Если ребенок в 3 года обзывается

/О детях/Воспитание и психология

Кто как обзывается, тот сам так называется!

Воспитание дошкольников. Как отучить ребенка обзываться. Почему малыши грубят родителям.

  • Три типа обидных выражений
  • Обзывалка классическая
  • Отстранение от родителя
  • Негативные чувства по отношению к родителю

Непростая ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый родитель. Оказывается, ваш малыш за словом в карман не лезет и вполне в состоянии наградить вас обидным прозвищем, или дать понять, что происходящее с ним «не ваше собачье дело». Как реагировать? И вообще, откуда он этого нахватался?

Три типа обидных выражений

Вообще-то обидными бывают разные слова, обратите внимание, какие именно использует ваш ребенок (это важно!). Всего их существует три типа.

  • Характеристика, когда негативно описывается сам человек, подчеркиваются его имеющиеся или выдуманные недостатки.

  • Разграничение, когда ребенок в грубой форме пытается обозначить границы личного пространства.

  • Выражение чувств, когда ребенок пытается выразить негативные чувства по отношению к родителю.

Обзывалка классическая

С этим все понятно: «Мама-дура»! А еще «жирная», «глупая», «страшная», «злая».  То есть ребенок пытается негативным образом охарактеризовать самого родителя. Иногда к этому побуждает ситуация (мама по рассеянности добавила в чай соль вместо сахара – «мама глупая»), иногда идут в разрез с ней, например, в ссоре ребенок обзывает маму «жирной, как свинья», хотя у той нет ни малейших проблем с лишним весом.

Прежде всего, следует выяснить, понимает ли ребенок смысл сказанного, особенно если его словарный запас неожиданно расширился. Вполне возможно, что слово «идиотка»  просто показалось ему звучным и красивым. 

” Разъясните значение использованного слова, подскажите, в каких ситуациях его можно (если вообще можно) употреблять.

Соотнесите ситуацию с реакцией ребенка. Вполне вероятно, что над вами действительно стоит пошутить! Помогите ребенку подобрать корректный способ для этого. Если на ваши попытку посолить чай он со смехом сообщает «мама-дура», перехватите инициативу, скажите, что вы сегодня, к примеру, «растяпа» или «человек рассеянный с улицы Бассейной», если уже читали Маршака.

” Словом, употребите то выражение, которое, как вам кажется, подходит к ситуации и не оскорбительно для объекта шутки.

Если ребенок употребляет явно неадекватные характеристики, например, обзывает «свиньей»,  «уродиной» или (пришлось быть свидетелем такого случая) «проституткой», он не пытается охарактеризовать маму, а просто использует грубые выражения, которые слышал в ситуации реальной ссоры. И уж если он использует их, не задумываясь, он был свидетелем подобных сцен неоднократно! Постарайтесь проанализировать, где и когда он слышал подобное. Возможно, как это ни печально, вам больше не стоит оставлять его на попечении знакомых или няни… Тем не менее, сохраняйте спокойствие. Помните, что ребенок совершенно точно не имеет в виду того, что значат эти слова. Он просто хочет показать вам, насколько болезненна для него определенная ситуация, и пытается причинить боль в ответ.

” Абстрагируйтесь от конкретных слов, сделайте акцент на том, что ребенок хотел вас обидеть. Как, почему, действительно ли хотел причинить столь сильную боль? Это должно стать предметом разбирательства.

Отстранение от родителя

«Отстань, отвали, не лезь, не тронь, не твое дело!» Все это довольно обидно для любого родителя. А ведь чаще всего это следствие вашей гиперопеки. Ребенок, проходя через очередной возрастной кризис, пытается отодвинуть границы личной территории, и если вы ему в этом не помогает – будьте готовы ловить такие «отвалилки».  Как реагировать?

Во-первых, действительно, отстаньте. Дайте уже ребенку самому разобраться с рукавами у кофточки, с правым и левым ботинком, с расческой, с пультом от телевизора и так далее. Предлагайте помощь корректно: «если тебе трудно, на этот раз я могу помочь».

Во-вторых, учите отказываться от вашей помощи корректно! Прежде всего, исключите из своего лексикона любые намеки на «отвали». И терпеливо объясняйте ребенку, что в ответ на деликатное предложение помощи нужно отвечать «спасибо, нет, я сам» и никак иначе!

” Тщательно обдумайте вопрос соблюдения личных границ ребенка. Вы точно не отличаетесь бесцеремонностью и назойливостью?  Может, вы не заметили, как малыш вырос?

Негативные чувства по отношению к родителю

Видеть проявления неприязни разного рода, от «я тебя не люблю» до «ненавижу!», больно любой маме и любому папе. Мы согласны побыть глупыми и толстыми, мы готовы отступить в сторону, даже когда руки чешутся помочь, но признать, что мы нелюбимы – нет, это не готов терпеть ни один родитель!

Почему дети так говорят? Успокойтесь, вас как любили, так и любят! Но малыши делают ту же ошибку, что и сами родители порой, путают отношение к человеку и его действиям.  Очевидно, что столь бурную реакцию вызвала не сама по себе мама, а какой-то запрет, наказание, ограничение, которое ей пришлось наложить.

” Прежде всего, старайтесь не допускать возникновения такой ситуации. Любые запреты и ограничения должны быть понятны ребенку, их разумность и справедливость – очевидна.

Если уж ситуация возникла, постарайтесь помочь ребенку разобраться в своих чувствах. Он сам должен прийти к мысли, что ненавидит не вас, а наказание. Учите его разграничивать отношение к человеку и его поступкам. Постарайтесь успокоить ребенка и еще раз обсудите с ним произошедшие.

” Главное,  не допускайте собственной негативной ответной реакции!  Малыш еще не в состоянии разобраться в своих чувствах, но вы-то просто обязаны это сделать! Если прямо сейчас сорветесь, объявите ребенка «мерзким, гадким, бесчувственным поросенком», которого вы тоже «ни капельки не любите», создадите проблему, на которую потратите много времени и сил!

Не так страшны детские обзывательства, как неадекватная реакция родителей. Если вы не хотите слышать в своем доме оскорбления, они, прежде всего никогда не должны быть взаимными.

26.06.2018

Автор: Анна Первушина

  

   Обсуждение на форуме (“связанная” тема)

Ребенок 5 лет, устроил истерику,обозвал маму, сказал что у нее нет ума и никакого толку, потому что мама не так нарисовала человечка, он хотел без волос, а мама нарисовала с волосами.. и это все при том что , я пытаюсь с ребенком разговаривать и выяснять причину..

Читайте также:  Широкое пупочное кольцо у ребенка 3 года

А почему розгами перестали пользоваться? ведь раньше даже по субботам для профилактики применяли

DariDara

Да говорим, она в отказную, муж говорит маразм уже у нее, надо задуматься чтобы вообще не оставлять с ней

Да, у нас ситуация, посидит с бабушкой, потом у нас появляется эпитет “плохой”, “плохая” ко всему, мама не дала печенье, мама плохая, папа выключил мультики, папа плохой, брат забрал игрушки, тоже плохой, как объяснить взрослой женщине, что нельзя называть детей плохими, (смайлик бьющийся головой о стену)

Непростая ситуация, с которой сталкивался, наверное, каждый родитель. Оказывается, ваш малыш за словом в карман не лезет и вполне в состоянии наградить вас обидным прозвищем, или дать понять, что происходящее с ним «не ваше собачье дело».

Как реагировать? И вообще, откуда он этого нахватался?

Как реагировать, если ребенок вас обозвал

Начала говорит с сыном во время его злости, чтобы просто объяснил словами от чего он обижен и чего хочет добиться, и что когда он обзывается мне совсем не понятно чего он хочет. Результат есть, уже несколько дней никаких обзывательств

Я очень согласная с Н.В.!!

Ребенок в момент злости не думает, что говорит. Впрочем, как и многие взрослые. Нужно просто помочь ему справиться со злостью, а не злиться в ответ.

Рот с мылом мыть!
А если серьёзно, дети просто учатся социализироваться через метод проб и ошибок, они нарушают рамки соц.поведения и смотрят, как на это отреагируют остальные. Не будете реагировать, он продолжит в том же духе с 2ным усердием. Так что надо пресекать, но адекватно. Желательно через объяснения. Вам же не нужна дресерованная собачка..сложно, конечно, но надо быть и твёрдым, и убедитеьным, и терпеливым.

К слову, взрослые так тоже делают(я про проверку дозволенного в социуме) просто более аккуратно и незаметно))) ни когда сами такого не замечали, например на новой работе?

У меня сын и вовсе во дворе понахватался и так как обзовется матом, уши вянут….но видно что он не понимает, сам скажет и самому весело. Спрашиваю “сынуль, откуда это”….ну обычно отвечает “тот-то сказал”. Понятно что объяснила что это плохо. Но не уверена что это возымеет какой то эффект так как было уже неоднократно… Ругать тоже бесполезно((

почитаю советы может тоже что то приму к сведению))

Н.В.
(09/01/2017)

Михеята, да и пусть развеселит. Юмор – хорошее средство для совладания с негативными эмоциями. Сбросив излишек напряжения, малыш легче сможет объяснить, что вызвало его негодование. Насчёт того, что будет придумывать прозвища специально. В моменты ярости ему не до выдумывания – будет говорить привычное, или что от других подцепил. Если способен выдумывать, значит контроль над собой сохраняет, не полностью захвачен гневом, способен на нормальное обсуждение его состояния.

LK1

Спасибо! Но ведь когда он спокоен вроде и повода нет этот вопрос обсуждать.

Н.В.

А пробовать изобразить того кем называет я бы не стала. Уверена его это очень развесилит, только потом и будет мне прозвища придумывать
На самом деле ко мне эти слова обращены очень редко, чаще к тем детям с кем общается и к сестре.

Н.В.
(09/01/2017)

LK1 писал(а):
Попробуйте как-нибудь, не в момент, когда он обзывается, а простом спокойном разговоре дать ему возможность самому дойти до мысли, что если в момент злости сказать человеку “Я злюсь. Мне не нравится, когда ты (не даешь мне игрушку… отказываешься мне почитать…ведешь меня домой, когда я еще хочу гулять…)”, то человек хотя бы знает, на что именно он зол. И может что-то с этим делать.

А когда он просто говорит “Ты крокодил”, то человеку даже не понятно, что происходит.


Поскольку ребёнок маленький, то он живёт по принципу “здесь и сейчас”. На досуге поговорить можно и нужно, но это будет иметь весьма малое влияние на конкретное поведение. Эффективнее будет следующее. В ответ на обзывание объяснить ребёнку, что тот в данный момент злится. Ребёнок взрослому: “ты крокодил”, взрослый ребёнку: “а ведь ты злишься, тебе что-то не нравится. Что именно?” Можно попробовать угадать, на что ребёнок злится, и подсказать ему это. Если ребёнок на контакт не идёт, продолжает обзываться, выражает агрессию, то можно сыграть роль, стать тем, кем обзывают. Назвал крокодилом – получи крокодила, злого и зубастого. Назвал стулом – получи стул, молчаливый и неподвижный. Не понравилось? Назови по-другому. А ещё лучше, скажи, на что злишься, попробуем справиться с этим вместе.

LK1
(09/01/2017)

Да, история не уникальна))).

Попробуйте как-нибудь, не в момент, когда он обзывается, а простом спокойном разговоре дать ему возможность самому дойти до мысли, что если в момент злости сказать человеку “Я злюсь. Мне не нравится, когда ты (не даешь мне игрушку… отказываешься мне почитать…ведешь меня домой, когда я еще хочу гулять…)”, то человек хотя бы знает, на что именно он зол. И может что-то с этим делать.

А когда он просто говорит “Ты крокодил”, то человеку даже не понятно, что происходит. Кроме того, человек сам точно знает, что он не является крокодилом, дураком, уродом и прочее. Поэтому такие выступления вообще ни к какому разумному результату не приводят.

Тут два посыла. Первый, что обзывательства не несут смысловой нагрузки. Второй – что обзываемый от этого не портится и не становится хуже или лучше. Второй посыл может помочь самому ребенку не особо заморачиваться, если его обозвали или сказали о нем что-то нелицеприятное.

Мне кажется, что либо можно разобраться, почему у ре злость такая сильная… Но вообще мне кажется, что это просто особенность возраста такая. Мне кажется, надо продолжать говорить, что не приятно или даже где-то наказать. И все наладится… А вот литературу не знаю по этому поводу…

Читайте также:  Когда ребенок не говорит в 3 года

[Детское здоровье]

Почему возникает сыпь у детей

Увидели ошибку?

выделите фрагмент текста мышкой и нажмите “ctrl+enter”
ошибки в отзывах пользователей не исправляются

Источник

Услышать от ребенка грубое, некрасивое слово – неприятно для каждого родителя. И сразу же возникает куча вопросов. Почему он это делает? Как реагировать? Что делать? Сегодня мы поговорим о том, как отучить ребенка обзываться.

Как отучить ребенка обзываться

Для начала стоит отметить, что дети до 4 лет не всегда знают значения плохих слов. Поэтому, если вы услышали подобное от малыша, знайте, что он просто повторяет за другими. От вас он услышал во время ссоры или от друга в детском саду – значения не имеет. Ребенок повторяет слово, потому что оно показалось ему интересным.

Если говорить о более старших детях, то здесь причин может быть несколько:

  • То же самое подражание, только не просто «услышал-повторил», а «я тоже хочу быть взрослым». Папа выглядит храбрым и сильным, когда ругается с продавцом в магазине. А ребенок хочет быть похожим на отца. Или эти фразы воспринимаются ребенком как норма, поэтому «почему бы не повторить?».
  • Следующая причина может быть в привлечении внимания. Согласитесь, достичь внимания отрицательными способами намного легче, тем положительными. Да и нередко хорошие правильные вещи от ребенка не замечаются родителями, а на плохие сразу идет реакция.
  • Ребенок хочет самоутвердиться. Плохие слова – это шанс проявить бунт и восстание против взрослых. 

Есть и другие причины для плохих слов у дошкольника: манипуляции, выражение сильных эмоций или защитная реакция.

Найти конкретно вашу причину помогут вопросы: когда это произошло? Что было до этого? Что случилось после? Какие эмоции у вас вызвала эта ситуация?

Если ребенок в 3 года обзывается

Итак, услышав плохое слово от ребенка, не спешите его наказывать и отчитывать. Также неправильной реакцией будет и смех «от умиления», и злость на ребенка, и отсутствие эмоций вообще. В первую очередь, нужно поговорить. Как именно?  Давайте разберемся.

  • Если ребенку меньше 4 лет и причина плохих слов в незнании значения, то лучший вариант – это рассказать, почему не стоит говорить такие слова и научить выражать свои чувства. Например: «Миша, бывают слова, которые нельзя произносить при взрослых и детях. То слово, которое ты произнес, обижает и ранит других людей. Вместо него можно сказать: «Я злюсь на тебя!». Я не желаю больше слышать эти слова».

Обратите внимание, произносите ли вы сами слова, которые не желаете слышать от своего ребенка. Если да (даже шепотом и не на ребенка), то стоит, либо начать контролировать себя и заменять плохие слова, либо не ругать ребенка за подражание.

Дети 4-7 лет уже знают значение плохих слов и обзываются специально. Цель беседы зависит от причины:

  • При подражании расскажите ребенку, что плохие слова говорят плохие дети и взрослые. И для них есть наказание. Но для первого раза вы его прощаете, а в следующий раз придется его выполнить. В качестве наказания может быть невкусная жидкость (травы, рыбий жир). Обязательно спросите ребенка, почему он должен это сделать.
  • Когда ребенку не хватает внимания, то и плохие слова не должны удовлетворять его потребность. Первая реакция должна быть спокойной и невозмутимой: «В моем доме не выражаются плохими словами. Что ты хотел сказать этим? Ты злишься? Тебе обидно?». Почаще спрашивайте ребенка про чувства и научите его выражать негативные эмоции приемлемым способом: порвать бумажки (потом их собрать), сломать карандаш (обязательно позже его подточить), нарисовать эмоцию, поплакать в подушку и т.д.
  • Детский бунт – это требование дать больше свободы и самостоятельности. Наказания не дадут нужных результатов. Говорите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь, когда слышу от тебя такие слова. Давай договоримся, ты больше не произносишь их, а я дам тебе возможность погулять на час больше с твоими друзьями». Здесь важно предоставить ребенку больше выбора и возможностей, не потеряв свой авторитет.

Еще несколько советов, если ничего из вышеперечисленного не помогает:

  • Позвольте ребенку ругаться в определенном месте. Это может быть туалетная комната или около мусорного ведра. Купите отдельный пластиковый стаканчик, в который ребенок может кричать неприличные слова. Или отвезите туда, где можно прокричать вдоволь ругательства. В это же время будьте спокойны и не выражайте на лице никаких эмоций.
  • Если ребенок внушаемый или чуть более боязливый, скажите ему, что употребление плохих слов – это болезнь. И чтобы его вылечить, нужно сварить зелье. Пойдите вместе с малышом в аптеку и купите лекарственные травы со сложным названием (тысячелистник, тимьян) и также вместе приготовьте зелье. Для большего эффекта добавьте мед, сироп, присыпьте солью. Употреблять по несколько чайных ложек 3 раза в день.
  • Поиграйте в игру, где нужно обзываться только овощами: «Ты – тыква!», «А ты – капуста!» или только электрическими предметами: «Ты – холодильник!», «А ты -телевизор!». Это не только позволит ребенку выплеснуть эмоции, но и разовьет мышление и память. А когда ребенок при вас скажет ругательство, скажите в ответ: «А ты – огурец!». И снова начните играть.

Наберитесь терпения и, я надеюсь, что с помощью этих рекомендаций, вы больше не услышите от ребенка ругательных слов.

С вами была педагог-психолог – Гутман Юлия Эдуардовна.

+7 922 29 40 290

Источник

Практически каждой маме приходится сталкиваться с ситуацией, когда ее милый ребенок в гневе обзывается, дерется, кусается и даже топает ножкой, прогоняет с глаз долой или грозится уйти сам. Как бы в таком случае?

ребенок обзывается, ребенок дерется, ребенок дерзит, детская психология, если слова ребенка вас обидели, пример родителей, ребенок кусается, ребенок грозится уйти из дома

Источник: Fotolia

Больше всего в такие моменты хочется расплакаться, обидеться и предложить ему подыскать себе другую маму — раз уж эта, никудышная, его так не устраивает. Но это все чистые эмоции. А делать-то что?

Читайте также:  Где и как можно провести день рождения ребенка 3 года

Точно не стоит остро реагировать и бросать в ответ слова, за которые уже через 5 минут вам может стать стыдно. На самом деле необходимо разобраться в причинах такого поведения ребенка. Откуда берутся эти вспышки неприятия по отношению к самым близким людям? И как правильно на них реагировать?

Родители — пример для ребенка

Чем младше ребенок, тем сильнее его поведение напоминает зеркало, отражающее действия других людей. Услышав в свой адрес неприятные слова или угрозы, вспомните, кто из ближайшего окружения ведет себя похожим образом.

  • Возможно, малыш видел подобную сцену на детской площадке или повторяет за бабушкой, которая, устав от капризов внука, пригрозила, что больше никогда не приедет в гости.
  • Постарайтесь также проанализировать приемы, которые вы обычно используете в конфликтных ситуациях. Некоторые фразы и жесты могут вырываться импульсивно и неосознанно, однако из-за своей эмоциональности они производят сильное впечатление на маленького ребенка. Ему трудно оценить то, насколько правильно такое поведение. Он просто копирует наиболее ярко запоминающиеся образцы, поэтому не нужно искать скрытый смысл в реакциях малыша. В то же время ему нужно помочь найти замену огорчающим вас словам и действиям, пока они не успели войти в привычку.
  • Каждый раз, когда малыш вас отвергает или угрожает вам собственным уходом, выражайте сильное удивление. Например: «Как же мама сможет без своего ребенка?! Она же его так любит!» Постарайтесь сделать свою мимику и интонацию максимально выразительными, чтобы малыш понял, что вы даже не допускаете возможности такого развития событий.
  • Доброжелательно расспросите ребенка, почему он отталкивает или прогоняет вас. Сформулируйте вопрос так, чтобы малыш с большой вероятностью дал утвердительный ответ. Тому, кто сказал «да», уже сложнее проявлять негатив. Например, спросите: «Ты устал и злишься?» или «Не хочешь, чтобы тебе мешали?». Пусть учится делиться своими переживаниями.
  • В некоторых ситуациях можно обойтись без лишних слов и просто обнять скандалиста, несмотря на сопротивление. Попробуйте рассмешить его, чтобы снизить накал страстей, назовите «прогоняшкой» или «Топ-Топычем». Ребенок нуждается в эмоциональной разрядке, и своей нежностью вы дадите понять, что с пониманием относитесь к его чувствам.
    Если вы вместе стали свидетелем чужой ссоры, не забудьте позже обсудить с малышом увиденное. Спокойно объясните ребенку, какие слова или действия точно не стоит копировать.

Физическую агрессию надо сразу пресекать. Научите выплескивать злость безопасными способами: стукнуть подушку или мячик, порвать лист бумаги!

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: GettyImages

Держите себя в руках

Вспомните, как вы обычно реагируете, если вам в автобусе наступают на ногу: сначала появляется мгновенная вспышка гнева и обиды, потом вы сразу же берете ее под контроль. В результате вам удается даже вежливо улыбнуться, принимая извинения.

  • Маленькие дети не способны так быстро справляться с негативными эмоциями. Их возможности в значительной степени обусловлены особенностями темперамента. Если юный флегматик всего лишь недовольно подожмет губы, то холерик с размаху треснет лопаткой. Это чисто физиологические проявления интенсивности эмоций, которые носят сиюминутный характер и никак не связаны с истинным отношением к родным и близким людям. Однако не следует допускать, чтобы агрессивные реакции превратились в привычку.
  • Важно научить малыша выражать свой гнев в приемлемой форме и контролировать вспышки ярости, обиды, гнева, раздражения.
  • Не стоит буквально понимать и принимать близко к сердцу агрессивные слова и действия сына или дочки. Дети живут не просто сегодняшним днем, а в формате «здесь и сейчас», поэтому, когда ребенок говорит «Я тебя не люблю!», он имеет в виду, что именно сейчас испытывает в ваш адрес негативные чувства. Вы можете показать, что его слова расстраивают вас, но не нужно стыдить его за них.
  • Подскажите ребенку корректные формулировки для выражения своих отрицательных эмоций. Можно предложить ему использовать нейтральные и универсальные фразы, которые позволят сбросить напряжение, при этом никого не обидев, например: «Да что же это такое?!» или «Как же мне надоело, что…».
  • Учите малыша ставить себя на место другого человека и таким образом оценивать эффект от своих слов и поступков. Когда он попробует сделать это, у него наверняка пропадет стремление как можно сильнее обидеть маму или другого близкого человека.
  • В тот момент, когда ребенок злится и машет вам кулачком, старайтесь держать себя в руках и сохранять доброжелательность. Видя, что выражение лица у вас осталось совершенно спокойным, он и сам быстрее совладает с гневом. Ну а если в ответ вы заведетесь и бросите пару хлестких упреков, то это создаст эффект масла, которое щедро подлили в огонь. Не накаляйте обстановку.

гневный ребенок, ребенок обзывается, кричит, топает ножкой, кусается, грозится уйти, детская психология

Источник: Shutterstock

Если ребенок грозится уйти

Если малыш не столько отвергает маму, сколько сам демонстративно «уходит от нее» в конфликтных ситуациях, следует задуматься о том, не испытывает ли он чрезмерного давления со стороны взрослых. Ведь именно чувство беспомощности или страх получить отпор заставляет отстраняться, убегать от решения проблемы. Давление родителей может выражаться в привычке отчитывать малыша за проступки, ставить в пример других детей, длительно игнорировать и не разговаривать.

  • В этих условиях ребенок не чувствует себя способным как-то повлиять на ситуацию, поэтому предпочитает просто покинуть родных. Другой причиной частых уходов может быть острая реакция на несоответствие ожиданий ребенка окружающей его реальности. Допустим, единственный сын в семье, привыкший находиться в центре внимания взрослых, может болезненно воспринимать мамино воркование над чужим грудничком.
  • Понаблюдайте за тем, что ребенок пытается предпринять перед тем, как уйти. Возможно, он смотрит в глаза, пытаясь угадать ваше настроение, или демонстративно отворачивается, но на какое-то время остается рядом. В такие моменты он находится в замешательстве, и нужно этим воспользоваться. Деликатно подтолкните его к активному участию в решении проблемы. Например, присядьте рядом и скажите: «Давай подумаем, что можно сделать?»
  • Если обстановка позволяет отпустить его на небольшое расстояние, дайте ему возможность уйти, а потом по собственной инициативе вернуться обратно. Пока малыш «гуляет сам по себе», обязательно скажите ему о том, что вы ждете его и готовы поговорить. Конечно, не теряйте его из поля зрения. Например, если вы в это время находитесь на детской площадке, можно посидеть на скамейке.
  • Дети, которые чаÑ