Если ребенок в 2 года не выговаривает звук с

Если ребенок в 2 года не выговаривает звук с thumbnail

22.01.2019

Очень важно знать правила, как научить ребенка выговаривать букву «с», так как у многих детей страдает произношение именно этого звука. Отрабатывать навыки необходимо, начиная с раннего возраста. Для этого существует множество разнообразных методик, которые предполагают упражнения в игровой форме.

Нужно ли обращаться к специалисту?

Проводить занятия можно в домашних условиях, но если на протяжении длительного периода времени родителям не удается добиться положительного результата, тогда придется обратиться за помощью к квалифицированному специалисту. Чаще всего это логопед, невролог или психолог в зависимости от причины невозможности произнести букву «с». Иногда требуется помощь хирурга (если причина кроется в неправильном анатомическом строении артикуляционных органов).

Свистящий звук «с» дети начинают произносить примерно к 2-ум годам. В 5 лет ребенок должен хорошо уметь его проговаривать. Причем как в твердом, так и мягком произношении. Если к этому возрасту малыш не говорит «с», посещение логопеда является обязательным.

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Если человек правильно произносит свистящий звук, положение артикуляционных органов должно быть следующим:

  • слегка оттягиваются уголки рта;
  • зубы смыкаются или слегка раскрыты;
  • самый кончик языка должен упираться в нижние зубы;
  • спинка языка с передней части должна приближаться к альвеолам и образовывать с ними небольшую щель;
  • по средней части языка должен выходить воздух через образовавшийся желобок.

Постановка звука «С»

Чтобы поставить звук «с», необходимо понять, какие речевые органы участвуют в процессе разговора. В первую очередь, это язык, нёбо, губы, то есть артикуляционная система. Для разработки применяются разные методы.

Артикуляционная гимнастика

Данные занятия предполагают укрепление артикуляционных органов, так как при плохой их подвижности ребенку трудно выговаривать те или иные звуки. Перед зарядкой необходимо провести разминку – для этого достаточно построить гримасы и рожицы перед зеркалом, вытягивая язык и губы в трубочку, делая колечко и т. д.

Какие упражнения проводятся:

  1. Вытянуть губы в трубочку, после чего растянуть их в широкую улыбку. Проделать так минимум 7 раз.
  2. Упереть кончик языка в верхние зубы. Делать чистящие движения по всем внутренним сторонам зубов.
  3. Открыть рот, высунуть язык. Двигать им из одного уголка рта в другой.
  4. Слегка приоткрыть рот, вытянуть язык, уложить его на нижнюю губу и максимально расслабить. Не подворачивая нижнюю губу произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя». При этом должна выходить струя воздуха.
  5. Сделать открытую улыбку, покусывать язык, произнося слог «та-та-та-та-та».
  6. Слегка прикусить кончик языка и начать движение вперед-назад, прилагая усилие.
  7. Снова уложить язык на область нижней губы в легкой расслабленной улыбке. Зафиксироваться на 10 секунд.

Больше рекомендаций и упражнений артикуляционной гимнастики – найдете здесь.

Упражнения и игры

Чтобы заинтересовать малыша, занятия проводятся в форме игры. Упражнений существует множество:

  1. Футбольный матч. Возьмите кубики небольшого размера, сделайте из них воображаемые ворота на поверхности стола. Из ваты, пенопласта или просто бумаги сформируйте мячик. Поставьте его вдалеке от ворот, попросите ребенка дуть на мяч так, чтобы загнать его в искусственно созданные ворота. Главное требование – выпускать воздух без раздува щек. Эта игра позволит быстро поставить свистящие звуки.
  2. Снова сформировать шарики из легкого материала. Их должно быть столько, сколько и участников игры. Уложить мячи на край стола и дуть на них, продвигая вперед. Условие – необходимо сделать широкую улыбку с открытым ртом. Кончик языка должен касаться нижней губы. Далее выдувается длинная струя, наряду с чем протяжно произносится «ф-ф-ф-ф-ф». Это помогает создать узкую воздушную струю, которая способствует выговариванию звука «с».
  3. Объясните малышу, что его язык – это кисточка маляра, а внутренняя часть зубов – заборчик, который нужно покрасить. Растянуть улыбку с приоткрытым ртом. Уложить язык на один из краёв нижнего ряда зубов и начать движения по типу окрашивания. Изначально надо двигаться слева направо, после – сверху вниз. Категорически запрещено отводить язык от нижних зубов.
  4. Теперь упражнение-игра на расслабление. Ребенок должен знать, что после усиленной тренировки необходимо отдохнуть. Открыть ротовую полость, положить расслабленный язык на губу. Держать в таком положении около минуты.
  5. Подготовьте специальные карточки, на которых есть звук «с» и все гласные буквы. Перед ребенком поднимите карточку с «с» и попросите протяжно её произнести. Далее усложняем задачу, подставив к свистящей букве гласную. Снова нужно произнести протяжно, но уже слог. Например, «с-с-с-со», «с-с-с-се», «с-с-с-са» и т. д.

В этом видео представлены некоторые эффективные логопедические упражнения для постановки звука «с»:

Другие методики

Используются и другие методы-упражнения для коррекции свистящего звука:

  1. Плотно закрыть рот, стиснув зубы. Поставить язык на внутреннюю сторону верхнего ряда и интенсивно двигать им из одной стороны в другую.
  2. Можно научить ребенка играть в «тишину». Для этого он должен проговаривать звук «т-с-с-с».
  3. Обязательно малыш должен повторять за мамой слова с буквой «с»: «сова», «санки», «слово», «семена», «стог», «коромысло», «колбаса» и пр.
  4. Попросите малыша придумывать фразы с буквой «с»: «слива скоро поспеет», «семена сажают весной».
  5. Используйте скороговорки, которые ребенок должен заучить. Изначально повторяйте их в медленном темпе, постепенно увеличивая его. В итоге Ваше чадо должно научиться быстро произносить эти словосочетания.
  6. Инсценируйте сказку, но еще лучше ‒ придумайте собственную, где в ролевой речи будет изобиловать свистящий звук. Главная роль достается ребенку.
  7. Существует множество интереснейших для детей прибауток и потешек, песенок и стишков, которые можно применять во время занятий.
  8. Дыхательная зарядка – важная часть, которая применяется на начальных этапах. Дайте ребенку надуть воздушный шарик, сделайте вместе с ним бумажный кораблик и пустите его в дальнее плавание в ванной (корыте). Можно попросить ребенка остудить горячий чай струей воздуха и согреть паром изо рта замерзшие руки.

Для каждой возрастной категории разработаны определенные игровые комплексы, поэтому обязательно проконсультируйтесь у логопеда, который дополнительно поможет выявить причину неправильного произношения «с».

Советы родителям

Секрет успеха обучения малыша свистящим буквам зависит от многих факторов, поэтому обязательно воспользуйтесь следующими полезными рекомендациями:

  1. Упражнения должны проводиться в определенной последовательности, поэтому предварительно составляйте план каждого занятия. Помните, что важной частью является разминка.
  2. Следите, чтобы ребенок развивал мелкую моторику рук, которая сильно влияет на качество развития речи. Подробней об этом – расскажет данная статья.
  3. Постоянство и регулярность – обязательные спутники уроков. Нельзя пропускать занятия, устраивая выходные. Ежедневно заниматься по 10-15 минут 3-4 раза.
  4. Если ребенок быстро устает, отложите урок и проведите его через час. Но лучше будет, если Вы его заинтересуете игрой.
  5. Не стремитесь с первых уроков использовать сразу все игры-упражнения. Это может быстро надоесть. Сначала осваивайте один комплекс и только после того, как малыш научится выполнять упражнения максимально правильно, переходите к другому.
  6. При артикуляционных тренировках используйте зеркало. Но помните, что малыш должен принять удобное положение и видеть отражение себя и обучающего человека.
  7. Особое внимание обращайте на симметричность лица во время упражнений – на нем не должно быть искажений.
  8. Буква «с» произносится преимущественно на выдохе, поэтому не брезгуйте дыхательной гимнастикой.
  9. Если Вы ранее не сталкивались с логопедическими упражнениями, специалисты советуют изначально освоить технику занятий. Для этого встаньте перед зеркалом и потренируйтесь. При необходимости проконсультируйтесь с логопедом, чтобы научиться правильно и точно придавать положение артикуляционным органам.
  10. Перед занятиями кроха должен находиться в приподнятом настроении, поэтому повеселитесь с ним заблаговременно.
  11. Категорически запрещено ругать малышей, если у них сразу не все получается. Будьте максимально терпеливыми, относитесь к ним с любовью, поощряйте и хвалите, подбадривайте и придавайте им уверенность.
  12. Каждый ребенок имеет любимую игрушку, поэтому используйте её в обучающих играх.
  13. Если до буквы «с» малыш успел освоить другие звуки, то обязательно проводите занятия для закрепления этих навыков.
  14. Когда произносятся свистящие звуки, воздух со рта должен выходить прохладный. При разговоре шипящими – теплый. Вы можете проверить правильность постановки «с», приложив руку ко рту ребенка при произношении буквы. Этот момент может заинтересовать кроху, после чего он будет самостоятельно экспериментировать, оттачивая мастерство.
  15. Когда Вы показываете ребенку действия артикуляционными органами, делайте это не спеша и четко, чтобы малыш понял смысл движения языка.
Читайте также:  Ребенку 2 года открытый прикус

Ребенок с логопедом проговаривает букву "С"

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

Источник

Статья:

Часто к логопеду родители приходят с вопросом: «Почему мой ребенок не выговаривает буквы и что с этим делать?»

Хочется сразу пояснить, что выговаривает или не выговаривает ребенок не буквы, а звуки. Многие взрослые совершают ошибку, путая эти понятия.

Еще внутриутробно малыш сталкивается со звуками, которые окружают его маму. После рождения, с каждым месяцем, восприятие звуков становится более четким и постепенно кроха научается говорить сам. И только когда ребенок учится читать и писать, происходит знакомство с буквами. Буквы – это специальные знаки, которые служат для изображения звуков на письме. Таким образом, звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и читаем.

Но вернемся к вопросу родителей: «Почему мой ребенок не произносит некоторые буквы?» Давайте разберемся в том, что именно является специфической особенностью развития речи того или иного возраста. Ведь для того, что бы увидеть, есть ли у ребенка проблемы с речью, необходимо сравнить развитие речи в норме с тем как протекает речевая деятельность вашего ребенка в данный момент.

Читайте также:  Логопедическое обследование ребенка 2 года

Возрастные нормы развития речи детей

Итак, нормы развития речи следующие:

Этап развития речиВозраст ребенкаХарактеристика
КрикC рожденияС помощью крика ребенок общается с окружающими его людьми. Внимательные мамочки очень быстро начинают различать крик боли, крик голода, крик удовольствия и т.д. К концу первого месяца малыш уже способен не только кричать, но и сосредотачиваться на разговорах взрослых, прислушивается к ним.
Комплекс оживления3 месяцаПри появлении мамы, малыш начинает улыбаться, махать ручками, сучить ножками и издавать звуки. Если «комплекс оживления» не появляется до десятой недели – это тревожный знак, который может говорить о задержке психического развития. В этом случае стоит незамедлительно обращаться к врачу.
Гуление4 месяцаВоспроизведение малышом различных звуков (используются заднеязычные согласные «г», «к», «х» и знакомые гласные) и их сочетания в произвольном порядке: «гы», «кх», «агу» и т.д. Постепенно оно становится «певучим», появляются новые звуки, например «б», «п».
Лепет6 месяцевМногократное повторение слогов: «та-та-та», «дя-дя-дя», «ма-ма-ма». В шесть-девять месяцев у малыша начинает накапливаться пассивный словарь. Если спросить: «Где мама? Где мячик ( или зайчик)?» то ребенок начинает искать глазками данные предметы и поворачивать голову в их направлении. Так же в этом возрасте малыш реагирует на свое имя. Хорошо отличает своих людей от чужих. Ребенок активно в общении использует жесты, например, кивает или мотает головой, машет ручкой на прощание.
Лепетные слова9-12месяцевПри продолжающемся лепете происходит переход к словам. Появляются так называемые лепетные слова (мама, баба, ам, дай). И даже если ваш малыш постоянно игрушечного мишку называет «ми-ми»-считайте это словом.
“Взрослые слова”1,7-1,9 месяцевОбычно дети слышат как говорят взрослые и как могут повторяют за ними слова, при этом упрощая их (пайс-спать, пйси-пошли, моко-молоко). Это допустимо для данного возраста.
Предложения2 годаК двум годам ребенок научается использовать словосочетания из двух слов (ляля бах, мама ам). С двух лет происходит появление предложений и их развитие. 2/3 того, что ребенок говорит, понятно окружающим. Начинают появляться понятия «я», «мой».
Грамматически правильно оформленная речь3-4 годаК трем годам появляются сложные предложения, используются почти все части речи, союзы, предлоги, единственное и множественное число. Знают свой пол, имя, возраст, имена родителей. К четырем годам речь ребенка оформляется грамматически правильно, в словах используются суффиксы, фразы становятся более сложными.

Последующее развитие речи специалисты оценивают опираясь на способность отвечать на заданные вопросы, на умение выстраивать последовательные цепочки и составлять рассказы по картинкам, рассказывать о событии, пересказывать рассказ или сказку, на наличие инициативы в разговоре.

Данные нормы, как и любые другие, – это усредненный показатель, на который опираются специалисты (логопеды, дефектологи, неврологи) при постановке диагноза. К ним нужно стремиться и на них нужно ориентироваться. Но это совершенно не означает, что все показатели должны быть именно такими. Ваш кроха индивидуален. Он развивается в своем темпе. Главная задача родителей, помогать своему малышу, двигаться в правильном направлении, и если нужно вовремя оказать ему необходимую помощь.

Речь ребенка как глина: сырой глине легко придать нужную, правильную форму. Но можно ли слепить что то, из уже высохшей глины? Результат наверняка будет плачевным!

Уважаемые мамы и папы, помните: гораздо сложнее исправляются «застарелые» дефекты речи!!!

Почему же ребенок не выговаривает некоторые звуки? Почему возникают нарушения речи?

Конечно истинную причину, должен определять врач. Скорее всего, будет необходимо проконсультироваться не только у логопеда, но и у других специалистов, таких например как невропатолог, психиатр, отоларинголог. Но и вы сами способны предположить, что могло повлиять на задержку в речи.

Возможные причины:

  • Отрицательные факторы во время беременности и родов.
  • Частые болезни, инфекции и травмы в период до трех лет. Это период, когда интенсивно формируется речь.
  • Снижение физиологического слуха.
  • Недоразвитие фонематического слуха (способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи).
  • Подражание неправильной речи. Часто взрослые, подстраиваются под речь ребёнка и длительно «сюсюкают» с детьми. Подобная речь не стимулирует к правильному звукопроизношению и закрепляет его недостатки. Так же происходит и при постоянном общении ребенка с младшими детьми. Бывает так, что кто то в семье не выговаривает те или иные звуки и ребенок копирует это неправильное звукопроизношение. Если малыш часто общается с людьми с неясной, торопливой речью – это приносит особый вред.
  • Двуязычие в семье.
  • Педагогическая запущенность. Обычно при педагогической запущенности, нормальное развитие речи тормозится, из-за того, что родители, не обращают внимание на речь своего ребенка, не замечают нарушений, не поправляют ошибки, не дают правильных образцов произношения, не развивают речь.
  • Недостатки речевого аппарата: неправильный прикус, короткая уздечка языка, узкое, очень высокое или плоское нёбо.
Читайте также:  Ребенок олигофрен 2 года

Нарушения звукопроизношения проявляются в речи по-разному:

  1. Тот или иной звук отсутствует: ракета (акета), луна (уна) .
  2. Искажение звука: например, вместо нормативного р, произносится велярный или увелярный звук (картавость) или вместо нормативных с, з, ш, ж, ц, произносятся межзубные звуки, когда кончик языка вываливается между зубами
  3. Замена одного звука другим, имеющимся в фонетической системе русского языка: шишка-сыска, рот-лот и т. д.

Существует множество диагнозов при нарушении речи, такие как дислалия, дизартрия, заикание, ринолалия, алалия, мутизм , аутизм, общее недоразвитие речи.

Конечно, не нужно пытаться ставить их своему ребенку самостоятельно. Для этой цели лучше посетить специалиста.

Все эти нарушения достаточно серьезные, которые чаще всего нельзя исправить за год перед школой. Если их не устранить к 6 годам, то они наверняка превратятся в стойкие и сложные и аукнутся в школе нарушением чтения и письма.

Поэтому не закрывайте глаза на любые отклонения в речи ваших детей! Практически каждое нарушение возможно исправить, главное не упустить время. Хотелось бы отметить, что коррекцию нарушений речевой деятельности важно осуществлять комплексно, при участии, логопеда, невролога, педиатра, психиатра, дефектолога, психолога. Возможно, понадобятся услуги сурдолога, эндокринолога, окулиста.

Но коррекция и восстановление речи ребенка зависит не только от докторов и современных методик. Важную роль играют родители, семья малыша. Родным людям необходимо объединиться со специалистами, слушать и выполнять все назначения, домашние задания, приложить максимум усилий для достижения намеченной цели и это обязательно даст положительный эффект!

Для развития речи ребенка и формирование правильного звукопроизношения необходимо использовать каждую минуту общения!

Как формировать правильное звукопроизношение у ребенка: рекомендации родителям

  • Пусть ваша речь всегда будет четкой и правильной, без «сюсюканья» и искажения слов.
  • Обогащайте словарь ребенка. Беседы, рассказы, чтение способствуют этому как нельзя лучше! Их можно использовать на прогулке, в транспорте, в игре. Что бы вы ни делали-общайтесь с малышом, объясняйте, поясняйте что вокруг вас происходит, почему и зачем это нужно. Например, играя с крупой и контейнерами можно проговаривать: “Смотри, Машенька, какие зернышки. Мы из них варим кашу для Машеньки. Это гречка. Любишь гречневую кашку? Да, любит наша Машенька гречневую кашку. А вот это рис. Зернышки беленькие, длинные. Ну-ка, давай возьмем их в ладошку. Ах, какие зернышки! Давай высыплем их в контейнер. Вот как они стучат по донышку!
  • Подавайте пример, самостоятельно читая книги и газеты.
  • Огромное место должны занимать в жизни детей игры на развитие правильного звукопроизношения, на выработку четкой дикции, развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Например, играя в мяч, который есть у каждого ребенка, можно развивать фонематические процессы и формировать правильное звукопроизношение. Взрослый: “Я буду называть звуки, а ты подбрось мяч вверх, когда услышишь звук “А”. Поймав его, повтори этот звук”. Или можно бросая мячик, произносить слова, которые ребенок должен повторить возвращая мяч (сумка, посуда, светофор и др). Затем взрослый может запутывать слова, переставляя звуки и слоги, а ребенок должен их распутать (подуса-посуда, свефорто-светофор, касум-сумка). Объективно оценить звукопроизношение своего ребенка можно в игровой форме. Для совершенствования дикции, рассматривая картинки в книгах или играя игрушками, можно проговаривать вместе с ребенком чистоговорки, например: “Му-му-му, молока кому?”, “У зайца Бубы заболели зубы” и др.
  • Отлично способствуют развитию речи пальчиковые игры, перебирание круп и мелких предметов, рисование карандашами, мелками и пальчиковыми красками, лепка. Вы можете более подробно прочитать о взаимосвязи мелкой моторики и речи.
  • Чаще посещайте вместе интересные места: музей, цирк, лес, парк, театр. Пусть жизнь малышей будет обильна на впечатления. Это дает мощный толчок в развитии речи.

И главное любите своих детей, а не свое идеальное представление о них и помните, что каждый из них – человек! Уважайте детей! Удачи!

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник