Если ребенок в 3 года высокий

Если ребенок в 3 года высокий thumbnail

Физическое развитие ребенка в 3 года: что умеет малыш?

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть.

В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты.

Таблицы роста и веса ребенка в 3 года

Всех родителей волнует вопрос каким должен быть вес ребенка в 3 года при нормальном развитии. Ниже представлены таблицы норм веса и роста ребенка к 3 годам, по ним легко сориентироваться и разобраться, есть ли у вашего ребенка недостаток или избыток веса.

Данные отечественных педиатров о физическом развитии ребенка 3 лет

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг13,017,4
Вес девочек, кг12,517,0
Рост мальчиков, см91,0102,0
Рост девочек, см91,0101,2
Окружность головы мальчиков, см48,752,3
Окружность головы девочек, см47,651,1
Окружность груди мальчиков, см50,055,0
Окружность груди девочек, см49,156,0

Данные Всемирной организации здравоохранения о параметрах физического развития детей в 3 года

3 годаНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг11,318,3
Вес девочек, кг10,818,1
Рост мальчиков, см88,7103,5
Рост девочек, см87,4102,7
Окружность головы мальчиков, см46,652,3
Окружность головы девочек, см45,751,3

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Трехлетний малыш умеет отличать предметы по признакам:

  • В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Трехлетка наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма (“крыша”), цилиндр (“столбик”), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний – между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Трехлетка легко справляется с небольшими заданиями и занятиями:

  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке), может составить картинку из двух частей или подобрать мозаику к несложному рисунку.

Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Во что умеет играть ребенок в 3 года: игровые действия и начало ролевой игры

Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (проявляет творческое начало). Может “брать роль” (называет себя в игре “мама”, “врач” и т. п.). Осознает свою роль в игре.

  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет: какие чувства испытывает ребенок при общении со взрослым?

В этом возрасте ребенок всегда хочет быть хорошим, ждет похвалы и одобрения. Малыш испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог выполнить самостоятельно какое-то дело, а так же проявляет чувство гордости за себя (“лучше всех бегаю”), за родителей (“папа самый сильный”, “мама самая красивая”).

Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

В повседневных делах малыш:

  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Любознателен, любопытен.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду); ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку (“Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться”).
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от “боли” и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки – различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

    Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Обратите внимание, именно в этом возрасте уже могут возникать страхи и боязнь темноты.

Как должна быть развита речь ребенка в 3 года

  • Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
  • Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
  • Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
  • Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: “Где?”, “Куда?”, “Почему?”, “Когда?” и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
  • Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
  • Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

    Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

  • Норма словарного запаса при правильном развитии речи в 3 года – 1500 слов.
  • Быстро отвечает на вопрос: “Как тебя зовут?”. Знает свою фамилию.
  • Отвечает на вопрос: “Сколько тебе лет?”. Показывает на пальчиках.
  • Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
  • Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

    Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

    Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): “глаза смотрят”, “уши слушают”, “ноги ходят”).

  • Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: “глаза – у всех, ноги – у человека, лапы – у животного, руки – у человека, крылья – у птицы”.
  • В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: “Кто ты в игре?”.
  • Играя, свои действия сопровождает словами.

    Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

  • По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу – слона, по брюкам – мальчика).
  • Имеет представление о числе, показывает и говорит: “один, два, три, много, мало”.
  • Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
  • Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
  • Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
  • Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
  • Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению “Я”.
  • Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
  • Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет: ребенок учится самостоятельно справляться с бытовыми нуждами

В возрасте трех лет ребенок может самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) одеваться и раздеваться, а так же складывать свою одежду перед сном. Малыш становится более самостоятельным и у него уже получается застегнуть несколько пуговиц или завязать (связать между собою) шнурки. И беспорядок в своей одежде уже тоже замечает!

В этом возрасте ребенок уже обычно усваивает правила поведения за столом – не мешает другим, не выходит из-за стола до конца обеда и говорит “спасибо”. Ест при этом аккуратно, держа ложку за конец ручки и пользуется салфеткой.

Чему еще научился ребенок к 3 годам?

  • Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
  • Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
  • Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
  • Пользуется носовым платком.
  • Вытирает ноги при входе в квартиру.
  • Регулирует свои физиологические потребности.
  • Говорит “спасибо”, здоровается, прощается.

Источник

Как развивается ребенок 3-4 лет – физически, психологически и социально.

Здоровье под присмотром

Дети – цветы жизни, и, как за всякими цветами, за ними нужен правильный и любящий уход. Забота о здоровье подрастающего поколения – основная родительская функция.

Чтобы вы были уверены в том, что делаете все необходимое для здоровья и полноценного развития своего крохи, мы решили поговорить о критериях, по которым можно судить о физическом и психическом благополучии ребенка 3 – 4 лет.

Чаще всего в 3 года малыш впервые знакомится с детским садом. Он приходит в него с медицинской картой, которая заводится на весь срок его пребывания в дошкольном учреждении. Карта заполняется профильными медицинскими специалистами при прохождении обширной диспансеризации. Даже если ваш ребенок не поступает в дошкольное учреждение в 3 года, ему не мешает пройти масштабное обследование для вашей уверенности в том, что малыш развивается в пределах возрастной нормы.

Медицинское обследование ребенка в 3 года при поступлении в сад:

  • Педиатр,
  • Невролог,
  • Хирург,
  • Стоматолог,
  • Офтальмолог,
  • Отоларинголог,
  • Психиатр,
  • Гинеколог/уролог,
  • Общие анализы крови и мочи,
  • Исследование уровня глюкозы в крови,
  • Исследование кала на яйца гельминтов.

Следующее за плановым осмотром в 3 года посещение поликлиники состоится у ребенка в 4 года, его осмотрят педиатр, хирург, попросят сдать кровь и мочу.

При наличии показаний к дополнительному обследованию педиатр даст необходимые направления к профильным специалистам. Дети, посещающие детский сад, часто проходят обследование на территории дошкольного учреждения: врачи приходят к ним сами.

Согласно графику прививок, возраст от 3 до 4 лет у ребенка – время отдыха от насыщенной вакцинации первых 2 лет. До 6 – 7 лет, когда начинается вторая волна вакцинации и ревакцинации, ребенок раз в год проходит обследование на туберкулез (реакция Манту).

Таблицы здоровья

Как разобраться, достаточно ли быстро растет ваш ребенок? Есть специальные таблицы, которым вы можете доверять. Если у вашего малыша показатели на границе нормы, лучше посоветоваться с врачом.

Физические показатели детей 3 и 4 лет (по данным, принятым в России)

3 года

Мальчики рост 96,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,5 см

Девочки рост 95,1 см вес 14,3 кг окружность головы 49,3 см

4 года

Мальчики рост 103,3 см вес 16,3 кг окружность головы 50,2 см

Девочки рост 102,7 вес 16,3 кг окружность головы 48,5 см

Рост и вес малыша

Для расчета роста ребенка можно воспользоваться этой примерной формулой (она актуальна для возраста от 1 года до 7 лет): для мальчиков – (число лет * 7) + 75, а для девочек – (число лет * 7) + 74

Если рост отстает от нормы на 10 %, нужно обратить внимание на факторы, определяющие нормальное развитие малыша. Тут важно все: экология, климат, питание, режим дня, физические нагрузки, психологическая атмосфера в семье и детском коллективе, который посещает ребенок.

Каким должен быть вес ребенка?

Массу тела в кг для детей 3 – 4 лет можно рассчитать по формуле: 2х + 9, где х – годы жизни.

Если вес отклоняется от нормы на 20 %, нужно посоветоваться с детским эндокринологом и диетологом. Стоит помнить, что здесь все субъективно, и понять, насколько гармонично развивается ребенок, можно только соотнеся вес с ростом.

Специалисты по здоровому питанию предлагают разбивать дневной рацион на 5 – 6 приемов пищи и питаться небольшими порциями. Родителям деток с избыточной массой тела стоит обратить внимание на эту рекомендацию. На вечернее время лучше оставить легкую пищу: кисломолочные продукты, овощи (кроме крахмалистых), несладкие фрукты.

Как развивается зрение у детей от 3 до 4 лет

В этом возрасте бинокулярное зрение продолжает развиваться, а окончательно оно должно сформироваться к 5 годам. К 4 годам зрение настолько острое, что физически ребенок готов к чтению.

Проверяется зрение в этом возрасте с помощью таблицы Сивцева – Головина (те самые крупные «Ш», «Б», «М», «Н» и «К»). Расстояние от таблицы до стула составляет 5 м. Во время процедуры ребенок будет закрывать попеременно то левый, то правый глаз и называть буквы. Острота зрения в 3 года равна 0,6 – 0,9, в 4 – 0,7 – 1,0, в 5 – 0,8 – 1,0, в 6 лет и старше – 0,9 – 1,0.

Как заботиться о сохранении зрения?

Подавляющее большинство детей рождается со здоровыми глазами. По статистическим медицинским данным, только 2 % новорожденных имеют врожденные пороки органов зрения. Проблемы начинаются в старшем возрасте.

Важно, чтобы малыш начинал знакомство с книгами только с крупного шрифта. Даже когда ребенок уже освоит чтение, наличие крупного шрифта должно оставаться для вас одним из главных требований к книге, которую вы покупаете своему юному читателю.

Если вам известно, что у ребенка имеется генетическая предрасположенность к близорукости (она есть у близких родственников), постарайтесь ограничить зрительные нагрузки и уделить больше внимания двигательной активности, особенно на свежем воздухе, и закаливанию. Понять, если ли близорукость у ребенка, несложно: он близко подносит предметы к глазам, прищуривается, быстро утомляется, становится рассеянным, может жаловаться на головную и глазную боль. Обязательно обратитесь за консультацией к офтальмологу, если обнаружите даже один из этих симптомов.

Дальнозоркость, которая является физиологическим вариантом нормы для раннего возраста, обычно проходит к 7 годам, как и косоглазие, но только уже при соответствующем лечении.

Чтобы, поступая в школу, ребенок не испытывал проблем со зрением, вам нужно заниматься профилактикой нарушений.

  • Ребенку следует обеспечить адекватную возрасту двигательную активность, особенно на свежем воздухе.
  • Полноценное питание – необходимое условие отсутствия проблем со зрением: витамин А (самый главный для глаз), витамин С, витамины группы В, Е и др. В рационе ребенка должны быть морковь, капуста, черника, земляника, яйца, сливочное масло, печень, морская рыба, абрикосы.
  • Важен и правильный режим чтения (актуально также для маленьких детей – они смотрят в книгу вместе со взрослым, читающим сказку): нельзя читать лежа, расстояние от глаза до книги составляет длину предплечья, освещение должно быть хорошим, следует подбирать книги с крупным шрифтом и делать регулярные перерывы на несколько минут.
  • Ограничьте время перед телевизором, компьютером, мобильным телефоном, планшетом.
  • Важно избегать глазных инфекций, воспалений, травм, прямых солнечных лучей, мелкого мусора, песка, пыли.
  • Есть несколько специальных упражнений для глаз: 1) сильно зажмуриваться и широко открывать глаза, 2) двигать глазами вправо-влево и вверх-вниз, 3) фиксировать взгляд на кончике носа на 20 секунд (3 – 4 раза).

Вы можете помочь глазным мышцам малыша расслабиться – для этого нужно просто сместить фокус зрения на линию горизонта. Еще один способ – поиграть с ребенком в разгадывание фигур, которые рисуют в небе облака.

Подобная профилактика необходима для того, чтобы зрение у ребенка (и в дальнейшем у взрослого человека) оставалось острым как можно более длительное время.

Следим за здоровьем дыхательных путей

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у маленьких детей очень нежные, поэтому в возрасте 3 – 4 лет так часто встречаются проблемы с ними. Из носа инфекции попадают в полость глотки и дальше, а это нередко приводит к отитам.Чтобы уберечь органы дыхания и речи от заболеваний, необходимо приучить ребенка:

  • Правильно дышать через нос (пока воздух проходит через извилистые носовые пути, он очищается от примесей, пыли и микробов, а также согревается и увлажняется);
  • По возможности не допускать резких колебаний температур (не пить холодное после горячего, не кричать на улице, избегать сырости);
  • К спокойной, без напряжения и крика, манере речи.

Если ребенок постоянно дышит через рот, не стоит оставлять это без внимания – покажите его врачу для выяснения причин неправильного дыхания и последующего лечения.

Для того чтобы сохранить слух ребенка, необходимо:

  • Лечить насморк;
  • Оберегать уши от сильного или длительного воздействия внешнего раздражителя (резкий звук, постоянный шум);
  • Избегать наушников – вибрация барабанной перепонки в конечном итоге приводит к ухудшению слуха;
  • В профилактических целях раз в год посещать отоларинголога.

Важно со вниманием относиться к жалобам ребенка на боль в ушах и вовремя обращаться к лору.

Заботимся о зубках

В 3 года рот малыша укомплектован полностью: в норме все 20 молочных зубов (резцы, клыки, моляры) стоят на своих местах уже к 2 – 2,5 годам. Подробнее мы рассказываем о зубах в этом материале. Теперь важно заботиться об их здоровье. Что обеспечивает здоровье зубов?

  • Правильное питание (кальций, фосфор, витамины D3 и K2, который содержится в твороге «Агуша К2»), употребление жесткой пищи, ограничение углеводов, сахара.
  • Ежедневная чистка зубов утром и вечером, ополаскивание ротовой полости после приема пищи.
  • Лечебно-профилактическая зубная паста, правильный выбор зубной щетки (в соответствии с анатомическими особенностями полости рта) и содержание ее в чистоте.
  • Ежегодные осмотры у стоматолога.

Работаем над осанкой

Детки-дошкольники растут по 6 – 8 сантиметров в год, у них активно вытягиваются конечности, продолжается окостенение, укрепляются мышцы, связки и суставы, становятся заметнее изгибы позвоночника, характерные для здорового взрослого человека и отсутствующие в раннем возрасте. Нормальную форму со всеми изгибами позвоночник примет годам к пяти-семи, пока же они неустойчивые и изменчивые. Но именно эти изгибы вместе с мышцами формируют осанку.

Осанка обеспечивает правильную работу всех систем и внутренних органов, гармоничное строение тела.

Одним из видов неправильной осанки является плоскостопие (в том числе и продольное плоскостопие у детей) – уплощение стопы из-за слабости мышц и связок, поддерживающих ее свод. Оно бывает врожденным и приобретенным.

Причины плоскостопия у детей могут быть:

  • Рахит,
  • Слабое физическое развитие,
  • Лишний вес,
  • Раннее хождение,
  • Ношение мягкой обуви без каблука, обуви неправильного размера,
  • Травмы мышц, связок.

Помимо плоскостопия, к нарушениям осанки также относятся сутулость и сколиоз. При сутулости слабо развиты мышцы спины, поэтому плечи сводятся вперед, грудная клетка уплощается, живот выпячивается. Спровоцировать сутулость могут: плохое зрение, неудобная одежда, неправильно подобранная мебель.

Поэтому об укреплении мышц надо заботиться с самого раннего детства.

Что помогает формированию здоровой и красивой осанки у ребенка?

  • Адекватные (достаточные, но и не чрезмерные) физические нагрузки;
  • Здоровое питание (с обязательным присутствием кальция, фосфора, магния, витаминов, в том числе К2);
  • Жесткая постель, мебель по росту;
  • Ходьба по песку, гальке, траве;
  • Правильное положение тела в статичных позах;
  • Рациональный режим дня с достаточным временем для отдыха и сна;
  • Удобная одежда, обувь на небольшом каблуке с фиксированной пяткой;
  • Соответствующая росту и телосложению нагрузка на позвоночник (если ребенок уже ходит на развивающие занятия, купите ему анатомический рюкзачок и убедитесь в том, что он не перегружен);
  • Здоровый психологический климат в ближайшем окружении малыша. Ребенок, испытывающий стресс, подвергающийся критике со стороны взрослых, часто имеет опущенные плечи, поникшую голову, согнутую спину.

Дошкольник без психологических проблем бодр, весел, активен и предприимчив. И уверен, что его ждут великие свершения. Поддержите ребенка своим доброжелательным отношением, верой в его способности, подбодрите кроху, если у него возникли какие-то затруднения.

Больше движения

Самый главный гарант физического здоровья и крепкого иммунитета – движение, физическая активность, особенно на свежем воздухе. Маленьких детей не надо заставлять двигаться, а вот разнообразить физическую активность, предлагать разные ее варианты – забота взрослых.

Установите дома спортивный комплекс, выходите на прогулку в парк с велосипедом, отправляйтесь на детскую площадку с мячом, скакалками, ракетками и другим простым детским спортивным инвентарем. Если малыш испытывает затруднения в самостоятельной организации двигательной активности, вовлекайте его в игру личным примером, предложите трехлетнему ребенку поиграть на детской площадке в прятки, а четырехлетнему – в вышибалы, присоединившись к другим детям.

Виды спорта для детей 3 – 4 лет

К 4 годам, помимо «развлекательной» двигательной активности, ребенок готов и к умеренным спортивным нагрузкам. Если вы подумываете о том, какой вид спорта выбрать, перед тем, как отправить ребенка в спортивную секцию, убедитесь в отсутствии медицинских противопоказаний и проконсультируйтесь с педиатром, хирургом, ортопедом и кардиологом.

Плавание, восточные единоборства, фигурное катание, художественная гимнастика, фитнес и танцы – виды спорта, уже доступные для детей в возрасте 3 – 4 лет. Плавание, пожалуй, самый универсальный вид спорта, одинаково любимый и мальчиками, и девочками: обеспечивается работа всех групп мышц, снимаются мышечные и суставные зажимы, повышается общая двигательная активность, закаляется организм. Кроме того, занятия в воде действуют успокаивающе на нервную систему.

Что умеет ребенок в 3 – 4 года?

На уровне освоения обязательных для этого возраста физических навыков малыш 3 – 4 лет уже хорошо ходит на мысках и по наклонной доске; бегая, меняет направление; прыгает на одной ноге, а на двух перепрыгивает через небольшие препятствия; бросает мяч и попадает им в цель с расстояния в 2 метра; умеет залезать на гимнастическую стенку.

Помимо физических параметров, существуют критерии психического развития, а именно – навыки, которыми ребенок овладевает на разных возрастных этапах, и без их учета невозможно судить об общем состоянии малыша. Длительная задержка в появлении определенных навыков и умений может свидетельствовать о неблагополучном сценарии и требует консультации у врача профильной специальности.

Итак, чему научился ребенок за данный период, какие навыки и умения он прибавляет к уже освоенным в предыдущие годы?

Словарный запас трехлетнего ребенка – более 1000 слов, к 4 годам – 1500 – 2000; малыш составляет предложения из 4 – 5 слов; в основном правильно произносит все звуки речи (могут быть исключения: шипящие, свистящие, звуки [л] и [р]); все еще может пропускать и заменять звуки и слоги (к 5 годам это постепенно проходит); вводит в речь абстрактные понятия; пересказывает несложный текст, короткие стихи, рассказывает истории на основе событий своей жизни, делится впечатлениями; задает много вопросов.

Отсутствие или искажение в речи ребенка суффиксов, окончаний, падежей, предлогов, неправильное звукопроизношение, использование предложений менее чем из 3 – 4 слов, неспособность ответить на самые простые вопросы («где?», «кто?») – повод обратиться к логопеду.

В познавательном развитии ребенка 3 – 4 лет также наблюдается динамика:

  • Он понимает простые причинно-следственные связи;
  • Долго сосредотачивается на одном занятии;
  • Фокус внимания с конечного результата переключает на сам процесс выполнения задания (может старательно что-то рисовать и без сожаления смять рисунок);
  • Тренирует наглядно-образное мышление (некоторые задачи уже могут решаться «в уме»);
  • Проявляет первые навыки планирования деятельности с оценкой промежуточных результатов;
  • Ему интересен окружающий мир.

Обогащаются и социальные навыки:

  • Ребенок старается быть очень самостоятельным и независимым;
  • Начинает осознавать, что не похож на других людей;
  • Знает основные правила поведения в различных ситуациях;
  • Умеет цивилизованно находить выход из конфликтов со сверстниками;
  • Открыто выражает симпатию и антипатию, просит прощения, проявляет заботу, ласку, делится с другими и помогает им;
  • Уже не может обходиться без сверстников;
  • Становится партнером взрослому, устанавливая с ним дружеские взаимоотношения;
  • Старается реализовывать свои замыслы, развивает волевые качества, учится не пугаться трудностей, мобилизоваться для достижения цели (при поддержке и одобрении взрослого).

Навыки самообслуживания продолжают оттачиваться и закрепляться:

  • Ребенок самостоятельно следит за личной гигиеной – моет руки после туалета, прогулки, перед едой;
  • Умывается, чистит зубы, пользуется туалетом без напоминаний;
  • Он внимателен к своему внешнему виду, может заметить неопрятность в одежде;
  • Одевается и раздевается без помощи взрослых (за исключением сложных элементов в одежде, например шнурков), вешает и складывает на место одежду;
  • Следит за порядком в своей комнате, за игрушками;
  • В детском саду ведет себя послушно.

Помогаем развивать память

Об этом важно сказать: из раннего детства мы выносим не только крепкое здоровье, но и хорошие воспоминания.

Для 3 – 4-летних детей память имеет важнейшее значение. В этом возрасте мыслить для ребенка – значит вспоминать прошлый опыт и что-то менять в своих действиях и умозаключениях. Благодаря уникальной способности маленьких детей к непроизвольному запоминанию, ребенок легко впитывает информацию об окружающем мире и, осваивая новые навыки, формирует свой уникальный жизненный опыт. Так к подрастающему человеку приходит осознание себя как личности.

В этом возрасте у детей появляются стойкие эмоциональные воспоминания, особенно позитивно окрашенные, которые и формируют само ощущение детства. Его-то ребенок и возьмет с собой во взрослую жизнь.

Для крепкой памяти, кроме запоминания, необходимо уметь правильно воспроизводить усвоенную информацию. Для тренировки этой способности спрашивайте малыша о том, какие события из прошлого он помнит, показывайте ему семейный фотоальбом, просматривайте вместе с ним поздравительные открытки и письма родственников, вспоминайте, что́ ребенок получил в подарок на дни рождения, и т. д.

И напоследок: говорите с ребенком о важности здорового образа жизни, будьте для него примером, обучайте его навыкам поддержания крепкого физического и психического здоровья – это необходимо для долгой и счастливой жизни.

Позаботьтесь о здоровье, благополучии и хороших детских воспоминаниях своего ребенка!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Источник

Читайте также:  Ребенок не понимает в 3 года что нужно показать