Если ребенок в 3 года не разговаривает он аутист

Если ребенок в 3 года не разговаривает он аутист thumbnail

Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга “Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии” может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня – об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?

Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.

Вариант первый – это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых “сбит” режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, “растекаются” по рукам.

Второй вариант – это, напротив, дети очень “удобные”, которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, “всегда могли занять себя сами” и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.

Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).

Почему ребенку с аутизмом трудно общаться

Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев – улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.

С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию “тотальной неконтактности” аутистов.

По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.

Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются “автоматически”.

Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.

Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.

У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.

При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.

Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).

Развитие речи при аутизме

При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях – на протяжении всей жизни.

Один из первых признаков нарушения речи при аутизме – неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.

Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.

Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе “я”, называет себя во втором или третьем лице, например вместо “Я хочу конфету” скажет “Ты хочешь конфета”, “Серёжа хочет конфету”) и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: “Ты пойдёшь гулять?” – “Ты пойдёшь гулять” (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: “Ты хочешь есть?” – “Кетчуп “Хайнц” – лучший кетчуп” и т.д.

Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).

Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии – это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.

У детей с аутизмом серьёзно страдает “интуитивное чувство языка”, которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать – речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.

Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и “штампованность” речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.

Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл (“крутая гора – крутое яйцо – крутой парень” и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза “Нельзя хулиганить” для неё относится только к ситуации “Нельзя драться” и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)

Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка “мяч” и “мячик” могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.

Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет (“спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”, которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.

Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.

Как научить говорить ребенка с аутизмом

Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.

Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации – с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет – только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.

Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.

Источник

Купипупсичек

1 Купипупсичек

11 июля 2015 в 17:31

нет, поедьте к хорошему неврологу, могу по опыту посоветовать Владу Тарасенко

и не ставьте просто так диагноз не с чего.

Маманя

2 Маманя

11 июля 2015 в 17:32

Ага! И не ходит на горшок – олигофрен :))))

Не берите в голову!

Нам 2,10 – не ходит на горшок, говорит слов 20 🙂

у меня сын заговорил где-то ближе в 4-м годам. Сейчас ему 8, учится в английской школе, все норм. Но ЗРР нам ставили, тоже занимались с логопедом долго, с дефектологом. Очень многое зависит от вас самой. Мультики часто смотрит? В сад ходит?

Пушка заряжённая

(автор)

4 Пушка заряжённая

(автор)

11 июля 2015 в 17:33 Ответ для Купипупсичек

Цитата:

нет, поедьте к хорошему неврологу, могу по опыту посоветовать Владу Тарасенко и не ставьте просто так диагноз не с чего.

я не знаю такую, мы из Донецка переехали сейчас в маленький городок, пока нет такой возможности(( Но я ей занимаюсь, здесь вожу к логопеду и дома книги читаем, хотя ей это не интересно…крупы пересыпаем и т.д.

Бабушка Бетман

5 Бабушка Бетман

11 июля 2015 в 17:33

У меня племянник заговорил в 6 лет. Мой сынуля тоже не спешит (2,3) Я пока особо не переживаю

Пыхтелка

6 Пыхтелка

11 июля 2015 в 17:34

А у нас во дворе мальчик 4.7 и не говорит да особо и с детьми не гуляет бегает сам по себе что то на своем кричит. Это что аутист что ли?

Зашла на 5минут

7 Зашла на 5минут

11 июля 2015 в 17:34

нет! в кругу знакомых большое количество тех, кто начал говорить после 4х, часть из них уже внуков нянчит, часть успешно работает, часть успешно учится в школе

Цитата:

Ага! И не ходит на горшок – олигофрен :)))) Не берите в голову! Нам 2,10 – не ходит на горшок, говорит слов 20 🙂

Звоночек

9 Звоночек

11 июля 2015 в 17:34

Подождите еще…Как заговорит- не остановите ))))))….Моя тоже долго не говорила…..А счас как пулемет строчит….Иногда голова раскалывается…))))))))))))))))))))

Скомуниздила

10 Скомуниздила

11 июля 2015 в 17:34 Ответ для Тополинка

Цитата:

у меня сын заговорил где-то ближе в 4-м годам. Сейчас ему 8, учится в английской школе, все норм. Но ЗРР нам ставили, тоже занимались с логопедом долго, с дефектологом. Очень многое зависит от вас самой. Мультики часто смотрит? В сад ходит?

а что при ЗРР мультики нельзя смотреть?

СССРовна

11 СССРовна

11 июля 2015 в 17:34 Ответ для Бабушка Бетман

Цитата:

У меня племянник заговорил в 6 лет. Мой сынуля тоже не спешит (2,3) Я пока особо не переживаю

и что вы хотите сказать, что это нормально? заговорить в 6 лет, что не стоит переживать?

Пушка заряжённая

(автор)

12 Пушка заряжённая

(автор)

11 июля 2015 в 17:34 Ответ для Маманя

Цитата:

Ага! И не ходит на горшок – олигофрен :)))) Не берите в голову! Нам 2,10 – не ходит на горшок, говорит слов 20 🙂

моя ходит на горшок с 2-х, но истерики присутствуют, на улице вообще бывает жесть, вся прогулка – это догонялки…Я вот как начитаюсь, так и начинаю примерять на себя все это….Еще здесь встретила одну мамочку, у которой ребенок с аутичными проявлениями. Так она мне сразу заявила, что у нас РАС

Автор, нет конечно.

Меньше здесь слушайте:)))) ато такого на говорят, что спать ночами не будете.

Аноним_Галя

14 Аноним_Галя

11 июля 2015 в 17:35

нет. диагноз ставит специалист. аутизм-это целый букет симптомов. если ребенок вам рад-не аутист точно)))

Купипупсичек

15 Купипупсичек

11 июля 2015 в 17:35 Ответ для Пушка заряжённая

Цитата:

я не знаю такую, мы из Донецка переехали сейчас в маленький городок, пока нет такой возможности(( Но я ей занимаюсь, здесь вожу к логопеду и дома книги читаем, хотя ей это не интересно…крупы пересыпаем и т.д.

она по скайпу консультирует и ведет очень много деток из разных стран дитанционно. ( видео будут нужны ребенка)

В любом случаи не переживайте раньше времени , я думаю если бы это был аутизм – вы бы сразу поняли что с ребенком что-то не так.

Если у него прото задержка речи, то это может быть и ЗПР и алалия, в любом случаи не видя ребенка диагноз никто не ставит.

Пушка заряжённая

(автор)

16 Пушка заряжённая

(автор)

11 июля 2015 в 17:35 Ответ для Пыхтелка

Цитата:

А у нас во дворе мальчик 4.7 и не говорит да особо и с детьми не гуляет бегает сам по себе что то на своем кричит. Это что аутист что ли?

там еще куча других проявлений должна быть….

Звезда в шоке

17 Звезда в шоке

11 июля 2015 в 17:35

не слушайте никого, все будет хорошо. Мой муж до 5 лет не разговаривал, а теперь 52 года рот не закрыть

Зашла на 5минут

18 Зашла на 5минут

11 июля 2015 в 17:36 Ответ для Скомуниздила

Цитата:

а что при ЗРР мультики нельзя смотреть?

есть исследования, что могут тормозить развитие речи

Бабушка Бетман

19 Бабушка Бетман

11 июля 2015 в 17:36 Ответ для СССРовна

Цитата:

и что вы хотите сказать, что это нормально? заговорить в 6 лет, что не стоит переживать?

С ребенком занимались, он ходил в логопедический садик… Результатов не было. В 6 лет в школу не пошел. Заговорил сам и резко. Пошел в 7 лет в школу. Учится хорошо, занимается спортом

Апофиозная

20 Апофиозная

11 июля 2015 в 17:36

Нам 3.2 говорим слов 10. Невропат.выписал таблетки он от них рвет бросили.понемногу сама занимаюсь с ним.с осени думаю к логопеду. Так как до 3-4 логопед не берется.

Цитата:

У меня племянник заговорил в 6 лет. Мой сынуля тоже не спешит (2,3) Я пока особо не переживаю

У нас сын моей подруги заговорил почти в 6. При том, что все понимал, примеры решал и тд. А как заговорил, так не остановить, читать за неделю научился, сейчас закончил второй класс, лучший ребенок в классе.

Скомуниздила

22 Скомуниздила

11 июля 2015 в 17:36

у меня сын 3,5 ставят ЗРР,не говорит

лечимся у невролога,собираемся на занятия к дефектологу

но это не аутизм!!!врачи б вам уже сказали

Цитата:

и что вы хотите сказать, что это нормально? заговорить в 6 лет, что не стоит переживать?

Я ниже ответила, почитайте.

ЧуПа ЧупС ВсЕгДа ПрАв

24 ЧуПа ЧупС ВсЕгДа ПрАв

11 июля 2015 в 17:37 Ответ для Маманя

Цитата:

Ага! И не ходит на горшок – олигофрен :)))) Не берите в голову! Нам 2,10 – не ходит на горшок, говорит слов 20 🙂

+1

СССРовна

25 СССРовна

11 июля 2015 в 17:37 Ответ для Бабушка Бетман

Цитата:

С ребенком занимались, он ходил в логопедический садик… Результатов не было. В 6 лет в школу не пошел. Заговорил сам и резко. Пошел в 7 лет в школу. Учится хорошо, занимается спортом

но согласитесь, это не вариант нормы. Какая то же проблема была у ребенка.

26 malyud

11 июля 2015 в 17:38

диагноз по интернету – жесть

Цитата:

но согласитесь, это не вариант нормы. Какая то же проблема была у ребенка.

Есть дети, которые не попадают во всеобщие нормы.

Банка с бутылками

28 Банка с бутылками

11 июля 2015 в 17:38

у меня малому 4,5 лет,начал говорить только месяц назад ,а теперь сразу слогами говорит,и то постоянно

нет, это означает что ему просто сейчас не хочется говорить)

СССРовна

30 СССРовна

11 июля 2015 в 17:39 Ответ для сладкий_ноябрь

Цитата:

У нас сын моей подруги заговорил почти в 6. При том, что все понимал, примеры решал и тд. А как заговорил, так не остановить, читать за неделю научился, сейчас закончил второй класс, лучший ребенок в классе.

я бы уже с ума за эти 6 лет сошла на месте родителей! видимо была какая то психологическая проблема у ребенка

Источник