Если ребенок в 4 года говорит на непонятном языке

Если ребенок в 4 года говорит на непонятном языке thumbnail

Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.

Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.

Общая информация

Особенности развития речи ребенка в три года

В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.

В три года речь ребенка характеризуется:

  • предложениями из 3-4 слов;
  • используется единственное и множественное число;
  • соотношением слова и предмета;
  • простыми предлогами;
  • способностью последовательно изложить события;
  • появляются прилагательные, наречия, местоимения.

Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.

Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.

Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.

В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).

Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.

Причины нарушения

У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.

К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.

Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.

Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.

Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.

Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны

Разделение диагнозов

Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.

Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.

Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.

Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:

  • странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
  • необоснованные страхи;
  • ухудшение навыков бытового и социального спектра;
  • бессвязная речь;
  • немотивированная агрессия;
  • контрастные рисунки.

Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.

Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.

Расстройство аутистического спектра

При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:

  • молчаливость;
  • избегание зрительного контакта;
  • негативная реакция на прикосновения.

С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.

При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.

При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.

При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.

Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.

Логопедическая диагностика

При подозрении на ЗРР необходимо обратиться к специалисту

Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.

Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.

Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.

Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.

Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.

Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.

Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.

Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.

Коррекция проблемы

Занятие с логопедом

При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.

Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».

Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.

Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.

Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.

Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.

Прогноз

Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.

Чем раньше начата коррекционная помощь, тем лучше прогноз

Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.

В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).

Источник

Моя дочь до 4 лет не говорила совсем, нам ставили диагнозы сложные, в том числе и аутизм. Тогда я много плакала, но твёрдо для себя решила, что буду бороться и докажу всем, а в первую очередь своей малышке, что она нормальная. И в итоге все получилось. Хочу сегодня поделиться с вами своим опытом.

Разберемся в причинах

Если ваш ребенок к 4-м годам не говорит ни слова, или же болтает без умолку, но на каком-то своем непонятном языке – не спешите примерять на него такие диагнозы как аутизм или синдромы Дауна и Эдвардса, ведь порой причины кроются совершенно в другом и не требуют сложного медикаментозного лечения. К таким причинам можно отнести:

  • травмы во время родов или асфиксия плода, рождение недоношенным;
  • наследственный фактор (если подобные проблемы были у одного из родителей, то и ребенок вероятно повторит их опыт);
  • снижение или полное отсутствие слуха;
  • стрессы из-за отсутствия внимания со стороны родителей или из-за их скандалов и ссор.

Вы должны пройти тщательное обследование и разобраться в первоисточнике проблемы, а не верить всем врачам сразу. Посетите несколько разных клиник и сделайте тесты.

Чем помочь?

Своевременное принятие мер в случае отсутствия речи у вашего ребенка поможет устранить проблему и снизить вероятность негативных последствий.

Если нарушения связаны с травмами головы при рождении или в младенческом возрасте, то для восстановления мозгового кровообращения не обойтись без медикаментов – ноотропов и физиотерапии. Важно не заниматься самолечением и не терять время – лекарственные препараты и процедуры должны назначаться и контролироваться только специалистами!

Если же причины менее сложные вам могут помочь такие меры, как артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Артикуляционные упражнения

Они достаточно просты для занятий в домашних условиях без специальной подготовки и помогают быстрому освоению движений губ, неба, языка и гортани. Вот основные из них:

  • «губные прятки» – мы показываем ребенку, как прячем попеременно верхнюю и нижнюю губу, а затем и обе. Предлагаем повторить;
  • пробуем рассмешить малыша, чтобы он улыбался;
  • а теперь надо научить улыбаться «заборчиком» – то есть сомкнув зубы;
  • упражнение «блинчик» – это когда язык ребенка плоский и лежит на нижней губе;
  • показываем «орешки», для этого попеременно упираемся языком в правую и левую щеки;
  • учим ребенка двигать языком по зубам в разные стороны;
  • «часики» – это перемещение языка из одного уголка рта в другой, и обратно.

Такую гимнастику следует делать с малышом каждый день, но не более 10 минут.

Упражнения на дыхание

Три основных, легких в исполнении техники:

  • дуем с ребенком в емкость с водой через тонкую трубочку пока она не начнет пузыриться;
  • просто дуем на водичку, делаем это с разной интенсивностью;
  • привязываем на ниточку фигурки, вырезанные из бумаги и дуем на них. А во время прогулки можно подуть на листья деревьев.

Дополнительные методы, которые помогут вашему ребенку стать более общительными – занятия иппотерапией и дельфинотерапией. Но их лучше применять после консультации с лечащим врачом. Кстати, благодаря лошадям мы и услышали первые слова дочери.

Не смотря на то, что в развитии речи малыша важную роль играет консультация профильных специалистов, родители тоже могут ускорить пополнение словарного запаса своего чада. Помимо перечисленных выше упражнений, не забывайте дарить ребенку любовь и заботу, больше общаться с ним, читать книжки и учить стихи. И лучше начинать это делать уже с раннего возраста.

Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не упустить ничего важного! В моём блоге всегда только полезная информация!

Источник

STAr☆че22 декабря 2014, 17:53

Так разговаривайте С ребенком а не ЗА него) и ждите ответа)

Света Боровик22 декабря 2014, 22:02

и так пробовали он не отвечает, как будто не к нему обращаются, 

STAr☆че22 декабря 2014, 22:07

старайтесь предлагать выбор во всем- что будешь пить, чай или какао? лепить или рисовать?купим шоколад или мармелад? 

Света Боровик23 декабря 2014, 00:08

он просто берет то что ему надо тоесть и шоколад и мармелад, спрашиваю его что ты будешь сок или молоко, он начинает психовать в итоге или истерика или просто уходит молча, 

Prosto posmotret22 декабря 2014, 18:03

у меня рот целый день не закрывается, я разговариваю без умолку, мне даже раз сказал врач не говорит потому что мама все за него говорит, палка двух концов

неа, не поэтому, моя дочка уже может меня переговорить…вы просто паузы иногда делайте и предлагайте именно общаться

Донна "Душа в горошек"22 декабря 2014, 18:14

не всем и не всегда. Мой так отказывается вообще говорить.
Но , ДА, для детей с проблемами развития речи сад не панацея. Если есть отклонения нужен врач, а не компания.
Моему сад несколько помогает, но не могу сказать, что прямо-таки  заговорил. 

Света Боровик22 декабря 2014, 22:03

мой тоже, а сколько вам?вы ходили к неврологу?

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:23

к неврологу ходят не просто так, значит есть предпоссылки…тяжелые родызаболевания в ранний период развитияпрививки и пр. и пр. и пр.

Света Боровик23 декабря 2014, 00:10

если только прививки, ни тяжелой беременности ни тяжелых родов,ни заболеваний., у меня правда папа долго молчал не разговаривал вот думаю может гинетика

Слишком мало исходных данных. Как протекала беременность, роды и первый год жизни? Были/есть проблемы по неврологии? Исходя из этих данных можно что-то сказать. Посетите логопеда, ЛОРа и стоматолога.

Света Боровик22 декабря 2014, 17:30

беременность на ура была, роды тоже правда крупноватый 3,880 57см, лейкоциты были повышены на 6 месяце на сохранении из за этого лежала. У меня – резус а у ребенка +, т.к. не правильно сделали анализ крови(ошиблись)поставили у меня + резус, выяснилось при 2 беременности что у меня -резус

Резус-фактор на речевое развитие особо не влияет. Ищите логопеда для начала для консультации. И наблюдайтесь у невролога.

Света Боровик22 декабря 2014, 22:04

говорят влияет если был резус конфликт

У моей мамы резус -, у отца +, я начала слова говорить в 6 мес, фразы в 8, говорила к году, в 1,6 стихи наизусть расказывала, было ускоренное психическое развитие. Сестра тоже без проблем заговорила. Также про низкое АД во время Б, у кого-то оно никак не влияет, а у меня очень даже повлияло.

марго22 декабря 2014, 17:14

У меня такой сын был, наблюдались у невролога, занимались с логопедом, в пять лет прилично говорили, к школе все проблемы решили. 

Пока просто наблюдаю22 декабря 2014, 17:18

У меня внук, практически, молчал до 3,5 лет……летом этим( 4 будет в январе) заговорил ясно ,четко и много….)Сейчас не знаю,что лучше…)

LUCKY22 декабря 2014, 17:18

племяннице 2,2 говорит вполне понятно, в сад не ходит, племяннику 6, тоже рано заговорил, а вот кресник в 4 плохо говорил, в логопедическую группу ходили, в школу в 8 лет только пошел, 

STAR22 декабря 2014, 17:20

Хорошего невролога, который назначит правильное обследование, нужные препараты и будет смотреть ребенка в динамике. Занятия с логопедом – дефектологом.  (Работаю в садике логопедом – дефектологом. Сейчас, к сожалению, очень много таких неговорящих  деток). 

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:25

коллеге – огромный привет и терпения в нашем нелегком, но таком нужном труде!:up:

STAR23 декабря 2014, 11:57

Спасибо! Мы вот сейчас временно на отдыхе. (хотя, что твориться с этим объединением(((. Я уже скучаю по своим деткам.  Вам тоже терпения, хороших результатов)))

natasha-snipers23 декабря 2014, 11:58

я тоже – но только в отпуске очередном, “догулять” надо. спасибо, и вам!))):up:

Света, 2 ребенка22 декабря 2014, 17:28

слух проверьте, и не у ЛОРа, а у сурдолога. аудиограмму сделайте

natasha-snipers22 декабря 2014, 22:27

у сурдологу направляют, если есть нарушение восприятия речи, чтобы исключить нарушение сенсорики, ну, или подозрения на аутичные элементы (это сложнее), из комментов автора я поняла, что с пониманием и выполнением инструкций проблем нет

Минона, 3 ребенка25 декабря 2014, 01:47

Слуховые тесты надо делать в идеале после кажого простудного заболевания. Ребенок может слышать плохо из за лор проблем. например. Наш случай. Один слуховой тест хороший, а потом 4 плохих. Плохо слышит – задержка речевого развития. Слуховые тесты стали хорошие только к 4 годам. А у дочки наоборот. До 4 лет тесты хорошие. А сейчас плохие. Отправили на удаление аденойдов.

natasha-snipers25 декабря 2014, 15:41

подтверждение – у вас были предпосылки к “походам” к сурдологу

Источник

По общепринятым понятиям, дети в возрасте 4 лет должны свободно разговаривать, при этом окружающие должны их понимать. Если этого не происходит и разобрать то, о чём говорит малыш, могут только ближайшие родственники, то это должно насторожить родителей и стимулировать их установить причины данного явления для принятия оперативных мер. Несвоевременное устранение проблем со звукопроизношением и воспроизведением связной речи может оказать негативное воздействие на мышление, память и внимание малыша, что впоследствии может привести к ещё более сложным проблемам.

Мальчик молчит

Нормы речевого развития в 4 года

Речевое развитие детей в 4 года тяжело подогнать под какие-либо рамки, так как этот процесс очень индивидуальный: одни детки уже могут рассказывать несложные стихотворения по памяти, тогда как другие – только начинать строить логические ответы на вопросы и описывающие предложения. Оба случая в данном возрасте считаются нормой и зависят от интенсивности занятий с ребенком в домашних условиях и общительности малыша со сверстниками.

Для детей 4 лет нормой является:

  • логическое и быстрое изложение своих мыслей;
  • активное оперирование имеющимся словарным запасом (около 2500 слов);
  • повышение внимательности и сконцентрированности на рассказах взрослых и их
  • ответах на ранее ими же поставленные вопросы;
  • употребление в ежедневном общении, как простых предложений, так и сложноподчиненных;
  • указывание на ошибки в речи одногодок, при этом абсолютное игнорирование аналогичных ошибок у себя;
  • начало рифмовки слов, которые складываются в маленькие стишки, которыми малыши очень гордятся;
  • правильная артикуляция таких букв алфавита, как «ш», «ж», «щ», «ц», «ч»;
  • способность выделять отдельные звуки из слов;
  • установка ударения не на те слоги, а также их спутывание между собой в длинных словах (воспитательница – вопипальница и др.).

Девочка разговаривает с мамой

Для детей с нормальным речевым развитием характерно свободное общение, как со знакомыми, так и с малознакомыми людьми, которое зачастую происходит по их же инициативе. Что родители часто говорят детям, то они и повторяют впоследствии, поэтому общение с ребенком должно быть постоянным и разносторонним.

Как определить задержку речевого развития

Дефекты речи для детей 4 лет могут быть разнообразными: ребенок может не произносить ни звука или же наоборот говорить много, но абсолютно неразборчиво. Оба случая в таком возрасте должны стать поводом для обращения родителей к ряду специалистов, а именно: невропатологу, психоневрологу, дефектологу, логопеду или отоларингологу.

Основными признаками, по которым легко можно определить задержку речевого развития, являются:

  • ребенок говорит таким образом, что разобрать смысл предложений или даже отдельных слов порой сложно или вообще невозможно;
  • у малыша отсутствует интерес к общению, даже с самыми близкими людьми;
  • словарный запас очень ограничен (в некоторых случаях даже 20 словами);
  • ребенок не изъявляет желания повторять за родителями слова или же молча удаляется в процессе таких занятий;
  • малыш не воспринимает и не выполняет просьбы в которых заключено два действия, например, возьми игрушку и посади её на диван;
  • ребенок все понимает и выполняет элементарные просьбы, но процесс никогда не комментирует;
  • при произношении предложений теряется большинство слов.

Малыш не понимает что ему говорит мама

Нарушения развития речи напрямую отражаются на характере и поведении малыша, он замыкается в себе, часто капризничает, не может и не хочет сидеть на одном месте, и не проявляет никакого интереса к общению со сверстниками.

Причины речевого недоразвития

Основными причинами того, что ребенок не говорит в 4 года, зачастую являются:

  • недоношенность, родовые травмы или кислородное голодание мозга из-за асфиксии;
  • инфекционные заболевания матери во время вынашивания ребенка;
  • созревание мозговых структур с существенной задержкой;
  • наследственность (если у кого-то из родителей была задержка развития речи, то у ребенка вероятность повторения ситуации возрастает в несколько раз);
  • синдромы Эдвардса или Дауна;
  • травмы головы, полученные в младенческом возрасте;
  • патологии слухового аппарата, из-за которых возможно снижение слуха или его полное отсутствие;
  • сильные стрессы или нервные потрясения (например, из-за скандалов и громких ссор между родителями);
  • отсутствие внимания родителей к ребенку.

Мальчик плохо слышит

Что делать

Своевременное определение нарушений развития речи и оперативное принятие мер, если ребенок в 4 года не хочет общаться, способно помочь устранить проблему и её последствия. Для достижения максимального эффекта рекомендуется совмещать несколько методик, которые должны быть назначены после комплексного обследования малыша у невропатолога, психоневролога, дефектолога, логопеда и отоларинголога.

Медикаментозное лечение

Поскольку задержка развития речи зачастую связана с нарушением мозгового кровообращения, то для устранения проблемы с применением медикаментозных средств используют ноотропные препараты, действие которых направлено на активизацию определенных участков мозга.

К таким препаратам относятся:

  • Актовегин;
  • Лецитин;
  • Кортексин;
  • Когитум и др.

Назначение любого из лекарственных средств должно проводиться профильным специалистом.

Девочка держит в руках таблетки

Физиолечение

Если ребенок в 4 года не говорит, то для развития речи могут быть использованы:

  • магнитотерапия;
  • лазеротерапия;
  • электрорефлексотерапия.

Данные процедуры обладают способностью стимулировать центр мозга, отвечающий за интеллектуальные способности ребенка, его дикцию, активность речи, запас слов. Перед проведением данных манипуляций обязательной является проведение комплексной диагностики и консультации, так как существует ряд весомых противопоказаний.

Ребенок на лазеротерапии

Артикуляционная гимнастика

Занятия с ребенком артикуляционной гимнастикой направлены на быстрое освоение движений языка, губ, гортани и твердого неба и должны быть ежедневными со средней продолжительностью 5-10 минут (больше не рекомендовано).

Примеры упражнений приводятся в специальной литературе, например в рассказах о приключениях веселого язычка, который умеет произносить разные звуки. Такое звукоподражание очень нравиться малышам и они охотно занимаются.

Основными упражнениями, которые можно выполнить без специальной подготовки, если ребенок не разговаривает или очень плохо разговаривает, являются:

  • улыбка – малыша необходимо рассмешить или рассказать ему веселую историю, чтобы он улыбнулся;
  • заборчик – учим улыбаться с сомкнутыми зубами;
  • прятки с губами – показываем малышу, как спрятать одну губу, потом другую, а затем и обе;
  • блинчик – язык должен быть плоским и лежать на нижней губе.

Упражнения улыбочка заборчик блинчик

После успешного усвоения данных упражнений можно приступать к более сложным:

  • часики – язык передвигается по углам рта;
  • чистка зубов – язык передвигается по нижним зубам вправо-влево, вверх-вниз;
  • орешки – язык упирается то в левую, то в правую щеку.

Упражнения часики чистим зубки орешки

Упражнения

Если ребенок не говорит в 4 года, то наряду с другими методиками ему могут помочь:

Дыхательные упражнения:

  • с разной интенсивностью дуть на водичку;
  • дуть через тонкую соломинку в емкость с водой, чтобы получались пузырьки;
  • дуть на листочки деревьев или бумажное оригами, привязанное на нитке.

Поможет также такой комплекс упражнений:

Упражнение ушки

Упражнение вырасти большой

Упражнение часики

Упражнение дыхание

Упражнение маятник

Упражнение семафор

Упражнение петух

Упражнение гуси

Упражнение ветер

Упражнение свеча

Упражнение ежик

Упражнения на мелкую моторику рук:

  • пальчиковые игры (сорока, ладушки и др.);
  • упражнения для активности кистей рук.

Упражнения, совмещающие стихи и движение – каждая строчка стиха стимулирует к выполнению определенного действия.

Альтернативными методами развития речи могут послужить дельфинотерапия или иппотерапия, но эти процедуры могут быть рекомендованы только специалистом, исходя из состояния ребенка.

Советы доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что необходимо наблюдать за своим ребенком и рассматривать его развитие речи в динамике. Если в 2,5-3 года словарный запас малыша состоит из 20 слов, и в 4 года ситуация аналогична, то это должно стать поводом для беспокойства, почему ребенок не расширяет свой словарный запас. Но если словарный запас ребенка расширяется, но не с такой интенсивностью, как принято считать, то необходимо ему в этом помогать.

Комаровский детский врач

Кроме занятий с логопедом или дефектологом, с малышом необходимо регулярно заниматься дома. В этом могут активно помочь:

  • специальная говорящая азбука для детей;
  • развивающие и обучающие игры;
  • артикуляционная гимнастика перед зеркалом;
  • упражнения в виде игр и др.

О том, как научить ребенка говорить, если у него присутствуют проблемы неврологического характера или задержка развития речи вызвана другими причинами, смогут подсказать только профильные специалисты. Но это не значит, что с ребенком ничего не нужно делать, в любом случае его необходимо развивать с раннего возраста, совместно читать сказки, учить стишки, много разговаривать, пытаясь менять при этом интонации, сопровождать свои рассказы, о чем либо, картинками или фотографиями.

Источник