Если ребенок в 4 года говорит только мама и папа

Если ребенок в 4 года говорит только мама и папа thumbnail

Проблема своевременного формирования речи всегда беспокоит родителей. Даже если бабушка пытается утешить, мол, ничего, папа поздно заговорил, и у вашего все в порядке. Иногда, действительно, ребенок просто развивается в своем темпе и со временем начинает болтать не хуже сверстников.

Однако проблемы задержки речи могут быть намного глубже и очень важно вовремя обратить на них внимание. Ведь чем раньше начнется коррекция, тем больших результатов можно добиться.

Расстройство экспрессивной речи

«Все понимает, но не говорит» — одна из самых больших ловушек. Родители искренне недоумевают, почему их ребенок отстает в развитии речи, ведь он явно хорошо понимает обращенную к нему речь и вполне развит интеллектуально. Иногда этот факт не позволяет заметить явные проблемы с речью.

Отсутствие или нарушение речи при полном понимании обращенных к ребенку фраз называется расстройством экспрессивной речи. Как правило, родители начинают обращать внимание и бить тревогу, когда к 3 годам их чадо так и не разговорилось.

Чем характеризуется такое состояние:

  1. Ребенок совсем не говорит.
  2. В речи присутствуют лепетные слова, слоговые формы слов, звукоподражания.
  3. После трехлетнего возраста ребенок не строит предложения из слов, ограничиваясь небольшим словарным запасом. Возможно, наличие у ребенка дизартрии.

При этом очень важно отметить другие важные признаки:

  1. Интеллект у ребенка полностью сохранен. Он хорошо понимает слова и просьбы, без труда выполняет их.
  2. Как физиологическое, так и психическое развитие соответствует норме.
  3. Ребенок способен поддерживать контакт, у него нет признаков аутизма.
  4. В наличии активное жестовое общение, адекватная мимика и т. п.
  5. Нет проблем со слухом.

Почему он не говорит?

Так почему же ребенок, абсолютно понимающий, все, о чем с ним говорят, отстает в речевом развитии? Если процесс не «тормозят» ни интеллектуальная, ни психическая составляющая, в чем же дело?

Специалисты выделяют два вида причин, способных вызвать проблемы в экспрессивной (обращенной) речи:

  1. Социальные.
  2. Физиологические.

Причины внешние:

  1. Отсутствие у ребенка мотивации. Может быть, это звучит странно, однако чрезмерная забота и внимание отнюдь не стимулируют у детей стремления выразить свои потребности при помощи речи. Если абсолютно все желания предвосхищаются, а жестовая «азбука» схватывается любящими родственниками на лету, то зачем напрягаться?
  2. Отсутствие примера. Дети в социально неблагополучных семьях часто имеют проблемы с развитием речи, так как общение и занятия с ребенком там сводится к минимуму. Однако и вполне «положительные» родители иногда считают, что малышу требуется лишь уход и обеспечение физиологических требований. Все специалисты бьют тревогу — детей подчас окружают лишь голоса, звучащие из телевизора и современных гаджетов.
  3. Двуязычие. Если в семье разговаривают одновременно на двух языках, ребенку трудно вычленить лексемы одного из них. По этой причине дети-билингвы начинают говорить позже своих сверстников, растущих в семье одноязычной. При этом они могут хорошо понимать речь родителей.
  4. Излишняя требовательность. Ребенок может отказаться говорить, если родители слишком настойчиво этого от него требуют. Ситуация, когда малыш едва попробовав какое-то слово, постоянно подвергается просьбам говорить его еще и еще, встречается довольно часто. Будет лучше, если в семье постараются создать мотивацию для общения, а не давление на ребенка.

На заметку родителям: Процесс формирования речи у детей базируется на естественной способности ребенка к обучению на примере окружения. Именно поэтому так важно регулярное общение даже с самым маленьким ребенком. Однако мамы и папы должны принять к сведению, что речь из телевизора и других источников не может научить малыша говорить, воспринимаясь как шум до тех пор, пока он не освоит родной язык.

Причины внутренние:

  1. Наследственность. Генетический фактор исключать нельзя. Если кто-то из родителей заговорил позже срока, то очень может быть, что и ребенок повторит его историю. Однако специалисты рекомендуют в этом случае быть настороже. Дело в том, что с каждым следующим поколением ситуация может усложняться.
  2. Неврологические проблемы. Довольно часто в основе задержки речи лежит поражение речевых зон коры головного мозга. Спусковым механизмом может стать внутриутробная гипоксия, сложные роды, травмы и тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте.
  3. Нарушения работы органов артикуляции. Короткая уздечка языка, сниженный тонус мышц лица и артикуляционных органов и т.д. приводят к невозможности произносить звуки, а значит задерживают и развитие речи.

Если ребенок не говорит, хорошо помогают занятия по методу Томатиса

Что делать, если ребенок все понимает, но не говорит?

В первую очередь родители должны обязательно обратить на это внимание. Не стоит расслабляться и ждать, пока чадо вступит в беседу самостоятельно. Задержка речи может повлечь за собой и другие проблемы включая отставание в психическом и интеллектуальном развитии.

Тот факт, что ребенок хорошо воспринимает речь окружающих и выполняет все просьбы, может притупить бдительность — слава богу, интеллектуально он достаточно развит! Однако если проблемы имеют место после достижения трехлетнего возраста, нужно обязательно принять меры.

К кому обратиться:

  • Начните со своего педиатра. Он направит вас к нужному специалисту.
  • Посетите невролога. Если причиной задержки речи являются нарушения, относящиеся к его компетенции, врач назначит подходящее лечение.
  • Не откладывайте визит к логопеду-дефектологу! Своевременно принятые меры и регулярные занятия помогут ребенку догнать ровесников и успешно подготовиться к будущему.

Источник

Ирина Волкова

Профи

(697)

10 лет назад

Обратите внимание, как у него развита мелкая моторика? Он одевается сам? Пуговки застегивает? Рисует? Лепит? Ест аккуратно? Развитие мелкой моторики и речи почти всегда в связке. Найдите другого логопеда, начинайте заниматься. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. К психологу тоже желательно сходить, посоветоваться, как справляться с упрямым характером сына, заставить его заниматься.

Евгения

Мыслитель

(9561)

10 лет назад

Я, конечно, не врач… но 4 года уже возраст… А невропатологи что говорят? ? Нам было 1,9, когда именно невропатолог начала ставить вопрос о небольшой задержке в речевом развитии!! ! На тот момент нам хватило курса Пантогама….

Марина

Мыслитель

(9932)

10 лет назад

у подруги мальчик аутист. ситуация примерно та же. говорить начал к 6 годам. занимались с ним несколько спецов, остановились на логопеде-дефектологе. и препараты какие-то принимали.

Ленок

Оракул

(54277)

10 лет назад

У меня дочки. Заговорили рано. Но муж одной моей подруги активно заговорил после 4 лет. Начал болтать сам. Зато теперь этот фонтан красноречия заткнуть сложно)) ) Все будет ОК! просто подождите немного.

sterva mozgodelshitza

Мудрец

(14229)

10 лет назад

не заставляйте. у моей старшей сестры мальчик в 3 года еще не разговаривал, не смотря на то, что у нас все разговаривать начинали месяцев в 10! папа не разрешал его напрягать: типа когда надо-тогда и заговорит. но сестра в панике начала его водить по врачам и т. д. поверьте-ничего хорошего не добилась-ребенок стал плакать почти все время и бояться неизвестно чего. а в 4 года и 3 месяца, когда его все оставили в покое-заговорил. сам! и целыми предложениями. если врач один раз сказала, что все в порядке и не ставит ему ни задержку развития или еще что-то там-оставьте ребенка в покое. психику потом сложнее лечить, чем дефекты речи

Елена Ефремова (Сысоева)

Гуру

(3871)

10 лет назад

читаю и с каждым словом соглашаюсь-наша ситуация-только нам еще 3 года, но тоже-хочет-слушает, не хочет, не говорит! те же слоги-его папа заговорил в 4 года, такие дети сразу начинают говорить чисто и предложениями. Я тоже переживаю-дочь в 1год уже во всю стихи, песни, анекдоты рассказывала. Говорят мальчики почти все ленивые. Начнет сам-давайте ждать! У подруги сын к пяти (!) заговорил-я свидетель, думала, что у нас так не будет-на тебе!

бибигон

Мудрец

(18382)

10 лет назад

к невропатологу, он пропишет пантогам – такие таблетки или сироп, раздражает речевые центры, безопасно и эффективно, может, назначат электропроцедуры для стимуляции мышц речевого аппарата

Юлия Иванова

Ученик

(223)

10 лет назад

В каждом округе есть центры психолого-медико-педагогические (бесплатные) Попробуйте туда обратиться. Вам подберут программу по развитию или подскажут выход из вашей ситуации. Нам помогли, правда с другой проблемой.

Просто Ольга

Оракул

(64508)

10 лет назад

У нас было похоже. Правда, сыну было почти 3 года. Он уже имел запас слов и пару предложений, которыми активно пользовался. И разговаривать он явно не хотел, а справлялся тем, что есть. Летом мы поехали на дачу. Там он увидел бабушку и тут же начал говорить все подряд. Сначала коряво получалось, но через неделю практики он уже говорил часами длинными предложениями.
Может, вашему сыну устроить что-то подобное? Стимул какой-то? Думаю, что если он пойдет в садик или познакомится с кем-то во дворе, кто ему очень понравится, он неожиданно сам начнет говорить. А пока сами не говорите за него. Делайте вид, что не понимаете. Я так учила сына немецкому. Пока он не скажет по-немецки “Я хочу пить”, воды я ему не давала. И вы попробуйте.

ОльКа

Мудрец

(10222)

10 лет назад

Это просто очень плохой логопед.. . и что значит понимает когда хочет…. может действительно не понимает… .
Надо проконсультироваться с хорошим логопедом- дефектологом и начать заниматься.. .
У нас очень похожая проблема.. . сейчас сыну 4,3 года, 3анимаемся около 5 месяцев – разница очень заметная!!

Елена Удинцева

Мыслитель

(9506)

10 лет назад

ой, конечно прошу прощения, т к скажу обидное, но вам к неврологу и к психологу, и возможно, на психологическую комиссию, т к у вас явно выраженные признаки детского аутизма, 4-года бывает все, но он у вас еще изамкнутый, пока не поздно не к логопеду идите а к психологу

Источник: психологическое образование

tanelarina

Мыслитель

(7864)

10 лет назад

Минимум три врача должны поставить один и тот же диагноз, чтобы можно было надеяться на то, что он правильный. Сводите к другому логопеду, желательно к такому, о котором вы наслышаны как о грамотном спеце. У логопедов нет диагноза “просто лентяй”!

Владимир Ильин

Ученик

(116)

3 года назад

Здравствуйте! у меня двойня мальчики, им 4 года и 5 месяцев говорят тоже пару предложений и много слов даже алфавит знаю, но когда я пытаюсь с ними слова по слогам повторять они сразу забывают, очень активные умные, рисуют, лепят, танцуют и так далее, но все равно говорят по своему…. ((((((

Источник

Не знаю будет или нет полезна эта статья, но напишу, потому что на данный момент я учу ребёнка правильно обращаться и звать нас. Это наши будни.

Сегодня хочу поговорить на тему, которая точно знакома многим родителям, у которых дети имеют или подозревается диагноз Аутизм. Это обращение к Вам: мама и папа. В нашей семье такая проблема существует до сих пор, мой сын не применяет обращение, он не знает как, например, позвать папу, спросить у папы (для этого ему нужна подсказка), со мной, то есть с обращением ко мне, дела обстоят получше. Но давайте обо всём по порядку.

“Мама” – первое слово.

Да, у нас было именно так, в 1.1 сын сказал заветное “мама”, потом полгода словарный запас не пополнялся совсем. Слово” Мама” он сказал и говорил очень хорошо, но применял его только, как констатацию факта, то есть “Где мама? Кто это? “, ответ “Мама”. Но вот позвать меня, интонацией спросить что-то у меня- нет, такого не было. Знаете, нормотипичные дети, как только осваивают эти первые слова, они тут же начинают ими пользоваться, применять их, чтобы привлечь внимание взрослых, у аутистов такой потребности нет, поэтому и обращённо звать они не будут. Этому необходимо учить.

Несколько занятий для улучшения обращённой речи

  • Учимся звать животных

Фото из личного архива

Я сначала применяла игрушки животных, потому что сыну с ними было проще, названия их он знал и сказать мог. Садила игрушки в ряд, создавала небольшую сюжетно-ролевую игру, смысл которой позвать игрушку покушать. И просила ребёнка позвать, громко:

“Собака! Киса! Миша! “

Вначале он повторял за мной и мы проигрывали сюжет игры, если всё получалась, я его хвалила (поощряла). Вскоре сюжет игры запомнился и сын уже знал, что необходимо делать, поэтому начал сам звать свои игрушки “кушать”. Вот видео, где я показываю эту методику из пособия по развитию речи

  • Учимся звать кушать нашу настоящую кошку

Наша красавица. Фото из личного архива

Это метод МБА терапии. Наша кошка любитель покушать, а сын любитель посыпать корма в миску. Супер! Прежде, чем я дам ребёнку корм, пусть сначала позовёт её. “Мотивация”- я просто обожаю это слово. Так мой ребенок начал звать кошку, сначала просто “Киса”, теперь по имени зовёт “Софя”.

  • А теперь: как я учила сына обращаться ко мне.

Методом МБА терапии и попутного объяснения, что я ” Мама” и меня можно позвать этим словом, если я тебе нужна. Например, ребёнку нужно что-то достать. Он прибегает ко мне и говорит

“Дай”

Или ещё бывает даже не прибежит и стоит орёт в комнате

“Дай”

Кому кричит – не понятно. Зову его, объясняю ему на словах и прошу меня позвать.

“Как меня позвать? “

Он отвечает:

“Мама.”

Закрепляем всё это снова вместе. И после успешно проделанной работы, даём ему “вознаграждение “. Это упражнение проделываем каждый день, не по одному разу, на каждую просьбу напоминаем или поправляем ребёнка и говорим, как правильно. С остальными обращениями делаем тоже самое. И запомните пожалуйста:

если Вас позвал ребёнок, обязательно дайте ему понять, что Вы его услышали, а не игнорируйте, если Вы заняты (наш папа очень любит так делать). Здесь должно прийти понимание того, что позвав ” Маму или папу”, ты их и получишь.

Начала я эти занятия четыре месяца назад, на данный момент ко мне ребёнок стал обращаться лучше, я почти не использую подсказки. К папе обращается хуже и с моей подсказкой. Ну чтож, будем работать и над этим.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Тоже самое было. В два отвезли к свекрови на дачу на все лето, там и заговорила)

ОтветитьНравится 

Наш тоже до 1,9 практически молчал. Потом пошли в садик в ГКП и через пару недель уже простыми предложениями заговорил. К двум годам уже стихи Барто рассказывал))

ОтветитьНравится 

AkRiDaсупер! а во сколько в сад вы пошли?

ОтветитьНравится 

мой в 4,7 лет заговорил, но у нас неврология.

ОтветитьНравится 

мама сынаого!!! а вы лечились как то?

ОтветитьНравится 

в 1,8 даже мама с трудом говорила моя. К 2 начала говорить отдельные слова. А в 2,5 болтала сложными предложениями. Правда плохо выговаривала

ОтветитьНравится 

у нас похожая ситуация. До 2 лет вообще не особо… Только мама, папа, саша, баба, дай, на… А после др стала потихоньку повторять за братом слова. Сейчас уже словосочетаниями. Правда по сравнению с сыном не так отчетливо говорит”

ОтветитьНравится 

Ничего страшного! Выговорится еще! Не спешите:) Все дети индивидуальны. До трех лет дефекты речи и молчание, это не патология:) Стимулируйте к разговору, вопросы задавайте. Главное, чтоб он вас понимал. Если просьбы выполняет, значит все хорошо:)

ОтветитьНравится 

НатаЗначит словарный запас большой, просто говорить ленится:)

ОтветитьНравится 

Ната

Моей тоже почти 1,8. Говорим мама, папа, вава (собака), миу (на кота), когда что-то просит -мнимнимнимни! Учили говорить«дай», может вспомнить сама и сказать даййй, иногда на вопрос «что надо сказать?» говорит дайй. Одно время приучили говорить Да, но потом и вместо да у нас стало даййй. Раньше на просьбу ” скажи Деда”, говорила, сейчас вредничает и мотает головой. На вопрос, как деда зовут, говорит Вова. Проскакивает баба, но неосознанно и случайно. На просьбу «скажи Лиля», говорит ЯЯ или Иия. А так на своем болтает, как начнет что-то рассказывать на китайском, фиг поймёшь. Вот и всё, я тоже переживаю.(((

ОтветитьНравится 

DazeНе переживайте, это норма:)

ОтветитьНравится 

Я тут месяца два назад почитала в научной книжке, что к году словарный запас ребенка должен быть не менее 10 слов. Наш гулил в год «бабабаба», «мамамама», «папапапа». Причем по поводу и без. «мамама» мы пищали когда обо что нибудь долбанемся и бежим жалеться. Сейчас год и три. У нас богтейший набор непонятностей типа «дыгны-дыгны», «та-та-та-та» и т.п. Слов не говорим никаких, «баба», «мама»,«папа» из лексикона вообще выпали. Так что я забила и вспоминаю двоюродного брата, который не говорил вообще ничего до двух лет. Тоже только нечленораздельное. И то редко. А потом его как прорвало… причем сразу предложением типа «а как это?», «а что это?», «а зачем?» — отвечать не успевали. Я успокаиваю себя тем, что если в остальном ребенок абсолютно здоров, бодр и весел — то это его особенность развития. Мы вот раньше всех стоять начали, пошли быстро, с логикой все круто, есть сами начали до года. А знакомая (три красных диплома по психологии, издается в Польше, просто крутая девушка) говорила, что речь напрямую зависит от темперамента. Он, в свою очередь, обычно врожденный (так как зависит от строения нервной системы). Мы вот кое куда укушенные холерики. Моему быстрее пойти и сделать что надо, взять, что хочется, чем пытаться это назвать или попросить. В общем, не переживайте, всему свое время))

ОтветитьНравится 

Мой заговорил ровно в 2 года, теперь болтает без умолку, аж голова трещит. Придет и ваше время, не переживайте!

ОтветитьНравится 

Моей 1,9 Её слова: Катя(знает как её зовут), папа, мама деда, баба, дядя, да, нет. Ну и после того как купили мальберт в ИКЕА(очень любит рисовать, уже рисует полностью лицо), выучила прописные слова — папа, мама, Катя, деда, баба. И всё. Тоже многие говорят: «А что, не болтает еще???»

ОтветитьНравится 

нам 2 г и 3 месяца, говорит отдельые слова, далеко не все, предложениями не говорит.иногда только«мам, дай»-единственное его предложение. остальное только мама, папа, дядя, деда, баба, тетя, бай, няня, ням-ням, ай ай ай, куп-куп, кап-кап, кака, чай, дай, на, айда, туда, здесь, пока(и многие слова не четко, коверкает по своему, слова кап-кап и куп-куп, дядя и деда, это и тетя звучат одинаково, в общем сына понимаю только я, остальные думают что он только мама, папа и баба говорит). ничего.не переживайте. заговорит еще, успеет! каждый ребенок индивидуален.

ОтветитьНравится 

Не волнуйся, у меня тоже сегодня вот 1.8, тоже говорим мама баба папа тётя ну такие слова и свои бормочим пытаемся, хотя я болтала в её возрасте предложениями, это нормально у меня муж начал поздно говорить,

ОтветитьНравится 

хихи) нам 2.2, а мы тоже говорим из полных слов только мама, папа, кака и гуси))) ну и огромный набор звуков как животные говорят, и много других. я пока не нервничаю… думаю у каждого свое время.

ОтветитьНравится 

Это нормально. Моей племяшке 2,3 и она только начала что-то внятное говорить. Но уже сразу предложениями.

Зато племянник, который начал говорить в год теперь отстает …

Все индивидуально. Занимайтесь своим ребеночком и все будет хорошо!

ОтветитьНравится 

Мальчики позже начинают разговаривать, у меня дочь в 1,4 шпарила предложениями, в 2 уже не было никаких проблем с дикцией, все звуки выговаривала. А сын заговорил только в 2,4 и не остановить! Хотя до сих пор нет звуков «р», «ль», «ж», «щ». Не переживайте, всему свое время!

ОтветитьНравится 

нам 2 года и 3 месяца, говорит по одноу слову только, и то далеко не все. говорит отдельно дай, на, чай, мама, папа, деда, баба, дядя, тетя, туда, айда, бай, куп-куп, кап-кап, упал… говоришьему слова-он пытается повторить, но все как то одними гласными буквами, как по китайски)) и из тех слов, что он говорит, очень многие слова звучат одинаково(дядя и деда, туда и айда, кап-кап и куп-куп)… понимаю его только я, и то не всегда, никто больше понять не может совсем. и я нисколько не переживаю, заговорит еще, не в 5 же лет молчит… племяшке моей 3,5 года, она говорит вроде бы все, но тоже больше как то на своем детском, многие слова каверкает, выговорить полностью и рпавильно не может, понимают ее тоже далеко не всегда и далеко не все, и ничего страшного. а у подруги дочка 3,5 года уже четко и ясно говорит абсолютно все. все дети разные, каждый развивается по своему.

ОтветитьНравится 

Источник