ой, конечно прошу прощения, т к скажу обидное, но вам к неврологу и к психологу, и возможно, на психологическую комиссию, т к у вас явно выраженные признаки детского аутизма, 4-года бывает все, но он у вас еще изамкнутый, пока не поздно не к логопеду идите а к психологу
Источник: психологическое образование
tanelarina
Мыслитель
(7864)
10 лет назад
Минимум три врача должны поставить один и тот же диагноз, чтобы можно было надеяться на то, что он правильный. Сводите к другому логопеду, желательно к такому, о котором вы наслышаны как о грамотном спеце. У логопедов нет диагноза “просто лентяй”!
Владимир Ильин
Ученик
(116)
3 года назад
Здравствуйте! у меня двойня мальчики, им 4 года и 5 месяцев говорят тоже пару предложений и много слов даже алфавит знаю, но когда я пытаюсь с ними слова по слогам повторять они сразу забывают, очень активные умные, рисуют, лепят, танцуют и так далее, но все равно говорят по своему…. ((((((
Источник
Не знаю будет или нет полезна эта статья, но напишу, потому что на данный момент я учу ребёнка правильно обращаться и звать нас. Это наши будни.
Сегодня хочу поговорить на тему, которая точно знакома многим родителям, у которых дети имеют или подозревается диагноз Аутизм. Это обращение к Вам: мама и папа. В нашей семье такая проблема существует до сих пор, мой сын не применяет обращение, он не знает как, например, позвать папу, спросить у папы (для этого ему нужна подсказка), со мной, то есть с обращением ко мне, дела обстоят получше. Но давайте обо всём по порядку.
“Мама” – первое слово.
Да, у нас было именно так, в 1.1 сын сказал заветное “мама”, потом полгода словарный запас не пополнялся совсем. Слово” Мама” он сказал и говорил очень хорошо, но применял его только, как констатацию факта, то есть “Где мама? Кто это? “, ответ “Мама”. Но вот позвать меня, интонацией спросить что-то у меня- нет, такого не было. Знаете, нормотипичные дети, как только осваивают эти первые слова, они тут же начинают ими пользоваться, применять их, чтобы привлечь внимание взрослых, у аутистов такой потребности нет, поэтому и обращённо звать они не будут. Этому необходимо учить.
Несколько занятий для улучшения обращённой речи
- Учимся звать животных
Фото из личного архива
Я сначала применяла игрушки животных, потому что сыну с ними было проще, названия их он знал и сказать мог. Садила игрушки в ряд, создавала небольшую сюжетно-ролевую игру, смысл которой позвать игрушку покушать. И просила ребёнка позвать, громко:
“Собака! Киса! Миша! “
Вначале он повторял за мной и мы проигрывали сюжет игры, если всё получалась, я его хвалила (поощряла). Вскоре сюжет игры запомнился и сын уже знал, что необходимо делать, поэтому начал сам звать свои игрушки “кушать”. Вот видео, где я показываю эту методику из пособия по развитию речи
- Учимся звать кушать нашу настоящую кошку
Наша красавица. Фото из личного архива
Это метод МБА терапии. Наша кошка любитель покушать, а сын любитель посыпать корма в миску. Супер! Прежде, чем я дам ребёнку корм, пусть сначала позовёт её. “Мотивация”- я просто обожаю это слово. Так мой ребенок начал звать кошку, сначала просто “Киса”, теперь по имени зовёт “Софя”.
- А теперь: как я учила сына обращаться ко мне.
Методом МБА терапии и попутного объяснения, что я ” Мама” и меня можно позвать этим словом, если я тебе нужна. Например, ребёнку нужно что-то достать. Он прибегает ко мне и говорит
“Дай”
Или ещё бывает даже не прибежит и стоит орёт в комнате
“Дай”
Кому кричит – не понятно. Зову его, объясняю ему на словах и прошу меня позвать.
“Как меня позвать? “
Он отвечает:
“Мама.”
Закрепляем всё это снова вместе. И после успешно проделанной работы, даём ему “вознаграждение “. Это упражнение проделываем каждый день, не по одному разу, на каждую просьбу напоминаем или поправляем ребёнка и говорим, как правильно. С остальными обращениями делаем тоже самое. И запомните пожалуйста:
если Вас позвал ребёнок, обязательно дайте ему понять, что Вы его услышали, а не игнорируйте, если Вы заняты (наш папа очень любит так делать). Здесь должно прийти понимание того, что позвав ” Маму или папу”, ты их и получишь.
Начала я эти занятия четыре месяца назад, на данный момент ко мне ребёнок стал обращаться лучше, я почти не использую подсказки. К папе обращается хуже и с моей подсказкой. Ну чтож, будем работать и над этим.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!
Источник
Наш тоже до 1,9 практически молчал. Потом пошли в садик в ГКП и через пару недель уже простыми предложениями заговорил. К двум годам уже стихи Барто рассказывал))
ОтветитьНравится
AkRiDaсупер! а во сколько в сад вы пошли?
ОтветитьНравится
мой в 4,7 лет заговорил, но у нас неврология.
ОтветитьНравится
мама сынаого!!! а вы лечились как то?
ОтветитьНравится
в 1,8 даже мама с трудом говорила моя. К 2 начала говорить отдельные слова. А в 2,5 болтала сложными предложениями. Правда плохо выговаривала
ОтветитьНравится
у нас похожая ситуация. До 2 лет вообще не особо… Только мама, папа, саша, баба, дай, на… А после др стала потихоньку повторять за братом слова. Сейчас уже словосочетаниями. Правда по сравнению с сыном не так отчетливо говорит”
ОтветитьНравится
Ничего страшного! Выговорится еще! Не спешите:) Все дети индивидуальны. До трех лет дефекты речи и молчание, это не патология:) Стимулируйте к разговору, вопросы задавайте. Главное, чтоб он вас понимал. Если просьбы выполняет, значит все хорошо:)
ОтветитьНравится
НатаЗначит словарный запас большой, просто говорить ленится:)
ОтветитьНравится
Ната
Моей тоже почти 1,8. Говорим мама, папа, вава (собака), миу (на кота), когда что-то просит -мнимнимнимни! Учили говорить«дай», может вспомнить сама и сказать даййй, иногда на вопрос «что надо сказать?» говорит дайй. Одно время приучили говорить Да, но потом и вместо да у нас стало даййй. Раньше на просьбу ” скажи Деда”, говорила, сейчас вредничает и мотает головой. На вопрос, как деда зовут, говорит Вова. Проскакивает баба, но неосознанно и случайно. На просьбу «скажи Лиля», говорит ЯЯ или Иия. А так на своем болтает, как начнет что-то рассказывать на китайском, фиг поймёшь. Вот и всё, я тоже переживаю.(((
ОтветитьНравится
DazeНе переживайте, это норма:)
ОтветитьНравится
Я тут месяца два назад почитала в научной книжке, что к году словарный запас ребенка должен быть не менее 10 слов. Наш гулил в год «бабабаба», «мамамама», «папапапа». Причем по поводу и без. «мамама» мы пищали когда обо что нибудь долбанемся и бежим жалеться. Сейчас год и три. У нас богтейший набор непонятностей типа «дыгны-дыгны», «та-та-та-та» и т.п. Слов не говорим никаких, «баба», «мама»,«папа» из лексикона вообще выпали. Так что я забила и вспоминаю двоюродного брата, который не говорил вообще ничего до двух лет. Тоже только нечленораздельное. И то редко. А потом его как прорвало… причем сразу предложением типа «а как это?», «а что это?», «а зачем?» — отвечать не успевали. Я успокаиваю себя тем, что если в остальном ребенок абсолютно здоров, бодр и весел — то это его особенность развития. Мы вот раньше всех стоять начали, пошли быстро, с логикой все круто, есть сами начали до года. А знакомая (три красных диплома по психологии, издается в Польше, просто крутая девушка) говорила, что речь напрямую зависит от темперамента. Он, в свою очередь, обычно врожденный (так как зависит от строения нервной системы). Мы вот кое куда укушенные холерики. Моему быстрее пойти и сделать что надо, взять, что хочется, чем пытаться это назвать или попросить. В общем, не переживайте, всему свое время))
ОтветитьНравится
Мой заговорил ровно в 2 года, теперь болтает без умолку, аж голова трещит. Придет и ваше время, не переживайте!
ОтветитьНравится
Моей 1,9 Её слова: Катя(знает как её зовут), папа, мама деда, баба, дядя, да, нет. Ну и после того как купили мальберт в ИКЕА(очень любит рисовать, уже рисует полностью лицо), выучила прописные слова — папа, мама, Катя, деда, баба. И всё. Тоже многие говорят: «А что, не болтает еще???»
ОтветитьНравится
нам 2 г и 3 месяца, говорит отдельые слова, далеко не все, предложениями не говорит.иногда только«мам, дай»-единственное его предложение. остальное только мама, папа, дядя, деда, баба, тетя, бай, няня, ням-ням, ай ай ай, куп-куп, кап-кап, кака, чай, дай, на, айда, туда, здесь, пока(и многие слова не четко, коверкает по своему, слова кап-кап и куп-куп, дядя и деда, это и тетя звучат одинаково, в общем сына понимаю только я, остальные думают что он только мама, папа и баба говорит). ничего.не переживайте. заговорит еще, успеет! каждый ребенок индивидуален.
ОтветитьНравится
Не волнуйся, у меня тоже сегодня вот 1.8, тоже говорим мама баба папа тётя ну такие слова и свои бормочим пытаемся, хотя я болтала в её возрасте предложениями, это нормально у меня муж начал поздно говорить,
ОтветитьНравится
хихи) нам 2.2, а мы тоже говорим из полных слов только мама, папа, кака и гуси))) ну и огромный набор звуков как животные говорят, и много других. я пока не нервничаю… думаю у каждого свое время.
ОтветитьНравится
Это нормально. Моей племяшке 2,3 и она только начала что-то внятное говорить. Но уже сразу предложениями.
Зато племянник, который начал говорить в год теперь отстает …
Все индивидуально. Занимайтесь своим ребеночком и все будет хорошо!
ОтветитьНравится
Мальчики позже начинают разговаривать, у меня дочь в 1,4 шпарила предложениями, в 2 уже не было никаких проблем с дикцией, все звуки выговаривала. А сын заговорил только в 2,4 и не остановить! Хотя до сих пор нет звуков «р», «ль», «ж», «щ». Не переживайте, всему свое время!
ОтветитьНравится
нам 2 года и 3 месяца, говорит по одноу слову только, и то далеко не все. говорит отдельно дай, на, чай, мама, папа, деда, баба, дядя, тетя, туда, айда, бай, куп-куп, кап-кап, упал… говоришьему слова-он пытается повторить, но все как то одними гласными буквами, как по китайски)) и из тех слов, что он говорит, очень многие слова звучат одинаково(дядя и деда, туда и айда, кап-кап и куп-куп)… понимаю его только я, и то не всегда, никто больше понять не может совсем. и я нисколько не переживаю, заговорит еще, не в 5 же лет молчит… племяшке моей 3,5 года, она говорит вроде бы все, но тоже больше как то на своем детском, многие слова каверкает, выговорить полностью и рпавильно не может, понимают ее тоже далеко не всегда и далеко не все, и ничего страшного. а у подруги дочка 3,5 года уже четко и ясно говорит абсолютно все. все дети разные, каждый развивается по своему.
ОтветитьНравится
Источник
Тоже самое было. В два отвезли к свекрови на дачу на все лето, там и заговорила)
ОтветитьНравится