Если ребенок в 2 года трус
Осторожный, боязливый, трусливый, тревожный — возможно, одно из этих слов Вы употребляете, говоря о своём ребёнке. Одних родителей это устраивает: «Зато не влезет в какую-нибудь неприятность!», других — огорчает: «Мой ребёнок — трус, какой кошмар!!!». Понятно, что эта реакция зависит не только (и может быть, не столько) от степени «трусости» ребёнка, но и от установок и ожиданий родителей, причём у мамы и папы они могут не совпадать.
Как же следует вести себя родителям, чтобы воспитать ребёнка достаточно смелым? Мы говорим «достаточно», потому что безудержная смелость, безбашенность могут привести к плачевным результатам, когда человек рискует, не думая о последствиях. А это могут быть и серьёзные травмы. Чувство страха дано человеку не зря. Наверное, это – самая базовая и самая сильная эмоция, потому что она призвана охранять нашу жизнь от опасностей разного рода.
Однако очень часто бывает, что страх выходит из-под контроля и начинает подчинять себе всю жизнь человека, не оставляя ему места для попыток выйти за привычные рамки, получить новый опыт, найти своё счастье… Наверно, у каждого из нас найдутся знакомые, которые вроде и живут, а вроде бы и нет, боясь сделать шаг, даже минимально связанный с риском.
Итак, почему ребёнок может быть излишне тревожным? Первое, о чём мы уже сказали — это то, что страх является необходимым и естественным ограничителем действий, которые могут привести к травмам или гибели. В силу индивидуальных особенностей, дети рождаются с разным темпераментом. Кто-то более импульсивен, склонен больше к действиям, а не размышлениям, кто-то наоборот, должен сначала «семь раз отмерить». Само по себе ни то, ни другое не хорошо и не плохо. Проблемы начинаются, когда врождённые качества вступают в противоречие с требованиями окружающего мира.
Могут ли родители что-то с этим сделать? Психологи считают, что — да. По крайней мере, есть представление о том, что делать НЕ НУЖНО.
Прежде всего, не нужно провоцировать тревожность, то есть пугать ребёнка специально. Это могут быть как слишком частые окрики и запреты родителей, так и рассказывание страшных сказок, просмотр «ужастиков» и т. п. Но есть способы не столь очевидные. Поскольку ребёнок получает информацию об окружающем мире через все органы чувств и вообще очень восприимчив, то он не только слышит то, что мы ему говорим, но и то, о чём мы молчим, или разговариваем с другими людьми, видит нашу реакцию, то есть улавливает все наши сигналы — бессознательные послания. И если мы сами боимся всего на свете, мы неизбежно будем транслировать ребёнку: этот мир опасен! Тем самым его собственная тревожность будет постоянно получать мощную подпитку от значимого взрослого. В этом случае мы, конечно, рекомендуем взрослым сначала разобраться в себе и решить свои проблемы, а потом уже воспитывать ребёнка.
Есть и другой, противоположный, вариант подкрепления страхов. Это — их активное неприятие. Наверно, вам не раз приходилось наблюдать, как родитель стыдит своего ребёнка: «Не бойся, сделай это!», «Здесь же нет ничего страшного!», «Все дети не боятся, один ты трусишь!», «Ты что, девочка? Мальчики не боятся!» и т. п. Даже если ребёнок под давлением в этот раз преодолеет свой страх, скорее всего, в дальнейшем он будет избегать подобных ситуаций под любым предлогом.
Это происходит потому, что такие фразы оставляют ребёнка один на один с его мучительным страхом, родитель как бы отстраняется от него, сообщая: «я тебя не люблю, когда ты трусишь, я не с тобой». И тогда страх побеждает…
Что же делать, если Ваш ребёнок отличается чрезмерной робостью, а Вам хочется видеть его уверенным в себе и смелым? Есть такое слово «принятие». Оно означает, что Вы любите ребёнка таким, какой он есть, даже если он в этот момент не соответствует Вашим ожиданиям. Принятие – это способность понять и разделить его чувства, в данном случае — страх. И наличие у Вас достаточной мудрости, чтобы не раздражаться на него, ведь раздражение и гнев сужают поле нашего сознания и мешают найти лучший выход из ситуации. А он есть всегда – надо только его увидеть.
Например, можно разбить большую задачу на маленькие и провести ребёнка по ним последовательно. В спортивном зале (наши занятия “Гимнастика для малышей” https://www.b17.ru/training.php?id=17241) за примерами далеко ходить не нужно: боится прыгать вниз — подложим побольше матов, боится висеть вниз головой — опускаем его медленно, не доводя до вертикали и так далее.
Маленькие дети обычно легко включаются в игру. Этим можно пользоваться для расширения их двигательного диапазона, например, выстраивая различные препятствия, которые нужно преодолеть, чтобы достичь цели. Игры также могут развивать ловкость, быстроту реакции, силу, выносливость и т. д. Будет очень здорово, если к вам присоединятся другие дети — это обычно стимулирует ребёнка. Однако, если он не хочет «в компанию», не настаивайте, значит, он ещё к ней просто не готов.
Есть ещё одно психологическое упражнение, которое полезно делать каждому родителю. Давайте вспомним себя в детстве: наверняка и Вы чего-то боялись (а может, боитесь до сих пор). Что именно это было? Насколько был силён Ваш страх? Что он делал с Вами? Что помогло его преодолеть?
Этот нехитрый приём поможет Вам вставать не в высокомерную позу по отношению к ребёнку, а рядом с ним.
Вместе — против страха.
Источник
Большинство родителей хотят видеть своих детей отважными, храбрыми, инициативными, и трудно найти хотя бы одного родителя, который был бы не против, если бы его ребенок стал трусом. Но если вы все же обнаружили, что ваш ребенок осторожен, опаслив и труслив, не спешите его переделывать и воспитывать с помощью убеждений, выговоров и давления, это никак не изменит его.
Почему он трус
Трусость чаще всего поддерживают детские страхи, для детей наличие страхов нормально. Страх возникает, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя.
С одной стороны, он познает свои возможности, стремится к независимости, к удовлетворению своих желаний, с другой — начинает чувствовать себя небезопасно, понимая со временем, что внешний мир обладает большей силой.
Ребенок также может собирать коллекцию своих испугов (например, перед собаками или ножами, жуками и т.п.). Учите детей критично относиться ко всему, что они видят, узнают, изучают.
Заклинания от страха
Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.
Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.
Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.
Если ничего не помогает
Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.
Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).
Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.
Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.
Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.
Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких. Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка. Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.
Арина Липкина,
психолог
Источник
Семья, дети
15.01 17:54
Дети, семейные отношения, детсады, школы
Сыну 2,5 года,последнее время заметила,что стал проявлять интерес к своим половым органам,трется например или руками постоянно трогает.Мне это УЖАСНО не нравиться,но помню что в универе нам по возрастной психологии говорили про эту особенность(по Фрейду она еще как-то называется,после оральной),и что нельзя ругать ребенка и сильно заострять на этом внимание.НО я НЕ могу на это смотреть,родители у кого у деток это было и как скоро прошло.
Источник
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- 3-7 лет
Большинство родителей хотят видеть своих детей отважными, храбрыми, инициативными, и трудно найти хотя бы одного родителя, который был бы не против, если бы его ребенок стал трусом. Но если вы все же обнаружили, что ваш ребенок осторожен, опаслив и труслив, не спешите его переделывать и воспитывать с помощью убеждений, выговоров и давления, это никак не изменит его.
Почему он трус
Трусость чаще всего поддерживают детские страхи, для детей наличие страхов нормально. Страх возникает, когда ребенок начинает познавать мир вокруг себя.
С одной стороны, он познает свои возможности, стремится к независимости, к удовлетворению своих желаний, с другой — начинает чувствовать себя небезопасно, понимая со временем, что внешний мир обладает большей силой.
Ребенок также может собирать коллекцию своих испугов (например, перед собаками или ножами, жуками и т.п.). Учите детей критично относиться ко всему, что они видят, узнают, изучают.
Заклинания от страха
Критическое мышление довольно ощутимо сокращает страхи. Например, если ребенок боится монстров, начните с ним обсуждать, какие бывают монстры, и есть ли у них слабые, уязвимые места, всегда ли монстры так страшны, или же мы изначально ожидаем, что они страшны, как мы можем подготовиться к тому, чтобы они не приходили к ребенку в комнату.
Подвергайте сомнению все общеизвестное и привычное, показывая ему пример того, что нет ничего, что мы не можем критиковать, выдвигать новые версии, и что мы не обязаны всему верить.
Так же, как и с монстрами, вы можете создавать с ребенком свои ритуалы — как не бояться высоты, или темноты, или больших машин, незнакомых людей. Например, вы можете придумать магическую свечу, которая сжигает страхи, или заклинание, которое отпугивает врагов. Это может стать интересной игрой и психологической поддержкой для ребенка, также такие ритуалы будут создавать запас борьбы с другими страхами, характерными для более старшего возраста.
Если ничего не помогает
Если же вы в дальнейшем видите, что ребенок все так же труслив, и это никак не снижается, возможно, в семье недостает каких-то правил, которые помогают ребенку обеспечить чувство безопасности. Или вы слишком беспокоитесь о ребенке, постоянно его предостерегая, демонстрируя ему свою панику.
Также если воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, он может испытывать боязнь сделать не так, как нужно. Жесткий контроль, строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание, — такое воспитание ребенок воспринимает как отношение к себе, и тогда развивается тревожность и неуверенность, трусливость («Если поступаю не так, как надо, меня накажут, я недостаточно хорош для любви»).
Авторитарный стиль общения с ребенком заставляет его находиться в постоянном напряжении, ребенок опасается не угодить, не выполнить требования взрослых, он становится робким, его спонтанность в играх ограничивается, он перестает быть достаточно активным как в играх, так и в деятельности, на занятиях.
Любые слова пресечения «Не делай так!», «Замолчи!», «Хватит плакать» и подобные этим — прерывают эмоциональные проявления ребенка, в итоге ребенок накапливает зажатость, напряжение и может стать трусливым, зависимым, неуверенным.
Ребенку нужна позитивная обратная связь от родителей, и слова ободрения должны быть регулярными. Если ребенок не знает наверняка, как будет оценен тот или иной его шаг, и если тем более он боится недовольства, вся его личность формируется в состоянии напряженной настороженности и тревоги.
Трусость не является чем-то, что проявляется в ребенке случайным образом, это следствие воздействий на ребенка окружающего мира – прежде всего его семьи, близких. Очень важно научить ребенка не бояться неудач. Неудачи должны быть, это опыт, который помогает изучению, адаптации, и что главное — любовь родителей не должна зависеть от этих неудач своего ребенка. Именно эта уверенность в своих родителях и в их любви будет помогать идти навстречу своим страхам и преодолевать их.
Арина Липкина,
психолог
Источник